Как правильно говорить ребенку “НЕЛЬЗЯ”

Почему родителям бывает так сложно отказать ребенку?

Даже если родители усвоили необходимость запретов, то перенести их в жизнь бывает непросто. Что мешает родителям, научится отказывать детям?

Желание угодить во всем

Такое случается, если ребенок был особенно долгожданным или сами родители были лишены в детстве того, чтобы им хотелось получить. И когда малыш появляется на свет, родители решают дать ему все-все-все. Иногда, желание становится навязчивой идеей: покупаются самые дорогие гаджеты, одежда, продукты. Только бы у ребенка было все лучше, чем у остальных детей. Посторонними людьми, такое желание, ошибочно трактуется как проявление безусловной любви.

На деле – это прямой путь вырастить эгоиста. Самые избалованные дети капризничают больше остальных. А секрет, как раз и таится в отсутствии границ. Малыш, подсознательно ищет пределы допустимого, а когда их не находит – капризничает, ведь он не чувствует себя в безопасности.

На деле, в раннем возрасте малышу нужно немногое: питание, сон, комфорт, внимание родителей. Если не начать самостоятельно окружать малыша ненужными, но дорогими вещами, у него не сформируется неконтролируемая жажда иметь все, на что он посмотрит

Зависимость родителей от мнения окружающих

Например, когда ребенок устраивает истерику в людном месте из-за отказа мамы купить очередную ненужную игрушку, а «сердобольные» покупатели, проходившие мимо, считаю необходимым внести свой комментарий: «вам, что жалко?», «купите, он же плачет!», «что вы за мать?!»…мама сдается, под гнетом мнения окружающих. Ей жутко неловко, а в это время, малыш понимает, что «игра на публику», способна дать желаемые результаты.

Или другая ситуация: в гости пришли друзья семьи (соседи, родственники), у которых есть ребенок похожего возраста. Они искренне удивляются: вы не приобрели любимому чаду, новейшего робота (куклу, конструктор, телефон, рюкзак и многое другое)? Они давно уже это сделали! Родителям снова становится неловко, и они начинают чувствовать себя плохими воспитателями. Здесь взрослые манипулируют взрослыми.

Запомните: от наличия или отсутствия очередной игрушки у вашего ребенка, вообще не зависит хорошими или плохими родителями вы являетесь. Научитесь не зависеть от чужого мнения, и отказывать не только ребенку, но и окружающим. Не позволяйте им решать за вас. Сообщите любопытным зевакам в магазине, что сами знаете, покупать или не покупать новую игрушку ребенку. Укажите друзьям, что у вашего малыша достаточно игрушек, а вместо нового робота, вы сходили всей семьей на развивающие занятия или смастерили домик для кошки.

Попадание на распространенные детские уловки

«Мама, но всего один разочек!», «Папа, если ты меня любишь, купи мне ту синюю машинку!», «Мне вечно ничего нельзя, а вот Васина мама все ему разрешает!». Знакомо?

Такие фразы ежедневно слышат родители по всему миру. В возрасте 4-7 лет, дети активно учатся перенимать поведение взрослых. Если в семье свойственны подобные манипулятивные приемы, то очень скоро они усваиваются и малышом. Но получить похожие примеры, он может из окружающего мира (садик, школа, телевиденье). А вот справляться с детской манипуляцией предстоит родителям.

В ответ на подобные фразы, родители должны понимать, что одним разом ничего не ограничится. Скажите, что, безусловно, любите ребенка, но выполнять просьбу не будете, ведь любовь не измеряется подарками. Расспросите, что такое «ничего нельзя» и «все можно», в чем это выражалось. Подробно разберите каждый пример. Возможно, что ребенку просто нахватало внимания и разговор перетечет в абсолютно другую тему, и он не вспомнит о недавней прихоти.

Избегайте педагогических слов-паразитов

Многие фразы, которые мы привыкли слышать с детства от наших родителей, относятся к педагогическим словам-паразитам. Мы и сами частенько их употребляем, не видя в этом ничего предосудительного. Но давайте заглянем глубже в значение фраз, которые нельзя говорить детям.

«Сейчас я уйду, а ты оставайся!» Это фраза, которая созвучна в сознании ребенка с предательством. Дикий страх, который охватывает ребенка при виде уходящего родителя, заставляет его забыть обо всех увлекательных играх, открытиях, интересном окружении и броситься за ним вслед. Родители, пожалейте и без того беззащитных детей!

Это – одно из самых жестоких проявлений родительской власти.

«Дай, я сделаю сам». Раздражение, которое слышится за этой фразой, говорит ребенку, что он ни на что не способен. Постоянно повторяя эти слова, в один прекрасный день родители увидят свое чадо, абсолютно безразличное ко всему и не желающее браться ни за какую работу, ведь он – полная бездарь.

Это – страшная фраза, ведь с ней ребенок ничего не научится делать самостоятельно.

«Я же тебе говорила!» Вместо того, чтобы поддержать свое чадо в момент неудачи, мама или папа многозначительно произносит эту фразу. Что чувствует ребенок? Боль, обиду, иногда – раздражение.

Родители, которые любят таким образом брать реванш над детьми, запомните: подчеркивание своей правоты лишний раз заставляет ребенка поверить в свое несовершенство.

«Давай быстрее!» Думаете, от этой фразы ребенок действительно быстрее закончит свои дела? Как раз все наоборот: торопясь и волнуясь, малыш может что-то перепутать, забыть, еще больше замешкаться. А если взвинченный родитель скажет такую фразу флегматику, который от природы не может делать ничего быстро, то он может подумать, что его упрямое чадо просто не реагирует на его слова. Вот вам повод для очередного конфликта.

Чтобы этого не было, выделяйте запасное время и давайте ребенку возможность все делать в удобном для него темпе.

«Это не стоит переживаний», «не плачь!». Не умаляйте значение чувств и эмоций маленького человечка – от этого он только отдалится от вас. Вы должны проникнуться его проблемами до глубины души и понять его эмоции. Кстати говоря, дети имеют право на слезы, ведь они отлично снимают напряжение. Не воспринимайте плач ребенка как раздражитель.

Посмотрите на него по-другому – глазами любящего и понимающего родителя. Обнимите свое страдающее чадо и посочувствуйте ему.

Запрещайте как можно реже!

Прежде, чем что-то запрещать ребенку, подумайте, а действительно ли это нельзя? Случится ли что-то страшное, если ребенок наступит в грязь или поднимет с земли выброшенный фантик? Ведь не так трудно постирать одежду ребенка или лишний раз протереть ему руки влажной салфеткой, стоят ли эти хлопоты того, чтобы запретить ребенку исследовать окружающий мир!

Под словом «нельзя» должны находиться только самые строгие запреты. Строгие запреты в основном могут быть связаны с вопросами безопасности (не совать пальцы в розетку), но могут быть связаны и с чем-то другим, например, с чем-то особенно ценным для вас.

Организуйте вашу семейную жизнь, так чтобы запрещать приходилось очень редко. Если ребенку еще нет 1-1,5 лет, просто уберите из зоны досягаемости ребенка все опасные и особо ценные предметы. Никакой бытовой химии и дорогой посуды в нижних шкафчиках, никаких острых предметов по близости, желательно, безопасные розетки. Так, чтобы вы точно знали, если ребенок будет передвигаться по комнате самостоятельно, ничего страшного не произойдет.

Если же ребенок уже постарше, то здесь задача будет потруднее. Нужно учиться идти на компромиссы со своим ребенком. Если ваше чадо хочет исследовать камешки и бумажные фантики – берите на прогулку влажные салфетки. Хочет исследовать грязное ведро для мытья пола – налейте и поставьте рядом чистое ведерко специально для малыша. Используйте также ограничительные условия. Например, на требование ребенка немедленно поиграть с ним не говорите «Нет», скажите «Я закончу свои дела через 15 минут, подожди, и мы с тобой поиграем» (только обязательно исполните свое обещание).

Почаще вместо «Что ты делаешь? Нельзя!» задавайте вопрос «Что ты хочешь?». По своей дочери я убедилась, что этот вопрос очень действенный. Стоит только его задать в ответ на капризы дочери, она сразу как бы приостанавливается и задумывается («И чего я в самом деле хочу?») Считаю, что этот вопрос очень хорошо помогает ребенку лучше понять себя. Этим вопросом вы завязываете с ребенком спокойную беседу, в которой потихоньку начинаете объяснять причину ограничений, рассказываете, что всем нам приходится согласовывать свои действия с желаниями окружающих.

Помните, чем реже вы будете говорить «Нет! Нельзя!», тем больше ребенок будет прислушиваться к этим словам.

Объясните, почему «нет»

Недостаточно просто сказать ребенку «нет». Для него это отличный повод испытать вашу стойкость. Малыш начинает плакать, и родители готовы на все, чтобы остановить истерику. Запреты и вовсе перестают работать и становятся пустым звуком, если дети очень часто слышат необоснованные «нельзя».

Самый эффективный способ сказать «нет» — привести веские, понятные ребенку причины своего запрета. «Сложные» нотации ребенок не поймет и, скорее всего, пропустит мимо ушей, поскольку сильно расстроен. Объяснения должны быть четкими и соответствовать возрасту.

Плохо: «Немедленно перестань царапать стол вилкой!»

Хорошо: «Не царапай стол вилкой. Смотри — остаются следы, они портят наш красивый стол».

«Успокойся»

Слово «успокойся» на самом деле не создает ощущение мира и спокойствия. Собственно, чаще всего родители произносят «Успокойся!» из-за собственной фрустрации, так как у них не получается сделать так, чтобы ребенок прекратил как-то не так себя вести. Но таким поведением ребенок дает вам понять, что его душевное равновесие нарушено

Поэтому важно научить его приемам, с помощью которых он сможет успокоиться сам

В конце концов, вы же не всегда будете рядом, чтобы помогать ему контролировать свои эмоции: он должен уметь с этим справляться самостоятельно. Например, сделать несколько глубоких вдохов или пойти пройтись. Детям необходимо знать, как управляться со своей психикой и со своим телом. Поэтому вместо того чтобы просить ребенка успокоиться, научите его приемам, которые приведут его в состояние гармонии. Поощряйте его практиковаться в этих навыках.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Как дети воспринимают запреты

Родители вынуждены смириться с тем, что кроха, исследуя мир, обязательно полезет и в унитаз, и потянется к миксеру, так как не может сразу же идентифицировать, что эти предметы опасны для него. Ему интересно и потому кроха пытается утолить свое любопытство. Если же мама или папа что-то ему запрещают, сразу же немедля ребенок начинает плакать. Это вполне нормальная реакция, так как таким образом малыш выражает свой протест.

Когда мама или папа запрещают ребенку лезть к микроволновке, они сетуют на то, что он пытается дернуть провод миксера, ведь ему же запрещали трогать технику на кухне. На самом деле это невозможно, так как в раннем детстве дети еще не осознают, что такое запрет и не умеют сопоставлять две аналогичные ситуации. Потому не стоит думать, что таким образом ребенок хочет как-то вам насолить, это не так, это просто особенность детского восприятия, к которой нужно относится с терпением.

Также малыши не воспринимают запрет как нечто постоянное и глобальное, потому удивляться тому, что завтра ребенок может сделать то, что мама запрещала делать сегодня, не стоит.

Не живи

Именно в такой форме фраза в речи родителей прозвучит едва ли, но очень многие даже любящие мамы и папы обвиняют малыша в том, что его появление вызвало определенные трудности в семье, финансовые проблемы, сложности во взаимоотношениях.

Могут прозвучать такие обидные для ребенка варианты:

  • Лучше бы тебя не было.
  • Нам не нужен такой плохой (глупый, непослушный) ребенок!
  • Ты – обуза для всей семьи!
  • С тобой так тяжело.

Даже если фраза была случайно обронена в тот момент, когда мать сильно устала или раздражена, она надолго останется в памяти малыша. Если же подобные высказывания вошли в привычку, они повлекут за собой серьезные проблемы в развитии крохи:

  • чувство вины, которое будет преследовать малыша всю жизнь;
  • ощущение собственной никчемности, неполноценности;
  • ребенок будет расти, будучи не в состоянии избавиться от мысли, что он кому-то что-то должен.

Часто дети, задавленные такой установкой, приобретают различные зависимости, постоянно вступают в драки, чтобы прекратить свое существование и избавить родителей от тягостного присутствия. Поэтому ни один вариант фразы никогда не должен звучать в речи.

Немає провокаційних моментів!

Бувають моменти, коли мама і тато просто провокують дітей на певні вчинки. Наприклад, ви забороняєте дитині торкатися важливих паперів або документів, але як же уникнути такої спокуси, коли все це навіть не прибрано в ящик столу? Ось таких моментів просто величезна кількість.

Рекомендується зберігати всі важливі речі в повністю недоступному для дитини місці, а ще краще – під замком. Той же момент стосується і крихких речей, більш дорогих. Не треба спокушати своє чадо на вчинки, за якими слідує покарання.

Пам’ятайте про правила безпеки маляти у вашому домі. Намагайтеся захистити дитину від ріжучих і колючих предметів, гострих поверхонь і кутів, закрийте розетки, дзеркала і скла.

Разрешайте ему выбирать

Предоставляйте ребёнку возможность самостоятельного выбора. Детям это очень нравится. Проведите эксперимент. Вы увидите, что у ребёнка повысится настроение, он будет улыбаться, задумываться и выбирать. Он будет гордиться своим правом выбора и, соответственно, самостоятельностью.

А. Мама наливает в кружку горячий чай. Сын собирается его испробовать. Родитель предупреждает, что кружка очень горячая. «Ты можешь потрогать, если хочешь, но тебе будет больно, ведь кружка горячая». Затем можно сделать небольшую паузу, и предложить налить вместо этого тёплый чай. Да, сынок всё же прикоснётся к кружке, дабы проверить слова мамы, но зато впредь он будет знать, что такое горячее, и вести себя осторожнее.

Б. Дочь пытается перейти через лужу в туфлях. Реакция правильного родителя должна быть такой: «Доча, стой! Как ты помнишь, по лужам мы ходим только в сапогах. Выбирай: идём сейчас домой переобуваться или побросаем в лужу камушки? Смотри как это здорово!»

Что такое родительская установка?

Это определенные приемы в воспитании, представляющие собой скрытые, замаскированные рекомендации и советы родителей своему крохе, поясняющие ему, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Впервые термин начали использовать психотерапевты Гоулдинг, Мэри и Роберт, правда термин звучал как «родительские директивы». Исследователями было выделено несколько таких директив, каждая из которых оказывала свое влияние на ребенка. К их числу относились:

  • необходимость быть послушным;
  • быть прилежным;
  • не спорить со старшими;
  • побольше молчать в их присутствии.

Подобные установки чаще всего используются родителями, которые сами в детстве столкнулись с аналогичным подходом к воспитанию. Такие директивы не предполагают обязательного наказания малыша за их нарушение, однако ребенок будет мучиться из-за осознания своей вины

Также важно понимать, что зачастую устанавливаются они из самых добрых побуждений, из желания защитить малыша от негативного воздействия окружающего мира. Но итог оказывается довольно печальным – ребенок становится неуверенным в себе, считающим себя неудачником или плохим сыном (дочерью), нацеленным на неуспех. Психологи уверяют – на сценарий дальнейшей жизни малыша окажут непосредственное влияние те предписания родителей, которые он в той или иной форме получил в детстве

Причем установки могут быть как положительными, так и негативными. Далее рассмотрим те фразы-установки, на которое мамы и папы должны наложить табу

Психологи уверяют – на сценарий дальнейшей жизни малыша окажут непосредственное влияние те предписания родителей, которые он в той или иной форме получил в детстве. Причем установки могут быть как положительными, так и негативными. Далее рассмотрим те фразы-установки, на которое мамы и папы должны наложить табу.

Как научить ребенка понимать слово нельзя?

Установление границ − важная составляющая приучения ребенка к дисциплине. Большинство детей склонны к порядку и любят правила. Это их способ защиты от страшного непонятного большого мира.
Очень часто родители произносят слово «нельзя» по инерции, на подсознательном уровне, когда ребенок:

  • подвергается опасности
  • может навредить здоровью другого ребенка или взрослого
  • занимается чем-то, что неудобно, не нравится, мешает взрослым

Если в первых двух случаях запреты оправданы, то в третьем родители порой пользуются своим превосходством и чрезмерно ограничивают ребенка, что может негативно сказаться на его развитии.

Говорить «нет» надо правильно, обязательно прежде анализируя суть запрета. Основные принципы обучения малыша слову «нельзя»:

Действовать сообща
В семье должна быть четкая договоренность, что если один член семьи запрещает что-то малышу, другой обязательно поддерживает его мнение при ребенке. Если имеет место несогласие, взрослые должны высказывать его наедине друг с другом. Ребенок должен понимать, что если ему сказали «нет», то это правило, которое не может быть изменено другим взрослым

  • Не запрещать часто
    Говорить «нельзя» нужно только по делу, в случаях, когда действия ребенка представляют реальную опасность для него или окружающих. В противном случае, если часто запрещать то, к чему ребенок проявляет интерес, малыш решит, что нельзя все, и не будет реагировать, даже когда это будет угрожать его здоровью
  • Быть последовательным
    Если запрет прозвучал, он не подлежит изменению, на него не должны влиять ни реакция ребенка, ни реакция окружающих, ни место, ни время. Другими словами, если что-то нельзя в обычный день, то не делайте исключений и в праздник, или если нельзя дома, то нельзя и в гостях, магазине и т.д.
  • Выражать любовь
    Ребенок должен понимать, что если что-то запрещают, не значит, что не любят
  • Говорить как с собой
    Объяснять ребенку, почему нельзя делать то или иное, а также говорить с ним, если он не среагировал на ваши слова с первого раза нужно так, как вы бы хотели, чтобы общались с вами. Поставьте себя на место малыша и подберите нужные слова

Проявлять твердость
Постарайтесь, чтобы ваш голос был твердым и непоколебимым. Малыш должен заметить изменение интонации голоса и всерьез воспринять то, что вы ему говорите

Объяснять
Мало просто сказать нет, нужно обязательно объяснить, почему вы запрещаете что-либо. В противном случае, ребенок подумает, что нельзя делать это в вашем присутствии, т.к. вам это не нравится или вы сердитесь, но будет пробовать повторить попытку, когда останется наедине с собой

Важно, чтобы ребенок действительно понял, почему нельзя

Предлагать альтернативу
Запрет будет восприниматься легче, если взамен малышу будет предложено другое занятие, другая игрушка или обещание дать ему то, что он хочет позже и т.д. Только обязательно выполняйте обещания

Дети запоминают такие вещи лучше взрослых
Возможно, ребенок быстро переключит внимание и не будет сопротивляться запрету, что поможет избежать ненужного конфликта

Понятность требования
Формулируйте свои правила понятным для ребенка языком, используйте простые слова. Например: «не трогай, будет горячо» или «нельзя, маме больно».

Не чувствуй

Варианты произнесения установки таковы:

  • Хватит плакать!
  • Что ты радуешься, как дурачок!
  • Ничего страшного, не умрешь!
  • Я терплю, и ты потерпишь!

Слова направлены на подавление отрицательных и положительных эмоций, в итоге ребенок привыкает сдерживать чувства и вырастает равнодушным и бесчувственным. Кроме того, подавление эмоций опасно и для здоровья, может стать причиной заболеваний легких и пищеварительной системы. Отказ от их проявлений выражается по-разному:

  • Если запрещено проявлять радость, восторг, то малыш не сможет развить чувства, не научится любить, получать удовольствие, будет расти эдаким сухарем, которому ничего не интересно.
  • В случае если родители своими словами запрещают ребенку давать выход гневу, то малыши могут становиться агрессивными, драчливыми. Таким детям ничего не стоит избить чужого, более слабого, ребенка, не испытывая при этом ни грамма раскаяния.

Поэтому важно давать малышу возможность проявлять свои чувства

«Мы не можем купить это, потому что у нас нет денег»

Дети постоянно выпрашивают купить что-то: игрушку, сладость, красивую безделушку.

Однако при частом её использовании ребёнок может посчитать, что родители не способны контролировать свои доходы или просто являются хроническими неудачниками.

Дети постарше решат, что взрослые равнодушны к их просьбам, поскольку тут же приобретают дорогую машину, но отказываются купить новый гаджет.

Что надо говорить? Родительский посыл ребёнку должен казаться позитивным: «Мы знаем, что для тебя эта вещь важна, однако пока нам необходимо накопить деньги на…» Так ребёнок поймёт, что родители экономят, в том числе, и на себе, а не только на нём.

Маленькому ребёнку необходимо донести мыль о том, что сладкое в больших объёмах вредно.

Как вводить запреты и ограничения

Первые девять месяцев не вводите никаких ограничений

Только с девяти месяцев до одиннадцати начните переключать внимание ребенка, постепенно подводя его к нарушению его планов и введению запретов

Почти никакие запреты малыш не может усвоить с первого раза. Их смысл часто превосходит возможности его понимания. Он не понимает, поэтому активно сопротивляется. Задача мамы через ежедневное, а иногда и ежечасное повторение схожих ситуаций показать, к каким последствиям приводит нарушение запрета.

Если нет опасности для жизни и здоровья людей, дайте ребенку возможность поступить по-своему и посмотреть, что получится. Поскольку маленькие дети очень активны, возможностей что-то испробовать на собственном опыте предостаточно. Пусть дети совершают ошибки (например, проливают сок или роняют еду).

Помните, что любое слово теряет свой смысл при частом употреблении. Поэтому надо подбирать синонимы слову «нет»: например, «это не для Маши» (и описание безопасной альтернативы), «остановись», «так не делают».

Дети тоже иногда говорят «нет». Не принимайте это «нет» на свой счет: это не открытое неповиновение или непризнание вашего родительского авторитета, а незрелое проявление самостоятельности и желание подражать маме. Редкий ребенок в два с половиной — три года не попробует сказать: «А я тебе тоже не разрешаю! А я тебя тоже накажу!».

Родительский ответ в таком случае должен быть очень спокойным и правильным. Примерно таким: «Вот вырастешь большой, родятся у тебя дети, и ты станешь им что-то запрещать или даже наказывать. Но я твоя мама, а ты мой ребенок. Дети не могут наказывать родителей». И произнесено это должно быть очень уверенно, с большой внутренней силой. Не как личное мнение, а как закон, который существует в мире.

Очень важно, запрещая, не озлобляться. Запрещать, так же как и наказывать, можно только со спокойным сердцем. Раздражение или злость в голосе родителя играют роль шумовой помехи и мешают ребенку воспринять суть запрета

Раздражение или злость в голосе родителя играют роль шумовой помехи и мешают ребенку воспринять суть запрета.

Важные рекомендации для родителей

Опять же такой момент — если вы будете проводить годовалому малышу «родительское собрание», объяснять ему полчаса, что так делать нельзя, то это тоже вряд ли пойдет ему на пользу. Достаточно просто пары конкретных фраз.

Помните, что когда вы говорите «нет», то это хочется сделать с удвоенной силой. Будьте готовы к ответному протесту, а он обязательно последует.

  • Если вы будете все и всегда запрещать ребенку и говорить ему беспрерывно «нет» и «нельзя», то эти так называемые «команды» потеряют для него всякий смысл.
  • Окружающий его мир манит различными новыми предметами, ради которых ребенок готов на все.

Даем ему свободу, но он должен понимать, что у всего есть границы. Соблюдайте золотую середину в родительских ограничениях — между тем, что можно все — и между тем, что нельзя ничего.

  • Вы должны говорить «нет» или «нельзя» строго, но не повышайте при этом голос — вы можете напугать его, малыш должен уловить вашу интонацию, так как смысла сказанных слов он еще не понимает.
  • Так же ваш строгий тон обязательно должен блокировать продолжение воспроизводимого ребенком действия.

Как у меня сын — тянет и тянет за шторы, вот понравились они ему, тогда беру его ручки в свои и говорю, что не нужно рвать шторы, пойдем лучше машинку катать.

Почему нельзя говорить детям «нельзя»?

Ребенок, которому все запрещают с самого детства растет с чувством внутренней зажатости, скованности внутреннего потенциала и будет в будущем склонен к зависимости от чужого мнения. Запрещая многое своему малышу, Вы вырабатываете в нем комплексы, ограничиваете его право выбора и суживаете кругозор. Такой ребенок со временем потеряет желание познавать мир, ведь на каждом шагу, открываясь чему-то новому, он встречает запрет.

В будущем неправильное воспитание ребенка относительно слова «нельзя» может сказаться безынициативностью, неуверенностью в себе и конформностью. Ребенок будет бояться выражать свое мнение в школе при каких-либо обсуждениях, будет бояться ответить, ведь он подсознательно будет чувствовать себя не правым — его с детства приучали, что так нельзя, он то и это делает неправильно.

«Ты никогда не сможешь» или «У тебя никогда не получится»

Эти фразы похожи и имеют один корень – вы лишаете своего ребёнка возможности делать ошибки, принимать на себя ответственность (если мальчик), вы мешаете ему развиваться.

Пример: к вам подошёл сын и сказал: «Я бы хотел в будущем стать олимпийским чемпионом», или «Мне очень нравятся конструкторы, и в будущем я бы хотел строить небоскрёбы за границей», или «Я хочу стать нейрохирургом».

Неправильные ответы:

а) «Сынок, это очень сложно. У тебя не получится, если не выучишь математику»

Неважно, что вы сказали после «если», важно, что ваш ребёнок услышал от вас слова «у тебя не получится». Вы заранее лишаете его поддержки. Вы даёте ему понять, что не верите в него.
б) «Ты не представляешь, как долго и упорно нужно учиться

Это не твоё. Ты не сможешь целыми днями и ночами работать… Тебе бы лучше обучиться юриспруденции, как твой папа». Вы не должны лишать ребёнка права выбора. Для него это важно, в каком бы возрасте он ни был. Вы его родитель и ему важно ваше мнение.

Вы даёте ему понять, что не верите в него.
б) «Ты не представляешь, как долго и упорно нужно учиться. Это не твоё. Ты не сможешь целыми днями и ночами работать… Тебе бы лучше обучиться юриспруденции, как твой папа». Вы не должны лишать ребёнка права выбора

Для него это важно, в каком бы возрасте он ни был. Вы его родитель и ему важно ваше мнение.

Как нужно ответить:

«Сынок, это отличная идея! Я думаю, что ты справишься с трудностями и сможешь осуществить свою мечту, а мы тебе обязательно поможем».

Ещё лучше, если вы купите ему медицинские модели, атласы или энциклопедии по инженерии, либо отдадите его в спортивную секцию. Дети должны чувствовать вашу поддержку. Они должны знать, что вы верите в них и что будете на их стороне, что бы ни произошло и как бы не сложилась их жизнь. Пусть они и не станут теми, кем хотят стать. Ваша задача в другом – сделать всё, что в ваших силах, и помочь ему в начинаниях, стремлениях и интересах.

Не достигай успеха

Для этой установки могут быть использованы такие фразы:

  • Не делай, все равно ничего не получится.
  • Это слишком сложно, ты не сможешь.
  • Руки растут не из того места.
  • Это роскошь.
  • У меня в твоем возрасте такого не было.

В итоге у ребенка четко откладывается в подсознании, что добиваться успеха – плохо. Чаще всего подобные директивы закладывают те родители, которые завидуют своему ребенку, даже сами о том не подозревая. У крохи впереди вся жизнь, наполненная возможностями, он имеет все шансы превзойти родителей, добиться того, о чем они могли только мечтать. И эта мысль подсознательно угнетает мам и пап, заставляя их ограничивать активность собственных детей.

Даже если малыш, повзрослев, сумеет добиться каких-либо высот, он будет терзаться угрызением совести из-за того, что превзошел собственных родителей.

Поэтому у тех, кто не смог сделать карьеру или чего-то добиться в жизни, очень часто растут такие же дети, нацеленные на неудачу.

Как отличаются наказания в зависимости от возраста детей?

С детьми дошкольного возраста лучше всего работает замечание. Странное наказание, но тем не менее: «Не делай так, пожалуйста, потому что это нехорошо. Вместо этого делай так». Разговаривать с ребенком нужно на расстоянии в метр, предельно четко и ясно.

Как-то моя дочка достала из кухонного шкафчика жестяные банки, собрала из них прекрасную башню и ушла. Я говорю ей: «Давай вместе все это уберем». Я вернул на место одну банку, она – все остальные. Было ли это наказанием? Скорее, это была игра, но дочь убрала последствия.

В дошкольном возрасте наказывать детей сложно, потому что они творят вещи, за которые сложно наказывать, а наказание должно соответствовать возрасту ребенка. Не может ребенок пяти лет следить за сохранностью одежды или не лезть в лужи. Тут надо либо держать ребенка силой за руку, чтобы он не лез в лужу, либо не водить его там, где есть лужи, либо не париться.

Наказывать его в этом случае совершенно бесполезно. И за рисунок на обоях бесполезно наказывать, потому что он не может контролировать свое желание рисовать на обоях. Лучше просто спрятать фломастеры или наклеить на стены старые обои, на которых можно рисовать.

Угрожать «я заберу твою машинку!» тоже смысла мало, потому что ребенок, скорее всего, даже не вспомнит о ней. Когда родитель шлепает 4-летнего ребенка, он шлепает его не для того, чтобы наказать, а для того, чтобы выместить свои эмоции.

Подросток. Как правило, подростковый нигилизм – это борьба за права, способ понять, что можно, и, как правило, если родитель не очень запрещает, то подросток не очень и бунтует.

Подросток говорит: «Я хочу сделать себе ирокез!» – «Сделай, с Мариванной в школе будешь разбираться сам». Мариванна сказала, что ирокез классный, – ну, молодец. Мариванна сказала сбрить – разбирайся с ней сам. Большинство подростков на такое вполне охотно откликаются.

Наказание подростков решается не на уровне «Перестань это делать», а на уровне: «Ты начал курить, чтобы что? Выглядеть взрослым в глазах окружающих? Давай поищем другие способы».

В подростковом возрасте все может быть намного мягче, чем об этом принято рассказывать. Подростковые проблемы связаны с тем, что подросток по факту еще ребенок, а по самоощущению совсем не ребенок, – на этом контрасте все конфликты и происходят. Хочешь прав? Не вопрос, мы дадим обязанности, за которые ты получишь права.

«Ты самый лучший», «Остальные хуже тебя в сотни раз»

Почему дети никогда не должны слышать подобную фразу?

Считается, что в таких словах скрывается не похвала, а всего лишь обычные дифирамбы, которые способны вызвать у ребёнка своеобразный нарциссизм.

А ведь дети будут жить в такой среде, в которой мало кто станет и дальше выказывать им восхищение.

Взрослая жизнь такова, что ни преподаватель в вузе, ни работодатели не будут восторгаться умениями ребенка, считая его вполне заменимым сотрудником.

В каких словах хвалить? Конечно, похвалы обязательны в воспитании детей, однако их нужно дозировать и адресовать ребёнку за конкретный поступок или достижение: «Так здорово, что ты получит пятёрку за диктант».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий