Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

2 типа истерик у детей (истерика верхнего и нижнего мозга) и правильная реакция родителей

Причины истерик у детей

Поводом для истерики может служить что угодно. Сломался карандаш, мама первой нажала кнопку в лифте, нужно уходить с детской площадки, браслет не подходит к кофточке… Самое пустяковое происшествие может стать поводом для горя и злости.

Чтобы помочь ребёнку справиться с чувствами, важно увидеть первопричину истерики. Вот лишь некоторые из возможных:

  • Переутомление или перевозбуждение. Дети в равной степени устают и от монотонных и скучных занятий, и от обилия впечатлений. Если психика ребёнка истощена долгой поездкой или несколькими часами на каруселях, велика вероятность истерики по любому поводу.
  • Физический дискомфорт. Усталость, голод, жажда, духота, боль — эти причины вполне объективны.
  • Непонимание окружающих. В буквальном смысле: ребёнок не может выразить словами свои желания и впадает в отчаяние.
  • Ощущение тщетности. Расстройство от того, что не получается: например, не удаётся нарисовать то, что хочется.
  • Стремление к самостоятельности. Ребёнок хочет сделать что-то сам, а взрослые не позволяют ему. Это особенно частая причина истерик в возрасте от полутора до трёх лет.
  • Запреты и отказы. Дети остро реагируют на любые ограничения, как исходящие от взрослых (нельзя играть с шуруповёртом), так и от самих законов природы (пошёл дождь, и прогулка отменяется).
  • Непоследовательность взрослых. Если папа разрешает то, что запрещает мама, или родители часто меняют свои решения, у ребёнка не формируются границы дозволенного, не возникает ощущение безопасности и предсказуемости. Это расшатывает нервную систему ребёнка.
  • Недостаток внимания. Если ребёнок не получает достаточно заботы и ласки, он будет пытаться вызвать хоть какую-то реакцию родителей.
  • Подражание. Возможно, ребёнок копирует кого-то из своего окружения: старших родственников, детей со двора или из детского сада.

Чего точно не стоит делать

  • Потакать. Если ребёнок начал чего-то требовать с криком и плачем — не стоит кидаться немедленно удовлетворять его просьбу: так вы закрепите представление, что истерика — эффективный способ добиться желаемого.
  • Стыдить. «На тебя все смотрят! Как тебе не стыдно?» — любые призывы к порядку не возымеют эффекта. Стыд может быть сдерживающим фактором для взрослого, но не для ребёнка. В момент, когда его переполняют неконтролируемые эмоции, ему абсолютно всё равно, что о нём подумают окружающие.
  • Игнорировать. Сторонники «теории манипуляции» утверждают, что лучший способ реагировать на детскую истерику — не обращать внимания. Пусть ребёнок кричит, топает ногами и бьётся головой об пол — когда он поймёт, что на вас это не действует, то сам успокоится и перестанет. Это может сработать, но только в краткосрочной перспективе. При этом ребёнок перестанет чувствовать вашу поддержку и не научится нормальным способам коммуникации.
  • Наказывать. С помощью наказаний отучить ребёнка от истерик не получится. Любые санкции будут восприниматься как месть, что только увеличит разрыв между вами.

Головной мозг: верхний и нижний этаж:

     Давайте представим головной мозг как двухэтажный дом. Первый, или нижний, этаж занимают такие анатомические образования как лимбическая система и ствол головного мозга. Нижний этаж мозга, как базовая и вместе с тем более примитивная структура головного мозга, отвечает за основные функции человеческого организма, импульсы, реакции и сильные чувства. По сравнению с нижним, верхний мозг более развит. Именно верхний этаж отвечает за предоставление полной картины окружающего мира. Самые затейливые психические процессы протекают именно на втором этаже мозга, который можно образно представить в виде залитого солнечными лучами помещения со множеством окон, дверей и даже стеклянной крышей, открывающей обширный кругозор вокруг себя. Контроль над своим телом и эмоциями, самопонимание, сопереживание, мораль, планирование, здравое принятие решений…&nbsp&nbsp Эти и множество других качеств, которые вы хотите видеть в своем чаде, являются результатом работы верхнего этажа головного мозга.

Реакция родителей на детскую истерику определяется тем, какой этаж головного мозга задействован в процессе

Как отличить манипуляторную и истинную истерику?

Так как поведение детей при обоих типах истерики абсолютно идентичное, маме сложно отличить контролирует себя ребенок или нет. Но каждый из видов имеет характерные черты, которые помогут взрослому избрать верную тактику поведения.

При истерике верхнего отдела ребенок:

слышит и отвечает взрослому;
замолкает после угрозы наказания;
легко переключает внимание;
идет на уступки;
плачет и кричит несколько театрально.

Настоящая истерика характеризуется:

  1. состоянием аффекта;
  2. отсутствием реакции на слова взрослого;
  3. стремлением ударить себя или маму;
  4. бессвязной речью;
  5. хаотичными движениями;
  6. длительностью.

Второй тип истеричного поведения требует обращения за консультацией к неврологу, так как в некоторых случаях может потребоваться медикаментозное лечение.

На пути к взрослению

Дети растут, исследуют мир, приобретают новые навыки, постепенно привыкая к ситуациям, людям, отношениям, правилам. Чтобы научиться, как взрослые, справляться с ежедневными вызовами, им понадобятся годы терпеливого обучения.

Возраст от 2 до 5 лет — самый уязвимый в плане стабильности детской психики. Отсутствие необходимых речевых и социальных навыков накладывает известные ограничения на способность детей находить приемлемый, с точки зрения взрослых, выход из трудных ситуаций. Это нелегко в любом возрасте, а если ребенок, недостаточно опытный, не владеющий даром убеждения, не способный выразить свои чувства и желания, да еще и не всегда понимающий, чего от него ожидают, теряет контроль над своими эмоциями, — то удивляться тут тем более нечему, это скорее норма, чем ее нарушение. Как результат — вспышки гнева, капризы, истерики. Немного найдется семей, незнакомых с этим бедствием.

  • Истерика — это состояние сильнейшего эмоционального возбуждения, которое выливается в потерю самоконтроля. У детей первых лет жизни признаками истерики могут быть крик, визг, плач, топанье ногами. Нередко можно видеть, как малыш начинает стучать кулаками, кидать предметы, валяться по полу, а иногда даже биться головой о стену, кусать себя и окружающих.
  • Родители, уже знакомые с этим явлением, знают, что в состоянии истерики дети не могут воспринимать информацию, поступающую обычными способами (жесты, взгляды, мимика, речь), и все увещевания оказываются бесполезными. Иногда истерики становятся настолько частыми и сильными, что изматывают и ребенка и взрослых.
  • Не верьте тому, кто говорит вам, что родители не могут повлиять на дурной детский темперамент. Терпение, воля, мудрость и эмоциональная стабильность самого́ взрослого — ваше главное оружие против детской истерики.

Каковы причины взрыва детских эмоций, как вести себя родителям, чтобы не допустить истерику, что делать, если она уже разразилась, и когда требуется помощь специалиста?

Как избежать истерики?

Знаменитый детский доктор Комаровский дает родителям несколько действенных рекомендаций, которые помогут семье пройти сложный период без особых потерь.

К ним относятся:

  1. научить малыша при помощи объяснений правильно выражать желания без крика и слез;
  2. соблюдать режим дня;
  3. научиться распознавать первые признаки истерики и абстрагировать малыша от раздражителя;
  4. быть последовательным в действиях;
  5. выполнять рекомендации невролога.

Быстро снять приступ можно, если легко подуть в лицо ребенка, умыть прохладной водой и дать ему попить. Главное, что нужно уяснить маме – помочь ему можно только лаской, крики и ругань могут усугубить ситуацию.

Истерика у школьника – это нормально?

Школьный период состоит из 11 лет. Согласитесь, между первоклашкой и выпускником разница есть, и она очень велика. Бывает так, что ребёнок ещё психологически не готов к школе, особенно если школа – его первый «отрыв» от семьи. Новая социальная роль, изменение всего уклада жизни, введение оценочной системы деятельности ребёнка, жёсткая необходимость подчинять своё поведение требованиям учителя – всё это стрессовые факторы, связанные с началом обучения. Не всем детям удаётся успешно с ними справиться, и появившиеся истерики у младшего школьника могут быть одним из признаков психологического неблагополучия.

Кроме того, у школьников могут сохраняться те самые ложные истерики, целью которых является манипуляция. Происходит это из-за ошибок в воспитании, вызванных неопытностью родителей и другими факторами. Бороться с ними нужно теми же методами, о которых мы говорили в цикле статей про дошкольников.

Почему уговоры не работают?

Мозг дошкольника незрел. Именно поэтому мы видим запросы в поисковой сети: истерика у ребенка в 1 год, истерика у ребенка в 2 года, истерика у ребенка в 3 года… Таких запросов становится все меньше по мере приближения к возрасту 7-9 лет. 

2 типа истерик у детей (истерика верхнего и нижнего мозга) и правильная реакция родителей

Чем это обусловлено? Фрустрация у взрослого может быть уравновешена. Мы — взрослые — способны испытывать смешанные чувства. Мы можем расстроиться, но не проявлять свои эмоции в неудобном месте, потому что понимаем, что сейчас это неуместно. Мы можем видеть ситуацию с разных сторон и проанализировать ее в ключе: с одной стороны это не работает, а с другой стороны/зато…. 

Здесь речь идет об интеграции, и за эту способность отвечает префронтальная кора, которая у детей до 7 лет не развита. Именно поэтому сильная эмоция захватывает их полностью, не оставляя места ничему другому. И именно поэтому «волшебные фразы» так редко работают. Самый действенный вариант работы с истериками — понять закономерности их возникновения и научиться предотвращать их. 

Мы подготовили для вас перевод статьи с подборкой идей о предотвращении детских истерик, в которой каждый родитель сможет почерпнуть для себя то, что поможет сориентироваться в моменты эмоциональных взрывов у детей.

Елена Вишнякова

Фото: pixabay.com

Истерика манипуляторного типа

Детские истерики психологи разделяют на 2 основных типа, одним из которых является истерика верхнего этажа (верхнего мозга). Малыш прекрасно контролирует действия, направленные на получение желаемого любым путем. Обычно истерика в этом случае заканчивается, как только он добился своего.

Рекомендации родителям при таком типе поведения основываются на приучении ребенка к правилам поведения

В этом случае важно дать понять ребенку, что манипулировать взрослыми не получится. Если же пойти на поводу у маленького хитреца, то в будущем он изберет такой тип поведения, как правильный

Чтобы избежать этого, следует:

  1. сохранять самообладание;
  2. спокойным голосом объяснить ребенку, почему не получится исполнить желание;
  3. указать все причины отказа;
  4. пообещать наказать, если он не прекратит вести себя плохо (и обязательно выполнить обещание, если он не послушался).

Если выполнять вышеизложенные рекомендации последовательно, то малыш довольно быстро усвоит, что такое поведение не допустимо.

Чего точно не стоит делать

  • Потакать. Если ребёнок начал чего-то требовать с криком и плачем — не стоит кидаться немедленно удовлетворять его просьбу: так вы закрепите представление, что истерика — эффективный способ добиться желаемого.
  • Стыдить. «На тебя все смотрят! Как тебе не стыдно?» — любые призывы к порядку не возымеют эффекта. Стыд может быть сдерживающим фактором для взрослого, но не для ребёнка. В момент, когда его переполняют неконтролируемые эмоции, ему абсолютно всё равно, что о нём подумают окружающие.
  • Игнорировать. Сторонники «теории манипуляции» утверждают, что лучший способ реагировать на детскую истерику — не обращать внимания. Пусть ребёнок кричит, топает ногами и бьётся головой об пол — когда он поймёт, что на вас это не действует, то сам успокоится и перестанет. Это может сработать, но только в краткосрочной перспективе. При этом ребёнок перестанет чувствовать вашу поддержку и не научится нормальным способам коммуникации.
  • Наказывать. С помощью наказаний отучить ребёнка от истерик не получится. Любые санкции будут восприниматься как месть, что только увеличит разрыв между вами.

Два типа истерик:

     Теперь, когда вам известно об этажности строения мозга, вы можете понять, почему ученые говорят о двух типах детских истерик. Поговорим об истериках верхнего этажа. Так называемая истерика верхнего этажа развивается по собственному желанию ребенка, когда он сам желает закатить скандал. Во время подобной истерики ребенок совершенно сознательно выбирает вести себя именно таким образом, чтобы насолить вам, а также манипулировать до тех пор, пока вы не дадите ему желаемое. Даже если внешне истерика ребенка выглядит очень правдоподобно, она тут же прекращается, стоит ребенку добиться того, чего он требовал.
     Именно потому что такое поведение обусловлено работой верхнего мозга, ребенок полностью контролирует свои эмоции, реакции, он может принимать логические решения. К примеру, ребенок истерически орет и уже практически падает на пол с требованиями купить в супермаркете определенную игрушку. Но родители понимают, что такое поведение – лишь метод манипуляции ими, и в тоже время ребенок может контролировать свое поведение.
     Распознав истерику верхнего этажа, родителям следует выбрать четкую линию поведения: все, что требуется от родителя, это спокойное объяснение. Например: «Я понимаю, чтобы хочешь эту игрушку, но твое поведение совершенно неприемлемо. Прекрати истереть, иначе не получишь ни игрушку, ни завтрашнего детского праздника, ведь ты не умеешь себя вести».
     Дальнейшая воспитательная тактика зависит от реакции ребенка

Если истерика не прекратилась, очень важно осуществить «угрозу» — не пустить на праздник, не купить игрушку и так далее. Придерживаясь такой стратегии, вы даете ясные и четкие ограничения

Ребенок, понимая связь между своим поведением и последствиями, начинает анализировать, а затем и учится себя контролировать. Важнейший урок развития состоит в том, чтобы воспитать в ребенке терпение и уважение.
     Как только вы научитесь правильно реагировать на «верхнеэтажные» истерики, их частота сократится, а потом и вовсе сойдет «на нет». Ребенок, сталкиваясь со строгими ограничениями, понимает, что его намеренные истерики не приносят желаемого результата, а потом и несут негативный эффект.

Как справиться с истерикой ребёнка

Среди родителей и психологов, к сожалению, распространено мнение, что детская истерика — способ манипуляции. Якобы ребёнок закатывает истерики осознанно, чтобы заставить родителей делать то, что ему хочется

На самом деле это возможно только в одном случае: если ребёнок убеждён, что крики и сцены — единственный способ привлечь родительское внимание. А это значит, что взаимоотношения в семье выстроены неправильно, и нужно в корне менять подход к воспитанию

В любом случае, истерика — это крик о помощи, сигнал о том, что ребёнку плохо. И странно полагать, что ребёнок станет устраивать истерику, если ему известен другой способ решения проблемы.

Родитель считает истерику формой манипуляции

Важно понимать, что малыш не способен выстроить сложную логическую взаимосвязь анализа – выводов – действий: до семи лет его мозг не созрел к такого рода операциям. Истерика может быть либо способом достучаться до взрослых, либо свидетельствует о том, что родители ленятся найти подход к ребенку и дать ему понятные объяснения, почему что-то нужно делать сейчас, а что-то – в принципе нельзя.  

Екатерина Доманькова

— Считаю, что истерика нередко бывает формой манипуляции. Это касается тех случаев, когда ребенок пытается таким образом добиться желаемого, а взрослый, в свою очередь, не в силах правильно донести до ребенка, что такой способ не является подходящим. Однажды, когда моей старшей дочери было три года, она начала плакать и капризничать в магазине — хотела, чтобы ей что-то купили. Пришлось сидя на корточках объяснять, что нам это не нужно, и сказать, что, когда нам пригодится то, что Маруся хочет приобрести, мы отправимся за этим вместе. Истерика прекратилась не сразу, но спустя время и долгие разговоры о произошедшем дочка все поняла и такое поведение ни разу не повторилось.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий