Ребенок кусается в детском саду, что делать?

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Адаптация к садику, как причина поведения

Адаптация к детскому саду длится около 2-3 месяцев.

  1. За это время идёт привыкание к новой реальности, новым правилам и порядкам;
  2. Это — напряжённый период и для вашего малыша и для остальных детей в группе;
  3. Все они ищут способы взаимодействия, пробуют новые роли (кстати, читайте полезную статью: Ребенок бьет детей в детском саду>>>);
  4. В такие периоды чаще всего бывает, что ребенок кусает других детей.

Здесь необходима работа родителей

Важно понимать, почему ребенок кусается в детском саду

Нужно реагировать в первые моменты таких случаев, чтобы навык не закрепился;
Разговаривать, помочь пережить сложный период адаптации, показывать свою любовь и поддержку, чтобы укусы не стали привычным поведением для вашего ребенка;
Будьте в контакте с воспитателями детского сада

Они должны пресекать попытки укусов в группе, рассказывать и показывать новые способы решения ссор;
Важно, чтобы они вовремя реагировали на такие случаи и не допускали повторений (важная статья по теме: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>).. При правильном подходе родителей и воспитателей, случаи укусов останутся в прошлом

При правильном подходе родителей и воспитателей, случаи укусов останутся в прошлом.

Что делать, если кусают вашего ребенка

Если вы увидели следы укусов после посещения детского сада, то стоит сразу же выяснить причину у воспитателей. Они должны быть в курсе, что такое случилось в их группе

Это, конечно же, неприятный эпизод, но, если он единичный, то не надо заострять внимание

  • Расскажите своему сыну или дочке, что кусаться неэффективно и больно. Чтобы они сами не начали повторять такое поведение;
  • Можно научить защититься от подобных нападок. Например, самому быть вежливым и не забирать игрушки, не драться. Ведь укус может свидетельствовать не только о том, что обидели вашего кроху, но и о том, что от него защищались.

Будьте добры с детьми, не ругайтесь и не применяйте агрессию. Своим примером покажите, как решать сложные ситуации спокойно и без криков. Тогда и дети будут кусать яблоки, а не друг друга.

  • Когда лучше отдавать ребенка в детский сад?
  • Как подготовить ребенка к детскому саду?
  • Ребенок боится других детей

Почему дети кусаются в садике?

Проблема того, что ребенка кусают в садике, является достаточно распространенной. Такое странное поведение детей может быть обусловлено разными причинами. Для малышей рот считается одним из главных органов познания окружающего мира. На том или ином этапе развития кусается 9 из 10 девочек и мальчиков. Одни малыши начинают это делать в 6 месяцев, другие – в 3 года.

Основные причины того, почему дошкольники кусаются:

  • отстаивание своих прав. Если малыша обидели (отняли игрушку либо толкнули), он пытается защититься путем кусания;
  • потребность в выражении эмоций. Такая причина больше относится к детям, которых оформили в садик раньше двухлетнего возраста. У малышей словарный запас мал, а эмоций очень много. Выразить их ребенок по-взрослому пока не умеет, поэтому прибегает к хорошо знакомому ему способу взаимодействия с окружающим миром: использует зубы. Если ребенок устал, скучает, то он может начать кусаться, выражая тем самым недовольство своим состоянием. Часто кусаются гиперактивные дети;
  • дефицит внимания. Когда ребенок младшего возраста кусается, к нему все проявляют интерес (смотрят, кричат, ругают). Если ребенку не хватает внимания, тогда он будет пытаться привлечь его подобным способом;
  • психоэмоциональное напряжение. Посещение садика для ребенка, привыкшего быть постоянно дома рядом с родителями, – это определенный стресс. Резкая смена обстановки способна вызывать бунт. Ребенок может скучать по маме, иметь проблемы с социализацией, не принимать воспитательницу. Это приводит к появлению регулярных попыток покусать всех вокруг;
  • наличие психических заболеваний. Как правило, эта причина характерна для детей старшей возрастной детсадовской группы. Другие факторы в 4-6-летнем возрасте уже не имеют особого влияния;
  • неблагополучная атмосфера в семье. Если дома ребенок регулярно наблюдает ссоры, драки, пьяных родителей, то это негативно отражается на состоянии его психического здоровья. Обиду, страх, недоумение он пытается выразить через укусы;
  • ошибки родителей в воспитании. Одни мамы и папы проявляют чрезмерную строгость к своему чаду, другие практикую вседозволенность. И тот и другой подход приводит к проблемам в поведении ребенка;
  • плохое влияние сверстников. Дети очень быстро учатся друг у друга хорошему и плохому. Нередко ребенок начинает кусаться, копируя поведение одногруппников.

Чтобы понять, что послужило причиной желания кусаться, нужно проанализировать обстановку в семье, особенности воспитания, детского коллектива. Возможно потребуется консультация психолога либо психотерапевта.

Почему ребенок кусается?

Малыш пробует самые разные действия, самые неожиданные и нелогичные, но большинство действий не становятся привычкой. Остаются в «поведенческом репертуаре» действия, которые получили так называемое положительное подкрепления, то есть сразу вызвали приятные ощущения или убрали неприятные. Без подкрепления или с отрицательным подкреплением (стало неприятно или перестало быть приятно) поведение угасает и не повторяется.

Если ребенок стал регулярно кусаться, скорее всего, он получил раньше или продолжает получать какое-то положительное подкрепление. Не обязательно его дали окружающие, может быть, это приятно из-за зуда в деснах или снимает стресс. Но если малыш еще и получает при укусе что-то хорошее извне (например, выполнили его желание), это дополнительно поддерживает поведение.

 

Кусается грудной ребенок

У грудничков это способ знакомства с предметами (что очень помогает при введении прикорма). Особенно активно малыши всё грызут, когда режутся зубы, и можно это уменьшить прохладными «грызунками».

Когда грудной ребенок начинает кусать грудь (или по-другому «хулиганить» при кормлении, например, щипаться, лягаться), хорошо работает простой алгоритм:

  • Плохое поведение — грудь сразу отнимается.

  • Как только плохое поведение прекратилось — возвращают.

  • Возобновилось — грудь сразу снова отняли.

Это эффективно, потому что выполняются принципы поведенческой терапии: найдено положительное и отрицательное подкрепление, и они действуют без промедления, как только поведение меняется.

Мозг малыша получает сигнал: ослабить связи, отвечающие за кусание, и укрепить связи, регулирующие аккуратное обращение с мамой. Если бы мама убирала грудь хотя бы через минуту после того, как он ее укусил, установить связь между действием и его последствием малышу было бы гораздо труднее.

Почему маленькие дети кусаются: изучаю причины

Малыши могут кусаться по многим причинам. Этого не надо пугаться. Однако желательно побыстрее начать отучать их от подобного занятия.

Рассматривая жизнь ребенка, можно выделить два периода. Неумышленный (от 5 месяцев до 1,5 лет) характеризуется неосознанным поведением. И умышленный период, от 1,5 лет до 3 и старше, когда малыш уже осознает характер своих поступков.

С 5 до 7 месяцев причинами кусания могут быть болевые ощущения. Так, детки часто испытывают дискомфорт во рту, возникают проблемы с животиком либо прорезываются зубы. В этом возрасте объектами покусывания становятся родители и другие родственники.

В возрасте 8-14 месяцев дети кусаются, пребывая в сильном возбужденном состоянии. Ребенок уже начинает общаться со своими сверстниками, кусает их и остальных людей, находящихся рядом с ним.

В 1,5-3 года причиной кусания окружающих обычно является раздражение, а также желание держать под контролем действия другого человека. Теперь агрессия направлена в основном на знакомых детей, все реже покусанными становятся родители.

У детей старше 3 лет причиной кусания становится ощущение своей беспомощности или сильного испуга. Так, например, у моей подруги сын кусал других детей в процессе игры. Она его сразу показала врачу, и совместными усилиями проблема была быстро решена.

Кусание для маленьких детей — это нормальное явление. Но есть ряд случаев, когда обязательно нужно показаться врачу. И это ситуации, когда:

  • ребенок кусается часто и не обращает внимания на замечания родителей;
  • малышу уже 3 года, а он продолжает кусаться;
  • наносит ранения своими укусами;
  • кусается в порывах злости или когда хочет любыми способами заполучить нужную ему вещь;
  • укусы сопровождаются совершением других агрессивных действий.

Если у ребенка наблюдается хотя бы один из вышеперечисленных признаков, не стоит надеяться на «авось», мол, с возрастом все пройдет. Ведь след в психике остается на всю жизнь. Поэтому первоочередная задача, которая стоит сейчас перед родителями, заключается в поиске хорошего специалиста.

Ребенок кусает родных

Многие родители воспринимают кусание как баловство, очередную шалость. Маленький, вырастет и поймет, что так делать нельзя. Это не так безобидно, как выглядит на первый взгляд.

Поведение детей в большей степени связано с взаимоотношениями родителей и родственников в семье. Дети, как копирка, повторяют все за взрослыми. Скандалы, крики, слезы, агрессивное поведение — все это становится причиной появлений такой привычки.

Если укусил, нужно спокойно объяснить, что так делать нельзя, человеку больно. При этом лучше вести диалог, спросить, может, ребенок о чем-то хочет сказать или попросить. Необходимо дать понять, что его любят и прислушиваются к просьбам.

И, конечно, любой разговор лучше заканчивать выводом. Например, скажите: «Так делать нехорошо, мне больно, я огорчаюсь, когда ты так делаешь». Главное, установить доверительные, уважительные отношения, тогда можно будет избежать многих проблем.

Почему ребенок кусает себя?

Когда ребенок делает себе больно, это серьезный повод для беспокойства. Потенциальных причин может быть много. Необходимо вспомнить, когда именно началось отклонение в поведении, какие события этому предшествовали. Может, крохе уделялось мало внимания, он тем самым выражал свою агрессию. Или он чем-то расстроен. В любом случае, желательно уделять малышу больше внимания, играть с ним и гулять на свежем воздухе, читать сказки

И важно останавливать его, когда он причиняет себе боль. Также нужно ненавязчиво показать, что причинять боль и бить себя недопустимо

В малом возрасте отклонения в поведении проходят также внезапно, как и появляются. Но, если ребенок продолжает кусать себя, лучше обратиться к специалисту.

Почему дети кусаются в детском саду?

Я не любила детский сад, у меня никогда не было желания туда идти. Посещала я его совсем немного, благо, моим воспитанием занималась бабушка

Но для детей быть в коллективе очень важно. Ведь они могут показать себя, общаться со сверстниками, получать уникальный опыт, который пригодится в жизни

Как быть тем родителям, чьи чада кусаются в садике? Надо помнить, что ребенок — это такое существо, для которого есть либо правда, либо ложь, хорошо или плохо, замечательно или ужасно. Все это сопровождается у него сильным выражением эмоций. Дети острее чувствуют все происходящее, поскольку нет той защиты и спокойствия, которые дома обеспечивают родители. В восприятии крохой окружающего мира большую роль играет воспитатель. Он должен показать другие способы выражения эмоций, понаблюдать за кусающимся малышом, помочь родителям бороться с этой вредной привычкой.

Как малышу выплеснуть гнев?

Гнев – это природная эмоция, которая имеет такое же право на существование, как и прочие. Порой даже взрослые люди, которые умеют держать себя в руках, испытывают это чувство. Отличие малыша от мамы или папы состоит в том, что родители знают, как выплеснуть гнев, не причинив при этом вреда окружающим, а их отпрыск этим умением не владеет. Почему ребёнок кусает детей? Потому что разгневан. Нужно научить его избавляться от этой эмоции с помощью неодушевлённых предметов. Например, можно поколотить диванную подушку, порвать ненужную бумажку на мелкие кусочки, побросать мягкие мячи в стену, слепить из пластилина и расплющить кулаком его чувство гнева, громко покричать и порычать.

Нельзя полностью пытаться подавить негативные эмоции малыша, ведь впоследствии это может привести к посещениям детского психолога и невропатолога.

Что делать дальше?

Запоминаем основные правила борьбы с кусачестью и не отходим от них ни на шаг:

  • Строго и справедливо реагируем на все «фортели» карапуза. Любые негативные действия и попытки кусить, толкнуть, пнуть и проч., следует пресекать мгновенно.
  • Изучаем причины поведения малыша. Этот пункт, наверное, даже можно поставить первым. Анализируйте ситуацию! Если вы поймете, в чем причина кусачести чада, то вам будет проще исправить ситуацию.
  • Если ребенок демонстративно игнорирует родительское «это нехорошо», ищите компромисс. Не опускайте руки.
  • Если вы что-то запретили чаду, доводите воспитательный процесс до его логического завершения в обязательном порядке. Слово «нет» должно быть железным. Запретить и сказать «ай-яй-яй», а потом махнуть рукой, потому что некогда или «ничего страшного» — это ваш проигрыш.
  • Проводите беседы с ребенком. Чаще объясняйте про «хорошо и плохо», искореняйте вредные привычки в зачатке, тогда не придется их выкорчевывать потом.
  • Будьте строгими, но любящими. Ребенок не должен вас испугаться, ребенок должен вас понять.
  • Если кусачесть – это реакция чада на обиду, нанесенную сверстниками, то научите малыша не давать себя в обиду и отвечать обидчиками иными способами. Используйте ролевые игры, разыгрывайте сценки, с помощью которых малыш научится реагировать правильно.
  • Присмотритесь к группе, которую посещает карапуз, а также к его сверстникам. Возможно, его учит кусаться кто-то из окружения. Понаблюдайте и за самим малышом – как именно он общается с другими детьми в детском саду, не обижают ли его, не задирает ли он сам всех.
  • Обязательно попросите малыша пожалеть того, кого он укусил, и попросить прощения.
  • Если кусачесть наиболее активна в детском саду, а воспитатель не в силах усмотреть за вашим чадом по причине большого количества детей, рассмотрите вариант перевода крохи в другой сад. Возможно, частный, где практикуют индивидуальный подход.
  • Дайте малышу больше свободного места: личного пространства должно быть много. У вашего чада должна быть возможность выразить себя, сбросить негативные эмоции, остудить чувства.
  • Чередуйте активные занятия с ребенком со спокойными. А перед сном не перегружайте нервную систему малыша: за 2 часа до сна – только спокойные игры, за час до сна – купание с лавандой, потом теплое молоко, сказка и спать.
  • Всегда поощряйте хорошее поведение малыша. Основные принципы воспитания детей без наказаний

Важно понимать, что кусачесть – это только в первый раз шалость. А потом она может обернуться не только слезами покусанного товарища вашего чада, но и серьезной травмой с наложением швов

Ну, а там недалеко и до судебного иска, поданного родителями пострадавшего.

Как определить, кто виноват?

Когда родители узнают, что их ребенка покусали в детском саду, они начинают искать виноватого. Не всегда это выходит легко. Сын или дочь может укусить кого-то и получить аналогичный ответ.

Вероятно, ребенок кого-то толкнул, забрал любимую игрушку, поэтому его обидели. Укусить чадо могли во время игры, увлекшись и не рассчитав силы. Необходимо разобраться с ситуацией.

Для этого нужно поговорить с малышом, если он умеет четко выражать свои мысли. Можно прийти в садик и попросить указать на того, кто укусил ребенка. Требуется поговорить с воспитателем о случившемся, узнать у нее, видела ли она, кто был обидчиком. Ребенок, который кусается, не является виноватым.

Поэтому ругать его не нужно. Надо поговорить с его родителями, выяснить причину странного поведения. Чаще всего желание кусаться связано с серьезными проблемами в семье. Также за укусы должен отвечать работник ДОУ. Воспитатель несет ответственность за детей, которых оставили с ним родители.

Что делать, если ваш ребенок кусается

Что же делать, если ребенок кусается в детском саду? Проанализируйте, в какие моменты появляется желание укусить? Когда забирают игрушку или не дают желаемого? Или, может в моменты усталости, теряя контроль над собой? Возможно, он хочет кусаться, когда балуется и веселится? Так проявляет свою привязанность.

  1. Первое, что стоит сделать, это объяснить своему чаду о неэффективности его укусов;

Проговорите, что так не делают, это причиняет боль;
В следующий раз, когда его зубки готовы будут впиться в обидчика, мягко остановите;
Важно сделать это без повышения голоса, не обвиняя;
Ещё раз повторите, что так не стоит делать. Скорее всего, вам придется повторить это не один раз и даже не один десяток.

  1. Запрещая кусаться, предложите новый способ достичь цели;
  • Самый эффективный – говорить. Пусть учится выражать свою злость и обиду словами;
  • Если еще не умеет говорить — пускай показывает пальчиком, что он хочет;
  • Будьте спокойны и доброжелательны, хвалите малыша за его усердие;
  • Если он сам начнет пресекать свои попытки укусить кого-то, значит вы на правильном пути! Поощряйте ребенка за это;
  • «Не кусаться» должно быть веселее, чем наоборот. И от родителей на правильное желаемое поведение радостный отклик должен быть больше, чем порицание за проступок.
  1. Если вы видите причину в накаленной атмосфере дома, значит снижайте градус напряжения;
  • Проводите больше времени вместе – играйте, рисуйте, разговаривайте (читайте полезную статью по теме: 15 способов занять ребенка дома>>>);
  • Если ребенок в семье не один, то стоит понаблюдать за отношениями братьев- сестер. Не присутствует ли ревность?
  1. Если ребенок начал кусаться в детском саду, поговорите с воспитателем. Возможно, эту привычку он перенял от других детей. И так он ведёт себя не один. Тогда работать необходимо со всем коллективом (читайте важную статью: Адаптация к детскому саду>>>);
  2. Дети лучше всего воспринимают информацию в игре. Так что, выявить проблемные моменты можно на примере кукол или машинок;
  • Создайте аварию между машинками, посмотрите, как решит спор ваш малыш;
  • Покажите сами, как правильно нужно поступить;
  • Можно также придумать интересную историю с любимыми персонажами. Пусть в сказке будет кусающийся герой, который страдает от этой привычки. Обязательно должно быть предложено хорошее разрешение ситуации и избавление героя от «кусачести».
  1. Если вы думаете, как отучить ребенка кусаться в детском саду, ведь в это время вы не рядом, то хорошим местом отработки новых навыков станет детская площадка;
  • Наблюдайте за игрой, а в кризисные моменты останавливайте и напоминайте малышу, как поступить правильно;
  • Проговаривайте его эмоции, пусть он тоже учится выражать свои чувства словами.
  1. Дайте ребенку время. На усвоение новых навыков требуется какой-то срок. Не требуйте мгновенно перестать кусаться, будьте близко и напоминайте, что это плохо;
  2. Если же в течение долгого времени вы не можете справиться с проблемой, то стоит обратиться к психологу. Он поможет взглянуть на ситуацию со стороны и предложит новые эффективные способы избавления от вредной привычки.

Причины детской «кусачести»

Если привычка кусаться появляется до того, как ребенка отдают в детский сад, то это может говорить о неблагополучной обстановке в семье. Родителям следует присмотреться к себе и к тому, как они относятся к своему карапузу. В «тяжелой» семье ребенок постоянно подвергается стрессам, чувствует страх и даже ненависть.

Раннее детство вообще должно быть периодом положительных эмоций, ведь дети только начинают «присматриваться» к окружающей обстановке; самые первые впечатления – наиболее глубокие, чаще всего они остаются на всю жизнь и формируют личность человека. В некоторых религиях дети до года (или чуть больше) даже объявляются «безгрешными»; если исключить мистику, то в этом есть определенная доля правды.

И что происходит, если первыми впечатлениями маленького ребенка становятся злоба, агрессия, ругань и прочий негатив? Маленький человечек, естественно, пробует отвечать тем же. Вот так дети и начинают кусаться, а также драться и вообще набрасываться на людей.

Бывает, что внешне семья – вполне благополучная, даже любящая. Однако методы воспитания в ней специфические: ребенку постоянно все запрещают, часто наказывают за мелкие провинности и шалости (которых он порой сам еще не понимает и не осознает, за что именно его наказывают).

Такое отношение к себе малыш воспринимает точно так же, как и поведение окружающих в неблагополучной семье (в которой родители – алкоголики, наркоманы и т. д.), а иногда и сильнее, ведь он сталкивается с настоящим лицемерием – на словах родители как будто любят его, но на деле показывают обратное. Кусаться в такой обстановке ребенок начнет с не меньшей вероятностью.

Но бывают и «гиперактивные» дети, которых родители, наоборот, слишком сильно балуют. Очень маленький ребенок может кусаться, так сказать, инстинктивно, мать с отцом умиляются этому и позволяют ему кусаться дальше. Таким образом малыш выражает самые разные чувства, порой даже положительные, и со временем, если его не отучать, он не понимает, что укус – это больно. Неопытные родители, кстати, тоже могут не заметить, что у их ребеночка зубы уже окрепли и теперь укусить он может «по-настоящему». Подобный способ общения он переносит и в детский сад.

Более подробно о том как облегчить привыкание ребенка к детскому саду, можно узнать из нашей статьи: Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога
 

Обобщая причины детской «кусачести», можно выделить следующие:

  • Тяжелая атмосфера в семье
  • Реакция на боль или аллергические проявления
  • Обида или злость на кого-то из домочадцев или детей в коллективе
  • Много запретов
  • Неумение выражать свои чувства другим способом
  • Дурной пример сверстников
  • Излишняя активность, гиперактивность детей.

Но ребенок может не «принести» в садик привычку кусаться из дома, а сформировать ее уже находясь в детском коллективе. В данном случае дело состоит в том, что дети очень быстро друг у друга учатся, как хорошему, так и плохому. И кусаться чадо начинает под воздействием влияния сверстников.

Почему дети кусаются в детском саду и дома

Потому что мы, родители, не понимая свойств анального вектора, делаем все наоборот, играем против правил природы. И проигрываем.

Например, когда нужно похвалить ребенка, мы игнорируем его, а когда он оступился, делаем акцент на его неуклюжести. Когда он сидит на горшке или спокойно доделывает свои дела, мы его срываем с криками: «Торопись, опоздаем!» Называем ребенка тормозом.

То, что у него от природы другой метаболизм, другой темп жизни и вдумчивый подход ко всему, нам непонятно. И он в праве прожить свою жизнь, а не нашу. Только тогда у него есть шанс прожить ее счастливо и успешно.

Вместо развития заложенных в анальном векторе достоинств мы пытаемся переделать их. И превращаем в недостатки. Психика ребенка просто ломается. Он чувствует, что родители находят в нем только минусы, и ощущает несправедливость этого суждения.

Копится обида. Особенно на маму

Ведь именно ее мнение — самое важное для ребенка с анальным вектором. Но что может сделать малыш?

Побить или укусить кого-то из родителей? Это случится потом, когда станет сильнее. А пока он несет свои обиды в детский сад — кусается, бьет тех, кто слабее.

А всего-то матери нужно найти секунду, чтобы отметить успех своего малыша. Поблагодарить его за хорошо сделанную работу. Искренне порадоваться и за его упорство, и желание доделать любое дело до конца. Не отрывать его от начатых дел.

Что нужно делать после того, как ребёнок кусался, и чего предпринимать не стоит

Категорически запрещается отвечать «кусаке» агрессией. Нельзя кричать или пытаться шлёпнуть его, тем более не стоит пытаться тоже пустить в ход зубы с целью воспитания. Ответная агрессия не приведёт к решению проблемы, а может лишь запугать ребёнка и зародить в нём комплексы. Главное, что должен сделать взрослый – спокойно и уверенно объяснить крохе, как он сделал больно своему сверстнику.

Нужно дать понять ребёнку, что укусы лучше заменить словами «нет», «мне не нравится», «не хочу», «я сержусь». Что использование речи более эффективно, чем применение зубов. Проигрывание таких ситуаций с использованием кукол оказывает положительное влияние на малыша.

Бывает, ребёнок кусает детей для проверки окружающих. Ему любопытно, какая последует реакция, каков предел дозволенного, и что может сойти ему с рук. В таком случае взрослые должны чётко дать понять, что этого делать нельзя. Родителям нужно объяснить: когда кусаешь – причиняешь боль. Гораздо лучше обниматься и целоваться.

Что делать, чтобы искоренить дурную привычку?

Но на самом деле, далеко не все зависит от семьи, ведь ребенок проводит в саду довольно много времени

Для начала важно понаблюдать за малышом — это поможет понять, почему он начинает кусаться.. Если к этому приводят конфликты с другими детьми, значит, взрослые должны вовремя вмешиваться: помочь успокоить участников, пожалеть пострадавшего, дать возможность инициатору ссоры загладить свой проступок и т.д

Успокаивать обиженного нужно на глазах виновного

Если к этому приводят конфликты с другими детьми, значит, взрослые должны вовремя вмешиваться: помочь успокоить участников, пожалеть пострадавшего, дать возможность инициатору ссоры загладить свой проступок и т.д. Успокаивать обиженного нужно на глазах виновного.

Если кроха кусается в период адаптации в саду, значит, родители и воспитатель должны приложить усилия, чтобы ее облегчить. Материалов о том, как безболезненно отдать ребенка в сад — масса. Их нужно изучать и применять на практике.

Если проблема укусов вызвана плохим отношением к ребенку в садике, а воспитатели применяют строгие меры — кричат, шлепают, ставят в угол, громко и публично стыдят и т.д., то родителям следует задуматься о смене детского дошкольного учреждения.

Также необходимо обеспечить ребенку достаточный уровень физической активности — кто бегает, прыгает и скачет, едва ли успевает еще и кусаться.

Вне зависимости от возраста юного агрессора, важно настойчиво и доходчиво объяснять, что его действия вызывают боль. К сожалению, это один из самых сложных моментов

Кроха просто не способен понять, что его укусы болезненны — это приходит лишь с возрастом.

Категорически запрещено кричать, шлепать или иным образом показывать свою агрессию по отношению к ребенку или ситуации, в целом. Если мама, папа или другой взрослый сами не могут справиться со своими эмоциями, то ребенку это нанесет еще больше вреда —  дальше он начнет драться или вести себя иным неподобающим образом.

Как отучить малыша кусаться?

Принципы избавления ребёнка от вредной привычки следующие:

  1. Никогда не давать положительной реакции (смех или улыбка), если кого-то укусили.
  2. Не пускать в ход зубы по отношению к своему малышу даже в игровой форме. Для него нет разницы между нежными покусываниями взрослого и своими аналогичными (как ему кажется) действиями.
  3. Научить кроху альтернативным способам получения желаемого – используя жесты и слова, а не зубы.
  4. Объяснить ребёнку, что нужно угощать сверстников. К примеру, следует поделиться с ними печеньем. Когда кроха предлагает угощение другим детям, необходимо похвалить его.
  5. Научить малыша играть игрушкой не самому, а по очереди с другими детьми. Обязательно похвалить, если это происходит на ваших глазах.
  6. Показать крохе, как выражать свои положительные эмоции по отношению к игрушкам во время игры. Например, как обнимать мишку, гладить котёнка или целовать куклу. Хвалить ребёнка, если он спокойно и мирно играет.
  7. В случае, когда ребёнок бросает игрушки, нужно объяснить, что кукле неприятно, и следует её пожалеть.
  8. Организовывать и поощрять игры с песком, водой или глиной, так как такие занятия усмиряют агрессию.
  9. Дать возможность ребёнку рисовать, особенно красками.
  10. Если ребёнок кусает детей в садике, то дома следует как можно чаще угощать его твёрдой пищей. Пусть грызёт морковь, капусту, огурец, яблоко, сухари или баранки.
  11. Малышу нужно периодически играть кубиками или конструктором.
  12. У крохи должно быть специально отведённое место, где можно ползать, валяться и кувыркаться.
  13. Ребёнку не следует видеть, как ругаются и дерутся между собой взрослые.
  14. Нужно неукоснительно соблюдать распорядок дня малыша.

Причины кусания

Родители задаются закономерным вопросом «Почему ребенок кусается»? Причин может быть несколько:

Эмоциональное напряжение в семье;

Дети — отражение своих родителей. Каждый воспитатель скажет, что, понаблюдав, можно сделать много выводов о семье.

Соответственно, если дома случаются конфликты, агрессивное поведение взрослых, то и малыш будет вести себя так же. Конечно делать это он будет доступным для него способом – драться, кусать других детей, забирать игрушки.

Множество запретов;

Представьте себе вулкан. Внешне каменный и нерушимый, а внутри — бурлящая лава. Так на малыша могут действовать чрезмерные запреты и ограничения.

Дома нельзя и шагу лишнего сделать, зато в детском саду прорывает: эмоции находят свой выход. Ребенок может начать кусать других детей. Часто он это делает не совсем осознанно, ему сложно сдержать эмоциональный порыв (актуальная статья: Как заставить ребенка слушаться?>>>).

Скудность вариантов поведения;

В такой ситуации кроха просто не умеет вести себя по-другому. Однажды попробовав этот способ взаимодействия,  малыш добивается желаемого именно так. Он ведь не знает, что это дезадаптивно? Для него это выглядит быстро и эффективно.

Копирование.

Дети, как известно, быстро учатся. А плохому ещё быстрее. Так, увидев, кусающихся детей в группе, ваш может повторять это. Почему ребенок кусается в детском саду? Потому что увидел, как другие добиваются желаемого таким путем.

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах

И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детейНаиболее вероятные проявления негативных эмоцийФизиологические причиныПсихологические причиныСтратегии поведения взрослых: Э – эффективная Н – неэффективная
3-11 месяцевКапризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного телаПрорезывание зубов, болевые ощущенияНедостаток внимания, тревога, ожидание кормленияЭ: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование
1 годУкусы, удары или плач во время игрыПереутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системеИзбыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоенияЭ: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса – твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы) Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование
2 годаУкусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др.Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системыНамеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитанияЭ: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса. Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания
3 годаТо же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защитеОтставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить. Неуравновешенность и слабость нервной системыКризис 3 лет. Педагогическая запущенность. Страх. Проблемы коммуникативной сферы. Задержка речевого развития. Несформированность волевого контроля эмоцийЭ: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог! Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты
4 годаЛюбые из приведенных ранееПри нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины – только психологическиеКризис 3 лет. Подражание взрослым! Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация. Педагогическая запущенностьЭ: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ
Старше 4 летОбратитесь к специалистам: психологу и неврологу – для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа – также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий