Когда и как правильно вводить сок в прикорм

Раннее введение соков – польза или вред

В советские времена педиатры настоятельно рекомендовали вводить в рацион грудничка натуральные соки уже с 2 месяцев. А тем, кто был на искусственном вскармливании, – вообще с одного. Однако тогда молодые мамы занимались приготовлением соков самостоятельно. Популярными ингредиентами были яблоки или морковка.

Сейчас мнение ведущих педиатров по поводу раннего введения сока в рацион ребенка изменилось. Выяснилось, что этот напиток содержит кислоту, влияние которой на неокрепшую пищеварительную систему грудничка, в будущем, приводит к заболеваниям ЖКТ. Еще одним отрицательным моментом считаются возможные аллергические реакции.

Безусловно, употребление свежевыжатых напитков оказывает благоприятное влияние на организм. При ежедневном употреблении сока:

  1. Нормализуется метаболизм.
  2. Происходит укрепление иммунитета.
  3. Напиток насыщает организм нужными витаминами и микроэлементами.
  4. Восстанавливается водный баланс.

И все же, когда можно начинать сдавать сок своему малышу?

Действительно ли фруктовые соки полезны маленьким детям

Свежевыжатые соки, безусловно, полезны для организма. Включение их в ежедневный рацион:

  • нормализует метаболизм;
  • укрепит иммунитет;
  • восстановит водный баланс;
  • насытит организм необходимыми витаминами и электролитами.

Вовремя введенный прикорм исключит дефицит полезных веществ, научит малыша жевать и сформирует правильное чувство вкуса к еде

Напитки, содержащие мякоть, к тому же будут поддерживать нормальное функционирование кишечника. Но будет ли полезным сок для грудничка?

С рождения малыш все необходимые питательные вещества он получает с молоком матери, а в случаях невозможности грудного вскармливания – с питательными смесями. Это именно тот продукт, в котором есть абсолютно все для развития и роста крохи.

Но с течением времени потребности ребенка в поступающих питательных веществах увеличиваются и грудного молока уже недостаточно для полноценного питания.

С этого периода следует постепенно расширять детскую диету прикормом. И свежий осветленный фруктовый напиток является тем самым продуктом, с которого можно начать первый прикорм. Остается только вопрос, когда же наступает этот период? Когда вводить соки при грудном вскармливании будет безопасно и полезно для организма грудничка?

Что давать восьмимесячному малышу?

Восьмимесячные малыши становятся более активными. Они с интересом познают окружающий мир. В этом возрасте они начинают брать еду руками, пытаются пить из кружки и проявляют интерес к столовым приборам. Такое поведение нужно всячески поддерживать. К этому времени дети уже умеют жевать пищу, а значит, пришло время менять консистенцию блюд. Еду не нужно пюрировать. Теперь фрукты, овощи и мясо можно нарезать кусочками.

К 8 месяцам иммунитет и пищеварительная система уже достаточно адаптированы к новой пище, и можно попробовать дать малышу рыбу. Берите нежирные сорта, например, для этой цели подходят карп, судак, лосось, минтай, хек и треска. Не нужно давать слишком много. Достаточно пары раз в неделю. Примерно 30 грамм рыбы измельчают и дают в чистом виде или смешивают с овощным пюре. Помните о том, что рыба относится к продуктам, способным спровоцировать развитие аллергии, а значит, нужно внимательно следить за реакцией ребенка.

Кроме рыбы, в этом возрасте в меню появляется творог. Он богат кальцием и витаминами. В сутки дают не более 50 грамм продукта. Потихоньку вводят натуральные йогурты, кефир и прочие кисломолочные продукты. Они полезны для пищеварения. Начинают пробы с пары ложек, в течение 7 дней объем порции возрастает до 150—200 миллилитров.

Восьмимесячный ребенок быстро растет, и его организму требуется большое количество питательных веществ. Его питание должно быть разнообразным.

Как увеличивать объем порций

Если на следующее утро после того, как ребенок попробовал первый продукт прикорма, (чаще всего это овощное пюре из кабачка или цветной капусты), он чувствует себя хорошо, порция чуть увеличивается – до половины чайной ложки.

Не переживайте, ничего плохого от такой «черепашьей» скорости не будет. Будет мягкое привыкание малыша к новому вкусу. А далее увеличиваем порцию день ото дня в полтора-два раза.

То есть на третий день малыш получит уже полную чайную ложечку, на второй – две, на третий – четыре, что составит 20 гр продукта. На четвертый день объем порции составит уже 30-40 гр, на пятый – 50-80 гр, на шестой – 100-120 гр, на седьмой – 120-150 гр. Таким образом, примерно за неделю вы достигаете возрастной нормы порции. В полгода, когда мы вводим прикорм, именно такой объем съедает ребенок.

Однако не стремитесь, во что бы то ни стало, впихнуть в кроху именно столько и ни граммом меньше. Далеко не все дети съедают полный объем. Некоторым достаточно 80-90 гр пюре или каши. Не забывайте о том, что основным питанием ребенка до годовалого возраста продолжает оставаться грудное молоко или адаптированная молочная смесь, которые предлагаются после прикорма. Так что «свое» малыш возьмет.

А в поисках ответа на вопрос, наедается ли ребенок, ориентируйтесь не на объем съедаемой порции, а на общее самочувствие и ежемесячную прибавку в весе малыша. И еще помните, что пищевое насилие недопустимо ни на каком этапе жизни ребенка. Иначе вы вызовете стойкое отвращение к пище или определенным продуктам на долгие годы, растя маленького нехочуху.

Временной промежуток, когда мы наращиваем объем порции до возрастной нормы, может быть удлинен до 10-12 и даже более дней, если кроха – аллергик или, к примеру, приболел, или ему сделали прививку. Помните, что чем меньше объем порции и чем медленнее он увеличивается, тем меньше вероятность диатеза или расстройств пищеварения.

Когда вы переходите к введению следующего овоща, то общий объем овощного пюре остается прежним. Просто вы чуть уменьшаете объем пюре из привычного продукта, например, кабачка, ровно на столько, сколько даете пюре из нового продукта, например, цветной капусты.

Постепенно, по мере роста ребенка, объем порции увеличивается. К году малыш съедает уже до 180 гр овощного пюре в обеденное кормление.

Выбор сока для детского меню

Соки для детского меню готовить самостоятельно или купить в магазине. Но фреши промышленного производства часто содержат большое количество сахара, консервантов, красителей и других химических добавок.

Для самостоятельного приготовления сока можно использовать как овощи, так и фрукты. Внимательно осмотрите плоды – они должны быть спелыми, но не рыхлыми, с гладкой и ровной кожурой без вмятин и следов гнили.

После этого тщательно промойте плоды, очистите от кожуры и натрите на терке. Полученную кашицу отожмите при помощи марли, сложенной в несколько слоев. Фруктовый или овощной фреш получается слишком концентрированным, поэтому его обязательно нужно разбавлять водой в равных пропорциях.

Для приготовления фреша детям старше 2-3 лет можно воспользоваться соковыжималкой или кухонным комбайном. Это значительно облегчит труд маме и сэкономит массу времени.

Фруктовые и овощные соки – это бесценный источник полезных витаминов, микро- и макроэлементов, необходимых для полноценного роста и развития ребенка. Они обязательно должны входить в детский рацион, но при введении этого напитка родители должны помнить о возрастных ограничениях и правилах введения нового прикорма.

Когда фреш во вред

Соки для прикорма могут привести и к нежелательным последствиям. Это бывает при нарушении правил приготовления и в ряде других случаев:

  1. Неразбавленный напиток. Повышенная кислотность всех фруктовых напитков нарушает работу желудочно-кишечного тракта малыша и может привести к развитию воспалительных заболеваний.

  2. Использование металлической терки для фруктов. Образующиеся при этом окислы приведут к раздражению слизистой оболочки желудка.
  3. У некоторых детей они могут привести к процессам брожения в кишечнике. В случаях появления метеоризма надо отменить напиток и обратиться к врачу.
  4. Слишком раннее введение нектаров может вызвать развитие заболеваний органов желудочно-кишечного тракта в раннем детском возрасте.

Кроме этого, у грудничка может начаться аллергическая реакция. Причиной появления аллергии может быть повышенное содержание бета-каротина в используемых овощах и фруктах. Поэтому в раннем возрасте лучше исключить фреш из фруктов и овощей насыщенных оранжевых и красных цветов.

Гиперчувствительную реакцию могут вызвать и различные химические вещества, используемые для выращивания растений: удобрения, пестициды и другие токсичные средства.

При недостаточной обработке фруктов и овощей перед применением на плодах могут остаться споры плесневых грибков, которые также приведут к аллергическим реакциям.

Зайкова Е.Б., педиатр, клиника «МедиоМед», г. Новосибирск

Любой продукт нужно начинать давать с очень маленьких доз

Осторожно, повышая порцию, следить за состоянием малыша

Переходить к новому виду надо не раньше, чем через неделю после выхода на возрастную дозу предыдущего прикорма.

У грудничка аллергия может иметь самые разные проявления: от легкого недомогания до развития отека Квинке. Наиболее часто встречаются следующие симптомы индивидуальной идиосинкразии:

  • жидкий стул;
  • увеличение срыгивания;
  • появление колик в животе;
  • покраснения, шелушения и сыпь на коже.

О причинах возникновения пенистого стула у ребенка, читайте тут.

При появлении подобных симптомов малыша надо срочно показать врачу.

Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр, как и большинство других детских врачей, не рекомендует давать сок детям младше 6 месяцев. Он не считает этот напиток каким-то особенно важным и полезным продуктом. Напротив, по мнению Комаровского, у фруктовых пюре намного больше преимуществ. Одним из них является помощь пищеварению малышей, в частности, при склонности к запорам.

Что касается вида сока для первой пробы, популярный врач не советует выбирать какую-то экзотику. Лучший вариант, по словам Комаровского, это яблочный сок.

Предпочтительнее давать младенцу продукт собственного изготовления и в небольшом количестве. Тогда мама будет уверена, что в напитке отсутствуют добавки и консерванты.

Если есть противопоказания

Тропические (экзотические) фрукты – не самый удачный выбор для первого прикорма

Абсолютно все дети разные, со своими особенностями.

Даже близнецы с одинаковым генотипом могут иметь разные вкусовые предпочтения и по-разному усваивать новые продукты.

Детям, имеющим противопоказания к введению соков в прикорм, дают их немного позже.

Про гипоаллергенное меню для малышей читайте тут. При хронических заболеваниях сок вводят в период ремиссии болезни (временного облегчения).

Какие ошибки допускают родители при вводе первого прикорма ребенку и как их избежать рассказывается в видео.

Иногда момент первого употребления сока откладывается до годовалого возраста. Ничего страшного при этом не происходит: огромной пищевой ценности данный продукт не несет и не является основополагающим звеном для иммунизации.

Если запоры случаются часто, то, в первую очередь, возможно использование отвара из чернослива.

В чем заключается важность первого прикорма?

И в грудном молоке, и в смесях для кормления новорожденных содержатся витамины, ферменты, микроэлементы, питательные вещества, необходимые ребенку. Этого достаточно в первые месяцы, но постепенно потребности малыша меняются. Он быстро растет и развивается, работа внутренних органов и систем совершенствуется, ребенку нужно больше энергии. Это требует дополнительного питания.

Правильное введение первого прикорма решает сразу несколько задач:

  • Ребенок получает макро- и микронутриенты, а также то количество энергии, которое ему необходимо, чтобы расти и развиваться. Если не начать вводить дополнительные продукты вовремя, возникнет риск дефицита железа, цинка, витаминов и некоторых других веществ.
  • Развитие внутренних органов и систем. Получая прикорм, ребенок учится снимать еду с ложки губами, а затем и держать саму ложку. Жевательный аппарат, пищеварительная система, кишечник тренируются и развиваются правильно.
  • Происходит социализация и развитие. Формируются правильные пищевые привычки, ребенок постепенно начинает питаться вместе со всей семьей, введение прикорма определяет вкусовые предпочтения и отношение к еде.

«Модель пищевого поведения человека формируется в младенчестве и раннем возрасте, когда закладываются устойчивые вкусовые предпочтения и воспитывается отношение к процедуре приема пищи».

Гмошинская М.В., доктор медицинских наук

То, как именно вводится прикорм, какие продукты используются, может влиять на здоровье ребенка и его развитие. Питание малыша планируют, учитывая, как быстро он набирает вес, насколько склонен к аллергии, какие особенности здоровья у него есть. Лучше делать это вместе с педиатром.

Прикорм может быть педиатрическим или педагогическим. Это — разные подходы к знакомству ребенка с новыми продуктами:

  • Педиатрический прикорм. «Медицинский» подход, который помогает организовать питание с учетом потребностей ребенка в питательных веществах, энергии, витаминах и микроэлементах. Такой подход считается основным и более безопасным, педиатры рекомендуют именно его. В этом случае новые продукты вводятся поэтапно, постепенно, так, чтобы органы пищеварения успевали адаптироваться к ним.
  • Педагогический прикорм. Основан на интересе малыша к еде. Ему дают пробовать «взрослые» блюда или продукты небольшими порциями, по необходимости измельчая их. Педагогический прикорм помогает поддерживать и развивать пищевой интерес, но в остальном является спорным. В первые месяцы жизни «взрослая» еда не подходит ребенку, так как она может содержать соль, сахар, компоненты, создающие нагрузку на печень или почки. Рацион при педагогическом прикорме не сбалансирован, он может не содержать достаточного количества макро- и микронутриентов.

Питание как воспитание

Прикорм бывает педагогический – и педиатрический. Нам привычен второй вариант, хотя он, если разобраться, выглядит более навязанным, чем первый. Педиатрический прикорм – это прикармливание по педиатрическим схемам, когда ребенку вводят определенные продукты (чаще – баночные и коробочные) в соответствии с возрастом. Название говорит само за себя: данный вид докорма удобен врачам, он позволяет контролировать сроки ввода продуктов и реакцию на них у сотни детей одновременно. Педагогический прикорм – это знакомство с едой из маминой тарелки. Суть метода: поддержание детского ЖКТ ферментами из грудного молока, которое содержит информацию о съеденных продуктах (ведь оба едят одно и то же), а также стимулирование выработки ферментов для переваривания сложной пищи. Очевидное преимущество педприкорма: ребенка не отделяют от семьи во время приема пищи, он привыкает к мысли, что еда – это важный процесс, поддерживаемый взрослыми. Малыш сразу учится кушать кусочки в безопасном виде, и в дальнейшем у него не возникает трудностей с их перевариванием. После года ребенок гармонично переходит на взрослый стол. Месяцев с девяти мама может оставить ребенка на весь день, и он будет привычно питаться с общего стола. 

ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

1.Основные цели прикорма

· постепенная замена грудного молока на другую пищу

· адаптирование ребенка к пищевой нише семьи

2. Как это выглядит

· прикорм вводится постепенно, одной группой пищи, вначале один продукт, начиная с маленького количества. При хорошей переносимости через 3-5 дней добавляется др. продукт из этой же группы, количество прикорма увеличивается постепенно. Другая группа начинает вводиться через 2-4 недели; – пища для малыша готовится отдельно, измельчается, кормится ребенок по режиму; – постепенно кормления грудью заменяются прикормом. К году ребенок получает 4 раза в день прикорм и на дневной сон грудь.

· ребенок кушает вначале с мамой из одной тарелки;

· ничего специально для него не готовят;

· мама дает маленькие кусочки пищи – микродозу (размер с рисинку), которые, проходя по ЖКТ не травмируя его, выходят в том же или слегка переваренном виде; – на эти кусочки начинают вырабатываться ферменты, постепенно пища начинает усваиваться и ее объем увеличивается.

3. Возможные плюсы

· маме так спокойнее;

· возможность корректировать стул, при помощи соответствующих продуктов (например, при запорах овощи; при частом стуле каши и т.п.);

· можно четко отследить какой продукт вызывает у ребенка аллергическую или др. негативную реакцию (рекомендуется даже вести пищевой дневник);

· возможно, кормить более качественными продуктами;

· замена кормлений грудью на прикормы.

· ребенок быстро учится глотать, потом жевать, обращаться с кухонными приборами, вести себя за столом как все.

· не имеет проблем с аппетитом, и мама не тратит время на уговоры и развлечения во время кормления (т.к. у мамы нет цели, его накормить); – грудное вскармливание продолжает играть главную роль в отношениях мамы и малыша; – ребенок быстрее адаптируется к семейному рациону, не надо тратить время и силы на приготовление отдельных блюд; – после 9 мес. ребенка уже можно оставить на весь день с бабушкой/няней, он прекрасно поест все, что едят другие члены семьи.

4. Возможные минусы

· отдельные продукты, отдельная посуда, время на приготовление и кормление ребенка;

· ребенку труднее научиться вести себя за столом и есть в обществе, т.к. в основном его кормят отдельно. – ребенок труднее научается глотать и жевать; – часто у детей теряется аппетит и приходится «вталкивать» в них пищу разными способами;

· пюреобразная пища теоретически прилипает к стенкам кишечника, что может привести к вялости ЖКТ и хроническим заболеваниям.

· первое время (3-5 дней) ребенок может выталкивать языком пищу и закашливаться кусочками, чем вызывает тревогу у матери;

· бывает трудно проследить, на что у ребенка возник диатез или расстройство стула);

· ребенку позволяется вести себя за столом в рамках возрастного поведения, т. е исследовать пищу, есть самому (пачкаться).

· возможно, ради ребенка Вам придется изменить свой рацион и начать готовить нормальную полезную еду для всей семьи.

Источник таблицы: http://www.nnmama.ru

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий