Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 12 октября 2021

8 мифов о педагогическом виде прикорма

Так с чего все-таки можно начинать прикорм?

  • с каш. Если ребенок не слишком хорошо набирает вес, начинайте с них. Для начала подойдут гречка, кукуруза и рис без молока, сахара и прочих добавок. Можно делать кашу не на воде, а на смеси или грудном молоке, так будет вкуснее и сытнее.
  • с овощей. Педиатры рекомендуют использовать в качестве первого прикорма зеленые и белые овощи – кабачок, брокколи, цветную капусту. Потом можно вводить и другие продукты: тыкву, картошку, морковку и так далее.

Не возбраняется начинать прикорм с фруктов, но здесь кроется одно большое НО: они имеют ярко выраженный вкус, и вряд ли после груши или банана ребенок воодушевится унылым кабачком.

За рубежом специалисты предлагают в качестве первого прикорма использовать мясо – так как оно позволяет поддерживать оптимальный уровень железа и цинка в организме. Однако большое количество белка может дать слишком серьезную нагрузку для малыша, поэтому лучше всего не кормить ребенка чистым мясом, а добавлять его в уже введенные овощи. В России мясо рекомендуют вводить позже, чем овощи и каши.

Известный педиатр Евгений Комаровский рекомендует начинать прикорм с нежирного кефира – эта точка зрения также имеет право на жизнь, но помните: слишком много белка – это нагрузка на почки.

Возможные ошибки родителей

Желая как можно быстрее научить ребенка жевать, родители нередко допускают ошибки, из-за которых малыш отказывается есть предлагаемую ему пищу. Рассмотрим, в чем может быть дело.

  • Попытка дать малышу кусочки, по размеру превосходящие полагающихся ему по возрасту. У ребенка срабатывают сосательный и защитный рефлексы, из-за которых инородные частицы выталкиваются языком, может возникнуть рвота.
  • Позднее начало прикорма. Некоторые мамы полагают, что ребенка можно кормить исключительно грудным молоком вплоть до года. Кроха привыкает к такому питанию, поэтому жевательный рефлекс у него оказывается совершенно несформированным.
  • Необходимо помнить, что каждый ребенок – индивидуальность, обладающая собственным вкусом. Поэтому если младенец отказывается от какого-либо продукта, возможно, он ему просто не нравится.

Психологи полагают, что отказ от приема пищи из ложки может быть связан с негативными ассоциациями, которые у ребенка вызывает этот столовый прибор (например, если незадолго до этого из ложки ему приходилось принимать лекарства).
Некоторые мамы и папы стараются как можно быстрее приучить ребенка жевать твердые кусочки, вводя новые продукты в его рацион чуть ли не ежедневно
Но подобная практика может вызвать отторжение и рвоту.
Следует обратить внимание на размер ложки: если она очень велика для небольшого ротика, малыш также будет испытывать дискомфорт и откажется от пищи.
Вызвать рвотный рефлекс способна и неправильная техника кормления, глубокое введение ложки в ротовую полость

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением

Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка

Применяем на практике

Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.
Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко.

Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.

Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

  • Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.
  • Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты

Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

А вот наш педиатр говорит, что надо прикармливать уже в 4 месяца!

Да, в 4 месяца уже можно вводить прикорм, но ни в коем случае не раньше. Если ребенок плохо набирает вес, врач может прописать более ранний прикорм в качестве «лекарства».

Но в 4 месяца прикорм вводится только при соблюдении определенных условий:

ключевое – у ребенка должен появиться пищевой интерес. Этот интерес вы не спутаете ни с чем – если раньше малыш равнодушно смотрел, как вы едите, то теперь он тянет к тарелке руки и явно хочет засунуть часть ее содержимого себе в рот и как следует пожевать его, а если вы подходите к ребенку с ложкой – он открывает рот

Но тут может быть проблема – в четыре месяца пищевой интерес у ребенка открывается буквально ко всему – он самозабвенно может жевать игрушечного кота или требовать ложечку вот этой вкуснятины
Поэтому важно обратить внимание на другие признаки готовности к новой пище;
малыш должен перестать выталкивать пищу изо рта. Это рефлекторное действие, и рефлекс должен угаснуть до момента введения прикорма, здесь мудрая природа все предусмотрела
Если ребенку рано – значит, рано, раз выплевывает еду, нужно подождать некоторое время и предложить продукт через недельку-другую;
ребенок должен пытаться жевать;
ребенок может показать свое нежелание продолжать трапезу (отвернуться, выплюнуть ложку);
вес ребенка должен превышать вес при рождении минимум вдвое, а также ребенок должен твердо держать голову.
у ребенка вылез первый зуб

Считается, что это тоже показатель готовности ребенка к прикорму, но на деле – если остальные признаки налицо, а зубов еще и в помине нет — не ждите, начинайте. Зубы могут начать резаться и в 9 месяцев, и даже позже, а питательные вещества малышу необходимы уже сейчас.

Необходимо учитывать, что если ребенок родился до срока, то возраст в месяцах отсчитывается от ПДР, а не от фактической даты родов, то есть смотрим на гестационный возраст.

Почему ребенок не жует в положенное время

Причин отсутствия жевательного рефлекса у детей в 2 года и старше много. Некоторые из них легко исправить, приложив определенные усилия, другие могут носить патологический характер.

Причины отсутствия жевательного рефлекса:

  1. Рано завершившееся грудное, смешанное или искусственное вскармливание с рождения.

Доказано, что дети, питающиеся исключительно грудным молоком, имеют более развитый челюстной аппарат, раньше овладевают речью и не испытывают трудностей при переходе на твердую пищу. Дело в том, что для получения молока из материнской груди им приходится прикладывать большие усилия, напрягая язык и остальные мышцы. Дети же, получающие смесь, привыкли к легкому получению пищи.

  1. Неправильно организованное кормление.

Рацион ребенка должен составляться согласно графику, разработанному педиатрами. Пищу, измельченную кусочками, рекомендуется вводить после 9 месяцев, но не позднее года.

Естественно, после жидких каш и пюре, малыши тяжело воспринимают такой вид пищи: выплевывают, глотают кусочки либо вовсе отказываются от еды. Заботливые и любящие родители стремятся обязательно накормить свое дитя, поэтому продолжают измельчать продукты блендером долгое время.

Ребенок привыкает не прикладывать усилий, чтобы наесться, поэтому в 2 года продолжает есть пюре из баночек. То же самое можно отнести и к родителям, у которых мало свободного времени, чтобы вовремя научить малыша жевать.

  1. Отсутствие приспособлений для облегчения прорезывания зубов на первом году жизни.

Малыш теряет жевательный рефлекс к одному году полностью в этом случае.

  1. Лень ребенка, появившаяся из-за потакания родителей его капризам.

Малыш начинает плакать, когда получает твердую пищу, и мама сразу дает ему пюре.

  1. Резкое переведение ребенка на твердые виды пищи.

Такой процесс вызывает стресс у детей, и они категорически отказываются от любой еды.

  1. Чрезмерная активность малыша.

Такие дети постоянно находятся в движении, привыкают есть очень быстро, чего с твердой пищей сделать невозможно.

  1. Введение прикорма позже положенного времени (после полугода).

Ребенок привыкает пить смесь из бутылочки или молоко из материнской груди.

  1. Заболевания органов пищеварительного тракта, воспалительный процесс во рту или гортани.

Причиной того, что малыш не может в положенное время жевать твердую пищу, могут быть отклонения в физическом развитии, слабость мышц лица. Дети с такими проблемами сегодня не редкость. Связано это с плохой экологической ситуацией, генетикой, питанием и образом жизни будущих мам либо осложненными родами.

Первая ложка

Олежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают — вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует — это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль — как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100–200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли…

В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма — ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет — лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки

Внимание племянника чуть ослабеет — он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это?

Самостоятельный стол крохи

Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!

Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.

Виды прикорма

В современной практике выделяют два вида: педагогический и педиатрический прикорм. Отличия между ними заключаются в технике, правилах, способах, сроках введения новых продуктов в меню грудничка.

  1. Педиатрический прикорм;
  • Это традиционный способ введения дополнительных продуктов, который берёт начало с советских времён;
  • Врачами разработана специальная таблица, с рекомендуемыми видами блюд, где чётко расписаны: возраст, название пищи, количество в граммах;
  • Подобное обновление рациона постепенно заменяет грудное кормление и вытесняет его совсем к 1 году.

Подробнее о педиатрическом прикорме>>>

  1. Педагогический прикорм;
  • Существовал всегда и еще 70 лет назад люди бы удивились, что для такого знакомства с продуктами есть такое заумное название;
  • Он основан на постепенном приучении малыша ко взрослому столу на комфортных для всей семьи условиях.

Это все сложно, а что насчет микродоз из собственной тарелки?

Здесь все проще, конечно. Сажаете ребенка с собой за стол, и если он пытается утянуть кусочек из вашей тарелки – даете ему этот кусочек (крошечного размера). Разумеется, это должен быть не кусочек острого мяса и не салат с майонезом – на время прикорма стоит перейти на правильное питание, причем всей семьей. Допускается поделиться с ребенком пищей до трех раз, а после этого нужно мониторить его состояние все по тем же параметрам. Все в порядке? Продолжаем. Здесь цель – не заменить кормление, как при классической схеме прикорма, а скорее познакомить ребенка со всем, что ест его семья. Дозы увеличиваются не раньше, чем через месяц, то есть весь месяц ребенок получает исключительно крохотные кусочки.

8 мифов о педагогическом виде прикорма

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий