Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 12 октября 2021

Подводные камни педиатрического прикорма

Не оставляйте выбор продуктов и их количество на усмотрение ребёнка

В последнее время появилось много приверженцев педагогического прикорма, когда малышу даётся выбор: что, когда и в каком количестве он хочет есть. Такой вид вскармливания не даёт гарантии, что ребёнок съест столько, сколько требуется его организму на данный момент.

Существует норма продуктов, с которых стоит начинать — обязательные три прикорма до семи месяцев и дополнительные для обогащения рациона. Первым прикормом считается овощное пюре, кабачок, цветная капуста, брокколи

Важно помнить, что эти продукты вводятся по отдельности. 

Второй прикорм — каша: гречневая, кукурузная и рисовая

Существует риск развития непереносимости глютена, поэтому второй прикорм стоит выбирать осторожно: овсяную, пшеничную и ржаную каши стоит отложить на период после 8-10 месяцев. Третий прикорм — это мясо: индейка, кролик, цыплёнок.  Сначала мясо должно быть пюреобразным

Есть категория детей с аллергией на белок коровьего молока, в этом случае стоит с осторожностью подходить к говядине и телятине. 

Основные правила педприкорма:

— Ребенок ест ТОЛЬКО вместе с мамой (вместе с родителями).

— Ребенку должно быть интересно. Пока он тянется за едой – ему предлагают разные микродозы. Перестал тянуться – убираем от стола.

— В прикорм сразу вводятся кусочки (плотная пища), но очень маленькие.

— Во время еды на столе находится ограниченное количество пищи.

— На период педприкорма обязательно поддерживать грудное вскармливание.

— Еда для прикорма выдается в руку или из тарелки, никогда – со стола кусочками. Таким образом, прививается культура питания.

— Педприкорм начинают вводить не ранее 5,5 месяцев в микродозах равных количеству пищи, помещающейся в маминой щепотке. Для начала выдают только монопродукты (один овощ), через неделю ребенок может попробовать до трех монопродуктов за один раз. На это время мама должна перевести семью на еду, удобную для всех – и для начала прикорма: например, готовить гарниры из отдельных овощей, риса и других круп.

— Никто не акцентирует внимание на ребенке. Никто не говорит ему, сколько и как нужно съедать, не подсовывают кусочки побольше, не уговаривают съесть еще

Начинаем знакомство с новой пищей с микродоз. Для этого ребенок садится кушать за стол вместе с мамой 5-6 раз в день (можно так: в первый день – один раз, во второй – два раза, и далее). Никакой особой последовательности во вводе продуктов нет – мы не едим, мы знакомимся. Можно начинать педприкорм с творога или каши, с йогурта или… сыра. За один раз даем не более двух-трех микродоз величиной с 1-2 зернышка риса, через неделю  — величиной с 1-2 горошины, и т.д. Допустимо выдать кусок (достаточно большой) в руки: морковку, сушку, яблоко. Через 3-4 недели микропробы увеличиваются, за это время ребенок уже перепробовал много видов пищи

Важно: не увеличивать дозы, даже если ребенок «не наелся» и просит еще, в этом случае дают попробовать что-то другое. К 8-ми месяцам ребенок может съедать до 50 г одного блюда за один прием пищи

В этом возрасте его усаживают за стол на отдельное кресло-стульчик. Можно сделать это и раньше, но в принципах педприкорма – кормление на коленях у мамы.

Термин «педприкорм – питание как воспитание» был придуман центром перинатального воспитания «Рожана». Однако сам процесс исторически совпадает с появлением человечества на земле. Никаких заменителей питания раньше не существовало, и детей прикармливали с общего стола. С годами наше питание не улучшилось, как и не улучшилась экология на планете. Нам все труднее найти пищу натуральную и качественную. Считается, что именно поэтому детей нужно прикармливать «чистой» едой – баночной стерилизованной или исключительно со своей грядки. У сторонников педприкорма свое мнение: если ребенка сразу приучать к стерильному пюре – а ведь период до года официально назван периодом с высоким адаптационным потенциалом, известны случаи, когда новорожденные выживали в мороз на оленьем мясе – он потом будет долго привыкать к пище с нитратами и другой химией. Может даже заболеть от нее. Истина, как и прежде, где-то посередине: слушайте себя,  выбирайте вид прикорма, близкий вам по ощущениям. После решения ввести педприкорм многие могут столкнуться с неожиданными препятствиями – к примеру, семья не согласится даже временно изменить привычкам в рационе. Придется отказаться от суррогатов  — полуфабрикатов, соусов и приправ типа вегеты, бульонных кубиков, пищи жирной и жареной.

Основное отличие педприкорма: его сторонники считают, что прикорм по схемам не приучает ребенка ни к чему: пресный вкус блюд, отдельный от семьи рацион. Ребенок видит, что его родители питаются другой едой, у него может быть реакция протеста. Не прививается культура питания, теряется связь  с семейными ритуалами.

После года ребенка переводят на общий стол, и он – после баночных и безвкусных (перетертых) пюре – начинает заново учиться питанию. Многие дети не могут из-за этого приучиться к детсадовской пище, им нужно, чтобы вся еда была перетертая, пюреобразная, они не воспринимают яркие вкусы. Вплоть до того, что многие продукты воспринимаются детским организмом как отрава. Велика опасность «неожиданных» аллергий, пищевой непереносимости

Дети, которым вводили педприкорм, редко становятся малоешками, и маме не приходится тратить силы на уговоры за столом: ребенок с малых месяцев понимает важность приема пищи, а главное – отсутствует давление, его никогда не принуждали к еде

Эта точка зрения не претендует на абсолютную истину, она принадлежит последователям системы педприкорма.

Педиатрический или педагогический?

Схем педиатрического прикорма существует множество (чуть ли не у каждого уважающего себя педиатра собственная), а единой-то и нет.

  1. У одних педиатрическая схема начинается с фруктов;
  2. У других – с овощей;
  3. У третьих – с каш.

Да и единого мнения о времени ввода педиатрического прикорма у докторов сегодня нет. Называют 3, 5, 6, месяцев…

Помните! Так что, как и когда вводить педиатрический прикорм, точного ответа нет. У каждого доктора он свой.

Да, противоречий в педиатрической системе много. Поэтому сегодня все большую популярность обретает система педагогического (естественного) прикорма.

Деток до года не зря называют грудничками. Педагогическая система учитывает этот факт.

  • Основная ее суть – лишь познакомить ребенка с новой пищей, отщипывая микропорции тех продуктов, которыми заинтересовался сам карапуз (поверьте, природа сама подскажет ему, что когда стоит попробовать);
  • Так что основной пищей для ребенка останется молоко или смесь (читайте важную статью До скольки кормить ребенка грудью?>>>);
  • Правда, при таком способе нужно обязательно брать малыша с собой за стол, чтобы ему было, чем интересоваться, позволять ему самостоятельно хватать и тянуть пищу в ротик (а это значит, о порядке можно забыть).

Не нужно бояться начинать давать аллергенные продукты

Родители всегда боятся вводить новые продукты, особенно те, которые считаются аллергенными. Однако исследования американских врачей и ученых доказали обратное, а именно — позднее введение аллергенных продуктов усугубляет развитие реакции.

Иммунная система в раннем возрасте подготовлена для того, чтобы принять аллергенный продукт в малом количестве и в дальнейшем не развивать сенсибилизации и аллергических реакций.

Тем не менее, стоит помнить, что каждый ребёнок индивидуален.  Если проявляются какие-то реакции на тот или иной продукт, безусловно, его нужно убрать из рациона и в дальнейшем вводить с большим интервалом.  

Подводные камни педиатрического прикорма

Рационы питания для разных возрастных периодов1

Объяснить, как можно составить рацион, лучше на нескольких примерах, которые помогут сориентироваться в составлении меню именно для вашего ребенка.

С 5 месяцев объем одного кормления составляет в среднем 200 мл.

Вариант 1

Если ваш ребенок начал получать прикорм с 4–5 месяцев, то в 6 месяцев его рацион может выглядеть так:

I кормление 6 часовГрудное молоко или ДМС*200 мл
II кормление 10 часовБезмолочная каша** Докорм грудным молоком или ДМС*150 г 50 мл
III кормление 14 часовОвощное пюре
Мясное пюре
Растительное масло
Докорм грудным молоком или ДМС*
150 г
5–30 г
1 ч.л.
30 мл
IV кормление 18 часовФруктовое пюре
Грудное молоко или ДМС*
60 г
140 мл
V кормление 22 часаГрудное молоко или ДМС*200 мл

* – детская молочная смесь

** – разведенная грудным молоком или ДМС

Вариант 2

Еще один вариант рациона питания ребенка 6 месяцев, если прикорм ввели с 4–5 месяцев:

I кормление 6 часовГрудное молоко или ДМС*200 мл
II кормление 10 часовБезмолочная каша**
Фруктовое пюре
150 г
20 г
III кормление 14 часовОвощное пюре
Мясное пюре
Растительное масло
Фруктовый сок
150 г
5–30 г
1 ч.л.
60 мл
IV кормление 18 часовФруктовое пюре
Грудное молоко или ДМС*
40 г
140 мл
V кормление 22 часаГрудное молоко или ДМС*200 мл

* – детская молочная смесь

** – разведенная грудным молоком или ДМС

Вариант 3

Примерный суточный рацион для ребенка в 6,5 месяцев на грудном вскармливании, если прикорм начали вводить с 6 месяцев:

I кормление 6 часовГрудное молоко
II кормление 10 часовБезмолочная каша**
Докорм грудным молоком
100 г
III кормление 14 часов Овощное пюре
Мясное пюре
Растительное масло
Докорм грудным молоком
100 г
5–30 г
1 ч.л.
IV кормление 18 часовГрудное молоко
V кормление 22 часаГрудное молоко

** – разведенная грудным молоком

До 7 месяцев следует увеличить объемы каши и овощного пюре до 150 г и ввести фруктовое пюре.

Суть педиатрического метода

Итак, педиатрический прикорм: что это?

А это – привычный большинству мам и бабушек вид прикорма, при котором малыша постепенно (примерно к году) полностью переводят за общий стол, заменяя новыми продуктами грудное молоко или адаптированную смесь.

Мамы десятилетиями переводили своих деток на взрослую пищу педиатрическим способом, даже не задумываясь, подходит ли он конкретному крохе, учитывает ли его индивидуальные потребности.

Знайте! Изначально педиатрическую систему придумали для деток на искусственном вскармливании.

  1. Несколько десятилетий назад смеси были не такими совершенными, как сегодня, они не могли полностью обеспечивать потребности растущего организма в витаминах и микроэлементах (да и самые «продвинутые» современные  смеси этого не могут);
  2. И задачей педиатров было как можно скорее перевести малыша на пищу, которая сможет это обеспечить.

Но! Грудное молоко – научно признанный незаменимый для малыша продукт питания!

Мамино молоко может оставаться основным (если не единственным) источником необходимых веществ до 6-ти месяцев, в редких случаях бывает, что ребенок и до года питается только грудным молоком.

Но это не является нормой, поскольку пропускаются важные этапы прикорма (читайте статью Признаки готовности к прикорму>>>), поэтому смысла в обязательном педиатрическом прикорме при ГВ – нет.

Удивлены?

Конечно, ведь мы привыкли, что ребенок в годик обязательно должен кушать кашки, овощи, фрукты, мясо и кефирчики, уметь пережевывать твердую пищу

иначе пострадают зубки, прикус, не растянется подъязычная уздечка, необходимая для развития речи, не будет правильно формироваться микрофлора ЖКТ.

Мы готовим малышу супчики-кашки-пюрешки (или покупаем баночное питание), а затем снова переучиваем его – уже с этих пюрешек на пищу с общего стола.

Довольно быстро растут порции новых продуктов, пропорционально уменьшается количество молока (или смеси) в рационе грудничка.

Первая ложка

Олежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают — вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует — это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль — как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100–200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли…

В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма — ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет — лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки

Внимание племянника чуть ослабеет — он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это?

Как давать прикормы?

Консистенция всех прикормов должна быть пюреобразной. После введения одного или двух прикормов вполне допустимо введение в питание фруктов и соков. Их необходимо давать ребенку между основными кормлениями или добавлять в прикормы для улучшения вкусовых качеств. Необходимо соблюдать постепенность и последовательность введения каждого прикорма. Первый прикорм начинают вводить по 0,5-1 чайной ложке с выходом на полный объем в 120-150 г (максимально 200 г) на одно кормление в течение 10-14 дней. При этом следует использовать только один продукт (например, только гречневую крупу). После этого при хорошей переносимости необходимо постепенно вводить другие продукты этого прикорма (после гречневой крупы вводить рисову или кукурузную). Новые продукты могут давать в смеси с уже введенными или отдельно. Второй прикорм можно начинать вводить не ранее, чем через 3-4 недели после первого. При этом необходимо также постепенное наращивание объема до 120-150 г (максимум 200 г) и последовательное введение продуктов этого прикорма (после кабачков, например, капуста, картофель и т.д). Третьим прикормом традиционно является мясной. Особенность введения мяса заключается в том, что его, как правило, добавляют в каши или овощи. Обычно объем мяса составляет 50-70 г в сутки. После введения 50-70 г одного сорта мяса можно вводить и другие сорта. Мясо необходимо давать младенцу ежедневно.

После введения трех основных прикормов необходимо формировать режим питания ребенка, который принят в семье. В возрасте около 8 месяцев ребенок должен получать густую пищу не менее 3 раз в день.

Многие авторы считают, что давать продукты прикорма ребенку следует после кормления грудью. Обосновывают это тем, что введение прикорма до кормления грудью может привести к снижению лактации. С другой стороны не каждый ребенок после грудного молока согласится на овощное пюре или кашу. Кроме того, во второй половине года значительно ниже риск гипогалактии. Поэтому в этом вопросе следует подходить индивидуально. В настоящее время достаточно широко используется так называемое баночное или коробочное питание для грудных детей, которое обладает тем преимуществом, что изготовлено из качественных и экологически чистых продуктов. В то же время на Российском рынке еще встречаются различные промышленные прикормы, в состав которых входят морально устаревшие продукты детского питания. Кроме того, на некоторых упаковках встречаются рекомендации о введении этих прикормов с 2-3 месяцев. Поэтому необходимо дифференцировано и внимательно подходить к употреблению промышленных прикормов и в некоторых ситуация считать более предпочтительным применения обычных продуктов.

При введении какого-либо нового продукта требуется оценить переносимость его ребенком. Для этого чаще всего достаточно контролировать самочувствие ребенка, его стул и аллергические реакции. При появлении диспепсического стула, срыгиваний, высыпаний на коже или явного беспокойства ребенка вводимый продукт отменяется. Повторные попытки введения прикорма необходимо отложить на 1-2 недели, в течение которых возможно кормление ребенка только грудным молоком.

Использование в питании грудного ребенка соли является нецелесообразным. Это является пищевым стереотипом взрослого человека, который нельзя применять к грудному ребенку.

Во втором полугодии темпы нарастания массы тела у ребенка снижаются и в среднем составляют 400-450 г в месяц или около 15 г в сутки. Таким образом: — во втором полугодии жизни ребенок продолжает получать грудное молоко/адаптированную смесь. Мать должна поддерживать лактацию и продолжить вскармливание грудью до 1,5-2 лет и дольше — начиная с 6-8 месяцев в питание, водятся последовательно три прикорма с соблюдением основных принципов диетологии — дополнительно в питании после 6 месяцев возможно введение соков и фруктов с целью разнообразия и улучшения вкусовых качеств, но не в качестве прикорма — введение неадаптированных кисломолочных продуктов следует начинать не ранее 8 месяцев жизни, а цельного коровьего молока не ранее 12 месяцев — при введении новых продуктов в питании требуется контроль за самочувствием ребенка.

Как правильно вводить прикорм грудничку. Профилактика пищевой аллергии.

В начале ноября прошел мой вебинар: «Как правильно вводить прикорм грудничку. Профилактика пищевой аллергии», по приглашению проекта МД Класс.

На вебинаре мы поговорили о таких темах, как:

1.Основы питания,

2.Почему нужно вводить прикорм,

3.Разница между педиатрическим и педагогическим прикормом,

4.С чего нужно начинать прикорм,

5.Аллергические реакции на введение прикорма,

6.Что лучше, готовить или покупать еду для малыша,

7.В конце я ответила на ряд вопросов от участниц вебинара.

Встреча оказалась довольно насыщенной и полезной.

Я поделилась своим опытом введения прикорма старшему и младшему сыну.

Со старшим сыном Левой мы начали прикорм в 5 месяцев по табличным значениям, поэтому грудью я кормила всего 9 месяцев. Мы покупали баночную еду и предлагали её малышу. У ребенка было нарушено пищевое поведение, так как пропущен этап педагогического прикорма. Нам приходилось кормить малыша с книжками и игрушками, что очень плохо сказывается на формировании нормального режима питания.

Этот опыт позволил мне полностью пересмотреть тактику введения прикорма второму ребёнку. В основе нового принципа введения прикорма лежит индивидуальные особенности и потребности питания ребенка, которые способствуют правильному пищевому поведению ребенка и формированию нормального режима питания в семье.

Прикорм второму ребенку Марку я вводила не раньше 6 месяцев, до года полностью было исключено коровье молоко, ориентировалась на пищевой интерес ребенка, который появляется индивидуально, примерно с 5-7 месяцев. Мы кормились грудью до 2 лет с переводом ребенка на взрослый стол с 1.2 года. Во время еды ему не требовалось отвлекание и игрушки. Посмотрите, как он кушает с аппетитом столько, сколько хочет.

На вебинаре мы поговорили о целях прикорма:

  1. познакомить ребенка с новым видом пищи,
  2. сформировать правильное пищевое поведение ребенка,
  3. удовлетворить потребности организма в питательных веществах.

Существуют определенные признаки готовности ребенка к новому виду пищи:

  1. интерес ребенка к пище, которую он видит в тарелке у папы или мамы,
  2. появление зубов, но это не обязательный признак,
  3. хорошо сидит в детском стульчике,
  4. уверенно держит ложечку в руке,
  5. появление рефлекса глотания твердой пищи,
  6. угасание рефлекса выталкивания языка изо рта.

Чтобы удовлетворить интерес ребенка к пище, мы вводим педагогический прикорм, который способствует тому, что ребенок учится жевать и глотать новую пищу, отличную от грудного молока или смеси.

С чего начинать прикорм?

Рекомендации по началу прикорма зависят от особенностей здоровья ребенка. Если у ребенка недостаточные прибавки в весе, тогда вводим безмолочные каши. А с овощного прикорма нужно начинать в том случае, если у ребенка наблюдается запор.

Что лучше давать ребенку баночное пюре или собственного приготовления?

Это вы решаете сами с учетом своих желаний. Можно начать с баночек, но если вы видите, что ребенок отказывается есть баночную еду, тогда готовьте свою пищу. Особенно хорошо, если первые овощные пюре или каши будут разбавлены грудным молоком.

Какие существуют патологические реакции на введение прикорма?

Нормой реакции является изменение окраски стула, особенно на овощи. Патологические реакции могут быть следующего характера: слизь или зелень в стуле, неприятный запах, пенистый водянистый стул. Сыпь на коже в виде покраснения, сухости, шелушения или изъязвлений на разных участках тела, как крайняя степень  кожной аллергии.

В случае аллергии необходимо вести пищевой дневник и получать лечение, которое помогает быстрей справиться с аллергией.

Каждая ситуация требует индивидуального наблюдения и рекомендаций по питанию и профилактике аллергии у ребенка.

Остались вопросы?

Будьте здоровы!

Получайте больше информации от проекта на свою почту!

Как повысить иммунитет или 10 причин, почему дети часто болеют.

Как формируется пищевое поведение в детстве, как оно влияет на питание и здоровье.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения и политикой конфиденциальности сайта, а также на получение информационных рассылок

А что говорят о BLW педиатры?

Не исключено, что степень вовлечения взрослого в традиционное кормление слегка преувеличена с точки зрения BLW. Если только не рассматривать классический прикорм «дегуманизированным» предписаниями касательно объемов пищи. 

Соответственно, никакой нормальный детский врач не может рекомендовать кормить ребенка больше его собственной нормы — будь-то с привлечением мультиков, танцев с бубнами или любых других отвлекающих маневров.

Как объяснила нам Татьяна Гавриленко, прогрессивные доктора на сегодняшний день рекомендуют ориентироваться в первую очередь на следующее

  • пищевой интерес ребенка;
  • наличие аппетита;
  • вкусовые предпочтения малыша. 

По словам педиатра, для того чтобы сформировать положительные пищевые привычки, достаточно просто практиковать чуткое кормление. Кстати, именно так кормить ребенка рекомендует ВОЗ. Чуткое кормление, по мнению Татьяны Гавриленко, является золотой серединой между традиционным прикормом, который вводится строго по протоколам и ставит во главу угла различные схемы, графики и сроки, и прикормом по системе BLW, который также является крайностью, разве что в другом ключе.

Что особенного в самоприкорме?

BLW (baby-led weaning, или самоприкорм) отличается от традиционных методов прикорма тем, что ребенок сам решает, когда, что и сколько есть. Более того, он кормит себя сам. Главная задача самоприкорма — не накормить, а познакомить ребенка с разнообразными продуктами, вкусами и консистенциями.

В BLW на первый план выходит внимание ко вкусу, текстуре, цвету и запаху пищи. А основой питания малыша на начальном этапе остается грудное молоко или смесь

Считается, что со временем, когда ребенок поймет, что твердая пища его насыщает, количество молочных кормлений в естественном для ребенка темпе сократится.

Естественный прикорм

Это грамотное сочетание обоих подходов, с ориентацией на вашего малыша. И на мой взгляд, естественный прикорм – это идеальный вариант. Возникает закономерный вопрос, с чего начать прикорм и что же нужно делать?

Во-первых, нужно развивать и поддерживать пищевой интерес у ребёнка. Брать с собой за стол во время приема пищи, давать пробовать широкой соломкой нарезанные морковь, огурец или яблоки. И начинать прикорм только когда у ребенка появился пищевой интерес, когда ему интересна еда, он пытается отобрать у вас ложку. Начать можно с того, что обмакнуть ложку в пюре и дать ребёнку попробовать. Также не бойтесь кусочков, дети в состоянии прожевать микродозы гречки, риса или кусочек картошки из вашего супа.

Главное, не надо насильно пытаться накормить малыша.

Кормлением насильно вы только вызовите негативные ассоциации, и, в дальнейшем, когда заставлять будет сложно, вы получите ребёнка, который очень мало ест. Возможно, кто-то помнит такие печальные опыты из своего детства (я, например, теперь не ем клёцки, калину и супы пюре, а многие взрослые с трудом переносят овсянку – привет воспитателям из детского сада).

Не настаивайте на каком-то определённом виде продукта, ребёнок сам знает, что нужно его организму. Он может месяц есть овощи и отказываться от каши, а потом есть каши и мясо, но не есть овощи, и это нормально. Почему беременные хотят мела или побелки – потому что организму не хватает кальция. Так и ребёнок знает, чего ему не хватает сейчас и из каких продуктов это можно получить. Не ест каши? Попробуйте недели через две!

А сейчас хочу привести вам нормы ВОЗ по введению прикорма малышам (информация ниже – с официального сайта Всемирной организации здравоохранения).

И другие вопросы о педприкорме

Разрешать ли игры с едой (крошить хлеб, размазывать по столу содержимое тарелки)?

Желательно пресекать. Почему ребенок крошит хлеб – возможно, вы дали ему слишком большой кусок. До года в качестве педприкорма дают еды ровно столько, сколько ребенок способен съесть за один прием пищи. Если малыш играет – значит, он не голоден. Еда должна быть в тарелке или в руке, еда – не игрушка. Впрочем, некоторые считают, что и размазывать можно, и кусочничать на полу, и такая точка зрения есть.

Как быть, если на столе бывают неполезные продукты?

Либо вы принимаете идею педприкорма – либо нет. Если да, то с этого дня вы готовите только здоровую еду. К неполезной еде не относятся молочные каши или домашние блины. Не страшно, если ребенок раз-два в неделю попробует что-то совсем не полезное в микродозе. Главное, чтобы это не вошло в привычку, и вредные вещества не накапливались в организме. Педприкорм не означает, что ребенку дают пробовать колбасу, шоколад, чипсы и алкоголь

Но если маме важно съесть шоколадку на десерт, она дает и ребенку попробовать

Нужно ли допаивать с введением педприкорма?

В таких же ознакомительных дозах. Если мама пьет чай, компот или сок, она может познакомить ребенка со своим питьем, но оно должно быть некрепким (разведенным).

Пища выходит в непереваренном виде – это нормально?

Это нормально. Кишечник тренируется, достаточное количество ферментов вырабатывается только к полутора годам, а то и позже. Не закармливайте ребенка, введение педприкорма не означает, что к году ваше сокровище обязано кушать взрослую еду тарелками. Педприкорм – это такое же знакомство с едой, как и педиатрический прикорм, а не полноценная еда. В нем нет строгих правил, отсчитывания граммов. Сколько съел, столько и съел, но желательно выдавать не более 150 г любой пищи за один раз с девяти месяцев до года, до девяти месяцев ребенок питается только микродозами, постепенно увеличивающимися.

Нужно ли искать какие-то особенные продукты?

Нет. Готовьте из привычных продуктов. В этой статье содержатся советы, как удалить из овощей «нитратные» части: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2776

Как быть с тем, что обычные блюда не содержат достаточное количество витаминов и микроэлементов, которое нужно ребенку, ведь детское питание дополнительно обогащается ими?

Грудное молоко до года (и более) полностью покрывает потребности ребенка в полезных веществах, а после года дети, привыкшие к педприкорму, легко потребляют пищу в достаточном объеме.

Нужно ли отменять в блюдах соль, сахар, молоко?

Нет. Если мама употребляет эти продукты, они все равно попадают ребенку через грудное молоко, и он должен привыкнуть к ним.

Не рано ли давать 6-месячному малышу блины, борщ, взрослый творог, пусть даже и в микродозах? Как-то это странно, а?

Все, чем питается мама, отражается на грудном молоке – следовательно, ребенок с рождения уже попробовал всю ее пищу, ему осталось только научиться пережевывать ее и усваивать в плотном виде. Все микродозы на начальном этапе обязательно запиваются грудным молоком. И микродозы – это действительно МИКРО, они крайне малы. Нет цели накормить, цель —  мягкая адаптация.

Можно ли давать вчерашнюю еду?

Да. Маме не следует усложнять себе жизнь с вводом прикорма. Если она иногда сама ест вчерашнюю пищу, значит, ребенок тоже будет ее пробовать.

Можно ли начинать педприкорм позже?

Наилучшее время для педприкорма – это период возникновения пищевого интереса, по нему и нужно ориентироваться. Для стимула ребенка берут за стол с 3-4 месяцев, он наблюдает, как принимают пищу взрослые.

Ребенок сразу полюбил творог. Можно дать его побольше?

Нет, нельзя

Нужно переключить внимание на другой продукт

Нужно давать только кусочки?

Не до фанатизма. Например, овощи в супе желательно размять вилкой.

Педприкорм – это ужасные ограничения, зачем себе усложнять жизнь?

Все мамы, практикующие педприкорм, наоборот признаются, что жизнь стала проще. Они не гоняются за баночками определенной фирмы, не перетирают, не блендерят, и, в конце концов, они никогда не уговаривают ребенка поесть, а это дорогого стоит. Что касается жестких ограничений: как правило, кормящая мама соблюдает диету, не увлекаясь вредными продуктами, а больше ничего не требуется.

На фотографиях: 1. Яночка (мама nade20), 2. Алиса (мама Клюква), 3. Дима (мама Мяу…), 4. Костя (мама Ириша86), 5. Дуся (мама Leda).

Дети-аллергики

Введение прикорма для деток, страдающих пищевой аллергией — вопрос очень тонкий

Действовать надо осторожно, внимательно отслеживая процесс, по принципу «тише едешь, дальше будешь»

Поскольку сама мама должна придерживаться гипоаллергенной диеты, то и кроха начинает знакомиться с пищей, не вызывающей аллергии. Например, фрукты и овощи — не оранжевые и не красные, ему пока не надо пробовать коровьего молока, а знакомство с мясом начинайте с индейки, потом можно пробовать телятину и так далее. В один день дайте ребенку один продукт, следующие 2-3 дня наблюдайте: аллергическая реакция может проявиться не от первой, а от 2-3 пробы. Получается, что следующий новый продукт мама сможет дать крохе только через 3-4 дня.

Не забудьте, что у такого малыша проба новых продуктов должна заканчиваться прикладыванием к груди.

Ребенку-аллергику нужна особенно мягкая и постепенная адаптация к пище взрослых, так как его желудочно-кишечный тракт и ферментативная система особенно чувствительны. Надо также иметь в виду, что витамины и прочие полезные вещества ребенок начинает полноценно усваивать из другой пищи только после года, а до этого все это поставляет крохе мамино молоко, поэтому можно не спешить с прикормом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий