Почему ребёнок плохо ест прикорм и как наладить его аппетит?

Как наладить правильное питание ребенка?

Сколько должен съедать ребенок – дело субъективное, важно прислушиваться к желаниям вашего малыша. Забудьте про «общество чистых тарелок»

Сегодня нет никакой необходимости доедать все до последней крошки, ребенок всегда может поесть позже или добрать необходимое в следующий прием пищи.

Не стоит также во чтобы то ни стало заставлять ребенка съесть продукт, который ему категорически не нравится. В конце концов, миллионы людей в мире вообще не едят гречку или творог, оставаясь здоровыми и даже весьма упитанными.

Помните, что ребенок всегда берет пример с родителей, поэтому в первую очередь, наладьте свое питание.  Если вы питаетесь бутербродами с докторской на бегу, не рассчитывайте что малыш станет поклонником рыбы и брокколи на пару. Постарайтесь не кормить ребенка отдельно, пусть он ест вместе со всей семьей за общим столом, даже если он только начал пробовать прикорм.

Не превращайте кормление в спектакль: ребенок не должен есть под мультики, не предлагайте ему сладости за то что он хорошо поест, не нужно отвлекающих маневров. Конечно, в краткосрочной перспективе это работает, но может вызвать серьезные последствия, вплоть до нарушений пищевого поведения, в дальнейшем.

Золотое правило, которое стоит запомнить все родителям: мы отвечаем за то, что, когда и где ребенок ест, а вот сколько есть и есть ли вообще – это зона ответственности ребенка, позвольте решать ему самому, даже если ему всего один год.

Показатели для введения прикорма

По мнению Всемирной Организации Здравоохранения и ведущих педиатров, оптимальный возраст для прикармливания малыша новыми продуктами — 6 месяцев. К этому времени у большинства деток есть уже хотя бы один зуб, что также считают одной из причин готовности попробовать что-то ещё, кроме грудного молока или адаптированной смеси. Если грудничок не ест прикорм, может быть, он ещё не готов психологически или физиологически. Есть ряд параметров, по которым это можно определить:

  1. Кроха способен сидеть и удерживать ложку в руке.
  2. Наблюдается угасание рефлекса выталкивания пищи.
  3. Желудочно-кишечный тракт нормально реагирует на введение новых продуктов.
  4. Малыш проявляет пищевой интерес, стремясь попробовать что-нибудь со взрослой тарелки. Если ему это не удаётся — расстраивается и любыми способами продолжает попытки добыть мамину еду.

Как улучшить аппетит ребенка?

Сами по себе пониженный время от времени аппетит, неприятие новых продуктов или перемена вкусовых предпочтений не должны беспокоить родителей. Если ребенок хорошо растет и развивается, скорее всего, он получает все, что ему необходимо. Если вам кажется, что из-за избирательности малыша его диета становится несбалансированной, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

как можно чаще ешьте вместе с малышом – дети учатся на примере;
попробуйте кормить малыша вместе с другими детьми – часто ребенок лучше ест в компании ровесников;
составьте график кормления, подстроив его под режим сна, – большинству детей требуется три приема пищи и два-три перекуса в день;
следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся и не испытывал сильный голод перед едой;
предложите малышу фруктовый или натуральный сладкий десерт – он содержит больше калорий и питательных веществ;
похвалите ребенка, если он хорошо ест – малыши любят, когда их хвалят, и в следующий раз также постараются заслужить похвалу;
предлагайте продукты, которые ребенок может есть руками, – это позволит ему контролировать процесс приема пищи;
устраните все факторы, которые могут отвлечь от еды: выключите телевизор, уберите игрушки из обеденной зоны;
а вот играть с едой иногда полезно – пусть малыш построит башню из сырных кубиков, а затем съест их;
делайте блюда разноцветными – это поможет удержать внимание малыша и повысит интерес к еде;
не торопитесь, но и не растягивайте прием пищи дольше, чем на 20-30 минут; дайте ребенку понять, что теперь ему придется ждать до следующего приема пищи или перекуса;
не перекармливайте ребенка, если он уже наелся, и не принуждайте его есть – это вызывает чувство тревоги;
развивайте у малыша интерес и положительное отношение к пище: ходите с ним в магазин, готовьте еду вместе, устройте веселый пикник;
записывайте все, что ребенок ест в течение недели, – возможно, вы недооцениваете разнообразие его рациона;
старайтесь не предлагать альтернативу – малыш быстро поймет, что можно получать любимую еду, отказываясь от другой;
не давайте ребенку много жидкости за час до приема пищи или во время еды, так как это снижает аппетит;
не сдавайтесь – вам может потребоваться несколько попыток, прежде чем малыш примет и полюбит новую пищу;
не пытайтесь прятать новые продукты в привычные и полюбившиеся ребенку блюда – почувствовав уловку, ребенок начнет избирательнее относиться ко всей пище.

Полный отказ от еды или затянувшийся период капризов могут стать поводом для беспокойства. Если вам кажется, что режим питания вашего ребенка сказывается на его здоровье, проконсультируйтесь с врачом или патронажной сестрой.

При использовании любых материалов с сайта nutriclub.ru ссылка на сайт обязательна.
Nutriclub, 2020

Способствуйте развитию мышц челюсти

Многие из мышц, которые ребенок использует во время речи, также участвуют в жевании. Примерно к восьми месяцам дети начинают лепетать. Поощряйте эти первые попытки заговорить — отвечайте на «реплики» ребенка и корчите смешные рожицы, чтобы ребенок повторял за вами (тем самым тренируя мышцы челюстей).

Обратите внимание на снижение рвотного рефлекса ребенка

Каждый ребенок рождается с рвотным рефлексом, который помогает ему с помощью языка выталкивать посторонние предметы изо рта, уберегает его от удушья. Примерно к шести месяцам этот рефлекс ослабевает, и это значит, что ребенок готов к тому, чтобы учиться жевать. Этот рефлекс не уходит сразу, и вначале, когда ребенок будет учиться жевать, рефлекс будет проявляться (ребенок давится, выплевывает пищу). Самое худшее, что вы можете сделать на данном этапе, это переволноваться и вернуться к жидким пюре. Вам нужно успокоиться и под пристальным присмотром продолжать давать ребенку пищу с кусочками, такую пищу, которую он сам может взять руками и попытаться прожевать. Чем больше практики у него будет, тем лучше он научится контролировать рвотный рефлекс.

Какая еда способствует жеванию малыша

Примерно через три недели после того, как ваш ребенок начал есть пюре, ему необходимо постепенно знакомиться с продуктами, которые нужно жевать, чтобы развить данный навык. Сначала нужно предложить ему более густое пюре. Позже можно добавить хорошо проваренный рис или кусочки банана или яблока, вместо того, чтобы перемалывать их блендером. Также предложите ему еду, которую можно взять руками и жевать. Скорее всего, вначале ребенок вряд ли откусит кусочек хлеба или огурца, но вы продолжайте предлагать ему твердые, но легко жующиеся кусочки еды, которые он может сам взять руками. Со временем мышцы челюстей станут сильнее, у ребенка начнут прорезываться зубки, что облегчит жевание. Помните, что не стоит давать слишком твердую пищу. Она должна быть такой консистенции, чтобы ребенок мог размять ее языком. Если вы добавляете кусочки пищи в пюре, то добавляйте какой-нибудь один вид еды в одно блюдо, чтобы ребенок почувствовал одну текстуру, а не сразу несколько. Так ему будет проще понять, как жевать.

Разновидности еды

Есть восемь факторов, которые помогут вам определить, насколько легко или сложно вашему ребенку прожевать ту или иную еду:

  • сила давления, которую ребенок прилагает, чтобы прокусить еду
  • сенсорное восприятие (например температура и сезонность пищи)
  • размер (более тонкие кусочки легче жевать, чем толстые)
  • форма (еду, нарезанную узкими полосками будет удобнее жевать, чем если это будут толстые полоски)
  • мягкая текстура, которая легко разминается во рту
  • консистенция (еду с однородной консистенцией, например, банан, проще прожевать, чем с неоднородной, например, неочищенный огурец)
  • часть рта, которой ребенок кусает и жует (боковая, средняя, передняя)
  • количество жевательных движений, необходимых, чтобы размягчить определенную пищу для глотания.

Когда вы будете выбирать еду для малыша, который начинает учиться жевать, начните с самой простой для него, такой как полоски вареной моркови — они узкие и тонкие, не требуют больших усилий для того, чтобы их откусить и жевать, и быстро размягчаются во рту. Когда он научится справляться с такими видами еды, можете перейти к более сложным, таким как свежие фрукты и овощи, мясо и печенье.

Что указывает на то, что есть проблема: ребенок не жует

У некоторых детей слишком чувствительный рвотный рефлекс (обычно это дети, страдающие рефлюксом). Такие дети дольше учатся жевать и глотать пишу. Многие мамы замечают, что детям проще есть, если они сами берут еду руками, а не когда их кормят с ложки. Так они контролируют ситуацию. Большинство детей перерастают свой слишком чувствительный рвотный рефлекс к двенадцати месяцам; поэтому, если в год ребенок не жует или не может жевать кусочки и еду, которую может сам взять руками, обратитесь к врачу.

Полезные свойства каш

Все каши полезны тем, что:

  1. в них много клетчатки;
  2. цинк, содержащийся в составе, препятствует кожным заболеваниям;
  3. благоприятно воздействуют на пищеварительную систему;
  4. поддерживают долгое время постоянный уровень глюкозы в крови;
  5. создают преграду для всасывания холестерина в кровь;
  6. очень сытные, дают заряд энергии.

Таблица ввода каш в прикорм:

Вид кашиПолезные свойстваВредС какого возраста можно вводить в прикорм
РисоваяВыводит из организма вредные вещества, защищает слизистую желудка. Способствует укреплению нервной системы.Не рекомендуется при запорахС 6 месяцев
ГречневаяСодержит много железа, кальция, витаминов группы В. Очищает организм от токсинов. Укрепляет стенки сосудов. Помогает усваиваться витамину С. Читайте: Гречневая каша для первого прикорма>>>.Не рекомендуется много употреблять при сахарном диабете и почечной недостаточности.С 6 месяцев
КукурузнаяКремний, содержащийся в составе, полезен для зубов. Каша помогает выводить лишний жир из организма. Полезна при запорах, при сахарном диабете.Не рекомендуется часто употреблять при плохом аппетите и недостаточном весе, при запорах.С 6 месяцев
ОвсянаяСодержит витамины группы В, А, Е, РР, С, много минеральных веществ. Полезна для зрения, развития головного мозга. Помогает при запорах. Очищает организм от токсинов.Содержит глютен, способствует вымыванию кальция из организмаС 8 месяцев
ПшённаяБогата витамином А, выводит лишние соли из организма, является отличным источником энергии. Укрепляет сердечно-сосудистую систему. Полезна при лечении антибиотиками.Трудно переваривается, ухудшает всасывание йода. Не рекомендуется при сахарном диабете.С 9 месяцев
ПшеничнаяНормализует обмен веществ, очищает организм, легко усваивается, способствует укреплению иммунитета и выведению вредных веществ из организмаНельзя употреблять при аллергии на глютен. Не рекомендуется при метеоризме, при сахарном диабете.После 8 месяцев
ЯчневаяЛегко усваивается, укрепляет костную ткань, выводит из организма тяжёлые металлы. Способствует укреплению иммунитета, питает мозг. Полезна при диабете.Нельзя при аллергии на глютен, при заболеваниях желудка в стадии обострения. Не рекомендуется часто употреблять при склонности к набору лишнего веса.С 9 месяцев
МаннаяОчищает организм, благоприятно воздействует на желудок, обволакивая егоСодержит глютен, способствует появлению лишнего веса, препятствует усвоению витамина D и кальцияС 1 года
ПерловаяНормализует обмен веществ, способствует укреплению иммунитета, является мощным антиоксидантом. Полезна при аллергии.Медленно переваривается. Не рекомендуется при метеоризме и запорах.С 3 лет

Ошибки в питании ребенка

Ребенок никогда не отказывается от новых продуктов просто так. Всегда есть причины, которые предшествовали тому что ребенок начал питаться однообразно. Давайте рассмотрим самые частые:

Раннее введение прикорма.

Когда мама начинает прикорм, а ребенок еще «недозрел» до него, не проявляет никакого пищевого интереса, то малыш не захочет знакомства с новыми продуктами. Это защитная реакция организма.

Интерес к еде появляется в районе 6-ти месяцев. Ни о каком прикорме в 3-4 месяца речи быть не может. Это, прежде всего, вред для желудка ребенка.

Как правильно вводить прикорм ребенку, с каких продуктов начинать и как познакомить малыша с кусочками, смотрите в пошаговом интернет-курсе Азбука прикорма>>>

Ребенок ест отдельно от семьи.

Часто в семьях заведена традиция кормить ребенка отдельно. Родители обедают, потом готовят пищу ребенку. Малыш при этом не понимает, что происходит, он не видит, как едят другие люди, его настораживает отдельное кормление. В этом случае он будет отказываться от новых продуктов.

Насильное кормление.

Когда мамы слышат этот термин, они представляют этот процесс в самой грубой форме. На самом деле, руки ребенку никто не связывает, но это действительно насильственное действие. Ребенок смотрит по сторонам, а мама в этот момент потихоньку ложку за ложкой скармливает ему приготовленный обед.

Продукт предлагается редко.

Можно привести такой пример: в семье практически не едят авокадо, и вдруг, родители прочитали, что авокадо – это безумно полезный продукт, они закупили авокадо и начали им кормить малыша. Ребенок это пробует (или не пробует), ему может не понравиться внешний вид данного продукта, и, предложив ребенку один-два раза, мама думает, что он не хочет есть. Для того чтобы ребенок привык к внешнему виду, вкусу продукта, необходимо до 10 встреч с этим продуктом.

Не нравится консистенция.

Как ты не хотелось маме, чтобы ребенок ел все, что она готовила, надо помнить, что малыш является отдельной личностью. Наверное, у каждого был опыт поедания «манной каши с комочками» или что-то в этом роде, вот так и у малыша могут быть свои предпочтения. Возможно, он не против самого продукта, и его можно подать в другом виде, например, заменить манную кашу манником. Маме необходимо подавать продукт в виде различных блюд, малыш выберет понравившийся вариант.

Возрастная неофобия – 1,5-2 лет.

Эта еще одна причина отказа от новых продуктов, с которой родители могут столкнуться после 1,5 лет. Ребенок, который до этого возраста не встретился с тем или иным продуктом, может отказаться пробовать его вообще. Тут и таится основная опасность для мам, которые долгий период времени кормят ребенка покупными пюрешками и кашками. Ребенок после полутора лет не захочет есть обычную еду, у него включится возрастная неофобия. Это защитный механизм, для того, чтобы ребенок, который уже активно передвигается, не наелся бы какой-то неизвестной гадости.

Вспомним эволюцию, как жили дети еще 100 лет назад, наверняка мама их брала с собой в лес по грибы по ягоды, и чтобы ребенок не наелся чего-то неизведанного, включается этот защитный механизм

Он работает и у наших детей, которым матери готовят самую вкусную еду, но ничего сделать с этой эволюционной программой невозможно, поэтому важно до 1,5-2 лет ребенку обеспечить разнообразное питание

Что делать?

Итак, что делать родителям, если их ребенок в 9 месяцев мало ест (или вообще отказывается есть) прикорм?

  1. Кормите его за общим столом, чтобы он видел, что такую же пищу едят и его родители и что она им при этом очень нравится. То есть естественным путем формируйте его пищевой интерес;
  2. Предлагайте прикорм, когда кроха голоден, а не после еды. Так больше шансов, что он попробует новую пищу;
  3. Если кроха отказывается кушать из баночки (родители-то такое не едят), готовьте еду самостоятельно и кормите из «взрослой» посуды;
  4. Если он не хочет кушать из ложечки – позвольте ему орудовать пятерней. Да, это не так эстетично, но зато удовлетворяет естественные исследовательские потребности ребенка;
  5. Наберитесь терпения. Иногда для того, чтобы малыш распробовал пищу, ему нужно предложить ее до 20 раз! Естественно, только предложить, а не вталкивать несмотря ни на что;
  6. Ищите альтернативу. Если ребенок в 9 месяцев плохо ест творог – попробуйте дать ему кефир. Не хочет брокколи – замените его на кабачок;
  7. Не слушайте досужих соседей или родственников, рассказывающих, что их дети в этом возрасте уже съедали по полной тарелке борща;
  • Во-первых, это не совсем полезно;
  • А во-вторых, развитие и потребности каждого ребенка индивидуальны, и ориентироваться нужно именно на них.

Если вы видите, что ситуация с прикормом становится все хуже и хуже, посмотрите обучающий интернет-курс Азбука прикорма: система безопасного введения прикорма грудничку>>>

С помощью информации из курса, вы шаг за шагом проведете работу над ошибками и научите своего малыша кушать много, хорошо и с аппетитом.

  • Таблица прикорма ВОЗ
  • Педагогический прикорм
  • Соль и специи в питании ребенка

Правила перевода на «взрослый стол»

Чтобы свести к минимуму количество случаев, когда ребёнок не хочет есть прикорм, Комаровский сформулировал несколько тезисов. Следование им поможет сделать процесс знакомства с новыми продуктами обоюдно приятным для крохи и его родителей:

  1. Не стоит слишком рано начинать прикармливать. До полугода ребёнок получает все необходимые питательные вещества из грудного молока или смеси. Исключение составляют малыши, которым прикорм начинают раньше из-за слишком маленького веса.
  2. В независимости от того, питается ли ребёнок маминым молоком или адаптированной смесью, оптимальный возраст для начала дегустации со взрослых тарелок одинаков — 6 месяцев.
  3. Давать пробовать новые продукты малышу нужно, когда он здоров.
  4. Знакомство со взрослой едой должно происходить в домашней спокойной обстановке, когда нет причин для неудобства или стрессов. Если пытаться накормить малыша чем-то новым в гостях или путешествии, потом не стоит удивляться, почему он ничего не хочет есть.
  5. Прикорм нужно давать ребёнку, когда он действительно голоден, по принципу: сначала новая еда, затем — основная.
  6. Не нужно отчаиваться, если вопреки всем правилам, ребёнок не хочет есть прикорм. Что делать в таком случае? На время отложить этот вопрос, а затем снова регулярно предлагать новое блюдо. Можно есть то, что приготовлено для малыша, в его присутствии, это поможет пробудить пищевой интерес крохи.
  7. Расширение рациона следует начинать с одного продукта и далее добавлять по одному компоненту. Это необходимо для отслеживания возможной аллергической реакции и для того, чтобы не гадать, почему чадо не хочет, к примеру, есть кашу из 7 злаков, и какой именно ему не понравился.
  8. Переходить на прикорм следует постепенно. Перед вводом нового продукта одно из кормлений должно быть полностью заменено взрослой пищей.
  9. Не стоит спешить с расширением рациона. Интервал между дегустацией разных компонентов должен составлять не менее 5 дней.
  10. Оптимальный срок полной замены одного кормления взрослым блюдом — 7 семь дней. За это время порция еды с минимальной (20 г) постепенно увеличивается до рекомендованного объёма без особых усилий.

https://youtube.com/watch?v=SW9gNwRCOpM

Как справиться с нарушением пищеварения у ребёнка?

Для компенсации нехватки пищеварительных ферментов у детей могут использоваться ферментные препараты. Они способствуют улучшению переваривания пищи.

Узнать больше

Креон является признанным ферментным препаратом в России и мире. Он дополняет собственное пищеварение и помогает переваривать белки, жиры и углеводы5.

Особенностью препарата
Креон является его форма выпуска – капсула, внутри которой содержатся сотни маленьких частичек. Они называются минимикросферами. Эти частички особенно удобны для приёма самыми маленькими детьми, поскольку капсулу можно вскрывать и добавлять минимикросферы в пищу, пюре или сок5.

Размер частиц и удобство приёма отличает
Креон от привычных таблетированных форм. Новорождённый таблетку не проглотит, дети постарше могут зубами случайно раскусить таблетку или отказаться её глотать, да и не всем взрослых комфортно принимать таблетки или капсулы целиком.

Лайфхак о том, что таблетку можно растолочь или поделить на части, на самом деле – заблуждение. При нарушении целостности таблетки разрушается ее защитная оболочка, а кислая среда желудка губительна для незащищенного фермента. Мнение о том, что у маленьких детей среда желудка не агрессивна – тоже заблуждение. Только в первые пару недель у младенца среда желудка нейтральна, а уже к четырём годам рН желудка у ребёнка очень близок ко взрослому.6

Что заботит любую маму при выборе лекарственного средства? Его безопасность. При приёме Креон 10000 организм не перестает сам переваривать пищу, препарат разрешён детям с самого
рождения2,4.

Подробнее узнать о Креон для детей можно
здесь.

Что делать, если ребёнок не ест прикорм?

Итак, общепринятые принципы введения прикорма понятны. Но как же вести себя родителям, если ребёнок отказывается от прикорма и всячески демонстрирует неодобрение желанию мамы познакомить его с новыми продуктами?

О том, как приучить малыша к незнакомым блюдам, рассказывают многие источники. Мы выбрали самые действенные и популярные способы:

  1. Старайтесь развивать заинтересованность ребёнка в новой пище. Для этого его необходимо усаживать за семейный стол, давать понемногу то, чем трапезничают взрослые домочадцы. Конечно, предлагаемая пища должна соответствовать возрасту крохи.
  2. Предлагайте новые продукты проголодавшемуся младенцу. Ребёнок, который только что плотно пообедал маминым молоком или смесью, не захочет пробовать что-то другое. А вот после продолжительного гуляния, подвижных игр у крохи разыграется аппетит, чем и можно воспользоваться.
  3. Если малыш не хочет кушать готовые баночные пюре, попробуйте сделать прикорм самостоятельно. Первые детские блюда готовятся очень просто – достаточно в течение четверти часа проварить овощи (или приготовить на пару), а затем измельчить с помощью блендера.
  4. Всегда ищите альтернативу непонравившемуся малышу блюду. Если ребёнок отказывается от кабачка, предлагайте брокколи. Если же не пришёлся по вкусу творог, давайте кефир. Младенцу, который не любит мясо, предлагайте больше белковых продуктов – творога или рыбы.

Если малыш, будучи приученным к определённому продукту, начинает от него внезапно отказываться, сделайте перерыв. Через неделю или чуть больше интерес к знакомому блюду обязательно вернётся, и кроха с аппетитом будет кушать пюре или кашу.

Причины отказа от новой пищи

Проанализировав факторы готовности крохи расширить свой рацион, можно выделить причины, по которым ребёнок отказывается от прикорма. Комаровский Е. О. объясняет плохую реакцию на новые продукты:

  • чрезмерно ранним прикармливанием (до 4-х месяцев), когда в желудке младенца ещё нет пищеварительных ферментов для усваивания взрослой пищи;
  • сохранением младенческого рефлекса выталкивания твёрдой еды;
  • отсутствием пищевого интереса, если родители ранее не демонстрировали малышу собственным примером, что блюда из их тарелки — это приятно и вкусно;
  • плохим самочувствием ребёнка во время начала прикорма, связанным с прорезыванием зубов, коликами, реакцией на прививку и др.;
  • формированием отрицательного отношения к новой еде из-за слишком настойчивых попыток мамы накормить ею малыша;
  • первым негативным пищевым опытом, когда, к примеру, овощное пюре было горьковатым или каша — слишком густой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий