Как часто вводить новые продукты в прикорм?

В чем заключается важность первого прикорма?

И в грудном молоке, и в смесях для кормления новорожденных содержатся витамины, ферменты, микроэлементы, питательные вещества, необходимые ребенку. Этого достаточно в первые месяцы, но постепенно потребности малыша меняются. Он быстро растет и развивается, работа внутренних органов и систем совершенствуется, ребенку нужно больше энергии. Это требует дополнительного питания.

Правильное введение первого прикорма решает сразу несколько задач:

  • Ребенок получает макро- и микронутриенты, а также то количество энергии, которое ему необходимо, чтобы расти и развиваться. Если не начать вводить дополнительные продукты вовремя, возникнет риск дефицита железа, цинка, витаминов и некоторых других веществ.
  • Развитие внутренних органов и систем. Получая прикорм, ребенок учится снимать еду с ложки губами, а затем и держать саму ложку. Жевательный аппарат, пищеварительная система, кишечник тренируются и развиваются правильно.
  • Происходит социализация и развитие. Формируются правильные пищевые привычки, ребенок постепенно начинает питаться вместе со всей семьей, введение прикорма определяет вкусовые предпочтения и отношение к еде.

«Модель пищевого поведения человека формируется в младенчестве и раннем возрасте, когда закладываются устойчивые вкусовые предпочтения и воспитывается отношение к процедуре приема пищи».

Гмошинская М.В., доктор медицинских наук

То, как именно вводится прикорм, какие продукты используются, может влиять на здоровье ребенка и его развитие. Питание малыша планируют, учитывая, как быстро он набирает вес, насколько склонен к аллергии, какие особенности здоровья у него есть. Лучше делать это вместе с педиатром.

Прикорм может быть педиатрическим или педагогическим. Это — разные подходы к знакомству ребенка с новыми продуктами:

  • Педиатрический прикорм. «Медицинский» подход, который помогает организовать питание с учетом потребностей ребенка в питательных веществах, энергии, витаминах и микроэлементах. Такой подход считается основным и более безопасным, педиатры рекомендуют именно его. В этом случае новые продукты вводятся поэтапно, постепенно, так, чтобы органы пищеварения успевали адаптироваться к ним.
  • Педагогический прикорм. Основан на интересе малыша к еде. Ему дают пробовать «взрослые» блюда или продукты небольшими порциями, по необходимости измельчая их. Педагогический прикорм помогает поддерживать и развивать пищевой интерес, но в остальном является спорным. В первые месяцы жизни «взрослая» еда не подходит ребенку, так как она может содержать соль, сахар, компоненты, создающие нагрузку на печень или почки. Рацион при педагогическом прикорме не сбалансирован, он может не содержать достаточного количества макро- и микронутриентов.

Индивидуальный подход

И, конечно, очень важно для решения вопроса о сроках введения первого прикорма учитывать индивидуальные особенности ребенка. Дети рождаются разными (доношенные, недоношенные, с разной массой и ростом и т.д.), они очень по-разному растут и развиваются, имеют разное питание(грудное, искусственное, смешанное), также и состав грудного молока у женщин различается

Одному ребенку целесообразно вводить прикорм с 4-хмесяцев, а другому лучше подождать до 6-и. Например, если мама полноценно питается, а ребенок находится на грудном вскармливании и хорошо развивается, то прикорм можно ввести с 6-и месяцев. Также детям, имеющим наследственную отягощенность по аллергии, с введением прикорма торопиться не следует. В другом случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании и плохо прибавляет в массе, то прикорм можно ввести раньше -с 4-х месяцев. Конечно, всех индивидуальных случаев не перечислить, поэтому в каждой конкретной ситуации мама должна посоветоваться с врачом.

Профилактика отравлений, пищевых инфекций

Очень важно правильно обращаться с продуктами питания, чтобы предотвратить заражение и снизить риск болезней пищевого происхождения

  1. Всегда мойте руки перед приготовлением пищи, а так же руки ребёнка перед едой.
  2. Мойте всю посуду в горячей мыльной воде и хорошо её споласкивайте. Используйте чистую посуду и рабочие поверхности.
  3. Всегда используйте отдельные разделочные доски и посуду при приготовлении сырых и готовых пищевых продуктов.
  4. Тщательно мойте фрукты и овощи перед готовкой.
  5. Из морозильника или холодильника доставайте объём еды, необходимый только для одного приёма пищи.
  6. Храните приготовленные продукты в герметичной ёмкости в холодильнике или в морозильной камере.
  7. Повторно нагревать предварительно приготовленную пищу необходимо полностью. Никогда не нагревайте пищу более одного раза.
  8. Держите животных вдали от пищи.
  9. Не давайте мёд ребёнку до года.

Каждый ребёнок индивидуален. Некоторые дети будут есть новые продукты, как только им их предложат, другие на долгое время предпочтут только молоко матери или смесь. Некоторые дети едят все, что предлагается, а другие имеют явные симпатии и антипатии.

Не волнуйтесь слишком о предпочтениях вашего ребёнка. Продолжайте предлагать целый ряд питательных продуктов, чтобы малыш мог научиться наслаждаться разнообразными вкусами и текстурами.

Правило №10. Срок полной замены кормления — неделя

По большому счету должен вам сказать, что, как правило, на полную замену кормления – например, мы решили дать ребенку овсяную кашу – как правило, оптимальный срок для того, чтобы заменить смесь на овсяную кашу полностью — около недели. Понятно? То есть мы знаем, что ребенок ест эту молочную смесь. Сегодня дали 20 г, завтра 40, послезавтра 80 и т.д. – неделя на замену кормления.

Правила кончились. Теперь очень интересные вещи, поскольку опять-таки медицинская наука не стоит на месте.

Прикорм и аллергия

Например, в США очень острая проблема связана, к примеру, с арахисом. У них очень распространено – вы, наверное, знаете – арахисовое масло. У них есть огромное количество детей с аллергией на арахис. И всю жизнь говорили мамам: «Никогда не давайте арахис маленьким детям! Это увеличивает вероятность аллергии!»

И вдруг буквально множество исследований последнего времени доказывают, что, оказывается, если детям с 6-8 месяцев в небольшом количестве дают арахис, то это резко уменьшает вероятность аллергии потом, когда он будет постарше.

То есть вот так все меняется. Другой вопрос в том, что если в доме есть люди с аллергией, если эта тема для семьи в принципе актуальна, то лучше таких экспериментов не проводить.

Я к чему это все говорю? Очень часто, вот уже сейчас ваш врач может вам посоветовать то, что идет в разрез с тем, что написано во многих книжках. Но наука не стоит на месте и все меняется.

Например, рыба. Во многих книгах пишут о том, что рыбу лучше после года: начинаем прикорм мясом, а потом рыба. А сейчас, если ребенок получит рыбный суп или кусочки рыбы в бульон, начиная с 8 месяцев, оказывается, ничего страшного с этим не будет – пожалуйста, на здоровье!

И еще один последний совет вам.

Прикорм, как познание мира

Знаете, оказывается, чуть ли не самое шикарное в прикорме – это сам процесс еды, когда ребенок сам – руки, ложка. Но у нас же сплошь и рядом прикорм выглядит так: усадили, завернули, сунули рожку, 2 рожка, и потом бутылку.

Ребята, уже в 6 месяцев попытайтесь сделать так – прикорм же в 6 месяцев, когда он начинает есть этот творожок – это же, как вы понимаете, к калориям, к еде не имеет совершенно никакого отношения. Да, это фактически познание мира, новые способы еды.

Поэтому уже такого карапуза усадили, поставили перед ним тарелку, дали в руки что-то, похожее на ложку, и пусть пытается есть. Да, он будет весь с ног до головы в этой ложке творожка. Он все равно рано или поздно будет пачкаться, но, тем не менее, это очень здорово для его развития, для моторики, для интеллекта.

Это очень классно, когда ребенок учится тому, что он будет есть сам. Это лучше, чем вместе смотреть мультики по телевизору

Я на это обращаю ваше внимание. Вы хотите дать ребенку творожок – усадили ребенка, дали ему тарелку, сели напротив с точно такой тарелкой с творожком, и кушаете этот творожок

Он смотрит на вас и повторяет.

Я страшно хочу, чтобы ваши дети смотрели на вас, а не на мультики по телевизору. Объясните папе, что он личным примером нужен в процессе прикорма намного больше, чем все Маши и медведи вместе взятые.

Мамам на заметку!

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет.

Почему нужно вводить прикорм

Грудное молоко содержит все необходимые малышу вещества. Фактически оно заменяет грудничку хорошую тарелку борща, куриную ножку, десяток пирожков и компот. Но чем старше становится младенец, тем больше витаминов ему необходимо.

Ребенок двигается, ползает и даже пытается вставать. На это уходит масса энергии, потерю которой порцией молока уже не восполнить. Естественно, есть женщины, практикующие кормление грудью и до достижения ребенком 2–3 лет. Но на одном молоке, качество которого, к тому же со временем ухудшается, ни один организм правильно развиваться не будет.

Необходимо дополнительное питание, которое:

  • помогает органам малыша развиваться лучше и быстрее;
  • благотворно отражается на пищеварении и речевом аппарате.

У ребенка в процессе прикорма развиваются жевательные мышцы, он учится правильно глотать, не давясь пищей. Организм в это же время извлекает из пищи необходимые ему элементы. Прикорм помогает познакомить малыша с вкусовым разнообразием, сделать менее требовательным к запаху и вкусу еды.

Важно — поздний прикорм опасен. Если мама спохватилась слишком поздно, у грудничка может появиться непереносимость белка

Например, он не сможет без последствий употреблять злаковые культуры, молоко и пищу животного происхождения, содержащую белок.

С какого возраста можно давать ребенку виноград, его польза и вред

Редкая ягода может соперничать с виноградом по содержанию полезных веществ. Основные компоненты:

  • витамин C — сильный антиоксидант, обладает мощным оздоровительным эффектом;
  • витамин D — участвует в процессах формирования костной ткани, очень важен для деток;
  • витамины группы B — необходимы для нормального кроветворения;
  • магний и калий — важны для правильной работы сердечно-сосудистой системы;
  • кальций — способствует укреплению костей;
  • цинк, алюминий, медь, титан и прочие вещества — укрепляют организм, повышают его сопротивляемость болезням, способствуют правильному формированию внутренних систем.

Важно! На кожуре винограда скапливается грязь и пестициды, по этой причине следует обязательно мыть ягоды перед употреблением

Внимание! Темные сорта винограда содержат повышенное количество полифенолов с танинами, которые могут вызывать мигрень, поэтому малышам предпочтительнее предлагать светлые грозди

Чем полезен виноград

Эта ягода обладает ярко выраженным сладким вкусом, она сочная и всегда отлично воспринимается детками. Но это не главные достоинства винограда, его ценят за:

общий оздоровительный эффект;
полезен при заболеваниях дыхательной системы;
положительно сказывается на работе печени и кроветворении;
способствует повышению аппетита — что крайне важно для детей с недобором массы;
укрепляет нервную систему, нейтрализует влияние стрессовых ситуаций, показан малышам, склонным к сильным эмоциональным переживаниям;
положительно сказывается на интеллектуальной деятельности — по своему эффекту сравним с шоколадом, его обязательно стоит давать ребенку перед всевозможными испытаниями и в период повышенной умственной нагрузки;
быстро восстанавливает силы, благодаря чему его обязательно стоит включить в рацион деток, занимающихся спортом.

Читать ещё  Смузи из винограда

В 200 мл виноградного сока присутствует 200 ккал. Только представьте, по пищевой ценности это сравнимо с легким блюдом: завтраком или ужином.

Как вводить виноград в рацион малыша?

Безусловно, виноград — ягода очень полезная, но это не значит, что малыша к нему надо приучать прямо с пеленок. Более того, даже годовалым деткам он может навредить. Официальная позиция педиатров — кушать виноград ребенок может с двухлетнего возраста, и то, при отсутствии аллергической реакции. Это связано с тем, что он:

  • содержит большое количество углеводов, из-за чего возникает повышенная нагрузка на пищеварительную систему малыша;
  • содержащийся в ягодах сок разрушителен для зубной эмали — его следует давать в разбавленном виде, а чтобы уж совсем исключить негативное влияние — через трубочку;
  • способствует возникновению бродильных процессов, вызывая вспучивание животы и повышенное газоотделение;
  • совместим не со всеми напитками, может стать причиной пищеварительных расстройств.

Если вы все же намерены дать виноград малышу до достижения им 2—летнего возраста, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • первая порция — всего несколько капель;
  • удостоверьтесь, что у крохи нет проблем со здоровьем — насморка, расстройства желудка, поноса или иных проблем;
  • если вводите в рацион виноград, позаботьтесь о том, чтобы все остальные продукты суточного рациона были ребенку привычны;
  • внимательно осмотрите малыша, возможно, на его тельце появились прыщики, обратите, как он сходил в туалет — нет ли диареи, настороженно отнеситесь к любым признакам аллергии.

Если все в порядке, доведите размер порции до 30—35 мл. Этого более чем достаточно в возрасте 1,5—2 лет. Когда малыш подрастет, его можно приучать к целым ягодам. Поделимся полезными советами по этому поводу:

  • в первые разы шкурку желательно очищать;
  • для ребенка лучше покупать виноград без косточек, даже если он стоит дороже;
  • светлые ягоды предпочтительнее темных;
  • виноград несовместим с газированной водой, в том числе сладкой, молоком, кефиром и йогуртом, его не стоит запивать квасом или чем—то еще подобным;
  • незрелые ягоды способны нанести существенный вред малышу — вызвав сильное кишечное расстройство.

Читать ещё  Виноград пойдет на пользу при беременности и не только

Виноград очень питателен. Вы его можете предложить между обедом и ужином — в качестве полдника. Это отличный вариант перекуса, намного лучше, чем печенье или, к примеру, бутерброд с колбасой.

Важно! Виноград категорически недопустимо предлагать малышам с дисфункцией почек и сахарным диабетом. Нельзя его давать, если у ребенка диагностированы язвенные болезни ЖКТ

Когда вводить прикорм?

Родители часто спрашивают у специалистов, со скольки месяцев можно прикармливать ребёнка и как правильно вводить дополнительную пищу.

Для большинства детей начало прикорма должно осуществиться к 6-месячному возрасту. Некоторые младенцы могут быть готовы к введению прикорма раньше. Однако дополнительные продукты не следует давать до достижения ребёнком возраста 17 недель (4 месяца).

Полезная и информативная таблица введения прикорма для грудничков и детей, находящихся на искусственном вскармливании, от врача-педиатра.

Узнайте более подробно о том, как правильно выбирать детские смеси смеси для новорождённых из того многообразия, что представлено в аптеках и магазинах.

Современные рекомендации по прикорму

Рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения:

Для обеспечения наилучшего роста, развития и здоровья младенцев в течение первых шести месяцев жизни они должны находиться исключительно на грудном вскармливании, то есть получать только грудное молоко. “Исключительно грудное вскармливание” подразумевает исключение из рациона младенца любой другой пищи и напитков, даже воды, помимо грудного молока. Однако при этом младенцам можно давать капли и сиропы (витамины, минералы и лекарства). Грудное молоко является идеальной пищей для обеспечения здорового роста и развития младенцев; оно также является составной частью репродуктивного процесса, имеющего большое значение для здоровья матерей.

По рекомендациям ВОЗ, младенцам в возрасте шести месяцев (180 дней) в дополнение к грудному молоку следует начинать давать прикорм. В возрасте 6-8 месяцев прикорм следует давать 2-3 раза в день, а в возрасте 9-11 месяцев – 3 раза в день при одной легкой закуске между приемами пищи. В возрасте 12-24 месяцев ребенка следует кормить три раза в день и, при желании, давать две легкие закуски между приемами пищи. Эти кормления должны быть достаточными, то есть снабжать растущий организм ребенка достаточным количеством энергии, протеинов и питательных микроэлементов. Еду необходимо готовить и давать безопасным способом в целях снижения до минимума рисков заражения. Во время кормления необходимо активное поощрение к еде детей младшего возраста.

Таблица 1

Возраст

Способ приготовления пищи

Частота кормлений

Количество в каждый прием пищи

С 6 месяцев

Жидкая или тщательно протертая пища

2 раза в день плюс частое кормление грудным молоком

2-3 полных столовых ложки

7-8 месяцев

Протертая пища

3 раза в день плюс частое кормление грудным молоком

Постоянно увеличивать до 2/3 250 мл чашки в каждый прием пищи

9-11 месяцев

Мелко порезанная или протертая пища, а также пища, которую ребенок может взять рукой

3 кормления плюс одна закуска между приемами пищи плюс кормления грудным молоком

3/4 250 мл чашки/миски

12-24 месяца

Обычная пища для всей семьи, порезанная или протертая при необходимости

3 кормления плюс 2 закуски между приемами пищи плюс кормления грудным молоком

Полная 250 мл чашка/миска

Зачем нужен прикорм

Организм ребенка созревает ближе к 4,5–6 месяцам, до этого времени младенцу сложно есть что-то кроме грудного молока или заменителя по нескольким причинам: 

  • кишечник не готов для более тяжелой пищи чем молоко — это может вызвать понос или запор у малыша. 
  • повышенная проницаемость стенок кишечника может привести к отравлению
  • поджелудочная железа не может вырабатывать нужные ферменты для переваривания
  • незрелые почки можно повредить большим количеством белка и  других веществ
  • местный иммунитет кишечника пока не может бороться с неподходящими продуктами — это увеличивает риск аллергий и пищевых расстройств. 

Сначала ребенку хватает энергии и питательных веществ, которые он получает из грудного молока или смеси, но ближе к полугоду увеличивается физическая активность: малыш начинает переворачиваться, тренируется ползать и сидеть. Из-за этого потребность в энергии растет и привычной еды уже не хватает для восполнения затрат. 

У прикорма есть и другая цель — познакомить с разными вкусовыми ощущениями и привить правильные пищевые привычки. Также это способ научить ребенка вовремя жевать и глотать, а твердые продукты помогут правильно сформировать прикус. Как это сделать правильно, мы писали здесь. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий