Что делать, когда дети кусают друг друга?

Почему ребенок кусается в детском саду

Итак, ребенок пошел в садик и по каким-то причинам начал кусаться там. Делает он это либо потому, что «вышел из себя», либо просто потому, что избалован и не считает подобное поведение дурным.

В первом случае воспитатель может легко отреагировать, пообщавшись с ребенком, утешив его или похвалив за что-то хорошее. Во втором случае бороться с вредной привычкой сложнее. Кроме того, если родители само не понимают того, что ребенок ведет себя неподобающим образом, да еще могут высказать свои претензии воспитателю – мол, наш ребенок самый хороший, самый лучший и т. д. и имеет право вести себя так, как ему захочется, то проблема усугубляется. Помимо перевоспитания ребенка, приходится вести воспитательные беседы и с родителями.

Если разъяснительная беседа с родителями ребенка не помогает, свое слово могут сказать родители остальных детей в группе. Для этого пишется коллективное обращение к руководству детского сада с просьбой об исключении кусающегося ребенка из учреждения. Конечно, для исключения хулигана родителям нужно быть настойчивыми, ведь не всегда заведующая прислушивается к их мнению, но защитить свои малышей все родители имеют полное право. В определенных случаях помогает обращение в прокуратуру и органы опеки.

Кусается ребенок дошкольного возраста

Что не работает?

Часто, когда родителям жалуются, что ребенок кусается в детском саду, первое, что приходит в голову — наказать (отругать, лишить сладкого и т.п.). Это неэффективно, потому что действие было уже давно, и связь между «я кусаюсь» и «стало неприятно» не образуется.

Не работает и ответная агрессия: ударить или укусить в ответ, «чтобы понял». Дети подражают поведению взрослых, а мы как раз не хотим, чтобы он решал проблемы кулаками.

Что работает?

Чтобы отучить ребенка кусаться, нужно подкреплять желательное поведение и не подкреплять проблемное. Когда мы пытаемся убрать проблемное поведение, возникает вопрос, каким желательным поведением мы его заменим.

Придумайте, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Не делать ничего — самая сложная задача не только для годовалых детей, но и в 2 или 3 года.

Легче будет в этих случаях, например, укусить какой-то предмет, совсем хорошо, если уже есть речь, и получится научить вместо укуса сказать что-то, например, как он злится

Важно объяснить ребенку, какое действие вы хотите от него, и напоминать об этом

Положительное подкрепление работает гораздо лучше отрицательного. Отлично, если получится не только давать отрицательное подкрепление при плохом поведении (например, сразу прекращать общение, когда тот кусается), но и положительное (похвалить, обнять), когда он вместо этого сделал что-то другое.

Вместо укуса рассерженный ребенок может делать что-то тоже не очень красивое (например, бросать игрушки или пронзительно кричать), но если в данный момент вы боретесь с укусами, и главное, что он отучается делать это.

 

Подбирайте подходящее подкрепление

Приведем такой пример: маленький брат со старшей сестрой в комнате, мама на кухне занята, и мальчик заскучал. Пытаясь заняться хотя бы чем-то, он кусает сестру, на ее крики прибегает мама, начинает разбираться, кто виноват, и ругать сына

Она считает, что дала ему отрицательное подкрепление, хотя на самом деле, вероятно, он получил положительное, потому что привлек внимание мамы и ему перестало быть скучно

То, что для одного ребенка в одной ситуации неприятно, для другого может оказаться положительным подкреплением. Например, кого-то расстроит, если его исключат из игры, а кто-то устал и раздражен, и ему так станет легче.

Не страшно, если когда-то вы не угадали с подкреплением, в следующий раз попробуйте по-другому. Если вы будете методично продолжать, нежелательное поведение будет угасать, а хорошее закрепляться.

 

Как разговаривать с маленьким ребенком?

У восприятия малышей есть некоторые особенности:

  • ребенок не может одновременно слушать и делать. Если он делает что-то неправильное и вы кричите ему в ответ, в этот момент он может просто вас не слышать. Мозг еще не умеет делать два дела одновременно. Если можно, сначала мягко прервите действие физически, потом установите контакт и говорите.

  • не говорите «сверху вниз», присядьте сами или поднимите малыша, убедитесь, что он на вас смотрит. Так вы можете надеяться, что он хорошо поймет вас.

  • на поведение гораздо больше влияют те слова, которые ребенок проговаривает сам. Так мозгу проще связать слово с действием. Задавайте малышу вопросы и если он еще плохо говорит, отвечайте «вместе с ним», за него.

Например:

«Что ты будешь делать, если тебе не отдадут игрушку?»

Если ребенок может сам ответить «я попрошу», отлично. Если он этого не делает, мама может сама сказать «ты попросишь» или подсказать ему.

«А если тебе и тогда не отдадут игрушку? Что ты сделаешь?»

«Я позову маму»

«Отлично, это гораздо лучше, чем кусаться. А будешь ли ты кусаться?»

«Нет»

Если ребенок ответит на эти вопросы сам, это гораздо эффективнее долгих «лекций» от взрослых. Это позволит его мозгу быстрее приобрести тот ресурс для регуляции поведения, который позволяет взрослым не кусать друг друга.

Подробнее о регуляции поведения ребенка можно узнать из книг, согласующихся с принципами бихевиоральной терапии,

   

Автор

       

Научный редактор Мария Гантман

Ссылки на источники:
  1. «Behavior or Conduct Problems in Children»;

  2. Бэн Фурман: Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы. Альпина-нон-фикшн, 2013;

  3. «Перестаньте наказывать, кричать, упрашивать, или Как бороться с детскими капризами без скандалов» Ноэль Дженис-Нортон. Клуб семейного досуга, 2013.

Как Остановить И Предотвратить Укусы Малыша?

Вы можете прекратить и в конечном итоге избавиться от привычки кусать, выполнив следующие шаги :

  1. Откажитесь от укусов: твердо скажите малышу, что кусать больно и что это нехорошо. Скажи: «Нет, кусать больно!» или «Я знаю, что ты расстроен, но тебе не следует кусать друга». Обычно ребенок не знает, почему он кусается, поэтому просьба о объяснении не поможет. Когда вы сделаете спокойное, но обескураживающее замечание по поводу укуса, ребенок поймет, что кусать — неправильно.>
  1. Держите игровые группы небольшими: если ребенок склонен много кусаться в детском саду, в дополнение к четким ограничениям поведения оцените, насколько эта среда является стрессовой и с которой он не в состоянии справиться. Если ваш ребенок чрезмерно стимулируется в большой группе, посмотрите, есть ли возможность уменьшить размер игровой группы. Меньшее количество игроков в играх означает меньшее количество сенсорных входов и может уменьшить укус.
  1. Избавьтесь от разочарования до того, как оно поразит малыша: если ваш ребенок выглядит расстроенным и суетливым, задавайте такие вопросы, как «Что случилось? Вам что-то нужно? »,« Вы голодны? »,« Ваш друг забрал вашу игрушку? ». Задание конкретных вопросов — отличный способ определить точную проблему, заставляющую малыша кусаться, и сразу же решить ее.
  1. Предоставьте средства, чтобы справиться с разочарованием: по мере того, как ваш малыш будет совершенствовать языковые навыки, у него будут другие средства для самовыражения, и укусы естественным образом уменьшатся. Выражение их чувств в том виде, в каком вы их понимаете, помогает им управлять своими чувствами до того, как они смогут выразить их словами. «Я понимаю, ты расстроен, что твой брат забрал твою игрушку, но мы не кусаемся».
  1. Обеспечьте своевременное облегчение прорезывания зубов: кусает ли малыш каждую резиновую силиконовую игрушку? Вполне вероятно, что он / она переживает фазу прорезывания зубов. Дайте им игрушку для прорезывания зубов или кольцо — это менее разрушительное средство для снятия ощущений.

Укусы типичны для развития малышей. При четком сообщении от вас о том, что поведение социально неприемлемо, обычно этап проходит без происшествий. Однако, если простая установка ограничений неэффективна и укусы становятся проблематичными в социальной среде, ваш ребенок может сообщать, что он находится в состоянии стресса. Выделив время для оценки ситуации и проконсультировавшись с педиатром, вы сможете определить источник стресса.

Есть советы, как отучить малыша кусаться? Поделитесь ими в разделе комментариев.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Причины, по которым ребенок кусается

Доказано, что чаще всего дети проявляют агрессию именно в том возрасте, когда им предстоит отправиться в детский садик.

Нередко мама с папой узнают от воспитателя, что их малыш столь негативным образом ведет себя.

  1. В первую очередь, причину надо искать дома.
    Мама с папой должны понять, насколько благополучна обстановка в семье. Если в ней постоянно царят ссоры и вражда, тогда неудивительно, что и ребенок копирует настроение взрослых, проявляя таким странным способом.
  2. Постоянные наказания – дополнительная мотивация, приводящая к агрессии со стороны малыша.
    Даже если семья характеризуется положительным образом, то это не может являться особым показателем.
  3. Боль, плохое самочувствие.
  4. Гиперактивность – это в том случае, если с малого возраста взрослые разрешают абсолютно все и балуют.
    Для них, укусы малыша – это лишь повод посмеяться и улыбнуться.
  5. Перенял чье-то поведение в группе сверстников – нередко подобное имеет место быть, когда дети смотрят друг на друга и копируют поведение.
    В таком случае, копируется к сожалению, не только положительные, но и отрицательные моменты.

Нередко родители наказывают ребенка за малейшие провинности. Доказано, что ребенок до определенного возраста просто не осознает свои действия. Если он перевернул телевизор, то это не значит, что делал он специально подобное.

Скорее, он залезал на тумбочку или расшатывал её, пытаясь что-либо взять. Но если взрослые не понимают такого поведения, они начинают ругать и выражать явное недовольство. Подобное отношение не может спровоцировать положительные эмоции.

В том случае, если не пресечь подобную деятельность, то можно получить уже взрослого ребенка, который не понимает, почему его сейчас ругают, а совсем недавно смеялись и улыбались от таких же действий.

Как реагировать на то, что ребенок кусается

Эти меры вы можете предпринять, основываясь на ваших догадках о причине кусания ребенка.

Если вы считаете, что ребенок кусается из-за недостатка языковых навыков, вы можете:

  • облечь в слова, то, о чем возможно он думает (например: «Маша, ты тоже хочешь покататься на трехколесном велосипеде? Спроси Аню — «Можно мне покататься?»)
  • помочь ребенку научиться выражать свои эмоции корректно (если он зол, скажите: «Коля, ты очень зол! Ты очень, очень расстроен». А затем предложите способы справиться с этими чувствами, например, изобразить льва и рычать, рвать газету, попрыгать, ударить диванную подушку или сделать что-то еще, что вы считаете приемлемым)
  • поощряйте ребенка, когда он с помощью слов выражает свои желания и чувства: «Ты попросил у меня мыльные пузыри, вместо того, чтобы выхватить их. Молодец, держи».
  • позвольте вашему малышу делать выбор в некоторых ситуациях (например, что носить или с кем играть); таким образом, у ребенка появится чувство контроля и это может уменьшить частоту укусов.

Если вы считаете, что ребенок легко устает от переизбытка впечатлений, вы можете:

  • выключить телевизор, радио или сделать звук тише
  • избегать переполненных людьми мест, таких, как торговые центры в выходные дни, или детские площадки, если на них слишком много детей
  • планируйте мероприятия, требующие эмоционального напряжения (покупка одежды, посещение врача) на те моменты дня, когда ребенок сыт и хорошо отдохнул
  • если ребенок кусается в детском саду, предупредите воспитателя и других людей, которые остаются с вашим ребенком, о том, чтобы они контролировали поток эмоциональных раздражителей
  • крепко обнимите малыша, если почувствовали, что он перевозбужден, не контролирует себя и возможно начнет кусаться (объятие может помочь ему почувствовать себя собранным и успокоить)
  • создайте у себя в доме «уютный уголок» с подушками, книжками, мягкими игрушками, где малыш всегда сможет спокойно отдохнуть.

Если ребенок хочет посмотреть, что будет, если он укусит, вам надо:

сразу же строгим безэмоциональным (насколько это возможно) голосом сказать «Не кусайся

Когда ты кусаешься, другому больно»; отвлечь внимание от вашего ребенка, к тому, которого он укусил
помочь ему понять причинно-следственную связь: «Ты укусил Сашу, теперь он плачет. Когда ты кусаешься, другим больно

Кусаться плохо».

Если ребенку нужна более активная игра:

  • включите в распорядок дня «активное время» (прогуляйтесь после завтрака или включите музыку, пока готовите обед, и пусть ваш малыш танцует вместе с вами)
  • убедитесь, что в детском саду отводится время для активных игр; нельзя наказывать детей, отнимая у них время активных игр (это может усугубить ситуацию)
  • включите в расписание малыша зарядку, можно делать серию активных упражнений перед ужином или упражнения на растяжку перед сном.

Если ребенок переутомлен:

  • попытайтесь постепенно передвинуть его время отхода ко сну на 30-60 минут раньше; придерживайтесь такого расписания несколько недель
  • введите «тихие часы»; если он не спит днем, пусть отдыхает в кровати, читая или рассматривая книгу, или слушая спокойную музыку
  • избегайте активных игр и потенциально стрессовых видов деятельности в дни, когда ребенок особенно уставший
  • предупредите воспитателя о том, что ребенок плохо спал или устал, чтобы его не вовлекали в активные игры.

Если у малыша режутся зубки, или развиваются жевательные рефлексы, вы можете:

  • дать ему пожевать прорезыватель или прохладную салфетку
  • устраивать перекусы (например, морковные палочки) через равные промежутки времени в течение дня.

В каких случаях следует обратиться к врачу

То, что ребенок в год кусается (или 2 лет) — это нормальное явление, но если после трех-трех с половиной лет такое поведение не прошло, число укусов не уменьшается, а увеличивается, следует обратиться к специалисту. Такой врач установит причину склонности кусаться у ребенка и поможет разработать стратегию для решения данной проблемы поведения.

Помните, что быстро такая проблема не решается, но с течением времени, с вашей помощью ребенок перестанет кусаться и научится другими способами выражать свои желания.

Что ни в коем случае не надо делать, когда ребенок кусается

Не следует пытаться пристыдить или жестко наказывать. Такие меры увеличат страх и беспокойство ребенка, из-за чего проблема может усилиться. Такие агрессивные меры не научат ребенка социализироваться и выражать свои потребности другими способами, нежели укусами.

Укусить малыша в ответ — тоже неправильное решение. Это учит ребенка тому, что кусаться нормально, когда ты злой или расстроенный.

Дать больше автономии «агрессору»

Родителю следует предложить кусающему ребёнку варианты другого поведения на случаи, когда он злится. Тогда ему станет проще понять происходящее и не совершить действий, от которых и ему, и другому может быть плохо.

Начать разговор можно так:

— Когда ты сердит, ты кусаешь брата. Ему больно, нельзя так делать.

— Мы немного позлились, а теперь давай подумаем, как с этим разбираться в следующий раз.

— Отойди от брата, когда сердишься. Ты можешь кричать, топать, говорить: «Я злюсь». Это нормально.

— Отойди от брата, если он не хочет играть.

— Обнять тебя? Ты можешь подойти ко мне, когда сердишься, я побуду с тобой.

Почему Кусают Малыши?

Может быть, нет объяснения, почему ребенок кусается, но в поведении всегда есть триггер. Вот несколько причин, по которым ваше чадо может кусаться:

  1. Избавление от разочарования и гнева: это основная причина укусов среди малышей. У малышей нет словарного запаса, чтобы выразить свои эмоции, что может их расстраивать. Поэтому они могут полагаться на укусы, чтобы выразить свое разочарование.

Сценарии, которые могут вызвать укус, включают невозможность вернуть игрушку от брата или сестры. Укус брата или сестры — это способ малыша сказать: «Я зол! Верни мою игрушку. Ребенок может укусить, когда он суетлив, устал или просто голоден.

  1. Проверка причины и следствия: малыш может укусить кого-нибудь, чтобы проверить реакцию на действие. Ребенок в детском саду может укусить друга, чтобы проверить реакцию воспитателя.

Обратите внимание: да! Малыши могут укусить, если они не получат должного внимания со стороны родителей или опекунов.

  1. Прорезывание зубов: это может считаться веской причиной укуса ребенка. Прорезывание зубов может вызвать раздражение десен, а кусание помогает уменьшить раздражение и улучшить самочувствие малыша.
  1. ;Копирование сверстников: малыш может увидеть другого малыша в игровой группе и скопировать действие из любопытства.
  1. Исследование: дети младшего возраста могут использовать свой рот, чтобы исследовать окружающий мир. В своем стремлении узнать что-то или кого-то они могут в конечном итоге укусить. Например, маленький ребенок, интересующийся хвостом семейной кошки, может сунуть его в рот и укусить.
  1. Быть подавленным и самонадеянным: иногда малыши могут быть ошеломлены тем, что происходит вокруг них. Например, играя в игру в группе, малыш может быть настолько взволнован, что не будет знать, как управлять своими чувствами. В возбуждении малыш может кого-нибудь укусить.
  2. Малыш может укусить человека или объект. Иногда они могут направить его на себя.

Почему дети кусаются?

Важно понимать, что детям, как и всем людям, свойственная внутренняя агрессия и в ней нет ничего плохого. Особенно агрессия естественна для ребёнка, который пока не может контролировать себя и выражать свои чувства и эмоции вербально. Укус может быть проявлением крайнего недовольства или, напротив, желанием вызвать у «зрителей» в лице родителей и окружения положительную реакцию

Укус может быть проявлением крайнего недовольства или, напротив, желанием вызвать у «зрителей» в лице родителей и окружения положительную реакцию.

Физиологические причины

Дети начинают кусаться в возрастном диапазоне от года до трёх — это фаза активного роста организма и значительных изменений психики. Если годовалый малыш кусается просто потому, что хочет выразить какую-либо сложную для него эмоцию, то трёхлетка таким образом вполне может показывать своё негодование, гнев, раздражение.

Физиологических причин, по которым может кусаться ребёнок, всего две:

  • он увлёкся изучением окружающего мира и решил, что на зуб надо пробовать всё;
  • у него режутся зубы.

По наблюдениям педиатров по всему миру установлено, что дети, которых поздно отучили от соски, чаще кусаются. Это связывают с пониженной чувствительностью ротовой полости, что само по себе не является проблемой — это возрастные особенности, которые скоро пройдут.

Переходный возраст

Многие ошибочно полагают, что переходный возраст только один — совпадающий с началом полового созревания. Это не так, переходных периодов в жизни ребёнка очень много — например, выход из грудного возраста в год или стремительное развитие личности и социальных навыков в три. Все эти кризисы не менее важны, чем пресловутый подростковый переходный период.

Во время критических изменений в психике и физиологии ребёнку свойственно:

  • нервничать (особенно если по возрасту ему уже пора в детский сад);
  • проявлять агрессию к чужеродным элементам окружения;
  • активно пробовать границы дозволенного (так называемый «кризис трёх лет»);
  • испытывать сильные, как правило бесконтрольные эмоции из-за перемен.

Неизбежность такого неосознанного насилия (которое помимо укусов может выражаться ещё в щипках и ударах) не значит, что родители ничего не могут сделать

Неважно, наносит ли малыш вред окружающим нарочно или просто пытается выразить эмоции — есть множество действенных способов, как отучить ребёнка кусаться

Читайте еще: Как отучить ребенка писаться ночью

Психологические проблемы

Процент кусающихся детей в неблагополучных семьях или семьях, где развитием малыша никто не занимается, гораздо выше. С первой категорией ответственных взрослых всё понятно — ребёнок просто копирует агрессивное поведение и нервничает из-за громких звуков и вещей, которые ему видеть нежелательно. Укусы и царапины — типичная реакция на «витающую» в воздухе агрессию.

В семьях же, где все вечно заняты, очевидны проблемы ребёнка с недостатком внимания. Родители часто недооценивают своих малышей, полагая, что те недостаточно умны, чтобы скучать и понимать разницу между мамой/папой и бабушкой/няней

Для того чтобы понять, как отучить ребёнка кусаться, необходимо устранить причину — дать малышу внимание, которого он так отчаянно требует

Если малыш ранит окружающих, этому могут быть следующие причины:

  • в семье насилие или напряжённая обстановка;
  • ребёнок всё ещё не говорит, потому выражает свои эмоции криками и повреждениями;
  • его родители не выстроили режим и потому большую часть времени ребёнок перевозбуждён или раздражён;
  • родители и окружение неправильно (то есть положительно) реагируют на укусы, тем самым поощряя его продолжать ради получения внимания).

Для того, чтобы понять, как отучить ребёнка кусаться, родителям стоит начать с обучения его эмпатии. Сочувствие к окружающим и даже осознание чужой боли для маленького человека чужды — всё это приходит с опытом и в огромной степени зависит от родителей.

Что делать, если ребенок кусается

Дать больше пространства. Дети, которые кусаются, нуждаются в дополнительном личном пространстве. Помогите им найти тихий уголок вдали от остальных, где они могут быть одни, когда их чувства накаляются.
Поощряйте использование слов. Играйте в ролевые игры

Например, взрослый делает вид, что хочет забрать любимую игрушку, а малыш должен сказать “НЕТ!”, а не кусаться.
Старайтесь следить за поведением ребенка и по возможности предотвращать конфликтные ситуации.

Обратите внимание, что ребенок выбирает в качестве жертвы для укусов только одного или двух детей. Научите этих детей быть более напористыми и не давать себя укусить.
Придумывайте рассказы для кусающихся детей о том, как животные раньше плохо себя вели, но потом решили исправиться и перестали обижать других и больше не кусаются

Это поможет ребёнку понять, что агрессивная форма выражения эмоций не допустима.
Введите систему специальных наград за хорошее поведение.
Снять напряжение поможет смена видов деятельности, спокойные игры.
Нельзя наказывать ребенка за укусы. Так вы демонстрируете отрицательную модель поведения.
Если видите, что малыш собирается кого-то укусить – приложите свою ладонь к его рту и скажите: «Кусаться нельзя!». Вы должны действовать решительно. Через определённое время такая реакция взрослого будет правильно восприниматься ребенком.
Если в детском саду есть детский психолог, то обсудите с ним эту проблему. Он должен проводить коррекционную работу с детьми, у которых есть различные поведенческие трудности.

Итоги

В любом случае родители задаются вопросом смысл которого один: ждать, когда привычкакусатьсяпройдет сама или бороться. Ответ один: до трех лет детская «кусачесть» – явление, которое проходит самостоятельно. Но если ребенок кусается после трех лет – его необходимо показать специалисту, чтобы исключить возможные неврологические расстройства. В любом случае, старайтесь проводить время вместе, играйте или пусть малыш помогает вам по дому, но вместе с вами. Даже если вы слишком заняты работой уделяйте детям хотя бы десять минут в день, но так, чтобы эти минуты принадлежали только вам! Тогда малыш с благодарностью будет помнить все ваши совместные игры и душевные разговоры перед сном. И с любовью и трепетом будет их всегда вспоминать. И привычки кусаться тогда пройдет сама собой.

Ну, а еслидети проявляют агрессию на площадке и начинают кусать друг друга, в таком случае вам нужно проводить планомерное воспитание. Но не ремнем и наказанием, а показывать пример правильного поведения. Рассказывать о том, как бы вы поступили в ситуации, когда вам малыш начал кусаться. Как этого можно избежать и при необходимости, в следующий раз помочь ему разрешить конфликт мирным путем.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий