7 навыков, которые должен освоить ребёнок перед детским садом

Социальная адаптация: самостоятельность, умение управлять эмоциями

Еще один несомненный плюс подготовительных курсов — дети привыкают к своей школе, получают полное представление о том, как будут проходить уроки в 1 классе, налаживают контакт с учителем и будущими одноклассниками. Первого сентября они уже не шагают в неизвестность, а точно знают, что их ждет, и чувствуют себя более уверенно.

Но даже в этом случае стресс неизбежен. Это не состояние подавленности, а нормальная реакция здорового организма, при которой, напротив, мобилизуются его внутренние силы. Психологи утверждают, что в возрасте около 7 лет дети переживают кризис, связанный с новым витком взросления, начинают по-другому оценивать себя и окружающих.

Чтобы успешно влиться в новый коллектив и получать удовлетворение от учебы, первоклассник должен:

  • уметь сосредоточиваться на каком-либо предмете на протяжении урока (в начале года ежедневно будет три урока по 30 минут, со второй четверти — по 45 минут);
  • признавать авторитет учителя, внимательно слушать и не кричать с места;
  • уважать личное пространство одноклассников, не отвлекать их, не затевать драк;
  • самостоятельно собирать и разбирать портфель, следить за своими вещами;
  • уметь спокойно принимать свои неудачи, справляться с эмоциями, когда что-то не получается.

Чтобы новоиспеченный первоклассник не чувствовал, что он в чем-то отстает от других, родителям нужно уделить серьезное внимание его подготовке. Причем начинать желательно не в последние несколько недель перед 1 сентября, форсируя события, а заниматься развитием ребенка поэтапно с 2–3 лет, в идеале — с рождения. Конечно, готовность к 1 классу — не самоцель, и все знания и умения нужны маленькому человеку, прежде всего, для дальнейшего личного развития

Но именно поступление в школу является первым серьезным испытанием для ребенка и его способностей, как в учебе, так и в общении со сверстниками и старшими

Конечно, готовность к 1 классу — не самоцель, и все знания и умения нужны маленькому человеку, прежде всего, для дальнейшего личного развития. Но именно поступление в школу является первым серьезным испытанием для ребенка и его способностей, как в учебе, так и в общении со сверстниками и старшими.

Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей

Все начинается с обнаружения задатков, заложенных природой, которые проще всего развить в способности. Но без усилий даже богатые задатки рискуют остаться в стадии непроросших зерен.

Яркий пример — в биографии русского живописца Василия Сурикова. Его задатки к рисованию проявились рано, но к моменту поступления в художественную академию не были развиты в достаточной по мнению учителей степени.

«Это ваши работы? Да за такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!» — сурово заметил экзаменатор.

Суриков не согласился, за три месяца прошел трехгодичный курс у художника Дьяконова и успешно поступил. Чтобы этот пример стал еще показательнее, представьте, что Суриков так и не открыл свою способность к рисованию.

Как вам такое, если ваш ребёнок согласится со школьным учителем, мол, «ну нет способностей к математике и логике — гуманитарий»?

Любовь к учебе

В то время как детский сад может быть вашей непосредственной целью сам по себе, вы на самом деле закладываете основу для обучения своего ребенка в течение всей его жизни. Для вашего ребенка важнее получать удовольствие от обучения, чем осваивать факты и цифры сами по себе. Воспитывайте любопытство, поощряйте вопросы, поддерживайте критическое мышление и сами периодически вживайтесь в роль ученика. Используйте:

  • Активности, которые помогают развивать привычные концепции в оригинальном направлении
  • Телепередачи и фильмы, развивающие любопытство
  • Игры, требующие навыков критического мышления
  • Приложения и сайты со множеством задач, требующих решения

Психологическая подготовка ребенка к детскому саду

Психологическая подготовка ребенка к саду — это очень кропотливый, а порой и очень сложный процесс. Некоторые детки с первого дня в саду чувствуют себя уверенно и спокойно. А некоторые по прошествии месяца не хотят там находиться больше двух часов. Зависит это от характера ребенка, его уверенности и страхов.

Отличия по темпераменту.

  • Меланхолик. Такой ребенок всегда требует исполнять его прихоти, не терпит отказов, не любит новых людей, психует по мелочам, закатывает истерики, замкнутый, не желает общаться ни с кем, кроме домашних, постоянно требует к себе внимания. Конечно, в сад такой ребенок не захочет идти. Вам придется перенести его истерики и крики
  • В саду ребенок может вести себя агрессивно, так как все же вынужден находиться там. У него будут проблемы с дружбой. Такого ребенка сложно уговорить пойти в сад, но пытаться все же стоит. Тактика: не заставляйте и, тем более, не ведите силой
  • С таким ребенком будьте готовы, что адаптация затянется, а выход на работу может оттянуться. Толку от того, что вы такого ребенка силой отправите в сад, не будет: он будет хулиганить или просто грустить в углу
  • Найдите плюсы посещения сада, которые могут заинтересовать вашего ребенка: например, то, что там будут новые игрушки. Или ищите компромисс: ребенок ходит в сад, а вы тогда ему каждые выходные будете покупать новую игрушку. Оптимальный возраст для отправки в сад таких детей — 5 лет
  • Флегматик. Это спокойный ребенок, не доставляющий проблем. Он умеет играть один. Но в саду адаптируется плохо, так как хочет в родной дом к родной маме. В саду такие дети не плачут, но и не веселятся. Они грустно проводят день в ожидании прихода мамы
  • Тактика родителей: подбадривайте ребенка, при возможности дайте ему в сад любимую игрушку, которую он сможет положить в шкаф, или отдайте постельное белье из дома. Так, малыш будет чувствовать себя комфортней и уютней

Холерик

Это активные дети, которые любят дурачиться, бегать, прыгать и обращать на себя внимание. Такие дети любят быть в центре внимания, поэтому в саду будут организовывать своеобразные группы шалунов Воспитателям такие дети доставляют много хлопот своей не всегда полезной, но неуемной энергией. Тактика родителей: нет смыла пытаться задавить в ребенке активность, просто ее нужно направить в нужное русло

Лучший возраст для адаптации — 3-4 года

Тактика родителей: нет смыла пытаться задавить в ребенке активность, просто ее нужно направить в нужное русло. Лучший возраст для адаптации — 3-4 года

  • Сангвиник. Это активный ребенок, который любит общение и новые впечатления. Он с радостью пойдет в сад, пообщается с детьми, поиграет во все игры. Но, как только игры ему станут скучными, ребенок перестанет хотеть посещать сад
  • Таких детей нужно отдавать в сад раньше остальных, но выбирать такой сад, где дети не предоставлены сами себе, а где их будут развлекать каждый раз новыми занятиями. Тогда вы не увидите проблем с адаптацией вашего ребенка в саду

Cчастливое детство

У знакомых дочка заболела. Чтобы сбить температуру малышей водкой растирают, но отец семейства непьющий, и дома из спиртного оказалась только подарочная бутылка китайской водки со змеёй. Когда они начали растирать ребёнка, от жидкости пошёл ужасный трупный запах. Мать перепугалась и стала кричать мужу:— Выкинь эту дохлятину!Девочка начала плакать:— Не надо, мамочка, может я ещё выживу.Когда отсмеялись, пришлось долго-долго объяснять, что её любят и никогда не выбросят.

Пятилетняя девочка говорит маме, примерявшей новую шубу:— Мамочка! Какая ты в этой шубке красивая!— Правда?.. — обрадовалась мама.— Правда. Ты в ней на овчарку похожа!

Говорю со вздохом:— Ну вот, скоро мне 33 года исполнится…Дочка:— Да, а мне вообще уже девять.

— Мама, а когда я родился, как ты узнала, что меня зовут Дима?

Марьяна (4 года):— Мама, пойдём в магазин!— Нет, доча, нет денег.— А сходи в банкомат, он тебе даст денег!

Дочка (3 года 10 мес.) вчера мне проводила ликбез :Жених это тот кто покупает мороженое и целуется, а Муж тот, кто дома полочки прибивает и ест.

Старшему сыну 6 лет, младшему — 2 месяца. Мама переодевает младшего, а старший смотрит на него и говорит:— Ой, мама, он такой весь беленький, как я! А представляешь, что бы было, если бы Тёма родился с чёрной кожей и чёрными волосами?— Не представляю, — говорю я.— Капец бы тебе был, мама!

Бабушка откопала мою детскую шкатулку с «драгоценностями». Дочка (4,5 года) с восхищёнными глазами рассматривает всё это пластмассово-ракушечное богатство и спрашивает:— Мама, это всё было твоё?!— Да.— Боже, какое у тебя было счастливое детство…

У меня старшая дочка как-то сказала, глядя в зеркало:— Какая у меня большая голова, наверное, там очень много мозга!А младшая ей говорит:— Раньше тоже компьютеры были большие, только работали они очень медленно.

Когда был маленький, собирались в детский садик, а сынок упирается, не хочет одевать теплые штаны. Я:Ты что хочешь маму без внуков оставить?Ранее всё было объяснено по поводу держать в тепле.Он, вздыхая:Ну только ради внуков!

Полезные советы

Начинать подготовку к детскому садику лучше всего еще до того, как вам дадут путевку.

Очень хорошо, если есть возможность поводить ребенку в группу раннего развития – там дети занимаются в присутствии родителей и недолго;

Обычно занятия ведет детский психолог, который распределяет время так, чтобы малыши успели и поиграть, и позаниматься творчеством, и поработать с мелкой моторикой, логикой, образным мышлением, и пообщаться друг с другом.

В подобные группы набирают с 1 года, поэтому у ребенка есть много времени и к садику такие малыши быстрее и лучше приспосабливаются находиться в детском коллективе.

Учите с детьми короткие стишки, потешки, разговаривайте про садик, когда проходите мимо, обязательно остановитесь, расскажите, как дети там играют, кушают, спят, дружат.

Смотрите статью Как подготовить ребенка к детскому саду?>>>.

  • Приучайте к распорядку дня, к тому, что все по времени. Так и вам станет проще, и маленький будет готов, ведь для него не окажется ничего нового в том, чтобы гулять, обедать и спать в одно и то же время;
  • Сделайте книжечку, в которой нарисуйте (или вырежьте и вклейте) картинки, характеризующие время пребывания в садике.

Вот утро – ваш малыш встает, умывается, одевается. Вместе вы идете в садик, разговаривая по дороге. Потом – завтрак в садике. И все по-порядку, вплоть до того момента, когда вы забираете и приводите кроху домой.

Детям очень важно знать все пошагово, так им проще воспринимать происходящее. Главное – всегда говорите про садик положительно, рассказывайте про свое детство, приводите в пример интересные случаи

Главное – всегда говорите про садик положительно, рассказывайте про свое детство, приводите в пример интересные случаи.

Чтобы справиться с тревогой от предстоящего похода в детский сад и получить пошаговую мягкую схему привыкания к садику, смотрите интернет-курс Я иду в детский сад: легкая адаптация к садику>>>

  • Как научить ребенка вытирать попу?
  • Каких врачей нужно проходить для детского сада?
  • Когда лучше отдавать ребенка в детский сад?

Идеальный возраст

Перед тем как узнать, что должны уметь дети к детскому саду, нужно определить оптимальный возраст начала посещения образовательного учреждения.

  • До 1,5 лет. Посещение детского сада малышом младше полутора лет – не очень хорошая идея. Во-первых, ребенок в столь юном возрасте нуждается лишь в маме, сверстники ему ещё не нужны. Во-вторых, в эти годы даже короткая разлука с матерью воспринимается крохой как трагедия.
  • В 2 годика. В этом возрасте дети уже начинают интересоваться ровесниками, но играют по-прежнему рядом, а не вместе. Ребенок привыкает к условиям сада, однако подобная адаптация больше напоминает смирение обречённого узника.
  • В 3 года. Трёхлетний ребенок уже начинает понемногу интересоваться компанией сверстников и общением с ними. К тому же трёхлетки стремятся к самостоятельности, поэтому адаптационный кризис обычно протекает легче.
  • В 4 года. Нервная система малыша активно развивается, поэтому его поведение отличается нестабильностью, что затрудняет привыкание к детскому саду. Специалисты рекомендуют переждать эту пору в домашних условиях.
  • К 5 годам. Пятилетние детки – обычно активные, доброжелательные, стремящиеся общаться и взаимодействовать с ровесниками. Если родители прежде не успели определить ребенка в дошкольное учреждение, то нужно успеть это сделать сейчас, поскольку малыш точно готов к детсадовским условиям.

Обычно ребёнка отдают в садик ближе к трём годам. Многие психологи считают именно этот возраст оптимальным сроком для начала посещения детского сада.

Именно о нём мы и будем говорить, обсуждая вопрос, что должен уметь малыш к началу посещения дошкольного учреждения.

Пробовать разную еду

Считается, что многие малыши лучше едят «за компанию». Но встречаются и исключения. И это действительно большая проблема для таких детей. Если они привыкли только к тому, что готовит мама, им не захочется есть детсадовские запеканки, супы и прочее.

«Есть родители, которые просят заставлять и кормить, — говорит воспитатель. — Есть те, которые просят ни в коем случае не заставлять. Но в таком случае кроха будет весь день голодным. У меня в группе был мальчик, которого приводили после завтрака и забирали перед обедом, потому что он не ел ничего из того, что ему предлагали. И даже отказывался пробовать».

Ходить на горшок

Конечно, не приученного к горшку малыша примут в ясли — это не повод для отказа. Более того, многие воспитатели признают: в коллективе этот навык прививается быстрее, ведь там всех детей высаживают на горшок одновременно, в одно и то же время.

«Если ребенок все еще в подгузниках, мы просим родителей оставлять в шкафчиках несколько комплектов запасной одежды, — рассказывает Анна Васильева. — В течение дня ходит в трусиках, на сон и на прогулку, если родители просят, надеваем памперс. Горшок — это, конечно, идеал, но не обязательное условие. Дальше многое зависит от работников сада: кто-то будет демонстративно возмущаться, понятно, что менять подгузники и мыть попы — не самое приятное занятие».

Но все же воспитатели настоятельно рекомендуют начинать процесс приучения заранее. Дома, рядом с родителями это будет менее травматично. Начинать можно примерно с полутора лет: именно в этом возрасте малыш начинает понимать, что хочет в туалет. 

К трем годам ребенок уже должен полностью отказаться от одноразовых трусиков, и проситься в туалет. А вот вытирать попу многие дети не умеют и брезгуют вплоть до 5-6 лет.

Что должен знать и уметь ребёнок к детскому саду?

Чтобы ребёнок почувствовал себя более уютно в детском саду, а адаптационный процесс прошёл максимально безболезненно, крайне важно понимать, какими навыками должны обладать дети. Это поможет подтянуть малыша по определённым показателям, уделить больше внимания несформированным умениям. Очень важно, чтобы ребёнок был физически развит в соответствии со своим возрастом, обладал достаточно крепким здоровьем

Это легко понять по тому, насколько редко малыш болеет, как часто гуляет на свежем воздухе и, например, занимается плаванием. Адаптация существенно ускорится, если новоиспечённый детсадовец будет довольно самостоятельным в быту

Очень важно, чтобы ребёнок был физически развит в соответствии со своим возрастом, обладал достаточно крепким здоровьем. Это легко понять по тому, насколько редко малыш болеет, как часто гуляет на свежем воздухе и, например, занимается плаванием

Адаптация существенно ускорится, если новоиспечённый детсадовец будет довольно самостоятельным в быту

Конечно, педагог и няня обязательно помогут ребёнку, однако будет замечательно, если он хотя бы стремится к самостоятельности. У малыша должны быть развиты следующие навыки самообслуживания:умение пользоваться ложкой и вилкой (не обязательно, но желательно); умение мыть ручки с мылом без посторонней помощи; способность одеваться и снимать одежду; умение ходить на горшок, снимать штанишки и натягивать их обратно.

Ещё один важный показатель готовности – развитые коммуникативные умения. Под этим понятиям нужно понимать хорошо сформированные речевые навыки, желание общаться и играть с одногруппниками и способность вступать в контакт. Дети должны уметь:просить взрослого (пока ещё незнакомого) человека о помощи; вступать в игры с другими детьми, играть с ними хотя бы 15 минут; выполнять воспитательские просьбы и указания; понимать, что нужно делиться игрушками и другими предметами с другими детками; немного играть в одиночестве, увлекать себя на какое-либо время.

Стоит понимать, что все ребятишки являются яркими индивидуальностями и развиваются в своём собственном темпе.

Поэтому при определении уровня готовности вашего чада к саду не забывайте и о том, что нужно ориентироваться не только на усреднённые показатели, но и на личность ребёнка.

Динамика формирования навыков и привычек

Знания — обобщенный опыт, отражающий объективную реальность окружающего мира. Например, малыш, впервые попав под дождь, открывает для себя свойство воды — делать предметы влажными. Так, практически, ребенок узнает свойства предметов, а также объективную реальность в явлениях природы, в поступках людей в той или иной ситуации. Значит, первое, с чего все начинается для малютки, — это наблюдение и приобретение первых знаний об окружающем. Знания позволяют ребенку подойти к пониманию целесообразности навыков, которым его обучает взрослый.

Навык — автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Умение — способ действия, рассчитанный на применение в любых условиях. Навык — это рисунок выполнения действия, т. е. его техническая сторона. Умение же позволяет использовать приобретенный навык не только в условиях, в которых тот был сформирован. Например, если малыш пользуется носовым платком только дома и мама постоянно напоминает ему об этом, то это навык. А если он достает платок и прикладывает его к носу при необходимости везде, то можно сказать, что навык перешел в умение.

Привычка — сложившийся способ действия с предметом или форма поведения, в определенной ситуации приобретающие характер потребности. Это то, без чего человек уже не может обойтись в повседневной жизни, не может поступить иначе. В отличие от навыка, здесь решающим оказывается не само действие, а умения, определяющие культуру поведения, составляющие духовную сторону жизни человека (бережное, уважительное отношение к окружающему).

Привычки складываются на основе культурных традиций общества. Поэтому при формировании у ребенка культурно-гигиенических навыков огромное значение имеет поведение взрослого — он пример для подражания.

Приобретение начальной культуры поведения не спонтанный процесс, а постепенный переход от первых обобщенных знаний к формированию навыков, которые трансформируются в умения и привычки.

Зачем нужны гибкие навыки

Научно-технический прогресс и высокий уровень развития общества будущего требуют от работников наличия универсальных навыков. Эти навыки нужны в современном обществе и еще больше потребуются в обществе будущего, чтобы выдержать конкуренцию, в том числе и с искусственным интеллектом. Они позволят вашему ребенку стать успешным, найти свое место в жизни и быть счастливым.

В детском саду

В ДОУ ребенок впервые оказывается в большом обществе и начинает учиться в нем существовать и взаимодействовать. Многим детям этот процесс дается с трудом, но он необходим для каждого. Детям, не посещавшим детский сад, сложнее учиться в школе и влиться в коллектив.

Технологии не стоят на месте, а дети начинают осваивать их с малых лет, например, современные дошкольники отлично справляются со смартфонами и планшетами. К 6-7 годам у детей должна быть хорошо развитая речь, логика, творческие способности, первичные навыки чтения и письма.

Воспитатели делают все возможное для развития детей дошкольного возраста, но они не могут уделить достаточное внимание каждому ребенку. Поэтому развивать софт скиллс лучше дополнительно, например, посещая частный клуб

Но технологии не стоят на месте, и сегодня посещать детские кружки и дополнительные занятия можно онлайн.

На нашем сайте собраны развивающие занятия для детей 3-7 лет по разным направлениям – переходите в детский раздел и выбирайте обучающую программу под свои требования.

В начальной школе

С 1 по 4 класс у вашего ребенка появляются новые задачи. Он сталкивается с большим объемом информации, которую необходимо понять и запомнить. В начальной школе необходимо продолжать развивать речь, память и логику.

На способность воспринимать информацию и легко ее усваивать у младших школьников большое влияние оказывает и настроение, и отношение в коллективе. Поэтому надо дальше развивать у своих детей навыки правильного общения – так называемые soft skills.

Подросткам

Уже в подростковом возрасте дети начинают думать о своей будущей профессии. Некоторые из них усиленно прокачивают hard skills – навыки, связанные с будущей работой. А стратегией для успешного выбора профессии на этом этапе остается дальнейшая работа над развитием soft skills.

Чтобы стать профи в своем деле, необходимо освоить большой багаж знаний. А без хорошей памяти, логики и сообразительности это невозможно.

Развитие новых технологий подразумевает новые требования к работникам, способность правильно мыслить и действовать в неожиданных и сложных ситуациях, а также управлять искусственным интеллектом. Ни один профессионал не будет успешным, если не сможет донести свои мысли до других, не будет в состоянии организовать работу подчиненных и свою, уметь сосредоточиться и отделить главное от второстепенного.

Самоконтроль и умение планировать

Маленькие детки только начинают осваивать важные навыки самодисциплины и исполнительности. Эксперты по развитию ребенка называют это «внутренним управлением воздушного движения» — и это ключ к успеху в школе. Даже детсадовцам приходится управлять большим количеством информации, избегать отвлекающих факторов и придерживаться планов. Помогайте своему ребенку практиковаться в запоминании последовательности (после завтрака мы чистим зубы, одеваемся и идем в школу), обуздывать импульсы (не хватать игрушки других детей), научите адаптироваться, когда дела идут не так, как планировалось. Показывайте:

  • Фильмы и телешоу, которые способствуют самоконтролю
  • Приложения, помогающие детям придерживаться четкой последовательности
  • Программы, которые помогают детям понять последовательность, причинно-следственную связку «если-тогда»
  • Мероприятия, которые побуждают детей узнавать и называть свои чувства

Второстепенные навыки

Кроме того, перед детским садом нужно заранее начать заниматься с ребенком, чтобы он был готов к социуму и новым занятиям. Что должен уметь ребенок перед детским садом из второстепенного, какие навыки у него должны быть развиты?

  1. Усидчивость;

Спокойно чем-то заниматься, сосредотачивать свое внимание 10-20 минут в возрасте 3-4 лет для детей – это норма. Если малыш и пары минут не может усидеть дома, то же самое будет и в садике

  • Приучайте усидчивости через что-то интересное, завлекайте, ваша цель – увеличивать постепенно время;
  • Придумывайте нечто новое, необычное;
  • И делайте все вместе с ребенком. Рисуйте, лепите, раскрашивайте, вырезайте, читайте, приклеивайте;
  • Найдите то, что заинтересовывает больше всего и увлекает на большее время (смотрите актуальную статью по этой теме: 15 способов занять ребенка дома>>>).
  1. Общительность;

Замкнутому или стеснительному ребенку в садике будет сложно и одиноко.

  • Когда есть друзья, то ребенок отвлекается и не томится, ожидая маму;
  • Появляется дополнительный стимул: увидеться с товарищами. А, когда малыш совсем один, то и все его мысли заняты только мамой и тем, как поскорее уйти домой;
  • Ребенок даже может начать чаще болеть, потому, что это – единственный способ остаться дома, с мамой;
  • Поищите друзей на детской площадке, возможно, даже тех, кто тоже скоро пойдет в садик.

Смотрите статью Ребенок боится других детей>>>.

  1. Внимательность;

Для продуктивной работы воспитателя с детьми, последние должны уметь слушать и слышать, что им говорят, воспринимать и выполнять просьбы и указания.

Читайте статью: Почему ребенок не слушается?>>>

Важно! Никогда не говорите при детях плохо о воспитателях – это подорвет их авторитет и сначала это скажется только на поведении в садике, а потом и дома – малыш начнет себя так же вести и с вами

  1. Хорошие манеры;

Это очень важно. Один невоспитанный ребенок в группе заражает своим поведением многих

Вежливость и воспитанность должны быть привиты с раннего детства.

  1. Умение убирать за собой.

Деток сразу заставляют в садике убирать свою одежду, игрушки, посуду после еды, стульчики. И лучше подготовить к этому еще дома. Попросите помочь вам собрать тарелки со стола, давайте несложные задания и поручения по дому.

Читайте: Как развить самостоятельность у ребенка?>>>

Что может делать по дому ребенок младшего школьного возраста?

Нужно или нет нагружать школьников домашними делами? У них множество занятий по освоению школьной программы, дополнительная нагрузка – спорт, занятия по интересам. Пусть ребенок в полной мере ощутит счастливое детство. Так думают родители, убежденные, что их дети вполне могут расти на всем готовом, лишь бы он успевал хорошо учиться и не имел проблем в коллективе.

Естественно, что дети, не имеющие посильных обязанностей по дому на пороге школьного возраста, не станут активно браться за домашние дела. К этому их следовало приучать в 2-4 года, причем делать это мягко и ненавязчиво. Тогда к 7-8 годам ребенок умел бы многое делать и с удовольствием вкладывал свой труд в семейное благополучие.

Что могут делать по дому 7-летние дети:

  • Убирать пыль при помощи пылесоса.
  • Поливать цветы дома и на клумбе.
  • Готовить простые блюда.
  • Собирать свой портфель.
  • Помогать маме развешивать белье после стирки.
  • Выпалывать сорняки на грядке.
  • Подметать двор.
  • Выносить мусор.
  • Разогревать пищу в микроволновой печи.
  • Прогуливать и кормить небольшую собаку.
  • Прибирать вещи, наводить порядок в комнате.
  • Оставлять после купания и посещения туалета чистоту в этих помещениях.
  • Гладить простые по крою вещи.
  • Самостоятельно готовиться ко сну и собираться утром в школу.
  • Чистить свой велосипед от грязи, производить мелкий ремонт двухколесного друга.
  • Прибираться в шкафу с посудой и кухонными принадлежностями.
  • Накрывать на стол перед обедом, подавать негорячие блюда, хлеб, салат, бутерброды, убирать за собой и членами семьи после еды.

Что под силу 8-летнему ребенку:

  • Содержание в порядке письменного стола, шкафа с книгами и другими вещами.
  • Приготовление для себя ванны.
  • Смена постельного и нательного белья.
  • Умение чинить свою одежду, простой ремонт.
  • Формировать свой образ в одежде по собственному желанию.
  • Помогать отцу во время ремонта, выполняя несложные поручения.
  • Собирать урожай на приусадебном участке.
  • Кормить и выгуливать домашних животных.
  • Протирать пыль и пылесосить мебель и напольные покрытия.

Что умеет 9-летний школьник:

  • Готовить простые блюда, следуя рецепту.
  • Красить ровную поверхность.
  • Наносить побелку на деревья в саду.
  • Запекать на огне картошку или сосиски.
  • Присматривать за младшими детьми (с 2 лет), уметь переодеть их и накормить.
  • Чистить клетки домашних питомцев.
  • Заправлять подушку в наволочку и одеяло в пододеяльник.
  • Рыхлить неширокую грядку граблями, пропалывать ее от сорняков.
  • Сажать семена цветов и овощей по заданной схеме.
  • Заправлять свою постель.

Какие дела можно доверить 10-летнему ребенку:

  • Готовить несложную выпечку, пользуясь рецептом.
  • Готовить простые блюда на всю семью, рассчитав нужное количество продуктов.
  • Наводить порядок в собственной комнате и во всем доме, складывая вещи в отведенное для них место.
  • Вместе с родителями планировать еженедельные покупки.
  • Помогать отцу при чистке салона автомобиля.
  • Накрывать на стол.
  • Готовить ванну для младшего ребенка, помогать маме с купанием.
  • Уметь включать и выключать бытовые приборы, засыпать порошок в стиральную машину.
  • Видеть, где матери или отцу требуется помощь, подключаться без напоминаний.
  • Помогать при уходе за овощами на приусадебном участке, за цветами возле дома и на подоконнике.
  • Участвовать в генеральной уборке помещений дома или квартиры.

Важно предлагать только те дела, с которыми ребенок справится наверняка. Главное – не забывать о дозированной похвале, которая может стать мощным стимулом для участия в делах.

Стадии формирования навыков

  1. Складывается общее понимание направленности действий взрослого. Первые знания возникают на эмоционально-чувственной и ориентировочной основе в результате показов и пояснений.
  2. У ребенка складывается образ действия, формируется рисунок его выполнения, т. е. оттачивается техника. На этой стадии необходимы демонстрация и соблюдение точной последовательности действий.
  3. Формируется последовательность действий, но навык еще непрочный, полуавтоматизированный.
  4. Отработанный, устойчивый, автоматизированный навык. Ребенок самостоятельно выполняет действие.

Автоматизированный навык должен перейти в привычку, но, учитывая возраст ребенка, взрослый должен наблюдать за ним и контролировать его действия, т. к. без постоянного правильного подкрепления навык может исчезнуть. Итак, чем больше полуавтоматизированных и автоматизированных действий у малыша, тем ему легче и интереснее жить, появляется больше времени для познания содержательной стороны окружающего мира. Действительно, полуторагодовалый малыш не будет бесконечно снимать и надевать колечко на палочку — это действие уже автоматизировано. Теперь он собирает пирамидку в определенной последовательности, осваивая величину предметов, их количество и соотношение. Или составляет свою пирамидку не только из колец, но и из шариков и кубиков, строя башенку невиданной красоты. А к двум годам он будет гордиться: «Это я сам!» Так автоматизированный навык помогает перейти к творчеству.

Привычки, как и навыки, очень устойчивы. Поэтому легче предупредить образование плохой привычки, чем избавиться от нее, когда она уже сложилась. Для успешного формирования навыка следует учить малыша соблюдать последовательность действий, из которых складывается навык, и следить за точностью их выполнения.

Необходимые навыки

Чтобы и ребенку, и воспитателям было комфортнее, малыш должен уметь следующее:

  1. Вовремя ходить в туалет;

Стресс от новой обстановки даже у самого спокойного и коммуникабельного ребенка может вызвать возвращение к мокрым штанишкам.

Поэтому этот навык – первое, чему стоит уделить самое пристальное внимание

  • Каждый час предлагайте малышу посетить туалет;
  • Учите контролировать позывы;
  • В садик надевайте только такие штаны, которые ребенок легко снимает и надевает сам, без сложных застежек, молний, подтяжек и ремней.

Если ребенок не умеет ходить на горшок, смотрите семинар Как приучить ребенка к горшку>>>

  1. Самостоятельно кушать;

Если переодеться воспитатели еще могут помочь каждому, то уж кормить с ложечки вашу малютку в садике никто не будет.

Учите правильно держать ложку, сидеть за столом, не отвлекаться и не разговаривать во время еды. И есть то, что дают, не выбирая!

C вопросами здорового аппетита мы разбираемся в рамках интернет-курса Едим с удовольствием>>>

  1. Одеваться;

Верхнюю одежду трехлетка вряд ли наденет и застегнет, а вот носочки, штанишки, маечку и трусики надо бы уже уметь самому надевать.

Опять же, старайтесь для садика подбирать то, что легко снимается, не надевайте ботиночки со шнурками, тугие футболки.

Чтобы разобраться в этом вопросе, посмотрите статью Как научить ребенка одеваться самостоятельно?>>>.

Помните, что сами собой эти навыки не разовьются, чем чаще вы повторяете их с ребенком, терпеливо поправляете, объясняете и, чем раньше начнете, тем лучше ваш малыш их освоит перед детским садом.

Стараться есть самостоятельно

Прекрасно, если малыш будет уметь держать ложку и подносить ее ко рту, пить из чашки. Понятно, что кроху голодным не оставят. Но снова вспомним: ваш ребенок в ясельках не единственный. Если хотя бы 5-7 человек совсем не умеют есть самостоятельно, у воспитателей просто не хватит рук, чтобы их всех накормить и этот процесс сильно затянется. Кроме того, вряд ли деткам будут наливать чай или компот в поильники.

«Во время кормления ребенка всегда давайте ему ложку, разрешайте самому отправлять еду в рот, — советует наш эксперт. — Многие мамочки не любят, когда малыш пачкается и пачкает кухню, им проще накормить его самим. Это неправильно».

Знания, которые должны быть у ребенка 5-6 лет

В 5-6 лет знания и умения ребенка можно разделить на 2 большие группы:

  • Физические умения;
  • Знания о себе и мире.

Обе эти группы одинаково важны и необходимы каждому ребенку. Не стоит усиленно обучать ребенка математике и логике в ущерб играм на свежем воздухе. Малыш нуждается в постоянной смене видов деятельности. Хорошо, после обучающего занятия предложить побегать или поиграть в подвижную игру, после чего вновь вернуться к учебе.

Из физических навыков в 5-6 лет ребенок должен уметь:

  • быстро бегать, оббегать или забегать на бугорки, перепрыгивать небольшие канавки, ямки, не замедляя темп;
  • прыгать: на 2-х ногах вверх, вперед, в стороны; на 1-ой ноге вверх; через скакалку, небольшое препятствие.
  • приседать, поставив руки на пояс или разведя их в сторону, без заваливания на бок;
  • кувыркаться через голову;
  • ходить: на пятках, носках, тыльной и внешней стороне стопы; высоко поднимая колени; разными видами шагов; в разном темпе и направлениях; на длинные расстояния;
  • чередовать движения;
  • кидать мяч из любого положения в разные стороны;
  • лазать по стенке;
  • висеть не перекладине на 1 или 2-х руках.

Знания о себе и мире:

  • собственные имя и фамилия;
  • домашний адрес;
  • телефон родителей;
  • правила поведения в чрезвычайной ситуации (пожар, неправомерные действия, ухудшение здоровья). Знать номера экстренных служб;
  • уметь звонить по телефону, понимать и соблюдать правила телефонных разговоров;
  • различать право и лево относительно своего положения;
  • ориентироваться в пространстве и на плоскости, уметь объяснить нахождение названного предмета;
  • понимание понятия время, умение пользоваться часами;
  • знание простых антонимов, умение их подбирать;
  • считать до 10 и более;
  • различать количество предметов в разных группах, приводить их в равное соотношение;
  • уметь определять основные материалы (пластик, стекло, камень);
  • знать природные явления. Узнавать времена года, месяцы, дни недели. Называть их в правильной последовательности;
  • называть наименования пальцев рук (указательный, средний, безымянный);
  • знать и употреблять в речи названия предметов быта, мебели, электроприборов;
  • уверенно выполнять правила дорожного движения для пешеходов;
  • знать разные виды техники, марки машин. Уметь объяснить, для чего используются разные виды;
  • ориентироваться и знать много домашних и диких животных. Знать, чем они питаются, где обитают, чем отличаются между собой и от человека;
  • знать ряд птиц, насекомых, рыб. Уметь рассказать особенности каждого вида;
  • находить и называть части тела человека, животного;
  • знать ряд растений, цветов, деревьев, кустарников. Уметь объяснить, чем они отличаются между собой;
  • уметь выделять лишние предметы из предложенного ряда;
  • сортировать предложенные вещи по группам по названным признакам.

Это только небольшая группа умений и навыков, которые должны быть у ребенка 5-6 лет. Каждый малыш развивается по собственному индивидуальному плану, в большей или меньшей степени, осваивая указанные навыки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий