Коммуникативные способности ребенка: развиваем с раннего возраста

Развитие коммуникативных навыков детей в семье

При этом процесс является неосознанным не только для малыша, но и для взрослых членов семьи. Семья попросту реализует свое ежедневное общение с ребенком, таким образом показывая ему пример. Общаясь с членами своей семьи, ребенок становится похожим на них в манере общения, жестах, мимике, поведении.

Существует две модели поведения в семье:

В первом случае вырастает благополучно социализированный ребенок. Он редко становится виновником конфликта. А если вдруг и попадает в конфликтные ситуации, то с легкостью находит решение. Кроме доброжелательного общения с окружающими, ребенок способен справляться со своими внутренними переживаниями.

Во втором случае вырастает личность, не способная к налаживанию контакта с другими людьми. Ребенок начинает проявлять агрессию, настороженно относиться к другим детям, учится врать и хитрить. Это доставляет ему массу психологических переживаний, с которыми он не умеет справляться.

Доверительные отношения в семье — залог успеха ребенка в будущем

Упражнения для развития навыков общения у детей дошкольного возраста

Знаменитый российский психолог, доктор педагогических наук Букатов Вячеслав Михайлович считает социо-игровую методику1 наиболее эффективной для повышения коммуникативной компетентности детей.

«Волшебная палочка»

Дети встают в круг и передают из рук в руки палочку. Передающий атрибут обозначает всем известную сказку, тот, кто берет палочку, называет персонажа из озвученного произведения. Таким образом, каждый участник выступает в двух ролях: передающего и принимающего. Игровое упражнение учит взаимодействию и вызывает интерес друг к другу. 

«Слухачи»

Прежде всего необходимо объединить детей в малые группы, например, по цвету волос, обуви или другим признакам. Лидеры объединений покидают помещение, взрослый определяет для детей слово из трех открытых слогов, например, «бумага». Затем воспитатель определяет каждой группе слог и вместе с детьми выбирает песню. Как только лидеры возвращаются, объединения поют одновременно на мотив музыкальной композиции свой слог. Задача уходивших капитанов – угадать слово. Игра пробуждает энтузиазм у детей и развивает командный дух.

«Живая буква»

Взрослый называет главе группы букву. Капитан совместно с командой строят букву. Другие группы угадывают ее. Игровое упражнение развивает толерантность, умение кооперироваться у детей.

«Руки-ноги» 

Взрослый объявляет: «Руки». Дети совершают движения руками, после команды «Ноги» двигают ногами

Важно не оценивать активность участников. Движения могут быть танцевальными, хаотичными, пресловутыми физическими упражнениями. Каждый участник выбирает самостоятельно

Творческая активность раскрепощает детей, помогает преодолеть стеснительность, страх осуждения, вырабатывает доверие к окружающим и развивает чувство эстетики

Каждый участник выбирает самостоятельно. Творческая активность раскрепощает детей, помогает преодолеть стеснительность, страх осуждения, вырабатывает доверие к окружающим и развивает чувство эстетики.

Всемирно известный психолог Филип Зимбардо, автор книги «Застенчивый ребенок», разработал упражнения для развития сотрудничества, взаимовыручки и дружбы среди детей.

«Интеллектуальная мозаика»

Сказку, историческое событие разделить между детьми. Каждому ребенку достается свой кластер целостного рассказа. Затем участник доводить полученные знания до соратников. В результате у каждого ребенка формируется полная картина. Затем вся группа принимает участие в тестировании на знание деталей рассказанного события. Так выявляется успех «преподавания», иными словами, способность межличностной коммуникации участников. 

«Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»

Игровое упражнение для группы детей и всей семьи. По сути, это соревнование,  кто громче рычит. Участники представляют себя львами и начинают в один голос рычать. Условный лидер мотивирует всех: «Рычи, лев, рычи! Пусть раздастся самое громкое рычание. А кто может рычать еще громче? Хорошо, рычите, львы… И это львиный рык? Это писк котенка. Нужен громогласный рев». Затем все строятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего и двигаются с пыхтением, свистом, имитируя паровоз. Обойдя помещение по периметру, «голова состава» становится в конец. И так, пока каждый не побывает руководителем состава. Отличное завершение – крушение, все падают на пол. Игра отлично раскрепощает, снимает эмоциональное напряжение и объединяет участников.

«Покажи себя с неожиданной стороны»

Предоставить возможность детям нарядиться любым персонажем. С помощью маскарадного костюма, маски, грима и, главное, поведения приобрести новую роль. Базовое упражнение для ликвидации болезненной замкнутости. Игра позволяет освободиться от чувств и эмоций, которые ребенок держал в себе, выразить себя, обретая внутреннюю свободу.

Знаковый детский психолог нашего времени Людмила Владимировна Петрановская считает, что дети старше 3 лет должны играть со сверстниками, а не родителями. Хорошо, если во взрослом жив внутренний ребенок, и он с удовольствием играет с детьми. Большая ошибка родителей – выдавливать из себя массовика-затейника. Дети остро чувствуют неискренность и теряют доверие к окружающим. Вместо насилия над собой взрослым следует обеспечить ребенка общением с другими детьми: пригласить в гости его друзей, записать в кружки, посетить игровую комнату. 

1Социо-игровой подход предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей.

Правила эффективной детской коммуникации

Сразу же, как малышу исполнится 1 год. Следует начинать развивать его способности к общению. До этого он мог обходиться общением только с родными и близкими друзьями семьи. Теперь же ему необходим более широкий круг.
Научите малыша называть свое имя во время знакомства с кем-либо. Когда он сделает это несколько раз, такое поведение станет для него привычным и естественным. Поощряйте попытки знакомства с другими детьми на площадке.
Когда вы выходите на прогулку, предложите ребенку расспросить, как дела у мальчика или у девочки, с которыми вы уже успели познакомиться в прошлый раз. Достаточно, чтобы дети сказали друг другу несколько фраз. После этого они будут охотно здороваться друг с другом, а затем разговаривать и играть вместе, что впоследствии может перерасти в дружбу.
Когда вы отправляетесь в магазин с дошкольником, спросите у него о том, что бы он хотел приобрести. Попросите, чтобы он сказал о своем выборе продавцу. Если он не может по причине неуверенности или застенчивости это сделать, не стоит его ругать. Таким способом вы только усугубите ситуацию. Лучше попробовать сделать то же самое через некоторое время. Перед этим ребенка можно к этому подготовить, научить его, как делаются покупки. Такие же действия нужно делать и в других общественных заведениях, где необходимы навыки общения.
Дети на площадке и в саду часто ссорятся, выясняют отношения. При этом некоторые родители сразу же бросаются разнимать своих малышей. Но это не совсем правильно. Иногда детям нужно дать время, чтобы они сами нашли пути решения конфликтов. Но если ситуация выходит из-под контроля, вмешаться просто необходимо. Необходимо поговорить с ребенком о том, что конфликтовать из-за мелочей не нужно, а из каждого спора следует выходить достойно.
Если ребенку 3-4 года, ему еще вполне можно делать замечания во время прогулки. Если он уже достиг школьного возраста, все беседы должны проходить только дома. Это же касается и выбора друзей. Совсем маленьким детям можно сказать, с кем им знакомиться, а с кем нет

Школьник должен выбрать друзей сам.
Очень важно объяснять ребенку правила поведения и этикета. Важно, чтобы он понимал, как общаться с взрослыми, а как с другими детьми. Правило следует объяснять постепенно и ненавязчиво, закрепляя их примерами.

Правило следует объяснять постепенно и ненавязчиво, закрепляя их примерами.

Watch this video on YouTube

Советы родителям

Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.

Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.

Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.

Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.

Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.

Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».

Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.

Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».

Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов

Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции

Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.

Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.

Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».

Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.

Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.

Этапы формирования навыков общения

Первый контакт малыша с окружающим миром происходит через родителей: это первая улыбка ребенка и первые звуки при виде знакомого человека

Очень важно замечать и поддерживать попытки коммуникации детей. Рассмотрим этапы формирования коммуникативности в раннем возрасте

Возрастной период

Формирование коммуникации

Проявление коммуникации

с 2 месяцев

малыш пытается наладить контакт с мамой

улыбка и первые эмоции

с 3 – 4 месяцев

ребенок проявляет привязанность, повторяет звуки взрослых

мимика и жесты, первые звуки «агу»

с 7 месяцев

малыш активно узнает окружающий мир, учится с ним взаимодействовать

тактильный контакт, эмоции

с 8 – 9 месяцев

контакт с чужими людьми, смена обстановки

интерес к чужим людям

1 – 2 года

общение со взрослыми и другими детьми

первые слова, умение играть самостоятельно, а также со взрослыми и детьми

3 года

становление личности, идентификация своего «я» в социуме

общение посредством игры, умение договориться

Как развить коммуникабельность у ребенка: 10 полезных советов

Взрослые должны моделировать навыки общения

Важно не столько то, что говорят родители своим чадам, сколько то, как поступают они сами
Взрослые — пример для подражания, первые учителя для своих детей, поэтому нужно показывать правильные модели общения и взаимодействия с окружающими.
Обращайте внимание на первые эмоции и попытки общения ребенка. Дети должны получать позитивный опыт коммуникации с раннего возраста
Чем активнее взрослые будут поощрять общение малыша, тем лучше

Важно забыть фразы: «Я занят», «Ты не поймешь», «Я не знаю».
Практикуйте совместные обучающие игры. Чтобы привить малышу навыки общения, проигрывайте различные ситуации и модели поведения дома.
Приучите ребенка быть внимательным к другим людям. Если малыш испытывает дискомфорт при общении с детьми, не вините других: мол, «это плохие дети». Научите находить решение ситуации, например, предложить поиграть в другую игру, спросить мнение других.
Предоставьте ребенку возможность быть в группе детей. Межличностные отношения выстраиваются только опытным путем. Для того чтобы малыш умел общаться и контактировать с другими, мало примеров и домашних игр: должен быть частый контакт со сверстниками.
Необходимо, чтобы ребенок мог легко играть не только со своими друзьями и подружками, но и с незнакомыми детьми. Современные беби-клубы, развивающие и игровые центры способствует этому навыку.
Научите свое чадо правильным манерам и вежливости: «Спасибо», «Дай, пожалуйста», «Извини».
Не навязывайте малышу дружбу и не выбирайте ему друзей. Пусть он сам формирует круг общения из тех, с кем ему интересно.
Практикуйте детские праздники и домашние игры. Если на улице дождь и холодно, это не повод отказать малышу в общении с друзьями: соберите детишек дома, вовлеките в коллективную игру.
Заведите домашнего питомца. Общение с животным может помочь ребенку развить контактность, умение заботиться о ближнем.

Упражнения и игры для детей на развитие коммуникативных навыков

1

Закончи историю

Это упражнение поможет не только развить коммуникативные навыки у детей, но и поднимет им настроение. Начните рассказ и предложите ребенку закончить его. Данное упражнение пусть и не основано на диалоге, однако научит выражать мысли, причем связно, логически. Так ребенок научится размышлять и делать выводы.

2

Избавление от слов-паразитов

Если ваш ребенок уже употребляет слова-паразиты наподобие «ну», «эм», «как его» и прочие, нужно разобраться с этой проблемой, пока она не перекочевала во взрослую жизнь и не стала укоренившейся привычкой.

Попросите ребенка рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма. Заранее скажите, каких слов не стоит произносить и пообещайте маленькие награды, если ему это удастся.

Данное упражнение научит его осознанно относиться к своим словам, а также очистит речь от мусора.

3

Что происходит на картинке?

Это одно из тех упражнений, которые позволяют грамотно выражать свои мысли, структурировать рассказ и быть хорошим собеседником.

Попросите ребенка объяснить, что он видит на картинке. Поощряйте его описывать цвета, людей, декорации и каждую деталь, которую он видит. У старших детей спросите, что, по их мнению, могло произойти до сцены, и что, по их мнению, произойдет позже.

4

Угадывание эмоций

Возьмите сказку или историю с эмоциональным содержанием. Начните читать ее ребенку. Задавайте подобные вопросы:

  • Почему главный герой рассердился?
  • Что чувствует сейчас этот персонаж? Почему?

Повышение эмоционального интеллекта научит вашего ребенка считывать эмоции других людей и реагировать соответствующе. Лучшие собеседники – именно те, которые понимают чувства других.

5

Импровизация

Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, с которой ваш ребенок знаком или просто любит, и попросите его рассказывать о ней 2 минуты. После этого усложните задачу: выберите другую тему и увеличьте время до 3 минут.

6

Ролевая игра

Составьте карты с различными видами деятельности. Ориентируйтесь на возраст ребенка. Карты могут включать:

  • игру с другом, где надо поделиться игрушкой;
  • спор с другом;
  • быть учителем;
  • быть напуганным чем-то.

Вытаскивайте карты. Пусть ваш ребенок изображает то, что находится на карточке. Это поможет ему научиться смотреть на ситуацию с других точек зрения, а также понимать людей.

А теперь – несколько советов, которые помогут повысить навыки общения вашего ребенка.

Развитие коммуникативных навыков в семье

Сызмальства усвоение коммуникативного опыта происходит посредством живого общения, просмотра фильмов, чтения книг, наблюдения за природой, окружающими людьми и событиями. По мнению культового детского психолога Людмилы Петрановской, формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста происходит в общении со «своими» взрослыми. «Чем больше времени они проводят с ребенком, чем более открыты и искренни с ним, чем чаще говорят о своих чувствах, о том, что им нравится и не нравится, и почему; чем сложнее, тоньше, разнообразнее та обратная связь, которую получает ребенок от взрослых в ответ на каждый свой поступок, тем лучше условия его коммуникативного развития».   

Профессор, доктор психологических наук Юлия Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» утверждает: «Современные дети более тонко чувствуют малейшее насилие со стороны родителей, более бурно реагируют на него, требуют к себе уважения, активно сопротивляются». Стресс, постоянный страх собственных родителей, недостаток внимания – причины агрессивного поведения, истерик, неспособности выражать мысли и чувства.  

В широком смысле «коммуникативная компетентность» – это не только личностная коммуникабельность, знание речевого этикета, норм поведения, но также проявление эмпатии к собеседнику, социальный опыт взаимодействия, умение организовать общение, решать конфликтные ситуации, свободно выражать мнение, чувства. 

Игры для дошколят 5-6 лет

Большую часть времени дошколята проводят в игре.

Коммуникативные игры учат взаимодействию, правилам общения, способам действовать в мире.

Их можно разделить на следующие типы:

Раскрепощающие

Они позволяют справиться с зажатостью.

  • «Море волнуется». Ведущий произносит стишок: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри». Пока звучат слова, дети двигаются в свободном порядке по площадке. На последнем слове участники игры замирают в причудливых позах. Ведущий старается рассмешить игроков и вынудить их пошевелиться.
  • «Дракон»: игроки встают в линию и берут друг друга за плечи — становятся драконом. «Голова» должна догнать «хвост» и коснуться его. Когда «голова»поймала «хвост», она встает на его место. Играют пока все участники не побывает в роли «хвоста» и «головы».

Игры на вербальное взаимодействие

«Испорченный телефон», «Цепочка слов». Ведущий придумывает цепочки из слов (одно, два, три слова, постепенно увеличивая их количество), а тот, на кого он укажет, должен повторить все слова в правильном порядке.

Игры на невербальное взаимодействие

«Крокодил». Ведущий загадывает слово одному из участников, а тот должен показать его остальным при помощи мимики и жестов, не используя звуков и слов.

Игры на взаимодействие

«Сиамские близнецы». Дети разбиваются на пары, им связывают вместе по одной руке. Свободными руками они должны нарисовать определенный предмет.

Игры на различение эмоций

Участники показывают эмоции мимикой или рисунками. «Доброе животное»: Ведущий тихо и загадочно говорит: «Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно огромное, доброе животное. Послушайте, как оно дышит! Теперь давайте подышим вместе! Вдох — шаг вперед, Выдох — шаг назад. А теперь на вдох сделаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только животное дышит, так же ровно и четко стучит его огромное доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад. Давайте возьмем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Сюжетно-ролевые игры

Игроки учатся следовать правилам, договариваться.

Можно сделать вывод, что важно развивать навыки общения у дошкольников. Это задача как семьи, так и детского сада. Развитие коммуникативных способностей происходит в игре и взаимодействии со сверстниками

Развитие коммуникативных способностей происходит в игре и взаимодействии со сверстниками.

Как пробудить в ребенке желание общаться?

Все дети разные. Понаблюдайте за ними на детской площадке и вы сами сможете увидеть, насколько могут быть разными дети одного возраста. Есть дети конфликтные, есть застенчивые, замкнутые, беспокойные. Характер ребенка определяется его темпераментом.

Как побуждать желание к общению у детей с разными характерами:

Застенчивый ребенок

  • Расширяйте круг его знакомств
  • Приглашайте знакомых детей в гости
  • Не пытайтесь сделать сами все вместо ребенка
  • Привлекайте его к заданиям, где он должен будет сам спросить что-то, дать, взять
  • Постарайтесь привить малышу уверенность в себе и в собственных силах

Конфликтный ребенок

  • Сдерживайте ребенка в стремлении «устроить бурю»
  • Не нужно обвинять другого ребенка, а своего оправдывать
  • После случившегося инцидента поговорите со своим ребенком, укажите на неправильные поступки
  • Не всегда нужно вмешиваться в конфликты. Бывают такие ситуации, когда дети сами должны научиться уступить друг другу

Беспокойный ребенок

  • Не потакайте всем капризам малыша, однако не лишайте его полностью свободы действий
  • Показывайте хороший пример собственным сдержанным поведением
  • Не дайте ребенку почувствовать себя забытым, в то же самое время научите его понимать, что не всегда он должен находиться в центре внимания

Замкнутый ребенок

  • Покажите пример активного общения на своем опыте. Пусть ребенок видит, что общаться с другими — это здорово, весело
  • Приглашайте к себе гостей, заводите новые знакомства с детьми
  • Расскажите малышу, что общение приносит много интересного и полезного


Чтобы ребенка принимали в круг друзей, он должен уметь общаться

Как пробудить в ребенке желание общаться?

Все дети разные. Понаблюдайте за ними на детской площадке и вы сами сможете увидеть, насколько могут быть разными дети одного возраста. Есть дети конфликтные, есть застенчивые, замкнутые, беспокойные. Характер ребенка определяется его темпераментом.

Как побуждать желание к общению у детей с разными характерами:

Застенчивый ребенок

  • Расширяйте круг его знакомств
  • Приглашайте знакомых детей в гости
  • Не пытайтесь сделать сами все вместо ребенка
  • Привлекайте его к заданиям, где он должен будет сам спросить что-то, дать, взять
  • Постарайтесь привить малышу уверенность в себе и в собственных силах

Конфликтный ребенок

  • Сдерживайте ребенка в стремлении «устроить бурю»
  • Не нужно обвинять другого ребенка, а своего оправдывать
  • После случившегося инцидента поговорите со своим ребенком, укажите на неправильные поступки
  • Не всегда нужно вмешиваться в конфликты. Бывают такие ситуации, когда дети сами должны научиться уступить друг другу

Беспокойный ребенок

  • Не потакайте всем капризам малыша, однако не лишайте его полностью свободы действий
  • Показывайте хороший пример собственным сдержанным поведением
  • Не дайте ребенку почувствовать себя забытым, в то же самое время научите его понимать, что не всегда он должен находиться в центре внимания

Замкнутый ребенок

  • Покажите пример активного общения на своем опыте. Пусть ребенок видит, что общаться с другими — это здорово, весело
  • Приглашайте к себе гостей, заводите новые знакомства с детьми
  • Расскажите малышу, что общение приносит много интересного и полезного

Чтобы ребенка принимали в круг друзей, он должен уметь общаться

Формирование коммуникативных навыков

Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок активно общается с родителями, сверстниками и другими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает и усваивает модель взаимодействия, также в коммуникации он обучается нормам и правилам поведения. Ребенок активно познаёт социальный мир, и ему требуется взрослый, который объяснит закономерности этого мира, расширит представления ребенка об окружающем его пространстве. Таким образом, ребенок усваивает те образы, которые присущи взрослому, с которым взаимодействует ребенок. Он перенимает мимику, жесты, вокализации, способ говорения и мышления взрослого. Кроме того, он копирует поведение взрослого в тех или иных ситуациях.

Также коммуникативные навыки дошкольника формируются в игровой, сюжетно-ролевой деятельности, которая является ведущей для этого возраста. Во время игры происходит социальное, личностное и психическое развитие ребенка. В процессе игры он воспроизводит ситуации, в которых участвовали взрослые, пробует на себе их роли. Таким образом ребенок участвует в воображаемой социальной жизни и развивает свои коммуникативные навыки.

При общении ребенок пробует различное вербальное и невербальное поведение, усваивает модели эффективного взаимодействия в различных ситуациях, учится начинать, поддерживать и завершать диалог, развивает умение выслушать другого человека, сформулировать и задать вопрос, поддержать групповую беседу и др.

Игровое обучение

Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры

Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации


Совместная игровая деятельность развивает умения общаться

Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров. Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений. После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.


Настольный театр – способ развития умения общаться

Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как — нельзя.

Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей. Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное — попросить ребенка мотивировать свой выбор. Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.


Условия для развития коммуникативных способностей

Самопознание как фактор эффективного общения

По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя

Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:

  • обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что — обрадовало;
  • попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
  • если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
  • никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
  • воздержитесь от излишней критики ребенка.


Методы развития умений коммуниковать

Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию

Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».


Театрализованная деятельность как метод коммуникативного развития

Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь. Основная задача родителей дошкольников — научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества

Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!

Основная задача родителей дошкольников — научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста

1 апреля, 2017 admin

Цель развития коммуникативных навыков у малышей – формировать умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Необходимо различать коммуникативное развитие и речевое развитие. В первом случае педагог способствует овладению активной речи, которая включена в общение, формирует умение обращаться с вопросами и просьбами. Во втором случае, при речевом развитии, задача педагога – формировать ЗКР, грамматический строй речи, диалогическую и монологическую речь.

В переводе с латинского (лат. Communico) «коммуникация» — делаю общим, связываю, общаюсь. Коммуникативная сфера изучается в разные возрастные периоды, начиная с младенчества, когда эмоциональное общение является ведущим видом деятельности, и до глубокой старости, когда общение снова становится ведущим.

Общение рассматривается как условие полноценного личностного развития ребенка и обеспечивает эмоциональную устойчивость, интеллект, речевое развитие, навыки жизненной активности.

В раннем возрасте детей  отличает несформированность мотивационно-целевой установки на общение, низкий уровень владения речевыми средствами общения, ситуативный характер контактов с окружающими.

Поэтому работа педагога в этом направлении направлена на преодоление  коммуникативного недоразвития и является ключевой в оптимизации процесса социализации детей.

Формы взаимодействия разнообразны и разнообразна степень участия в них детей: от наблюдения за действиями педагога до совместно-разделенных и самостоятельных действий.

Для формирования коммуникативных навыков используют различные речевые упражнения и игры:

— логоритмические;

— коммуникативные;

— жестово-двигательные.

Задачи:

—  развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой;

— отработка коммуникативных навыков;

— снижение психоэмоционального напряжения.

Как видите, задачи и способы действий во многом аналогичны тем, которые используются при решении логопедических проблем. Только акцент будет не на речевую коррекцию, а на создание условий и предоставление возможности для самостоятельных речевых контактов малышей с окружающими людьми.

Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,

доцент, кандидат педагогических наук.

Опубликовано в рубрике Ранний возраст по ФГОС ДО

Правила эффективной детской коммуникации

Сразу же, как малышу исполнится 1 год. Следует начинать развивать его способности к общению. До этого он мог обходиться общением только с родными и близкими друзьями семьи. Теперь же ему необходим более широкий круг.
Научите малыша называть свое имя во время знакомства с кем-либо. Когда он сделает это несколько раз, такое поведение станет для него привычным и естественным. Поощряйте попытки знакомства с другими детьми на площадке.
Когда вы выходите на прогулку, предложите ребенку расспросить, как дела у мальчика или у девочки, с которыми вы уже успели познакомиться в прошлый раз. Достаточно, чтобы дети сказали друг другу несколько фраз. После этого они будут охотно здороваться друг с другом, а затем разговаривать и играть вместе, что впоследствии может перерасти в дружбу.
Когда вы отправляетесь в магазин с дошкольником, спросите у него о том, что бы он хотел приобрести. Попросите, чтобы он сказал о своем выборе продавцу. Если он не может по причине неуверенности или застенчивости это сделать, не стоит его ругать. Таким способом вы только усугубите ситуацию. Лучше попробовать сделать то же самое через некоторое время. Перед этим ребенка можно к этому подготовить, научить его, как делаются покупки. Такие же действия нужно делать и в других общественных заведениях, где необходимы навыки общения.
Дети на площадке и в саду часто ссорятся, выясняют отношения. При этом некоторые родители сразу же бросаются разнимать своих малышей. Но это не совсем правильно. Иногда детям нужно дать время, чтобы они сами нашли пути решения конфликтов. Но если ситуация выходит из-под контроля, вмешаться просто необходимо. Необходимо поговорить с ребенком о том, что конфликтовать из-за мелочей не нужно, а из каждого спора следует выходить достойно.
Если ребенку 3-4 года, ему еще вполне можно делать замечания во время прогулки. Если он уже достиг школьного возраста, все беседы должны проходить только дома. Это же касается и выбора друзей. Совсем маленьким детям можно сказать, с кем им знакомиться, а с кем нет

Школьник должен выбрать друзей сам.
Очень важно объяснять ребенку правила поведения и этикета. Важно, чтобы он понимал, как общаться с взрослыми, а как с другими детьми

Правило следует объяснять постепенно и ненавязчиво, закрепляя их примерами.

Watch this video on YouTube

Игровая деятельность для развития коммуникативных навыков

Игра – популярный педагогический метод обучения межличностному общению. Творческая игровая активность вызывает у детей интерес к художественному слову, раскрывает индивидуальное восприятие мира ребенком, совершенствует способность к самовыражению. Дидактические и настольные игры помогают формулировать высказывания, составлять новые слова, развивают объяснительную речь, пополняют вокабуляр дошкольника. 

Благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков ребенка общение со старшими детьми. Совместные игры, чтение книг, выполнение творческих заданий улучшают речевые возможности, эмоциональную сферу, учат кооперации и уважению. Любая игра обладает терапевтическим воздействием, если проходит по установленным правилам и под руководством взрослого. 

Социоигровая методика подразумевает совместное занятие детей с педагогом. Обучающий способ направлен на индивидуальное развитие и раскрытие творческих задатков. Правила социоигрового стиля просты: участники игры воплощаются во все, что захотят, разыгрывают сценарий и отгадывают роли друг друга. 

Говоря о коммуникативной компетентности, важно помнить о невербальных приемах выражения эмоций. Жесты, мимика, пантомимические движения помогают объяснять и выражать эмоции

Как и речь или поведение, ребенок копирует их у родителей.  

Коммуникативная компетентность определяет умение общаться и гарантирует социальное, интеллектуальное, духовное развитие ребенка. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий