Мифы XXI века о воспитании ребенка

Правильно-неправильно. 7 советов родителям, по воспитанию детей 3 лет

Психология изучила основы воспитания ребенка, которому 3 года, и дает советы:

  • Не бейте чадо, не шлепайте и откажитесь от подзатыльников. Даже если чаша терпения переполнена. Это самый худший способ наказания. Такие действия наносят моральный и физический вред.
  • Любовь ― лучший помощник в воспитании ребенка. Говорите о своих чувствах, обнимайте, проводите время вместе. Кроха должен знать, что он любим и вам нужен.
  • Подавайте пример. Ребенок сейчас тщательно вас изучает и повторяет за вами. Ряд проблем в его поведении, можно обнаружить у членов семьи. Поэтому контролируйте себя, избавьтесь от вредных привычек.
  • Искореняйте вредные привычки у малыша, пока он еще маленький. Потом справиться с ними будет труднее. Не прибегайте к жестким мерам. Действуйте постепенно, хоть это и займет больше времени. Зато ребенок не будет испытывать стресс.
  • Не сравнивайте ребенка с остальными детьми. Он уже выделяет себя, как отдельную личность. Это наносит удар по самооценке и уверенности. Такие дети замыкаются, становятся робкими и безынициативными.

Некоторые родители задумываются, правильно ли запрещать что-либо ребенку. Запрет ― важный воспитательный элемент. Без него малыш вырастет недисциплинированным, ему будет трудно в обществе. Многие запреты накладываются в целях безопасности.

  • Не позволяйте ребенку все на свете. Такое бывает у родителей, которым в детстве много чего не разрешали. Они пытаются компенсировать трудность из детства, давая все возможное своим детям. В итоге, ребенок становится капризным и избалованным. В будущем, его ожидает разочарование. Оказывается не все получается так, как хочется. Им трудно перенести такую «новость», ведь раньше не сталкивались со словом «нет».
  • Не создавайте 1000 запретов. Такие малыши часто становятся закомплексованными, беспомощными, бояться нового, самостоятельности. Они остро нуждаются в мнении со стороны и оценке окружающих. Пока ребенку только 3 годика, это не кажется катастрофой, но постепенно, от этого будут страдать и родители.

Для развития детей надо постоянно с ними заниматься.

Уже с двух-трех лет малышей водят на различные кружки и в «группы развития», подсовывают им раскраски и развивающие игры… Однако британский исследователь Дэвид Уайтбрэд полагает, что интеллект лучше развивается у тех детей, которые часто остаются в одиночестве. Это способствует формированию новых полезных умений и навыков.

Детям с ранних лет необходимо самостоятельно исследовать окружающий мир. Если же их постоянно контролируют, то трудно бывает сформировать собственное мнение о мире. В результате ребенок растет безынициативным, мыслит стандартно и не всегда находит выход в сложной ситуации без подсказки старших. Полезно хотя бы на пару часов в день предоставлять ребенка самому себе, советует Уайтбрэд.

1 «Мы тебя вырастили»

Просто дико слышать упрёки родителей: «Мы тебя вырастили, а ты такой неблагодарный!». Простите, но разве ребёнок — растение? Насколько нам известно, детей вовсе не нужно «выращивать». Они сами растут. От родителей требуется только заботиться о них, защищать и лишний раз не «отсвечивать».

Самое странное, когда взрослые воспринимают заботу о детях как немыслимый подвиг. Как будто у них есть выбор. На самом деле, они обязаны это делать по закону. В Семейном Кодексе прописано, что родители обязаны растить детей с заботой и любовью. Если они будут отлынивать от своих обязанностей, их лишат родительских прав. У двух взрослых людей есть право выбора лишь в отношении трёх вещей:

  • вступать в интимную связь, или нет
  • предохраняться или заниматься незащищённым сексом
  • делать аборт или оставить ребёнка

С момента рождения младенца никакого выбора уже нет. Воспитывай нормально или отвечай по закону. Третьего не дано.

Миф 1. Родители должны приспособить свою жизнь к ребенку

Мы стараемся дать детям лучшее, спрашиваем их мнения по делу и не по делу, подстраиваем семейный бюджет, свои маршруты и даже рабочее место под их нужды. Иногда ребенок или подросток, сам того не желая, организует жизнь всей семьи – мамы, папы, бабушки и дедушки. Дети ощущают это как огромное давление. Такой порядок ведет к капризам на ровном месте, плохому сну, претензиям, неврозам и агрессии.

Более простой и здоровый вариант воспитания отработан веками. Не взрослые приспосабливают свою жизнь к ребенку, а ребенок приспосабливается к жизни семьи, ее возможностям и привычкам. Он следует за родителями, как утенок за мамой-уткой. Дети естественным образом к этому предрасположены, особенно если взрослые чувствуют себя уверенно. И как раз уверенность и спокойствие взрослых важнее всего для детского счастья и гармоничного развития. Все остальное второстепенно.

Воспитание в современной школе

В воспитательном процессе на сегодняшний день ставиться цель, которая должна обеспечить родившемуся ребенку гармоническое всестороннее развитие. Эту цель ставили перед собой еще древние философы и гуманисты в эпоху Возрождения. В нашей стране в учебно-воспитательном процессе традиционно выдвигалось подготовка специалиста с высокой квалификации, который способен с большой эффективностью работать на предприятиях во благо государства. В то же время гуманистический подход определяет своей целью создание условий для самореализации человека как личность. Для этого нужно изменить всю систему ценностных ориентаций. Именно сегодня главной задачей современной российской школы является развитие человека как всесторонней личности.Система воспитания ставит перед собой конкретные и общие задачи. Во время перестройки общества и всей системы образования появилось огромное множество противоречий в постановки конкретных задач воспитание. Эти противоречия сегодня не только не устранились, но еще стали острее. И теперь перед школой стоят как традиционные, так и новые задачи воспитания личности и гражданина. К традиционным задачам относятся: трудовое, интеллектуальное, эстетическое и нравственное воспитание. Общество выдвинуло перед школой еще такие задачи, как экономическое, патриотическое, правовое и эстетическое воспитание. А что они собой представляют?

Стереотип №3. Я воспитываю настоящего мужчину (истинную женщину)

«Вытри слезы, ты же мужик!» — рычит папа на упавшего с велика трехлетку. «Не ходи по лужам, ты же девочка», — упрекает мамаша двухлетку в бантиках. 

Давайте сначала разберемся с мальчиками. Нам хочется видеть и развивать в них традиционно мужские качества: самостоятельность, ответственность, умение принимать решения, силу воли. Эти качества невозможно проявить в состоянии неволи и принуждения, правда? Значит, чем меньше мы воспитываем, насаждаем, настаиваем, тем больше у ребенка шансов вырасти мужественным и психологически сильным. Лично я решила не мешать природе и давать сыну больше самостоятельности, хотя это порой бывает мучительно трудно.

Гендерные мифы о воспитании:

  • Мальчики не должны играть девчачьими игрушками и наоборот.
  • Девочки должны носить длинные волосы, только юбки и платья, брюки только для спортивных занятий.
  • Ребенок должен посещать спортивную секцию или кружок в соответствии со своим полом. Никакого бокса для девочек, никакого рукоделия для ребят.
  • Мальчиков нужно наказывать более жестко, чем девочек.

Теперь о девочках. На одном из форумов прекрасно описана самая популярная ситуация: «Мне все время говорили: нельзя, ты же девочка! Ты должна быть аккуратной, ты же девочка! Ты посмотри в свою тетрадь! Как ты пишешь?! Ты же девочка! Словом, я поняла, что худшее, что можно было сделать в жизни — это родиться девочкой. И я попала на все 100. И с этим надо как-то жить. Мне уже за 40. И недавно мужчина рассказал часть анекдота со словами: “Я не хочу революцию! Я хочу новое платье, я же девочка!” С этих пор началось моё новое осознание себя».

Даже не хочется здесь ничего прибавлять. Лично я усвоила, что своей дочери буду говорить о том, что она девочка, не через упрек. Просто будем вместе осваивать сложную женскую науку: вместе заботиться о котенке, вместе наводить марафет, вместе лечить папе порезанный палец. Это по-нашему, по-женски.

Фото: globallookpress.com

Стереотип №1. «Мой ребенок — будущий гений»

Никто из родителей не хочет, чтобы их ребенок отставал от своих сверстников и испытывал трудности с обучением, общением с людьми. Страх за будущее ребенка заставляет современных мам пичкать детей знаниями с самого раннего возраста. В результате детей пытаются обучать иностранным языкам, с года уже начинается чтение, а чуть позже малыша отдают на разные секции.

В магазинах и интернете сейчас можно найти всевозможные пособия и энциклопедии по воспитанию вундеркиндов, которые только подстегивают маниакальное желание современных мам быстрее развить интеллект малыша. Создаются форумы, на которых родители делятся успехами — у одних двухлетние сыновья уже читают наизусть стихи выдающихся поэтов, у других годовалые дочки говорят первые слова на английском. А еще повсеместно открываются садики с ранним обучением, в которых предлагается насыщенная программа.

Стремление обеспечить благополучное будущее для ребенка похвально. Однако специалисты предупреждают: чрезмерные нагрузки в раннем возрасте провоцируют общесоматические болезни, неврозы и часто даже убивают мотивацию к дальнейшему обучению

Родителям важно понять: ребенок должен играть и получать все радости детства, а для познания наук у него еще будет достаточно времени

Распространенные заблуждения родителей

Стараясь ускорить развитие малыша, родители ошибочно полагают, что:

  1. Если ребенок будет слушать классическую музыку с первых дней жизни, то вырастет интеллигентным и культурным человеком.
  2. Грудничок быстро заговорит, если постоянно будет слышать человеческую речь — к примеру, из телевизора.
  3. Малыша необходимо учить ходить на горшок как можно раньше — с момента, как он встанет на ноги.
  4. Ребенок способен одновременно учиться говорить и читать.

Эти утверждения не выдерживают никакой критики педиатров и детских психологов, а также просто опровергаются здравым смыслом. Специалисты напоминают мамам простую истину: всему свое время. Полугодовалый малыш может с интересом слушать как мама читает ему книжку, но это не свидетельствует о его гениальности или о том, что он понимает сюжет. Он просто весел и доволен от того, что с ним его мама, которая смешно озвучивает персонажей разными голосами, показывает цветные картинки. Поэтому следите за тем, чтобы малыш развивался по возрасту, но не перегибайте палку. Иначе все закончится неврозами.

Читаем также: Воспитание ребенка до года: главные советы родителям

Миф 5. Надо научить ребенка всегда добиваться результата

Мы призываем ребенка учиться на 4 и 5, ходить в выбранный кружок хотя бы до конца года, завершать начатое рукоделие. Нас так пугает идея, что хорошее занятие будет брошено, и мы, сжав зубы, продолжаем делать вместе с ребенком то, что давно надоело ему и нам

Результативность – это важный ориентир, он держит в тонусе и не дает уйти в апатию и безделье, но важно искать золотую середину

Современный мир нелинейный и сложный, путь в нем больше похож на лабиринт, чем на линию взлета авиалайнера. И результат сегодня важен, если мы действительно хотим на него опереться, чтобы идти дальше в этом направлении. Например, диплом об образовании или сертификат о законченном курсе уже сложно назвать 100% полезным. Гораздо важнее – портфолио, которое демонстрирует навыки. А хорошее портфолио можно наработать, только если у человека есть интерес и драйв к своему делу.

Поэтому важнее понимать, к чему тянется ребенок и в чем хочет расти. Не нужно бояться менять курс, тем более что в детстве и юности интересы меняются у большинства. Если сын горел астрономией, брал олимпиады, а за год до вуза решил уйти в биологию, – поддержите. И заверьте, что потраченные на курсы и телескоп семейные деньги не обязывают его теперь заниматься звездными скоплениями до конца жизни.

Как вырастить ребёнка счастливым?

Хотим ответить на вопрос, волнующий каждого родителя. Как сделать так, чтобы твой ребенок рос счастливым человеком?

О воспитании написано так много, но все равно у каждого времени есть свои горячие вопросы. Как быть, если подросток ничего не хочет? Почему современные дети мало читают? С трудом переносят скуку? Сидят в телефоне, вместо того чтобы бродить допоздна с друзьями? – это настоящие вызовы для родителей, и решить их не помогут никакие мифы о воспитании.

Остается только все время быть живым, чувствующим и открытым ребенку и жизни – как и положено в квесте родительства. 

Стереотип №2. «Выращу лидера любой ценой»

Еще одна мечта родителей в 21 в. — воспитать из ребенка лидера, который построит успешную карьеру, будет легко добиваться уважения и доверия людей. Каким должен быть такой человек? Ответственным, уверенным в себе, инициативным и решительным. Многие взрослые не могут похвастаться полным набором этих качеств в силу особенностей характера и темперамента. Лидер — это, скорее, заслуга не воспитания, а генов.

Бесполезно пытаться пробудить лидерские качества в тихом ребенке-интроверте, который чувствует себя комфортно только рядом с близкими. Да, вероятно, он не будет душой компании и руководителем большого предприятия. Однако ведь это не значит, что жизнь ребенка будет несчастливой.

Заблуждения о воспитании лидерских качеств

Не правы родители, которые считают, что:

  1. Нельзя вмешиваться в детские ссоры, так как это поможет ребятишкам научиться защищать свое мнение и справляться с трудностями.
  2. Во всех играх и домашних соревнованиях взрослый человек должен проигрывать, чтобы у малыша росла самооценка.
  3. Ребенку полезно оставаться один-на-один с проблемами, поскольку только так он научится анализировать ситуацию и находить решение.

По словам опытных психологов, только к трехлетнему возрасту у малыша могут проявиться задатки лидера. Такому ребенку нравится быть душой компании, знакомиться и общаться с новыми людьми, участвовать в массовых мероприятиях — конкурсах, концертах, соревнованиях. Если хотите и дальше развивать лидерские качества малыша, подавайте ему пример — будьте активным и инициативным человеком.

Читаем также: Как воспитать ребенка лидером. Сборник персонализированных сказок №3

Стереотип №1. Мой ребенок – гений. Сверхраннее развитие

Мы боимся увидеть свое чадо в числе аутсайдеров. Естественный страх за ребенка превратил множество современных мамочек в педагогических маньяков. И мы пичкаем наших детей всевозможными знаниями: английский с 6 месяцев, чтение с года, школа развития с полутора, в оперный – с трех…

Рынок угодливо предлагает нам пособия, игры и даже энциклопедии для воспитания маленьких гениев

В ответ на спрос открываются  мини-садики с ранним обучением, но специалисты все чаще призывают к осторожности. Они уверяют, что большая нагрузка приводит к общесоматическим заболеваниям, неврозам и даже к уничтожению мотивации к обучению

Популярные воспитательные «перегибы»:

  • Если ребенок часто будет слышать классическую музыку, то вырастет более культурным и гармонично развитым человеком.
  • Младенец быстрее начнет говорить, если постоянно будет слышать речь, например, из включенного телевизора.
  • Нужно приучать ребенка к горшку как можно раньше, как только он встанет на ножки.
  • Ребенок способен научиться читать и говорить одновременно.

Каждое из этих утверждений оспаривается психологами, педиатрами, просто здравым смыслом.

К счастью, я не была настойчива в своем педагогическом рвении. Я «грузила» сына огромным количеством информации, но не требовала от него демонстрации новых умений или знаний. Поэтому обошлось без неврозов. С появлением второго ребенка я поняла, что действительно всему свое время. И полугодовалому ребенку интересны книжки вовсе не потому, что он, такой гениальный, следит за сюжетом. А потому, что мама рядом, разговаривает смешно на разные голоса и картинки все время сменяют друг друга.

Рассказывая детям о полезной пище, проще заставить их ее съесть.

Оказывается, делать этого не следует: вы можете достичь совершенно противоположного эффекта! К такому выводу пришли совсем недавно исследователи из Северо-Западного университета в штате Иллинойс (США).

Ученые набирали две группы детей в возрасте от трех до пяти лет. Всем ребятишкам рассказывали историю о девушке, которая ела крекеры или морковь. Но при этом в деталях история различалась: так, первой группе говорили, что указанные продукты принесли героине конкретную пользу – сделали ее сильнее или помогли научиться считать. Второй группе о пользе крекеров или моркови не сообщали.

Затем малышам предлагали отведать тех продуктов, о которых говорилось в сказке. В итоге те, кто не знал об их преимуществах, съели больше, чем те, кому их «рекламировали».

mama.tomsk.ru

Как же объяснить этот парадокс? С раннего детства нас приучают к тому, что лекарства часто бывают горькими и неприятными на вкус.

Поэтому лучше давать детям еду без каких-либо комментариев или же рассказывать им только о том, какая она вкусная, но никак не о ее пользе для здоровья или ума, советуют эксперты.

Эпоха взлома людей

Большинство из них хотят добра, но они просто не понимают современный мир. В прошлом было относительно безопасно следовать за взрослыми, потому что они хорошо знали мир, и мир медленно менялся. Но 21 век будет другим. Из-за растущего темпа изменений вы никогда не сможете быть уверены, является ли то, что говорят вам взрослые, вневременной мудростью или устаревшими предрассудками.

Темная сторона технологий и искусственного интеллекта

Так на что же вы можете положиться? Технологии? Это еще более рискованная авантюра. Технология может вам во многом помочь, но если она получит слишком большую власть над вашей жизнью, вы можете стать заложником ее целей. Тысячи лет назад люди изобрели сельское хозяйство, но эта технология обогатила лишь крошечную элиту, поработив при этом большинство людей. Большинство людей работали от восхода до заката, выщипывая сорняки, неся ведра с водой и собирая кукурузу под палящим солнцем. Это может случиться и с вами.

Технологии – это неплохо. Если вы знаете, чего хотите в жизни, технологии могут помочь вам в этом. В противном случае технологии будут слишком легко формировать ваши цели и контролировать вашу жизнь. По мере того, как технологии станут лучше понимать желания и мотивы людей, скорее вы станете служить им, чем они вам. Вы видели тех зомби, которые бродят по улицам с лицами, приклеенными к смартфонам? Как вы думаете, это они контролируют технологии, или технологии контролируют их?

Маркетинговая манипуляция корпораций

В таком случае может стоит полагаться на себя? Звучит здорово на Улице Сезам или в старинном диснеевском фильме, но в реальной жизни работает не так хорошо. Даже Дисней начинает это понимать. Как и Райли из «Головоломки» (анимационный фильм), большинство людей едва ли знают себя, и когда они пытаются «слушать себя», они легко становятся жертвами внешних манипуляций. Голос, который мы слышим в наших головах, никогда не был надежным, потому что он всегда отражал государственную пропаганду, идеологическую промывку мозгов и коммерческую рекламу, не говоря уже о биохимических «багах».

По мере совершенствования биотехнологий и машинного обучения будет легче манипулировать глубочайшими эмоциями и желаниями людей, и просто следовать своему сердцу станет опаснее, чем когда-либо. Когда Coca-Cola, Amazon, Baidu или правительство знают, как дергать за ниточки вашего сердца и нажимать на кнопки вашего мозга, сможете ли вы по-прежнему отличать себя от их экспертов по маркетингу?

Чтобы преуспеть в такой сложной задаче, вам нужно будет очень много работать над тем, чтобы лучше узнать свою операционную систему. Узнать, кто ты и чего хочешь от жизни. На протяжении тысячелетий философы и пророки призывали людей познать самих себя. Но этот совет никогда не был более актуальным, чем в 21-м веке, потому что в отличие от времен Лао-Цзы и Сократа, теперь у вас есть серьезная конкуренция. Coca-Cola, Amazon, Baidu и правительство спешат взломать вас. Не ваш смартфон, не ваш компьютер, и не ваш банковский счет – они в гонке, чтобы взломать вас, и вашу органическую операционную систему. Вы, наверное, слышали, что мы живем в эпоху взлома компьютеров, но это лишь половина правды. На самом деле, мы живем в эпоху взлома людей.

Матрица

И как только эти алгоритмы узнают вас лучше, чем вы знаете себя сами, они смогут контролировать и манипулировать вами, и вы не сможете ничего с этим поделать. Вы будете жить в матрице, или в «Шоу Трумана». Если алгоритмы действительно будут лучше вас понимать то, что с вами происходит, то власть над вами перейдет к ним.

Конечно, вы можете быть совершенно счастливы, уступив все полномочия алгоритмам и доверив им решать все за вас. Если это так, просто расслабьтесь и наслаждайтесь поездкой. Вам не нужно ничего с этим делать. Алгоритмы обо всем позаботятся.

Однако, если вы хотите сохранить контроль над своим настоящим и будущим, вы должны бежать быстрее, чем алгоритмы, быстрее, чем Amazon и правительство, для того, чтобы узнать себя раньше них. Чтобы быстро бежать, не берите с собой много багажа. Оставьте все свои иллюзии. Они слишком тяжелые.

Эту статью отлично дополняют:

Дмитрий Сениченков

Основатель проекта Art Of Balance, майндфулнесс коуч, психолог, популяризатор созерцательной науки«То, что ты практикуешь, становится сильнее».

Кесарево лучше, нежели естественный родильный процесс

В этом мифе есть доля правды. Женщины боятся боли во время родов, поэтому чаще соглашаются на плановое кесарево, однако они не задумываются о последствиях.

Естественные роды – физиологический процесс. Все происходит своим чередом, постепенно подготавливается организм женщины и малыш к появлению на свет.

Кесарево сечение является вмешательством извне. Это стресс для организма беременной и ребенка, так как его быстро достают, существует риск проблем с органами дыхания. У женщин повышается риск инфицирования органов малого таза. После операции ее беспокоит сильная боль в области шва, так как для извлечения малыша сразу рассекаются 3 слоя ткани – брюшная стенка, мышцы и матка.

Период восстановления после кесарева сечения более продолжительный, нежели при естественных родах. Именно поэтому последние лучше. Однако при затяжных родах преимущество стоит отдавать операции, так как снижается риск гипоксии плода.

По поводу этого мифа можно сделать следующее заключение. Если есть показания, то, конечно, лучше кесарево сечение. При их отсутствии стоит рожать естественным путем.

Ребенок будет путать два языка

Достаточно длительное время считалось, что самые маленькие не могут различить два разных языка, а это понимание происходит ближе к пяти годам. Но недавние исследования показали, что малыш может воспринимать языки гораздо раньше.

Уже в 10–15 месяцев дети начинают лепетать на разных языках в зависимости от того, кто рядом. Например, из экспериментов европейских ученых было видно, что в мультинациональной семье ребенок лепечет звуками на английском, когда общается с мамой, и издает звуки на французском языке, когда находится отцом.

Так, можно предположить, что кроха чувствителен к тому, с кем разговаривает, еще с раннего детства.

Instagram @ pics_missmaya

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

2 Ребёнок — копия родителей

На самом деле, из 46 хромосом, которые мужчина и женщина передают своему потомству, активно работают только 23. Остальные находятся в «спящем» режиме. Может быть, они «проснутся» в детях наших детей, а может, не станут активными никогда. Смысл в том, что мы передаём детям не только свои гены, но и гены наших родителей, и более далёких предков.

Так что не стоит удивляться, если в семье рабочих вдруг рождается одарённый скрипач или учёный. Никакого божьего чуда. Просто в роду были талантливые люди, и теперь, несколько поколений спустя, их гены «проснулись». Правда, в роду могут оказаться не только таланты, но и алкоголики, и шизофреники. Никто из нас не застрахован от такого «наследия». Факт в том, что ребёнок даже на генетическом уровне принадлежит родителям меньше, чем они думают.

Алексей Серебряков, воспитывающий ребятишек из сиротского приюта, заявил, что разницы нет. Он прав. В какой-то степени мы все воспитываем чужих детей. Так что, надо быть осторожнее, говоря ребёнку: «ты моя кровиночка». Он не только ваша кровиночка…

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Миф 3. Ребенок должен быть все время занят

Мы до сих пор боимся вырастить бездельника и неумеху. Стараемся “подкинуть ребенка повыше” с помощью развивашек, кружков и репетиторов. Если у него появилось свободное время, усаживаем за настольную игру или познавательный фильм. Да еще и сами садимся рядом с ним, хотя предпочли бы полежать в ванной или погулять с подругой. Когда ребенок входит в сознательный возраст, вместе со школьными учителями давим на него ответственностью за будущее, предлагаем взять еще один классный онлайн-курс или поехать в языковой лагерь на весенних каникулах.

Чаще всего такой подход изматывает всю семью и портит отношения. А ребенку не дает шанса почувствовать собственные желания и выбрать то, чего больше хочется. Во взрослой жизни он будет с удивлением (или содроганием) вспоминать занятия сольфеджио, айкидо и робототехникой – если, конечно, не бежал на них сам вприпрыжку. 

Да, важно показать ребенку разные возможности, создать развивающую среду, в которой он сможет выбирать занятия и пути роста. Но, может быть, еще важнее дать время подумать, полениться, захотеть чего-то и научиться занимать себя самостоятельно

Тогда во взрослой жизни человек с большими шансами найдет себя и будет спокоен и рад, даже если не взлетит высоко.

Миф 5: Ребенка надо воспитывать

Речь идет о воспитании-контроле, когда родители «учат жить» своих чад. Постоянно говорят, как поступать в той или иной ситуации, требуют подчинения, наказывают за непослушание, все контролируют и оценивают.

Беременная фотосессия: 16 ОЧЕНЬ странных идей будущих родителей

Причем большинство убеждены и свято верят, что только с помощью всех вышеперечисленных действий они воспитают достойного члена общества. При этом не забывают напоминать о своем опыте. Мол, «меня так воспитывали, вырос же хорошим человеком».

Вырос, не спорим. Однако уже нет возможности узнать, какой был бы результат, если бы близкие не «воспитывали», а просто любили.

И этот миф настолько укоренился в сознании современных мам и пап, что даже немного страшновато переубеждать родителей в обратном, разоблачая его. Однако, как показывает практика, именно он (как никакой другой) мешает детям расти счастливыми, а родителям получать удовольствие от воспитания.

В воспитании ребенка всегда есть место страху. И все, даже самые опытные родители, совершают ошибки. Но чтобы их было как можно меньше – полагайтесь на интуицию, смотрите на мир шире и действуйте увереннее. А еще – научитесь мыслить критически, чтобы отличить хорошие методы воспитания от мифов, навязанных обществом.

Миф 2: во всем виноваты гормоны

Стремление родить ребенка возникает вовсе не из-за женских половых гормонов, все намного сложнее.

Долгое время в науке считалось, что разница в поведении мужчин и женщин обусловлены как раз разницей в гормональном фоне и доминирующих гормонах. Мужской гормон – тестостерон – отвечает за агрессивность и конкурентные отношения, а вот женские – эстроген и прогестерон – за эмпатию и желание заботиться о семье и детях. Но в начале 21 века эта теория подверглась довольно масштабной критике

Специалисты все больше склонялись к тому, что изучая связь между гормональным фоном и поведением человека, важно учитывать еще и условия его жизни

Тот или иной баланс гормонов может определять, как человек будет ощущать себя, а вот его поведение зависит еще и от характерных для конкретной личности норм и правил поведения. И на этом фоне материнское поведение не может рассматриваться как что-то присущее всем женщинам без исключения.

Более того, синтез гормонов, ответственных за чувство привязанности к младенцу (пролактин и окситоцин) во многом зависит еще и от реального опыта отношений взрослых и детей, который есть у каждой женщины. Эксперименты показали, что уровень окситоцина в крови растет не только у матерей, но и у отцов, при условии, что они оба активно включаются в заботы о младенце.

На фоне всего этого мнение о «гормональной предрасположенности» женщин к материнству выглядит совсем не убедительным.

3 Все дети одарённые

Передачу «Лучше всех!» нельзя смотреть без содрогания. Бедные дети! За что их так мучают? Родители выставляют их на всеобщее обозрение, как дрессированных животных. Надо же своё тщеславие потешить. Только им невдомёк, что ничего хорошего этих детей не ждёт. Их жизнь очень скоро превратится в ад. И руку к этому приложат сами родители.

В определённом возрасте все дети рисуют, лепят, поют или пишут стихи. Это нормальная часть взросления. Некоторые взрослые решают, что у ребёнка талант, и начинают мучить его кружками, секциями, репетиторами. У маленького человека отнимают детство.

Ещё хуже, если у ребёнка уникальные способности, как в передаче Максима Галкина. Он знает наизусть всего Шекспира или перемножает в уме шестизначные числа. Его начинают растить как «будущего гения». Жизненная катастрофа такому ребёнку обеспечена.

Память на Шекспира или умножение чисел в уме — весьма специфические навыки. Карьеру на них не построишь. Неужели это не понятно? Люди становятся гениями уже в зрелом возрасте, благодаря упорству и труду. Но у ребёнка, привыкшего с малых лет считать себя уникумом, такие качества никогда не разовьются. Лучше оставить «одарённых» детей в покое и дать им расти нормально.

Воспитание в Новое время

В Новое время на первый план выходит новый класс – буржуазия. Именно она начала создавать предприятия нового типа для своего обогащения. Вместе с ней возник еще один класс – пролетариат. Это рабочие, которые работали на многочисленных фабриках. Технологический прогресс принес не только пользу, но и огромный вред для развития общества того времени. Большое население городов, а также антисанитарное условия жизни людей приводило к возникновению многочисленных очагов болезни. Кроме этого тяжелые условия труда и нищенские заработные платы привели к резкому ухудшению здоровья и физическому развитию простых рабочих.Прогрессивные представители буржуазного общества начали предлагать проекты реформ в области образования. На первое место в воспитании молодого поколения они поставили физическое и моральное воспитание. Именно в данный период зародились педагогические идеи, которые с изменением существуют и сегодня

Например, Ян Коменский кроме разработки теории об образовании большое внимание уделял физическим упражнениям, которые должны были укреплять здоровье детей. Именно он сказал, что независимо от богатства и статуса родителей при правильном воспитании любой ребенок может стать образованным

Идеи и разработки Коменского вошли в основу такой науки как педагогика. Еще один представитель гуманистов того времени Джон Локк также большое внимание уделял физическому воспитанию молодого поколения. Кроме этого он большую роль отводил питанию, быту семьи, а также гигиене одежде ребенка. Еще Локк предлагал соблюдать режим дня, и заниматься на свежем воздухе физическими упражнениями или играть в подвижные игры.

Воспитание в средние века

В средние века общество отвергало свободомыслие, и требовало полной покорности, даже если это был и богатый феодал. Именно воспитание покорности у человека и начала заниматься религия. Представители церкви полностью контролировали всю жизнь человека, не допуская даже малейшего отклонения от строго ограниченного жизненного пути. Учителями в то время являлись священники, которые главной и единственной книгой считали Библию. Именно там человек мог найти ответ на любой вопрос, который не всегда мог полностью объяснить то или иное явление. Священники и монахи доносили для народа Божьи заповеди, такие как справедливость, равенство, любовь к ближнему, и при этом готовили человека к загробной жизни, отвергая при этом значение земной жизни. Все отклонения в мыслях и поступках жестоко наказывались, вплоть до физического уничтожения. Именно в это время на площадях запылали священные костры, на которых сжигали не утвержденные церковью книги, и публично сжигались еретики. Постепенно церковь полностью подчинила себе образование, и не давало возможности молодым людям получить истинные знания. Науку в средние века религия назвала дьявольской служанкой, и настраивало все общество к небольшой группе ученых. В то же время появлялись направления лженаук, которые пропагандировала церковь. К ним относилась схоластика, астрология, алхимия и другие, непонятные для простого человека научные дисциплины.Детей феодалов обучали военному делу, так как грамотность они не признавали. Постепенно вырисовываются облики семи «рыцарских наук», в которые входило фехтование, езда на лошади, охота, плавание, игра в шахматы, игра на музыкальном инструменте и пение, а также танцы. Как видим, в средние века воспитание сводилось лишь в почитании Бога. А также создавался романтический образ рыцаря, у которого не было плохих качеств, и он полностью владел всеми благоденствиями.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий