7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха

Делаем все за них

Одеваем, обуваем, застегиваем, кормим из ложечки, наводим порядок в детской комнате, не поручаем малышу никаких домашних обязанностей. Делая все это за ребенка, мы тем самым лишаем его самостоятельности. А ведь способность к автономии сильно влияет на учебу и в целом на всю последующую жизнь. Развиваться она начинает именно с таких «мелочей», которые мы почему-то берем на себя. И зря. Самостоятельность тесно связана с работоспособностью и умением доводить начатое дело до конца. Без этих трех качеств успехи в учебе невозможны. К тому же, если вы все делаете за малыша, желание к чему-то стремиться или чего-то добиваться у него вряд ли возникнет. Ребенок должен понять: чтобы что-то получить, нужно что-то сделать самому. Итак, если вы практикуете такую крамольную практику, скорее остановитесь. Все, что малыш умеет делать сам, он должен делать сам! В дошкольном возрасте дети должны сами надевать одежду в определенной последовательности (сначала свитер и джинсы, потом — куртку и шапку), завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии. С ранних лет у них должны быть обязанности по дому: они должны учиться складывать свои вещи и убирать за собой игрушки. И это — программа минимум.

Развиваем не по возрасту

Например, учим детей читать и писать задолго до школы. Особенно если сверстники этими умениями уже овладели — кому же хочется отставать? Научить ребенка читать в 3-4 года действительно реально, с этим никто не спорит. Проблема в том, что на обучение чтению у малышей уходит много времени и сил, и на развитие ключевых для дошкольного возраста способностей энергии не остается. До 7 лет гораздо важнее и правильнее делать акцент на развитие внимания, памяти, мышления и воображения. Тренировать эти способности необходимо в игровой форме. Что касается овладения навыками письма, то раньше 6 лет выписывать буквы вообще не рекомендуется. И все же, есть дети, которые проявляют интерес к книгам довольно рано. Если потребность научиться читать не навязана извне (родителями), а возникла изнутри, процесс обучения пойдет легко и быстро. Этот момент и нужно ловить!

Мы сами не делаем того, чему учим детей

Как родители, мы должны моделировать ту жизнь, которую желаем для наших детей. Сейчас именно мы — лидеры своей семьи, поэтому должны придерживаться правды в отношениях с окружающими. Следите за своими проступками, даже мелкими, потому что за вами наблюдают ваши дети. Если вы не идете в обход правил, то дети будут знать, что это неприемлемо и для них. Покажите детям, что значит всецело и с удовольствием помогать другим. Делайте людей и места лучше, чем они были до вас, и ваши дети будут делать так же.

Перевод статьи7 Crippling Parenting Behaviors
That Keep Children From Growing Into Leaders
via forbes.ru

Забываем о физических нагрузках

Уделяя огромное внимание учебе, оценкам и успеваемости, мы забываем о главном — ребенок должен развиваться не только умственно, но и физически. Ученые уже доказали: работа мозга напрямую зависит от силы мышц

Так что уровень владения телом во многом обуславливает успехи в учебе. Если ребенок физически слабый, мышцы производят меньше энергии, отчего сигналы и импульсы в мозгу проводятся медленнее. Все это снижает успеваемость. Есть один секрет: перед тем как усаживать ребенка делать домашнее задание или давать ему умственные нагрузки, позвольте ему вдоволь нагуляться и набегаться. Всего час активного отдыха на свежем воздухе и домашнее задание он будет делать гораздо эффективнее. И еще одна подсказка: прежде чем давать ребенку задания с применением ручки или карандаша, побуждайте его делать гимнастику для пальцев и кистей. Например, предложите размять руки с помощью эспандера или сделать поделку из пластилина.

Рано отдаем в школу

Раньше детей отдавали в школу в 8 лет. К этому моменту ребенок созревал эмоционально и физически, и мог органично впитывать новые знания. Для сравнения: Ломоносов начал получать серьезные, системные знания в 19 лет. Мы не можем вернуться в прошлое, но в наших силах дать ребенку отсрочку. Современные дети идут в школу слишком рано. В 6-6,5 лет их мозг еще не готов к предлагаемым нагрузкам, поэтому они учатся вопреки, а не благодаря своей природе. Неудивительно, что первоклашки быстро устают, отчего снижаются и успеваемость, и мотивация учиться дальше. Некоторые дети из-за перегрузок начинают часто болеть, что тоже сказывается на учебном процессе негативно. Все потому, что помимо естественного стресса, связанного с адаптацией к правилам и требованиям школьной жизни, им приходится преодолевать свою усталость.

Даем готовые ответы

Каждый ребенок любопытен от природы, и желание познавать мир у него огромно

Чтобы мощнейший энтузиазм не угас, важно говорить с ребенком о самых простых явлениях, которые мы наблюдаем каждый день из окна, на улице и дома. Может показаться, что такие вещи скучны, да и много ли расскажешь про подъемный кран или мусорный бак, но что привычно и очевидно для взрослых, для ребенка — загадочно и притягательно

Чем старше он становится, тем чаще можно рассматривать вместе логические связи. На этом этапе ваша задача — снабжать его информацией и развивать способность мыслить аналитически («Какой была ложка до того, как ты ее опустил в горячий суп? А потом какой она стала?»). Когда пройдет первая волна вопросов, на которые полезно отвечать по мере возможности развернуто, стоит переменить тактику. С этого самого момента побуждайте малыша думать самостоятельно. Чаще задавайте ему встречные вопросы, предлагайте пофантазировать вместе и не бойтесь признаваться, что вы чего-то не знаете. Если ребенок будет видеть, как вы открываете словарь или энциклопедию, чтобы почерпнуть новые знания, он получит прекрасный пример для подражания. И запомните: готовые ответы губят в ребенке пытливость ума.

Сами не делаем то, чего учим детям

Чтобы родители были настоящим авторитетом для ребенка, они должны быть для него примером. Ребенок растет в семье, и именно она является для него примером дальнейшей жизни. Если родители не убирают за собой мусор, но учат этому ребенка, это выглядит нелепо. И такие наставления не принесут результатов. Это же касается ответственности, справедливости, вредных привычек, нецензурных выражений, соблюдения порядка и чистоты в доме и т.д. Если вы хотите воспитать достойного человека, вы сами должны быть достойными людьми. Родители в раннем возрасте являются огромным авторитетом для ребенка. Именно с них он и будет брать пример. А многие привычки и правила он перенесет во взрослую жизнь.

Воспитание детей Психология Семья

Быстро и легко восторгаемся

Еще в 80-х годах начало движение, направленное на повышение самооценки. Начало действовать правило, согласно которому «каждый участник соревнования заслуживает награду». Считалось, что благодаря этому каждый ребенок сможет почувствовать, что он является особенным. Но были проведены исследования, благодаря которым выяснились неожиданные последствия метода.

Ребенок начинает понимать, что особенными его считают лишь родные, а остальные люди имеют другое мнение. У него возникают сомнения по поводу того, насколько родители его объективно оценивают. Ему приятно, что они его хвалят, но он осознает, что это незаслуженно. Со временем это приведет к тому, что ребенок начнет лгать и придумывать несуществующие достижения.

Мы путаем интеллект и одаренность со зрелостью

Интеллект часто используется в качестве меры зрелости ребенка, и в результате родители предполагают, что умный ребенок готов к реальному миру. Это не так. Некоторые профессиональные спортсмены и молодые звезды Голливуда, например, обладают огромным талантом, но все же попадают в публичные скандалы. Не считайте, что ваш ребенок талантлив во всем. Не существует волшебного «возраста ответственности» или руководства о том, когда ребенку пора давать какие-то конкретные свободы. Но есть хорошее правило — наблюдать за другими детьми такого же возраста. Если вы замечаете, что ровесники вашего ребенка гораздо более самостоятельны, то, возможно, вы сами сдерживаете развитие у него независимости.

Как развивать в детях лидерские качества?

1. Расскажите детям о проблемах взрослой жизни, которые вы бы хотели знать в детстве.

2. Позвольте им испытать неудачи.

3. Обсудите возможные последствия ошибок детей для выработки в них чувства ответственности.

4. Помогите им определить, какими чертами характера и навыками необходимо обладать для решения проблем реального мира.

5. Займите детей чем-нибудь, что требует терпения, чтобы они научились ждать.

6. Объясните им, что в жизни постоянно необходимо идти на компромисс и делать выбор. Они не смогут получить всего.

7. Поручайте детям взрослые дела, например, оплату счетов.

8. Познакомьте детей с достойными для подражания людьми из вашего круга.

9. Помогите им определиться с жизненными целями, а затем обсудите способы их достижения.

10. Поощряйте их стремление к самостоятельности и ответственности.

А как вы воспитываете своих детей? Как вы развиваете в них лидерские способности?

Мы позволяем чувству вины затмевать хорошее поведение

Ваш ребенок не должен любить вас каждую минуту. Ему предстоит преодолеть много неприятностей в этой жизни, но в этом может помешать избалованность. Поэтому говорите детям «нет» и «не сейчас», чтобы они учились бороться за свои желания и потребности. Если в семье несколько детей, родители обычно считают несправедливым награждать одного ребенка и оставлять обделенным другого. Но награждать всех и всегда нереалистично. Такими действиями мы упускаем возможность показать детям, что успех зависит от наших собственных усилий и благих поступков. И дважды подумайте, прежде чем вознаграждать детей поездками в торговые центры. Если ваши отношения основаны только на материальных стимулах, дети не будут чувствовать ни внутренней мотивации, ни безусловной любви.

Родители не дают детям рисковать

В современном мире опасности поджидают нас буквально на каждом шагу. Опасаясь за благополучие своих детей, родители делают все возможное, чтобы защитить их. В конце концов, это их работа. Однако чрезмерная опека может сослужить плохую службу.

Европейские психологи обнаружили, что у детей, которым не разрешают бегать на улице, которые не разбивают коленок и которых всячески оберегают от опасностей, часто по мере взросления развиваются фобии. Дети должны падать, чтобы понять, что неудачи — это нормально. Подростки должны познать первую влюбленность и горечь расставания, чтобы достичь эмоциональной зрелости, необходимой для серьезных отношений.

Когда родители чересчур оберегают детей от неудач, это способствует развитию в них высокомерия и низкой самооценки.

Мы слишком легко восторгаемся ими

Движение за повышение самооценки началось еще с поколения бэби-бумеров, а в 1980-е оно пустило корни в школе. Правило «каждый участник получает кубок» позволяет ребенку почувствовать себя особенным. Но исследования современных психологов показывают, что такой метод поощрения имеет непредвиденные последствия. Через какое-то время ребенок замечает, что единственные люди, кто считает его замечательным, — это мама и папа, а остальные так не считают. И тогда ребенок начинает сомневаться в объективности своих родителей. Ему приятно получать похвалу, но он понимает, что это никак не связано с действительностью. Со временем такой ребенок учится жульничать, преувеличивать и лгать, чтобы избегать неудобной реальности. Потому что он просто не приспособлен к столкновениям со сложностями.

Не даем детям рисковать

В современной жизни детей везде подстерегает опасность. Родители, бабушки и дедушки очень волнуются за малышей, и иногда их забота становится чрезмерной. Но специалисты уверены: чтобы человек не страдал различными фобиями во взрослом возрасте, он должен играть на улице с другими детьми, иметь возможность упасть, содрав коленку и т.д. Малыш должен несколько раз упасть, чтобы понять, что это будет больно. В следующий раз он уже сам будет стараться обезопасить себя от падения. В подростковом возрасте ребенок должен пережить все хорошее и плохое, что есть в первой любви. Только так он сможет стать эмоционально зрелым человеком, и в дальнейшем построить уже долгие взрослые отношения. Когда родители не позволяют детям рисковать, из них вырастает заносчивый человек, но имеющий при этом низкую самооценку.

Не делимся собственными ошибками

Когда ребенок подрастает, он становится все более самостоятельным. В жизни ему приходится набивать свои шишки. Родители должны позволить ему учиться на собственных ошибках. Но в то же время они должны помочь ему в решении проблем. Ведь для этого и нужны родители. Можно рассказать о тех ошибках, которые вы совершали сами. Но это должно быть выражено в виде рассказа или совета, но не должно быть похоже на нравоучения. Столкнувшись с проблемой, ребенок научится правильно реагировать на такие ситуации, находить решения, полагаясь только на себя. Расскажите ему, какие чувства у вас возникали, когда вы сталкивались с подобными проблемами, как вы вышли из положения, и какой из этого усвоили урок.

Навязываем свои амбиции

Чтобы сформировать у ребенка широту взглядов и разносторонние интересы, необходимо поддерживать любые его начинания. Ломоносов пробовал себя во всем, и во многих сферах оказался способным. Однако это не означает, что нужно записывать малыша сразу в сто кружков и секций. Ребенок должен прежде всего оставаться ребенком — играть, резвиться, дурачиться. До конца начальной школы вполне достаточно выбрать 2, максимум 3 кружка, причем один из них должен быть обязательно спортивным. Остальные интересы ребенка полезно превращать в хобби, а какие-то вещи можно изучать вместе в выходные. Иногда помогают книги на заданную тему или разовый поход в соответствующий музей. Главное — давать возможность ребенку почувствовать себя самого. Также не стоит навязывать детям свои собственные амбиции. Если вы отдали ребенка в математическую школу и безапелляционно заявили: «Ты будешь математиком!», скорее спросите себя: «А хочет ли он того же?» Возможно, мир цифр ему не близок и он мечтает о чем-то другом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий