Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер

Зачем нам нужны правила за столом

Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. Мы из простых, из рабочих. Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное

Важно понимать, что культура питания и поведения не капризы, не желание выпендриться перед окружающими. Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
  2. Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
  3. Требование не вертеться и не разговаривать во время приема пищи профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
  4. Просьба не торопиться, сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
  5. Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.

Особо хотелось бы выделить использование специальных столовых приборов во время трапезы. Многие до сих пор считают, что это есть ничто иное, как нарочитое поведение высшего класса, с целью показать свои умения и знания в этой области. Все совсем не так. Чтобы умело пользоваться приборами, не надо быть представителем определенной группы. Использование приборов призвано не измучить, а облегчить действия трапезничающего. Мясо гораздо удобнее есть, порезав на кусочки (а не кусать целиком с вилки), рыбу удобно разделать специальной вилкой, а десерт вкушать маленькой ложечкой или вилочкой. Правда же?

Этикет поведения детей на улице

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

Ребенок должен четко усвоить, что:

  • Мусор должен находится в урне, а не на земле
  • Запрещается ходить по газонам
  • Запрещается шуметь, бегать, задевать окружающих
  • Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки
  • Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны
  • В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим
  • Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку
  • Стоит помнить о правилах дорожного движения
  • Нельзя покидать место, где родители попросили подождать
  • Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон
  • Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо

Кушать лучше не на ходу, а сидя

Правила этикета за столом для детей

 Многие правила поведения за столом для детей существуют для того, чтобы ребенок в гостях был вежливым и проявлял благодарность за вкусную еду

Объясните вашему ребенку важность следующих качеств:

  • Забота: перед началом приема пищи попросите ребенка помочь накрыть на стол. Когда все закончат есть, объясните ему, что нужно убрать тарелки.
  • Терпение: убедитесь, что все члены семьи ждут друг друга, прежде чем сесть за стол. Кроме того, следует дождаться, чтобы у каждого была тарелка с едой, прежде чем начинать есть.
  • Умение вести беседу: напомните ребенку, что надо вежливо разговаривать со всеми сидящими за столом и не перебивать своих собеседников.
  • Вежливость: как только ребенок попытается выйти из-за стола, намекните ему, что надо сначала спросить разрешение. Объясните малышу, что нужно поблагодарить того, кто приготовил еду, даже если подавалось не самое любимое блюдо. Хорошо продемонстрировать это на собственном примере: даже если кулинарные эксперименты вашего супруга или супруги не слишком удались, поблагодарите его перед ребенком за старания.

Несомненно, вы учили вашего ребенка говорить “спасибо” и “пожалуйста” с самого рождения. Тем не менее он может легко забыть сказать “волшебные слова”, когда волнуется или очень хочет есть

Если малыш забывает о правилах этикета за столом, помогите ему понять, насколько важно говорить “спасибо” и “пожалуйста”. Эти слова, как по мановению волшебной палочки, превращают любое требование в просьбу, которую люди более охотно соглашаются выполнить

Убедитесь, что у ребенка всегда при себе есть упаковка бумажных платочков на случай, если ему нужно высморкать нос. Они особенно пригодятся, если малыш в гостях у родственников или друзей. Бумажные платочки Zewa Deluxe идеально подходят для детей, так как они мягкие, прочные и дерматологически протестированы*

Этикет для дошкольников

Итак, возраст от 1,5 до 5 лет – идеальный период для формирования многих привычек, в том числе и такой полезной, как столовый этикет. На помощь придёт игра: в куклы, которые обедают, в плюшевого медвежонка, который идёт в гости. А когда ребёнок чуточку подрастёт, сможет освоить и прочие умения:

мытьё ручек перед приёмом пищи. Перед завтраком, обедом и ужином маме необходимо вместе с ребёнком идти в ванную и проводить обязательные водные процедуры;
приём пищи за столом. Не следует приучать малыша к трапезе перед телевизором или компьютером

Садитесь вместе с чадом за стол на кухне или гостиной, чтобы он смог прочувствовать «важность момента»;
если совсем маленькому ребёнку нужны манишки и слюнявчики, то по мере взросления стоит переходить на тканевые салфетки. Во-первых, это позволит уберечь одежду от грязи

Во-вторых, это станет неплохим заделом к будущему посещению ресторанов;
серьёзное отношение к пище. Нельзя разрешать ребёнку играть с продуктами. Спокойно и последовательно объясняйте, почему так нельзя себя вести, насколько маме обидно, что её труд не ценится;
обращение со столовыми приборами. Пятилетний ребёнок уже должен уметь орудовать вилками, ножами (естественно, детскими). Задача родителей – объяснить правила владения столовыми принадлежностями и уместность их применения.

Если родитель хочет научить ребёнка вести себя за столом, то необходимо отказаться от криков и раздражения. Также следует оставаться последовательным в своих требованиях. Взрослым нужно изо дня в день повторять правила и не менять их по собственному желанию.

Этикет за столом в детском саду

Когда мама говорит воспитателю, что мы – простая семья, нам не обязательно, чтобы ребенок понимал зачем все эти приборы и салфетки, это неправильно. Но, к сожалению, педагоги часто сталкиваются с такой позицией. Следует знать, что культура питания и правила поведения – не желание «выделиться» перед окружающими. В этом есть простой и понятный смысл.

Например:

  1. Перед едой нужно мыть руки. Так микробы не попадут в организм вместе с пищей.
  2. Использование скатерти защищает продукты от контакта с покрытием стола.
  3. Правила «не шалить» и «не болтать» во время приема пищи позволит ребенку тщательно прожевать еду и обезопасит его от того, что он может подавиться.
  4. Салфетка на коленках сохранит одежду малыша чистой.

Основные правила хорошего поведения, которым нужно научить детей

Поведение дома и вне его, всегда должно быть достойным подражания. Запугивать других детей, угрожать им или издеваться над ними — это признак трусости. Сильный и мужественный человек никогда не опустится до уровня хулигана

(Советуем прочитать о том, как можно защитить своих детей от школьных издевательств?) Проявлять ко всем людям (без исключения) вежливость, доброжелательность, заботу, внимание, доброту и тактичность. Признавать и считаться с правилами, установленными в обществе, независимо от места своего нахождения

Уважать эти правила. Воспитанный человек если дверь закрыта, должен постучать и ждать разрешения войти.
Иметь опрятную внешность и стиль одежды без крайностей. Понимать, когда уместна та или иная одежда. Соблюдать культуру речи: речь грамотная, без жаргонизма и сквернословий. Стараться владеть собой и контролировать свои эмоции. Уметь сдерживать себя и не поддаваться провоцирующим ситуациям, которые вызывают нервозность. Никогда без разрешения других не нужно рассматривать чужое имущество: сумку, комнату, квартиру. Учиться сострадать другим и понимать их чувства. Спрашивая о чем-то человека, ждать его ответа, а не продолжать говорить дальше. Показывать кому-то язык, сквернословить, коверкать чью-то речь — говорит о невоспитанности и плохих манерах. Открывать дверь для других. Взрослым людям нужно давать право пройти первыми, открыв и придержав для них дверь. Если вы прошли первыми, тогда придержите дверь, чтобы она не закрылась перед теми, кто идет после вас. Играя в настольную игру, проигравшему нужно принимать проигрыш без обид, ссор или оскорбительных слов. Если проиграл в спортивном состязании, тогда нужно поблагодарить соперника, пожав друг другу руки. Всегда учитывать чувства других людей. Некрасиво передразнивать других детей и взрослых за их неправильные дела или слова. Не нужно смущать людей, высмеивая их неуклюжесть или ошибки. Уважать частную жизнь других людей, в том числе соседей и своих домашних. Родители, братья и сестры — все заслуживают некоторой степени секретности.

Обучение этикету: беседа с детьми

Обучать этикету детей, помимо игровых форм, можно и в виде целенаправленного общения. Существует огромное количество материалов и уроков, которые помогут как родителям, так и педагогам правильно выстроить беседу и с легкостью донести необходимую информацию детям.

Стоит помнить, что беседа должна быть:

  • Не утомительной для детей, а значит не продолжительной
  • Эмоционально окрашена, не монотонна — дети должны быть заинтересованны
  • Двусторонней — дети должны принимать активное участие в беседе
  • Яркой и запоминающейся — следует использовать различные наглядные примеры в виде картинок, аудиоматериалы, видеоматериалы

Тематическая беседа с детьми

Этикет за столом для детей и школьников: правила

Учить ребенка тому, как следует вести себя за столом стоит начинать с самого раннего возраста. Будучи еще совсем крохой, ребенок должен понимать, что принимать пищу следует в строго отведенном месте — в столовой, на кухне.

К правилам этикета за столом, которым следует обучить еще совсем малышей, также можно отнести следующие:

  • Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
  • Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой

В дальнейшем, по мере взросления, ребенок должен запомнить следующие правила этикета за столом:

  • Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
  • В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
  • Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
  • Кушать следует с закрытым ртом
  • За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу
  • Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
  • Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно
  • Запрещается класть локти на стол
  • Если желаемое блюдо расположено поодаль от ребенка, то ему следует попросить, чтобы блюдо ему передали — запрещается тянуться через весь стол
  • В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»

Коврик со схемой поможет детям быстрее разобраться с сервировкой стола и не запутаться в столовых приборах

Правила этикета, хороших манер — локти на столе: как держать, где должны находиться?


Вот как нужно держать локти и руки за столом, если еда еще не подана Выше уже было сказано, что локти нужно убирать со стола. Держать их нужно опущенными ниже уровня стола, где вам удобнее, не напрягая при этом руки. Вы должны вести себя за столом свободно и непринужденно, чтобы не напрягать других людей, сидящих рядом.

Правила этикета и хороших манер прописывают то, что руки можно положить на колени, если еда еще не подана. Обязательно объясняйте своим детям, как держать и где должны находиться локти на столе, так как приученному ребенку с детства намного легче будет потом во взрослой жизни.

Правила этикета за столом для школьников

Никто не любит, когда за столом чавкают. Поэтому, прежде чем ребенок пойдет в школу, надо обязательно отучить его от этой вредной привычки. Для начала, родители и старшие должны подавать собственный пример. Но частенько, привычка чавкать идет в купе с привычкой разговаривать во время еды — с набитым ртом. А за совместным завтраком/обедом/ужином ребенок просто не может не высказать все свои мысли и переживания. В этом случае, нужно объяснять, раз за разом, пока ребенок не запомнит — говорить нужно только после того как вся пища прожевана и проглочена.

Незадолго перед школой, можно учить детей пользоваться ножом во время еды. Чаще всего это нововведение проходит на ура, бывает даже, что так дети начинают есть те блюда, которые не ели раньше. Но не надо забывать объяснить им «технику безопасности» при использовании этого столового прибора.

Не лишним будет научить его как действовать в нестандартных ситуациях, например, при попадании косточки или камушка в еде — не надо пальцами вытаскивать их изо рта, а аккуратно выплюнуть ее на ложку или вилку и положить на салфетку или край тарелки.

Если ребенок школьного возраста все еще предпочитает тянуться через стол за понравившимся блюдом, а не просить, следует сменить тактику. Нужно его чаще просить что-либо передать — это либо разовьет привычку просить или застыдит его, но оба варианта приведут к одному результату.

Когда и как начинать обучение столовому этикету?

Неаккуратность во время еды, использование вместо салфетки собственной одежды — очень нелицеприятная картина. И, конечно, ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок имел такие привычки. Поэтому обучение правилам этикета за столом, задача к которой надо подходить как можно раньше.Примерно с первого года жизни. В этом возрасте вы можете дать ему ложку в руку. Кормить все равно будут родители, но копируя ваши действия, он быстрее научиться кушать самостоятельно.

Не стоит доверять теориям типа «маленьким детям полезно играть с едой, например, размазывать пастообразную пищу по столу или тарелке руками». Авторы таких теорий утверждают, что это благоприятно сказывается на развитии мелкой моторики ребенка. Во-первых, научных подтверждений этому нет никаких, а во-вторых пользование столовыми приборами действительно положительно влияет на координацию движений и на мелкую моторику, в частности.

Главное в обучении малыша – это личный пример. Он, как губка будет впитывать новые для него знания и быстрее обучаться.

Этикет поведения детей в общественных местах. Этикет поведения детей в театре

Сегодня у родителей есть возможность «выводить ребенка в свет» — посещать с ним общественные места:

  • детские игровые комнаты
  • парки развлечений
  • зоопарки
  • театры
  • музеи
  • выставки

Глядя на такую картинку, ребенок должен сказать, как можно и как нельзя вести себя в театре.

Чтобы подобное времяпрепровождение не обернулось кошмаром из-за ужасного поведения ребенка, родители должны объяснить ему, что можно, а что нельзя.
Так, в театре:

  1. Приходить на представление нужно вовремя. Появление в зрительном зале после третьего звонка – это неуважение к актерам и дискомфорт для других зрителей
  2. Верхнюю одежду необходимо оставлять в гардеробе
  3. Перед представлением нужно сходить в туалет, чтобы потом не пришлось идти туда во время представления
  4. Если до своего места приходится добираться через кресла, на которых сидят люди, идти надо к ним лицом
  5. Если кому-то нужно пройти на свое место мимо ребенка, он должен привстать и пропустить того человека
  6. Занимать нужно исключительно то место, которое указано в билете
  7. Во время спектакля кушать и пить нельзя, это можно сделать в буфете в перерыв
  8. Во время спектакля нельзя разговаривать
  9. В очереди в туалет, буфет или гардероб нельзя толкаться

Правила этикета за столом для детей в стихах и картинках

Детям легче изучить правила этикета за столом, если они будут визуализированы или поданы в игровой форме. Картинки и стихи лучше помогут ребенку выучить, какой должен быть этикет за столом. Для закрепления освоенного ходите с ребенком на детские праздники, в кафе исправляйте ошибки.

Картинки об этикете:

Стихи:

Чтобы не чувствовать себя неловко за столом, ребенку следует освоить правила этикета. Это нормы поведения, которых принято придерживаться в обществе. В основе правил чувство уважения к окружающим.

Также немаловажно научить ребенка правилам безопасности за столом при обращении со столовыми приборами, чтобы не подавился пищей и не запачкал себя и окружающих. Лучше всего эти правила доносятся в игровой форме

Общие рекомендации

Помимо советов для каждого возрастного этапа, имеются и общие правила, выполнение которых позволит поскорее приучить ребёнка к «застольному» этикету. Что же рекомендуют специалисты:

Не следует принуждать ребёнка к выполнению правил этикета. Гораздо полезнее и эффективнее – играть с малышом. Как уже было отмечено выше, кроха может позвать пупсов и кукол на званый ужин, накрыв детский столик по всем правилам. Маме останется лишь проследить за ходом трапезы.
Обязательно заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Не секрет, что некоторые взрослые разрешают ребёнку то, что запрещает мама или папа. Кроме того, нужно быть последовательным при обучении навыкам. За каждый успех малыша нужно хвалить.
Не забывайте привлекать детей к подготовке ужина. Даже маленький ребёнок способен сервировать стол: расставлять тарелки, раскладывать столовые приборы, ставить хлеб

Это позволит малышу понять ценность продуктов и важность обеденной церемонии.
Не забывайте о мультиках и литературных произведениях, которые рассказывают о принципах этикета. Обязательно нужно говорить об увиденных сценах, особенно если они демонстрируют нежелательное поведение.

Родительский пример – вот тот урок, который лучше всего усваивается детьми. Если мама или папа будет аккуратно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми принадлежностями, мыть руки перед едой и т.д., то овладение навыками не заставит себя ждать.

Основные принципы:

  • Регулярно напоминайте о правилах поведения за столом.
  • С помощью книжек и мультфильмов показывайте детям, как мыть руки, как пользоваться приборами и т.д. Картинка перед глазами, и любимые герои помогут быстрее научиться правильным манерам. Также проводите чаепития с куклами и мягкими игрушками. Так дети сами научатся сервировать стол, общаться с гостями, вести себя хорошо, когда кушают.
  • Прививайте все правила личным примером.
  • Никогда не окрикивайте детей и не ругайте за столом, к тому же при гостях или на праздничном обеде. Если кроха что-то сделал не так, то об этом ему нужно сказать дома.
  • Родителям следует проявить терпение и заботу о малыше. После регулярных занятий и объяснений, уже в 5 лет он будет знать все базовые правила столового этикета.
  • Не следует забывать о гигиене. С малых лет нужно учить ребенка быть аккуратным за столом и, в случае чего, пользоваться салфетками.
  • Маленькие дети любят запихивать в рот как можно большие куски. Нужно отучать их от этой некрасивой привычки. И начать, например, с хлеба: ломать хлеб небольшие на кусочки, прежде чем съесть. Это относится и к порциям пищи, лучше потом просто доложить.
  • Умение просить за столом, а не тянуться, также следует развивать с самого раннего возраста. Для этого лакомства или другую пищу надо красиво оформлять и ставить подальше от малыша (в виде розочек или листиков). Увидев понравившуюся «вкусняшку», ребенок, понимая, что не дотягивается, начнет ее просить.

Зачем ребенку знать правила поведения за столом

Этикет не относится к прерогативам определенных социальных слоев. Правильно вести себя за столом должны все малыши, вне зависимости от обеспеченности семьи или ее социального статуса. Культура действий и питания – это не каприз, а определенная польза для ребенка, положительные стороны которой представлены:

  • защитой организма от болезнетворных бактерий – при мытье рук перед приемом пищи;
  • отсутствием соприкосновения продуктов со столом – при сервировке (скатерть, салфетки);
  • профилактикой непредвиденных обстоятельств – запрет на разговор и отвлечение на посторонние раздражители защищают от риска подавиться;
  • облегчением работы ЖКТ – тщательное пережевывание пищи позволяет органам пищеварения нормально работать;
  • использованием салфеток – защищает одежду от грязи дома и в кафе.

По нормам этикета за столом для детей малыши должны уметь пользоваться столовыми приборами. Они предназначены для облегчения приема пищи, а не доставления неудобств трапезничающему.

Роль в воспитании

Нормы поведения играют большую роль в воспитании детей, благодаря им, ребёнок будет легче ориентироваться в разных жизненных ситуациях, научится сглаживать многие конфликты. Ведь дети часто ссорятся из-за пустяков.

Основную информацию о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации, дети получают, просто наблюдая. Поэтому основным местом изучения этикета является семья. Ваше дитя будет относиться ко всем знакомым так, как это происходит у него дома. Отношения между близкими людьми полностью проецируются на ребенка.

Родители должны подавать пример своим детям, воспитывая внимательность к тому, кто рядом и вежливость ко всем окружающим. Для этого можно просто показывать им, что старшим нужно уступать место, а девочек пропускать вперёд. Желательно прибегать к использованию следующих слов:

  • извините, прошу прощения;
  • пожалуйста, большое спасибо;
  • приятного аппетита, будь здоров;
  • доброе утро, спокойной ночи.

После каждой увиденной ситуации ребёнок начнёт привыкать к этой дружелюбной атмосфере и вежливости в целом. Удивительно то, что дети, только-только научившиеся говорить, произносят все те вежливые слова, которые слышали ранее от родителей.

После того как дети попадают в общество, они должны социализироваться, а помощь оказать могут только взрослые, ставя себя в пример, читая сказки или объясняя разные ситуации. Это является основой в развитии культурного человека, который сможет достойно выйти из самых сложных ситуаций в жизни, не попадая в неловкие положения. Обучать этому родители начинают ещё в самом раннем детстве, прося своего малыша помахать ручкой на прощание и сказать «пока-пока». Перед тем как отправить своё дитя в детсад, ему необходимо рассказать, что к старшим обращаются по имени-отчеству и на «вы».

Дети отрицательно относятся к различным наставлениям. Если ребёнок постоянно находится под назидательным контролем, то он вряд ли будет прислушиваться к вам. То есть, чем строже вы будете следить за его поведением, тем упрямее он будет идти наперекор вам. Поэтому во время обучения детей нужно прибегать к элементам игры.

Для детей ваших слов мало. Ребенку обязательно надо показать и рассказать, почему делать нужно именно так, а не по-другому. Предпочтительно приучать к нормам поведения косвенно, а не прямым текстом, чтобы ребёнок сам хотел следовать им. Для малышей, которые еще не научились читать, лучшим вариантом привития норм поведения считаются сказки и игры.

Подобным образом можно научить детей правилам поведения за столом, этикету в общественном транспорте или больнице. Для тех, кто любит сказки, можно прибегать к уже существующим или придумать свою историю. Отличным примером является книга «Волшебное слово» В. Осеевой.

Детские сказки и рассказы всегда являются поучительными, дети обычно представляют себя в роли основного персонажа и могут сами сравнить, где главный герой поступил правильно, а где нет. Следует задавать ребенку вопросы из моментов в рассказе, чтобы он давал ответы на них. Можно создать бесконечное множество историй, взяв за основу любимую игрушку или героя мультфильма. В этом случае всё зависит от фантазии родителей.

Лучшими сказками, помогающими освоить нормы этикета, являются те, в которых персонажи, совершив плохие поступки, задумываются над ними и исправляются. Можно пользоваться правилами, написанными в стихотворной форме. Хорошим пособием можно считать произведение Григория Остера, сочинившего «Вредные советы».

С помощью игры можно обучать правилам этикета и детей-подростков. Например, написать на листочке некоторую часть правил, продолжение которых дети должны дописать сами. По словам психологов, чем раньше дети осознают, как следует себя вести, тем успешнее они будут в компании сверстников.

Основными принципами, трактующими правила поведения в обществе для детей, являются хорошие поступки и демократия в общении. У человека, который хорошо овладел этикетом речи, всегда много товарищей. В этом случае ребёнок будет с удовольствием ходить в детсад.

Знает ли ребёнок основные принципы поведения в обществе – от этого зависит, готов ли он идти в школу или нет. Если дети не умеют правильно общаться, то им будет сложно стать успешными и добиваться требуемых задач, а также определиться с выбором профессии.

Правила приветствия

Здравствуйте, добрый день (вечер, утро) – именно так начинается общение. Часто приветствие задает общий тон всей беседе или закладывает первое впечатление при знакомстве. Имеет значение форма и тон обращения, поэтому правильно здороваться малыша нужно учить с ранних лет. Поможет несколько несложных правил:

  • Воспитанные дети не ждут приветствия от других, а здороваются первыми, особенно с людьми, старшими по возрасту.
  • На приветствие нужно обязательно ответить.
  • Вежливые слова при встрече стоит произнести громко и внятно, но кричать во все горло неприлично. Если знакомый человек проходит вдалеке, достаточно поздороваться кивком головы или легким взмахом руки.
  • Расположение и доброжелательность вызовут искренняя улыбка и теплые интонации в голосе во время приветствия. Сухой тон и грубая речь, напротив, оттолкнут от себя.

  • При встрече принято обмениваться рукопожатиями, наклонять голову или немного склоняться в знак уважения. Неприлично отводить взгляд, произнося вежливые слова, держать руки в карманах.
  • Малышу нужно объяснить, что если родители здороваются с кем-нибудь, то ему тоже нужно это сделать. Входя в помещение, где находится несколько человек: в группу или класс, во время похода в гости, нужно громко поздороваться со всеми. В гостях первыми приветствуют хозяев.

Этикет для девочек и мальчиков практически не имеет различий. Отличие при обмене рукопожатием: мужчинам (и мальчикам) нужно снять перчатку. Женщины, девушки и девочки первыми подают руку во время приветствия по желанию.

Правила поведения за столом в детском саду

Вопрос организации детского питания в ДОУ является важной задачей, которую коллектив детского сада решает в своем многогранном подходе. Правильное здоровое питание дошкольников сопровождается правильной его организацией

У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом. Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый. Это понимают и родители, и сами дети.

Задача по воспитанию культуры поведения за столом у дошкольников четко сформулированы в программах ДОУ с учетом возрастных особенностей групп.

Возрастная группаЗадачи по формированию культуры питания и поведения за столом (гигиенических навыков)
1 младшая группа (2-3 года)1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем
2. Тщательно пережевывать пищу
3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей)
4. Пользоваться салфеткой
5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо»)
6. Знать короткие стишки и потешки о еде
2 младшая группа (3-4 года)1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем)
2. Умение не крошить хлеб
3. Пользоваться столовыми приборами
4. Пережевывать пищу с закрытым ртом
5. Не разговаривать во время пережевывания пищи
6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи
Средняя группа (4-5 лет)1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать
2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка)
3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой
4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды
5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения
Старшая группа (5-6 лет)1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка)
2. Есть бесшумно
3. Сохранять правильную осанку во время еды
4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых
5. Помогать в сервировке стола
Подготовительная группа 6-7 лет)1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения
2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол
3. Правильно пользоваться вилкой и ножом
4. Использование салфетки во время и после еды
5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды
6. Благодарить взрослых

Правила сервировки стола по этикету в картинках: как правильно накрывать на стол?

Правильно накрытый стол

Искусство сервировки пришло к нам от царя Петра I. Обязанность каждой хозяйки, познать азы правильной сервировки стола по этикету, в соответствии с правилами хорошего тона.

Ниже вы найдете правила сервировки стола по этикету в картинках. Она восхищает и способствует комфортному времяпровождению. Как правильно накрывать на стол? Вот основные аспекты:

Скатерть на стол:

Скатерть должна быть чистой и выглаженной

  • Скатерть должна быть чистой, накрахмаленной и отутюженной.
  • Цвет скатерти подбирается к интерьеру комнаты.
  • На свадебную церемонию предпочтение желательно отдать белому тону.
  • Крупная клетка, прекрасно гармонирует для домашних праздников.
  • Для детских мероприятий подойдут яркие тона.
  • Согласно этикету, скатерть должна скрыть ножки стола на 35 сантиметров, и не касаться сиденья стула.

Сервировка тарелок:

Правильная сервировка тарелок

  • В центральное место стола устанавливается большое мелкое блюдо.
  • Во время пиршества, на него ставят тарелку: закусочную, суповую, столовую под горячее.
  • Слева от центра устанавливается хлебница.
  • Затем распределяют индивидуальные приборы, а на свободные места распределяют сервировочную посуду: салатницы, блюдо с нарезкой, закуской, селедочницы и так далее.

Столовые приборы:

Столовые приборы лежат по правилам этикета

  • Справа тарелки ложка (углублением вниз) и ножи (лезвием к тарелке), слева место для вилок (зубцами кверху).
  • Приборы распределяют согласно правилам: столовый, рыбный, закусочный.
  • Пользоваться при трапезе начинают с последнего.

Сервировка салфеток:

Сервировка салфеток по правилам этикета

  • Салфетки необходимо подбирать в тон со скатертью.
  • Салфетки складываются и вставляются в салфеточное кольцо.
  • Не забудьте, на столе необходимо ставить несколько салфетниц.

Приборы для специй:

Приборы для специй по правилам этикета

  • Солонки, перечницы и горчицу ставят триадой, распределяя в свободное пространство, но на столе они должны быть не в единственном экземпляре.
  • Бутылочки с различными приправами ставят на стол, когда подают блюдо, с которыми они сочетаются.
  • Соусник можно подать, как общий, так и индивидуально.

Бокалы под напитки:

Бокалы под напитки, расставленные по правилам этикета

  • Устанавливаются бокалы строго с правого края, впереди рюмка для алкоголя, затем бокал для красного вина или фужер для воды, последним ставится стопка для белого вина.
  • Если бокалов свыше трех, согласно этикету сервируют в 2 ряда.
  • Для детей обычно ставят два бокала — для сладкого напитка и обычной воды.

Сервированный стол по всем правилам этикета — это показатель изысканности, аристократизма и признак хорошей манеры. Умение правильно использовать предметы сервировки, показатель культурности, а все вместе — признак хорошего тона.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий