Советы и рекомендации о купании младенцев и детей до 3 лет от психолога Надежды Морозовой

Правила для приучения к самостоятельному засыпанию

Родители, чьи чада спят с ними в одной кровати, очень переживают, что не смогут приучить деток к отдельной постельке, и они так и останутся спать с ними до самой школы. Не стоит слишком переживать по этому поводу. Большинство детей в возрасте 3-5 лет стремится обособиться и с радостью примут предложение засыпать отдельно. Часто даже те крохи, которые никак не могли спать без мамы, уже не прижимаются к родителям, а спокойно и крепко спят всю ночь отдельно. Первые попытки мы советуем начать примерно в 2,5 года.

Как приучить ребенка засыпать самостоятельно? Обсудим шаги, способствующие тому, чтобы переложить ребенка в отдельную кровать.

  • Для начала малышу нужно освоить технику самостоятельного засыпания. Если была привычка засыпать с грудью, то нужно начать отлучение. Ребенок должен понять, что сначала идет еда, потом сон, а не все вместе. Чтобы помочь сыну или дочке научиться засыпать без мамы, нужно заменить прикладывание к груди легким массажем или нежными объятьями.
  • Важный шаг – соблюдение ритуалов. Если родители не ввели такие ритуалы ранее, то пришло время это исправить. Последовательные действия перед сном (купание, переодевание, сказка) помогут научить кроху засыпать самостоятельно.
  • Психологический настрой малыша очень важен при обучении самостоятельному сну. Можно придумать простую, но интересную сказочную историю про маленького мальчика или девочку, которые в награду за самостоятельность получили свою собственную кроватку, а теперь этот малыш-герой спит совсем как взрослый. Следующие несколько дней поощряйте и подбадривайте ребенка за «взрослые» дела и скажите, что скоро и он сможет спать в своей личной постельке.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как отучить грудного ребенка засыпать на груди?

Таким образом, у ребенка должно создаться ощущение игры, в которой он стремится преуспеть и получить долгожданный приз. Подобный способ будет актуален для деток постарше, но и малышам можно рассказывать о «подарках», готовя их психологически к новому месту сна.

Влияние купания на организм младенца

Когда взрослые принимают ванну, они делают это для того, чтобы вымыться. Для малыша же купание в первый год жизни это нечто большее, чем просто мытье. Нельзя недооценивать положительное влияние этой процедуры на физическое и психологическое состояние новорожденного.

  • В теплой воде младенец чувствует себя очень комфортно, ведь совсем недавно он плавал в утробе матери.
  • Купаясь, новорожденный получает так необходимую ему физическую нагрузку, которая позволяет правильно развиваться телу малыша. Кроме того, пробуждает  в нем аппетит.
  • Процесс купания влияет на развитие тактильных, коммуникативных и эмоциональных навыков младенца, а так же успокаивает его нервную систему.
  • Эта процедура доставляет массу удовольствия и радости, как малышу, так и его родителям.

Какие показатели проверяет педиатр

На что обращает внимание педиатр при осмотре вашего крохи?

Сразу после рождения малыша осматривают, измеряя показатели по шкале Апгар, предложенной американским врачом-анестезиологом Викторией Апгар в 1952 году. Врач проверяет цвет кожи, сердечный ритм, рефлексы, мышечный тонус и дыхание.

Как правило, ребенок получает оценку 7 – 9 баллов. Если этот показатель меньше, о малыше позаботятся, чтобы он почувствовал себя лучше. 

Затем акушерка обработает пуповину, удалит защитную смазку, измерит его рост и вес.

Нормой считаются следующие показатели при рождении: рост малыша — от 46 до 56 см, вес — от 2600 до 4000 г, окружность головы — 34 – 36 см, окружность груди — 32 – 34 см.

Каждый день, пока вы в роддоме, новорожденного наблюдает врач.

Доктор проверяет, в какой позе находится малыш, каков цвет его кожи, мышечный тонус и рефлексы, как он кричит; ощупывает головку и осматривает ребенка до кончиков пальцев, проверяет состояние родничка и швов;
Врач осматривает ротик малыша, чтобы убедиться в отсутствии дефекта неба, который может помешать кормлению и привести к другим сложностям. В случае наличия такого дефекта ребенку будет назначено лечение;
Затем врач осматривает ключицы, чтобы исключить перелом

Если это происходит, малышу фиксируют ключицу на несколько дней повязкой, и все быстро заживает;
Важно также проверить, как сформированы грудная клетка, ручки, ножки, стопы и ладошки, нет ли вывиха тазобедренного сустава и косолапости;
Затем он осмотрит половые органы и анус и спросит маму про стул;
Он непременно послушает сердце и легкие малыша, сделает пальпацию животика.

Не стесняйтесь задавать доктору любые вопросы!

Воспитание малыша: основные моменты

Что бы воспитывать малыша до года, нужно определиться с самим понятием воспитания. Что для вас есть воспитание?

  • научение малыша навыкам самообслуживания и гигиены (к году должен сам есть ложкой и проситься на горшок);
  • применение различных интеллектуальных развивающих методик (обучение буквам, цифрам, азам чтения и др.);
  • применение методик физического развития и закаливания (разнообразные гимнастики, йога для новорожденных, обливание водой, обучение плаванью с первых дней и др.)
  • формирование у ребенка положительных привычек и предупреждение вредных (следить, чтоб не сосал пальцы, не разбрасывал вещи, засыпал самостоятельно, без укачивания и др.)
  • поиск сферы, в которой «у него есть способности» (малышам дают краски, чтобы они рисовали, сажают за музыкальные инструменты, чтобы они играли, дают пластичные массы для лепки и др.)
  • постоянное нахождение рядом с малышом и исполнение всех его желаний;
  • стремление как можно раньше сделать из ребенка «самостоятельную личность», которая будет развиваться и расти и без
  • присутствия рядом родителей (таких малышей родители никогда не берут к себе в кровать, не держат на руках, чтобы «не приучить к рукам», оставляют подолгу в манеже или кроватке, реагируют на крик и плач малыша тогда, когда могут, а не сразу).

Конечно, список толкований понятия «воспитание ребенка до года» можно продолжать и далее. Главное чтобы вы, как родитель, нашли свое толкование, поняли, зачем и почему вам нужно воспитывать ребенка, чего вы хотите добиться в процессе воспитания?

Каждый родитель преследует конкретную цель: кто-то хочет, чтобы ребенок стал к году самостоятельным, и его можно было быстрее отдать в садик, кто-то хочет видеть своего ребенка гением и готов сутками напролет возиться с ним, чтобы раскрыть его талант и способности.

Есть родители, которые прививают малышу свои пищевые и мировоззренческие привычки (например, кормят вегетарианской едой, каждую неделю посещают с малышом церковь, или не вводят естественный прикорм, выдерживая малыша полностью на грудном питании и др.).

Ответив себе на вопрос, какого результата я хочу добиться в результате воспитания, сразу ответьте и на ряд других вопросов:

  1. полезно ли самому малышу такое воспитание?
  2. Не вредит ли оно его развитию?
  3. Не является ли это вымещением своих подсознательных желаний? (Вдруг, не добившись больших высот в жизни, вы будете насильно заставлять малыша добиваться высоких целей, чтобы реализовать свои желания и нереализованные потребности?)
  4. Востребован ли в обществе такой результат?

К сожалению, очень часто, родители начинают воспитывать своих детей в угоду новомодным течениям, в угоду своим комплексам и нереализованным желаниям, в стремлении воспитать «супер-человека будущего века» и т.д.

Нередко слепо действуя чужим советам и рекомендациям, родители забывают об элементарных понятиях «любовь», «нежность», «забота».

Разбираясь в вопросах воспитания малышей до года, нужно, прежде всего, отталкиваться от своих взглядов и предпочтений, опираясь на особенности и индивидуальность вашего малыша.

Как приучить ребенка спать в своей кроватке?

Существуют различные методики, помогающие ребенку заснуть самому, без помощи родителей. Их нередко применяют в качестве немедикаментозного лечения инсомнии (нарушения сна) у детей раннего возраста — от 1 до 3 лет4.  Ниже описаны примеры таких методик. Выбор подходящей для вашего малыша нужно обсудить вместе со специалистом по детскому сну.

Один из способов преодоления расстройств сна — это поведенческая терапия. С ее помощью изменяют неправильные ассоциации и установки сна у ребенка4,7. В поведенческой терапии используют метод оставления. При нем родители сразу оставляют ребенка в кроватке и уходят из детской. При этом они не возвращаются, услышав его крики или зов, давая ему возможность заснуть самостоятельно4. Но психологи не рекомендуют применять такой подход, если малышу еще нет 6 месяцев, и он на грудном вскармливании4, так как это может негативно сказываться на состоянии малыша.

Кроме того, метод оставления подходит далеко не всем родителям. Желающим быть рядом или успокоить плачущего младенца4 специалисты рекомендуют другие методики — «проверка и выдержка» или «постепенное погашение»4,7.

«Проверка и выдержка»

При подготовке ко сну родитель какое-то время проводит с ребенком, затем укладывает его в кроватку и уходит из комнаты либо ложится в свою постель, если она в детской. При этом в течение 15-20 минут к младенцу не подходят и не реагируют на его плач или крик. Этот период называют «выдержкой»7

Когда положенные 20 минут истекут, родитель подходит к ребенку, поправляет его постель и снова возвращается к себе. Это часть называется проверкой7.

Очень важно не вынимать его из кроватки и не кормить его, когда он просыпается. Исключение составляют дети, которым требуются ночные кормления по возрасту или медицинским показаниям

Во всех остальных случаях родитель просто подходит к кроватке на короткое время, выполняя проверку, а затем снова уходит на 15-20 минутную «выдержку»7.

Постепенно — в течение нескольких ночей — интервал «выдержки» увеличивают до 30 минут7.

«Постепенное погашение»

Эта методика призвана «погасить» протесты и манипуляции ребенка7. Есть 2 варианта «постепенного погашения» — в присутствии родителя и без него4. 

Классический вариант заключается в том, чтобы оставить младенца в спальне одного на определенное время, постепенно приучая его засыпать самостоятельно. В отличие от метода «проверка и выдержка», ребенка можно успокаивать. Но возвращаться к его кроватке нужно не по первому зову, а через определенное время. После того, как ребенок успокоится, нужно снова уйти, увеличивая интервалы, когда он пытается заснуть без вас7. Этот вариант подходит для младенцев старше 6 месяцев4. 

До полугодовалого возраста используют метод «постепенного погашения» в присутствии родителя. Он выполняется поэтапно4:

  • Родитель укладывает малыша в кровать, а сам садится возле нее. Если кровать большая, можно прилечь рядом с ребенком.
  • В последующие ночи мама или папа все еще остаются рядом с младенцем, но постепенно сокращают количество прикосновений, меньше общаются с ним, показывая ему, что они заняты каким-либо делом, например, читают или убирают в комнате.
  • Укладывая ребенка спать, родитель не ложится с ним рядом, а садится на стул неподалеку от кроватки, примерно в 5 метрах от нее, продолжая сидеть, пока младенец не заснет.
  • На следующем этапе расстояние между кроваткой и стулом увеличивают, постепенно отодвигая его.
  • Чуть позже можно ненадолго выходить из детской комнаты, но обязательно возвращаться до того, как ребенок заплачет.

Если ребенок проснется, повторите те же действия, которые вы выполняете на данном этапе методики. Этапы можно растягивать на несколько дней, чтобы малыш успевал привыкнуть к каждому4.

Доктор Комаровский о кризисе трех лет у ребенка – видео

— Что делать, если ребенок не слушается—? И вообще, почему это он вдруг стал непослушным и капризным? В этом видео доктор Комаровский очень доступно и просто объясняет, что происходит с детьми в этом возрасте и какие меры должны предпринимать родители вместе с бабушками и дедушками. Какие правила являются неизменными в воспитании детей, и как пережить кризис 3 лет у ребенка.

Итак, кризис 3 лет, как и любой другой кризис – это достаточно непростой период в жизни детей и родителей. У кого-то это время проходит незаметно и практически безболезненно, а кому-то стоит очень потрудиться и набраться терпения.

Родители! Нам стоит не забывать, что, несмотря на всю вредность, нашим детям в такое время тоже нелегко и чем более ласковыми и терпеливыми мы будем с ними , тем легче и быстрее мы сможем преодолеть этот кризис.

Обязательно прочитайте о методиках раннего развития детей: методике Домана, методике Никитиных и методике Монтессори.

Как вы преодолевали этот период в вашей семье? Какими способами находили общий язык с ребенком и учились с ним договариваться? Делитесь своими историями и советами и обязательно оставляйте комментарии.

Гигиена, массаж и гимнастика. Роль в воспитании детей от 0 до 3 лет

Всем нам известно, как важны для здоровья гигиенические процедуры. Грязь на теле может привести к возникновению заболеваний, а этого мало кто хочет. Поэтому с детства родители нас приучают к тому, чтобы мы следили за чистотой собственного тела. Изначально за гигиеной следят родители, потом они помогают детям помыться или, например, зубы почистить. А уже после ребёнок привыкает самостоятельно приводить себя в порядок.

Когда мама следит за чистотой своего малыша, подмывая его, она выполняет сразу несколько задач, которые представлены ниже:

  • Профилактика заболеваний, которые могут возникнуть из-за загрязнения кожи малыша. Как известно, в тепле бактерии быстро размножаются, а кал помимо всего прочего — отличная среда для их жизнедеятельности.
  • Профилактика опрелостей. Кожа новорождённого очень нежная. Памперс, когда он наполнен, не даёт ей дышать и оказывает термический эффект. При недостаточно частой смене памперсов могут возникать опрелости, и в некоторых случаях к ним даже присоединяются бактерии или грибки. Говорят, что опрелости характеризуют ответственность мамы, но порой, даже при тщательном соблюдении всех правил гигиены новорождённого, они могут возникнуть. Но это не значит, что профилактику проводить не нужно.
  • Контакт матери и ребёнка. Нежные прикосновения мамы действуют успокаивающе на малыша.
  • Формирование будущей привычки. Проводя регулярно гигиенические процедуры, мама изначально приучает ребёнка к чистоте. Малыш привыкает к наличию таких процедур в его жизни. Подрастая, он уже хочет самостоятельно в них поучаствовать. А уже во взрослом состоянии это будет его образом жизни.

К тому же вода благоприятно сказывается на нервно-психическом развитии малыша. Купание детей рекомендуют проводить именно в вечернее время
перед сном, потому что оно расслабляет и успокаивает.

Массаж и гимнастика также полезны для здоровья малыша.

  • Во-первых, они оказывают воздействие на костно-мышечный аппарат, способствуя нормальному развитию костей и поддержанию мышц в тонусе.
  • Во-вторых, улучшают кровообращение, а это приводит к более качественному снабжению органов и тканей кислородом.
  • В-третьих, они, при регулярном проведении, становятся частью режима дня ребёнка.

Особенности возраста

У младенца, не умеющего ходить и говорить, уже проявляются индивидуальные черты. Ближе к 2 годам характер наполовину сформирован: кроха имеет собственные предпочтения, начинает спорить с родителями за право на личное мнение, требует уважения. Дети осваивают большую часть навыков, необходимых для первичной самостоятельности. Ребенок осознает, что он — личность

Для крохи важно признание, одобрение. Он испытывает гордость за личные достижения. Если малыш не получает внимания взрослых, его самооценка стремительно падает

Он становится замкнутым, может начать отставать в развитии

Если малыш не получает внимания взрослых, его самооценка стремительно падает. Он становится замкнутым, может начать отставать в развитии.

Начинается активное развитие речи. К 3-ем годам словарный запас младшего дошкольника составляет 1000–1500 слов. Чтобы стимулировать развитие речи, с малышом нужно разговаривать как со взрослым, не сокращая слова. Ребенок может объясняться с родителями с помощью жестов и отдельных слов, но поощрять такой способ общения нельзя.

Первая встреча с малышом

После появления на свет малыш кажется своей маме самым красивым, и так и есть! Не надо волноваться, если у здорового ребенка проявляются естественные последствия родового процесса.

  • Головка выглядит слишком большой, нередко кажется, что она «неправильной» вытянутой или приплюснутой формы. Через пару недель голова начнет принимать более привычные очертания;
  • Кожа головы может быть покрыта красноватыми или коричневыми чешуйками. Как правило, они отмываются в течение 2 – 3 месяцев, но могут сохраняться до первого дня рождения;
  • Ногти на ножках и ручках могут оказаться длинными (и при этом мягкими);
  • Кожа на теле новорожденного часто покрыта пухом, а сам цвет ее может варьироваться от красноватого до желтого. Желтизна должна пройти в течение месяца. Также наблюдается «мраморность» — неоднородность цвета кожи;
  • У 40 % новорожденных встречаются милии — высыпания, похожие на беловатые или желтые прыщики. Они должны пройти в течение первого месяца;
  • У некоторых малышей на белках глаз возникают красные кровоизлияния — это последствие родов;
  • Носик малыша может выглядеть распухшим или сдвинутым в сторону, как у профессионального боксера. Это также последствие естественных родов и вскоре пройдет.

Пеленать или нет?

Итак, вы покинули родильный дом, где появился на свет ваш малыш, и вам обоим предстоит первая ночь в домашних условиях. Как пройдет эта ночь? Сможет ли малыш спать так же спокойно, как это было все последние дни? Вы мучаете себя вопросами, а ваша заботливая мама уже нашептывает вам на ухо: «Спеленай его».

Для многих поколений мам слова «новорожденный» и «пеленание» были неразделимы. В наши дни образ новорожденного-«солдатика», замершего в стойке «смирно» с покрасневшим от усилий личиком, уходит в прошлое, а на смену ему приходит улыбающийся гномик в смешной шапочке, мирно посапывающий в слинге у мамы на груди. Пеленки заменили подгузники, распашонки, костюмчики и другая удобная одежда для малышей. Но споры на эту тему не утихают.

Старшее поколение родителей по-прежнему советует пеленать ребенка. Старым байкам про то, что так ножки малыша будут прямее, современная наука не нашла подтверждения. Однако многие родители на личном опыте убеждаются, что сон малыша крепче и спокойнее, когда он спеленут. Это ли не достойный аргумент в пользу пеленания?

Однако для того, чтобы ребенок хорошо рос и правильно развивался, ему необходима свобода движений. И это не единственный аргумент «против». Противники тугого пеленания считают, что оно также подавляет волю ребенка и способствует формированию пассивной, зависимой личности. Большинство специалистов рекомендует прибегать к некоторым видам пеленания в первые несколько недель жизни малыша только в случае крайней необходимости.

Как пеленать новорожденного? 

  • Полное тугое пеленание ребенка: малыш завернут в пеленку полностью, и даже головку крохи покрывает «шапочка» из пеленки.
  • Простое пеленание: малыш завернут в пеленку по шейку, голова полностью открыта.
  • Свободное пеленание: в этом случае пеленка закрывает нижнюю часть туловища и ножки ребенка. Грудная клетка и ручки открыты. Такое пеленание обеспечивает большую свободу движений и облегчает дыхание, давая возможность воздуху без помех проникать в нижние отделы легких.

Какой из видов пеленания подходит именно вам? У каждого из этих способов есть свои преимущества — если вы принципиально не против пеленания, то можете чередовать различные техники в зависимости от обстоятельств и потребностей ребенка.

Так, к беспокойным малышам с подвижной нервной системой разумно на время сна применять технику простого или свободного пеленания. Вздрагивания и внезапные хаотичные движения рук или ног могут прервать сон крохи — пусть и нетуго, но спеленутый, он чувствует себя спокойно и безопасно, как в утробе матери.

Или можно воспользоваться специально созданной для таких нужд детской одеждой: простынки для свободного пеленания, конверты и детские спальные мешки, которые застегиваются на плечиках или на талии. В последнее время они стали очень популярными, и неудивительно — ведь они могут продлить и улучшить сон малыша, а это самый главный подарок маме в первые месяцы!

9-12 месяцев?

Развитие двигательных навыков

В этом возрасте малыш – настоящий спортсмен,
ведь за такой короткий период он учится стоять, ходить вокруг опоры, а потом
ходить и без поддержки! Специалисты рекомендуют уже сейчас начинать вместе с
малышом осваивать детские площадки и спортивные снаряды. К примеру, можно учить
ребенка заползать на небольшую горку для младенцев и скатываться с нее,
подниматься по лесенке с вашей помощью и прочим простым физическим действиям.

Развитие логики

Ребенку интересно не только использовать
предметы по их назначению, к примеру, молоточком – стучать, ставить кубик на
кубик и строить башню, он уже способен делать простые сравнения: большой- маленький,
полный- пустой, есть- нет. Для этого хорошо подходят игры с емкостями, из
которых можно что-то доставать и куда можно что-то складывать. Или игры с
пластмассовыми вкладышами, которые можно вставлять один в другой.

Развитие памяти

Если до этого возраста вы с ребенком играли в
«безопасные» прятки – прятали игрушку и потом ее доставали, то сейчас уже можно
попробовать более «серьезные» прятки. Начать прятаться самим и учить малыша,
что он тоже может спрятаться, а потом его обязательно найдут. Эта игра также
важна для того, чтобы кроха легче переносил разлуку с мамой и другими
взрослыми, к которым он привязан.

Причины и предпосылки

От чего же зависит, трудно ли будет переживать кризис трёх лет вашему малышу, ну, и, конечно, вам вместе с ним? Оказывается, зачастую, сами взрослые, выбирая неправильную тактику поведения, провоцируют осложнения во взаимоотношениях со своим крохой.

Но каковы причины того, что отношения с карапузом, вместо того, чтобы плавно трансформироваться и выйти на другой уровень, напротив, заходят в тупик?

Когда кризис неизбежен?

Когда ребёнок вынужден бороться за утверждение своей личности.

Нежелание или неумение родителей приспособиться к тому, что их кроха уже вполне взрослый для таких элементарных вещей, как самому покушать, одеться или, к примеру, помочь чем-то по дому, чаще всего приводит к конфликтам. Мама-папа, по привычке, продолжают вести себя с ним, как с младенцем. Тем самым ни в коей мере не способствуя развитию у ребёнка элементарных навыков.

Гиперопека со стороны родителей никак не способствует развитию у ребёнка самостоятельности и чувства уверенности в своих силах

Когда с крохой поступают несправедливо.

Ребёнок очень чутко реагирует на ваши действия по отношению к нему. И если вы систематически его наказываете без веских на то причин, если что-то обещаете, а потом не выполняете своих обещаний, говорите крохе неправду и т.п., то малыш постепенно разочаровывается в своих близких, перестаёт им доверять. А без доверия нормальных отношений в семье не построишь.

Когда родители своему малышу уделяют слишком мало времени.

А бывают ситуации, когда мама, осознав, что кроха стал в ней нуждаться гораздо меньше, чем раньше, начинает уделять ему всё меньше своего времени и внимания. И малыш чувствует себя лишённым материнского тепла, заботы, любви. Если самые близкие люди не замечают малютку и не вникают в его проблемы, то почему он должен слышать и слушать их?

Не ругайте и не наказывайте карапуза, предварительно не разобравшись досконально, кто прав, кто виноват

Когда карапуз не уверен в себе.

Существует много схем построения взаимоотношений с детьми в семье. Слишком авторитарный стиль воспитания или гиперопека – не самые лучшие из них. Ограничивая ребёнка в самовыражении и контролируя каждый его шаг, вы рискуете сформировать у малыша чувство неуверенности в себе и привить ему комплекс неполноценности. Слыша постоянную критику в свой адрес, малыш вынужден будет либо как-то отвечать на неё, либо замкнуться в себе и переживать всё в гордом одиночестве.

Но даже если вы стараетесь избегать погрешностей в воспитании своего любимого чада, вы ни в коей мере не застрахованы от проявлений возрастных кризисов у него. Быть может, они окажутся не такими ярко выраженными, но они неизбежны.

Ребёнок должен уметь не только подчиняться, но и отстаивать свою точку зрения

Проявления

«Осведомлён – значит, вооружён». Если вы будете знать симптомы трёхлетнего кризиса, вам легче будет его распознать. А значит, вы сможете действовать адекватно, и не совершите типичных ошибок. Это, наверняка, поможет справиться с ситуацией без лишних осложнений и потрясений.

Что может свидетельствовать о кризисе 3-х лет у ребёнка?

  1. Стремление всё и всегда делать самостоятельно.
  2. Бурная реакция на неудачи.
  3. Нежелание выполнять просьбы родителей, следовать их советам.
  4. Упрямство, порой граничащее с безрассудством.
  5. Своеволие и строптивость.
  6. Демонстративное поведение.
  7. Частые капризы, слёзы, истерики.
  8. Деспотизм, проявление агрессии по отношению к окружающим.
  9. Возникновение страхов (тишины, темноты, высоты, одиночества и т.п.).

Недостаток внимания вызывает у крохи чувство протеста

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий