Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Как наказывать ребенка, чтобы это пошло ему на пользу?

Многие родители, наказывая ребенка, не хотят признаться себе в двух вещах. Во-первых, в том, что руководствуются они при этом не столько благом ребенка, сколько своими эмоциями. Во-вторых в том, что они почти ничего не сделали для того, чтобы научиться воздействовать на ребенка иначе или вовсе не доводить до таких ситуаций.

Стоит ли вообще прибьегать к насилию, и если да, то как наказыыать ребьенка — не для выброса своего раздражения а действительно для пользы ребенка, для достижения нами целей воспитания?

Наказания — достоинства и недостатки

Т.Л.Чернова, психолог

Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок становится просто неуправляемым, все делает наоборот. Всякий контакт с ним приводит к скандалу. За скандалом следует
наказание, за наказанием — взаимные обиды и потеря доверия. Эти проблемы растут, как снежный ком: родители кричат — ребенок перестает слышать спокойную речь, родители
жестоко наказывают — ребенок учится врать и изворачиваться. Есть родители, которые считают, что ребенка необходимо «сломать», иначе он сядет на шею, избалуется. Их слово
всегда, при любых обстоятельствах и любой ценой остается последним. Им кажется, что нужно просто определиться, как наказывать ребенка…Читать дальше

Наказывать ребенка: как и зачем?

Юлия Гиппенрейтер, психолог

Некоторые родители не выдерживают роли «недруга» и вообще не хотят доставлять ребенку неприятности. Они предпочитают путь увещеваний и объяснений. В крайнем случае следуют
угрозы, которые, как правило, не выполняются. Короче говоря, они хотят воспитывать ребенка, не огорчая его. Это установка мягких родителей. Ее можно понять, но, к сожалению,
во многих случаях она себя не оправдывает: рано или поздно ребенок начинает выходить из берегов, и родитель не знает, что с ним делать.Читать дальше

Дисциплина — просьбы, приказы, награды и наказания

Росс Кэмпбелл, психиатр

Как наказывать ребенка — это не главный вопрос, который стоит перед родителями. Ожидать, что наказание само по себе приведет к чему-нибудь, кроме отрицательных результатов,
— это трагическая ошибка. Наказание без твердого фундамента безусловной любви и
дисциплины, основанной на любви, не может не привести к плохим отношениям между родителями и детьми. К несчастью, такое воспитание типично для нашего времени. Это одна из
причин, по которой у современных детей возникают непредсказуемые осложнения во всех сферах — от трудностей в школе до личностных проблем.Читать дальше

Детей бить нельзя

Хаим Гинотт

Порка — последний отчаянный аргумент воспитателя, к которому он прибегает, безрезультатно израсходовав запасы обычных вооружений (уговоры, угрозы). Как правило, родители не
планируют бить ребенка. Все происходит стихийно, когда в припадке гнева терпение родителя лопается. И непосредственно после наказания может создаться впечатление, что
физические методы воспитания вполне оправданы: родитель, разрядившись, успокаивается, а ребенок становится послушным, — по крайней мере, на какое-то время. Да и, по
образному выражению некоторых родителей: «Воздух становится свежее, как после грозы»…Читать дальше

голосов: из 5

За что нельзя наказывать?

Психологи советуют мамам и папам выстроить своеобразную градацию детских провинностей, а, значит, и наказаний.

Лишь после этого вы поймете, за что детей не следует ни в коем случае наказывать, а когда нужно наказывать обязательно.

Безусловно, мы сейчас не говорим о физических мерах воздействия, так как они чаще всего неоправданны, однако определенные ограничения все-таки должны быть, поскольку организуют детскую жизнь.

К примеру, можно вывести малыша из игры за то, что он царапает и кусает других деток, лишить привилегии из-за обмана или воровства. Однако нельзя наказывать малышей:

за стремление познавать окружающий мир – разборка предметов на запчасти, проба на вкус, изучение своего тела, отклеивание склеенных частей;
за физиологические и возрастные особенности: гиперактивность, непоседливость, невнимательность, плохое произношение букв, нежелание читать книги, сложности с засыпанием, кормление или привыканием к горшку;
за проявление естественных в его возрасте чувств: ревность к младшей сестре или братику, зависть к игрушкам приятеля, гнев из-за неудовлетворения его потребностей;
за инстинктивное поведение, когда малыш боится темноты, опасается оставаться один в пустой квартире, пугается врача в белом халате, не желает расставаться с любимой мамой;
за желание помочь, когда кроха наносит определенный ущерб маме с папой (к примеру, разбивает кружку), но потом выясняется, что он так поступил, руководствуясь самыми лучшими мотивами – хотел налить родителям чай;
за обычную неосторожность – маленький непоседа испачкался во время прогулки, случайно пролил на себя или на ковер сок из бутылочки или кружки.

Таким образом, не стоит наказывать ребенка, если он исходил из добрых побуждений. Наоборот, его нужно поддержать, даже если за положительным поступком последовала какая-либо неприятность.

В этом случае малышу можно посочувствовать, а вместо дисциплинарных мер подсказать, как следует исправить досадную ошибку.

Как наказывали детей в старину

Не трудно догадаться, что несколько веков назад вопросом допустимости наказаний никто и не задавался. Воспитательные меры тогда были намного жёстче, решительнее. Можно объяснить это множеством факторов, но основным все же будет менталитет наших предков. Часто наказания для детей и подростков были не соразмерны проступкам, а порой и вовсе жестоки. Самый распространенный метод воспитания — розги, хорошо вымоченные ивовые или иные прутья, которыми проходились по спине, рукам и другим частям тела. Конечно, синяки и кровавые полосы от ударов производили на ребёнка значительный эффект, однако воспитанием это назвать трудно.

Некоторые родители прибегали к более гуманным методикам. К примеру, заставляли ребёнка выполнять однообразную и скучную работу на протяжении длительного времени. Статичные наказания применялись также широко, такие их варианты как ненавидимый детьми угол до сих пор в обиходе. Правда, просто в угол ребёнка ставили редко, как правило, это сопровождалось стоянием на коленях, да еще и на горохе или острых гречневых зёрнах.

Наказывать ли ребенка за плохое поведение?

Часто родители наказывают детей за плохое поведение (агрессию, драчливость, грубость). Но агрессивные от природы дети бывают редко. Не надо их путать с гиперактивными детьми. Активные дети, не выработав энергию за время прогулок, подвижных игр, начинают устраивать истерики. Значит, родителям необходимо пересмотреть режим дня и перенаправить агрессию в мирное игровое русло.

Еще причиной агрессии и плохого поведения детей может быть ревность, грубость родителей, обида, унижение. Если же малыш разбалован, надо строго его одернуть, не срываясь на ответный крик. При необходимости изолировать его. Главное быть последовательным, и он успокоится.

Неряшливость ребенка

Причину неряшливости ребенка ищите, прежде всего, в себе. Не ругайте его за беспорядок в комнате, не наведя порядок в своей. Дети до шести лет активно познают мир, рисуют, клеят, лепят, не заботясь о своем внешнем виде. В более старшем возрасте наказать за неряшливость можно, отказав пойти с ребенком куда-нибудь — в гости, цирк, театр. Но прежде его надо об этом предупредить.

Даже детям двенадцати лет желательно помочь навести порядок в столах и шкафах, провести ревизию вещей, одежды.

Оправданно ли наказание детей?

Семья – утешение ребенка. Наказания, страшные истории про злого бабайку, физическое насилие делают человека закомплексованным, несчастным. Подобные способы борьбы с неприемлемым поведением приводят к расстройству психики: замкнутости, низкой самооценке, меланхоличности. Результат: родители, подростки отдаляются.

Дети способны мстить отцу, матери за наказание. Изменения проявляются в деятельности. Девочки плохо едят, отказываются играть, мальчики хулиганят, приносят плохие оценки из школы.

СПРАВКА: Главная причина неэффективности методов – неправильное понимания термина «воспитание». Перечисленные способы – ложные воспитательные приемы. Психологи называют это жестокостью.

Переставать наказывать за проступки нельзя. Формирование ценностей, понятий «хорошо», «плохо», «добро», «зло» невозможно без наказаний. Вседозволенность приводит к безответственному отношению к жизни.

Карать детей за проступки необходимо

Важно использовать эффективные методы. В будущем дети должны благодарить родителей за формирование правильных ценностей

Появление негативных эмоций сказывается отрицательно. Припоминания конфликтов, физического насилия – знак неправильного воспитания.

Без формирования правильных ценностей воспитание становится неэффективным. Ребенок перестает вести себя плохо, потому что боится наказания. В будущем подросток почувствует вседозволенность, перестанет слушаться родителей.

Эффективные методы воспитания заставляют человека понять вину и измениться в лучшую сторону.

Правильные воспитательные приемы выполняют ряд задач:

  • меняют поведение лучшим образом;
  • формируют границы дозволенного поведения;
  • возвышают родителя над ребенком;
  • исправляют испорченные вещи, возмещают ущерб;
  • гарантируют формирование правильных ценностей;
  • предотвращают будущее плохое поведение.

СПРАВКА: Без наказаний невозможно воспитание. Необходимо чувствовать грань.

Варианты наказаний

Рассмотрим несколько вариантов, как наказать ребенка за плохое поведение и непослушание.

  1. Лишить ребенка удовольствий

В качестве наказания можно лишить на определенное время того, что ребенок любит: смотреть мультфильмы, играть на компьютере, есть сладости и другое.

Посадить ребенка на специальный стул для наказаний на определенное время, чтобы он обдумал свое поведение

Вариант этого наказания – поставить в угол. Однако такой вариант не желателен, потому что при этом мышцы ног и спины напряжены, и такое состояние не способствует размышлениям.

Если ребенок не хочет собирать игрушки, уберите их так, чтобы он не смог их достать

Не давайте какое-то время, пусть пообещает, что в следующий раз соберет. Обговорите наказание за нарушение. Например, не сможет играть в игрушки один день. Если нарушил правило, обязательно накажите, как договорились.

Возможны шуточные наказания за небольшие провинности: присесть 10 раз, повторить несколько раз какое-то правило, для детей постарше – написать это правило несколько раз

Главное давать реальные задания, которые ребенок сможет выполнить.

Еще один из рекомендуемых способов подойдет не каждому родителю: позволить ребенку самому сделать выводы из нарушения правил

Например, разрешить промокнуть в луже и простудится, не запрещать бить других детей и тогда с ним никто не захочет дружить.

Игнорирование ребенка

С этим наказанием следует быть осторожным. Ведь длительное игнорирование может нанести ребенку психологический вред. Но, если вы какое-то время откажитесь играть с ним из-за плохого поведения, то это послужит ему уроком.

Как воспитывать своего ребенка, наказывать его или нет, и как именно, решает каждый родитель самостоятельно. Однако нужно учитывать, что ребенку необходимо уметь жить и адаптироваться в обществе. Поэтому придерживаться определенных принятых социальных норм необходимо всем детям. Как привить им эти правила решают родители.

Можно ли бить ребенка

Выпороть или помиловать? К чему приводит воспитание ремнем?

«Сейчас ты у меня получишь!», «Только попробуй — всыплю по первое число, сидеть не сможешь!» — кричат разгневанные родители своим чадам. И не только кричат, а иногда и исполняют обещанное…

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Все мы понимаем: бить ребенка нельзя. «Да разве ж я бью? Я уму-разуму учу!» Это первое объяснение-оправдание. Кроме него, существуют еще несколько наиболее распространенных родительских аргументов в пользу подзатыльника (назовем этим словом любое физическое наказание).

«Меня тоже ремнем учили — и ничего, вырос не хуже других». После про¬веденных исследований психологи с уверенностью утверждают, что большинство людей, подвергавшихся телесному наказанию в детстве, если и смогли забыть обиду, то совсем не благодарны своим родителям за такое воспитание.

«Довел-таки своим поведением!» Вы правы, эти ангелочки способны вывести из себя кого угодно. И в некоторых семьях физические наказания постепенно входят в систему, потому что дети перестают реагировать на другие способы воздействия. Учащаясь, наказания постепенно усиливаются. Сначала вы шлепаете по «мягкому месту» от случая к случаю, бьете по рукам, потом появляется ремень

Вместо того чтобы уговорить ребенка, занять его чем-то, переключить внимание, показать свое недовольство строгим голосом, родители предпочитают отвесить хороший шлепок или подзатыльник. Так проще

Чего добиваются родители, «распуская руки»? Послушания и дисциплины, вы-полнения определенных правил. Что получают в итоге? Только видимость послушания со стороны детей. Как говорила одна девочка: «Подумаешь, ремень! Пять минут потерпел, зато делай что хочешь».

Физическое наказание, как правило, не вызывает у детей раскаяния и желания исправиться, зато пробуждает совсем иные чувства. Это могут быть:

  • обида, стыд;
  • желание отомстить;
  • протест («Я сделаю назло!»);
  • изворотливость, лживость («В следующий раз постараюсь не попасться»);
  • снижение самооценки.

Нередко следствием физических наказаний становится упрямство ребенка. И это не проявление плохого характера, а своеобразная форма самозащиты и протеста. Ребенок не может противопоставить свою волю воле взрослых, он замыкается в себе, занимает позицию внутреннего, молчаливого сопротивления.

И еще одно тяжелое последствие физических наказаний: часто они приводят к отчуждению между ребенком и родителями. В итоге взрослые теряют всякую возможность влиять на своих детей. Телесные наказания могут привести ребенка к повиновению, но каким он станет в будущем? Слабые дети превращаются в трусливых и безответных; сильные — в жестоких и дерзких.

Фото наказанного ребенка

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Также рекомендуем просмотреть:

  • Как научить ребенка читать
  • Зарядка для детей
  • Истерика у ребенка
  • Как научить ребенка ползать
  • Как научить ребенка рисовать
  • Сказки для детей
  • Гендерное воспитание дошкольников
  • Самооценка ребенка
  • Как воспитывать девочку
  • Самостоятельность ребенка
  • Что нельзя говорить ребенку
  • Капризы ребенка
  • Ребенок не хочет учиться
  • Развитие ребенка по месяцам
  • Детская ложь
  • Как привить любовь к чтению у детей
  • Как воспитывать мальчика
  • Во что поиграть с ребенком
  • Как научить ребенка писать
  • Как уложить ребенка спать
  • Сказкотерапия
  • Задержка речи у ребенка
  • Как развить память у ребенка
  • Как подготовить ребенка к школе
  • Ребенок просыпается ночью
  • Как приучить ребенка к горшку
  • Как отучить ребенка от соски
  • Нервный ребенок
  • Развитие моторики у детей
  • Детская ревность

Как и за что наказывать

Далеко не все проступки требуют активной реакции с Вашей стороны, на незначительные ситуации вполне допустимо закрыть глаза. Когда содеянное чадом уже выходит за пределы допустимых норм поведения, наказание становится необходимостью. За какие проступки стоит наказывать детей или подростков, а главное — как это сделать правильно?

Воровство

Воровство является довольно серьёзным проступком, причем донести это важно в раннем возрасте. Любой ребёнок рано или поздно приносит домой чужую игрушку или нечто в этом роде

В качестве наказания заставьте ребёнка вернуть украденную вещь, при отсутствии такой возможности не позволяйте оставлять предмет у себя. Вместе с возвратом уворованной вещи должны последовать извинения, ставящие ребёнка в неудобное положение, заставляющие его постыдиться. Бить по рукам не стоит, это мало что объяснит ребёнку.

Вранье

Иногда врут все дети, изначально это безобидная наивная ложь, чаще всего вами же и спровоцированная (ребёнок боится ответственности и старается ложью прикрыть свои поступки). В дальнейшем это безобидное враньё превращается в более серьезный обман, в подростковом возрасте оборачивающийся настоящей проблемой. Лучшее наказание за ложь — намеренное недоверие к словам ребёнка. Покажите, что если он прибегает к обману, то вы больше не принимаете всерьёз его слова. Можете также воспользоваться его же оружием, обманите его (разумеется, в чем-то незначительном). Не сдержите обещание подарить ему что-либо или пойти куда-то. Пусть ребёнок почувствует себя на Вашем месте.

Другие проступки, заслуживающие наказания

Вранье и воровство — проблемы значительные, но далеко не единственные

При воспитании ребёнка важно уделять внимание разным сторонам поведения ребёнка, которое часто включает другие неприятные и недопустимые поступки:

  • намеренное непослушание;
  • пренебрежение своими обязанностями (данный пункт приемлем в большей мере для подростков и детей более старшего возраста);
  • неуважительное отношение к окружающим.

При этом также важно соразмерять проступок и следующее за ним наказание. Не забывайте объяснять, что вызвало в вас недовольство и привело к такому отношению к ребёнку

Он должен ясно понимать, за что будет наказан и почему его поведение заслуживает такого отношения. Не зарождайте в маленькой личности чувство несправедливости.

Мнение доктора Добсона

Автор нескольких популярных книг о воспитании детей Джеймс Добсон – известный христианский психолог из США.

Можно по-разному относиться к его взглядам (Добсон является сторонником физических наказаний), однако он сформулировал 6 принципов, которые заслуживают отдельного разговора.

Прежде всего, нужно установить границы, а уже потом требовать их соблюдения. Лишь в этом случае ребёнок будет считать наказание справедливым. Вывод прост: если родители не оговорили правила, нельзя требовать их выполнения.Если дети ведут себя вызывающе, нужно действовать решительно. Беспомощное поведение родителей, неумение дать отпор маленькому «агрессору», нежелание идти на конфликт воспринимается как слабость, в результате чего снижается авторитет взрослого.Следует отличать своеволие от безответственности. Если ребёнок позабыл о просьбе или не понял требований, наказывать не следует. Детское мышление и память не так развиты, как у взрослых. Так что безответственное поведение требует терпения, а не наказания.Требовать стоит лишь то, что ребёнок на самом деле может выполнить. К примеру, не следует наказывать детей за намоченную кровать или сломанную игрушку. Ведь это или особенность развития, или процесс познания, поэтому стоит отнестись к неудачам философски.Родители должны руководствоваться любовью. Перед применением дисциплинарных мер нужно разобраться в ситуации, сохранять спокойствие и помнить о своих тёплых чувствах к ребёнку. Только в этом случае можно оправдать родительскую строгость.После наказания и исчерпания конфликтной ситуации нужно утешить подростка и объяснить мотивы вашего поступка. Родителю следует помириться с ребёнком, рассказать, что вы его любите и испытываете негативные эмоции из-за необходимости его наказывать.

Таким образом, описанные Джеймсом Добсоном правила способны сократить область использования строгих «санкционных» мер, заложить в основу детско-родительских отношений любовь и тёплые чувства.

Оптимальный возраст для наказания

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступкиЕсли ребёнок младше двух лет, то он не поймёт связь между своим проступком и мерами пресечения, которые предпримут родители. Например, японские родители предпочитают не ругать дитя, пока ему не исполнится 3 года. Но с этого возраста чадо знакомят с новым порядком, и также появляются наказания за проступки.

До двух лет к чаду не стоит применять дисциплинарную меру

Лучше переводить внимание дитя на другие вещи. При этом нужно чётко говорить «нет» и давать понять малышу, что определённое поведение не является желательным. В три года у ребёнка начинается кризисная фаза, он начинает протестовать, не подчиняться некоторым правилам и у него могут быть истерики

Отвлечение в этом случае может не действовать, поэтому можно подключить такое наказание, как прекращение игры или отказ в покупке желаемой игрушки

В три года у ребёнка начинается кризисная фаза, он начинает протестовать, не подчиняться некоторым правилам и у него могут быть истерики. Отвлечение в этом случае может не действовать, поэтому можно подключить такое наказание, как прекращение игры или отказ в покупке желаемой игрушки.

Многие родители желают знать, как наказывать ребёнка в 5 лет правильно. Необходимо учитывать, что в возрасте с трёх до пяти лет можно применять первые виды наказаний. Ведь для дитяти этого возраста устанавливаются главные правила и дисциплинарные методы. В этом возрасте чадо начинают ставить в угол, а также сажают на стул для тех, кто провинился.

Если родитель хочет знать, как наказывать ребёнка в 8 лет, то нужно учитывать, что телесные наказания должны быть отменены. Если оставить телесное наказание, то дитя в этом возрасте начинает чувствовать от такого метода унижение. Родителям следует больше бесед проводить с ребёнком, обсуждать определённые поступки. И также можно с примерами объяснять возможные причины человеческого поведения и развивать сочувствие.

Порицание нужно даже за небольшие проступки. Если этого не делать, то с каждым разом они будут все крупнее, а ребёнка будет все сложнее остановить.

Чтобы правильно выбрать дисциплинарную меру для подростка, необходимо учитывать, что в переходном возрасте молодые люди очень чувствительны к мнению других людей, они склонны к впадению в крайность. Для подростка можно применить такое наказание, как лишение привилегий, а также сокращение времени общения с приятелями.

Когда нельзя наказывать ребенка

Случаются ситуации, когда в проступках ребенка нет его вины, а если и есть, то исключительно из-за детской оплошности.  Существует несколько возможных случаев, когда нельзя наказывать ребенка.

  • Во время болезни. Учитывайте, что в этот момент организм ребенка борется с заболеванием, а если лишний раз упрекать его в чем-то, то это может негативно сказаться на его здоровье.
  • Перед сном или сразу после просыпания. Если наказать ребенка перед сном, то это наверняка скажется на качестве его сна, а если сделать это с утра, то ребенок может даже не вспомнить, за что его наказывают.
  • Во время еды. Это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний.
  • Непосредственно после физической или душевной травмы. Если ребенок разбился на велосипеде, сломав не только свою руку, но и само средство передвижения, то не вздумайте сразу выплескивать свой гнев на него, чтобы не причинять еще больше боли.
  • Когда вы сами находитесь в плохом настроении. Если вас застало присутствие плохих эмоций, то это не повод пытаться их выместить, наказывая ребенка.

Наказывать ли ребенка за вранье

Когда ваш ребенок лжет — и я подчеркиваю: когда, а не если, — вспомните о причинах для лжи. А именно:

  • это определенная стадия развития,
  • он вас копирует,
  • он создает свое личное пространство,
  • пытается таким образом сообщить вам о своих чувствах,
  • пытается избежать наказания или ссоры.

Если вранье создает проблему, лучше определить, что стоит за ложью, и разобраться с этим, чем наказывать ребенка. Это превратит его в еще большего лжеца.

Чем вы нетерпимее, чем суровее наказания, тем меньше вероятность, что ребенок станет вам доверять. Он все еще хочет вам угодить, добиться вашего одобрения, но будет делать это, отставив в сторону честность и настоящего себя, возможно, принося в жертву свое психическое здоровье.

Драконовскими режимами не превратить людей в добрых высоконравственных членов общества. Не помогают они и установлению удовлетворяющих вас обоих отношений, зато могут помешать ребенку выстраивать хорошие, здоровые отношения во взрослой жизни.

За что наказывать нельзя?

Взрослые должны дать четко понять детям, за что их ждет наказание, соответственно тяжести проступка.

В перечень преступлений не должны входить:

  • действия, связанные со стремлением лучше узнать мир. Например, малыш разобрал дорогие папины часы, чтобы посмотреть, как они работают. Или испачкался из-за того, что захотел проверить, насколько далеко улетит грязь в луже, если на нее прыгнуть и т.д.;
  • особенности, связанные с неумением что-то делать. К этому относится хождение мимо горшка, повышенная активность, невнимательность и рассеянность, проблемы со сном;
  • поступки, связанные с психическими заболеваниями;
  • неосторожные действия. Пролил чай, замарался в грязи, разбил вазу;
  • за эмоции, связанные с завистью к брату или сестре, обидой на родителей и уходом из дома, желанием иметь чужие вещи;

Перед тем, как наказывать, нужно выяснить, что поступок совершен по неведению или из благих намерений, а не из желания отомстить или кого-то обидеть.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий