Из практики психолога: почему мы кричим на детей?

Как понять, что пора на терапию, и как уговорить семью

Здесь работает та же схема, что и с терапией взрослых: если проблема забирает слишком много сил и эмоций, а справиться самостоятельно не получается — нужна помощь специалиста. Ситуации у всех разные, но есть список запросов, с которыми чаще всего приходят подростки — и их нельзя запускать. 

Депрессия Подростковая депрессия — не блажь, а заболевание, и она не «пройдет с возрастом». Основные симптомы: апатия, потеря интереса к занятиям, которые раньше нравились, заниженная самооценка, невозможность сосредоточиться. Особо насторожиться стоит, если в беседах подросток часто говорит о бессмысленности или о смерти. Может показаться, что поиски смысла жизни и негативное мышление — нормальные атрибуты взросления. Но если негативный сценарий превалирует — необходимо срочно принять меры. У подростковой депрессии высокий риск суицида. Это не значит, что подростка нужно запереть в больнице и кормить таблетками. Он нуждается прежде всего в психологической помощи. Тревожные расстройстваПостоянная тревога, ярко выраженный страх общаться и выступать на публике, нежелание пробовать что-либо из-за боязни провала — эти чувства отравляют жизнь. Если не разобраться с ними в подростковом возрасте, человек с большой вероятностью пронесет их и дальше — во взрослую жизнь. Расстройства пищевого поведенияПодростки часто бывают очень восприимчивы к критике и озабочены тем, какое впечатление производят. В сочетании с принятыми в обществе стандартами красоты это нередко приводит к расстройствам пищевого поведения — опасным психологическим проблемам, которые влияют не только на эмоциональное состояние, но и на здоровье. СтрессПоступление в университет, взросление, ответственность — подростки ежедневно сталкиваются с колоссальным стрессом. Психотерапия научит эффективно с ним справляться: не избегать, но и не впадать во фрустрацию.  Переживание травмы или потериПодростки тоже переживают тяжелые ситуации: потерю близкого, расставание с друзьями или парой. Но с ними это впервые. Если не проработать травматичный опыт, он может «всплывать» в будущем и продолжать приносить страдания. Отсутствие социальных связейЛюбому человеку плохо без общения. Если подросток не может наладить контакт с другими людьми, общается только в пределах семьи (в лучшем случае) — это повод немедленно обратиться к психологу. Знакомиться, сближаться, создавать связи — это навык, и его можно приобрести, если проработать в психотерапии страхи и другие мешающие факторы.

Если вы — подросток, и вам нужно уговорить родителей на психотерапию — отправьте им ссылку на эту статью. Поговорите о ситуации в спокойной обстановке. Объясните, что психотерапевт — не замена родителям, и поход к нему не означает, что вас плохо воспитали или недостаточно любили. Это — способ обеспечить себе более счастливое будущее. 

Если вы — родитель, и хотите предложить подростку помощь психотерапевта — обсудите его страхи перед терапией. Скорее всего, именно они (а не природное упрямство) мешают согласиться на помощь.

Детские психологи — случаи из практики

В центре принимает 5 специалистов — детские и подростковые психологи, психотерапевты и нейропсихологи с опытом от 5 до 28 лет практики. См. консультация детского и подросткового психолога, специалисты, цены.

Елена, 8 летЗаикание, низкая успеваемость, агрессивное поведение в школе. После тщательного рассмотрения проблеы было выявлено, что заикание девочки было психосоматическим и представляло собой защитный механизм: ребенок не смог адаптироваться в школе, не был принят одноклассниками, преподавателем. Заикание позволяло избегать устных ответов, ответов у доски, вызывать жалость у сверстников. После 1 месяца коррекционной программы: заикание сгладилось, агрессивность снизилась, у девочки появились друзья среди одноклассников. К концу программы Елена участвовала в школьном конкурсе чтецов, успеваемость повысилась, взаимоотношения с преподавателем и классом наладились. Заикание исчезло.

Как объяснить ребёнку поход к психологу

Часто родителей беспокоит, как предложить сыну или дочери встречу со специалистом. Ребёнок может испугаться, что он «не такой, как все», и отказаться идти. Это связано со стигмой на психотерапию: не только дети, но и взрослые бывают уверены, что сеанс у психолога нужен только тем, у кого «едет крыша». 

На самом деле это не так. Подростку можно объяснить, что психолог — в каком-то смысле тоже врач, только лечит не физическое, а ментальное здоровье. Нормальная практика — пойти к психологу, даже если «ничего не болит».

‍Сейчас психотерапия становится всё популярней, особенно среди тинейджеров. Возможно, подросток и сам осознаёт необходимость встречи со специалистом, но стесняется попросить об этом родителей.

Но если ребёнок пока недостаточно взрослый, используйте другую тактику: не говорите о походе к психологу напрямую. Не стоит преподносить психолога как серьёзного специалиста, который «поможет тебе» и «решит твои проблемы» — в этом случае ребёнок заупрямится. Когда ребёнку нужен психолог, преподнесите это как игру. Сделайте акцент на том, что ребёнку будет интересно, и он здорово проведёт время. 

Важно: будьте готовы, что на первой встрече присутствие ребёнка вообще не понадобится. Часто работать надо с «внутренним ребёнком» родителя, а не с реальным ребёнком

Если специалист считает, что нужна работа непосредственно с детьми, есть два варианта. Ребёнок младшего школьного или дошкольного возраста → родители смогут присутствовать на сеансе (но всё индивидуально — обсуждайте заранее с психологом). Ребёнок учится в средней или старшей школе → на сеансе будет только он и специалист. Так ребёнок сможет легче раскрыться и доверить какие-то секреты, которыми не поделился бы с родителями.

Встречи с психологом полностью конфиденциальны. Специалист не имеет права выдавать родителям подробности встреч с ребёнком — это нарушение этического кодекса. Но есть и исключения: когда речь идёт о жизни и смерти. Например, психолог обязан сообщить родителям и правоохранительным органам, если речь пойдёт о совершенном в отношении ребёнка преступлении. 

<<Форма бесплатного курса>>

Сексологи — случаи из практики

В центре принимает 2 специалистов — сексологи, сексопатологи, семейные психологи и психотерапевты с опытом от 5 до 28 лет практики. См. консультация врача-сексолога, Gi-терапия (Gi-метод), специалисты, цены.

Виктор, 45 летОбратился с жалобами на отсутствие эрекции. Сказал, что прошел 2 курса лечения антибиотиками и физиотрапии по поводу хронического простатита. Но эректильная функция не восстановилась. Был проведен курс суггестивной и трансперсональной терапии. Проблема была решена.
Светлана, 18 летЖалобы на боли в области связок матки во время коитуса. Считает, что это проявление вагинизма. Я ее наравил к гинекологу, которая сказала, что связки действительно болезенны при пальпации. Во время осмотра кресцовой части была отмечена некоторая болезненность. Выяснилось, что в детстве упала с качелей на копчик. После направления к специалисту мануальной терапии (остеопату) боли исчезли.
Сергей, 42 годаЖенат вторым браком, жена младше на 12 лет. В последний год стал себя чувствовать неуверенно в постели.Стала ослабевать эрекция, иногда она вообще отсутствовала. Стал появляться страх, перед близостью и чувство ущербности после неудавшегося коитуса. Свою неуверенность пытался заглушить дорогими подарками. Обратился за помощью в сексологический центр. Лечился у андролога от простатита антибиотиками и физиолечением. Эффекта не последовало. Был предложен еще один курс. Но от него пациент отказался и обратился ко мне.Был проведен курс GI терапии. К пациенту вернулась уверенность и потребность в сексе. Импотенция прошла.
Андрей, 25 летПосле первого неудачного сексуального опыта с любимой девушкой стал избегать близости, чем сначала ызывал недоумение своей подруги. Спустя некоторое время она стала подозревать, что он охладел к ней, что вызвало серьезные переживания с ее стороны.Андрей обратился ко мне и с ним был проведен курс GI психотерапии. Он отважился поговорить о своей проблеме с возлюбленной. Повысилась степень доверия между ними и кроме того решилась основная проблема, заставившая обратиться за помощью, а именно синдром ожидания неудачи.
Антон, 32 годаЖенат 7 лет, имеет 6 летнюю дочь. Обратился с жалобами, что в последний год во время близости с супругой«не может кончить». При том, что когда иногда случаются внебрачные связи, то с оргазмом все в порядке, «и даже слишком».В ходе первичной беседы выяснилось, что Антон в последние годы не испытывает трепетных чувств к супруге и по сути просто «исполняет супружеский долг». Отношения потеряли эмоциональный накал и страсть.Для решения данной проблемы была предложена семейная психотерапия. Кроме того с Антоном и его супругой была проведена и индивидуальная работа в техниках GI. Интимные отношения вернули свою яркость. Через год, в их семье, появился еще один малыш.
Светлана, 26 летОбратилась с жалобами, на невозможность получения оргазма во время секса с партнером. Половой жизньюживет с 16 лет. С 14 лет получает оргазм миотоническим способом. Партнера обижает то, что после его эякуляции она просит его оставить ее одну и «кончает» ставшим для нее привычным методом.Был проведен курс GI терапии, в комплексе с традиционными способами психокоррекции и секстерапии. Повысилась степень доверия к партнеру. Стала получать оргазм и в процессе коитуса, и мастурбируя традиционно.
Ева, 29 летОбратилась с жалобами на отсутствие вагинального секса уже в течение 3х лет в виду невозможности полвого акта в силу сокращения мышц предверия влагалища. Замужем . С мужем знакома еще с университетской скамьи. 3 года назад стали беспокоить непрятные ощущения в области половых органов. Обратилась к гинекологу. В ходе гинекологического обследования услышала много неприятных слов в свой адрес от врача. Пришла подавленной и с того момента с супругом был только оральный секс. В принципе мужа это тоже устраивало, и обоим казалось, что вагинизм пройдет сам собой. Но этого не происходило. Появилось желание иметь детей, что и послужило поводом для обращения.Был проведен курс GI терапии. Буквально после 3 сеанса произошёл вагинальный секс . Муж был очень доволен, как и сама пациентка. На момент написания статьи у супругов две годовалые дочери близнецы.
Показать ещё

Работа психолога

Работа психологов с подростками — важный аспект в профилактике подобных трагедий, считают опрошенные «Известиями» эксперты.

— Необходимо восстановить практику работы школьных психологов, которой сейчас практически нет. Профессионал не пойдет на эту должность из-за низкой оплаты труда. Но именно наличие психолога помогло бы избежать очень многих суицидов, стрессов, которым подвергаются наши дети, — считает клинический психолог Игорь Дар.

В частности, такие специалисты могли бы проводить различные тестирования, например диагностику агрессивности или реализовывать проективные методики, добавляет психолог Элена Гамаюн. Периодические исследования позволяли бы выявлять подростков, склонных к проявлению насилия, а затем с ними проводилась бы отдельная работа.

Сломанная психика

Фото: Depositphotos

— Многие проблемы можно было бы выявлять на раннем этапе. Агрессия не возникает за пять минут, она копится в течение долгого времени, человек затаивает обиду, — говорит эксперт. — Кроме того, психологи могли бы работать с жертвами и источниками травли, которые могут быть в классе.

По мнению Игоря Дара, подросткам могла бы помочь информационная онлайн-платформа, где каждый школьник смог бы почитать о том, что ему интересно: о профориентации, половом воспитании и агрессии со стороны окружающих.

— Там бы предлагались и доступные анонимные онлайн-консультации. Только так мы сможем работать на опережение, — считает психолог.

По словам эксперта, очень важно не допускать романтизации личности преступника среди подростков. Лучше донести до них, что из любой ситуации есть мирный выход, а люди, которые идут на такие поступки, губят не только жизни других людей, но и свою собственную

Трагедия в Казани указывает на целый комплекс проблем, связанных как с отношениями внутри школ, так и с оформлением лицензии на оружие, считает психолог Екатерина Тихонова.— Нужно менять как подход в воспитании детей (делать более человечным), так и более тщательно, а не формально подходить к продаже оружия, к выдаче справок на его ношение и хранение. Не секрет, что сейчас справку может получить практически любой человек, не состоящий на учете в психо- или наркодиспансер. Оно должно продаваться только тем, кто прошел тщательное медицинское обследование, — отмечает собеседница «Известий».

Кроме того, по ее мнению, психологи в школах должны работать не только с детьми, но и с учителями, проверяя, нет ли у тех профессионального выгорания, и как они на самом деле обращаются с подростками.

Что делать

Проанализируйте результаты опроса и свои чувства. Не кажется ли вам, что причина кроется в родителях:

  • Непослушание и капризы ребенка – результат непонимания его просьб или подавления его как личности.
  • Переживания из-за того, что ребенок позорит, выставляет не в лучшем свете – результат зависимости родителя от чужого мнения или создания завышенных требований для ребенка.

Я говорю это не для того, чтобы усилить чувство вины, а чтобы вы поняли, что работать нужно над собой.

Крики родителей – это крик о помощи, признание собственного бессилия, педагогического провала. А может быть, вас беспокоит что-то стороннее (работа, отношения с партнером), но вы вымещаете злость на ребенке. Или так выходят ваши комплексы, неспособность управлять эмоциями. Или вы оказались заложником жизненного сценария, навязанного вам вашими родителями.

Итак, что делать:

  1. Научитесь отличать вину от ответственности. Вина – это негативная оценка, отношение к ситуации. Ответственность – это признание факта, понимание своей сопричастности к случившемуся. Чувство вины разрушительно, признание ответственности необходимо и полезно.
  2. Определите истинную причину срывов. Признайтесь сами себе, какие чувства кроме гнева испытываете. Подумайте, как это исправить, как устранить стрессогенный фактор.
  3. Изучайте возрастные нормы и особенности развития детей. Раздражение спадет, если вы поймете и примете своего ребенка. И если индивидуальные особенности понять сложнее, то есть общие принципы развития, которые прописаны в любом учебнике или популярной литературе по психологии. Например, дети 3-4 лет плохо ориентируются во времени, они не могут мыслить абстрактно, а потому понятия не имеют, сколько длится час, как быстро пройдут 15 минут. А в момент кризиса трех лет детям нужна свобода, уважение их личности, поощрение самостоятельности.
  4. Выходите из «заточения», устраивайте личную и социальную жизнь. Социальная изоляция, невозможность разделить заботу о ребенке с кем-то еще заставляет видеть причину личного неблагополучия в ребенке.
  5. Восстановите ресурсы организма. Крик – примитивная защитная реакция в ответ на усталость, перенапряжение, переутомление, недосып, недоедание, депрессию, хронические заболевания, усталость от жизни и прочее.
  6. Избавьтесь от идеализма и перфекционизма. Не пытайтесь быть лучше всех, идеальным родителем или воспитать идеального ребенка по придуманному образцу. Будьте собой и позвольте ребенку быть собой.

Будьте готовы к срывам. Вам предстоит изменить привычки, сломать стереотип поведения и построить новый. На это уйдет несколько месяцев. При срывах и разочаровании в себе, возврате чувства вины перечитывайте первый пункт рекомендаций. Снова выделяйте факты и стройте новый план действий.

Так что же делать?

Лишь немногие из нас — родителей — справляются в воспитании без крика и наказаний. Если и вы стремитесь к этому, то знайте:

основа воспитания лежит в уважении к ребенку, как к личности

Это значит, что в процессе воспитания, вы должны относиться к своему малышу — как к равному себе, а не как к человечику, который еще ничего не понимает и вы должны решать за него все сами. Я не говорю о потакании капризам малыша, ведь капризам взрослого вы бы не потакали? Речь идет об умении договориться с ребенком, умении спокойно объяснить ему «что» и «почему» нельзя.

Очень важно, хотя и не легко построить отношения с ребенком так, что бы он вам доверял, что бы он знал, что вы его не обманите и учтете его интересы. Для построения таких отношений с малышом у меня есть несколько правил:

  1. Никогда не обманывайте ребенка.
  2. Если что-то «нельзя» сразу спокойным и серьезным тоном объясняйте почему.
  3. Всегда выполняйте свои обещания, или не давайте их напрасно.
  4. Не злоупотребляйте запретами.

А как же сделать так, чтобы ребенок был заинтересован поступать так, как просит его родитель? Конечно же, не при помощи угроз и крика, а при помощи объяснений своей просьбы, и поощрения при ее выполнении.

Казанская трагедия

Первый учебный день после майских праздников в Казани обернулся трагедией. Утром 11 мая в гимназию № 175 ворвался ее бывший ученик, 19-летний Ильназ Галявиев, и открыл стрельбу из ружья. Жертвами Галявиева стали семь детей и две учительницы — начальных классов и английского языка.

Сломанная психика

Автомобили скорой помощи и правоохранительных органов у школы № 175

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Олег Казанцев

Еще 23 человека попали в больницу с огнестрельными ранениями и травмами, полученными при эвакуации из здания — перепуганные дети выпрыгивали из окон, чтобы спастись. Двое школьников находятся в крайне тяжелом состоянии.

Напавшего на гимназию Галявиева задержали на месте преступления. На записи, сделанной силовиками, видно, что молодой человек ведет себя неадекватно: кричит, что ненавидит людей, и считает себя избранным.

«Летом во мне начал пробуждаться монстр, я начал ненавидеть всех, я всегда всех ненавидел», — заявляет Галявиев.

Сломанная психика

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Во время беседы с сотрудниками ФСБ студент рассказал, что два месяца назад осознал себя «богом» и захотел заявить об этом всему миру. С этой целью он получил разрешение на оружие, приобрел гладкоствольное ружье и решил напасть на школу. За неделю до атаки создал Telegram-канал под названием «Бог», а в день ее совершения разместил там фото в маске и написал, что собирается убить много людей. Несмотря на странное поведение Галявиева и его публичные предупреждения, остановить его никто не попытался.

Психологи рассказали «Известиям», можно ли было предотвратить нападение и как распознать агрессора и вовремя остановить его.

Плач как метод давления

Новорожденный, отвечая криками и движением на воздействие окружения, реагирует непосредственно.

Новорожденный, отвечая криками и движением на воздействие окружения, реагирует непосредственно. Однако уже к 3–4 месяцам у детей вырабатываются вполне определенные поведенческие реакции. Одна из них – требование немедленного внимания с помощью громкого надсадного крика. Интонация его далека от жалостного или голодного, и обычно мамы сами прекрасно слышат, что кроха капризничает.

В какой момент нужно начинать воспитательную работу по искоренению привычки сказать сложно: зависит от стойкости самой мамы, темперамента ребенка и терпения остальных домочадцев

Кричать малыш может долго и самозабвенно, и объяснить свое нежелание обращать на кроху внимание, бывает очень сложно

Касается это обычно времени перед сном: ночью ребенок просыпается и плачет по более «уважительным» причинам, а плач во сне от него не зависит.
Плач – естественная и нормальная реакция малыша как на окружение, так и на собственное состояние. Не стоит относиться к нему как негативному явлению, которое нужно немедленно прекратить любыми способами. С помощью всех своих действий, в том числе и криков, ребенок отрабатывает способы взаимодействия с людьми и влияния на них.

В первый год жизни почти половина грудничков плачет перед сном. Причина тому, нарушение режима отдыха, вследствие чего возникают проблемы с пробуждением и засыпанием. Стоит отметить, подобное состояние нередко возникает у детей, дошкольного возраста и может привести к расстройствам работы ЦНС.

Однако, не только нарушение режима может стать виновником того, что ребенок плачет перед сном. Подобное состояние провоцируют еще ряд опасных патологий, о которых и поговорим.

Почему ребенок кричит перед сном? Подобное состояние может быть спровоцировано рядом причин. Причем чаще такое поведение наблюдается у грудничков до года, и зачастую оно связано с физиологическими факторами, такими как:

  • колики в животе. Если виновник детского плача именно этот провокатор, попробуйте приложить грелку на живот малышу или приобретите любой детский препарат, устраняющий газообразование;
  • прорезывание зубов. Еще одна широко распространенная причина детского плача. Выявить, проблему можно осмотрев десна, если они воспалены приобретите специальный гель смазать отекшие места.

Эти два фактора, являются наиболее распространенными. Однако, существует еще ряд причин, по которым ребенок истерит, а именно:

  1. Перенапряжение ЦНС. Подобное состояние возникает, если нервная система малыша не в состоянии справиться с полученной нагрузкой. Сигналом к тому, что именно перенапряжение ЦНС виновник, капризы и рыдания за час до планируемого отдыха.
  2. Нервная возбудимость. Подобный диагноз устанавливает педиатр на плановом осмотре. Причем в этом случае повода для паники родителей нет. Около 70% всех деток до 3 лет подвержены подобному состоянию. Для устранения этого провокатора, достаточно снизить количество дневных активных игр.
  3. Если ребенок начинает плакать перед сном, возможно, причина в отсутствии режима отдыха. С подобной проблемой сегодня сталкивается каждый второй родитель. Как правило, принято считать, что дети ложатся спать по своей потребности. На самом деле, это в корне неверно. Режим нужен детям для ощущения спокойствия и стабильности и, если придерживаться его, ребенок перестанет закатывать истерики.
  4. Если ребенок плачет после сна, возможно, причина в мокром подгузнике и неудобной одежде. Часто новорожденный ощущает дискомфорт от мокрых вещей, которые раздражают нежный кожный покров. А как только провокатор будет устранён, малыш успокаивается.
  5. Реветь годовалый малыш может, и вследствие внешних факторов. К таким относятся шум от работающей техники, яркий свет, излишне холодный или слишком теплый воздух. Определить, что малышу жарко можно по покрасневшему лицу и сильной потливости.
  6. Кроме того, кричать дитя может, и из-за неудобной позы сна, если кроха еще не умеет переворачиваться.
  7. Если ребенок орет диким криком перед сном возможно он чем-то напуган. Подобное состояние характерно для ребят в возрасте от 1.1, 1.5 и 1.7 года. В этом возрасте кроха уже различает темноту и реагирует отсутствием мамы сильным криком. При таком состоянии желательно маме лечь рядом с ребенком и заснуть.

И последнее, причиной плача навзрыд в некоторых случаях становится дефицит полезных элементов в детском организме. В особенности витамина Д. Из-за его недостатка страдает не только обмен фосфора и кальция, но и развивается рахит.

Подобному состоянию подвержены те дети, которые родились с осени и по весну. В этом случае, потребуется организовать полноценную дотацию витамина Д в первые два года жизни.

С помощью крика ничему не научишь

Воспитать ребенка хорошим человеком с помощью криков невозможно. Крича, вы только заставите его чувствовать себя нелюбимым, бесполезным, плохим, не заслуживающим хорошего отношения и так далее. Мозг ребенка невероятно восприимчив к агрессии и злобе. Более того, малыш начнет брать с вас пример и тоже все проблемы станет решать деструктивно

В такой ситуации взрослым важно понять, что именно они виноваты в возникшей проблеме, поскольку дети просто скопировали их собственную модель поведения. Значит, нужно искать решение и в себе в том числе

***

Конечно, иногда бывает очень непросто сдерживаться и оставаться спокойным. Порой это кажется невозможным. Но вы должны стараться. Если чувствуете, что закипаете, выйдите из комнаты, успокойтесь и только потом начните разговор с ребенком. Если же справиться с негативом не удалось, и все вырвалось наружу, не вините себя слишком сильно. Обдумайте ситуацию, сделайте выводы и обязательно извинитесь перед малышом за свой гнев и обидные слова. К тому же не забудьте напомнить ему о своей любви, расскажите, как много он значит для вас, и как вас расстраивает его плохое поведение.

В любом случае, помните, что мир для ваших детей начинается именно с вас! А это огромная ответственность.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий