Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Гениальная идея: как накормить ребенка, когда уговоры поесть на него не действуют

Каков результат

Сейчас Маше 4 года. Ест она по-прежнему неохотно. Любимыми блюдами дочки является бутерброды, макароны, сосиски, всевозможные сладости, мягкий солёный сыр, консервированные огурцы, картофельное пюре.

Фрукты она практически не ест, компоты не пьёт. Очень редко может укусить яблочко, персик. Иногда кушает рыбку, запечённую в духовке.

От мяса она категорически отказывается, как и от кисломолочной продукции, овощей, супов. В садике практически ничего не ест. Когда предлагаешь что-то новое – отказ (если, конечно, это не конфетка). Маша по-прежнему худенькая и высокая, недобирает в весе.

Возрастные кризисы и аппетит

Проблемы с аппетитом у детей часто обостряются в моменты возрастных кризисов. Ребенок с рождения чувствует ответственность мамы за свое кормление. Она может не заниматься ребенком каждую минуту, не переодевать по сто раз в день и даже не гулять – но кормить она обязана. Первые попытки манипулирования начинаются с отталкивания груди (бутылочки). Ребенок утверждает свое «я», он понимает, что маме придется уговаривать его, задабривать. Эти детские реакции – абсолютно нормальны, они указывают на формирование здоровой психики.

Возрастной кризис года. Кризис могущества, самостоятельности. Многие дети, прекрасно кушавшие прикормы до года, «вдруг» становятся малоешками. Психологи называют второй год жизни малыша возрастом эйфории, именно в это время ребенок буквально ликует от своего могущества. Он понимает, что может по своей воле разобрать пульт от телевизора, убежать от мамы на прогулке или отказаться открывать рот во время еды – все это в его власти. Хорошо, если малыш будет твердо знать, что вы расцениваете его упрямство за обедом как нежелание есть и долго уговаривать не намерены. Не тратьте время на уговоры! Захочет — поест в другое время.

Возрастной кризис трех лет. Если в один год малыш уверен, что он уже очень большой, то в три года ребенок начинает понимать — он совсем еще маленький. Сравнивая себя с взрослыми, кроха замечает, что они сами решают, во что им одеваться, чем питаться. А трехлетний кроха этой свободы лишен. Так начинаются протесты и истерики, в том числе и за едой. Иногда такие капризы обусловлены еще и недостатком внимания

Ведь отказ от обеда или намеренно замедленное поведение за столом – действенные способы привлечь внимание родителей. Часто этот путь борьбы за мамино время дети выбирают, когда в семье появляется второй ребенок

«Вылечить» плохой аппетит в этом случае не так сложно – просто с упрямцем нужно чаще говорить по душам, играть, проявлять заботу.

В промежутке от трех до пяти лет детский организм растет гораздо медленнее. А значит, ему нужно меньше питательных веществ. Этот возраст официально называют возрастом малоешек: ребенок вправе питаться совсем мало. Но родители должны следить, чтобы эти малости были разнообразными.

Возрастные кризисы и аппетит

Проблемы с аппетитом у детей часто обостряются в моменты возрастных кризисов. Ребенок с рождения чувствует ответственность мамы за свое кормление. Она может не заниматься ребенком каждую минуту, не переодевать по сто раз в день и даже не гулять – но кормить она обязана. Первые попытки манипулирования начинаются с отталкивания груди (бутылочки). Ребенок утверждает свое «я», он понимает, что маме придется уговаривать его, задабривать. Эти детские реакции – абсолютно нормальны, они указывают на формирование здоровой психики.

Возрастной кризис года. Кризис могущества, самостоятельности. Многие дети, прекрасно кушавшие прикормы до года, «вдруг» становятся малоешками. Психологи называют второй год жизни малыша возрастом эйфории, именно в это время ребенок буквально ликует от своего могущества. Он понимает, что может по своей воле разобрать пульт от телевизора, убежать от мамы на прогулке или отказаться открывать рот во время еды – все это в его власти. Хорошо, если малыш будет твердо знать, что вы расцениваете его упрямство за обедом как нежелание есть и долго уговаривать не намерены. Не тратьте время на уговоры! Захочет — поест в другое время.

Возрастной кризис трех лет. Если в один год малыш уверен, что он уже очень большой, то в три года ребенок начинает понимать — он совсем еще маленький. Сравнивая себя с взрослыми, кроха замечает, что они сами решают, во что им одеваться, чем питаться. А трехлетний кроха этой свободы лишен. Так начинаются протесты и истерики, в том числе и за едой. Иногда такие капризы обусловлены еще и недостатком внимания

Ведь отказ от обеда или намеренно замедленное поведение за столом – действенные способы привлечь внимание родителей. Часто этот путь борьбы за мамино время дети выбирают, когда в семье появляется второй ребенок. «Вылечить» плохой аппетит в этом случае не так сложно – просто с упрямцем нужно чаще говорить по душам, играть, проявлять заботу

«Вылечить» плохой аппетит в этом случае не так сложно – просто с упрямцем нужно чаще говорить по душам, играть, проявлять заботу.

В промежутке от трех до пяти лет детский организм растет гораздо медленнее. А значит, ему нужно меньше питательных веществ. Этот возраст официально называют возрастом малоешек: ребенок вправе питаться совсем мало. Но родители должны следить, чтобы эти малости были разнообразными.

Витамины

Витамин А благотворно влияет на зрение, на рост организма и состояние кожи и слизистых покровов человека. Содержится: рыбий жир, печень говяжья, морковь, перец красный, щавель, лук зеленый, помидоры красные, абрикосы, масло коровье. Витамин А относится к группе так называемых жирорастворимых витаминов. Поэтому он усваивается лучше и быстрее, в овощи добавить масло.

Витамин С — один из важнейших витаминов, при недостатке этого витамина происходит снижение иммунитета, ребенок становится более восприимчивым к различным заболеваниям, в том числе и инфекционным. Больше всего витамина С в плодах шиповника, черной смородине, красном перце, апельсинах. Далее по убывающей: капуста цветная, лук зеленый, щавель, шпинат, капуста краснокочанная, красные помидоры, лимоны, яблоки, мандарины, красная смородина, капуста белокочанная.

Витамин В1 участвует в регуляции обмена углеводов. При  недостаточном поступлении этого витамина в организм происходит раздражение нервных окончаний, что проявляется возникновением болевых ощущений в мышцах, в желудочно-кишечном тракте, в сердце и т.д. В большом количестве этот витамин содержится в дрожжах, в хлебных изделиях и в крупах. И далее по убывающей: свинина, горох, овсянка, фасоль, гречка.

Витамин В2 очень важен в период роста человека. Если ребенок испытывает дефицит этого витамина, то заметно задерживается рост. Когда родители вдруг замечают, что их ребенок  значительно отстает в физическом развитии от своих ровесников, не прибавляет в весе, то должны задуматься, достаточно ли ребенок получает с пищей витамина В2. Им богаты: куриное яйцо, творог, сыр, хлеб бородинский, гречка, молоко коровье, овсянка.

Витамин РР напрямую влияет в организме на процессы окисления. Если ребенок испытывает недостаток этого витамина, то становится слабым, вялым, быстро утомляется, легко раздражается. Его содержат: гречка, хлеб пшеничный, мясо и рыба, фасоль, овсянка, картофель, хлеб ржаной.

Витамин D необходим не только ребенку первых лет жизни, поскольку принимает непосредственное участие в обмене кальция и фосфора в организме. Недостаточное содержание витамина D приводит к снижению усвоения кальция. Он образуется в коже человека под действием солнечных лучей. Источником витамина D является рыбий жир.

Витамин В12 — если этого витамина мало, может развиться тяжелая анемия. Основные источники (по мере убывания): печень говяжья, почки говяжьи, желток яйца.

Витамин В6 принимает активное участие в обмене ряда аминокислот, т. е. напрямую влияет на обмен белков. Поэтому этот витамин очень важен для растущего детского организма. Это один из тех редких витаминов, способных образовываться в организме (он синтезируется микрофлорой  кишечника). Внешними источниками являются дрожжи, печень, яичный желток, бобовые, мясо, молочные продукты.

С учетом вышеизложенного формируем рацион нашего малоешки. Все эти продукты варьируются, дополняются, все это гораздо полезнее, чем рацион вида «три печеньки, булочка, взрослый йогурт, колбаса и пельмени».

Если ребенок совсем не ест молоко, кефир и творог, их можно заменить: детским йогуртом, детской молочной или кисломолочной смесью (Тема, Агуша), сыром (не более кусочка в день), молоком козьим или соевым – вдруг, понравится. Взбейте творожок с фруктами в блендере, делайте коктейли и супы с добавлением молока.

Если ребенок совсем не ест овощи вареные – возможно, он полюбит сырые, запеченные – или ассорти на тарелке, которое можно есть руками.

Если ребенок не любит кашу, добавляйте крупу в суп, котлеты, сырники. Попробуйте макароны из разных круп (гречневые и пр.) В магазинах и аптеках продаются детские хлебцы из гречневой, кукурузной и рисовой крупы. Ржаные или пшеничные хлебцы давать детям нельзя, они состоят из жесткой клетчатки, которая может вызвать сильное расстройство желудка и кишечника.

Если ребенок не любит мясо, его частично заменят молочные продукты, яйца, сыр, горох, фасоль, соя, баклажаны, рис.

Для утоления «ночного жора» (иногда ребенок охотно ест за час-полчаса перед сном) используйте зеленые яблоки, кефир, сырую морковь.

Для своего успокоения ведите записи: записывайте, сколько и какой еды съел ребенок за сутки. Скорее всего, ее окажется не так уж мало. А у вас будет возможность корректировать его рацион в сторону пользы.

Каждый ребёнок индивидуален. У каждого человека гены определяют разные потребности, а потому невозможно точно ответить, сколько же должен есть ребёнок. Дети зачастую лучше родителей знают, сколько еды им нужно. Поэтому Ваша задача — обеспечивать полезные продукты и блюда и вовремя приглашать ребёнка к столу.

Как же я пойму, что ребенок голодный, если он еще не может говорить? Перекармливать не хочется, но и морить голодом тоже.

Обычно малыши сами сигнализируют о голоде. Специалисты выделяют общий (не универсальный) список таких сигналов.

Если вы кормите грудью или смесью, обратите внимание, когда ребенок:

  • подносит руки ко рту или кладет в рот предметы;
  • издает посасывающие звуки и делает посасывающие движения губами;
  • сжимает кулаки на груди или животе;
  • сгибает руки и ноги;
  • плачет (хотя плач не всегда может быть причиной голода).

Если ребенок постарше и уже ест твердую еду, он может указать на голод так:

  • наклоняться к еде и открывать рот;
  • при виде еды радоваться и оживленно себя вести;
  • задерживать взгляд на продуктах или следить за их перемещением.

Уже осваивающего речь ребенка обязательно нужно спрашивать, голоден ли он (и что он хотел бы съесть), наелся ли, хочется ли ему еще. Помогайте ребенку описывать вкус продуктов, их цвета, запахи и текстуры. Задавайте вопросы о еде: что ему нравится больше всего, какая еда кажется ему невкусной, что бы ему хотелось попробовать, приготовить вместе с родителями или друзьями. Еда не должна становиться разменной монетой в ваших отношениях с ребенком. Никогда не используйте еду как наказание, а угощение — как поощрение (например, если десерт предполагается после обеда, ребенок должен его получить даже в том случае, если съел две ложки супа и едва притронулся ко второму, а не только в том случае, если обед был съеден полностью).

Общая трапеза

Возможно, вы замечали, что французы никогда не едят на столе без скатерти. Однажды Карен предложила своим детям своеобразную обеденную «вечеринку», которую все члены семейства приняли на ура. Сервировка, красивая посуда, накрахмаленные салфетки, свечи и приборы — это отличный ритуал для совместного обеда с семьей. Изысканность французов в обычной жизни передается и в сферу еды. Эта атмосфера вызывает у детей заинтересованность в пище.

Магия летнего солнцестояния. Ритуал, который поможет выйти замуж

На летнее солнцестояние моя бабушка берет лавровый лист и красные нитки

Чего не хватает растениям: от недостатка марганца у прожилок появляются дырочки

Ребенка трудно накормить без бутылочки?

Многие малыши привыкают есть из бутылочки и потом не хотят есть «как взрослые». Чем позже вы отучите кроху от бутылочки, тем сложнее приучить его пить из чашки и есть ложкой.

Приучать к поильнику и к чашке можно начинать уже примерно в 9 месяцев.

Но сперва проверьте, готов ли ребенок к этому:

  • Может ли он сам сидеть и держать голову без поддержки?
  • Открывает ли малыш рот, когда его кормят из ложки?

Если ребенок способен делать эти вещи, он готов к поильнику.

Знакомьте с поильником медленно. Сперва покажите малышу, как им пользоваться. В течение нескольких дней заменяйте питье из бутылочки во время кормления на питье из поильника. Сегодня на завтрак используйте поильник, в другие приемы пищи — бутылочку. Завтра давайте его уже в два приема пищи. Но если ребенку так сложно, лучше сразу перейти на поильник.

Что еще поможет:

  • Говорите малышу, что он уже вырос и ему не нужна бутылочка.
  • Хвалите его, когда он пьет из поильника или чашки.
  • Если ребенок достаточно взрослый, дайте ему выбрать поильник самому.

Избирательный аппетит: решаемая проблема

Возможно, ваш малыш еще до посещения детского сада был очень избирателен в еде и никогда не отличался отличным аппетитом. Значит, причина в склонностях и привычках ребенка, с этими привычками он пошел в детский сад, и теперь это мешает ему чувствовать себя комфортно в обстановке, где он не может просить чего-то другого, а должен кушать то, что и все ребята. Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманна, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами. Совет здесь, как правило, один.

Например, если вы решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение не ругать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, – это чувство голода.

Важно только, чтоб через 2–3 часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Единственная сложность для любящего родителя – выдержать такую процедуру и не уступить детскому упорству

Единственная сложность для любящего родителя – выдержать такую процедуру и не уступить детскому упорству.

Частный случай избирательного аппетита – перехватывание в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать конфеты, печенье и шоколад, то в интервале между обедом и ужином ваше чадо вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий, для того чтобы исчезла потребность в еде.

10 правил, которые помогут накормить ребенка

2. Ограничьте отвлечения.

Если ребенок во время обеда смотрит мультфильмы, играет в игру, он может легко потерять интерес к еде. Со стороны гаджеты кажутся нам хорошим способом усадить ребенка за стол, но на самом деле они отвлекают от приема пищи. Установите дома правило — есть всем членам семьи без телефонов и с выключенным телевизором.

3. Следите за размером порций.

Возможно проблема не в том, что ребенок не хочет есть, а в том, что он отказывается съедать всю еду, которая у него на тарелке. Помните, что детям не нужно столько еды, как взрослым. Если размер порции слишком велик, малыш не в состоянии все съесть. Не потому, что он вредничает, а потому, что он уже наелся. Лучше сократить размер порции. При необходимости малыш попросит добавки.

5. Убедитесь, что время кормления не слишком поздно и малыш еще не устал.

Вам тяжело будет заставить есть ребенка, если он сонный и переутомленный. Пересмотрите режим питания и не кормите, когда уже пора спать.

6. Следите за своими эмоциями, когда кормите ребенка.

Уговоры, угрозы или крики не помогут вам заставить малыша есть. Как только он расстроится и станет плакать, он точно откажется от еды.

7. Привлеките ребенка к приготовлению пищи и выбора новых продуктов.

С подросшим малышом решите, что сегодня приготовить, вместе составьте список продуктов. Ребенок с большей вероятностью станет есть то, что сам приготовил.

8. Сократите количество перекусов и напитков, кроме воды, между приемами пищи.

Некоторые дети отказываются есть основную еду, если было слишком много перекусов. У малышей размер желудка меньше, чем у взрослых, и они быстрее насыщаются. Если ребенок не голоден, вряд ли он будет есть.

9. Разберитесь, какой стиль питания у малыша.

В течение дня его аппетит может меняться. Некоторые дети не едят плотно ужин, но хорошо съедают завтрак и обед.

Больше советов, что делать, если ваш ребенок плохо ест, читайте здесь.

Накормить нехочуху

Когда ребенок отказывается есть, родители считают его привередой в еде. Человек, который разборчив в еде, обычно не ест определенные продукты или ест только одну и ту же еду каждый день. Пока вся семья с удовольствием ест разные блюда, малыш может выбирать только курицу, любимый бутерброд или яблоко.

Если это ваш случай, убедитесь, что он разборчив в еде только в силу своих вкусовых предпочтений.

Также проблемы могут быть в другом:

  • Ребенку не нравится текстура новой еды
  • Ему трудно жевать или глотать определенные продукты
  • Мама показывает свою нелюбовь к еде и он тоже начинает отказываться есть
  • Родители стараются насильно накормить малыша. В итоге он протестует

Что же делать? Как правильно себя вести?

Здоровые дети могут самостоятельно контролировать, какое количество еды им нужно, опираясь на внутренние сигналы голода и насыщения. Самое главное — не расстраивайтесь из-за поведения малыша. Просто предоставьте ему большой выбор здоровой пищи. Со временем его аппетит и предпочтения выровняются. Детям полезно научиться слушать свое тело и пользоваться такими сигналами, как голод и насыщение.

Можете придерживаться шести «нет» для родителей, которые рекомендуют специалисты:

  1. Не заставлять, если ребенок не хочет.
  2. Не перекармливать.
  3. Не навязывать, не уговаривать.
  4. Не награждать за съеденное. Не стоит обещать купить мороженое, пирожное за съеденный суп. Еда не должна становиться средством воспитания.
  5. Не подгонять. Спешка во время еды плохо влияет на пищеварение.
  6. Не отвлекать. Специалисты не рекомендуют играть в игрушки или смотреть телевизор во время еды.

Психологи также советуют «закармливающим» родителям разобраться с самими собой — задуматься, какие чувства они хотят выразить желанием насильно накормить, и научиться выражать их иными способами.

«В некоторых случаях потребность покормить, закормить может маскировать другие, более глубокие и нереализованные потребности человека — например, быть значимым для другого, — комментирует семейный терапевт Светлана Тимофеева. — Иногда на закармливающего действуют социальные или семейные установки, которые были актуальны в прошлом, в эпоху дефицита или голода, когда ценность еды имела решающее значение».

Рацион ребенка от трех до семи лет

В этом возрасте не существует строгих норм, но это не означает, что ребенку можно пускаться во все тяжкие. Молоко, мясо, хлеб, овощи, фрукты, а также масло и сахар (фруктозу) следует давать детям ежедневно, использование яиц, рыбы, сыра и творога можно ограничить 1-3 разами в неделю. В частности, яйца допустимо использовать в питании детей через день, творог два-три раза в неделю, а рыбу можно давать один раз в неделю, полностью расходуя в «рыбный» день весь недельный рацион этого продукта (около 250 г). Данные объемы пищи примерны, и совсем не обязательно дети обязаны съесть все без остатка.

Как перестать кормить ребенка с ложки и научить есть самостоятельно

Примерно с года дети в моей семье едят самостоятельно, мы их не кормим с ложечки. Да, грязно, но нас это не сильно напрягает. Несамостоятельные малыши, которых в три года кормят с ложки, перемалывая им банан, напрягают больше.

Это не шутка! Когда я пришла на первое собрание в детский сад, там были мамы, которые спрашивали, будут ли их трехлеток кормить с ложечки и можно ли принести свой блендер, а то крошка не любит жевать, ему нужно все перемалывать.

Откуда у ребенка возьмется пищевой интерес, если он вообще никак не участвует в процессе кормления? Ему не только ложку держать не надо, ему даже можно не жевать! Все уже перемолото. Открывай рот и глотай, делов-то! Таким образом, питание лежит полностью в зоне ответственности взрослого. А у ребенка к еде нет интереса.

Сядьте напротив ребенка со своей тарелкой и начните молча есть такую же, как у ребенка, еду. Заставлять малыша есть пюре из кабачка, а самим наворачивать стейк — как-то не по-человечески.

Все! Больше ничего делать не нужно! Дети развиваются по вашему образцу, учатся на наглядном примере. Так дайте его!

Уберите неудобную еду. Например, суп многим малоежкам есть неудобно— капает с ложки, мочит одежду, противно стекает по подбородку. Но родители заставляют есть именно суп! Хотя его пищевая польза не подтверждается никакими исследованиями. Это обычное второе блюдо, разбавленное водой.

Если соцветие брокколи можно взять в руку и есть целиком — оно ведь такое красивое и его удобно держать в маленькой ручке, — зачем делать из него это ужасное неаппетитное пюре? Продолжая давать умеющему жевать малышу продукты в пюреобразном виде, можно на всю жизнь отбить желание их есть. Овощи и фрукты очень красивы и аппетитны, у они интересны целиком!

Знаю, вы боитесь, что малыш подавится. Стоит различать «подавился» и «поперхнулся, закашлялся». Подавился — это когда ребенок молча синеет. Он не издает не звука. И тут ему поможете только вы. Но такие ситуации случаются крайне редко. Чаще всего он просто поперхнулся — это когда есть кашель, а значит, есть проход для воздуха. В таких ситуациях ребенку необходимо учиться откашливаться и выплевывать мешающий кусочек.

Предлагайте ребенку то, что называется «finger food» (дословно «пальчиковая еда»). Почему у большинства детей так популярна картошка фри, конфеты и так далее? Потому что это удобно взять в руку и съесть за один укус. Сделайте другую еду такой же удобной. Например, вместо супа — кусочки отварного мяса 2×2 см и маленькие соцветия брокколи. Овощи подавайте так же, кубиками 2×2. Сделайте из обычной еды «конфетку», но не по количеству сахара, а по удобной для ребенка форме.

Перестаньте обсуждать дома еду, диеты, вес, свой внешний вид, демонстративно взвешиваться каждое утро и плакать после этого. Если в семье еда вызывает тревогу, ребенок будет от нее отказываться! Он уже усвоил, что еда — это страшно! Таких тяжелых расстройств пищевого поведения у детей, как в семьях ярых ПП-шников, спортсменов и веганов, психологи не встречают больше нигде.

Ребенок вправе быть не голоден! Как и вправе съесть двойную порцию. Многие судят по себе и уверены, что ребенок точно хочет есть. Но у каждого человека свои биоритмы— кто-то ест сразу, как проснется, а кто-то не может впихнуть в себя еду раньше, чем через три часа после пробуждения. В какие-то дни мы хотим есть постоянно, а в какие-то нас воротит даже от запаха пищи.

У ребенка так же. В один день он целый день сидел дома, гулять не ходил из-за дождя, энергии потратил мало и есть почти не хочет. А в другой день папа свозил ребенка в аквапарк — вода, горки, куча потраченной энергии и хороший аппетит.

«Меня в детстве заставляли есть. А я скармливала свою порцию собаке. Когда родители заметили, начала говорить, что у меня болит живот — лишь бы не кушать. Так часто пользовалась этим, что в итоге родители обследовали меня, даже эндоскопию проводили, но я так и не призналась, что обманывала. Своих детей. есть не заставляю».

Сбалансированное питание – что это за зверь?

Типичная картина неправильного питания: ребенку пихают наваристый мясной бульон «посытнее», тут же бабушка кормит пирожком «пока свежий», все это предлагают запить «растишкой», потому что йогурт – это полезно. Никто особо не разбирается, что на самом деле приносит пользу, но картинка уже нарисована, взрослые – удовлетворены.

Ребенок должен получать пищу, соответствующую его возрасту.

До трех лет ребенок питается едой, предназначенной строго для детского питания (ничего жареного, острого, пересоленного). Взрослые термизированные продукты с консервантами и ароматизаторами не являются заменой здоровому питанию. Например: творожная паста с фруктами, растишка, сырки в шоколаде не заменяют творог

Особенно важно разнообразить пищу детей. Однообразная пища перенасыщает организм каким-либо питательным веществом, и, естественно, организм относится к нему отрицательно

Если ребенка в течение длительного времени кормить одним каким-либо блюдом в обильном количестве, у ребенка надолго пропадает аппетит к нему. Часто мамы говорят: раньше хоть гречку по утрам ел, теперь и ее не хочет! И правильно делает.

Если ваш ребенок – малоешка, каждый раз предлагайте ему что-то новое.

Одни и те же блюда можно бесконечно разнообразить, добавляя овощи в кашу, крупу в супы, посыпая блюда тертым сыром или сухариками, детским печеньем, фигурками из овощей.

Ниже приведены нормы для детей раннего и дошкольного возраста. Возможно, увидев их, вы поймете, что ваш ребенок – вовсе не малоешка. Нормы существуют для того, чтобы понять, насколько меню вашего ребенка соответствует его потребностям в витаминах, минералах, белках, жирах и углеводах, клетчатке и пр.

Что будет, если ребенок НИЧЕГО не съест?

«Скажи, Алиса, что ты видишь на дороге?- Ничего. —

Увидеть «Ничего» на таком расстоянии!»

Разберемся, что значит НИЧЕГО. И кто его придумал. Чаще всего его видят бабушки, иногда – мамы. Витаминная доза ребенка до трех лет – 100 г фруктов, это половинка банана или среднее яблоко. 150 г овощей, кусочек мяса (50-80 г), 150 г каши — все это на первый взгляд выглядит маленькими кучками, вызывающими панический ужас. Всего-то половинка банана – не то, что два огромных пирога с картошкой или бутерброд с колбасой! Ребенку нужна полезная еда, а нее ее возрастающее количество. Ребенок, предпочитающий половинку банана тарелке с пельменями – большой молодец, заботящийся о своем будущем. Некоторые мамы говорят: мой ребенок действительно может ничего не есть! Нормальный здоровый ребенок обязательно захочет есть, если его не кормить. Разберемся, как нужно улавливать эти замечательные моменты подъема аппетита.

если ребенок сразу после сна не хочет есть – не настаивайте ни в коем случае. Пусть он «разбегается», поиграет, попробуйте предложить еду попозже.

прогулка – лучший способ для поднятия аппетита. Распределите прогулки так, чтобы сразу после них можно было обедать или ужинать.

запомните, что ребенок и его аппетит – первичнее всего. Не давайте отвлекаться не только ребенку, но и себе. Вы зашли в кухню и усадили ребенка за стол: все последующие действия должны быть связаны только с кормлением. Суета, разговоры, мелькание других людей в кухне, лишние предметы на столе – все это отвлекает малоешку от приема пищи.

Чем завлечь?

— повесьте над столом яркий плакат с изображением животного или ребенка, держащего ложку. Или просто картинку с симпатичным зверьком. Пусть встреча с этой картинкой ассоциируется с приемом пищи. Чем больше ритуалов для концентрации внимания – тем лучше!

— у ребенка-малоешки обязательно должен быть свой стульчик, свое место за столом.

— украшайте еду. Раз в месяц разоряйтесь на новую тарелку, новую ложку для ребенка.

— каждый раз предлагайте что-то другое. Не настаивайте только на каше по утрам или только на супе в обед, потому что это «правильно». Утром можно варьировать кашу с овощами, макаронами, омлетом или супом. Завтрак и обед, если обед происходит не позднее 14.00, легко меняются местами.

Из книги к.м.н., московского врача-педиатра с более чем 40-летним стажем, Тимофеевой Ады Михайловны «Беседы детского доктора»:

А как мы обычно кормим детей? Ребенок только встал с постели. Как правило, он еще не совсем проснулся, не подвигался. Желания есть у него еще нет. А мама утром торопится на работу и начинает насильно кормить ребенка. Малыш нервничает, из-за этого у него не выделяются ферменты, спазмируется желчный пузырь и не выходит желчь для переваривания пищи.

Мама считает, что у него плохой аппетит, но ведь нельзя его отпустить из дома голодным! Переваривание пищи начинается во рту, где со слюной выделяется фермент амилаза, который уже в полости рта начинает расщеплять углеводы.

Чем медленнее и спокойнее идет процесс обработки пищи во рту, тем лучше она будет переварена в желудке. Кроме того, слюна смачивает пищевой комок, и он легче проходит через пищевод. Таким образом, главное — научить ребенка жевать. Хуже всего, когда ребенок торопится и глотает куски. Эти куски плохо перевариваются, и организм почти ничего не усваивает. И тогда непереваренная пища проходит в двенадцатиперстную кишку, тонкую и толстую кишки — и травмирует их.

Во время еды нельзя отвлекать ребенка игрушками, сказками и т.д. А если он отказывается от еды, то, может быть, он еще не голоден. Но мать хочет его накормить. Она ему читает в лучшем случае, а в худшем — сердится на него. А малыш автоматически открывает рот, и туда ему вливается пища. Мать утешает себя тем, что тарелка опустела и ей кажется, что малыш будет сыт. А он не сыт. Он ничего не переварит. Он сделал первый шаг к желудочно-кишечной патологии.

Мой ребенок не ест мясо (рыбу, овощи, фрукты, каши)

Понаблюдайте за малышом: так часто можно разобраться, чем ему «не угодил» тот или иной продукт и по возможности сделать его более привлекательным. Вот несколько советов.

Если ребенок не любит овощи. «Просто» отварные овощи, так же, как и «просто» каша, довольно быстро надоедают детям, зато союз этих двух продуктов может вызвать одобрение. В безмолочной овсяной каше даже самый привередливый малыш не обнаружит измельченную цветную капусту, а овсянка на молоке отлично «спрячет» картофель. Сначала овощей в «секретном» блюде должно быть не больше чайной ложки, постепенно их количество можно довести до 1/3 общего объема. Такую кашу хорошо посыпать неострым тертым сыром и сухарной крошкой.

Почему он не ест фрукты? Обычно от волокнистых фруктов (персики, груши, сливы) отказываются дети, у которых в остаточном виде сохранился младенческий рвотный рефлекс. Он задуман природой как защитный, помогающий предотвратить удушение. Если нежующиеся фруктовые волокна попадают к корню языка, организм с помощью рвотного рефлекса выталкивает пищу обратно.

У некоторых детей остатки этого рефлекса сохраняются дольше, чем у других. Они уже не срыгивают, как младенцы, а просто стараются избегать продуктов, которые трудно до конца измельчить зубками.

Лучшее решение в этом случае — вернуться к уже забытому фруктовому пюре (его можно подавать с кашей или творожком), постепенно увеличивая количество и размер неизмельченных кусочков.

Творог и йогурт — это невкусно? Из кисломолочных продуктов можно приготовить что-то похожее на домашний десерт. Например, взбить йогурт и творог без добавок в блендере, пока не получится однородная масса, похожая на крем. Смешать с однородным фруктовым пюре. Можно съесть сразу, а можно убрать ненадолго в холодильник — получится «мороженое».

Если кроха наотрез отказывается есть «кислый» йогурт, переложите его в стаканчик для мороженого, воткните деревянную палочку и отправьте в морозилку на 2 часа. «Мороженое» наверняка понравится, а это значит, что через некоторое время и «просто» йогурт уже не вызовет протеста.

Каша собственного сочинения. Поставьте перед крохой креманку и несколько блюдечек с кусочками сухофруктов, печенья; свежих фруктов или ягодным соусом; вафельной крошкой и т.п. Самостоятельно «сочиненная» каша наверняка будет с удовольствием съедена.

Как спрятать мясо? Чемпионы по игре в прятки — курица и индейка, это белое мясо совсем несложно спрятать в овощном пюре или каше. Многие привереды охотно едят говядину в составе картофельной запеканки. Беспроигрышный вариант — говядина и тесто. Иногда предлагайте вместо надоевшей котлеты бутерброд с холодным мясом и веточкой укропа; блины или пирожки с мясом.

Если отказывается от рыбы. Наиболее частая причина отказа — запах. Самый гипоаллергенный способ избавиться от него — при варке добавить в рыбный бульон немного молока, а при тушении положить на сковороду нарезанный ломтиками сырой картофель.

Воротят нос от рыбы и те дети, которые когда-то укололись косточкой. В этом случае лучшим компромиссом станут рыбные биточки, картофельные запеканки и пироги с рыбой.

Сделайте еду интересной

Редко, но случается: дети реально недоедают из-за неутомимого желания заняться чем-нибудь другим. Как Маша из мультика «Маша и медведь», которая, пока ищет в кладовке нужную вещь, поиграет по пути всем, что найдет. У активных детей стремление переключиться срабатывает за минуту, доводя маму до истерики. («Кого уж родили, как уж воспитали!» — подпевает невидимый хор Анонимных Докторов Диванных Наук из интернета).

Попытайтесь наделить еду небанальными качествами. Купите приспособления для фигурной нарезки овощей. Потренируйте фантазию, не зря же вы ребенку книжки читаете. На кого похожа морковка? На что способна картошка-тихоня? Что защищает замок из горки пюре? Сделайте разноцветное ассорти из кусочков овощей, это будет войско, готовое победить. В продаже можно увидеть специальные терки для ленточек из овощей, с их помощью морковь или цуккини превращаются в «спагетти». Поменяйте детскую посуду на посуду цветную или необычной формы. Суп разрешаем пить из кружки, а овощи надеваем на шпажки. Возможно, ребенку понравится обмакивать овощи, нарезанные брусочками на манер картофеля фри, в соус из сметаны или йогурта с зеленью.

Наши следующие материалы:

Фото: www.globallookpress.com, www.pexels.com

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий