10 фактов о пользе музыки и звуков природы для мам и малышей

Виды

Мозг сам вырабатывает лекарственные вещества, если лишить его отрицательной информации. Подходящий вид музыкальной терапии расслабит и успокоит перед сном.

Шум воды

Вода очищает мысли, смывает и уносит негатив. Подсознательно напоминает о времени нахождения в утробе матери, вселяет оптимизм, надежду:

  • журчание ручья придает уверенность, улучшает работу выделительной системы, почек;
  • шум дождя снимает нервное напряжение, усыпляет;
  • плеск волн улучшает слух.

Звуки леса

Повышают умственную деятельность, благотворно влияют на эмоциональное состояние:

шелест листьев снимает стресс, укрепляет суставы, кости; шуршание палой листвы успокаивает нервную систему, улучшает работу желчного пузыря, печени; песня сверчка, кузнечика или цикады помогает найти важное в мелочах, дает чувство защищенности, лечит бронхи, мигрени

Орнитотерапия

Лечение пением птиц помогает бороться с депрессиями и одиночеством:

  • пение соловья заживляет любовные раны, дает надежду, исцеляет сосуды, сердце, желудок;
  • пение синицы или голубя полезно поджелудочной железе;
  • крик глухаря помогает кишечнику;
  • голос диких гусей лечит селезенку;
  • песня ласточки полезна щитовидной железе;
  • уханье совы, кряканье селезня помогает при болезнях простаты.

Звуки огня

Настраивают на философский лад. Потрескивание дров прогоняет обиды, объединяет с природой, расслабляет. Такие звуки природы для сна помогают при аллергии, астме, высоком артериальном давлении.

Мурчание кошки

Кошки доставляют радость своим присутствием. Умиротворяющее мурчание снижает тревогу, страх, нормализует давление, ускоряет засыпание, улучшает кровообращение мозга.

Хруст снега

Ассоциации с чистотой зимы и свежестью морозного утра очищают мысли, поднимают настроение. Хруст снега напоминает о приближающихся праздниках.

Успокаивающие звуки природы улучшают центральную нервную систему, от которой зависит работа всего организма.

Можно ли включать музыку новорожденным

Ребенок начинает слышать звуки, еще находясь в мамином животе. С 16 недели он уже слышит стук сердца матери, голоса родителей. После рождения все звуки для малыша становятся более четкими, но в силу физиологических особенностей, его слух остается неполноценным, поскольку продолжают развиваться и формироваться органы, распознающие звуки. Для ускорения этих процессов полезно разговаривать с ребенком, читать ему детские стишки и потешки

Не менее важно ставить грудничку спокойную, мягкую музыку. С первых недель жизни она будет помогать крохе расслабляться, успокаиваться, избавляться от тревоги. Также спокойные мелодии стимулируют интеллектуальное развитие

Также спокойные мелодии стимулируют интеллектуальное развитие.

Какую музыку полезно слушать младенцам

Новорожденным подходит далеко не вся музыка, а только с определенным эмоциональным окрасом. Мелодии для грудничка должны быть спокойными, позитивными, умиротворяющими — этим критериям полностью соответствует инструментальная музыка, предпочтение должно отдаваться фортепиано и струнным инструментам, особенно скрипке. Музыка должна быть гармоничной, без значительных перепадов громкости, ритма и скорости; Средней длины – длительность одной композиции не должна превышать 5 минут.

Психологи понаблюдали за реакциями младенцев и сформировали список композиторов, музыка которых приносит пользу в разных ситуациях:

  • если у малыша тревога, снять ее помогут Шопен, Штраус, Рубинштейн;
  • чтобы ребенок успокоился, включите музыку Бетховена, Шуберта;
  • расслабиться и снизить напряжение помогут произведения Баха;
  • для хорошего настроения лучшая музыка — это композиции Моцарта и Хачатуряна;
  • если нужно повысить концентрацию внимания, выбирайте произведения Чайковского и Мендельсона.

Важно, чтобы музыка нравилась самому малышу, вызывала у него радость и умиротворение. Хорошее «успокоительное» — звуки живой природы: пение птиц, шум морских волн, шум деревьев. Можно ставить новорожденным и песенки из мультиков, сказок, мюзиклов для малышей

Можно ставить новорожденным и песенки из мультиков, сказок, мюзиклов для малышей.

Развивающая музыка и песни для грудничков

Песни, которые поет мама, не только знакомят малыша с миром музыки, но и стимулируют его развитие. Крохе можно петь колыбельные перед сном, а еще песни-потешки при купании, переодевании, занятиях гимнастикой. Сами мамы часто даже не замечают, что начинают петь, занимаясь с малышом. Это одно из проявлений заботы о ребенке

Причем кроха всегда улыбается в ответ на песню мамы — и не важно, есть ли у нее музыкальный слух и вокальные данные

Чтобы развеселить кроху, попробуйте поставить домашний мюзикл. Такое представление развеселит новорожденного и наполнит его жизнь яркими красками, весельем. Еще импровизированные музыкальные спектакли помогут привить грудничку музыкальный вкус и интерес к творчеству.

Устименко Т.В. Влияние музыки на развитие ребенка

Какую музыку включать нельзя

Несмотря на всю пользу музыки для воспитания и развития малыша, в ее использовании есть ряд противопоказаний.

Психологи и педиатры запрещают включать музыку, когда ребенок спит или отдыхает, единственное исключение – время засыпания и тихая, успокаивающая колыбельная.

Ни в коем случае нельзя надевать крохе наушники. Младенец воспринимает рассеянный звук, а направленный может спровоцировать акустическую травму. Источник звука должен находиться на расстоянии не менее 1,5 м от ребёнка, и, предпочтительнее, чуть выше его. Не используйте дополнительные эффекты.

Малышей младше 6 месяцев не стоит брать с собой в шумные места

Избирательное внимание у детей в этом возрасте еще не развито, поэтому все окружающие звуки для них сливаются в пугающую какофонию

Новорожденным запрещено включать тяжелый рок, металл, рэп, гранж. Темп и сочетание музыкальных инструментов будут негативно влиять на состояние крохи, возможно даже будет угнетать его развитие.

Нельзя включать музыку очень громко. Рекомендуем с утра включать веселые мелодии, а вечером — спокойные. В день можно прослушивать не более 2-3 классических композиций, общей длительностью не более 10-15 минут, причём это время лучше всего разделить на два периода.

В целом только мамина песня не имеет противопоказаний. Практически от всей остальной музыки придется отказаться, если у ребенка:

  • предрасположенность к судорогам;
  • болезнь ребенка;
  • воспаление уха;
  • повышенное внутричерепное давление.

Музыкальные инструменты и мелкая моторика

Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.

Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.

Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).

Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком. У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная»

Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше

Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше

У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.

При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.

При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.

Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.

Музыка и здоровье ребенка

С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.

Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.

Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.

В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.

Хоровое пение используют как средство лечения легких форм заикания у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.

Как еще музыка влияет на здоровье:

  • Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
  • О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.

Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.

Польза прослушивания музыки

  • Способствует уменьшению боли.Это происходит из-за выработки эндорфинов, обладающих обезболивающим эффектом. Так же происходит расслабление и отвлечение от источника боли. В одном из исследований установили, что ежедневное прослушивание музыки способно уменьшать хронические боли на 21% и повышать терпимость к ним. Классическая музыка оказывает особое влияние на наш мозг, она больше других жанров успокаивает и помогает справиться с болью.
  • Улучшает процесс реабилитации больных перенесших инсульт.
    Исследования в Хельсинкском университете показали, что у пациентов с инсультом, слушавших музыку, которая им нравилась по два часа в день, на ранних стадиях после инсульта, улучшалось выздоровление.У таких пациентов лучше восстанавливалась речь, память и концентрация внимания, также у них было более позитивное настроение, чем у пациентов, которые ничего не слушали или слушали аудиокниги. Большая часть композиций имела слова, что говорит о том, что сочетание музыки и голоса укрепило слуховую и словесную память пациентов.

Улучшает сон и способствует засыпанию.Ученые из института поведенческих наук (университет Земмельвайса, Будапешт, Венгрия) провели исследование. В нем участвовало 94 студента (от 19 до 28 лет) с жалобами на сон. Участники из группы №1 слушали в течение 45 минут перед сном, расслабляющие классические композиции. Группа №2 слушала перед сном аудиокниги. Группа №3 была контрольной и не получала никакого вмешательства.Эксперимент показал, что в группе №1 значительно улучшилось качество сна и улучшился процесс засыпания. В контрольной группе и группе слушающей книги, качество сна осталось прежним!Так что, дорогие читатели, музыка — это безопасный и простой в использовании метод лечения бессонницы, а сон очень важен для здоровья! О его пользе я уже писал в этой статье: Лучшее лекарство — Полноценный сон.

Делает человека отзывчивей.
Было доказано, что те люди, которые регулярно слушают свою любимую музыку, чаще совершают добрые поступки и оказывают помощь.

Улучшает показатели во время физических нагрузок.Ученые из Государственного университета Лондрины в Бразилии и Медицинского факультета университета Мадрида в Испании провели исследование, в ходе которого 15 подготовленных бегунов пробегали средние и длинные дистанции с музыкой и без нее. Было установлено, что все атлеты показали лучшие результаты во время бега с музыкой, чем без нее. Так же она способствовала восстановлению организма после бега.В ходе другого исследования было установлено, что спортсмены, занимавшиеся в тренажерном зале, жали бОльшие веса и имели меньший уровень усталости.
Да вы и сами, наверное, замечали, что тренироваться под музыку гораздо легче, чем в тишине.

Укрепляет иммунную системуИсследователи из Уилламеттского университета США провели исследование, целью которого было выяснить, как музыка влияет на иммунитет. Исследователи измеряли уровень иммуноглобулина А в слюне участников, пробы слюны брались до и после занятий. 33 участника были разделены на 3 группы. Участники первой группы ежедневно, на протяжении 30 минут играли на музыкальных инструментах и занимались пением. 2 группа каждый день по 30 минут слушала музыку, а 3 контрольная группа ничего не слушала и не занималась пением.Все три группы значительно отличались друг от друга. У участников 3 группы никаких улучшений иммунитета не наблюдалось. У тех, кто прослушивал музыку, иммунитет улучшился и стал выше, чем в контрольной группе, а у тех, кто занимался пением и играл на инструментах, иммунитет стал значительно лучше!
Поэтому, когда слушаете свои любимые треки, обязательно подпевайте и постукивайте ногами в такт, чтобы получить максимальную пользу от прослушивания! 🙂

Хотя во многих исследованиях использовалась классическая музыка, ученые утверждают, что полезно слушать не только ее, практически во всех жанрах есть композиции, влияющие на организм благотворно, главным критерием являются ваши собственные ощущения, те мелодии, которые приятно слушать, которые вас окрыляют, будут благотворно на вас влиять.

На сегодня это все, дорогие читатели, и напоследок для Вас небольшая мелодия на губной гармошке в моем исполнении:

Так же рекомендую скачать мою бесплатную книгу «10 полезных привычек на каждый день, которые помогут укрепить ваше здоровье» Уверен, вы обязательно найдете в ней для себя что-нибудь полезное!

53votes

Рейтинг статьи

Развитие ума

Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.

За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%

Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.

  1. Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
  2. Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
  3. Каждый вид музыкального слуха связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
  4. Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
  5. Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
  6. Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.

1.1. “Музыкальная медицина”

Целительное воздействие музыки на живые организмы было замечено еще на заре цивилизации. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие “музыкальной медицины”. Целительное воздействие музыки на организм человека было замечено еще на заре цивилизации. Использование музыкального искусства с терапевтической целью описаны в древних папирусах и Библии. Музыка влияет на организм человека всесторонне. Во время прослушивания музыки головной мозг реагирует на неё активизацией нескольких областей. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека. Музыку наш мозг воспринимает одновременно двумя полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое тембр и мелодию. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее.

По данным московского медицинского центра “Ленц” и Детского Центра лечения, в результате многочисленных исследований установлено, что под действием музыки такие психические процессы, как память и ориентация улучшаются на 45–50%, а внимание – на 25–30%. Музыкальное воздействие на организм человека осуществляется не только на центральную нервную систему, но и на мышечную, пищеварительную системы. Современные научные исследования показали, что именно классическая музыка положительно влияет на физическое и психическое состояние человека, на здоровье больных

“Живая” музыка композиторов–классиков помогает избавиться от депрессивных состояний, стрессов, переживаний, тревог

Современные научные исследования показали, что именно классическая музыка положительно влияет на физическое и психическое состояние человека, на здоровье больных. “Живая” музыка композиторов–классиков помогает избавиться от депрессивных состояний, стрессов, переживаний, тревог.

— Успокоиться помогут “Свет луны” Дебюсси, “Аве Мария” Шуберта, прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.

— “Лунная соната” Бетховена и “Симфония” Гайдна помогут снять раздражительность.

— При бессоннице слушайте сюита “Пер Гюнт” Грига, “Грезы” Шумана, пьесы Чайковского. Но не любая музыка улучшает зрение и слух, а только та, которая более всего отвечает внутреннему состоянию организма человека. После прослушивания рок – композиции у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови, наблюдается нервный срыв. Так музыка, к сожалению, может превратиться из друга во врага. Известный русский хирург и академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием классической музыки организм начинает работать более слаженно, гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что классическая музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придаёт физическую бодрость.

Создатель музыкальной фармакологии американский учёный Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, “Лесного царя” Шуберта, оду “К радости” Бетховена из его 9–й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Такое воздействие музыки объясняется тем, что различные по частоте звуки по– разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связано с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека своя частота ритмов. Именно поэтому так различны музыкальные вкусы. Интересный факт, отмеченный психологами, – это “совпадение” искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме человека. В психологии существует такой термин как “слуховой путь”. Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60–70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбуждённые нервные центры (например, гнева и недовольства), снимают состояние стресса, боль, улучшают процессы обмена. Всё это происходит под воздействием классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Чайковский. “Но каждое произведение имеет своё воздействие на психическую деятельность” Классическая музыка, в принципе, морально безупречна.

Что обозначают ноты?

Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.

Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.

Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.

Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.

Музыка в доме помогает развиваться головному мозгу малыша

Пение, прослушивание музыкальных произведений, колыбельные, занятия ритмикой доставляют малышам не только массу удовольствия, но и положительно влияет на их воспитание.

Музыка способна:

  • развивать детскую фантазию;
  • улучшать память и концентрацию;
  • помогать развивать речевые навыки.

А самое главное – позитивно влиять на эмоциональный интеллект ребёнка. Прослушивание композиций вызывает различные чувства. Достаточно поговорить с малышом о том, что он испытывает, когда играет та или иная песня – окажется, что эмоциональный диапазон очень велик.

Благодаря музыке активно развивается и правое полушарие головного мозга. А значит – и фантазия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий