Музыка для развития детей

Как музыка действует на детей

  • Ускоряет физическое, умственное и эмоциональное развитие;
  • Формирует речь и помогает при дефектах речи. Например, с заиканием гораздо легче петь, чем говорить;
  • Улучшает память, стимулирует работу мозга и повышает интеллект;
  • Развивает творческие и музыкальные способности, тренирует воображение, пространственное мышление и умение интерпретировать;
  • Учит концентрироваться и сосредотачиваться, сможет улучшить внимательность и привить усидчивость;
  • Воспитывает и формирует музыкальный вкус, приобщает к мировой культуре, к искусству и эстетике. Расширяет кругозор;
  • Налаживает эмоциональный фон, помогает при нервных расстройствах, укрепляет психику;
  • Спокойная музыка успокаивает и снимает стресс, помогает уснуть и избавляет от бессонницы. Бодрая, наоборот, наполняет энергией и тонизирует, повышает настроение и работоспособность, избавляет от депрессии, тоски и хандры;
  • Развивает письменные и математические способности. Ребенок быстрее осваивает счет и письмо. Под влиянием классики и музыки в целом формируется красивый и ровный почерк;
  • Ритмичные физические упражнения под музыку улучшают координацию, укрепляет иммунитет, мышцы и связки, развивают четкость ходьбы и движений. Детки гораздо охотнее занимаются под музыку;
  • Помогает справиться со страхами и фобиями, найти друзей и социализироваться. Ребенок растет уверенным и общительным, активным и оптимистичным;
  • Воспитывает в ребенке дисциплинированность и ответственность;
  • Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев и рук, учит делать сразу несколько дел. А игра на духовых инструментах, как и пение, укрепляет и развивает органы дыхания.

Польза прослушивания музыки

  • Способствует уменьшению боли.Это происходит из-за выработки эндорфинов, обладающих обезболивающим эффектом. Так же происходит расслабление и отвлечение от источника боли. В одном из исследований установили, что ежедневное прослушивание музыки способно уменьшать хронические боли на 21% и повышать терпимость к ним. Классическая музыка оказывает особое влияние на наш мозг, она больше других жанров успокаивает и помогает справиться с болью.
  • Улучшает процесс реабилитации больных перенесших инсульт.
    Исследования в Хельсинкском университете показали, что у пациентов с инсультом, слушавших музыку, которая им нравилась по два часа в день, на ранних стадиях после инсульта, улучшалось выздоровление.У таких пациентов лучше восстанавливалась речь, память и концентрация внимания, также у них было более позитивное настроение, чем у пациентов, которые ничего не слушали или слушали аудиокниги. Большая часть композиций имела слова, что говорит о том, что сочетание музыки и голоса укрепило слуховую и словесную память пациентов.

Улучшает сон и способствует засыпанию.Ученые из института поведенческих наук (университет Земмельвайса, Будапешт, Венгрия) провели исследование. В нем участвовало 94 студента (от 19 до 28 лет) с жалобами на сон. Участники из группы №1 слушали в течение 45 минут перед сном, расслабляющие классические композиции. Группа №2 слушала перед сном аудиокниги. Группа №3 была контрольной и не получала никакого вмешательства.Эксперимент показал, что в группе №1 значительно улучшилось качество сна и улучшился процесс засыпания. В контрольной группе и группе слушающей книги, качество сна осталось прежним!Так что, дорогие читатели, музыка — это безопасный и простой в использовании метод лечения бессонницы, а сон очень важен для здоровья! О его пользе я уже писал в этой статье: Лучшее лекарство — Полноценный сон.

Делает человека отзывчивей.
Было доказано, что те люди, которые регулярно слушают свою любимую музыку, чаще совершают добрые поступки и оказывают помощь.

Улучшает показатели во время физических нагрузок.Ученые из Государственного университета Лондрины в Бразилии и Медицинского факультета университета Мадрида в Испании провели исследование, в ходе которого 15 подготовленных бегунов пробегали средние и длинные дистанции с музыкой и без нее. Было установлено, что все атлеты показали лучшие результаты во время бега с музыкой, чем без нее. Так же она способствовала восстановлению организма после бега.В ходе другого исследования было установлено, что спортсмены, занимавшиеся в тренажерном зале, жали бОльшие веса и имели меньший уровень усталости.
Да вы и сами, наверное, замечали, что тренироваться под музыку гораздо легче, чем в тишине.

Укрепляет иммунную системуИсследователи из Уилламеттского университета США провели исследование, целью которого было выяснить, как музыка влияет на иммунитет. Исследователи измеряли уровень иммуноглобулина А в слюне участников, пробы слюны брались до и после занятий. 33 участника были разделены на 3 группы. Участники первой группы ежедневно, на протяжении 30 минут играли на музыкальных инструментах и занимались пением. 2 группа каждый день по 30 минут слушала музыку, а 3 контрольная группа ничего не слушала и не занималась пением.Все три группы значительно отличались друг от друга. У участников 3 группы никаких улучшений иммунитета не наблюдалось. У тех, кто прослушивал музыку, иммунитет улучшился и стал выше, чем в контрольной группе, а у тех, кто занимался пением и играл на инструментах, иммунитет стал значительно лучше!
Поэтому, когда слушаете свои любимые треки, обязательно подпевайте и постукивайте ногами в такт, чтобы получить максимальную пользу от прослушивания! 🙂

Хотя во многих исследованиях использовалась классическая музыка, ученые утверждают, что полезно слушать не только ее, практически во всех жанрах есть композиции, влияющие на организм благотворно, главным критерием являются ваши собственные ощущения, те мелодии, которые приятно слушать, которые вас окрыляют, будут благотворно на вас влиять.

На сегодня это все, дорогие читатели, и напоследок для Вас небольшая мелодия на губной гармошке в моем исполнении:

Так же рекомендую скачать мою бесплатную книгу «10 полезных привычек на каждый день, которые помогут укрепить ваше здоровье» Уверен, вы обязательно найдете в ней для себя что-нибудь полезное!

53votes

Рейтинг статьи

Когда начинать знакомство ребенка с музыкой

Знакомство с музыкой можно начинать еще во время беременности. Подмечено, что будущие мамы, которые отдают предпочтение классической музыке, чувствуют себя лучше, спокойнее, уравновешеннее, чем женщины, избегающие такое времяпровождение. Хорошо, если во время беременности вы найдете 10-15 минут в день, чтобы насладиться музыкальным произведением. Ваше хорошее настроение создаст комфортные условия для развития вашего будущего ребенка.

После рождения первый раз можно включить в комнате ребенка музыку уже на следующий день. Рекомендуется выбрать для прослушивания спокойную классическую композицию на 5-10 минут во время бодрствования малыша.

Немалую роль в музыкальном развитии играет пение мамы и других взрослых. Различные колыбельные, детские песенки развивают слух ребенка, создают комфортную атмосферу.

Дальнейшее знакомство с музыкой происходит через ежедневное прослушивание классических и детских произведений. В 6 месяцев можно купить ребенку набор игрушечных или настоящих инструментов для развития умения различать звуки. Хорошо предлагать занятия на развитие умения различать звучания разных предметов, предлагать создавать собственные музыкальные “произведения” крышками от кастрюль, погремушками.

К 12-ти месяцам, когда ребенок научится ходить можно начинать учить малыша танцевать. Простые движения в такт мелодии хорошо способствуют развитию координации, слуха, вестибулярного аппарата.

С появлением первых слов в речи ребенка, предложите ему подпевать, заканчивать знакомые песенки. Постепенно видя, как вы с увлечением слушаете, поете, танцуете под музыку ребенок будет приобщаться к этому виду искусства, формировать собственный вкус.

Ближе к 3-м годам дети начинают проявлять интерес к определенным направлениям музыки, просить включать любимые композиции. Рекомендуется прислушиваться к мнению сына или дочки, позволять ему слушать то, что нравится. Вместе с появлением интереса к определенному жанру хорошо показывать и рассказывать, какие инструменты существуют, как они звучат.

В 4-5 лет познакомьте сына или дочку с известными композиторами, их произведениями. Научите малыша рассуждать над эмоциями, которые чувствовал автор при написании мелодии, придумывать сюжет, подходящий для звучания.

В 5-6 лет можно посетить концерт или оперу, познакомив ребенка с профессией музыканта, певца.

Музыкальное развитие ребенка зависит от желания взрослых приобщить своего сына или дочку к искусству. Не нужно читать длинных и скучных лекций по музыкальной литературе, просто научите кроху чувствовать мелодию и выражать с ее помощью свой внутренний мир.

Мы подготовили для вас подборку произведений для прослушивания вместе с детьми. Вы можете воспользоваться предложенными списками или составить свой, соответствующий вашим вкусам и предпочтениям.

Что предложить послушать ребенку из классической музыки:

  1. А. Вивальди “Времена года”.
  2. В. А. Моцарт:
  • Соната №11;
  • Alla Turka;
  • “Маленькая ночная серенада”;
  • “Симфония №40”;
  • “Марш жрецов из “Волшебной флейты”;
  • “Турецкий марш”.
  1. П.И. Чайковский:
  • “Щелкунчик”;
  • “Лебединое озеро”;
  • “Детский альбом”.
  1. Л. В. Бетховен:
  • “К Элизе”;
  • “Ода к радости”;
  • “Лунная соната”;
  • “Симфония №5 до минор”;
  • “Патетическая соната”.
  1. Ф. Шуберт:
  • Ave Maria;
  • «Фантазия фа минор для фортепиано в четыре руки»;
  • «Третий из шести музыкальных моментов».
  1. И. Альбенис «Испанская сюита».
  2. И.С. Бах:
  • «Прелюдия и фуга №1 до мажор»;
  • «Прелюдия №1».
  1. А.П. Бородин «Князь Игорь».
  2. И. Брамс:
  • «Венгерский танец №1»;
  • «Симфония №3».
  1. Ж. Бизе «Кармен».
  2. К. Дебюсси «Маленькая сюита».
  3. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае».

Список классических произведений для прослушивания маленькими детьми можно продолжать бесконечно. Главное, при составлении сборника руководствоваться собственными музыкальными вкусами и создать собственный неповторимый список для развития малыша.

Что предложить послушать ребенку из детских песен:

“Кто пасется на лугу?” (из альманаха-сборника “Веселая карусель № 5”);

“Два веселых гуся” (из альманаха-сборника “Веселая карусель № 2”);

“Антошка”(из м/ф “Антошка”);

“Танец маленьких утят”;

“В траве сидел кузнечик”;

“Облака” (из м/ф “Трям, Здравствуйте”);

“Чунга-чанга” (из м/ф “Катерок”);

“Голубой вагон”( из м/ф “Чебурашка”);

“Песенка Львенка и Черепахи” (из м/ф “Как Львенок и Черепаха пели песню”);

“Улыбка” (из м/ф “Крошка Енот”);

“Песенка о лете” (из м/ф “Дед Мороз и Лето”);

“Песня Чебурашки” (из м/ф “Чебурашка”).

Вы можете дополнить этот список своими любимыми песнями из мультфильмов. Главное, петь их ребенку с душой и радостью, во время прослушивания улыбаться и подпевать.

Музыка и здоровье ребенка

С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.

Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.

Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.

В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.

Хоровое пение используют как средство лечения легких форм заикания у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.

Как еще музыка влияет на здоровье:

  • Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
  • О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.

Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.

О пользе классики сказано очень много, она и оздоровляет, и воспитывает музыкальный вкус, и гармонизирует эмоциональный фон и много всего другого.

Хотелось бы подчеркнуть: когда в доме с самого рождения малыша звучит классическая музыка, она становится для него естественной средой. Вспомните, как часто учащиеся музыкальных школ, младшие школьники испытывают негативные эмоции при одном только упоминании о пользе классики. Может, и вы сами испытывали подобные ощущения и лишь спустя много лет отважились на поход в консерваторию? Или сейчас стараетесь полюбить классическую музыку ради блага ваших детей? А если подобная музыка сопровождает ребенка всю его жизнь, то и периода отторжения, скорее всего, удастся избежать.

В сегодняшнем разговоре о классической музыке начнем с общих советов.

Эффект классической музыки Моцарта

Суть эффекта Моцарта такая, что включая его детям, они развиваются быстрее, чем их сверстники, которые эту музыку не слушали.  Ученые установили, что под действием волшебных нот Моцарта, внутри головного мозга возникает большее количество нейронных связей. Связи нужны нам для усвоения новой информации.

Ученые проводили следующий эксперимент среди студентов. Одной группе молодых людей давали слушать классическую музыку Моцарта в фортепианном исполнении. Другой группе включали запись звуков, вызывающих в воображении райский сад. Третьи — ничего не слушали, их окружала тишина.

После проведения экзамена, выяснилось, что первая группа сдала экзамен успешнее остальных на 9 (!) пунктов. Конечно, новорожденным детям еще далеко до студентов — расти и расти. Но, нейронные связи надо развивать уже сейчас.

Действие классической музыки

Врачи считают, что классическая музыка Моцарта снимает стрессовое состояние у новорожденных, вызванное рождением на свет. Она благотворно влияет на развитие памяти, мышления, так как содержит много звуков высокой частоты. Именно эти звуки больше всего находят отклик внутри коры головного мозга. Что очень полезно.

На этом видео спокойная, успокаивающая классическая музыка Моцарта. Которую можно включать онлайн детям, когда они спят.

О вкусах не спорят

Однако, не все ученые пришли к единому мнению о пользе классической музыки Моцарта. Некоторые не верят в этот  феномен. Но, отрицать бессмысленно, что музыка Моцарта расслабляет, снижает уровень стресса (если он есть). А, значит, восприятие мира становится более эффективным. Настроение улучшается, а на таком «взлете» любое начинание становится легким, приятным.

памятник новорожденному в г. Кемерово

Даже, если не верить, что классика Моцарта благотворно влияет на новорожденных, то совершенно точно, вреда она никакого не принесет. Поэтому включать эту музыку детям можно и нужно. Кстати, маме слушать тоже очень полезно.

О таланте композитора

Амадей Моцарт был сам очень талантливым ребенком. Музыку он начал сочинять еще до того, как научился просто писать. Первую симфонию музыкальный гений создал, когда ему исполнилось всего 10 (!) лет. Великий композитор творил свои шедевры разного жанра. Он писал симфонии и оперетты, камерную музыку и церковную. Моцарт был не только талантливым композитором ( за свою жизнь он написал 50 симфоний!). Он любил импровизировать с музыкой, а так же танцевать и играть в бильярд.

Методика раннего музыкального развития

Существует замечательная методика отца и дочери Железновых, которая называется «Музыка с мамой». Предназначена она для раннего музыкального развития и имеет популярность не только в нашей стране, но и за рубежом.

Сначала программа выпускалась для развития музыкальных способностей детей от трех до пяти лет. И предназначена была для подготовки к поступлению в музыкальную школу.

Но серьезным увлечением музыкой отличаются не все дети. И для многих эта программа сложна.

По этой причине Железновы разработали методику, развивающую способности детей в увлекательной игровой форме.

  1. Она подходит всем и нацелена на общее развитие и получение позитивных эмоций;
  2. В нее включено большое количество песен их собственного сочинения, аранжированные народные потешки и музыкальные упражнения, придуманные Железновыми;
  3. Все это дает доступность для развития даже самым маленьким детям.

Данная программа раннего музыкального развития отличается некоторыми принципами:

  • родители участвуют в занятии, что играет очень важную роль;
  • основу музыкального развития составляют подвижные жестовые игры, танцы и музицирование, так как через эти способы дети легче понимают музыку;
  • используется много фонограмм, это дает возможность педагогу играть вместе с детьми, а родителям организовать занятие дома;
  • использование традиционного музыкального материала, яркого и доступного, а также современного танцевального и хорошего.

Таким образом, напрашивается вывод, что роль музыки в развитии детей важна.

  1. Музыкальные занятия тренируют память, познавательные и мыслительные процессы, повышают мотивацию и успехи в обучении;
  2. Установлено, что во время слушания музыки, кора головного мозга проявляет активность, следовательно, активен и человек;
  3. Ранний возраст отличается тем, что в нем закладываются основные способности у ребенка, он начинает проявлять скрытые таланты, его личность активно развивается;
  4. Музыка влияет на проявление в малыше творчества и избавляет от комплексов;
  5. Идет активное развитие музыкальных способностей и социализация ребенка, формируется его духовная культура.

Слушайте музыку вместе с малышами, получайте удовольствие и развивайтесь духовно, эмоционально и физически.

  • Как вести себя с ребенком?
  • Как развить самостоятельность у ребенка
  • Как научить ребенка убирать игрушки?

Какая классическая музыка для малышей подходит лучше всего? Что включать?

При выборе композиций для малыша руководствуйтесь такими правилами: музыка должна быть светлой, гармоничной, умиротворенной и приятной на слух. Лучше избегать трагических и тревожных композиций.

Немецкие ученые, изучающие влияние классической музыки на малышей, в основном рекомендуют давать слушать младенцам Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха. Особенно выделяют произведения Моцарта, их отличает простота и гармоничность. Этот великий композитор приступил к работе в возрасте четырех лет, возможно, поэтому он наилучшим образом сумел передать то настроение, которое порадовало бы детей. Поэтому из творчества Моцарта ребенку можно включать практически все, пожалуй, только за исключением «Реквиема».

Примерный список классических произведений для прослушивания с малышом (классическую музыку из списка одним архивом можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ)

  • Моцарт «Колыбельная», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш», «Дон жуан», да и практически все его произведения, за исключением трагических;
  • Вивальди «Времена года»;
  • Произведения Баха (не в исполнении органа);
  • Чайковский «Детский альбом», «Времена года», музыка из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»;
  • Прокофьев «Детская музыка», вальс из балета «Золушка»;
  • Шопен «Мазурка», «Прелюдия №15» («Капли дождя»);
  • Штраус «Увертюра к оперетте  «Летучая мышь», «Императорский вальс», «Венский вальс»;
  • Шуберт «Вечерняя серенада», вальсы;
  • Бетховен «Лунная соната», «К Элизе»;
  • Брамс «Венгерский танец №5», «Венгерский танец №1»;
  • Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»;
  • Лядов «Музыкальная табакерка»;
  • Рахманинов «Итальянская полька»;
  • Лист «Грезы любви»;
  • Грибоедов «Вальс»;
  • Верди Триумфальный марш.

Если вы хотите с помощью музыки скорректировать психоэмоциональное состояние ребенка, вот несколько рекомендаций:

  • Чтобы снять эмоциональное напряжение, успокоить малыша, а также гиперактивным детям подойдут Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор», ода «К радости», Бах «Итальянский концерт», «Кантата №2», Чайковский «Сентиментальный вальс», Моцарт «Маленькая ночная серенада» 2 часть, Дебюсси «Лунный свет», Шуберт «Аве Мария», Брамс «Колыбельная», «Зима» из «Времен года» Вивальди.
  • И наоборот, если вам необходимо немного активизировать ребенка, а также малышам, которые плохо сосут, помогут «Весна» из «Времен года» Вивальди, Чайковский «Спящая красавица», «Марш оловянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» Чайковского, Бетховен увертюра «Эгмонт», Лист «Венгерская рапсодия №2», произведения Моцарта, Шуберта, Гайдна в темпе «аллегро» и «аллегро модерато».

Что слушать?

Согласитесь, когда мы задумываемся, о том, какую музыку включить малышу, первое, что обычно приходит нам на ум, — это детские песенки типа «Чунга-Чанга». Бывает, мы и вовсе не заморачиваемся и включаем первое, что попадется по радио – как правило, это что-то из поп-музыки. Нет, я вовсе не хочу сказать, что ребенку нельзя слушать веселые детские песенки, без них никуда. Но если уже сейчас, в самом раннем возрасте, ограничить прослушиваемый малышом репертуар только такой «несложной» музыкой, в дальнейшем привить любовь к истинным музыкальным произведениям будет нелегко и, более того, малыш, скорее всего, будет настаивать на том, чтобы вы их немедленно выключили. И это неудивительно, ведь с самого раннего возраста он ничего другого не слышал! В его сознании уже сформировались определенные представления о музыке, и воспринимать более сложные музыкальные произведения он не в состоянии.

Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы с самого раннего детства малыш знакомился с классической музыкой. Масару Ибука, автор книги «После трех уже поздно» пишет «Если у ребенка в мозгу, который еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы.»

Можно ли включать музыку новорожденным

Ребенок начинает слышать звуки, еще находясь в мамином животе. С 16 недели он уже слышит стук сердца матери, голоса родителей. После рождения все звуки для малыша становятся более четкими, но в силу физиологических особенностей, его слух остается неполноценным, поскольку продолжают развиваться и формироваться органы, распознающие звуки. Для ускорения этих процессов полезно разговаривать с ребенком, читать ему детские стишки и потешки

Не менее важно ставить грудничку спокойную, мягкую музыку. С первых недель жизни она будет помогать крохе расслабляться, успокаиваться, избавляться от тревоги. Также спокойные мелодии стимулируют интеллектуальное развитие

Также спокойные мелодии стимулируют интеллектуальное развитие.

Какую музыку полезно слушать младенцам

Новорожденным подходит далеко не вся музыка, а только с определенным эмоциональным окрасом. Мелодии для грудничка должны быть спокойными, позитивными, умиротворяющими — этим критериям полностью соответствует инструментальная музыка, предпочтение должно отдаваться фортепиано и струнным инструментам, особенно скрипке. Музыка должна быть гармоничной, без значительных перепадов громкости, ритма и скорости; Средней длины – длительность одной композиции не должна превышать 5 минут.

Психологи понаблюдали за реакциями младенцев и сформировали список композиторов, музыка которых приносит пользу в разных ситуациях:

  • если у малыша тревога, снять ее помогут Шопен, Штраус, Рубинштейн;
  • чтобы ребенок успокоился, включите музыку Бетховена, Шуберта;
  • расслабиться и снизить напряжение помогут произведения Баха;
  • для хорошего настроения лучшая музыка — это композиции Моцарта и Хачатуряна;
  • если нужно повысить концентрацию внимания, выбирайте произведения Чайковского и Мендельсона.

Важно, чтобы музыка нравилась самому малышу, вызывала у него радость и умиротворение. Хорошее «успокоительное» — звуки живой природы: пение птиц, шум морских волн, шум деревьев. Можно ставить новорожденным и песенки из мультиков, сказок, мюзиклов для малышей

Можно ставить новорожденным и песенки из мультиков, сказок, мюзиклов для малышей.

Развивающая музыка и песни для грудничков

Песни, которые поет мама, не только знакомят малыша с миром музыки, но и стимулируют его развитие. Крохе можно петь колыбельные перед сном, а еще песни-потешки при купании, переодевании, занятиях гимнастикой. Сами мамы часто даже не замечают, что начинают петь, занимаясь с малышом. Это одно из проявлений заботы о ребенке

Причем кроха всегда улыбается в ответ на песню мамы — и не важно, есть ли у нее музыкальный слух и вокальные данные

Чтобы развеселить кроху, попробуйте поставить домашний мюзикл. Такое представление развеселит новорожденного и наполнит его жизнь яркими красками, весельем. Еще импровизированные музыкальные спектакли помогут привить грудничку музыкальный вкус и интерес к творчеству.

Устименко Т.В. Влияние музыки на развитие ребенка

Какую музыку включать нельзя

Несмотря на всю пользу музыки для воспитания и развития малыша, в ее использовании есть ряд противопоказаний.

Психологи и педиатры запрещают включать музыку, когда ребенок спит или отдыхает, единственное исключение – время засыпания и тихая, успокаивающая колыбельная.

Ни в коем случае нельзя надевать крохе наушники. Младенец воспринимает рассеянный звук, а направленный может спровоцировать акустическую травму. Источник звука должен находиться на расстоянии не менее 1,5 м от ребёнка, и, предпочтительнее, чуть выше его. Не используйте дополнительные эффекты.

Малышей младше 6 месяцев не стоит брать с собой в шумные места

Избирательное внимание у детей в этом возрасте еще не развито, поэтому все окружающие звуки для них сливаются в пугающую какофонию

Новорожденным запрещено включать тяжелый рок, металл, рэп, гранж. Темп и сочетание музыкальных инструментов будут негативно влиять на состояние крохи, возможно даже будет угнетать его развитие.

Нельзя включать музыку очень громко. Рекомендуем с утра включать веселые мелодии, а вечером — спокойные. В день можно прослушивать не более 2-3 классических композиций, общей длительностью не более 10-15 минут, причём это время лучше всего разделить на два периода.

В целом только мамина песня не имеет противопоказаний. Практически от всей остальной музыки придется отказаться, если у ребенка:

  • предрасположенность к судорогам;
  • болезнь ребенка;
  • воспаление уха;
  • повышенное внутричерепное давление.

Простые правила эффективного прослушивания музыки:

  • Пусть в детской звучит моно инструмент, то есть одно фортепиано, одна гитара, одна флейта, одна арфа. Существует множество переложений, аранжировок классических произведений для одного инструмента. Ребенок легче привыкает к звукам музыки, выделяет и запоминает мелодию или мотив. Его ничего в таком исполнении не будет отвлекать.
  • Разделять музыку для бодрствования от музыки перед сном. Существуют целые подборки с подобным разделением. Когда малыш играет, поставьте ему такой диск: танцы,  музыкальные портреты животных придутся ему по душе. Ну а перед сном  –  мягкий Моцарт, кружевной Шопен. Впрочем, о композиторах ниже.
  • Выбирайте ту музыку, которая понравится вам самим. Если будете себя заставлять, ребенок моментально это почувствует. Делитесь с ним позитивными эмоциями. В качестве компромисса, ставьте ту музыку, к которой у вас ровное отношение.
  • Как и во всех сферах жизни, здесь нужна мера. Начните постепенно знакомить малыша с миром музыки. Очень хорошо будет, если вы включите 5-минутный фрагмент после завтрака. Наблюдайте за реакцией малыша: не нравится – еще один вариант, не понравился следующий – лучше отложить, вернетесь к музыке позднее. Если всё прошло хорошо, назавтра включите тот же фрагмент, но уже на 10 минут и т.д. Установите громкость чуть тише, чем нужно вам, у детей отличный слух

Теперь, прежде чем перейти к списку произведений для детей, остановимся на главном детском композиторе – Вольфганге Амадее Моцарте. Юный Моцарт начал творить, когда ему еще не было 6 лет, поэтому считается, что он смог пронести простоту, ясность форм через всё своё творчество.

Венские классики и особенности их музыки

К ним причисляют 3 композиторов, живших во второй половине XVIII — первой четверти XIX вв. Это Й.Гайдн, В – А Моцарт, Л. Бетховен. Они были крупнейшими реформаторами музыкального искусства, благодаря им сформировались новые направления. Кроме этого, их музыка обладает уникальным действием на организм человека.

Современные исследования показали, что она нормализует давление, снимает эмоциональное напряжение, настраивает на созерцательный, чуть отстраненный лад и активизирует мыслительные процессы. Дело в том, что гармонические последовательности, характерные для этой музыки, входят в резонанс с естественными колебаниями организма.

Состав оркестра того времени не включал большого количества басовых и ударных инструментов. Это прерогатива рока, когда при длительном прослушивании низкие частоты и агрессивная партия ударных буквально расшатывает психику, провоцируя агрессию.


Музыка важна в развитии ребенка

Соразмерность звучания классики и созвучность природным ритмам дает толчок к развитию творческих способностей ребенка, расширяет кругозор, пробуждает любознательность, развивает аналитическое мышление.Замечено что там, где звучит классика, дети болеют меньше.

Популярность произведений венских классиков не уменьшается, фрагментами произведений часто озвучивают рекламные ролики, мультфильмы, детские спектакли, а это еще раз доказывает благотворное воздействие на эмоциональную сферу человека, независимо от возраста.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий