Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 12 октября 2021

Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения

Действие принципов

Мало просто знать данные принципы и стараться ими всегда руководствоваться. Самым важным в процессе воспитания является осознанность родителей. Что это означает? Да то, что родители должны четко видеть цель воспитания. Можно бесконечно любить ребенка, во всем его поддерживать и самому быть человеком с большой буквы, но не пытаться прогнозировать будущее и представлять конечный результат. На основе трех вышеизложенных принципов механизм воспитания будет на более качественном уровне. Тем не менее, мама и папа должны осознавать, каким человеком они хотят видеть свое чадо в будущем.

Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения
Развитие личности – направления

Как ни крути, без материальных благ сейчас трудно ощущать себя полноценным человеком. Это касается как элементарных потребностей (еда, одежда, жилье и прочее), так и реализации духовных потребностей (путешествия, книги, посещение секций и кружков). Родители должны осознавать, что мало родить дитя. Нужна материальная база для того, чтобы его вырастить. Нужно осознание этого. На таком материальном фундаменте возможно построить крепкий дом под названием «личность». В таких условиях основные принципы воспитания будут действовать на все 100 процентов.

Чаши весов с «интеллектуальным развитием» и «моральным развитием» не должны перевешивать больше в одну или другую сторону.

Хоть тенденция современности такова, что роль образования постепенно снижается, нельзя этим пренебрегать

Важно, чтобы закономерности системы образования были соблюдены именно вашим ребенком. То есть на конечном этапе была достигнута цель: ребенок реализовал себя в выбранной профессии и стал высококвалифицированным, востребованным специалистом

Для этого необходимо прислушиваться к желаниям своего чада, осознанно выбрать сферу будущей деятельности и подобрать достойное учебное заведение. Чтобы ребенок после окончания ВУЗа не скитался по разным работам, которые не имеют отношения к специальности его образования, необходимо на самом начальном этапе определиться со сферой будущей профессии.

Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения
Поддержка родителей в выборе профессии

Для четкого и качественного действия каждого из принципов необходимо развивать в ребенке его способности, заложенные природой. Нужно это для того, чтобы ребенок смог себя в будущем реализовать, достигать целей, быть удовлетворенным своей жизнью, быть счастливым. Осознанно подходя к таким вопросам, родители формируют личность, которая так же осознанно будет принимать решения, решать жизненные задачи и получать удовольствие от самой жизни.

В свою очередь, образование – это всего лишь дополнение, хоть и обязательное; одного интеллектуального развития мало; родительское руководство (мудрость, умения, навыки, которые передаются ребенку) – это, в своем роде, капитал, благодаря которому ребенок будет жить самостоятельно и независимо.

Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения
Принципы воспитания в семье – основа развития детей

Пускай современный социум диктует новые правила. Это никак не влияет на основополагающие принципы воспитания детей. Родители, адаптируясь к новым тенденциям жизни, уже привносят то необходимое, что поможет ребенку чувствовать себя комфортно в обществе. Любовь, поддержка и вера – это волшебные вещи, способные сделать любого человека творцом своей жизни! А родители – это те самые наставники, которые могут передать все это волшебство своим потомкам. Достойной жизнью живут только те, кто смог осознанно преодолеть все преграды, принимать решения и дарить свою любовь.

Четвертый принцип

Взгляды на методы воспитания у родителей должны совпадать. Лишь при таком раскладе кроха будет чувствовать себя в безопасности и ощутит целостность нашего мира. Утешая ребенка после наказания, вы прививаете ему манипуляторские качества. Дети стремительно подстраиваются под окружающую среду и отыскивают в ней преимущества для себя. После посещения семейного психолога многие узнают, что их ребенок – настоящий манипулятор, который пойдет на что угодно ради достижения желаемой цели. Все это является результатом семейного несогласия во мнениях.

Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения Меры воспитания должны быть адекватными и понятными ребенку

Естественное воспитание сегодня

В естественном воспитании не существует чётких норм и требований ― ведь понятие естественности очень субъективно. Наверное, поэтому сегодня вы не найдёте детских садов и школ, практикующих систему в чистом виде. Определённые элементы естественного воспитания свойственны Вальдорфским садам и школам, а также методике Марии Монтессори, многие родители практикуют эти методы в домашнем воспитании.

Целый ряд современных авторов посвятили этому вопросу свои работы.

  • Практическую сторону системы отлично раскрыли в своей книге «Ваш малыш от рождения до двух лет» Марта и Уильям Сирс ― многодетная супружеская пара, специалисты в области педиатрии и грудного вскармливания.
  • Джон Готтман, американский психолог, в своей книге «Эмоциональный интеллект ребёнка» даёт рекомендации, отображающие основные принципы естественного воспитания в психоэмоциональной плоскости.
  • Жанна Цареградская — основательница московского перинатального центра ― посвятила естественному родительству свою книгу «Ребёнок от зачатия до года».
  • Ингрид Бауэр, мама из Канады, делится с миром своим опытом в области естественной гигиены в книге «Жизнь без подгузников».

Принцип № 3: прежде чем браться за воспитание детей, воспитайте себя

Сущность данного принципа заключается в том, что дети становятся похожими на своих родителей. Они считывают и впитывают как губка всю информацию от своих родителей, перенимают их стиль жизни, манеру поведения, презентацию в обществе, ведение быта, черты характера (как хорошие, так и плохие). Эти закономерности знает любой из нас. Но родители об этом забывают и хотят «вылепить» из ребенка настоящего человека, практически без недостатков, практически – идеального. Забывая о себе. Это в корне неправильно!

Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения Английская пословица о примере родителей

Только оценив объективно свою сущность, проанализировав свои достоинства и недостатки, закономерности поведения и свои жизненные принципы, можно стать для кого-то учителем. Для начала нужно познать себя, вспомнить каких принципов воспитания придерживались ваши родители. Дети способны до мелочей копировать поведение своих мам и пап. Так же они перенимают привычки и взаимоотношения в семье.

Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения Дети копируют родителей во всем

Литература

Если в процессе воспитания возникли трудности, родители не должны пускать ситуацию на самотёк. Во-первых, не нужно стесняться просить помощи у профессионала — любую проблему поможет решить семейный или детский психолог или психотерапевт. Во-вторых, есть тематические, очень интересные книги, которые наверняка поведают много нового о детской психике. Что можно посоветовать из литературы по данному вопросу:

  1. Г. П. Шалаева и О. Г. Сазонова «Правила поведения для воспитанных детей».
  2. М. Ибука «После трёх уже поздно».
  3. О. Маховская «100 ошибок воспитания, которых легко избежать».
  4. Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
  5. Е. Белонощенко «Рождённые с характером» и др.

Настольной книгой также должна стать Конституция той страны, в которой проживает семья. Например, в РФ обязанности родителей по воспитанию закреплены на законодательном уровне. Они содержатся в статье 44 Федерального Закона «Об образовании в РФ». Дата — 29.12.2012. Искать под номером 273-ФЗ. Последняя обновлённая редакция — от 01.05.2019.

Точно так же и ответственность родителей за воспитание детей прописана на законодательном уровне в «Кодексе РФ об административных правонарушениях». Дата — 30.12.2001. Искать под номером 195-ФЗ. Последняя обновлённая редакция — от 29.05.2019.

Какого бы ребёнка вы не хотели воспитать, главное — делать это без криков и наказаний. Только уважая и любя его, возможно вырастить полноценную, самодостаточную, уверенную в себе личность.

Вам также может быть интересно:

Суть и принципы концепции

В 1762 году знаменитый французский философ-просветитель опубликовал свой трактат, ставший причиной огромной популярности автора. Роман «Эмиль, или О воспитании» рассказывает о приверженности психолога естественному взрослению детей без насильственного навязывания им нравственных принципов.

Каждый ребенок, согласно теории Руссо, должен пережить детство так, как ему предназначено самой природой. В процессе воспитания нужно соблюдать природные особенности малышей, заложенные в них с самого рождения, а также возрастные критерии. Таким образом, основой концепции является взросление посредством развития и осознания собственные внутренних способностей, систем и органов чувств.

В своем педагогическом трактате Жан Жак Руссо попытался кратко описать и сформулировать основные источники воспитания. Таковыми он считал:

  • природу (через развитие человеческих ресурсов, данных природой);
  • людей (приучение к обществу, перенимание чужого опыта, умение анализировать последствия поступков самостоятельно и применять собственные способности);
  • вещи (формирование индивидуальной модели поведения в зависимости от того, с чем и при каких обстоятельствах человек сталкивается в жизни).

Автор склонялся к убеждениям, что для правильного и полноценного воспитания личности необходимо согласованное сочетание всех трех факторов. Наряду с принципами естественного развития, Руссо выдвинул предположение о предоставлении полной свободы. Он считал это основным правом, которое принадлежит человеку независимо от возраста, называл зубрежку, строгую дисциплину, физические наказания абсолютно недопустимыми. Философ настаивал на том, что личность каждого ребенка нужно уважать, внимательно относиться к его интересам, предпочтениям, особенностям характера.

В теории естественного воспитания Руссо полностью отсутствует принуждение. Вместо этого он требует от родителей, дошкольных и школьных педагогов особых навыков: ненавязчиво управлять интересами и поведением детей таким образом, чтобы они самостоятельно приходили к правильному решению и достигали поставленных целей. Абсолютно все пространство, окружающее развивающуюся личность малыша, должно давать ему определенные подсказки.

Стили семейного воспитания и их характеристика

1. Авторитарный стиль. При авторитарном стиле воспитания все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновать свои требования, сопровождая их жестоким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Во взрослой жизни они становятся «большими детьми», которые не способны принимать собственных решений и которые прячутся от проблем за спину других людей. По отношению к подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, а отцы чаще твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности.

2. Демократический стиль. При демократическом стиле воспитания родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное ответственное социальное поведение.

3. Попустительский стиль. При попустительском стиле воспитания ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может способствовать вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

4. Хаотический стиль. Хаотический стиль — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания угнетается одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.

5. Опекающий стиль. Опекающий стиль — это стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним что-то может произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Дошкольное воспитание

Содержание воспитания дошкольников включает в себя два основных момента. Первым делом у ребенка должны быть выработаны определенные личные качества. Также происходит подготовка к обучению в школе. Стоит отметить, что данный процесс может проходить как в специальных образовательных учреждениях, так и в домашних условиях.

Стоит отметить, что в детских садах содержание дошкольного воспитания строго регламентировано и соответствует установленным стандартам. Если же говорить о домашнем обучении, то здесь родители могут допускать ряд ошибок. Так, ни в коем случае не стоит отменять «тихий час» в послеобеденное время. Ребенок непременно должен отдыхать от нагрузок. Также недопустимо имитировать школьный режим со звонками, уроками и переменами. Не стоит преждевременно вовлекать малыша во «взрослую» жизнь, пытаясь освоить с ним программу первого или второго класса.

Дошкольное воспитание основывается на следующих принципах:

  • формирование личности происходит в процессе активной деятельности;
  • требования к ребенку не должны перевешивать уважение к нему;
  • в строгом педагогическом процессе всегда должно быть место творчеству и детской инициативе;
  • содержание, средства воспитания должны полностью соответствовать не только возрасту ребенка, но также его индивидуальным способностям и уровню развития.

Дошкольным считается возраст с 3 до 7 лет. Это достаточно сложный и ответственный период, когда ребенок должен быть подготовлен к строгому режиму и восприятию значительных объемов информации.

Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения. Свободное воспитание: теория и практика

Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения

Впервые заговорили о свободном воспитании в 18 веке. Ее основоположник Жан-Жак Руссо. Настаивал на развитии детей в гармонии с природой. В 19-20 веках эту систему пытались внедрить на практике К. Н. Вентцель «Дом свободного ребенка», Л. Н. Толстой «Яснополянская школа», А. Радченко «Школа шалунов» и другие. Она рассматривалась в трудах М. Монтессори, Ю. И. Фаусек, Э. Кей, Д. Дьюи.

На практике свободное воспитание не прижилось ни в России, ни за рубежом. Но современной педагогикой были позаимствованы у нее многие принципы и методы, применяемые теперь на практике.

Например: замена авторитарного стиля обучения демократическим, устранение телесных наказаний, использование метода вовлеченности, индивидуальный подход, упор на физическое развитие, создание благоприятных условий и др.

Особенности воспитания в Японии

  • Раннее развитие. Родители создают все условия для того, чтобы развить творческие навыки и интерес к познанию. А также реализовать свои способности.
  • В сад малыш отправляется в три года. При этом группы с максимальным количеством в 8 человек. Для более успешной социализации каждые 6 месяцев группы переформировывают. А также меняют воспитателей, чтобы не возникало привыкание.
  • Мальчишкам с самого рождения запрещено посещать кухню. Они не принимают никакого участия в домашних делах. Он будущий самурай, опора и поддержка семьи. Поэтому требований с 5 лет к нему масса. Порой очень жёстких. После школы обязан посещать кружки. Где получает дополнительное образование.
  • Девочки испытывают меньше требований. В них развивают ценность семьи и умение с лёгкостью управляться с бытовыми вопросами. После школы они обычно проводят время с подружками в кафе, болтая о девичьем.

Несмотря на то что в раннем возрасте детям все позволяется и они ничего не знают о запретах, они тем не менее вырастают очень дисциплинированными.

Если взять во внимание теорию Руссо, Нилла и даже японской системы воспитания, то можно заметить одну закономерность. Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка. А это означает, что не нужно за него что-то делать

А это означает, что не нужно за него что-то делать

Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка. А это означает, что не нужно за него что-то делать.

Характеристика системы образования в Виленском учебном округе

На территории Беларуси реформа, начатая в 1804 г., затянулась почти на четверть века. Ее реализация тормозилась из-за недостатка государственных дотаций, отсутствия учителей, новой учебной литературы. Меры, предпринятые Виленским университетом …подробнее

Возрастная периодизация Жан-Жака Руссо

Первый период (от рождения и до двух лет). Обязательным должно быть физическое развитие. К примеру, зарядка и плаванье очень позитивно сказывается на растущем организме.

Второй период (от двух лет до двенадцати)

В этом возрасте важно научить распознавать свои чувства и ощущения. По мнению Руссо, ребёнок ещё неспособен логически мыслить или рассуждать. Зато он накапливает силы, чтобы выплеснуть в более взрослом возрасте

Зато он накапливает силы, чтобы выплеснуть в более взрослом возрасте.

Третий период (от 12 до 15 лет). Наконец, начинает активно развиваться умственная сфера. Получая опыт, подросток удовлетворяет свою потребность в получении знаний.

Четвёртый период (с 15 лет и до совершеннолетия). В это время происходит развитие нравственности. Жак Руссо дал этому возрасту название «период бурь и страстей».

Задача родителя или воспитателя не в полном бездействии, а в руководстве и направлении интереса ребёнка. Только так, чтобы он не заметил влияния.

Среда должна быть организована таким образом, чтобы подталкивать к определённым решениям. Таким образом, присутствует естественное развитие, и сохраняется безопасность.

Запрещать запрещено

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Этот принцип римского права актуален и при воспитании детей и достоин того, чтобы родители как можно раньше объясняли его детям в понятных выражениях. Каких-то пять тысяч повторений — и малыш наверняка усвоит три главных правила: твои действия не должны вредить тебе, другим людям и окружающей среде. Вот, собственно, и все ограничения. Добро пожаловать в свободную жизнь.

На практике, разумеется, у каждой семьи будет свой список «можно» и «нельзя». Но главное, к чему призывают детские психологи — запретов не должно быть много. Самое сложное здесь для взрослых — победить собственные привычки и страхи, которые обычно подталкивают нас запрещать что-то детям. «Не трогай эту вазу на шаткой полочке, сколько можно повторять!» — этот изматывающий монолог можно оставить в прошлом, если просто провести в доме ревизию и убрать привлекательные, потенциально опасные или хрупкие вещи из зоны досягаемости малыша.

«Как только ребёнок начинает ползать, очень полезно опуститься на четвереньки и постараться увидеть мир с его точки зрения, — советует Анастасия Мухина. — Свободно исследовать пространство ребёнку необходимо так же, как дышать. От родителей всё-то и требуется, что закрепить тяжёлые предметы и мебель, а также убрать с глаз долой острое, мелкое и токсичное».

Второй уровень самосовершенствования для родителей — оставить иллюзии об удобной и комфортной жизни с ребёнком. Очень часто мы запрещаем что-то детям не потому, что это опасно или недопустимо, а потому, что нам лень участвовать в игре или неохота потом устранять последствия. Но, например, игры с водой, желание потрогать руками и даже на вкус все предметы игровой комнате, потребность прыгать, а не спокойно шагать рядом, — важные этапы сензитивного развития человека.

Запретить это — всё равно что запретить ребёнку взрослеть и становиться сильнее, быстрее, умнее. Да, малыш может споткнуться и упасть — но этот ценный опыт не заменят ему бесконечные рассказы о том, как больно падать. Да, устранять последствия игры в кита утомительно. Но можно на берегу договориться с ребёнком, что брызгаться водой разрешено только в ванной, а вытирать пол и стены будем вместе. Такая «весёлая» жизнь требует от родителей много ресурсов, но разве не приятно сознавать, что все эти неудобства — ради будущей свободной и творческой личности?

Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения

Принцип комплексности и систематичности

Определение 4

Суть принципа комплексности и систематичности состоит в осуществлении многостороннего влияния на личность.

Современные дети растут и развиваются не только в рамках семьи, но и в многоплановой социальной, природной, культурной среде. Многофакторность воспитания обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. Можно увеличить развивающее влияние одних факторов и уменьшить разрушающее влияние отрицательных факторов воспитания. Выбор в решении данного вопроса принадлежит семье, именно родители имеют возможность исключить влияние одних факторов, дать надлежащую интерпретацию другим, поменять содержание третьих.

Научная педагогика подразделяет воспитание на отдельные категории. Однако невозможно воспитывать ребенка частями. В реальном педагогическом процессе происходит разностороннее развитие. Семья в отличие от общественного института воспитания обладает особыми возможностями развивать детей разносторонне: прививать морально-нравственные нормы, приобщать к труду, знакомить с культурой, помогать с их половой идентификацией.

Задачи, которые стоят перед воспитателем

В первую очередь это родители, которые привели ребенка в этот мир и полностью за него ответственны. То, как они относятся к его воспитанию, предопределит его судьбу. Не стоит считать, что мы тут дома малыша побалуем, а в детском садике и в школе воспитают. Именно с семьи начинается становление личности. А потом уже идет подбор детского садика и школы, согласно выбранных родителями принципов воспитания. Возможно, семья религиозная – и упор делается на духовное воспитание детей. Тогда дети посещают соответствующие школы. Семья активистов за чистоту природы, конечно же, постарается привить детям такое же отношение, направит воспитание детей в русле общения с ней, курсов и походов с палатками. Другими словами – все индивидуально.

Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения
Дети всегда сопротивляются воспитанию

Во-первых, любой ребенок будет сопротивляться воспитанию. Кто-то больше, кто-то меньше. И это нормально, потому что его отрывают от интересных игр и заставляют что-то изучать, говорят о каком-то хорошем поведении. Самый первый совет – не делать из того самого хорошего поведения каторгу для малыша, превращая все в форму игры. Воспитатель должен найти общий язык с воспитанником, в чем и отражается принцип диалога. Это вхоит в основные принципы воспитания.

Во-вторых, не все дети вундеркинды, а на обучении не заканчивается воспитание

Когда приходит время усваивать новые знания, не касающиеся социализации, важно понимать одну вещь – ребенка надо научить думать. Самой большой проблемой воспитанника является нетерпеливый воспитатель, желающий немедленного результата

Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения
Авторитет воспитателя начинается в семье

В-третьих, нельзя давать послаблений в первую очередь себе. Воспитатель должен помнить простой факт, что только постоянное и полное внедрение принципов воспитания в жизнь воспитанника даст результат. Если воспитанник будет знать, что вот здесь и в это время он должен быть воспитанным, а вот там он может вести себя, как хочет, то именно во втором случае будет проявляться его уровень воспитания и развития.

Заинтересованность. Ошибочно приводить в пример, почему нужно хорошо себя вести и развиваться, материальные блага. Достаточно заинтересовать малыша процессом, а более взрослого ребенка результатом.

Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения
Авторитет панибратства – один из видов неправильного воспитания

Соберем все по полочкам. В этом нам поможет таблица.

Эффективность воспитания обеспечивает:

Авторитет воспитателяПоследний должен быть не просто учителем, но подателем примера и другом воспитаннику. Ребенок должен доверять воспитателю и уважать его, перенимая принцип гуманизации.
Единая цельВ зависимости от того, каким воспитатель желает видеть воспитанника, строится система принципов воспитания.
Современность социумаВоспитанник по окончании воспитательного процесса должен быть готовым жить именно в том социуме, который его окружает.
Единая направленность всех участников воспитательного процессаНе допускается, чтобы в школе воспитанник получал одну информацию, в семье другую, а на улицах третью. Если этого совсем не избежать, стоит выделять основные знания.
Мотивация воспитанникаМотивирование полностью лежит на плечах воспитателя, но только на начальном этапе. Позже воспитанник должен сам четко понимать, зачем ему это нужно и уметь себя мотивировать.
ДиалогНе рекомендуется превращать воспитание в театр одного актера, то есть воспитателя. Обе стороны должны активно принимать участие в процессе.
ЕдинствоКак уже говорилось, нужно не растягивать одеяло воспитания, а скомпонировать все так, чтобы со всех сторон шел один и тот же посыл воспитаннику. Имеется в виду школа, родители, бабушки и дедушки.
Квалификация педагогов Несчастью, наблюдается такая проблема, когда педагоги и сами еще нуждаются в воспитании, не имеют достаточного уровня квалификации, чтобы браться за формирование личности.
Учет желаний воспитанникаНельзя учить искусству рисование того, кого тянет к поварскому делу. Нудно выявлять сильные стороны личности ребенка и их развивать, а не подавлять
ПоследовательностьНельзя стараться запихнуть все знания в человека одновременно. К каждому новому потоку информации личность должна быть готова как по возрасту, так и по психофизическому состоянию.
Поддержание здоровых отношений в коллективеЧасто воспитатели оставляют на самотек процесс формирования взаимоотношений учеников, но это неверно. Именно педагог должен помочь ученикам в формировании положительных отношений и предотвратить агрессию и негатив.

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность

Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.
В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.

  • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
  • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
  • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.
  • Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.
  • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
  • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
  • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
  • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
  • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
  • Создание тепличных условий для ребенка.
  • Частые ссоры, которые наблюдают дети.

Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Влияние на психику ребенка

Дети в такой семье являются, скорее, объектом воспитательного процесса, нежели личностями. Фигура родителя, которая всегда является подавляющей, выступает главной и обладает непререкаемым авторитетом. Однако, чаще всего, он основан не на уважении членов семьи друг к другу, а на страхе наказания. Что происходит с психикой ребенка, если он воспитывается подобным образом?

  • У детей развивается тревожность. В силу того, что они вынуждены постоянно ощущать на себе давление и ограничение свободы, слышать критику в свой адрес, ребенок начинает думать, что с ним что-то не так.
  • Дети чувствуют себя одинокими, потому что с авторитарными родителями нет духовной и эмоциональной близости, лишь приказания, запреты и оценка.
  • Дети часто вырастают с патологическим чувством вины, однако, часто не могут понять, за что чувствуют себя виноватыми.
  • Авторитарное воспитание детей может привести к развитию детской лжи. Ребенок стремится расти и развиваться самостоятельно — так устроена его природа. Подавление детской воли способствует развитию желания обмануть родителей и сделать по-своему, в любом случае, чтобы хоть немного ощутить вкус свободы, почувствовать себя личностью, а не дополнением к жесткому, контролирующему взрослому.
  • Дети могут вырасти пессимистами. В авторитарной семье почти нет места радости — общение и отношения основаны на указаниях, критике и нравоучениях.
  • Если у ребенка с рождения сильная воля, то он, в качестве сопротивления, может стать демонстративным, озлобленным, агрессивным, уйти из дома или начать «воевать» с родителями: отстаивать себя и свое право на личное мнение, добиваться свободы любыми путями.
  • Дети ведомые, со слабыми волевыми процессами быстро становятся безынициативными, неуверенными. Они часто страдают невротическими расстройствами. У них рано формируется базовое недоверие к окружающему миру и другим людям.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий