Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Ребенок не спит дома! Караул!

Адаптационный период

Первое время малыш в садике проходит адаптацию к новой обстановке. Как правило, это непростой период для ребенка и родителей. Крошка привык находиться рядом с мамой, и ему нелегко переносить разлуку с ней. Обычно малыши первые месяцы идут в садик со слезами, а мамы потом чувствуют свою вину из-за этого. Чтобы адаптация прошла успешно, нужно постепенно приучать детей к детскому саду и новому распорядку дня. Сначала малыш ходит в группу на несколько часов, потом остается на обед и только после этого воспитатель предлагает уложить крошку на дневной сон. Родителям в период адаптации нужно поддерживать малышей, ведь им сложно привыкнуть к новой обстановке. 

Советы педагогов и психологов:

Больше времени проводите вместе: гуляйте по парку, рисуйте, лепите, читайте книжки, играйте. Ребенок должен понимать, что родители рядом, просто иногда им нужно ездить на работу, и в этом время малыш находится в детском саду.

Не оставляйте малыша сразу на целый день. Адаптация должна быть медленной, чтобы ребенок успел привыкнуть к садику.

Чаще разговаривайте с малышом про садик. Рассказывайте, как там хорошо, какие замечательные воспитатели и детки. И обязательно упоминайте, что в садике нужно спать после обеда. 

Повторяйте ребенку: «Ты справишься, я в тебя верю. Ольга Петровна уложит тебя днем, пока я буду на работе. А вечером я обязательно заберу тебя из садика»

Малышу важно знать, что мама его любит и приедет за ним сразу же, как сможет.

Привыкнуть к садику помогают сюжетно-ролевые игры. С куклами или мягкими игрушками можно разыграть сценку, как «детки» укладываются спать в группе.

Разговаривайте с воспитателем, ведь именно он может помочь выяснить причину, почему малыш не спит днем

Возможно, ему мешает слишком активная соседка по кроватке. 

Первое время многие воспитатели разрешают брать в кроватку любимую игрушку. Когда ребенок обнимает домашнего мишку или зайку, ему проще уснуть в новой обстановке.

В период адаптации желательно убрать все ритуалы, с которыми вы привыкли засыпать дома. Ребенок должен научиться самостоятельно засыпать, без маминых колыбельных и качания на руках.

В выходные дни старайтесь соблюдать режим, поднимайте и укладывайте ребенка в привычное время.

Подготовка

Приучение должно проходить с подготовительными мероприятиями

Ребенку до года важно, чтобы в период сна стояла относительная тишина, не было включенных громко приборов. Повторяющиеся ежедневно одни и те же действия вырабатывают привычку вовремя ложиться спать

Если малыш привык засыпать под колыбельную, чтение книжки, то не стоит резко отказываться от этих действий. Подъем по утрам сопровождается также доброй улыбкой.

Выбранную методику самостоятельного засыпания надо проанализировать: подходит ли она для ребенка. Можно проконсультироваться по ее внедрению с педиатром, психологом. Ведь есть техники, которые подходят грудным детям с 2 месяцев, а другие только с 9 месяцев, года.

Обучить самостоятельно засыпать можно любого ребенка. Но при этом надо проявить настойчивость, терпимость самим родителям. В подборе методики приучения засыпать самому упор делается на пользу ее для грудничка.

Как влияет отсутствие дневного сна

Малышу необходимо отдыхать днем, но чем старше он становится, тем легче организм переносит отсутствие дневного сна. Если маленькие дети пропускают дневной отдых, это дополнительный стресс для организма. Нервная система продолжает работать в усиленном режиме, что обязательно скажется на состоянии здоровья. Малыш перевозбужден, часто капризничает, плохо спит ночью. По каким признакам родители могут понять, что ребенок готов к отказу от дневного сна?

  1. Даже если крошка не отдохнул днем, он все равно бодр и весел. Настроение у него хорошее, не капризничает, с удовольствием играет, много двигается, занимается своими делами.
  2. Если днем малыш поспал несколько часов, вечером его невозможно уложить в нужное время. Ночной сон наступает очень поздно, ребенок активничает и отказывается укладываться в постель.
  3. Когда ребенок лежит в кроватке днем, он долго не может уснуть, крутится, много разговаривает.
  4. Без дневного отдыха малыш спокойно укладывается вечером в привычное время и быстро засыпает. Качество ночного сна хорошее, крошка не просыпается и спокойно спит до утра.

Нормы уровней звуковых сигналов

Топот, беготня, крики соседского ребенка сверху служат причиной недосыпов, плохого настроения, обострения хронических болезней. Относитесь к проблеме философски, ребенок подрастет и не будет шуметь. У неопытных родителей не всегда получается угомонить дитя. Относитесь с пониманием.

Ребенок не спит дома! Караул!В квартире многоквартирного дома

Если дети сверху скачут как ненормальные в дневное время или после 22–23 часов, ознакомьтесь с российским законодательством. Ст. 23 ФЗ № 52 регламентирует нормы уровня шума в жилом помещении по территории страны: днем – не более 55 дБ, ночью – менее 45 дБ. Не является исключением сам детский шум.

Местные органы самостоятельно определяют период тишины. Так, Москва, Московская область разрешают громкие звуки до 23 вечера. В Подмосковье есть обязательный дневной тихий час с 13.00 до 15.00. Санкт-Петербург, Ленинградская область отказались от введения тихого часа.

Закон о тишине в 2021 году в некоторых регионах отличается от предыдущих 2019, 2020 годов. Тем не менее нарушением считается звук, противоречащий стандартам тишины. Это 55 дБ в дневное время, 45 дБ в ночные часы.

При подаче коллективной, единичной жалобы собственнику жилья придется отвечать перед законом. Например, наказание касается родителей плачущего ребенка, которые не пытаются его успокоить.

Ребенок не спит дома! Караул!Топот сверху

Бывает, что у соседей с верхней квартиры ребенок постоянно бегает и прыгает, узаконенные нормативы не соблюдаются. Жалуйтесь на нарушение норм уровня шума.

Звуки имеют свои параметры. В приведенной ниже таблице указаны некоторые виды звуковых колебаний.

Тихая речь30 дБ
Громкий разговор50 дБ
Крик, громкий смехДо 65 дБ
Плачущий малышДо 65 дБ

К несоблюдению звуковых норм относят:

  • детские крики;
  • плач;
  • постоянное топанье;
  • шумный бег;
  • громкие игры;
  • прослушивание музыки.

Систематическое несоблюдение установленных норм (как правило, более 2 раз в месяц) влечет наложение административной ответственности на соседей сверху. Нужно помнить, что сильный топот ребенка не является исключением из правил.

Варианты решения проблемы

Конечно же, первоочерёдная задача родителей — выяснить, почему ребёнок не спит в садике. В зависимости от этого нужно и решать проблему:

  1. Постоянно беседовать с малышом, настраивать его на дневной сон в садике («Хотя меня и не будет рядом, будет Мария Ивановна — она поможет тебе заснуть», «Я тебя очень люблю и заберу тебя вечером»).
  2. Если кроха испытывает тревожность во время тихого часа, можно принести с собой любимую игрушку и попросить воспитателя разрешить брать её в кроватку. Если получится, можно договориться с педагогом, чтобы она немного посидела возле крохи, погладила его.

  3. Наладить режим дня ребёнка: утром стоит будить его пораньше, а в выходные обязательно укладывать спать днём.
  4. Если малыш манипулирует взрослыми (добивается, чтобы его забрали из садика вместо сна), это нужно пресекать: сказать крохе, что мама уходит на работу и может прийти только вечером. Женщине также необходимо предупредить воспитателей, что она не будет забирать ребёнка по их первому требованию.
  5. Если засыпанию ребёнка мешают какие-то внешние факторы, нужно поговорить о них с педагогом (например, попросить переложить малыша на другую кровать).

Очень многое в решении проблемы со сном зависит от педагогического мастерства воспитателя, его умения искать подход к детям. Так, малышу можно сказать, что его никто не заставляет спать — он может просто спокойно полежать с закрытыми глазками и помечтать (многие в этом случае через какое-то время засыпают).

Воспитатель моджет пойти на хитрость — сказать ребёнку, что он может не спать, а просто лежать с закрытыми глазками

Я, например, устраивала конкурс «Кто быстрее всех уснёт, тот получит сладкий приз». Это хорошо действовало на тех детей старшего дошкольного возраста, кто не хотел засыпать из баловства. После тихого часа я угощала таких слишком активных малышей конфетами.

Если малыш всё равно не спит

В некоторых случаях дошкольник, действительно, просто не испытывает потребности в дневном сне. В этом случае родителям нужно донести это до воспитателей и уже вместе с ними искать выход из ситуации. Варианты могут быть следующими:

  1. Во время тихого часа малыш просто лежит в кроватке.
  2. Вместо сна дошкольник тихонько играет в групповой комнате или рисует. Лучше всего отправлять его туда не сразу — пусть немного полежит в кроватке, пока заснут другие ребята.

  3. Если есть возможность, во время дневного отдыха мама или ещё кто-то из близких забирает ребёнка (это время можно потратить на посещение какого-то кружка, прогулку и пр.), а потом приводит его обратно в садик. Ведь после сна во многих учреждениях проводятся развивающие занятия.

Когда нужна помощь специалистов при нарушении ночного сна у ребёнка?

Симптомы, при которых обязательно обратиться за помощью

Младенец не спит вообще ночью и отсыпается днем.

Малыш отказывается кушать днем, всю ночь «висит» на груди.

Укладывания на ночь длятся по часу-полтора и сопровождаются слезами, протестами и истериками.

Ребенок просыпается слишком часто для своего возраста, плачет при пробуждениях и утром просыпается капризным.

Вы наблюдаете у малыша такие симптомы, как: гиперактивность, тремор конечностей,замедленный рост и развитие, постоянную сонливость, апноэ, храп, ночные кошмары.

Ребенок перестал спать после 4 месяцев и старые способы укладывания не помогают.

Вы замечаете, что малыш днем не слезает с рук, потерял интерес к играм.

Ребенок старше 4 месяцев спит не более 20-30 минут днем в один сон, вы не можете продлить сны.

Сколько должен спать малыш

Ответ «столько, сколько он хочет» подходит только для детей с ровным, спокойным темпераментом. С самого младенчества в них как будто встроен будильник, регулирующий режим сна и бодрствования, и они «придерживаются» довольно стабильного распорядка дня. Таким деткам почти не нужна помощь, чтобы успокаиваться и засыпать, их сон крепче, короткие пробуждения между фазами сна не сопровождаются беспокойством и плачем.

Совсем другая картина у детей с подвижной психикой: если режим дня никак не регулируется взрослыми, малыши излишне утомляются, не имея возможности отдохнуть между периодами высокой активности, к вечеру сильно перевозбуждаются, проводят ночи в беспокойном сне.

  • Чтобы избежать переутомления и накопления усталости, улучшить настроение ребенка и обеспечить ему необходимый для развития и роста сон, родителям полезно знать, сколько ребенок должен бодрствовать и отдыхать в течение суток.
  • Оговоримся, что любые нормы всегда усредненные. Каким-то детям требуется немного больше отдыха, кому-то меньше. Самым ярким и недвусмысленным маркером удовлетворительного сна является хорошее самочувствие и настроение ребенка.
  • Чем младше ребенок, тем больше сна ему требуется: новорожденный спит почти целые сутки, годовалому достаточно 14 часов, младшим дошкольникам от 3 до 5 лет — около 11 – 13 часов, школьникам младших классов — 10 – 11 часов, старшеклассникам — 8,5 – 9 часов, взрослым — 7 – 8 часов в день.

Продолжительность сна зависит и от темперамента. Активный малыш будет спать меньше своего спокойного сверстника. Также на сон могут влиять некоторые соматические факторы: резкие скачки роста, прорезывание зубов, надвигающееся заболевание, факторы психологического характера — изменение обстановки в семье, привыкание к новой социальной ситуации (сад, школа).

В любом случае главная задача сна — обеспечить полноценный отдых ребенку. Недосыпание вредно для организма, а для растущего в особенности: оно может приводить к хроническому переутомлению, расстройству нервной системы, снижению концентрации внимания, проблемам с памятью, школьной неуспеваемости.

Как правильно переселить малыша в отдельную кровать и комнату

Переселять ребёнка из супружеского ложа сразу в отдельную комнату довольно проблематично: неизбежны слёзы и бессонные ночи для родителей. Поэтому оптимальный вариант — сначала просто переложить малыша в отдельную кроватку в родительской спальне.

  1. Детская кроватка ставится вплотную к родительской: можно убрать одну каретку. Если ночью малыш проснётся, то маме достаточно просто протянуть руку, погладить его, успокоить, ласково поговорить. Если ребёнок уже достаточно взрослый и задаст соответствующие вопросы, ему следует объяснить, что спать всем на одной постели тесно, поэтому кровать расширили.

  2. Спустя 1–2 недели кроватку следует немного отодвинуть от родительской постели, объясняя ребёнку это трудностями с уборкой.

  3. Затем устанавливается условная граница — тумбочка или шкафчик.

  4. Спустя ещё какое-то время кровать отодвигается к противоположной стене комнаты.

Видео: поэтапное отселение ребёнка из родительской кровати

Важная часть работы уже позади — малыш отвык от постоянного тактильного контакта с матерью во сне. Теперь необходимо переселить его в отдельную комнату (если, конечно, она имеется). Здесь правильная тактика во многом зависит от возраста ребёнка.

До года

Переселить малыша до года достаточно легко. Вначале младенец, вероятно, будет негодовать и громко плакать. В этом случае маме нужно взять его на руки, успокоить и вновь положить в кроватку. Это может повторяться несколько раз за ночь. При этом никто не отменяет и ночные кормления.

Важно проявлять настойчивость: после нескольких ночей малыш привыкнет спать отдельно. Чтобы кроватка была для него более привлекательной, следует помещать ребёнка туда и днём: пусть он побольше занимается с игрушками там, а не на коврике или на родительской кровати. В кроватке кроху нужно ласково гладить, делать приятный массаж — она должна ассоциироваться с приятными ощущениями

В кроватке кроху нужно ласково гладить, делать приятный массаж — она должна ассоциироваться с приятными ощущениями.

Первое время грудничко будет протестовать и плакать, но вскоре привынкнет спать у себя в комнате

От 1 до 3 лет

Приучить спать в отдельной комнате малыша после года уже тяжелее. В более сознательном возрасте у ребёнка часто возникают различные страхи. Поэтому большое значение имеет ритуал отхода ко сну. Расслабиться крохе поможет тёплая ванна с травами, успокаивающий массаж, выпитый стакан тёплого молока. Взрослый обязательно должен почитать добрую сказку и поцеловать сына или дочь на ночь.

Прогнать страхи ребёнка поможет игрушка-охранитель сна (плюшевый мишка, кукла, робот и пр.), включённый красивый и забавный ночничок.

Для детей от 1 до 3 лет очень важно правильно организовать ритуал отхода ко сну — превратить его в маленький праздник

Игрушку можно укладывать в кроватке раньше ребёнка — пусть она его там ждёт. Когда мама закончит читать сказку или споёт колыбельную, она может сказать, что уходит, оставляя вместо себя мишку.

Первое время малыш, возможно, как и младенец, будет просыпаться ночью и капризничать. Взрослому следует подойти к нему, ласково поговорить, погладить по головке, немного посидеть, а затем уйти к себе.

После 3 лет

Бывает так, что ребёнка начинают приучать спать в отдельной комнате только с трёх лет и даже старше. Здесь нужно делать ставку на естественное стремление малыша к самостоятельности.

Пусть малыш создаст в собственной комнате свой независимый мир — нужно пригласить его в магазин для выбора кроватки (мальчику, например, может понравиться вариант в виде машины или корабля, а девочке — в виде ложа для принцессы), постельного белья, ночника, занавесок с любимыми героями и пр. Ребёнок почувствует себя взрослым и важным.

Пусть сын или дочь самостоятельно обустроит свою комнату — ребёнок почувствует себя взрослым и самостяотельным

По поводу переселения в детскую комнату можно устроить небольшой праздник: пригласить бабушку и дедушку, купить торт. Это будет для ребёнка дополнительным стимулом.

После первой самостоятельно проведённой ночи нужно обязательно похвалить малыша, искренне восхищаться его самостоятельностью.

Борьба за сон в детской кроватке

Существуют разные подходы к проблеме сна. 

Если смотреть в корень, мамы выбирают те теории, которые снимают с них напряжение и тревогу, помогают чувствовать себя достаточно хорошими родителями. Но при любом подходе 3 года — рубеж, после которого ребенок уже может спать в своей собственной кровати.

Как помочь ребенку привыкнуть к самостоятельному засыпанию

  • Режим.Многие малыши не могут уснуть сами, поскольку в жизни городской семьи слишком много событий происходит именно вечером. Возвращается с работы папа, дома кипит активность: стирка, готовка, разговоры под работающий телевизор.Чтобы малыш смог без проблем уснуть, последние 1,5 часа перед отбоем должны быть очень спокойными и размеренными, подчиненными стабильному ежедневному распорядку. Например, прогулка, ужин, тихие игры, купание, укладывание, сказка на ночь. Стабильный режим дает ребенку ощущение безопасности и готовит его ко сну. Вечерние ритуалы помогают успокоиться после дня, наполненного впечатлениями, и составляют его мир — уютный, предсказуемый, теплый.
  • Свое место.Хорошо, если кроватка стоит в отдельной комнате либо изолирована занавеской или ширмой. Это нужно для того, чтобы у ребенка было свое отдельное пространство для сна: когда занавеска отдернута, малыш еще находится в общем мире с родителями и не спит. Когда она задернута — это четкий сигнал, что пришло время засыпать.
  • Помощники.Есть еще один очень важный участник ритуала засыпания: мишутка, зайка, кукла, слоник — одним словом, любимая игрушка. Значимость этого объекта трудно переоценить. У него очень серьезная работа: он вместо мамы защищает сон ребенка.Ребенок переносит чувство безопасности, которое дает ему мамино присутствие, на любимую игрушку. Именно поэтому специалисты по детскому развитию называют таких мишек, заек и поросят «транзиторными» (переходными) объектами. Малыш взаимодействует с ними как с живыми людьми, наделяя их свойствами последних, — так в глазах ребенка на них переходит часть маминой силы.Транзиторный объект имеет колоссальное благотворное значение в психической жизни ребенка. Правда, только при условии сохранения границ между его реальностью и воображаемым миром.По поводу некой одержимости ребенка его любимой игрушкой родителям можно не беспокоиться: зайка или мишка не будет спутником всего детства. Дети вырастают, игрушки убираются в коробку, отправляются в чулан, на дачу или раздаются другим детям, и ребенок (возможно, уже школьник) забывает об их существовании.Также не стоит переживать, если кроха укладывает с собой в кровать целый полк плюшевых зверей и стопку любимых книг. Это нормально и означает, что один мишка в страшном мире снов не справляется и малыш призывает ему на помощь целую армию верных друзей.
  • Ночник.Еще один необходимый предмет в детском уголке для сна — ночник, дающий мягкий приглушенный свет. Дети боятся темноты, и лучший способ справиться с этим страхом — ночная лампа. Кроме того, наличие ночника защитит вас от требования ребенка оставлять дверь в комнату открытой.Нередко с этого требования начинается целая серия условий для сна, связывающая родителей по рукам и ногам: держать дверь открытой, выключать телевизор в гостиной, ставить рядом с кроватью стакан воды и т. д. Ребенок откладывает момент отхода ко сну, проверяя, все ли условия соблюдаются.

Что лучше отучать или не приучать

Этот выбор в каждом конкретном случае должны сделать сами родители, исходя из собственных возможностей и взвесив все «за» и «против».

Впрочем, можно столкнуться с тем, что ребенок спокойно спал в собственной кровати до 1,5 лет, а в этом возрасте или чуть позже (когда появляется первый осознанный страх темноты) он начинает «капризничать», отказывается спать отдельно, делает все возможное, вплоть до применения манипуляций, чтобы остаться в родительской постели. Если родители слишком принципиальны в этом вопросе, то вечерние «разборки» с ребенком могут перерасти в настоящие баталии, а у ребенка разовьется нервное истощение. То же самое касается и детей, которые с рождения спали с родителями. Поэтому если вы все же решили отучить ребенка от совместного сна – сделайте это до или после наступления этого возраста.

Вот еще один неутешительный аргумент для тех, кто убежден в том, что ребенок должен спать отдельно. Статистика показывает, что дети, которые в свои 5-6 лет все еще спят вместе с родителями, чаще всего имели опыт отдельного сна, и больше половины из них пришло в родительскую кровать после 1,5 лет. То есть, когда родители не спят с ребенком до 1,5  месяцев, нет никакой гарантии, что им не придется этого делать после 1,5 лет.

Некоторые мамы практикуют отдельный с ребенком сон до достижения им полугодовалого возраста, то есть пока ребенок не проявляет выраженного беспокойства, лежа в своей кроватке. А потом они начинают брать его в свою постель, потому что он недвусмысленно показывает, что не хочет возвращаться на свое место. При таком варианте развития событий ребенка, изначально спавшего отдельно, отучить в дальнейшем от совместного сна чрезвычайно трудно.

Наконец, убежденные сторонники совместного с ребенком сна должны отдавать себе отчет в том, что ребенок, спящий с родителями не только в одной постели, но даже в одной комнате, может стать свидетелем их сексуальных отношений. Причем, даже если это случается в том возрасте, когда родители считают, что он не способен по своему развитию понять, что происходит – это может быть для него очень травматично.

Считается, что оптимальным для перемещения ребенка в собственную кровать является возраст около 3-х лет: ребенок уже пережил первые свои ночные страхи, ощутив поддержку мамы и папы, и в то же время он уже чувствует себя личностью, человеком, имеющим собственную индивидуальность и владеющим определенной собственностью. Такой собственностью и может стать отдельная кровать – личный уголок. Хотя и в этом возрасте могут возникнуть проблемы. Чаще это происходит с теми детьми, которых родители пытались отложить от себя до достижения ими 3-х лет. Такие дети запоминают свои неприятные ощущения и свои страхи, и очень трудно бывает убедить их, что в этот раз все будет хорошо.

Вообще-то, самым лучшим вариантом было бы не подгонять ребенка, не пытаться переселять его в собственную кровать, а дождаться такого момента, когда это захочется сделать ему самому. Ведь в большинстве случаев этот момент наступает сам собой. Ну и пусть это произойдет чуть позже, чем в 3 года, ведь каждый ребенок индивидуален, и кто-то из них больше, а кто-то меньше привязан к родителям. И уровень тревожности у детей разный.

Однако, не всегда мы имеем возможность «пускать ситуацию на самотек». Иногда дети не проявляют никакого желания «отселяться», хотя вроде бы прошли уже все мыслимые и немыслимые сроки. А порой просто возникают новые семейные обстоятельства – люди меняют место и условия жизни, появляется еще один маленький, или просто родители устали, не имея возможности расслабиться ночью и остаться наедине друг с другом. И тогда вопрос, как говорится, ставится ребром.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий