Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Заикание у детей – как помочь ребенку

Причины заикания у подростков

В основном патология появляется в детском возрасте: в 3 – 4 года. Если диагностируется заикание у подростков или взрослого человека, это значит, что не была проведена коррекция в свое время или она была неадекватной. Но бывают и такие случаи, когда патология появляется впервые в подростковом возрасте, а до этого речь нормальная.

В тех случаях, когда патология впервые появляется у подростков, это случается по нескольким причинам:

  • генетическая предрасположенность, когда имеются нарушения в функционировании нервной системы, при воздействии провоцирующих факторов они приводят к заиканию или другим речевым расстройствам;
  • неврологическая патология;
  • наличие других дефектов речи, при этом нарушение может быть незначительным и не мешать подростку, но вызывает страх и спазмы;
  • непростые отношения в семье, школе, компании;
  • конфликты, стрессы;
  • непомерные нагрузки на подростка — как физические, так и психологические: сложная учебная программа, контрольные, зачеты, экзамены;
  • неблагоприятная обстановка — неблагополучная семья, дефицит внимания со стороны родителей, их безразличие к ребенку;
  • противоположная ситуация — слишком высокие требования, предъявляемые родителями, давление и ожидание от него отличной учебы, хороших результатов во всех сферах. При этом родители не учитывают особенности развития своего ребенка, его характер и способности;
  • травмы центральной нервной системы — при рождении или после;
  • инфекционные заболевания, интоксикации, эндокринные нарушения, при которых страдает головной мозг, особенно если они протекают тяжело;
  • судорожные реакции.

Какая бы ни была причина, заикание — не просто речевой дефект. В большинстве случаев это нарушение функционирования нервной системы с множеством последствий. Поэтому устранение заикания у подростков — комплексная задача, в решении которого принимают участие несколько специалистов: логопед-дефектолог, невролог, психолог или психиатр.

Причины и факторы заикания

Основной возраст формирования дефекта начинается с 2 лет до 7. Именно в этом возрасте могут наблюдаться нарушения речи. Если этот этап прошел с нормально, то ждать заикания уже не стоит.

Бытует мнение, что нарушение возникает на фоне испуга или сильного стресса. Этот факт прав лишь отчасти. Ведь много детей испытывают страх, но не все становятся заиками. Нервное напряжения является «спусковым механизмом» для начала заболевания. Если предрасположенности и предпосылок нет, то дефекта не возникнет.

Причины заикания:

  1. Наследственная передача – проводилось достаточно много исследований, и точного ответа о генетическом программировании недуга нет. Но предаваться могут слабости речевого центра мозга, особенности психики, неврологические нарушения.
  2. Нарушение развития речи – заикание может возникнуть из-за слишком бурного начала. Желание говорить не совпадает с возможностями речевого аппарата, ребенок пытается говорить быстро, часто, что ведет к запинкам. Но верно и обратное – длительная задержка в речи также может приводить к заиканию.
  3. Особенности психики – «подвижная» нервная система наиболее восприимчива к стрессам. Агрессивная окружающая среда вокруг такого ребенка нередко приводит к дефекту, особенно на фоне эмоциональных переживаний (ссоры родителей, проблемы в саду или школе).
  4. Травмы или заболевания – нарушение может возникнуть на фоне органических повреждений мозга. Причем этот фактор может привести к заиканию даже во взрослом возрасте. Наиболее распространенными причинами являются ДЦП, черепно-мозговая травма, инсульт и родовая травма.

Недуг связан с процессами в правом «эмоциональном» полушарии. Поэтому часто речевые нарушения возникают при переучивании левшей.

Интересный факт: близнецы всегда страдают заиканием одновременно, в то время как двойняшки могут «болеть» по одиночке.

Причины заикания

Специалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению.

Заикание у детей – как помочь ребенку

Наследственность

Заикание может быть заложено на генетическом уровне. Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года. Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.

Тяжелая беременность матери

Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного.

Рахит

Рахит – нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.

Черепно-мозговые травмы

Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: основные признаки сотрясения мозга у ребенка 2 лет

Особенно опасен возраст 5 лет, когда ребенок познает мир, бегает, прыгает и хулиганит. В этот период желательно оберегать чадо от падений и ушибов, так как частые обращения к врачу связаны именно с ударами и ранами.

Гипотрофия

Хронические расстройство питания и дистрофия — одна из самых страшных причин логоневроза. Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности. Ребенок — это большая ответственность, поэтому молодые родители обязаны организовать правильный уход и максимально комфортные условия для развития и воспитания.

Нарушения речи

Существуют и другие речевые нарушения, которые могут спровоцировать заикание у детей: тахилалия (слишком быстрый темп речи), ринолалия и дислалия (рекомендуем прочитать: методы устранения дислалии у детей – неправильное звукопроизношение), дизартрия (малоподвижность органов речи, нарушение иннервации речевого аппарата). Самым опасным считается последнее заболевание.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: дизартрия у детей

Психические потрясения

Внешнее психическое воздействие, например, неожиданный испуг, стресс, запугивание со стороны родителей или незнакомых людей, конфликты со сверстниками также могут повлечь за собой логоневроз (рекомендуем прочитать: признаки испуга у ребенка как его лечить?). Потрясения могут быть не только негативными, но и чересчур позитивными/радостными.

Заикание у детей – как помочь ребенку

Также дошкольники-левши, которых пытаются отучить писать левой рукой, могут начать заикаться, однако это явление встречается довольно редко. Главное — не давить на ребенка, так как чрезмерная настойчивость, нервозность и крики только усугубят положение.

Эффективные методы лечения

Только в единичных случая заикание у ребенка проходит само. Так же в зависимости от степени заикания, может потребоваться прем медикаментов — которые нормализуют работу поврежденных отделов головного мозга.

Занятия у логопеда

Что бы занятия у логопеда были эффективны, комплекс упражнений должен быть разработан индивидуально именно для одного ребенка! На первых занятиях проводится комплексное обследование и выясняются сами причины возникновения заикания.

Только после обследования логопед составляет программу лечения — которая поспособствует процессу нормализации речи.

Если вы наткнулись на заранее подготовленные программы по лечению заикания — бегите из этого медицинского центра!

Точечный массаж

Основная цель точечного массажа — это прямое воздействие на определенные участки речевого аппарата и их стимуляция.

Дыхательные упражнения

Данный список упражнения подходит для занятий дома, их можно совмещать с игрой, что бы ребенку было интереснее.

Плавными массирующими движениями надо воздействовать на уголки губ, область около носовых пазух, мочек уха, переносицу, середину подбородка и кончик носа.

  1. Упражнение «ладошки» — руки надо согнуть в локтях так, чтобы ладошки были направлены вниз, при выпрямлении рук надо делать медленный выдох, при исходном положении — резкий вдох
  2. Упражнение «маятник» — наклон туловища вперед осуществляется на выдохе, выпрямление тела — на резком вдохе
  3. Упражнение «ушки» — ребенок должен наклонять голову, пытаясь достать ухом до плеча, при наклоне делается вдох, при исходном положении — выдох

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов

Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие.  При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Как снизить риск возникновения и избавить ребёнка от заикания ранней стадии

Говорите с ребёнком медленно и плавно, равномерно и ритмично. Самостоятельно задайте неспешный, расслабленный темп вашей беседы, а не просите ребёнка говорить помедленнее. Этими действиями вы поспособствуете более плавной речи ребёнка, так как подадите ему пример.

Делайте паузы в своей речи, оставляйте пустоты, особенно после фраз ребёнка — это дает ему возможность сказать что-то еще, а вам обдумать его слова. Не говорите только потому, что нужно заполнить паузу в разговоре. Дайте ребёнку понять и почувствовать, что он может говорить столько времени, сколько ему необходимо.

Задавайте меньше вопросов, делайте меньше команд. Вопросы давят на ребенка, заставляют чувствовать ограничение во времени на ответ. Комментируйте и описывайте то, что сейчас делаете вместе с ребенком — это значительно уменьшает давление из-за нехватки времени.

Директивы и команды иногда содержат осуждение и критику. Такие фразы лучше начинайте словами: «Давай ”», «Как насчет…», «Что ты думаешь?»

Иногда повторяйте за ребёнком, чтобы дать понять, что вы его внимательно слушали. Основная цель – уменьшить количество вопросов, приказаний, команд и использовать форму речи в виде комментариев и утверждений. Сделайте так, чтобы речь ребенка стала плавной в беседе.

Слушайте ребенка, не перебивайте, дайте почувствовать, что его высказывания — самая важная вещь в данный момент. Позволяйте ребенку начинать беседу, выбирать тему для разговора. Делайте уместные комментарии по теме. Постарайтесь не контролировать беседу постоянно.

Установите контакт глазами. Не отводите взгляд, если ребенок начал заикаться, иначе вы покажете, что испытываете дискомфорт. Позвольте ребенку закончить фразу, даже если придётся подождать.

Признайте, что речь бывает трудной. Иногда ребенку настолько трудно произнести слово, что он может закричать: «я не могу этого сказать», «никак не получается». В этот момент продемонстрируйте принимающее отношение к ребенку фразами: «это было трудно произнести», «это сложное слово». Произносите такие фразы, только когда ваш ребенок сильно расстроен, напуган или находится в состоянии стресса

В других случаях неплавной речи у ребенка поддерживайте контакт глазами и ждите окончания его фразы столько времени, сколько потребуется.

Если в данный момент не получается уделить внимание исключительно ребенку, то скажите ему, что выполняете определенную работу, а после её завершения уделите ему полностью все своё внимание и обязательно выполните свое обещание!

Выделяйте специальное время для беседы и общения, игры с ребёнком. Это значительно способствует увеличению плавности речи

Используйте это время, чтобы выработать более медленный темп своей речи. Позвольте ребенку самостоятельно выбрать занятие и решить, когда начать разговор. Уделяя ребёнку время вы очень сильно повышаете его самооценку, а это помогает ему снизить темп речи.

Уделяйте внимание исключительно ребенку. Детям часто не хватает исключительного внимания любящих родителей, это именно то, о чём дети мечтают!

Таким образом вы создадите положительный фон вокруг себя и ребёнка и подарите ему поток положительных эмоций. Боритесь за речь своего ребёнка!

Другие новости раздела

8 октября 2021, 09:51     
 1 246

Врач рассказала, с чем связана высокая смертность от COVID-19
«В целом последствий от COVID-19 стало больше, и они более сложные».

8 октября 2021, 09:39     
 1 585

В Бурятии суточный прирост случаев COVID-19 резко вырос до 117
За сутки от коронавируса умерло еще 5 пациентов.

7 октября 2021, 11:22     
 6 226

Эксперт назвал «виновного» в резком росте заболеваемости COVID-19
Напомним, прирост случаев коронавируса идет вверх и в Бурятии.

Смотреть еще

Актуально

30 сентября, 17:30     

 4 770

5 фактов о нововведениях октября

24 сентября, 20:35     

 3 415

«Камера — это моё». Как прошел кастинг проекта «Хочу на Ариг Ус»

22 сентября, 18:00     

 9 231

Несколько районов Бурятии накрыло снегом (ФОТО, ВИДЕО)

21 сентября, 15:34     

 13 828

Верховный суд Бурятии вынес решение по делу Баира Жамбалова

Свежие новости

8 октября, 20:06     
В Улан-Удэ на сцене Русского драмтеатра актеры расскажут о собственной жизни
Не обойдется без криков, алкоголя и даже обнаженки.

8 октября, 19:30      121
В России прогнозируют рост цен на непродовольственные товары
Подробнее об этом и других событиях экономики в рубрике «Чужие деньги…

8 октября, 17:33      806
В Бурятии могут появиться «территории без COVID-19»
За такое звание поборются районы республики.

8 октября, 17:14      1 050
«Мы остались ни с чем». Стали известны детали крупного пожара в Бурятии
Напомним, жилой дом сгорел в Кяхтинском районе.

8 октября, 16:03      240
Участники проекта «Хочу на Ариг Ус» прошли первый этап обучения
Впереди практика.

8 октября, 15:42      1 050
В Бурятии «засекли» лихача, ехавшего на скорости почти 200 км/ч
С начала года в республике выписали штрафов на 180 млн.

8 октября, 15:24      715
«Как будто бы немного не Россия». В Бурятию приехал блогер-путешественник
Велосипедист едет во Владивосток.

8 октября, 14:54      287
Три проекта телекомпании «Ариг Ус» прошли в финал конкурса «ТЭФИ-Регион»
Победителей определят в ноябре в Санкт-Петербурге.

8 октября, 13:59      236
Горняки севера – самые активные интернет-пользователи Бурятии
Где находятся самые активные юзеры республики?

8 октября, 13:34      519
В Бурятии бесследно пропал 63-летний мужчина
Он ушел из дома почти 3 месяца назад и не вернулся.

8 октября, 12:40      1 495
В Бурятии нашли пропавшего в лесу охотника
Напомним, мужчина бесследно исчез еще на прошлой неделе.

8 октября, 12:10      315
В Бурятии сельчане больше недели провели без холодной воды
Благодаря соцсетям в этих домах организовали проверку.

Заикание у ребенка в 3 года

Если вы заметили, что у 3 летнего ребенка проявляется заикание, то необходимо следовать следующим инструкциям:

  • необходимо сделать так, что бы ребенок меньше говорил, старайтесь не задавать ему лишних вопросов — на которые хотите услышать ответ! Если ребенок вас о чем либо спрашивает ему необхдимо отвечать;
  • если у вас есть возможность отказаться от посещения детского сада, сделайте это обязательно и избегайте скопления людей;
  • займите ребенка настольными и прочими развлекательными играми, они отлично развивают мелкую моторику и успокаивают нервную систему;
  • обязательно обратитесь к хорошему детскому логопеду и невропатологу.

Главное не перегружайте ребенка — это может негативно на нем сказаться, необходимо с первых проявлений предпринять необходимые меры.

Лечение заикания

Терапия речевых
дефектов актуальна в любом возрасте, но раннее решение проблемы в детском
возрасте позволяет не допустить психических и психологических осложнений
недуга. Лечение логоневроза подразумевают целый комплекс мероприятий. Они
должны корректировать не только речь, но и воздействовать на неврологические
расстройства.

Лечение делится
на несколько этапов:

  1. Полная
    диагностика, во время которой необходимо установить причину заикания и
    сопутствующий неврологические проблемы.
  2. Совместная
    работа психологов, неврологов и логопедов. На этом этапе перестраиваются
    речевые навыки, проводят специальные логопедические упражнения.
  3. Реабилитация и
    закрепление.

Заикание у детей – как помочь ребенку

Для коррекции
используют медикаментозное лечение, с назначение противосудорожных средств, а
также препаратов, улучшающих мозговое кровообращение, ноотропы.

Хорошее воздействие на заикание оказывает остеопатия. Она помогает снять судорожный синдром, убирает нервное возбуждение, успокаивает невротические рефлексы. Очень важным в терапии являются и общеукрепляющие процедуры, которые воздействуют на нервную систему. Лечение иглоукалыванием заикания, использование физиотерапевтических методов помогают нормализовать работу ЦНС и стабилизировать работу речевого центра.

Как вести себя родителям, если ребенок заикается

Определить причину появления у ребенка заикания, а также назначить корректное лечение может только врач. Однако близкие малыша играют важную роль при устранении патологии. Родители должны знать, как веси себя с ребенком, чтобы процесс лечения был более быстрым и эффективным.

  1. Следите за тем, чтобы эмоциональные нагрузки на ребенка были умеренными. Постарайтесь сократить время просмотра телевизора, оградите малыша от агрессивных игр и громкой музыки.
  2. Проводите больше времени с ребенком, читайте ему сказки, старайтесь, чтобы времяпровождение вызывало у него только положительные эмоции.
  3. Если ребенок любит слушать музыку, то пусть она будет спокойной.
  4. Установите режим дня для ребенка, контролируйте его отдых, регулярно выезжайте на природу, гуляйте на свежем воздухе.

Ни в коем случае нельзя ругать малыша, если дефект долгое время не поддается лечению

Наоборот, важно поощрять ребенка, хвалить его за старания и терпение, всячески поддерживать кроху и создать в семье благоприятную доброжелательную обстановку на весь период устранения дефекта

После того как заикание получится победить, родители должны постараться сохранить позитивную обстановку в семье. Только в таком случае будет минимизирован риск повторного появления заикания у ребенка.

Немного истории и причины возникновения

Заикание, как патология речи, возникла очень давно. Заики встречались среди древних инков, персидских царей, греческих фараонов и т.д. Нередко заиканием страдали известные и умнейшие люди своего времени. Они самостоятельно пытались избавиться от собственного недуга различными способами.

Наиболее известна нам история Демосфена. Этот древнегреческий философ разработал собственную систему дыхательных упражнений, которые выполнял перед зеркалом, произносил длинные фразы в затрудненных условиях (при подъеме на возвышенности, при сильном шуме морских волн, с камешками во рту и т.д.)

Демосфен также уделял огромное внимание психогенной тренировке. Он был человеком весьма робким и впечатлительным, но благодаря титаническому труду он стал великим оратором, способным произносить длинные речи перед многотысячной толпой

История Демосфена, описанная Плутархом, является ярким примером того, что избавиться от заикания можно, но для этого нужно потратить колоссальные усилия. Однако на причины возникновения заикания она свет не проливает.

С тех давних времен многие исследователи пытались заниматься проблемой лечения от заикания. По их мнению, это нарушение речи может быть обусловлено такими факторами:

  • стрессовая ситуация. В некоторых случаях нарушение темпа речи становится заметно в раннем возрасте, но многие такие дети разговаривали вполне нормально до определенного момента. Заикание резко возникло на фоне психотравмирующей ситуации, например, сильного испуга. Однако страх в детстве испытывали многие, а заиками становится около 2-3% населения земного шара. Вероятно, эти люди имели некую предрасположенность;
  • неврологическая патология. Нарушения в работе отделов ЦНС, отвечающих за речевую функцию, могут возникнуть на фоне травм, контузии, после перенесенных инфекционных заболеваний. Патология также может развиться из-за некоторых вялотекущих хронических заболеваний;
  • наследственная предрасположенность. Если в семье есть заики, то вероятность развития данного расстройства речи становится более высокой. Считается, что генетически обусловленное заикание должно проявить себя в первые семь лет жизни. Если этого не произошло, значит, подобных нарушений в речи у человека уже не будет. Как правило, передается заикание через поколение, но иногда дети просто подражают «неряшливой» речи людей из близкого окружения.

Описанные выше причины объединяет одно обстоятельство: все они приводят к ослаблению нервной системы. У кого-то психика страдает под воздействием внешних факторов, а кто-то уже родился с ослабленной нервной системой, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. В любом случае начинать лечение заикания лучше всего с консультации у невролога.

Релаксация и самомассаж

Попытаться самостоятельно избавиться от заикания можно

Первое, на что стоит обратить внимание, это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти две составляющие обеспечивают нормальную естественную речь

Поэтому заика должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от избыточного напряжения.

В этом помогут приемы релаксации. Можно выполнять упражнения на напряжение и мгновенное расслабление мышц, они помогут создать ощущение контраста между напряжением и расслабленным состояние. Для выполнения необходимо сильно напрячь, например, шею, а затем максимально ее расслабить. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.

Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять собственную мускулатуру. Чтобы добиться нужного эффекта, при их выполнении следует придерживаться определенных правил:

 контролируйте силу напряжения мышц не только при помощи телесных ощущений. Выполняйте упражнения перед зеркалом, контролируя движения мышц визуально, это позволит легче перейти к глубокому расслаблению;
упражнения нужно выполнять ежедневно в течение 5–7 минут. В результате не будет возникать перенапряжение при использовании речевой мускулатуры при разговоре;
комплекс должен включать упражнения не только для речевого аппарата

При заикании важно снизить тонус мышц в области рук, живота, плеч и шеи;
заниматься нужно неторопливо, ритмично выполняя упражнения
Не допускайте переутомления;
обращайте внимание на дыхание – оно должно быть свободным.

После того как все упражнения будут освоены, можно их немного усложнить, добавив фонацию. Начинайте говорить в момент расслабления, плавно и протяжно произнося гласные звуки и их сочетания. После переходите к проговариванию слогов и целых слов.

Избавиться от напряжения или, наоборот, повысить тонус слабых мышц, поможет самомассаж. Он бывает двух типов: гигиенический и вибрационный. В первом случае процедура выполняется поглаживанием. Тем самым активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже, и нормализуется тонус лицевых и мимических мышц. Вибрационный массаж предусматривает использование энергичных постукиваний для активизации глубинных нервных окончаний.

Научиться приемам релаксации и самомассажа можно самостоятельно, например, при помощи интернета. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проконтролирует правильность выполнения процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.

Методы коррекции

Заикание, как и другие заболевания, легче поддается исправлению на ранних стадиях. В некоторых случаях избавиться от этого нарушения речи удается всего за несколько недель. Но чаще всего это требует намного больше времени.

Как уже упоминалось выше, начинать лечение нужно с визита к невропатологу. Врач проведет обследование, целью которого будет обнаружение причин речевой дисфункции. Если заикание обусловлено сбоем в работе центральной или периферической нервной системы, то пациенту будет назначено адекватное медикаментозное лечение. Кроме того, лечением заикания будут заниматься такие специалисты:

рефлексотерапевт

Для устранения заикания важно избавиться от мышечных зажимов, локализующихся в области плечевого пояса, шеи и живота;
психотерапевт. Современные психотерапевтические методики помогут выявить психологические причины проблемы и устранить их

В результате можно не только нормализовать речь, но и полностью изменить свою жизнь к лучшему. Стать более уверенным в собственных силах, научиться выходить из сложных жизненных ситуаций, наладить отношения с окружающими людьми и т.д.;
логопед. Специальные логопедические упражнения позволят выработать правильное речевое дыхание, научиться произносить звуки, контролировать скорость речи и ее темп.

Комплексное лечение и постоянная работа над собой позволит добиться устойчивого результата в максимально короткие сроки.

Следует помнить, что разовый поход к логопеду не поможет. Не стоит также рассчитывать на то, что врач даст «чудо-пилюльку» и заикание исчезнет. Это нарушение речи пройдет только в том случае, если заикающийся будет неукоснительно выполнять рекомендации всех специалистов на протяжении всего курса лечения.

Игры-молчанки

Такие занятия хороши тем, что помогают снять чрезмерную возбудимость. У детей с заиканием это помогает убрать привычку ускоренной и неправильной речи, подготовить нервную систему к более сложным упражнениям. Воспитываются терпение и усидчивость.

Наиболее эффективные игры:

  1. «Часы». На видное место ставим песочные часы и объявляем, что язычок устал и ему нужно отдохнуть. Пока песок пересыпается, малыш занимается рисованием, пазлами и другими делами. Детям больше нравится коллективный вариант игры, когда выигрывает тот, кто дольше молчал;
  2. «Добрый волшебник». Представляем, что в городе есть хороший и великодушный великан, но сейчас он спит. Поэтому все люди соблюдают тишину, никто не разговаривает. Зато можно строить домики из кубиков, играть в конструктор, лепить. Также отличная идея — молча нарисовать спящего волшебника. В поощрение можно вручить медаль «почетного стража»;
  3. «Театр». Предлагаем «отправиться» на спектакль, где нужно спокойно сидеть и не разговаривать. Зато можно показывать куклам или мягким игрушкам картинки. У этого упражнения много вариаций, например, библиотека, где тоже нужно соблюдать тишину.

Можно изобретать любые варианты. Главное условия — соблюдение молчания и увлекательное занятие для ребенка, при котором он сможет какое-то время обойтись без вопросов-ответов.

Что такое остеопатия

Остеопатией называют область клинической медицины, основанной на теории о том, что между работой всех органов и мышечно-скелетной структурой есть определенная связь. Именно она имеет решающее значение при лечении от различных недугов. Остеопат рассматривает человеческий организм как единое целое. При помощи мануальных приемов врач воздействует на все тело, корректируя имеющиеся проблемы, и предотвращает появление новых.

В нашей стране использование остеопатических методов лечения одобрено Министерством здравоохранения еще в 2003 году.

Не стоит путать остеопатию и мануальную терапию. Эти два направления имеют много общего, но их различия оказывают влияние на подходы лечения патологий

Если в ходе мануальной терапии внимание уделяется позвоночнику, как основной причине всех заболеваний, то остеопатия, наоборот, считает, что именно проблемы с внутренними органами сказываются на состоянии позвоночника

Остеопат рассматривает организм, как единое целое. Методики лечения позволяют скорректировать работу всех составляющих нервной системы и систем внутренних органов. Именно такой подход позволяет избавить человека от большинства проблем, в том числе и от заикания.

Коррекция заикания

Цель коррекции при заикании — это выработка нового стереотипа речеобразования. Комплексное лечение заикания ведет к наилучшим результатам в работе по устранению этого речевого дефекта.

Ниже мы описали наиболее эффективные и распространенные методы лечения и коррекции заикания у детей.

Массаж

Массаж – обязателен при заикании. Массаж является дополнительный способом коррекции и лечения заикания. Массаж нужен, чтобы улучшить кровообращение в структурах мозга, которые отвечают за двигательные реакции речевого аппарата.

Существуют несколько эффективных методик массажа при заикании:

Традиционный массаж

Данный вид массажа применяется для определенных участков тела, делает его опытный массажист, используя определенные приемы и техники в зависимости от целей и задачей массажа. Данный вид массажа способствует расслаблению мышц речевого аппарата и прилегающих к нему мышц. У заикающегося часто можно наблюдать гипертонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса. Добившись расслабления этих зон, достигается расслабление корня языка и, соответственно, снижается тонус мышц нижней челюсти.

Положительное воздействие на артикуляцию оказывает расслабляющий массаж головы, шейного отдела, воротниковой зоны, спины, грудной клетки и плеч.

Зондовый массаж

Зондовая техника массажа выполняется с использованием специальных зондов. Массаж отличается довольно жестким воздействием, поэтому применяется в комплексной терапии заикания у детей от 4 лет. Противопоказаниями к технике зондового массажа является склонность к эпилепсии, судорогам!

Точечный массаж

Массаж снимает излишнюю возбудимость и тревожность, способствует расслаблению речевого центра. Данный вид массаж родители могут делать самостоятельно, так как манипуляции в данном виде массажа очень просты. Освоив технику точечного массажа, можно воздействовать на мышцы находящиеся в гипертонусе и воздействуя на определенные сегменты, достичь расслабления языка и челюстных мышц.

Сегментарный массаж

Данный массаж направлен на непосредственное воздействие на мышцу отвечающую за речь. Эффективность данного вида массаж возможна при его системном выполнении.

Дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика полезна для лечения любого вида заикании, а также его профилактики в раннем возрасте у детей. Дыхательная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для расслабления и тонизирования мышц речевого аппарата. С помощью простых заданий ребенок учится правильно дышать, осваивает ритм и темп вдохов, выдохов.

Занятия с логопедом – дефектологом

Занятия с логопедом являться неотъемлемой частью при устранении заикания у детей. Занятия с логопедом способствуют:

  • устранению нарушений в темпе и ритме речи;
  • развитию моторных функций;
  • развитию координации слов и ритмизованного движения;
  •  формированию фонационного (речевого) дыхания;
  • развитию плавности речи в различных её формах;
  •  развитие интонационных характеристик речи.

Медикаменты

Медикаментозное лечение заикания необходимо при выраженных клинических симптомах, при заикании органического происхождения. Также, медекаментозное лечении нобходимо при заикания возникшего в результате основного заболевания или длительного течения заикания. Цель назначения медикаментов при заикании:

  • Снижения частоты судорог речевых мышц.
  • Стимуляции отделов головного мозга отвечающих за речь.
  • Снижения спастики мышц участвующих в речевой деятельности.
  • Нормализации эмоционального состояния.

Прогноз

Заикание у детей обычно полностью проходит, если лечебно-оздоровительная терапия организована правильно. Иногда могут возникать рецидивы во время обучения в школе и в пубертатный период.

Конечно, преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, а также от возраста ребенка. При заикании, развивающегося на почве врожденного отягощений или приобретенного вследствие перенесённых болезней, прогноз менее благоприятно. В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий