Свободное воспитание: плюсы и минусы

Наиболее популярные методики раннего развития

Методика Марии Монтессори

Одна из наиболее популярных как в нашей стране, так и за ее пределами. В Европе функционируют целые детские сады, придерживающиеся принципов обучения по заветам всемирно известного врача и педагога из Италии. Основная мысль, которая заложена в работе концепции итальянского врача и педагога – это свободное воспитание. Ребенок должен самостоятельно знакомиться с миром. Методика строится на трех ключевых понятиях – самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Вмешательства взрослого в построение образовательного процесса сведены к минимуму, ребенок сам выбирает – что ему интересно в данный момент и в каком объеме. Для успешного освоения знаний и навыков разработана специальная среда, приближенная к повседневной, но доступная для ребенка; обучающие пособия и игры, нацеленные на развитие тактильного, слухового и зрительного восприятия. Любые ошибки, допущенные ребенком, исправляются им самостоятельно, а поведение – не подвергается критике.

Методика Николая Зайцева

Обучение по методике педагога-новатора из Санкт-Петербурга, построено на работе со специальными математическими таблицами и кубиками, которые помогают уже с двухлетнего возраста учиться счету, чтению и письму. Занятия проходят исключительно в игровой форме, что понятно и весело для малышей. 

Методика Глена Домана

Американский врач-физиотерапевт разработал свою методику в 40-х года XX века в Америке и впервые внедрил ее для работы с детьми, имеющими различную степень умственной отсталости. Суть его идеи заключалась в том, чтобы заставить мозг ребенка трудиться с самого раннего возраста. Доманом были разработаны специальные карточки, на которых изображаются слова, точки и различные предметы, которые взрослые показывают детям и озвучивают увиденное. По утверждению сторонников этой методики, если начать занятия в первом полугодии жизни ребенка, к трем годам малыш будет обладать богатым словарным запасом, уметь читать и считать

Помимо умственных нагрузок, большое внимание уделяется физическому развитию детей, поскольку, по мнению автора, активность мозга стимулируется, в том числе, движениями.

 

Это только малая часть методик, которые используются в настоящее время. Подходов и форм существует огромное множество, главное, определить, что подходит именно вашему ребенку. Водить ребенка в «развивашки», какой методике придерживаться – решение исключительно родителей, и никто не может повлиять на него. Опытные психологи и педагоги выделяют как преимущества, так и недостатки в самой идеи раннего развития.

Это важно!

Какой бы результат ни преследовали родители – вырастить будущего нобелевского лауреата или просто дать возможность ребенку поиграть с ровесниками – не забывайте прислушиваться к ребенку, его потребностям и желаниям.

Прекрасно, если малыш с удовольствием бежит на занятия, но если вы ощущаете явный протест со стороны ребенка – не нужно его заставлять. Всему свое время. И отсутствие интереса к развивающим играм и карточкам – еще ничего не значит.

(
оценок; рейтинг статьи )

Минусы

  1. Поскольку свобода ребёнка возводится в абсолют, а его потребности и желания всегда удовлетворяются, такие дети очень избалованы. И если внутри семьи с её установками это как-то решаемо, то вне – в детском саду, школе – свобода личности оборачивается не слишком приятной стороной как к окружающим, так и к самим детям.
  2. Отсутствие каких-либо запретов в конечном итоге может сыграть с ребёнком злую шутку. Твёрдые правила для малышей – это своеобразные маячки, по которым они ориентируются, их необходимо сразу обозначать. Дети, воспитанные в либеральном стиле, не понимают, что свобода – это прежде всего ответственность, они не умеют быть требовательными к себе, и сами страдают от этого. Такие дети эмоционально нестабильны и, столкнувшись с запретами, могут ответить агрессией, истерикам, а иногда впадают в депрессию от «несовершенства мира».
  3. Убеждённость в том, что «все обязаны меня принимать и любить» разбивается о жестокое разочарование. Требуя к себе исключительного отношения, дети сталкиваются с жёстким противодействием и испытывают сложности в общении.
  4. Взрослея, юноша или девушка оказываются инфантильными, безответственными, совершенно не приспособленными к жизненным реалиям. Им кажется, что решение их проблем – дело других. Часто такие молодые люди не могут завершить образование и в зрелом возрасте всё ещё живут с родителями (что для последних не всегда весело, поскольку вторжение подросших детей в их личное пространство восторга не вызывает).
  5. Естественное непослушание, которое возникает из-за отсутствия границ и наказаний, становится предметом торговли. Папе мешает, что я играю в мяч, когда он работает? Пусть даст конфетку. Причём со временем ставки растут, и сладостями уже не обойтись.
  6. Уверенность в собственной уникальности рождает завышенные ожидания от жизни за самые обычные действия. Например, ребёнок может размышлять так: ведь я хожу каждый день на эти скучные уроки, за одно это мне должны ставить пятёрки. Будучи взрослыми, такие люди будут ждать повышения по службе за одно то, что каждый день ходят на работу, и бриллиантового кольца за приготовление еды.

Особенности теории свободного и естественного воспитания

Руссо был уверен, что контакт с природой является главным фактором в формировании полноценной личности. Благодаря ему ребёнок развивает свои чувства и способности

И для неразрывности связи с живой природой важно проживать вблизи леса или озёра

В таком случае отпадает необходимость наказаний. Ведь нет границ, которым необходимо следовать. А соответственно и соблазна их нарушить.

На смену наказаниям приходит возможность самостоятельно вынести урок при возникновении последствий. Руссо считал, что, таким образом, ребёнок способен ассимилировать опыт. А также нести ответственность за совершённые действия. Ведь в таком случае возникает не страх наказания, а понимание того, чем грозит неверный поступок.

Естественное воспитание Руссо подразумевает индивидуальность каждого ребёнка. Направленность интереса, его возможности и ресурсы. Руссо учитывал эти нюансы. Поэтому считал, что за слабым и беспомощным малышом должен быть закреплён наставник. На которого в любой момент можно опереться и получить поддержку и защиту.

Очень много внимания уделял физическому воспитанию. Благодаря которому каждый мог совершенствовать свой организм. И если с умственным и духовным развитием предлагал не спешить, то физическое должно было присутствовать ежедневно.

Такая разная дисциплина

С точки зрения биологии человек — очень системное существо, в существовании которого мало что зависит от свободной воли. Нами уверенно руководят смены дня и ночи, циркадные ритмы, гормональные колебания в течение суток. В общем, жить по режиму предначертано нам самой природой. Поэтому, какой бы потенциал свободомыслия ни был заложен в человеке, понятный распорядок дня — его базовая потребность.

С момента рождения малыша это становится зоной ответственности родителей. В течение многих лет, пока новичок в семье не получит достаточно знаний о том, что хорошо и плохо для здоровья, папе и маме предстоит обеспечить ребёнку адекватное возрасту питание, количество сна и физической активности. Говорят, есть младенцы, которые уже из роддома выписываются с четкими настройками «обед в час, потом сон на свежем воздухе». Однако чаще всего взрослым придется проявить немало упорства и даже коварства, приучая малыша спать ночью, чистить зубы после еды и есть макароны вместе, а не вместо брокколи.

Такого рода внешняя дисциплина, как и необходимость наводить в доме порядок или мыть руки после туалета, никак не ограничивает свободу ребёнка. Наоборот. Видя упорядоченность мира и чётко опираясь на стены в виде бытовых законов, маленький человек получает простор для выращивания внутренней свободы.

Участие и помощь

Авторитетные родители понимают потребности своего ребенка и не уклоняются от участия в повседневной деятельности своего ребенка. Будь то помощь в уроках в средней школе или наставничество по различным предметам; родители увлекаются и научным миром, и спортом.

Например, если ваш ребенок не участвует в бейсбольной команде средней школы и мечтает стать высококлассным профессиональным спортсменом, вы должны убедиться, что его диета соблюдается, и обсудить с этим школьным тренером его болевые точки и сильные стороны. Вы сосредотачиваетесь на том, что необходимо проработать, и планируете программу для достижения этих целей и превращаете необходимые изменения в реальность.

Критика и похвала

Родители, которые по своей природе авторитетны, не стесняются давать честные, непредвзятые отзывы, даже если это звучит немного резко. Обратная связь помогает детям расти и понимать свои слабости и сильные стороны. Они также не забывают хвалить и ценить прогресс, когда наступает время. Смешивая признательность и критику, вы настраиваете их развитие и строите характер.

Например, если ваш ребенок плохо сдавал экзамены и, несмотря на напоминания, он не обращает на это внимания. Вы указываете на изменения в его отношении и на то, как ему нужно работать над этим, а затем последствия в будущем, если он продолжит двигаться в этом направлении. Хотя ваш ребенок немного грубоват, он может подумать об этом и постепенно начать меняться.

Когда он показывает признаки изменений и приносит результаты, вы цените его за его изменения и прогресс, что подтверждает его усилия в позитивном ключе.

Спрос и ответ

Это все о повышении ваших стандартов в жизни и ваших детей. Как авторитетный родитель, вы устанавливаете требования и ожидания, основываясь на их возможном и текущем ограничениях. Вы ставите цели и гарантируете, что они работают для них. Объясните, что вы ожидаете от них, и установите разумные сроки.

Например, – если вы заметили, что ваш ребенок хорошо учится в классе, попросите его выпрямиться, как если бы он уже набрал несколько баллов «B» и кучу «As». Объясните, как это расширит его академический профиль и принесет ему пользу в будущем, упрощая тем самым даже самые сложные проблемы.

Александр Нилл и его воспитание свободой

Такую идею, как воспитание свободой активно развивал также Александр Нилл. Который считал, что важнее всего характер, личность каждого, а не учение и знания, которые он приобрёл. Также, как и Жан-Жак Руссо, он считал влияние природы очень важным моментом в гармоничном развитии. Он создал собственную школу в Великобритании, которая называется Самерхилл и работает до сих пор.

Принципы работы школы Самерхилл

Воспитание свободой заключается в признании того факта, что у ребёнка изначально присутствует мудрость и реалистичность. На него не нужно давить и требовать лишнего. Без всякого внушения он разовьётся настолько, насколько способен.

Отсутствие структуры процесса. Воспитание свободой развивает интерес познания окружающей действительности. В то время как в обычных школах провоцируют чувство отвращения к познаниям.

Дети в этой школе ходят на занятия по возрасту и интересам. И посещают их только по собственному желанию. Кто не хочет учиться, занимается своими делами. К примеру, играет во дворе или с другими детками, которые тоже предпочли отдых.

А также нет определённых методик преподавания. Александр Нилл считал, что если ребёнок захочет научиться читать или считать — он это сделает

И неважно, какими способами научения владеет преподаватель. Жёсткое требование к преподавателям

Они подвергаются незамедлительному увольнению, если были замечены в авторитарном отношении к детям.

Жёсткое требование к преподавателям. Они подвергаются незамедлительному увольнению, если были замечены в авторитарном отношении к детям.

Воспитание свободой вызывает подозрения в отсутствии дисциплины и каких-либо познавательных процессов. Ведь ребёнок будет делать выбор в пользу игры и прогулок. Но это не так. По опыту работы этой школы было замечено, что дети, которые изначально посещали уроки — продолжали ходить на занятия по собственному желанию. А те, кто влился в процесс из других школ — долгое время адаптировались. Они заявляли, что никогда больше не будут ходить на уроки. И в свободное время играли и даже мешали остальным учиться.

Но при этом по прошествии нескольких месяцев добровольно начинали посещать занятия. Только уже с интересом и желанием. Таким образом, начиналось выздоровление и естественное развитие.

А вот японская система воспитания немного отличается от теории Руссо и Александра Нилла. И прежде всего присутствуют гендерные различия. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Сохраняя при этом возрастную последовательность. Которая заключается в безграничности и вседозволенности до 5 лет. Затем с 5 до 15 полному повиновению родителям. А с 15 лет подразумевает общение на равных. В этой системе очень чётко разграничены женские и мужские обязанности. Женщина воспитывает детей и занимается хозяйством. Мужчина добытчик.

Традиции и инновации в сфере образования

Вообще, утверждать, что проблема инноваций в сфере образования является чем-то новым, нельзя, т.к. этот вопрос поднимался ещё Яном Амосом Коменским, Рудольфом Штайнером, Львом Семёновичем Выгодским и другими выдающимися деятелями в области психологии, философии, педагогики и т.д. Другими словами, речь о преобразованиях в системе получения знаний и развития умений и навыков шла уже давно.

Если же говорить конкретно о мире современности, то сам термин «инновации», касаемо образования, подразумевает обновление образовательной системы и внедрение новых технологий. И, конечно же, всё, что разрабатывает человек для этого, нацелено, главным образом, на повышение эффективности и результативности обучения. А это, в свою очередь, говорит нам о том, что сегодняшние образовательные стандарты являются устаревшими, и к обучению нового поколения нужно разрабатывать всё новые подходы. Основной же причиной появления вопроса о том, что пора внедрять инновации в систему образования, является кризис этой самой системы, и все создающиеся нововведения нацелены на решение её многочисленных проблем.

И на данный момент есть несколько противоречий в образовательной системе, которые требуют скорейшего разрешения:

  • Несоответствие стандартов обучения учеников их личностным характеристикам, таким как интересы, способности и т.п.;
  • Несоответствие темпов развития науки действительным познавательным возможностям учащихся;
  • Несоответствие стремления к обучению по одному профилю педагогическим задачам многостороннего личностного развития.

Эти противоречия обуславливают затруднения в процессе внедрения в образовательную систему инноваций. О них мы вкратце и расскажем далее.

Тонкости либерального подхода по Вентцелю

Если вы всё же решились на вольное воспитание, можете ознакомиться с любопытными идеями К. Н. Вентцеля – знаменитого пропагандиста естественного воспитания. Основная идея, которую нёс гуманист, – уважение детской личности.

Вначале 20 века педагог даже организовал Дом свободного ребёнка, в котором к детям относились как к товарищам, и помогали только в случае их просьбы.

Автор теории естественного воспитания утверждал, что удовлетворение желаний ребёнка способствует его гармоничному душевному развитию.

Исходя из этого, педагог ставил к воспитательному процессу такие задачи:

  • породить в ребёнке желание получать новые знания;
  • делать акцент на самовоспитании и самообразовании – чтобы дети изучали то, что им интересно;
  • формировать у малыша нравственные ценности, опираясь на собственный опыт;
  • создавать социум свободных личностей на основе самоуправления.

Педагог настаивал, чтобы дети сами себя обслуживали, умели ухаживать за животными, свободно занимались трудом, искусством, игрой.

Профессор полагал, что только через вольные взаимоотношения можно построить дружелюбное и толерантное общество.

Вентцель протестовал против школьной модели образования, он предлагал отменить календарное планирование и программы уроков. Гуманист вообще отрицал пользу от школы. Он стремился развиться в детях инициативу и творчество, не осознавая, что переоценивает маленьких личностей, идеализируя их.

Предоставление свободы и надзора

Авторитетные родители гарантируют, что они дети получают свободу, в которой они нуждаются, но также следят за их ситуацией. Они не позволяют своим детям давать полную свободу, так как полная свобода может позволить им быть сорванными с их целей или отвлекать их, однако, для незначительных решений и некоторых действий, они дают определенную степень зависимости.

Например – Ваш ребенок хочет пойти на вечеринку со своими друзьями. Вы спрашиваете его о месте встречи, во сколько он вернется и будут ли в него вовлечены напитки (так как вы не позволите пить несовершеннолетнему ребенку). Если вы чувствуете, что что-то необычное, попросите его старших братьев и сестер или кого-либо из членов семьи или ваших соседей следить за ним, пока он отсутствует.

Технология свободного труда (французского педагога С. Френе 1896-1966), созданная с учетом особенностей малокомплектной сельской школы

Характеристика организации:

  • Учиться не надо, но проблемы решаются;
  • Домашних заданий нет, но вопросы задаются постоянно — дома, на улице, в школе;
  • Оценки не выставляются, но отмечается личный прогресс;
  • ошибок не бывает — бывают недоразумения, которых, если разобраться вместе со всеми, можно избежать;
  • нет традиционного учителя, а учат организационные формы совместной деятельности, разработанные учителем вместе с детьми;
  • нет учебной дисциплины, а есть только чувство собственной и коллективной безопасности и общие дисциплины движения и т.д.

Термины «инновационная школа» и «авторская школа» используются с конца 1980-х годов. Авторские школы играют особую роль на этапе трансформации социальной структуры: они определяют пути и средства развития образования, открывают новые цели, разрабатывают содержание образования, изобретают и апробируют новые педагогические технологии и системы.

Авторская школа — это полисистема с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, духовно-религиозной, научной деятельности, включающая различные формы общения и взаимопонимания между детьми и взрослыми.

Рассмотрим несколько примеров:

  • Учебные заведения И.Г. Песталоцци, С. Френе, С.Т. Шацкого; школы Р. Штейнера, Л.Н. Толстого;
  • современная парковая школа (М. А. Балабан, Екатеринбург, школа № 95) — интеграция идей и принципов нескольких образовательных технологий, среди которых в первую очередь следует отметить систему Белла-Ланкастера, систему С. Френе, Йенский план, коллективный способ обучения (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко). Основной метод обучения — диалог, речевое общение партнеров;
  • Сельскохозяйственная школа-интернат А. А. Католикова (Сыктывкар). Агрошкола — это школа полного дня, режим и организация которой во многом аналогичны коммуне А.С. Макаренко. С. Макаренко. В школе-интернате обучается около 300 детей в возрасте от 2 до 18 лет. Концептуальной основой является сочетание образования и производственной работы в форме фермерской школы;
  • школа адаптивной педагогики (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде — Москва, Ярославль). Деление учеников на классы основано на их индивидуальных психофизических характеристиках;
  • Школа самоопределения (А. Н. Тубельский, Москва; обучение детей от 3 до 17 лет, совмещенное с работой по созданию и освоению ориентированного на ученика содержания образования). По сути, именно в этом и заключается суть альтернативного образования.

Можно выделить следующие характеристики авторских школ:

  • Инновационность — наличие оригинальных идей автора, гипотез по перестройке педагогического процесса;
  • альтернативность — отличие одного из основных компонентов образовательного процесса: целей, содержания, методов, средств и т.д. от традиционных, принятых в массовой школе:
  • Концептуальность: использование философских, психологических, социально-психологических научных основ в авторской модели;
  • последовательность и сложность образовательного процесса;
  • Социально-педагогическая целесообразность — соответствие целей школы социальному заказу;
  • Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

Как вы можете быть лучшим родителем с авторитетным воспитанием?

Авторитетное воспитание не является средством для достижения цели. Это гибкий, эффективный и рецензируемый. Каждая семья отличается, и вот как вы можете стать лучшим родителем с авторитетным воспитанием детей.

  • Установите рамки – структура или рамки дает направление вашим детям. Утренние ритуалы, связанные с навыками тайм-менеджмента и навыками обучения, – это то, чему нужно учить с самого начала. Применяйте правила, которые вращаются вокруг потребностей, необходимых для успеха в школе и жизни.
  • Награды и последствия – По словам Чарльза Духигга, автора книги «Сила привычки», награды действуют как механизм обратной связи для хороших / плохих привычек и позволяют людям вовлекать в себя изменения, которые они хотят внести. Без вознаграждения не приходит мотивация, а без мотивации останавливается прогресс.
  • Будьте отзывчивы – вместо того, чтобы судить своих детей, будьте отзывчивыми. Отвечать, а не реагировать научит ваших детей, что можно делать ошибки и учиться на них. Ошибки являются частью кривой обучения, и чем больше они сделаны, тем больше они учатся, и именно так они прогрессируют.
  • Создание границ – границы препятствуют плохому поведению, такому как не смешиваться с плохими группами или заниматься незаконной деятельностью. Объясните, как они влияют на их здоровье, жизнь и благополучие, и ваши дети обязательно поймут это постепенно.
  • Будьте благодарны – наконец, быть благодарным и счастливым за своего ребенка имеет решающее значение для его будущего успеха. Убедитесь, что вы даете им знать, когда они делают успехи или делают что-то выдающееся. Это будет стимулировать их продолжать двигаться вперед и двигаться в правильном направлении.

Авторитарный стиль воспитания

Этот стиль присущ жестким родителям, которые не считают, что младший член семьи может иметь свое мнение и желания. В семье с авторитарным стилем воспитания обычно есть жесткие правила, за малейшие нарушения которых следует серьезное наказание. Малышу не предоставляется выбор практически ни в чем, его судьба определяется родителями. Взрослые решают все: от того, какие кружки будет посещать их чадо, до того, в какое учебное заведение после школы пойдет.

Примеры фраз, которые часто употребляют авторитарные родители: «потому, что я так сказал», «мал еще свое мнение иметь», «нос еще не дорос свои решения принимать», «мы все для тебя делаем, а ты – неблагодарный», «подрастешь, тогда и будешь высказываться».

Преимущества авторитарного стиля семейного воспитания:

  • родители стараются дать детям все самое лучшее – чаще всего это касается материальных благ и успешного места в жизни;
  • дети послушны, воспитаны и вежливы;
  • практически идеально ведут себя в общественных местах;
  • выполняют все просьбы;
  • не спорят со взрослыми;
  • родителям легко руководить своими детьми, навязывая свое мнение;
  • по мнению взрослых членов семьи, детям светит успешное будущее и легкость в достижении целей.

Недостатки авторитарного стиля:

дети в такой семье не получают любви и ласки в достаточном для них количестве; ребенок не умеет принимать собственные решения, привыкая, что всю ответственность за выбор берут на себя другие люди; не умеет отказывать, в том числе тогда, когда это необходимо: может пойти с незнакомым человеком, под давлением более взрослой компании попробовать алкоголь или наркотики; нерешительность, ощущение своей неважности, подавленность и жизнь в постоянном страхе перед собственными родителями; утрата доверия к миру и взрослым

Каковы последствия для детей

Одно из главных последствий авторитарного стиля возникает в подростковом возрасте. Став более свободным физически, почувствовав поддержку компании, подросток может полностью перестать слушаться родителей, так как они теряют в его глазах весь свой авторитет. Привыкший к насильственным формам воспитания: крику, физическим наказаниям и угрозам, подросток перестает их воспринимать как воздействие на себя. Родители, привыкнув к беспрекословному выполнению их указаний, часто теряются и опускают руки, так как других форм воспитания для себя не представляют, а прежние перестают работать.

В зависимости от индивидуальных особенностей, бывает и другая ситуация: человек на всю жизнь остается под родительским контролем, а после естественной кончины старших родственников продолжает жить по их правилам. Они выбирают за него учебное заведение, работу, супруга, место жительства и прочее. Такой человек не может быть успешным, так как не умеет принимать собственные решения, отстаивать свою точку зрения и противостоять тому, что ему не нравится.

Детоцентризм

Плюсы

«Главный в нашей семье – ребёнок!», – вот девиз этого подхода. С появлением малыша весь мир начинает вращаться вокруг него. Какие тут плюсы? Во-первых, он чувствует себя любимым и желанным, во-вторых, общая цель объединяет родителей и всех прочих родственников – все готовы действовать сплоченно в интересах малыша. В-третьих, ребёнок получает все необходимое для полноценного роста и развития. Все это, безусловно, совсем неплохо. 

Минусы

Однако, при таком подходе ребенок круглые сутки в режиме 24/7 окружен не только вниманием, но и чрезмерной опекой, навязчивой заботой и беспокойством родителей и прочих родственников. Малыш привыкает получать все по первому требования, он не учится заботиться о близких, напротив, усваивает, что его желания и потребности важнее других. . Это приводит к печальным последствиям: во-первых, ребёнок вырастает абсолютным эгоистом, неспособным думать ни о ком, кроме себя

А во-вторых, он рано или поздно сталкивается с суровой правдой жизни и переживает настоящий шок: никто вне семьи не будет относиться к нему, как к центру Вселенной, с него будут требовать так же, как и с других. Это может привести к проблемам не только в общении со сверстниками (а они, в свою очередь, тоже не станут признавать его исключительность, а если он решит настаивать, еще и прозовут зазнайкой), но и к более серьезным проблемам во взрослой жизни – в институте, на работе, в семье

Важно не только любить самого ребёнка, но и учить кроху проявлять любовь и заботу к другим людям. 

Это приводит к печальным последствиям: во-первых, ребёнок вырастает абсолютным эгоистом, неспособным думать ни о ком, кроме себя. А во-вторых, он рано или поздно сталкивается с суровой правдой жизни и переживает настоящий шок: никто вне семьи не будет относиться к нему, как к центру Вселенной, с него будут требовать так же, как и с других. Это может привести к проблемам не только в общении со сверстниками (а они, в свою очередь, тоже не станут признавать его исключительность, а если он решит настаивать, еще и прозовут зазнайкой), но и к более серьезным проблемам во взрослой жизни – в институте, на работе, в семье

Важно не только любить самого ребёнка, но и учить кроху проявлять любовь и заботу к другим людям. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий