О чем говорит детский рисунок

Интерпретация рисунков

Итак, рассмотрим рисунки вашего малыша более подробно. На стандартных детских рисунках обычно присутствуют дома, деревья, цветы, трава, насекомые, животные и люди.

Если на всех просмотренных вами рисунках вы нигде не обнаружили изображения человека, вам стоит задуматься. Возможно, у вашего малыша имеются некоторые проблемы в общении.

Если основную часть рисунков составляют агрессивные по виду животные или некие рогатые, зубастые, клыкастые существа – ваш ребенок явно напряжен или испытывает некоторую тревогу. Не стоит придавать значения лишь рисункам подобных героев из мультипликационных фильмов. Это говорит только о том, что он рисует то, что недавно видел.

Мальчики 6-7 лет часто рисуют воинов, оружие, динозавров или опасных змей, скорпионов и пауков. Повода для беспокойства здесь не ищите. Таким образом они приучают себя к мысли защитников слабых, готовят себя к роли мужчины в обществе. Это абсолютно соответствует их возрасту и полу.

То же самое можно сказать и про девочек этого возраста. Рисунки с принцессами, королевами, каретами, бантиками и цветочками говорят, что они в полной мере ощущают себя будущими женщинами, роль которых быть красивыми и привлекательными.

Особое внимание нужно обратить на то, чтобы все рисунки были, если можно так сказать, адекватными. Что это означает? Например, нарисован человек, но у него не хватает руки, ноги или голова расположена не в том месте, где должна быть

Быть может, ваш малыш еще слишком мал и не умеет передавать на бумаге то, что хочет. Но и не стоит исключать наличия некоторых проблем в его развитии. В любом случае сразу пугаться и паниковать не нужно, присмотритесь к его поведению и только потом делайте выводы.

Что делать, если ребенок не хочет рисовать?

Начать рисовать с ним вместе. Сначала вы рисуете дерево, цветочек, машинку. Ребенок подключается. Рисуете вместе. Хвалите его!

Потом предлагаете ему нарисовать рисунок семьи, себя или несуществующего животного на выбор. Не захочет рисовать что-то из предложенного — пусть рисует то, что хочет. Все равно что.

Если ребенок не хочет рисовать вообще, не берет карандаши, бумагу, смотрит, но сам не хочет ничего делать — не заставляйте. Он должен понимать, что это его выбор и он может как рисовать, так и не рисовать. А задействование своего родительского авторитарного влияния только усугубит ситуацию.

Попробуйте вернуться к этому через пару дней, неделю, может, месяц. Он нарисует, если увидит, что ничего страшного за этим не стоит, никто его не заставляет и не ругает.

Цвет рисунка в психологии ребенка

Изучая связь цветовой гаммы с поведением человека, известный психолог Макс Люшер доказал, что определенные цветовые предпочтения могут многое рассказать о физическом и психическом состоянии людей. Основываясь на выборе человеком того или иного цвета, можно определить его характер, эмоциональное состояние, другие особенности поведения.

В психологии каждый цвет имеет четкую характеристику, но из правил всегда есть исключения. Ведь люди по-разному воспринимают те или иные оттенки. Прежде, чем делать выводы, постарайтесь уточнить у малыша, каким он видит этот цвет – веселым или грустным, какие мысли он вызывает.


Психология семейной жизни: оздоравливаем отношения

Статья расскажет вам о том, как сделать отношения в семье гармоничными

Читать ›

Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма.

Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма. Чем увереннее чувствуют себя дети, тем ярче цвета они выбирают. Но ребятишки непосредственны, так что не стоит делать однозначные выводы. Малыш раскрасил папу черными штрихами, потому что он часто видит его в любимом черном свитере. Но он может также выделить папу черным, если тот ушел из семьи

Когда в рисунках явно преобладают 1-2 цвета, то стоит заострить на этом внимание

Многие специалисты в своей работе руководствуются интерпретацией цвета, которую разработал Макс Люшер – известный психолог и исследователь в этой области. Его выводы говорят о том, что неосознанное цветовое предпочтение говорит не только о психологическом состоянии человека, но и о его физическом здоровье.

Изучив психологию рисунка ребенка 5 лет, можно с помощью методики Макса Люшера проанализировать присутствие того или иного цвета в работах детей.

  • темно-синий – уход в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
  • зеленый – баланс в чувствах, уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
  • красный – стремление к агрессии, крепкая сила воли, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый – оптимистичное отношение к жизни, положительные эмоции, непосредственность, любознательность;
  • фиолетовый – творческая личность с развитой фантазией и интуицией, но при этом эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто предпочитают этот цвет);
  • коричневый – часто воплощает отрицательные эмоции, определяет чувственную опору ощущений, медлительность, физический дискомфорт;
  • черный – цвет протеста, подавленности, разрушения, настоятельная потребность в изменениях;
  • если ребенок использует только простой карандаш, не стараясь раскрасить рисунок – это говорит о безразличии, отстраненности, желании закрыться.

О чём говорит рисунок семьи

Позитивно оценивается рисунок, на котором вся семья изображена вместе

Дети очень любят рисовать свою семью. Таким образом они показывают, насколько важны для них близкие люди, а также определяют, какую роль они отводят в семье себе. Маму дети изображают обычно за работой, чаще за приготовлением пищи – это значит, что в семье уделяется достаточно внимания потребностям ребёнка. Если малыш изобразил маму за гладильной доской, то это может только обрадовать – ребёнок испытывает душевное тепло и ему комфортно в окружении семьи.

Если на рисунке ребёнок не изображает отца, это должно вызвать беспокойство: малыш не чувствует с ним близости. Также плохо, если папа нарисован с молотком, пилой – значит, ребёнок боится своего родителя. Однако чаще всего дети рисуют пап перед телевизором. И это печально для сильной половины, так как в представлении собственных детей они нужны лишь как предмет мебели.

Позитивно оценивается рисунок, на котором вся семья изображена вместе. Это говорит о том, что у ребёнка всё в порядке с эмоциональным фоном. Совсем обратная ситуация складывается, в случае если малыш не рисует себя рядом с мамой и папой – он ощущает себя лишним и ненужным.

Линии на изображении: значение рисунка

Линии рассказывают о характере человека. Простые линии, если их умело расшифровать, могут показать предмет, который человек не нарисовал, но в подсознание он об этом думал. С помощью этого метода можно охарактеризовать как взрослые, так и детские изображения.

Сплошные линии – человек эмоционально стабилен, гибок и уверен в себе

Даже из самых сложных проблем он способен выбраться.

Прерывистые линии – указывают на человека неуверенного в себе, в своих возможностях.

Жирные линии – такой человек везде хочет казаться первым и в центре внимания, что зачастую служит компенсацией его неуверенности.

Тонкие линии – это серые мышки, которых пугает чрезмерное внимание к своей персоне. Они всегда находятся в тени, они не общительны и одиноки

Даже мимолетный стыд или вина могут раскрыть человека таким образом.

Геометрические рисунки, с прямыми четкими линиями – указывают на агрессивного человека. Также это указывает на консервативную личность, которой трудно адаптироваться к новой ситуации или обстановке.

Линии и геометрия

  • Острые углы – явную раздражительность.
  • Линии мягкие и плавные – характеризуют мягкого и покладистого человека. В большей части такие рисунки изображает женский пол.
  • Маленькие и узкие предметы – указывают на закрепощенную личность, которая боится выйти за рамки и переступить через правила.
  • Большие фигуры – с таким человеком легко и интересно общаться, он необычайной развитый.

Большое

Тематика рисунков

Чаще всего дети дошкольного возраста рисуют пейзажи (дом, траву, цветы, деревья, солнце, облака), а также домашних любимцев, свою семью и друзей. Рисунки могут отражать впечатления от увиденного, например, от похода в цирк или зоопарк, просмотра мультика. Девочки любят изображать принцесс и фей, а мальчики – сражения, военную технику, машины и так далее. Такое содержание рисунков считается обычным и говорит об эмоциональном благополучии малыша. Если же ребенок вдруг начал рисовать страшный зверей, монстров, сюжеты с негативным содержанием, это может говорить о внутренних переживаниях, страхах, скрытой агрессии. Превалирование в рисунках изображений предметов и животных над изображениями людей чаще всего является признаком проблем в общении.

Важно разобраться, что является причиной негативного содержания рисунков: сюжеты, которые малыш где-то увидел, и они его впечатлили, или события его собственной жизни

У детей какого возраста можно анализировать рисунки

Расшифровку рисунков требуется делать в зависимости от возраста малыша, поскольку интерпретация крохи постоянно изменяется в зависимости от познания окружающего мира. Возраста и психология рисунка ребёнка:

  1. Три года. Большинство рисунков крохи будут представлять собой круглых человечков с черточками, которые отображают руки и ноги. При этом маленький художник сначала рисует картинку и только потому думает, что же он изобразил на ней.
  2. Четыре года. Кроха старается продумать будущую картину. После этого он приступает к творчеству. С возрастом кроха учится правильно держать карандаш и фигуры приобретают большую схожесть с реальностью.
  3. Пять лет. Будущий школьник старается прорисовывать отдельные части тела человека. Вместо черточек, отображавших руки и ноги, появляются пальцы, одежда, обувь. Примерно с 6-ти лет на лицах нарисованных людей кроха старается нарисовать глаза, нос, рот, уши.

В 7 лет ребёнок умеет рисовать одежду в зависимости от пола человека, изображает причёски, дополнительные аксессуары гардероба.

Правила игры

Мы предлагаем вам самый простой, но в то же время довольно информативный проективный тест, который вы можете провести сами, чтобы по детскому рисунку дома определить психологическое состояние ребенка. Только имейте в виду, что детям младше 6 лет его обычно даже не предлагают. Суть проста: ребенок изображает человечка, а потом отвечает на ваши вопросы. Главное — соблюдать несколько важных правил и учитывать ключевые моменты. Если их проигнорировать, сделать даже предварительный вывод не получится — только испугаетесь.

Если будете скрывать от ребенка, что хотите его протестировать, доверия в ваших отношениях, скорее всего, не прибавится, а вот тревога появится. Тогда тест может принести вред. К тому же малыш почувствует, что его проверяют, и ему будет некомфортно. Име­йте в виду что, испытывая беспокойство или смущение, ребенок может саботировать вашу просьбу. А еще он может начать шутить или фантазировать, и тогда делать выводы будет просто бессмысленно. Говорите прямо: «Это специальное задание, которое поможет мне лучше тебя узнать».
Если малыш просит: «Мама, а можно я не буду?», не настаивайте

Вернитесь к просьбе в другой день.
Когда вы предлагаете ребенку нарисовать человека, лист перед ним важно расположить вертикально.
Если он просит уточнить, как именно нужно нарисовать человечка, ваша задача — помочь ему отнестись к заданию легко: «Делай, как ты сам хочешь».
Когда ребенок начнет рисовать, не стойте у него над душой и не следите, нарисует он папе второй глаз или нет. Если хотите наблюдать, делайте это незаметно.
Прежде чем приступать к оценке «технических моментов», важно удостовериться, был ли малыш искренним в своем желании выполнить задание так, как вы его попросили, или он специально придумал какого-то старичка, которому «сто лет», чтобы удивить вас.

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники

Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально

Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку

Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым — главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Тайна рисунка взрослого

Значение рисунка взрослого, который сделан спонтанно рассказывают многое о человеке, о его личности.

  • Волнистые линии, а также пружины – указывают на сложную жизненную ситуацию. Этот человек застрял в своих проблемах или запутался.
  • Сетка – человек попал ситуацию, которая непонятная и новая для него.
  • Солнце, цветы хоть и символизирует радость и счастье, но человека показывают совсем не в положительном свете. Так люди выражают переживания, показывают, что им одиноко и необходима поддержка.
  • Сердце – указывает на радость и счастье.
  • Люди – таким способом человек пытается всю ответственность переложить на другого человека, чтобы оградить себя от лишней работы и проблем.
  • Однотипные рисунки говорят о тоске.
  • Дом – усталость, агрессивное отношение к окружающим, желание отдохнуть в хорошей обстановке.

Дом

  • Шахматы – изображают люди, которые попали в неопределенную и тяжелую ситуацию. В данный момент они не знают, какое решение будет правильным.
  • Пчелиные соты – внутри присутствует гармония и умиротворение.
  • Геометрические фигуры – этот человек уверен в себе и точно знает, как выйти из той или иной ситуации.

Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках

Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.

Цвет

Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах. Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы проблемы.

  • Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и мучающих страхах.
  • О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и оранжевым.
  • Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных деталей.
  • Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый – признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он уже посещает.
  • Фиолетовый – цвет фантазеров.
  • Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.

В то же время, психология детского рисунка не так проста. Многие мамы, начитавшись книг, в ужасе тащат ребенка к психологу, заметив в его творчестве преобладание черного. Да, этот цвет считается признаком тревожности, но он же и говорит о стремлении контрастом выделить значимый объект.

Композиция

Взаимоотношения объектов внутри рисунка ребенка – зеркало его мыслей. Члены семьи, плотно прижавшиеся друг к другу, символизируют взаимопонимание. Родителям, обнаружившим себя в уголке рисунка ребенка, стоит задуматься о выделении большего времени для общения.

Пустой центр говорит о заниженной самооценке и внутренней опустошенности. Изображение на этой позиции неодушевленных предметов говорит об обеспокоенности материальным положением. Фантазера выдает привычка рисовать фигуры не закрепленными на твердой поверхности. Избыточно прорисованная линия земли говорит о неуверенности в своих силах.

Члены семьи, изображенные крупно и детально, имеют на ребенка большее влияние. Отсутствие кого-то из родственников на изображении говорит о конфликте. Подсознательно ребенок пытается выкинуть этого члена семьи из своей головы и жизни. Сцепленные руки нарисованных говорят о близости и доверии.

Часто подтекст детского рисунка понятен интуитивно. О состоянии комфорта говорят размеры деталей относительно предложенного полотна. Эгоистичную натуру выдаст заполненность пространства автопортретом. На рисунке внутренне одинокого ребенка и его «аватар» будет одиноким и маленьким, возможно зажатым в угол.

Тоненькие ручки и ножки демонстрируют понимание обеспокоенность собственной физической слабостью. Большая голова на рисунке ребенка – признак погруженности в себя

Излишняя нарядность собственной фигуры предупреждает родителей, о важности оценки окружающих для конкретного юного художника

Манера изображения и характерные черты

С техниками рисования дети практически не знакомы, поэтому манера письма отражает внутренний мир не меньше, чем цвет и композиция. Уравновешенный малыш покрывает бумагу равными по нажиму штрихами, его линии спокойны. Прерывистость, неравномерность нажима, поломки карандаша и скачки с одного объекта на другой говорят о тревожности и гиперактивности. Капризный малыш и вовсе может не закончить рисунок, игнорируя все уговоры.

Изображение членов семьи выдает восприятие каждого из них ребенком. Строгость папы проявится в жесткой параллельной штриховке, легкомысленность сестры – в прорисовывании ее кудряшек, даже если в действительности у нее прямые волосы.

О чем расскажет рисунок семьи

Посмотрите, кто входит в состав семьи, которую нарисовал малыш. Хорошо, если на рисунке присутствуют все. А то бывают случаи, когда на просьбу нарисовать свою семью, ребенок рисует себя, кошку, телевизор.
Изучите, с каким настроением изображены люди

Они улыбаются или ругаются?
Обратите внимание на рост и размер родственников, изображенный на рисунке. Они могут быть в соответствии с действительностью, например, папа самый высокий, или же выражать “кто в доме главный”
Рассмотрите, как расположены фигуры на листе. Если кто-то поодаль, то это означает, что человек отдален от малыша, либо на самом деле, либо косвенно.

Если кто-то поодаль, то это означает, что человек отдален от малыша, либо на самом деле, либо косвенно.

Виды восприятия

Разделяют такие виды восприятия:

  1. Преднамеренное. Человек намеренно обращает свой взор на некий предмет с целью его изучения или использования в своей деятельности.
  2. Непреднамеренное. Человек не имеет цели воспринимать окружающий мир, поэтому в его поле зрения хаотично попадаются предметы и явления, которые его окружают.

Наблюдение является одним из видов восприятия. Здесь человек безоценочно смотрит на окружающий мир с целью трезвого взгляда на него. Если человек хочет понять, что на самом деле происходит в мире, тогда нужно просто за ним наблюдать, не оценивать, всецело воспринимать и изучать. Кстати, таким способом наблюдения обладают дети, которые еще не оценивают, а просто смотрят, что их окружает и как ведут себя люди.

По модальности восприятие бывает:

  1. Зрительным – когда информация воспринимается глазами и формируется зрительный образ.
  2. Слуховым – когда информация воспринимается ушами.
  3. Осязательным – когда информация воспринимается тактильно.
  4. Обонятельным – когда информация поступает через нос.
  5. Вкусовым – когда информация поступает через рецепторы во рту.

Более сложными формами восприятия являются:

  • Восприятие пространства – когда человек понимает, какой формы, цвета и размера предмет, что обеспечивается получением информации через несколько органов чувств.
  • Восприятие времени – пока не изучено.
  • Восприятие движения – обеспечивается органами зрения, которые замечают изменение предмета в пространстве.

Как человек воспринимает окружающую информацию? На это влияют следующие факторы:

  1. Ситуация, в которой она воспринимается. В благоприятной обстановке человек более спокойно и положительно относится к информации, нежели в неблагоприятной.
  2. Глубина понимания. Чем лучше человек разбирается в сути ситуации, тем легче он воспринимает ее, не драматизирует.
  3. Характеристики самого явления или предмета, который человек воспринимает.
  4. Стереотипы – когда человек воспринимает предмет так, как воспринимают его другие люди, которые уже выразили свое отношение и настроили человека на определенный лад.
  5. Чистота информации. Человек понимает больше, когда информация выдается прямо и неискаженно. Если же информация искажается, тогда ее трудно понять.

перейти наверх

Развитие рисунка

Первые детские рисунки появляются примерно в два года. Характерные для этого возраста штрихи и каракули отражают неспособность разделять внутренний и внешний мир. Появляющиеся в дальнейшем круг и замкнутые фигуры свидетельствуют о возникновении в сознании ребенка образа себя. В трехлетнем возрасте к кругу добавляются линии и палочки, могут присутствовать черты лица, волосы. Но нарисованные человечки выглядят как «головоноги»: голова и тело слились в один овал или круг с ногами. Как правило, ребенок этого возраста сначала рисует, а потом придумывает, что изобразил.

Замысел появляется приблизительно к четырем годам, когда ребенок переходит к рисованию примитивной схемы. Теперь рисунок состоит из отдельных, правильно расположенных частей.

Детализация изображений начинается с шести лет: на лицах появляются правильной формы нос и рот, на руках – пальцы.

К семи годам на детском рисунке можно увидеть такие обязательные детали человеческого образа, как волосы, шея и одежда.

А в десять лет дети в основном переходят от схематичности изображения к пластичности, когда части тела и некоторых предметов соединяются без углов и лишних чёрточек.

Если у ребёнка нет художественного таланта, и он не ходит на специальные занятия, то в подростковом возрасте совершенствование рисунка прекратится.

Такое развитие рисунка является последовательным для каждого ребенка, и нарушение этого процесса может свидетельствовать о социальном неблагополучии, искажении личностного или отставании умственного развития. Для выявления подобных нарушений всё чаще используются различные тесты детских рисунков.

Значение рисунков: анализ по размеру

Самооценку человека можно определить по размеру рисунка на листе бумаги, а не на каком-то не обозримом пространстве.

  • Большие рисунки – самооценка у человека высокая. Неестественность рисунка указывает на высокомерность и стремление к похвалам. Причина такого поведения кроется очень глубоко – в неуверенности не только в себе, но и в своих силах.
  • Рисунок, который занимает все свободное пространство говорить о неуверенности. Этот человек не может справиться со своей проблемой в реальной жизни, поэтому пытается полностью реализовать себя на бумаге и захватить все пространство. Этих людей называют экстравертами. Все эмоции они переносят на изображения и таким образом реализуют себя. Но только на бумаге.

    Большой

  • Маленькие рисунки указывают на интровертов. Эти люди зажаты, всего боятся, переживают по любому поводу, впадаю в панику. Им тяжело открыться другим, они чувствуют себя не очень комфортно в обществе других людей.

Интересоваться рисунками, но и не говорить слишком много

Если родителей нет рядом, когда работа создается, родители также могут попросить у ребенка посмотреть рисунок, но важно быть осторожными и не настойчивыми. Какой рассказ «записан» карандашами? Так ребенок узнает, что взрослым интересна история о том, как это произошло, и сообщение, которое должна выражать картинка

Но слишком конкретные вопросы часто ставят в тупик. Если малыш не хотел изображать что-то конкретное на своей картинке или не может объяснить это в данный момент, родители все равно могут подбодрить его такими комментариями, как:

Или:

В идеале вообще не спрашивать ребенка: «Что ты нарисовал?», а спрашивать: «Расскажи мне что-нибудь о своей картинке».

Или даже попросить его нарисовать рисунок на тему, о которой он уже рассказал, например:

Как эволюционирует детский рисунок?

Исследователи детского творчества выделяют несколько возрастных стадий, которые позволяют оценить уровень развития ребенка. Однако следует помнить, что не всегда низкое качество рисунка и не соответствие возрастным нормам говорит о задержке в развитии малыша.

Первый этап. Доизобразительный

Начинается доизобразительный этап со стадии «каракулей». В этот период (до двух лет) ребенок просто чертит штрихи и линии, не пытаясь нарисовать что-то определенное. Самое главное для малыша – след карандаша на бумаге, который он оставил.

В возрасте до трех лет ребенок проходит через стадию последующей интерпретации. Малыш все так же рисует каракули, но уже пытается придумывать им названия. Так, обычный завиток может стать или мамой, или яблоком.

Второй этап. Изобразительный.

Этот этап является очень продолжительным. Приблизительно к трем годам у малышей возникает предметный рисунок, а самым любимым объектом изображения становится человек, который выглядит очень упрощенно, чаще всего в виде круга. Это так называемый «головоног»: кроме головы есть руки и ноги в виде веточек.

Уже к четырем годам ребенок использует примитивную схему при изображении человека, у которого появляется еще и туловище. Оно может быть любой формы.

Значение рисунков в зависимости от цвета

Взрослые в основном рисуют черно-белые рисунки, а вот цветные рисунки способны изображать дети. Поэтому наиболее четко можно проанализировать и дать оценку детским работам.


Цвет

  • Зеленый цвет – цвет независимости, самостоятельности и упорства. Дети, которые пытаются показать весь свой характер и самоутвердиться выбирают именно этот цвет.
  • Желтый – малыш чувствует себя комфортно в данной ситуации.
  • Синий – характеризует тревогу и волнение. Этот цвет указывает на то, что у ребенка есть какая-то проблема, которую он пытается решить.
  • Фиолетовый – ребенок фантазер.
  • Красный цвет – указывает на переизбыток энергии, которую необходимо как можно быстрее сбросить. Это относится к гиперактивным детям. Красный – цвет агрессии.
  • Коричневый – означает сопротивление на подсознательном уровне. Малыш может быть обеспокоен какой-то ситуацией и поэтому чувствует тревогу и дискомфорт.
  • Черный – указывает на озабоченность какой-то проблемой. Он полностью погружен в проблему.
  • Если у взрослого человека рисунок заштрихован – означает закрытость. Человек постоянно ставит себя в рамки.
  • Не заштрихованные фигуры – человек постоянно хочет развиваться, и все изменения воспринимает с радостью.

Рекомендации для родителей

Если вас что-то насторожило в рисунке ребенка не торопитесь с выводами. Один рисунок еще не дает повода для беспокойства, возможно это сиюминутный порыв, который отразился на бумаге

Важно пронаблюдать серию рисунков за определенный период. Например, если в течение месяца малыш использует одно и тоже

На что рекомендуется обратить внимание или первые тревожные звоночки:

Если ребенок рисует своим героям непропорционально большие глаза, это означает, что ребенок чего-то боится.
Если кого-то из близких ребенок никогда не рисует, или рисует в стороне, это связано с недоверием ребенка к этому человеку.
Ребенок не рисует себя, значит он не может найти себя, считает себя лишним.
Все члены семьи находятся поодаль друг от друга, да еще и между ними нарисованы различные предметы, это говорит о дисбалансе отношений в семье, возможны ссоры и недопонимание.
Обилие коричневого цвета, обратите внимание на здоровье вашего ребенка.

Рисуйте и будьте счастливы!

Пока, пока!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий