Когда ребенок начинает держать голову: норма и отклонения

Когда малыш не держит головку в 3 месяца

До того как ребенку исполнится 3 месяца, родителям сложно точно понять – научился малыш держать голову или нет. Связано это с тем, что до такого возраста нормой является периодическая потеря равновесия, из-за чего малыш может резко утрачивать на несколько секунд или минут навык и резко запрокидывать голову или ронять ее на бок.

Однако если, достигнув 3 месяцев, грудничок не может в положении на животике приподнимать и удерживать головку, даже в течение нескольких секунд, это повод для незамедлительного посещения врача, так как подобное явление – выраженный симптом нарушения. Обратиться можно к невропатологу, а если такой возможности нет, то к педиатру.

Основными причинами нарушения считаются:

  • недоношенность
    В этом случае развитие мышц ребенка может задерживаться, но при отсутствии каких-либо дополнительных нарушений к году малыш догонит сверстников.
  • крайне малый вес младенца на момент рожденияКак и в первом случае, при отсутствии патологии развитие будет нормальным, но с небольшим опозданием, которое полностью устранится к году;
  • патологии, приведшие к нарушению у ребенка еще в период внутриутробного развития
    При этом чаще всего уже после рождения сразу ставится диагноз и врачами подбирается необходимая схема лечения. Будет ли возможно устранить проблему, зависит от того, насколько сильное поражение имеет место;
  • родовая травма
    Привела к появлению неврологических нарушений различной степени тяжести, от легких до тяжелых, сопровождающихся отставанием в физическом и умственном развитии;
  • чрезмерная опека родителей
    При ней взрослые не оставляют малышу никакой возможности на то, чтобы тренировать мышцы шеи, так как голова оказывается постоянно твердо зафиксированной. Лечение такого нарушения проводится при помощи массажа и позволения малышу тренировать шею самостоятельно.

Главное при обнаружении проблемы, не откладывать обращение за врачебной помощью. Не редко исправить ситуацию получается, только если она не запущена.

Как научить ребенка держать голову?

Чтобы новорожденный ребенок быстрее окреп, родители должны больше времени заниматься его физическим развитием. Научить малыша держать голову помогут простые упражнения и правильный распорядок дня.

Правильное питание

Залог здоровья и успешного развития грудничка – сбалансированное меню матери. Недостаток микроэлементов и витаминов негативно сказывается на формировании костно-мышечной системы младенца. Укрепить скелет ребенка и развить контроль над движениями головы поможет особая диета. Она включает в себя основные продукты, которые составляют правильный детский рацион:

  • Мясо (курица, телятина, свинина, индейка).
  • Крупы.
  • Овощи.
  • Молочные продукты.
  • Фрукты.

Если грудничок находится на искусственном вскармливании, родителям не стоит вводить в его рацион дополнительные продукты. В состав современных смесей для кормления уже включены необходимые растущему организму витамины.

Здоровый сон

Положение младенца во время бодрствования и отдыха играет существенную роль в укреплении шейных мышц. Когда малыш спит преимущественно на одной стороне или в положении лежа смотрит только в одном направлении, укрепление скелета происходит неравномерно. Чтобы кроха как можно раньше начал держать голову, необходимо чаще менять его позу во время сна. Переворачивать с одного бока на другой, укладывать на спину или на живот. Полезно также во время кормления прикладывать малютку поочередно к правой и левой груди.

Укрепляющий массаж

Быстро привести в тонус шейные мышцы помогут растирания шейно-воротниковой зоны. Проводить оздоровительную процедуру следует в теплом помещении в течение 1–2 минут 3 раза в сутки.

Чтобы массаж не нанес вреда младенцу, необходимо придерживаться следующей последовательности:

  1. Ребенка укладывают на спину, на ровную поверхность. На руки наносят детский крем.
  2. Проводят поглаживающими движениями по направлению от плеч к шее и обратно, плавно переходя на руки и животик.
  3. Аккуратно, сильно не надавливая, массируют шею грудничка, не затрагивая шейные позвонки.
  4. Переворачивают младенца на живот.
  5. Поглаживающими движениями растирают спину и шею, избегая области позвоночника.
  6. Поворачивают грудничка с одного бока на другой.
  7. Растирают ручки и ножки волнообразными движениями.

Приучать младенца к массажу следует постепенно, начиная с 20–30 секунд с каждым днем увеличивая продолжительность процедуры. Запрещается во время сеанса совершать резкие движения и прилагать усилия. Массаж не должен вызывать у младенца дискомфорт и причинять ему боль.

Лечебная гимнастика

Младенцы скорее научатся держать голову прямо, если проводить с ними ежедневные тренировки. Существует несколько упражнений для укрепления шейных мышц и позвонков.

Между приемами пищи грудничка укладывают на живот

Располагаясь лицом вниз, кроха интуитивно будет поднимать голову вверх, особенно если в этот момент его внимание будет привлечено яркой погремушкой или музыкальной игрушкой.
В первые 3–4 месяца жизни младенца периодически поворачивают с одного бока на другой, благодаря чему нагрузка на шею распределяется равномерно.
В течение дня грудничка 2–3 раза укладывают на большой мячик лицом вниз. Перекатывают ребенка вперед-назад, чтобы голова крохи то поднималась, то опускалась.
После 2 месяцев жизни малютку следует чаще носить «столбиком» не придерживая голову рукой, а лишь для страховки удерживая ее рядом.

Если во время 1 упражнения младенец не стремится поднимать голову, ему под подмышки размещают небольшой марлевый валик. Такое положение будет доставлять крохе дискомфорт, и он начнет непроизвольно напрягать мышцы шеи.

Оздоровительные водные процедуры

Использовать плавание для укрепления мышц шеи можно, только когда малышу исполнится 1 месяц. Водная гимнастика включает в себя 4 упражнения, которые выполняют плавно, без резких движений:

  1. Ребенок погружается в воду в вертикальном положении.
  2. Когда малыш привыкнет к воде, его располагают горизонтально на руке от запястья до локтя и начинают покачивать вперед-назад и из стороны в сторону.
  3. Малютку переворачивают на живот. При этом одна рука фиксирует голову младенца над водой, а вторая придерживает туловище крохи. Удерживают ребенка в таком положении 10-15 секунд.
  4. Переворачивают младенца на спину и снова совершают поступательные движения, постепенно увеличивая их интенсивность.

После упражнений кроху можно поместить в круг для купания. С его помощью ребенок учится держать голову в вертикальном положении.

https://youtube.com/watch?v=OoqnvztEZIU

Массаж

То, во сколько месяцев ребенок начнет держать голову, определяется готовностью мышц к новым нагрузкам. Высокая тактильная чувствительность обуславливает значимую роль массажа при развитии мышц.

https://youtube.com/watch?v=JB0R47M6KjE

ЗонаПриемы
Ноги
  • начинается и заканчивается массаж с непродолжительных легких поглаживаний от пяток к бедрам;
  • кольцевое растирание икр в три оборота сверху и до колена, сам сустав растирать нельзя;
  • круговые движения на бедрах (6 раз);
Руки
  • круговыми движениями от кисти вверх нужно достичь локтя в 4 оборота и плеча в 6 оборотов (5 раз);
  • массировать локоть запрещено;
Ступни
Живот
  • поглаживание по косым, встречным и круговым мышцам (по 4 раза);
  • круговое поглаживание живота от пупка к ребрам;
  • ритмичное лёгкое поглаживание по прямым мышцам;
Спина
  • плавные поглаживания ягодиц и спины (4 раза);
  • движения вверх проводятся внешней стороной ладони, а вниз – внутренней;
  • обязательно сочетание прямых и круговых движений;
  • при спиральном растирании руки движутся по кругу одновременно, но в разные стороны;
Грудь
  • начинается и завершается стандартным поглаживанием грудной клетки;
  • расставленными пальцами проводится поглаживание межреберья;
  • вибрация делается легкими надавливаниями в направлении боков от середины груди (3 раза).

Шаг за шагом

Человек удерживает голову благодаря крепким мышцам шеи. Но крепнут они, конечно, не за один день и даже не за один месяц. Новорожденный ребеночек имеет очень слабые мышцы. Да они ему пока и не нужны: интересоваться миром, рассматривать его он научится немного позже. А пока можно постепенно улучшать физическую форму.

Так когда ребенок начинает держать голову? Это зависит от многих факторов: роста и веса при рождении, степени доношенности, протекания родов, наличия проблем со здоровьем.

В каждом отдельном случае эти факторы свои, поэтому и развиваются дети в каждом случае по отличному графику.

Для здорового ребенка средние показатели формирования навыка держать головку следующие:

  • 2 – 3 недели. Лежа на животике, младенец может немного приподнимать головку, поворачивать ее в сторону, следя за мамой.
  • 1 – 1,5 месяца. Лежа на животе, малыш может на пару секунд удержать голову. Находясь вертикально, тоже пока справляется плохо: фиксирует ее на 2-3 секунды, после чего снова откидывает, поэтому поддерживать под затылок его еще нужно обязательно.
  • 2 – 2,5 месяца. Грудничок из положения на животе удерживает голову до 30 секунд, вертикально – немного больше. Но поддерживать все еще обязательно.
  • 2,5 – 3 месяца. Более-менее уверенно удерживать голову, находясь вертикально, малыши начинают именно сейчас. Однако для закрепления навыка понадобится время – мышцы еще не обрели нужную силу и тонус. Поэтому долго носить ребенка вертикально не рекомендуется: он может устать. В горизонтальном положении на животе этот навык освоен несколько лучше.
  • 3 – 3,5 месяца. На животе ребенок уже держит головку самостоятельно, поворачивая ее в стороны, опираясь на локти. Большинство малышей и вертикально способны удерживать ее уверенно, перестают «ронять». Поддержка практически не требуется.
  • 4 – 5 месяцев. Дети начинают поднимать головку, находясь на спине.

Эти границы применимы к здоровым доношенным деткам. Во сколько месяцев этот навык осваивают малыши, родившиеся раньше положенного срока? Это зависит от степени недоношенности. Если она не ярко выражена (1 или 2 степень), обычно к их возрасту добавляют столько недель, сколько им не хватило для своевременного рождения на свет, и считают этот возраст ориентиром. При выраженной недоношенности сроки индивидуальны, все зависит от состояния конкретного ребенка.

Если удерживает на боку

Иногда родители замечают, что ребенок держит голову набок. Важным показателем развития малыша является не только то, в каком возрасте ребенок должен держать голову в норме — период овладение навыком. Не менее важным является качество проявления данного умения. Если родители не знают, почему ребенок не может держать голову ровно и можно ли влиять на нарушения – необходимо обратиться к педиатру, ортопеду.
Если малыш распологает головку в одну сторону, врачи именуют данную патологию термином кривошея.

Существует целый ряд причин того, что головка малыша располагается криво (с наклоном в одну сторону):•

  • Если ребенок с рождения держит голову набок – это может быть свидетельством некоторых особенностей внутриутробного расположения или результатом повреждения шейных мышц в процессе родов.
  • Синдром Клиппеля-Фейля, в результате которого позвонки шейного отдела имеют неправильную (аномальную) форму.
  • Заболевания нервной системы.
  • Вследствие того, что мама носит малыша только на одной руке, кормит одной грудью и др.

Стоит отметить, что диагностировать данное заболевание и назначить необходимое лечение и исследование может только врач-специалист (хирург, ортопед). Родители могут попытаться справиться с проблемой самостоятельно — врач подскажет, как научить ребенка держать голову правильно.
Лечение назначается исходя из этиологии возникновения заболевания. Родители могут самостоятельно массировать мышцы шеи крохи, проводить определённые упражнения, использовать ортопедический воротник Шанса

Необходимо стимулировать малыша к поворотам головы (привлекать внимание игрушками) носить его в разных положениях, кормит в разных позах, контролировать положение головы во время сна, применять круг для купания и т. д

Соблюдая систематичность и постоянство в действиях, родители достаточно бысто отмечают улучшение, становятся заметны достижения и ребенок перестаёт держать голову криво.

Когда ребенок держит голову самостоятельно

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно? Перед тем как углубиться в вопрос, стоит отметить, что статистика международных организаций о сроках выработки навыка удерживания головы в вертикальном положении у новорожденных часто отличается друг от друга.

Во сколько малыш начинает держать голову

Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову? Не секрет, что раньше малышей в их первые месяцы жизни было принято пеленать, что не самым лучшим образом сказывалось на развитии отдельных мышечных групп, включая шейный отдел.

Как результат, детки, которые подвергались пеленанию, уверенно держали головку не раньше 4-4,5 месяцев, чего не скажешь о современных малышах, содержащихся с первых дней своей жизни в свободной одежде.

Умение держать голову появляется по мере развития мышц шеи

Так, современные крохи начинают пробовать поднимать головку уже в первые 1-1,5 месяца, правда, более или мене выработанным этот навык становится гораздо позже, приходясь на третий месяц жизни крохи. Естественно, на это умение влияет не одно только пеленание, но и особенности развития, в том числе и в перинатальном периоде.

В итоге до 85% здоровых малышей, действительно, держат головку в 2-3 месяца, тогда как дети, родившиеся раньше положенного срока, демонстрируют это умение ближе к четырем месяцам.

Не стоит радоваться и в том случае, если устойчивая выработка навыка происходит до полутора месяцев, ведь это явление считается прямой рекомендацией для показа ребенка детскому неврологу.

Объясняется это довольно просто, ведь в послеродовый период шейные мышцы малышей находятся в гипертонусе, что автоматически блокирует поднятие головы. Обратная же ситуация может указывать на отклонение от нормы, как впрочем, и продолжительная задержка выработки навыка.

Как проходят этапы развития навыка

Конечно же, держать головку малыш начинает не сразу, ведь это вопрос не одного дня. А для того чтобы контролировать физиологическое развитие младенца, исключая родовые и внутриутробные травмы, рекомендуется заранее изучить основные его этапы. Речь идет о следующих из них:

  1. Уже на 2-3 неделе младенец может пробовать приподнимать головку, находясь в положении лежа на животе. А вот удерживать ее в таком состоянии он сможет не дольше нескольких секунд, что является абсолютной нормой.
  2. В 2-3 месяца – в течение минуты.
  3. К трем месяцам обычно наблюдается удерживание головы в вертикальном положении без посторонней поддержки в течение 1-2 минут.
  4. После 3 месяцев, лежа на животике, кроха начинает уже приподнимать плечевой пояс.

Устойчивая способность хорошо держать голову в любом положении формируется к 2–3 месяцам

И если все перечисленные этапы проходили в указанной последовательности и сроки, то в возрасте 4,5 месяца малыш начинает демонстрировать новое умение. Заключается оно в поднятии головы из положения лежа на спине, а чуть позже и в удерживании ее в такой позиции в течение нескольких секунд/минут.

Нормы и сроки по Комаровскому

Тем, кто продолжает переживать по поводу того, укладывается ли их ребенок в общепринятые сроки, не помешает получить консультацию квалифицированного специалиста. Одним из наиболее авторитетных педиатров, имя которого уже давно у всех на устах, является доктор Евгений Комаровский.

Прославившийся своим умением развеивать формировавшиеся на протяжении многих десятилетий стереотипы, специалист сохраняет скепсис и в отношении сроков выработки навыка удерживания головы младенцев.

И если верить этому доктору, то первое, на что следует ориентироваться, это состояние, бодрость и аппетит ребенка. И если малыш активен, хорошо ест и набирает массу, то нет повода бить тревогу, если он начнет держать голову позже назначенного срока, даже при условии, что отклонение от нормы составляет месяц или еще более внушительный срок.

Ориентироваться следует и на болевой синдром, а также на наличие попыток ребенка поднимать головку. Отсутствие первого и присутствие второго фактора указывают на то, что ребенок совершенно здоров, и родителям нужно просто немножко подождать.

ПРИМЕЧАНИЕ к 1.8 и 1.9.

По мере увеличения времени самостоятельной фиксации головы в положении наклона вперед, увеличиваем угол наклона собственного корпуса, вплоть до почти горизонтального положения. Всегда лопатки ребенка прижаты к груди взрослого. При попытке ребенка сесть, увеличиваем угол наклона собственного корпуса.

ПРОГУЛКИ С РЕБЕНКОМ

На руках в вышеописанных позициях и в коляске строго горизонтально на спине. Как вариант, с валиком под затылком (укладка).

ПОЗИЦИЯ ДЛЯ КОРМЛЕНИЯ

1. Угол наклона корпуса ребенка 30-45 градусов.

2. Одно из бедер взрослого располагается выше, поддерживая спину.

3. При наличии насильственных запрокидываний головы обязательна фиксация грудной клетки предплечьем и поддержка затылка (не шеи) локтевым сгибом с целью исключения запрокидываний. Таким образом, необходимо обеспечить легкий наклон головы во время кормления.

Большого ребенка удобно кормить в шезлонге или в коляске с жесткой спинкой, с валиком под головой.

Помимо запрокидываний головы назад, часто наблюдаются наклоны и (или) повороты головы в сторону.

Может быть несколько разновидностей этой проблемы:

Проблема №1.

Ребенок, находясь в разных положениях, держит голову развернутой преимущественно в одну сторону (часто вместе с наклоном головы в противоположную сторону).

1.10

Укладка на животе с фиксацией головы, развернутой в противоположную сторону, с фиксацией таза, прижатого к поверхности. Рука, к которой обращено лицо, вытянута в сторону.

Отвлекаем ребенка соской, водой из бутылочки, игрушками.

Плач ребенка, попытки вырваться и развернуть голову не являются основанием для прекращения упражнения.

Делаем 7 – 10 раз в день по 3-10 минут, завершая этой укладкой комплекс упражнений. Также эффективно укладывать в такую позицию засыпающего или спящего ребенка.

Коррекция ротации головы и шеи вправо

https://youtube.com/watch?v=BRN8KdGH0QE

Коррекция асимметрии шеи. Ношение.

https://youtube.com/watch?v=2UKv1s4IVK4

Проблема №2.

Наклон головы в сторону часто встречается у детей первого года жизни и обычно сопровождается наклоном корпуса в эту же сторону с образованием дуги.

1.11. Пассивная фаза

Формируем дугу в противоположную сторону, положение тела близко к горизонтальному, ухо почти прижимается к надплечью.

1.12. Активная фаза

В активной фазе угол наклона корпуса 30-45 градусов.

Рука ребенка перемещается в положение над рукой взрослого. Для улучшения качества подъема головы в сторону используем раздражение боковой поверхности корпуса пальцами.

Активную фазу используем только при наличии противонаклона. Если голова, несмотря на стимуляцию, не поднимается вверх, переводим ребенка обратно в пассивную фазу.

Сначала большую часть времени проводим в пассивных позициях, периодически пробуя активную фазу, затем пропорции постепенно смещаются в сторону использования активной фазы.

Упражнение 1.3. Лечебное ношение + косая позиция

https://youtube.com/watch?v=s0g-6Uywqd4

1.12 Коррекция “дуги” вправо

https://youtube.com/watch?v=spUDgPkFJj0

На данном этапе нельзя

  • сажать ребенка;
  • тренировать опору на ножки;
  • водить, имитируя ходьбу;
  • подтягивать за ручки (тракция за руки) вверх лежащего на спине ребенка, допуская запрокидывания головы;
  • выкладывать на живот при насильственном запрокидывании головы в вертикальном положении.

Если ребенок рано начал держать голову

Некоторые новорожденные начинают поднимать головку самостоятельно в очень раннем возрасте. Родителей в таком случае волнует вопрос: а не вредно ли это для позвоночника и в целом для опорно-двигательной системы?

Головка грудничка слишком тяжелая для того, чтобы он смог удержать ее в вертикальном положении в таком раннем возрасте. А это значит, что на скелет и мышцы действует большая нагрузка, которая может привести к нарушению развития.

Оказывается, у детей, которые начинают активно поднимать головку уже в 4-6 недель, могут быть проблемы со здоровьем. Нередко врачи связывают такое явление с повышением внутричерепного давления.

Если родители заметили, что навык появляется слишком рано, им стоит обратиться к доктору. Малышу могут быть назначены специальные процедуры и лечебный массаж.

Реакции, которые должен демонстрировать ребенок в 1 месяц

Если новорожденного, которого кто-нибудь из родственников-помощников держит на руках, мама медленно подтягивает вверх из положения лежа в положение сидя, то его голова отклоняется назад.
В положении сидя она вяло падает вперед, но повторно, в основном через сторону, поднимается на 1 секунду. При этом мама (наблюдатель) должна держать ребенка за отведенные плечи и избегать поддержки головы плечами.
В положении сидя весь позвоночник новорожденного выгнут назад.

Здоровый новорожденный должен демонстрировать “примитивную реакцию опоры ног”. Когда мы ставим удерживаемого младенца вертикально на стопы (голова при этом поддерживается большими пальцами или большим и указательным пальцами в среднем положении, спина обращена к маме), происходит выпрямление ног (прежде всего в коленном суставе и в меньшей степени в тазобедренном суставе).
Нередко выпрямление распространяется на область туловища и затылка так, что можно наблюдать поднимание головы на короткое время. Верхняя часть туловища при этом слегка наклонена вперед, руки согнуты, ладони закрыты.

Кроме того, в таком положении в результате различной нагрузки на ноги, возникающей спонтанно или вызванной перемещением массы тела, должно наблюдаться «автоматическое шаговое движение». При боковом наклоне тела нога, на которую приходится большая нагрузка, выпрямляется. Другая нога согнута в бедре и колене и ставится вперед на поверхность, когда происходит движение туловища

Перенос массы тела на эту ногу ведет к ее выпрямлению, в то время как другая нога теперь сгибается.
Легкая внутренняя развернутость ног может привести к тому, что ноги (стопы) при переменных шаговых движениях скрестятся и будут мешать друг другу.
Обратите внимание, шаговые движения должны наблюдаться с обеих сторон с одинаковой силой. Руки малыша при этом остаются в согнутом положении и не принимают существенного участия в движениях

Для здорового бодрствующего новорожденного характерно проявление общего сгибательного положения конечностей, самым явным показателем которого является закрытая ладонь. Большой палец руки должен быть подогнут, а остальные – от второго до пятого – согнуты. Понаблюдайте: во время кормления все конечности сгибаются больше, что лучше всего видно по рукам.
Также вы можете заметить, что новорожденный во время рефлекторных движений по поиску соска груди ртом часто “находит” свою собственную руку. Он сразу начинает ее сосать, пока снова не потеряет при последующих движениях.

Новорожденный должен демонстрировать хватательный рефлекс руки, т. е. рефлекторное смыкание ладони и последующее удерживание. Такое сжатие руки в кулак длится минимум 5 секунд.
Хватательный рефлекс можно вызвать легким нажатием на межпальцевые суставы у оснований пальцев, при этом нужно поддерживать голову младенца по средней линии.

Во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться на живот и на спину?

Делать переворот младенец научится после того, как мышцы шеи и спины достаточно окрепнут. Примерно с четырех месяцев кроха делает первые попытки переворачиваться со спины на живот. К пятимесяцам он уже уверенно лежит на боку и периодически переворачивается. Малыш с удовольствием переворачивается со спины на живот, подолгу лежит так, опираясь о поверхность ладошками выпрямленных рук. Примерно в полгода переворот на живот и на спину становятся привычным делом

Важно: как только ребенок научился переворачиваться, ни на секунду не оставляйте его без присмотра на пеленальном столе или на кровати, придерживайте при смене памперса

Полезные советы

— Положите малыша на спину. Закиньте одну его ножку на другую таким образом, чтобы коленка доставала до поверхности, на которой он лежит. В таком некомфортном положении кроха будет стараться перевернуться на животик.

— Малыша, который лежит на спине, заинтересуйте игрушкой. Когда ребенок за ней потянется, положите ее сбоку. Когда он попытаться схватить игрушку и перевернуться на бок, аккуратно подтолкните его. Проделайте тоже самое, когда ребенок лежит на животе.

— В освоении разворотов со спины на живот и обратно младенцу поможет массаж, состоящий из поглаживаний рук, ног, спины с изменением силы прикосновений.

Как узнать, что все в порядке?

Если трудно выяснить, может ли кроха держать голову, надо проверить это при помощи таких упражнений:

  1. Ухватить малыша за ручки и приподнять из лежачего положения, чтобы он сел. Если малыш хотя бы пару секунд удерживает голову, то это норма и мышечный тонус развивается хорошо. Долго новорожденного в положении сидя нельзя оставлять. Дети не должны присаживаться до 5 месяцев, особенно девочки.
  2. Для выполнения второго упражнения, чтобы проверить шейные мышцы, ребенка надо также слегка приподнимать за ручки. Он должен попытаться удержать хотя бы недолго свою головку на уровне хребта. Если это у него получается, то повода беспокоиться нет.

Доктор Комаровский считает, что всему свое время. Во сколько месяцев бы ребенок ни начал держать голову самостоятельно, у каждого это индивидуально

Важно набраться терпения

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Как научить ребенка держать голову. 8 простых упражнений

Родителям новорожденного очень важно помогать своему малышу выполнять столь сложные действия. Только благодаря им ребенок сможет делать уверенные движения:

После того, как пупочная ранка зажила, можно выполнять следующее упражнение. Перед кормлением положить младенца на пеленальный стол на животик. Малыш начинает интуитивно наклонять головку вбок, чтобы ознакомится с обстановкой. Чтобы разжечь любопытство ребенка, разместите недалеко от него яркие и блестящие предметы: малыш с удовольствием будет рассматривать их. Естественно, для этой цели крохе придется прикладывать усилия и приподнимать головку

Такое упражнение в ближайшее время даст хорошие результаты.
Чтобы укрепить и помочь мускулатуре правильно сформироваться, важно ежедневно выполнять массаж всего тела. Вся процедура основана на методических движениях, выполняемых легкими движениями и поглаживаниями

Чем чаще и правильнее будет выполнен массаж, тем быстрее младенец сможет поднять головку. Первые сеансы массажа лучше доверить специалисту, а после вы сможете и сами проводить процедуру.
Когда ребенок лежит на животике его следует потихоньку раскачивать в разные направления. Такой метод помогает укрепить мускулатуру и развить координацию. Когда малыш фокусируется в одном положении, у него происходит напряжение мышц, поднимая головку, задерживает ее в одном положении. Эффективность данного упражнения вы сможете увидеть достаточно быстро.
Укладывая ребеночка спать, желательно переворачивать его то вправо, то влево. Если всегда укладывать в одном и том же положении, то развивается привычка держать голову только в одном положении. В дневное время очень важно менять место и направлять голову в разные стороны, чтобы малышу легче было рассматривать окружающую обстановку.
Фитбол позволяет укрепить мышцы и развить координацию. Малыш, лежа на животике, на мяче, когда взрослый придерживает его за подмышки, поворачивает голову в разные стороны, стараясь придержать ее ненадолго. Это отлично укрепляет мышцы ребенка и стимулирует его физическое развитие.
Когда ребенок был у мамы в животике, он постоянно контактировал с водой, эта атмосфера для него привычна. Упражнения в ванной – прекрасный способ укрепить мышцы и веселое время провождение. Для этого желательно приобрести специальный круг на шею и выложить малыша на животик, придерживая его. В воде он будет свободно двигать ножками и ручками, что непременно понравится вашему ребеночку. Кроме того, техника плавания с кругом даст толчок, и ребенок со временем будет уже автоматически держать головку без применения тех или иных приспособлений.
В ванну положить специальный матрас для гимнастических упражнений. Выложить ребенка на спинку. Приподнимать поочередно ручки и ножки, поворачивать малыша в разные стороны. Это положительно влияет на укрепление мышц.
Положить ребенка на спину, аккуратно приподнимать его за руки и плечи. Сам того не замечая, ребенок начинает держать голову. Манипуляции должны быть спокойными, плавными.

Не торопитесь: ребенок начинает держать голову в тот период, когда его организм готов к подобным напряжениям. Естественно, многое зависит от самочувствия и состояния здоровья, потому наблюдайте за крохой. Кроме того, сильные нагрузки могут только навредить, создавая серьезные проблемы с позвоночником или шеей.

Структура скелета младенца хрупкая, поэтому все движения выполняются без резких движений и в спокойной обстановке.

Почему малышу не нравится лежать на животике?

Как только у ребенка заживет пупочная ранка в возрасте 2-2,5 недель, его начинают выкладывать на животик. При этом естественное любопытство побуждает кроху приподнимать головку, чтобы посмотреть, что находится вокруг него

Это упражнение необычайно важно для укрепления мышц шеи

Если кроха заливается плачем каждый раз, когда его кладут на животик, причин может быть несколько.

Из-за несовершенной системы пищеварения, в кишечнике накапливаются газики, и они давят на его стенки. Распирающая боль усиливается из-за положения на животе, и бедняжка начинает плакать.

1. Существуют различные ветрогонные препараты для детей первого года жизни, и их прописывают педиатры. Однако маленькие гурманы часто отказываются их пить, даже если подмешать в молоко. Кроме того, медикаменты иногда вызывают аллергическую реакцию.

На помощь придут газоотводные трубочки Windi. Они помогают быстро, безболезненно и совершенно безопасно избавить малыша от неприятных ощущений в животе.

Как это работает. Малышу делают массаж животика по инструкции на упаковке изделия. Затем слегка прижимают ножки к животу и аккуратно вводят смазанный вазелином кончик трубочки в анус. Иногда газики тут же выходят, но порой надо продолжить круговые поглаживания животика и немного подождать. Не забудьте подложить пеленку, так как кроха может тут же покакать. Для некоторых детей, страдающих запорами, это чуть ли не единственный способ опорожнить кишечник.

Ректальные катетеры Windi сделаны из упругого материала. Они снабжены ограничителем, поэтому их легко и безопасно вставлять. Принцип действия основан на том, что они механически снимают спазм сфинктера, который мешает дефекации и отхождению газов. Трубочки одноразовые, их используют не чаще трех раз в день.

Когда ребенка ничего не беспокоит, он готов лежать на животике и старательно пытаться приподнимать головку.

2. Иногда малышам не нравится находиться в непривычном положении, ведь обычно они спят и лежат на спинке. Веселая компания родителей или братиков-сестричек отвлечет от некомфортных ощущений. Игры в «ку-ку», различные погремушки, песенки в скором времени превратят выкладывание на животик в любимое занятие.

3

Обратите внимание на поверхность, где лежит ребенок. Возможно, жесткое одеяльце колет щечку, или малышу не нравится ворсистый коврик

Некоторые ребятишки выражают протест, когда их кладут на животик голышом, если в комнате прохладно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий