Скачки роста у детей до года — особенности развития в росте по месяцам

Возраст до месяца

Еще раз примите наши поздравления в связи с рождением долгожданного крохи! В течение первого месяца жизни, а точнее на протяжении 28 дней, он будет считаться новорожденным. В этом возрасте малыша можно охарактеризовать так:

  • С виду слаб и беспомощен;
  • Физически и эмоционально привязан к матери;
  • С явно выраженными врожденными условными и безусловными рефлексами (сосательным, глотательным, хватательным, хоботковым, поисковым, спинальным и другими), а также с активной реакцией на внешние раздражители (свет, касания, движения);
  • Много спит;
  • Не отличает дня от ночи;
  • Проявляет отрицательные эмоции плачем;
  • Кормится каждые три часа;
  • Бодрствует примерно 1 час в сутки.

Во время пребывания в роддоме, новорожденный получает внутрикожную прививку БЦЖ (против туберкулеза) в область левого плеча и прививку от гепатита «В» в область бедра, как правило, через 12 часов после рождения. На протяжении месяца, малыша на дому трижды осматривает врач-педиатр:

  • Первый визит медицинского работника должен состояться не позднее 2 дня после выписки новорожденного из роддома,
  • Второй – через день;
  • Третий – через 10 дней.

Забора анализов у новорожденного не предусмотрено, поскольку все необходимые были взяты в роддоме. Уход за младенцем достаточно прост, но пристального внимания требует пуповина, глазки, носик и ноготки. До момента заживления пупочной ранки младенца не купают, а лишь протирают кожу влажными салфетками.

Как развивается речь от 2 до 3 лет

В 2 года ребенок наращивает свой словарный запас до 200 – 400 слов, начинает строить фразы из 2 – 3 простых слов или слогов.

  • Большая часть употребляемых слов — существительные, обозначающие предметы и людей из ближайшего окружения.
  • Постепенно начинают появляться местоимения («ты», «он») и прилагательные («хороший», «красивый»).
  • Задает вопросы, относящиеся к месту действия: «где?», «куда?», «откуда?».
  • Подражает крикам животных и птиц, имитирует знакомые звуки (автомобильный сигнал, сирена спецтранспорта, гудок паровоза).
  • Понимает команды из 2 – 3 последовательных действий («Возьми карандаш и нарисуй солнышко»).
  • Может испытывать проблемы с артикуляцией: не все звуки выговаривает, путает слоги.

К 3 годам малыш увеличивает свой словарный запас до 1200 – 1300 единиц, фразы строит из 4 – 5 слов, при этом сложные слова по-прежнему может сокращать или заменять более простыми.

  • При отсутствии реальных логопедических проблем четко произносит почти все звуки, но некоторые — все еще неправильно: , , свистящие, шипящие (обращаться к логопеду при наличии сложностей с этими звуками имеет смысл не ранее 4 – 5 лет).
  • Понимает команды из 4 – 5 действий («Сходи в свою комнату, найди мишку, принеси его сюда и посади рядом с нами»).
  • Знает свое имя и фамилию, называет имена родителей, близких родственников и друзей; использует почти все части речи; изменяет слова по числам и падежам; рассказывает сказки, истории о событиях из своей жизни, правильно повторяет слова и фразы за взрослыми, заучивает короткие стихи, слова песен; по сюжетной картинке отвечает на вопросы взрослого, составляет по ней связный рассказ; может закончить предложение, сказанное взрослым; задает вопросы сам и задумывается над услышанными, относящимися ко времени действия и побудительным причинам: «почему?», «когда?».
  • Свободно пользуется речью во всех случаях жизни: задает много вопросов, охотно участвует в разговоре, общается и с близкими, и с детьми на площадке, и с незнакомыми людьми; постоянно проговаривает, сопровождает речью все свои действия и игровые ситуации. От родителей требуется ангельское терпение: останавливать этот «поток» ни в коем случае нельзя, ведь ребенок тренирует свою речевую функцию и обогащает словарный запас.

Как проходят скачки роста по неделям до года

Таких скачков до года у ребенка происходит целых 8! До полутора лет он встретится еще с двумя. Все они закономерны и изучены в наше время. Каждый кризис характеризуется важными этапами в развитии малыша.

1 скачок — 5 недель

В этот период ребенок овладевает мимикой и учится улыбаться. Он внимательно рассматривает окружающие его вещи и откликается на прикосновения.

2 скачок — 8-9 недель

Ребенок начинает держать голову, рассматривает свои ручки и ножки. Любопытно рассматривает движущиеся предметы. Уже может держать игрушки. Появляются попытки сделать переворот. Кризисной и тяжелой является 8 неделя. С 9 недели кризис пойдет на спад. Уже на 10 неделю малыш становится спокойней.

3 скачок — 12 недель

Малыш начинает менее резко двигаться — его движения будто становятся плавнее. Он внимательно рассматривает пространство вокруг себя. Постепенно учится управлять своим голосом.

4 скачок — 15-19 недель

Начинает дотягиваться до предметов, находящихся в отдаленном положении. Имитирует новые звуки. Уже умеет совершать перевороты.

5 скачок — 23-26 недель

Ребенок начинает приподнимать корпус, отталкиваясь на вытянутые руки. Повышается его активность. Он начинает осознавать расстояние. Появляются первые попытки ползать.

6-й скачок развития – Неделя 37. Мир категорий.

Помимо капризов, слёз, ухудшения сна и аппетита, ребёнок может начать протестовать против переодеваний, купаний и ухода родителей. В этот период он начинает активно облизывать, разбрасывать окружающие его предметы. Развивается понимание речи, детки учатся произносить свои первые слова и выполняют простые просьбы.

7-й скачок развития – Неделя 46. Мир последовательностей.

Примерно к 10-ти месяцам уже можно ожидать от ребёнка проявления навыка действовать последовательно. В этот период детки учатся собирать пирамидку или строить башню из кубиков.

К 1 году малыш начнёт уверенно строить башенки и пирамидки, будет играть в прятки, станет более усидчивым в играх и всячески будет подражать взрослым.

8-й скачок развития — Неделя 55. Мир планов.

В 1 год ребёнок уже готов освоить мир планов и задач. Он сам ставит себе цели и планирует их решение. Дети в этот период начинают помогать убираться в доме, сами одеваются, сами кушают и т.д

Не всегда это получается, поэтому важно давать ребенку свободу действий и выбора, и не ругать за неудачи. Также в этот период малыш начинает осваивать новый навык – ходьбу

9 скачок. 64 неделя.

Что нового:

Ребенок умеет строить планы и стратегии; умеет выбирать наиболее удобную для достижения цели манеру поведения; более самостоятелен.

Что делать:

  • обучить его понятиям «мое» и «твое»;
  • вести переговоры с помощью «да» и «нет»;
  • обучить правилам поведения.

10 скачок. 75 неделя.

Что нового:

Малыш осознает понятие системы (семья, общество, либо более конкретные: машина, часы); у него формируется совесть; он понимает, что его действия ведут к последствиям; становится менее эгоцентричным; тестирует границы дозволенного.

Что делать:

  1. поощрять хорошее поведение;
  2. показать ему различные системы и объяснить их устройство;
  3. очертить границы разрешенного.

Что происходит с ребенком?

Каждый кризис для ребенка и его родителей наступает внезапно. Изменения начинаются в нервной системе крохи, что сопровождается освоением нового навыка. Так, например, на восьмой недели жизни у малыша появляется навык
распознавания «узоров», что существенным образом сказывается на его поведении.

Именно эта способность позволяет малышу улучшить все то, что он умел делать раньше, помогает ему в постижении новых вещей

На практике это выливается в пристальное внимание ребенка к встречающимся на его пути «узорам» в парке из ветвей деревьев, например, или в комнате на закате, когда образуются причудливые игры теней

Как узнать о новой фазе?

Главным признаком скачка у детей станут продолжительные плаксивые периоды. Во время такого кризиса успокоить малыша крайне непросто, что становится для многих мам причиной волнения. Им кажется, что малыш заболел, чувствует дискомфорт, некоторые из них испытывают гнев и раздражение в ответ на «вредность» крохи. Дети, переживая очередной кризис, не желают слезать с рук мамы.

Развитие малыша к 4 месяцам

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие в 4 месяца:

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Развитие ребенка в 8 месяцев

Изо дня в день активность малыша растет. Он переворачивается, ползает, самостоятельно садится. Его манипуляции становятся более разнообразными: ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую, бросает их на пол и снова поднимает, пробует на вкус, трясет и прислушивается к звукам. Малыша привлекают и совместные игры в прятки, “сорока-ворона”, “по кочкам-по кочкам” и другие.

В возрасте 8 месяцев расширяется восприятие окружающего мира. Если в 2 месяца малыш мог различать звуки на расстоянии 1 метра, то сейчас этот радиус увеличился до четырех. Растет и диапазон звуков, которые издает ребенок, когда общается с вами. Он начинает узнавать свое отражение в зеркале, использует все более развитую мимику и жесты.

Таблица роста и веса ребенка до года по данным отечественных педиатров

Ниже представлена таблица, которой пользуются отечественные педиатры:

Таблица средних антропометрических данных детей от рождения до года

Возраст, месяцев

Рост ребенка, см

Масса тела, г

Прибавка за месяц, г

Окруж. головы, см

Окруж. груди, см

Отклонение показателей физического развития от «нормальных» становится поводом для переживаний молодых родителей, причем чаще всего совершенно напрасно. «Перекармливаете! Пореже прикладывайте к груди!» или «Ребенок плохо набирает в весе, вводите докорм смесью» — вот типичные рекомендации педиатров, к которым далеко не всегда нужно прислушиваться. Не стоит забывать, что каждый малыш развивается в собственном темпе, а на его рост и вес влияют прежде всего наследственность и качество питания. Рост родителей влияет на длину тела ребенка при рождении, а вид вскармливания (грудное, смешанное или искусственное) и введение прикорма сказывается на темпах набора веса и уровне допустимых прибавок.

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев с последующим введением прикорма при продолжении кормления грудью, которое необходимо сохранять как можно дольше. Таблицы, которыми пользуются педиатры при оценке физических параметров развития ребенка, были составлены более 20 лет назад и ориентированы на детей, находящихся на искусственном вскармливании, и согласно новым исследованиям ВОЗ, показатели веса в них превышают нормальные для грудничков на 15-20%. Для ребенка, находящегося на грудном вскармливании, применение таблиц, разработанных для «искусственников» (а именно такая таблица представлена выше), просто некорректно.

Пятый месяц

В пятый месяц своей жизни ребенок оттачивает физические навыки:

  • может уверенно переворачиваться в разные стороны;
  • лежа на животе, поднимается на локти или ладони;
  • занимает позу «подготовки к сидению»: полулежа на бедре, опираясь на одну из ручек;
  • пытается дотянуться до интересующего предмета;
  • может стоять, если его поддерживать за подмышки;
  • захватывает себя за ступни, тянет их в рот, облизывает.

В пятый месяц развития ребенка у него появляется важный социальный навык: он начинает отделять своих от чужих. Малыш с удовольствием сидит на ручках у родителей, но может нахмуриться или даже заплакать, если к нему обратится или попробует взять другой человек.

В 5 месяцев ребенок умеет сам играть с различными предметами: брать их в ручки, бросать, стучать, облизывать и т. д. На пятом месяце жизни малыша может заинтересовать книжка с картинками. Детки любят разглядывать лица, особенно с различными выражениями. Интересуются цветными журналами.

Рассказывайте, что изображено на страницах, читайте простые стишки. Так вы не только надолго займете свое чадо, но и поспособствуете развитию речи малыша.

В этом возрасте уже можно учить ребенка простым словам: «мама», «папа», «баба». Некоторые малыши в пятимесячном возрасте уже повторяют их.

В 5 месяцев детки вовсю выражают свою радость улыбкой, умеют заливисто хохотать, сердиться и грустить; продолжают осваивать весь спектр эмоций. Если ему не хватает внимания взрослых, ребенок может закапризничать.

Узнайте, что должен уметь ребенок в 5 месяцев>>>

Масса тела

Особенностями этого показателя являются:

Чувствительность и лабильность. Масса тела маленького может меняться под влиянием различных условий даже в течение дня

Зависимость этого показателя от изменений в питании, окружающих условий, самочувствия ребенка позволяет использовать его для оценки текущего состояния организма.
Для новорожденного крохи характерна физиологическая потеря массы тела — и это тоже нужно принимать во внимание. В первые дни после рождения малютка выделяет кал, накопившийся внутриутробно, — меконий

Небольшие потери массы также идут за счет испарения жидкости кожей и подсыхания пуповинного остатка. Общая потеря массы младенцем может составить до 6–8%. Вес при рождении восстанавливается только к 10-му дню.

Как правильно провести измерения

Желательно пользоваться электронными весами, способными зафиксировать вес ребенка, двигающего ручками и ножками. Обязательно нужно учесть вес пеленки, которую вы подкладываете под малыша. И, пожалуйста, проводите взвешивание с частотой не более чем 1 раз в неделю! Малыш набирает вес неравномерно, периодами. И когда масса тела заметно меняется, следует на забывать перейти на новый размер подгузника. Подобрать нужный размер подгузника для вашего крохи вам поможет размерная сетка подгузников Huggies Elite Soft — линейка для малышей с самого рождения — мягкие и комфортные с новым супермягким слоем SoftAbsorb, впитывающим жидкий стул и влагу за секунды.

Самым маленьким — Elite Soft для новорожденных — нежные, как мамины прикосновения. Деткам постарше, с 5 кг — Elite Soft для малышей от 3-х месяцев. А для мальчиков и девочек от 7 кг, отлично подойдут трусики-подгузники Huggies, комфортные и эластичные, дающие вашему непоседе настоящую свободу движения и чувство защищенности. Эти трусики имеют еще одно преимущество: они надеваются через ножки так же легко, как и настоящие трусики. И снимаются они тоже за считанные секунды, благодаря специальным застежкам на боковинках.

Как оценить полученный результат взвешивания:

можно воспользоваться готовыми прибавками массы. За первый месяц младенец, в среднем, набирает 600 грамм;

2 месяц — 800 грамм;

3 месяц — 800 грамм;

4 месяц — 750 грамм;

5 месяц — 700 грамм;

6 месяц — 650 грамм;

7 месяц — 600 грамм;

8 месяц — 550 грамм;

9 месяц — 500 грамм;

10 месяц — 450 грамм;

11 месяц — 400 грамм;

12 месяц — 350 грамм.

Таким образом, можно заметить, что удвоение массы тела происходит в возрасте около 4,5 месяцев, утроение — к году;

второй способ — центильные таблицы. Способ оценки — тот же, что и для роста. Совпадение массы тела вашего ребенка с показателем, находящимся в коридоре 25—50—75% подтверждает то, что с ребенком все в порядке. Если масса тела вашего малыша сравнима с показателями из крайних коридоров (0—3—10% или 90—97—100%) — есть повод обсудить это с педиатром.

Как помочь ребенку пережить скачки развития

Представьте, что вы неожиданно проснулись на чужой планете и вокруг – новый, совершенно неизведанный мир. Вряд ли при этом удастся чувствовать себя комфортно. То же самое случается с малышом, переживающим скачок психоэмоционального развития – новые эмоции, новые впечатления, новый взгляд на привычные вещи. Все вокруг неожиданно меняется. 

Надежной опорой остается только мама, поэтому не стоит обижаться на ребенка за то, что он стремится быть рядом с вами, капризничает, просится на руки и требует внимания. В данной ситуации проявить терпение должны именно родители – ведь они не только старше, но и мудрее. 

Старайтесь не только быть рядом с ребенком, но и поддерживать все его начинания. Возможно, именно так вы поспособствуете развитию уникальных способностей, которые в дальнейшем назовут талантом. К слову, будущие гении уже с детства проявляют себя и скачки развития у них проходят гораздо острее, чем у других сверстников. Правда, не стоит забывать о том, что совершать открытия самостоятельно всегда сложно

Поэтому можно аккуратно направить малыша и его внимание в нужном направлении. Ведь кто как ни мама чувствует его лучше других, на подсознательном уровне?

И еще один момент. Лояльно относитесь к тому, что график и распорядок дня после каждого скачка неожиданно меняется. В какие-то периоды ребенок захочет больше играть, когда-то наоборот – заниматься и “читать” книжки с мамой. Поэтому не нужно слепо следовать распорядку. Ребенок – это не ТВ-программа, где все четко и в определенное время. 

Новая способность – новый мир!

После того, как ребенок становится беспокойным и капризным, родители начинают внимательнее за ним наблюдать и неожиданно вдруг замечают, что у него появились новые знания и навыки. То, чего раньше не удавалось добиться даже после долгих изнурительных занятий, например, научить собирать пирамидку или искать соответствующие картинки, приходит словно само собой. 

Кроме этого, приятный бонус – после того, как малыш совершил новый скачок, он вновь становится веселым и активным, комфортно существуя на ставшем привычным для него уровне, проявляет самостоятельность, активно применяя новые навыки на практике. У мамы наступает “затишье и покой”. Правда, так будет продолжаться недолго – ровно до того момента, как мозг не созреет для перехода на следующую ступень. 

Личный опыт

Я от Макса за прошедшие 1,5 года получила бурю эмоций, капризов и истерик. Реагировала на них тоже далеко не спокойно. Сейчас я мастер спокойствия и понимания 50 уровня)))) Все думала зубки у нас режутся и магнитные бури. И никто ведь не подсказал. Особенно ярко выражены эти скачки у чувствительных, эмоциональных и темпераментных детей. 

Ближе к году это истерики “мама не горюй”, с неотпусканием в туалет, жуткими криками на морозе в -20 и дома если хотя бы что-то не так, как он думал, целыми днями на ручках…к году то я, конечно, подкачалась, а вот моя психика не успела. 

Спокойные ангелочки в эти периоды могут лишь немного похныкать и мама не видит ничего особенного в их поведении. 

Очень надеюсь, что вы эту статью прочтете вовремя и вам эта информация пригодится) Все же проще осознавать, что это какие-то скачки, а не ваш ребенок пытается вас свести с ума!

По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой “Капризничает? Значит, развивается!”

Скачки развития ребенка после года

65 неделя — мир принципов

В 14-15 месяцев малыш учится думать о разных способах достижения своих целей и о последствиях его решений. Для получения желаемого он начинает повторять за другими, капризничать и ныть. Вы можете заметить, что кроха иногда становится агрессивным, когда пробует уговорить взрослых делать то, что ему нужно.

Признаки скачка роста будут аналогичными, как и в прошлый раз:

  • Частая смена настроения, истерики
  • Ребенка тяжело переключить с негативных эмоций
  • Ревность к маме, не отпускает ее
  • Переменчивый аппетит
  • Тревожный сон

В этот период сон может пострадать из-за появления проблем с дисциплиной. Ребенок пробует вести себя в отношении сна так, чтобы получить желаемое: «Я хочу бодрствовать дольше — буду протестовать во время укладывания», «Хочу, чтобы мама была ночью рядом, — стану кричать, выбираться из кроватки или плакать.»

Обратите внимание: как только малыш увидит, что взрослые подкрепляют такое поведение, оно войдет у него в привычку. Поэтому ваша цель сейчас — установить четкие правила в отношении сна

75 неделя — мир систем

Во время этого скачка роста, который происходит около 17 месяцев, ваш ребенок усваивает такое понятие, как «система». Например, что его семья отличается от семьи друга, его машинки не такие, как у другого мальчика на площадке. Малыш начинает понимать различия, ему интересно изучать все вокруг.

Также он учится понимать, что он сам выбирает, как себя вести: помогать, быть терпеливым, честным, заботиться о ком-то или наоборот. С этого возраста у ребенка начинают закладываться ценности и нормы поведения.

К концу скачка вы заметите, что ребенок стал более спокойным, уверенным, начал больше играть самостоятельно и легче отпускать вас. Он осознает, что мама всегда вернется, когда уходит.

То, что ребенок привыкнет ожидать от моментов сна в этом возрасте, будет влиять на то, как он будет относиться к отдыху в будущем. В этом возрасте он проверяет границы дозволенного. И в первую очередь, в отношении сна

Поэтому сейчас важно оставаться последовательными в своих действиях и показывать ребенку, что можно и что нельзя. Пока что он сам еще не имеет об этом представления

Это задача родителей.

Какой из скачков роста переживает ваш малыш сейчас? С каким трудностями столкнулись?

Отчего зависит скорость набора веса и роста?

Значение параметров роста и веса достаточно индивидуально и зависит от факторов:

  • способ вскармливания новорожденного (грудничок или искусственник);
  • объем употребляемой пищи;
  • проблемный анамнез (наличие врожденных аномалий, пороков сердца, заболеваний ЖКТ);
  • генетическая неусваиваемость некоторых микроэлементов;
  • образ жизнедеятельности (насколько ребенок активен);
  • половая принадлежность (мальчик или девочка).

Поскольку прибавка в весе и росте в первые месяцы жизни происходит по индивидуальному графику, волноваться в случае незначительных отклонений от параметров, принятых ВОЗ, не стоит, если ребенок чувствует себя хорошо, он бодрый и активный, нет проблем в развитии. Однако значительные отклонения следует обсудить с врачом.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какой должен быть рост у ребенка по годам?

Изменение психоэмоционального состояния

Во время скачков роста ребёнок становится эмоционально неустойчивым, больше капризничает, требует к себе повышенного внимания. Психологические изменения не всегда совпадают с физическим развитием. Малыш сам не понимает, что с ним происходит, интуитивно ищет защиты у родных людей, у мамы.

Эмоции контролировать может не каждый взрослый человек, тем более малыш. Своё плохое состояние он выражает плачем, истерикой. Может отказываться от еды или постоянно сосать грудь.

Молодые мамы беспокоятся, может это симптомы болезни. Но так проявляется эмоциональная перестройка в организме. Нервная система ещё не окрепла, поэтому плач, слёзы и истерики так часто сопровождают ребёнка в первый год жизни. Впоследствии с развитием эмоциональной сферы, нервной системы, речи малыш будет выражать словами свои чувства, научиться справляться со своими ощущениями.

Развитие ребенка в 12 месяцев

К моменту, когда ребенку исполняется год, он обычно осваивает следующие навыки:

  • Ползает и делает неуверенные шаги при помощи руки взрослого или другой опоры;
  • Осваивает “щипковый захват”;
  • Знает, но пока не может произносить названия предметов вокруг;
  • Подражает мимике взрослых;
  • Узнает и эмоционально реагирует на родителей и близких людей как вживую, так и на фотографии;
  • Умеет самостоятельно пить из бутылочки и пытается кушать при помощи ложки;
  • Понимает и исполняет просьбы вроде “дай”, “возьми”, “положи”;
  • Складывает в коробки небольшие предметы и вынимает их обратно, закрывает/открывает крышки банок и бутылок.

Что бы ни говорили стандарты, каждый ребенок уникален и осваивает необходимые навыки в соответствии со своим темпераментом и уровнем физического развития. Не стоит бить тревогу, если вы наблюдаете небольшие отклонения от общих норм. Помните, как важна малышу ваша любовь, поддержка и ободряющая улыбка. С их помощью он будет учиться гораздо охотнее и быстрее.

Психоэмоциональное развитие малышей

Ребенка укачивает в машине — что делать у детей до 1 года

Новорожденный проводит большую часть времени во сне, его почти не беспокоят звуки. Разбудить ребенка может только резкий громкий звук или яркий свет, направленный прямо на закрытые веки.

В 1 месяц детки начинают видеть окружающий мир, с помощью движения глазных яблок следить за медленно движущимися предметами.

В 2 месяца дети понимают режим сна и бодрствования, у них получается его придерживаться. Первое эмоциональное проявление в ответ на внешние факторы можно заметить именно в этом возрасте.


Первая улыбка

Трехмесячный малыш начинает узнавать свою маму не только по запаху, но и внешне. Ребенка привлекают игрушки.

В 4 месяца дети дольше могут играть самостоятельно, если игрушки расположены близко. Малыш не боится оставаться один, некоторое время может спокойно проводить наедине с яркими предметами.

В 5 месяцев дети хорошо понимают интонацию взрослых, а также узнают себя в зеркале.

Полугодовалый малыш реагирует на свое имя и пробует произносить первые слоги.

С 7 до 8 месяцев развивается способность различать знакомых людей и чужих. Поэтому дети этого возраста неохотно идут на ручки к незнакомым родственникам.

В 9-10 месяцев дети легко узнают бабушку или маму среди людей и могут выразить свою радость, помахав им.

После 11 месяцев ребенок понимает слова-запреты, которые могут его сильно расстраивать. Если он слышит, что ему нельзя что-то трогать или делать, расстройство может оказаться слишком эмоциональным и привести к истерике.

Забота о младенце – нетрадиционный подход

Маленький ребенок, появившийся на свет, переживает самый сложный период – период новорожденности. После сильнейшего эмоционального и физического стресса, полученного во время родов, он попадает в совершенно иные для себя условия.

На данный момент его главная задача – как можно быстрее пройти процесс адаптации и успешно приспособиться к окружающей среде. Ваша задача, как мамочки – помогать своему младенцу в этом деле.

Именно «помогать», обеспечивая все потребности новорожденного. Не стоит думать, что ребенок – это абсолютно беспомощное существо, которое нуждается в ежеминутной опеке. Такое предположение  не совсем верное.

но, в отличие от многих животных, способных  в течение первых нескольких часов после рождения самостоятельно есть, передвигаться, новорожденный ребенок является одним из самых беспомощных живых существ на земле.

Да, защитные механизмы имеются, но вот  большинство потребностей новорожденного удовлетворяются лишь за счет взрослого человека, мамы.

  1. В первый месяц младенец должен «подружиться» с бактериями, поэтому в его крови увеличено число лейкоцитов, которые уничтожают вредоносные микроорганизмы (когда малыш немного подрос эта задача уже переходит на родителей. Ознакомьтесь с нашим курсом Здоровый малыш>>>;
  2. У малыша повышенная частота пульса и дыхания, может колебаться температура тела;
  3. Повышенное количество эритроцитов и повышен гемоглобин, что способствует интенсивному насыщению кислородом;
  4. Ярко выражены все основные безусловные рефлексы;
  5. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы и т.д. О том, как развивается малыш в первый год жизни, читайте в статье Развитие ребенка по месяцам до года>>>

Можно подумать, что новорожденный младенец может самостоятельно расти и развиваться, получая лишь питание и минимальный уход от родителей.  Это не так.  Потребность в безопасности, ласке, внимании, общении – присутствует у ребенка с первых дней жизни.

Будучи лишенным этого ребенок испытывает большой стресс и это отражается на его поведении: он дольше сосет грудь, с трудом засыпает, плачет при попытке спустить его с рук,  очень чутко спит.

Если вы замечаете за своим младенцем такое поведение, значит вам нужно научиться мягкому уходу за ним. Уходу, который снижает уровень стресса у ребенка и превращает его в спокойного, улыбчивого и довольного жизнью малыша. Подробную пошаговую систему обучения такому уходу смотрите в видеокурсе Счастливое материнство>>>

Современные условия окружающей среды тоже не позволяют младенцу расслабиться, создавая новые трудности:

  • он дышит пыльным воздухом;
  • его кожа становится сухой и чувствительной;
  • мы часто его кутаем, постоянно одеваем памперсы и ползунки, что может вызывать усиленное потение, появление раздражения на коже;
  • в проточной воде полно вредных микробов;
  • детские косметические средства могут содержать аллергены.

Поэтому в первый месяц жизни новорожденного необходимым условием для его здоровья и развития является ваша ежедневная родительская забота и уход

Важно делать это умело и осторожно, не вмешиваясь в естественные природные механизмы

Скачки роста — что это такое?

Скачками роста называют периоды в первый год жизни малыша, когда происходит молниеносное физиологическое и психологическое развитие организма.

Стремительно растут все внутренние органы, увеличиваются нейронные связи, что приводит к появлению у ребенка новых навыков буквально на глазах.

Авторы идеи скачков роста являются Вандерейт Хетти, Плой Франс. И свою идею скачков, а также подробное описание каждого этапа развития они описали в своей книге «Капризничает? Значит развивается!»

Встав утром вы можете увидеть то, что малыш не делал ещё вчера вечером и обнаружить, что он подрос на пару сантиметров. Кстати, последнее вполне доказанный факт.

После каждого скачка роста вы будете наблюдать появление нового физического и интеллектуального навыка у своего ребенка.

В эти периоды головной мозг и центральная нервная система малыша работают на своём пике.

Психика ребенка перегружена и в какой-то момент не может справиться с нагрузкой. В это время включаются защитные механизмы. Это проявляется в изменении поведения малыша.

Появляются определенные симптомы скачков роста, свидетельствующие о наступлении очередного этапа развития. Ребенок становится капризным, не слезает с ваших рук, постоянно требует к себе повышенного внимания и т. д.

Как рассчитать кризисную неделю от даты рождения

С помощью специальных онлайн калькуляторов можно рассчитать даты, на которые выпадут особенно кризисные моменты. Зная номера сложных недель, можно легко самостоятельно посчитать и составить свой календарь эмоциональных расстройств.

Интересно! Если ребенок родился раньше или позже срока, с разницей больше недели, тогда отсчет необходимо начинать не от дня рождения, а от предполагаемой даты родов, которую доктор ставил во время УЗИ.

Мамина поддержка

Календарь и симптомы скачков роста у грудничков помогут маме грамотно отделять тревожные сигналы недомогания от кризисов, связанных с развитием ребенка. Рассчитывая номера непростых недель, мама должна за первый день такой недели принимать не понедельник, а тот день, в который родился ребенок. Если малыш появился на свет в четверг, значит, с четверга по четверг будет длиться кризисная неделя.

Самыми напряженными считаются следующие номера недель:

  • 5;
  • 8;
  • 12;
  • 19;
  • 26;
  • 37;
  • 46

Принимая во внимание расчет критических периодов, мама сможет адекватно реагировать на внезапную смену настроения своего грудничка. Расшифровка поведения младенца облегчит  мамин труд в поисках лекарства от грусти и поможет ей самой успокоиться

Только счастливая и уверенная в себе мама может обеспечить своему малышу здоровый рост и развитие.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий