12 способов избавиться от конфликтов с ребенком

На пути к взрослению

Дети растут, исследуют мир, приобретают новые навыки, постепенно привыкая к ситуациям, людям, отношениям, правилам. Чтобы научиться, как взрослые, справляться с ежедневными вызовами, им понадобятся годы терпеливого обучения.

Возраст от 2 до 5 лет — самый уязвимый в плане стабильности детской психики. Отсутствие необходимых речевых и социальных навыков накладывает известные ограничения на способность детей находить приемлемый, с точки зрения взрослых, выход из трудных ситуаций. Это нелегко в любом возрасте, а если ребенок, недостаточно опытный, не владеющий даром убеждения, не способный выразить свои чувства и желания, да еще и не всегда понимающий, чего от него ожидают, теряет контроль над своими эмоциями, — то удивляться тут тем более нечему, это скорее норма, чем ее нарушение. Как результат — вспышки гнева, капризы, истерики. Немного найдется семей, незнакомых с этим бедствием.

  • Истерика — это состояние сильнейшего эмоционального возбуждения, которое выливается в потерю самоконтроля. У детей первых лет жизни признаками истерики могут быть крик, визг, плач, топанье ногами. Нередко можно видеть, как малыш начинает стучать кулаками, кидать предметы, валяться по полу, а иногда даже биться головой о стену, кусать себя и окружающих.
  • Родители, уже знакомые с этим явлением, знают, что в состоянии истерики дети не могут воспринимать информацию, поступающую обычными способами (жесты, взгляды, мимика, речь), и все увещевания оказываются бесполезными. Иногда истерики становятся настолько частыми и сильными, что изматывают и ребенка и взрослых.
  • Не верьте тому, кто говорит вам, что родители не могут повлиять на дурной детский темперамент. Терпение, воля, мудрость и эмоциональная стабильность самого́ взрослого — ваше главное оружие против детской истерики.

Каковы причины взрыва детских эмоций, как вести себя родителям, чтобы не допустить истерику, что делать, если она уже разразилась, и когда требуется помощь специалиста?

Этапы прохождения истерики

  1. На первой стадии малютка громко кричит. Также не реагирует на происходящее и ничего не требует.
  2. Проявляются физические действия: дитя падает на пол, бьется головой и конечностями. Встречается даже вырывание волос, так как на этом этапе ощущения боли отсутствуют.
  3. Этап рыданий – дитя долго и навзрыд хнычет без остановки. На его лице эмоции огорчения и досады. Так как малыш не в силах успокоиться быстро после этого этапа, он будет еще долгое время всхлипывать, а затем почувствует опустошенность. Также наблюдается упадок сил, поэтому чадо может заснуть днем, ночной сон будет характеризоваться прерывистостью.

Важно: Бороться с состоянием истерии имеет смысл только на первом этапе. Если уже пошел процесс второго и третьего этапа, то все уговоры уже будут бессильны

1 причина возникновения страха конфликтных ситуаций

Как всегда, это детские годы.

Взрослая личность, это лакмусовая бумажка того, что происходило в детстве.

Если человек не умеет отстаивать свое право на личное мнение, это говорит о том, что детстве не было возможности открыто заявлять о своих желания, проговаривать то, что нравится и особенно, то, что не нравится.

Когда родители, говорили, что, засунь свое мнение куда подальше, так как, ты никто, и звать тебя никак.

Властная мама или отец тиран, запрещающие иметь свое мнение, являются основными причинами, когда ребенок не умеет отстаивать свое мнение.

В таких случаях, возникает страх конфликта, потому что, родители задавят своим авторитетом, и лучший способ избежать, это молчать и скрывать свое мнение. Ребенок всеми силами старается делать все как можно лучше, лишь бы все было хорошо, и родители были довольны.

Конечно, он мечтает о том, что вот, когда-нибудь, я смогу говорить, что хочу и поступать как хочу, но к сожалению, это редко реализуется. Потому что, к взрослому возрасту формируется жесткая модель поведения, и желание проявить себя, заявить о себе, уходят вглубь, и остается принятая в детстве модель поведения.

Почему ребенок не бунтует?

Бунтует. Но взрослые, прекрасно манипулируют чувствами ребенка, особенно, любовью. Если будешь поступать по-своему, мы тебя не будем любить.

Хорошие мальчики и девочки, так не поступают, не говорят про это, поэтому, ты плохой! И опять, ведь плохие дети никому не нужны.

Что делать с этой причиной страха конфликта?

Копать детство, работать с внутренним ребенком?

Я уверена, что если и работать, то немного, для того, чтобы понять истоки подобного поведения? Основные усилия, надо направить на исправление своего поведения, своих суждений и убеждений в здесь и сейчас. Так сказать, работать над настоящим и над будущим

Самое важное – научиться новым навыкам общения с людьми

Детский вариант расстройства

На развитие трихотилломании у детей, прежде всего, влияет способ воспитания:

  • расстройство в большинстве случаев формируется у ребенка с развитым чувством вины или комплексом неполноценности. Способствует этому воспитание малышей в атмосфере повышенной строгости, тотального контроля, постоянных порицаний и завышенных требований;
  • сверхопекающая модель воспитания;
  • холодность, дефицит внимания. Так, мальчик 4 лет повыдергивал все волосы на голове. Когда мать привела его на прием, в ходе беседы выяснилось, что мальчуган испытывает острую нехватку родительской любви. Отец крепко выпивает, поэтому не обращает внимания на сына. Мать работает на двух работах, чтобы прокормить семью. Из-за дефицита времени мало общается с ребенком;
  • конфликты между родителями, их развод родителей.

Отсутствие эмоционального ответа со стороны близких повлияло и на девочку Лену 9-ти лет. Отца у нее не было, мать мало обращала внимания на дочь, все свободное время посвящая устройству личной жизни. У Лены сформирован комплекс вины. Девочка считает, что причинила матери много горя. Ей постоянно рассказывают истории, как мама мучилась во время беременности. Сами роды дали осложнение на матку, которую пришлось удалить.

Лена рано пошла в детский сад. Девочка со слезами отпускала маму каждое утро. Женщина при этом не проявляла ни капли сочувствия. Ребенка приходилось успокаивать воспитателям.

В 5 лет у Лены появилась тенденция лежа в кровати перед сном дергать волосы. Незаметно на голове появились плешивые очаги. Мать отвела ребенка к врачу, назначившему лечение. Должного эффекта после терапии не последовало. Причину выяснять не стали.

Только в 9 лет, когда девочка облысела полностью, стала боязливой, закрытой, мать отвела Лену к психиатру, который выставил диагноз «трихотилломания».

В детском возрасте заболевание начинает проявляться после 3 лет. Такие малыши осуществляют аутодепиляцию бесконтрольно: во время игры, просматривая мультики, а также в ситуации стресса. Ребенок не стремится скрыть патологические действия.

У подростков, помимо издержек воспитания, трихотилломания провоцируется напряженной обстановкой в школьном коллективе, проблемами в общении со сверстниками.

Подростки-трихотилломаны уже склонны осознанно наносить себе волосяные увечья. Осуществляют ритуалы вручную или готовят пинцеты. Процедура требует уединения. Заболевание приносит им дискомфорт. Дети пытаются контролировать свои действия, но контроль над ритуалами только усиливает их проявления.

Девочка 13-ти лет на летних каникулах отправилась с подругой и ее семьей отдыхать к ним на дачу. Девочку так поразили теплые взаимоотношения подруги с членами семьи, в отличие от ее отношений с родителями, что спустя две недели мать не узнала дочь. По приезде домой девчонка вернулась совсем без ресниц. Трихотилломания была спровоцирована контрастом отношений между родителями и детьми в разных семьях.

Клиническая картина заболевания схожа у подростков со взрослыми. Присутствует элемент осознанности нанесения увечий. Подростки также пытаются скрыть следы аутодепиляции: надевают капюшоны, балахоны. Нередко индикатором становится полувыщипанная бровь.

Как выходить из «тумана»?

Процесс выхода из «постковидной депрессии» — не быстрый. Прежде всего, советуют врачи, нужно понять, имеют ли психические последствия физиологическую природу, например связаны ли они с поражением кровеносных сосудов. Выяснить это можно только совместно со специалистом. Если это так, то врач выпишет необходимые лекарства: например, есть данные, что положительный эффект при восстановлении дают некоторые препараты для профилактики инсультов.

Не нужно пытаться вырваться из постковидного синдрома резко. Скорее всего, это не получится, а организм, и без того обессиленный болезнью, получит дополнительный стресс.

Поэтому врачи не рекомендуют сильные эмоциональные встряски и большие физические нагрузки. Также вряд ли помогут стимуляторы, включая алкоголь.

Фото  Pixabay

«Восстанавливать нужно не только психику, а организм целиком, — считает Николай Старостин. — Можно начать со здорового питания, пищи, богатой витаминами и аминокислотами». Что касается физических нагрузок, то они очень нужны, но повышать их необходимо постепенно. Старостин рекомендует побольше времени проводить на свежем воздухе, пешие или велосипедные прогулки, дыхательную гимнастику и йогу.
Хороший эффект могут дать качественный и продолжительный сон, медитация, расслабляющие упражнения, считает он.

Если болезнь все-таки привела к более тяжелым психическим последствиям — паническим атакам, бессоннице, навязчивым страхам и т. п., — лучше обратиться к психиатру. Специалисты не рекомендуют в таких случаях заниматься самолечением, особенно «назначать» себе сильнодействующие лекарственные средства. Откладывать визит к врачу тоже не стоит — чем раньше человек начнет бороться с психическими последствиями коронавируса, тем лучше будет результат.

Причины появления аутоагрессии

Так откуда же у подростка возникает агрессия, направленная на себя самого? На самом деле тяга к саморазрушительным действиям может появляться по нескольким причинам.

Первая и встречающаяся довольно часто – перенос агрессии, направленной на внешний объект, на себя. Моральные нормы нашего общества часто не допускают каких-либо проявлений гнева по отношению к близким людям. А уж по отношению к родителям – и подавно. Но давайте представим ситуацию: в семье произошел конфликт, и подростка за что-то отругали. Иными словами, на него была направлена агрессия, на которую возникает вполне естественная ответная реакция – злость и обида. Но ребенок зачастую не может накричать в ответ, выплеснув свои негативные эмоции на родителей, поэтому всю свою скопившуюся агрессию он выражает самым безопасным для него в социальном плане способом – направляет ее на самого себя, причиняя себе боль и травмируя себя.

Вторая причина развития аутоагрессивного поведения – сильный стресс или длительное пребывание в состоянии психологического напряжения. Здесь ситуация схожа с предыдущей – у подростка возникает необходимость освободиться от напряжения и боли, которые доставляют ему мучения, но конкретного объекта, на котором можно было бы выместить всю свою злость, нет. Поэтому вся скопившаяся агрессия направляется им на самого себя. Также в подобных случаях подросток может прибегать к селфхарму как к способу отвлечения от сложных жизненных обстоятельств или душевных страданий.

Нередкой причиной самодеструкции является неприятие своего тела. В подростковом возрасте дети часто бывают недовольны своим внешним видом, что может стать поводом к ненависти к себе. Они пытаются любой ценой избавиться от своих надуманных изъянов, ставя под угрозу свое здоровье. Например, симпатичная девочка со вполне здоровым строением тела под влиянием ТВ и глянцевых журналов решает, что ее фигура не соответствует “норме” и вообще она некрасивая. Девушка начинает стыдиться себя, становится застенчивой, замыкается в себе. Вершиной айсберга ненависти к себе и своему телу могут стать расстройства пищевого поведения, оскорбительные высказывания в свой адрес или самоповреждение.

Постоянное чувство вины, которое может быть спровоцировано чужими манипуляциями, тоже может стать причиной аутоагрессии. Нередко сами родители неосознанно, а иногда даже вполне сознательно взращивают у своих детей чувство вины, чтобы иметь рычаги давления на них и чтобы ими было легче “управлять”. Формулировки могут быть самые разные – “мне из-за тебя столько всего пришлось вытерпеть”, “мы тебя всем обеспечиваем, благодаря нам ты ни в чем не нуждаешься”, “ты меня довел до нервного срыва”, “я себе во многом отказываю, чтобы у тебя все было” и т.д., но все они сводятся к одной сути: родители дают понять ребенку, что он перед ними виноват, а значит, чтобы опять их не огорчать, должен делать то, что они скажут. К тому же некоторые дети могут брать на себя ответственность за те обстоятельства, которые в действительности никак не могут от них зависеть. Например, ребенок винит себя в том, что его родители часто ссорятся или разводятся: мама и папа друг друга не любят, потому что я плохой. Позже, когда ребенок вырастает, он понимает, что причиной проблем во взаимоотношениях между его родителями был не он, а вот прочно укрепившееся с детства чувство вины никуда не девается. Применяя ту или иную форму аутоагрессии, подросток пытается справиться с мучительным чувством вины – наказывая себя, он испытывает временное облегчение. Здесь стоит заметить, что чувство вины довольно часто становится главной предпосылкой для самобичевания.

Иногда аутоагрессивные действия могут носить демонстративный характер – подросток хочет привлечь к себе внимание близких, получить помощь, сочувствие и понимание. Демонстративная аутоагрессия у подростков не всегда обусловлена наличием каких-либо сильных негативных эмоций по отношению к себе, однако это не делает ее менее опасной – несерьезная попытка причинить себе вред или свести счеты с жизнью совершенно случайно может обернуться совсем не так, как ребенком планировалось.

Причины неврастении

Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.

Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически. 

Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания  и т. п. 

Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным. 

Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.

Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству. 

Триггерами развития неврастении также выступают:

  • негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
  • социально-бытовые проблемы;
  • ошибки воспитания;
  • употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
  • эмоциональная психологическая травма;
  • сильный испуг;
  • наследственные заболевания;
  • недосыпание;
  • сниженный иммунитет;
  • частые инфекции дыхательных путей;
  • приобретенные физические травмы;
  • расстройства пищеварительной системы. 

Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.

Что такое детская истерика

Это состояние крайнего нервного возбуждения, после которого человек теряет самообладание и ведёт себя неадекватно: не принимает помощь и не идёт на контакт.

Истерики выглядят довольно пугающе, но это просто особенность взросления, которая проявляется у всех детей в возрасте от двух до пяти лет. Для психики это способ избавиться от лишнего напряжения. Кроме того, при помощи истерик ребёнок учится распознавать границы дозволенного и устанавливает отношения с родителями.

Самые яркие и частые истерики случаются у детей в трёхлетнем возрасте. В это время они переживают первый кризис — осознают несоответствие желаний и возможностей. Ребёнок ощущает себя достаточно взрослым и самостоятельным, но всюду сталкивается с ограничениями и протестует против них. Даже самые тихие и послушные до этого мальчики и девочки нередко заходятся криком, казалось бы, без видимых причин.

К 6–7 годам истерики у детей случаются всё реже. К этому возрасту ребёнок уже умеет сохранять самообладание и знает правила поведения в обществе. И даже в этом возрасте ситуативные вспышки эмоций — вполне нормальное явление. К специалистам стоит обращаться, только если истерики случаются регулярно, два раза в месяц и чаще.

Проявления стресса у детей

  • частые изменения настроения, недоверие ко взрослым, скрытность;
  • частые эмоциональные расстройства;
  • возникновение проблем со сном: бессонница, кошмары, трудности с просыпанием и вставанием с кровати;
  • постоянные конфликты с родителями, учителями и воспитателями, остальными взрослыми и сверстниками;
  • у маленьких детей: необъяснимые истерии, страх одиночества и темноты, боязнь животных, взрослых людей, невидимых чудовищ и т.д;
  • у подростков: возникновение желания отличаться от других людей, быть неформальным, перечить родителям и педагогам, вступление в конфликты со сверстниками.
  • психосоматические признаки стресса: скрип зубов во сне, неврозы, возникновение кожных заболеваний (нейродермита), энурез, головные боли и боли в желудке, заикание, нервный тик.

Что такое истерика?

Истерика – это яркая, гипертрофированная эмоциональная реакция, вызванная состоянием крайнего нервного возбуждения. Ребенок теряет самообладание, контроль над собой, он может кричать до хрипоты и икоты, валяться на полу, суча руками и ногами, даже бить или кусать взрослого при попытке успокоить.

Истерика – это своеобразный сигнал, что ребенка что-то беспокоит или раздражает, что у него случилась перегрузка нервной системы, и справиться иначе, чем неконтролируемым выплеском негативных эмоций, трудно, может быть, даже невозможно. Чаще всего подобные приступы случаются у детей с подвижной легковозбудимой психикой, склонных к тревожности, повышенной ранимости, частой смене настроений. Даже у самого спокойного ребенка могут случаться истерики, однако чаще им подвержены менее уравновешенные дети.

Почему ребенок боится воспитателя в садике?

Если практически каждое утро малыш отказывается идти в детский сад, плачет и рассказывает о том, что он боится воспитателя, необходимо постараться выяснить причины данной фобии. Возможно, кроха слишком рано попал в такое учреждение и оказался не готов к новому коллективу. Бывают и более сложные случаи, когда малыш с опаской относится именно к педагогам. Попытаться разобраться со сложившейся ситуацией и выяснить причины возникающего страха можно следующими способами:

  • забирая малыша из садика, расспросите, как прошел его день, чем он занимался;

  • постарайтесь выяснить, реагирует ли малыш подобным способом на всех педагогов или на кого-то одного из них;

  • поговорите с другими родителями и узнайте, как ведут себя их дети;

  • обсудите сложившуюся ситуацию с воспитателями;

  • попросите малыша нарисовать детский сад и проанализируйте получившийся рисунок (яркая и радостная картинка говорит о хороших эмоциях и впечатлениях, а темные и мрачные тона свидетельствуют о негативном восприятии окружающего. Такие тревожные сигналы требуют особого внимания взрослых);

  • поиграйте дома в детский сад. Пусть роль педагога достанется малышу, а мама/папа выступят в качестве воспитанника дошкольного учебного заведения. Присмотритесь, как себя ведет и что говорит сын или дочь: они неосознанно скопируют взрослого, вызвавшего у них яркие эмоции.

Что делать, если ребенок боится воспитателя?

Выяснить причину возникновения фобии – сделать половину дела для разрешения проблемной ситуации. Перед родителями становится новая задача: что делать дальше?

Если педагог не виноват

В случае если страх – это форма адаптации или предлог, чтобы не ходить в сад и быть поближе к маме, стоит уделить внимание формированию положительного имиджа воспитателя в глазах малыша. Постарайтесь вместе с сыном или дочерью найти в руководителе группы что-то хорошее, отметить его заботу, доброту, улыбчивость и дать ребенку понять, что его очень любят. Такие доверительные разговоры постепенно снимут тревожность и панику

Такие доверительные разговоры постепенно снимут тревожность и панику.

Если ребенок боится воспитателя в детском саду, не оставляйте его наедине с негативными эмоциями. Постоянно разговаривайте со своим чадом, расспрашивайте обо всем, что его тревожит, интересуйтесь мыслями и переживаниями. Дети – эмоциональные и открытые маленькие человечки, которым необходима помощь и поддержка.

Также обратите внимание на собственное поведение. Если мама или папа ругаются с воспитателем, кричат или грубят ему, плохо говорят о нем за глаза, то ждать хорошего отношения к педагогу абсолютно наивно: даже самые маленькие дети очень четко считывают, как родители ведут себя с человеком, и копируют эту манеру либо начинают бояться. Если есть вина педагога

Если есть вина педагога

Если конфликт возник из-за манеры поведения воспитателя (громко разговаривает, кричит, пугает физической расправой, наказывает несоразмерно поступку, надолго ставит в угол или даже шлепает), то ситуацию нужно решать уже не с малышом. Попробуйте поговорить с наставником группы. Если другие дети ведут себя аналогично, отказываются ходить в детский сад и при этом воспитатель не желает менять свое отношение к воспитанникам – стоит обратиться к заведующей. 

Помните, что физическое и психоэмоциональное состояние крохи – важнее всего. Не получается решить проблему? Попробуйте сделать небольшой перерыв или переведите малыша в другую группу. 

Влияние на организм

Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели. 

Этапы формирования заболевания:

  1. Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
  2. Нарастание внутреннего конфликта.
  3. Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
  4. Стрессовые ощущения.
  5. Нервно-психическое напряжение.
  6. Истощение психофизиологических ресурсов.

Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.

Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.

Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.

Автор статьи

Файнштейн Татьяна Александровна

Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.

Врачебный стаж: 12 лет

Записаться на прием

Родитель не слышит своего ребенка

Наталья Брага

Перинатальный психолог и специалист по психосоматике

Никто не кричит просто так, даже ребенок. И если стало понятно, что истерика – это основной способ общения малыша с родителями, значит, они не слышат его, когда он спокойно сообщает о своих потребностях. Попробуйте уделять сыну или дочери больше внимания, самое главное – не игнорируйте его вопросы или запросы. Говорите с ним медленно и спокойно. Ребенок должен знать, что вам интересно с ним общаться. 

– Думаю, что многие родители часто забывают о том, что с ребенком надо общаться. Не только задавать вопросы о том, как прошел день, а рассказывать о своем, обсуждать ситуации, интересные моменты. Таким образом запускается механизм успешного общения

Время, проведенное с ребенком качественно, – в игре, общении – залог того, что малыш ощущает себя в безопасности и не испытывает потребности в том, чтобы привлекать внимание родителей альтернативным способом. Проверено!

Лечение

Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение. 

Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели. 

Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку. 

Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма

Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений. . Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком

Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

  • гештальт-терапия;
  • гипноз;
  • БОС–терапия;
  • групповые или семейные сеансы;
  • игровая терапия. 

Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:

  • не каждому ребенку суждено стать отличником
  • не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
  • если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать. 

С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.

Родитель лишает ребенка своей любви

Звучит это примерно так: «Ты себя плохо ведешь, я не буду тебя больше обнимать / играть с тобой / уделять тебе внимание» и т.п. Для малышей подобные фразы могут звучать очень жестоко, они могут почувствовать себя уязвимыми и ненужными

И в этом случае истерики не избежать. Дальше хуже: из-за подобных манипуляций вырастают люди с комплексом отличника. Часто у них на полках пылятся золотые медали и красные дипломы, заработанные на радость родителям. Только сами дети при этом глубоко несчастны и даже не понимают, чего хотят в этой жизни.  

Екатерина Доманькова

– Опять вопрос о глубине и длительности реакции

На мой взгляд, очень важно давать ребенку адекватную обратную реакцию, чтобы он понимал, что негативные поступки несут негативные последствия. Да, очень важно подбирать выражения, но делать вид, что ничего не произошло, тоже не стоит

Такое поведение не позволит ребенку выстроить правильные отношения с внешним миром, на мой взгляд.

Причины истерик у детей

Поводом для истерики может служить что угодно. Сломался карандаш, мама первой нажала кнопку в лифте, нужно уходить с детской площадки, браслет не подходит к кофточке… Самое пустяковое происшествие может стать поводом для горя и злости.

Чтобы помочь ребёнку справиться с чувствами, важно увидеть первопричину истерики. Вот лишь некоторые из возможных:

  • Переутомление или перевозбуждение. Дети в равной степени устают и от монотонных и скучных занятий, и от обилия впечатлений. Если психика ребёнка истощена долгой поездкой или несколькими часами на каруселях, велика вероятность истерики по любому поводу.
  • Физический дискомфорт. Усталость, голод, жажда, духота, боль — эти причины вполне объективны.
  • Непонимание окружающих. В буквальном смысле: ребёнок не может выразить словами свои желания и впадает в отчаяние.
  • Ощущение тщетности. Расстройство от того, что не получается: например, не удаётся нарисовать то, что хочется.
  • Стремление к самостоятельности. Ребёнок хочет сделать что-то сам, а взрослые не позволяют ему. Это особенно частая причина истерик в возрасте от полутора до трёх лет.
  • Запреты и отказы. Дети остро реагируют на любые ограничения, как исходящие от взрослых (нельзя играть с шуруповёртом), так и от самих законов природы (пошёл дождь, и прогулка отменяется).
  • Непоследовательность взрослых. Если папа разрешает то, что запрещает мама, или родители часто меняют свои решения, у ребёнка не формируются границы дозволенного, не возникает ощущение безопасности и предсказуемости. Это расшатывает нервную систему ребёнка.
  • Недостаток внимания. Если ребёнок не получает достаточно заботы и ласки, он будет пытаться вызвать хоть какую-то реакцию родителей.
  • Подражание. Возможно, ребёнок копирует кого-то из своего окружения: старших родственников, детей со двора или из детского сада.

Как быстро остановить истерику

Ознакомившись с нижеописанными пошаговыми действиями, вы будете знать, как остановить истерику у ребенка в 2 года за 2 минуты.

  1. Немедленно отреагируйте. Как минимум, поверните голову в сторону орущего малыша. На этом этапе не разговаривайте с ним;
  2. Присоединитесь к ребенку, так чтобы вы были на уровне его глаз. Присядьте на корточки, наклонитесь, но малыш должен видеть вас напротив себя, а не смотреть сверху вниз. По-прежнему не разговаривайте;
  3. Проговорите вслух эмоции ребенка, считав их с его лица: «Ты злишься?», «Ты обижен?». Кивая вам в ответ, малыш уже настроен на продолжение диалога с вами. Это – первый мост между вами и ним;
  4. Глубже проанализируйте ситуацию. Спросите ребенка, что он хочет. Если еще не умеет говорить, попросите показать, предлагая разные варианты для ответа;

Не давайте оценку тому, что говорит вам ребенок, отвечая на ваш вопрос. Просто молча слушайте, и когда он выговорится, задайте вопрос: «Что-нибудь еще?»

  1. Ответьте малышу.

Если вы не согласны с тем, что услышали (не собираетесь покупать игрушку, идти куда-то), обнимите ребенка, скажите о том, что понимаете его чувства, но не собираетесь это выполнять.

Примерно так: « Я очень хорошо понимаю твое желание, но я не планировала это делать, извини». При этом обязательно обоснуйте, почему не будете выполнять желание малыша.

А, если, наоборот, согласны, поблагодарите его за то, что сказал вам и теперь вы знаете, что надо сделать. Как только вы войдете в диалог со своим ребенком, истерика начнет утихать.

Помните! Никогда не игнорируйте своего малыша. При этом все свое время вы не должны посвятить только ему, но если слышите о чем он говорит и можете ответить – сделайте это.

Вы не знаете, насколько важно для него то, что он до вас пытается донести (по его шкале ценностей)

И, если это действительно для него имеет значение, а вы никак не реагируете, он все равно выберет способ, на который вам придется обратить свое внимание

Не доводите до этого и тогда у вас не будет необходимости бороться с истериками. Вы просто не узнаете, что это такое.

  • Как заставить ребенка слушаться?
  • Как вести себя с ребенком?
  • Можно ли бить ребенка?

Чем психолог может помочь ребёнку и родителям?

Как и в случае с дошкольником, работа психолога заключается в установлении паттернов поведения и решении сопутствующих психологических проблем. Особенность работы со школьниками состоит в том, что они уже лучше понимают себя, могут давать оценку своим действиям и находить взаимосвязи.

Работа психолога с 8-летним Ваней и его мамой

На семейной терапии психологу удалось выяснить, что:

  1. Мама воспитывает Ваню одна.
  2. Истерики случаются обычно после общения с мальчиками. Они более грубые, часто обижают, с девочками ребёнок ладит куда лучше.
  3. Истерика возникала у Вани в моменты, когда нарушалось его личное пространство.

Работа с мальчиком включала в себя обсуждение неприятных моментов, выстраивание новой линии поведения в ситуациях, которые потенциально несли «опасность» или какой-либо дискомфорт. Мальчик научился адекватно реагировать на неприятные вопросы («а где твой папа?»). Маме же психолог посоветовал увлечь ребёнка каким-нибудь интересным занятием, чаще приглашать в гости его сверстников, желательно, спокойных и тактичных детей.

Также в ходе терапии мама Вани поняла свою ошибку: она слишком хотела вырастить из него настоящего мужчину, где-то недодала ласки, где-то наделила слишком большой ответственностью и всегда много требовала. При этом ей казалось важным, чтобы сын чётко выполнял её требования, даже когда он злился на неё, был чем-то недоволен или чувствовал себя уставшим. В семье почти не было места для обсуждения ситуаций и достижения договоренностей. В итоге мальчик не научился формулировать собственные желания, отстаивать своё мнение, реагировать на внешнюю агрессию. Всё это нашло отражение в проблемах с одноклассниками.

А избыточное напряжение в отношениях с мамой (ведь Ивану так важно было соответствовать всем её пожеланиям) привело к периодическим сильным эмоциональным выплескам, истерикам. Поэтому ещё одним важным пластом во взаимодействии с психологом была работа с чувствами: снятие накопившегося напряжение через игры и упражнения, обучение выражению эмоций приемлемыми способами, формирование навыков открытого диалога и высказывания своего недовольства.. Сейчас у Вани всё отлично

Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.

Сейчас у Вани всё отлично. Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий