Как правильно поощрять ребенка?

Для чего нужно поощрять детей?

Начнём с того, что ребёнок
с первого года жизни осознаёт, что он живёт в семье. Он начинает понимать,
что у него есть и мама и папа, часто в семье есть и старшие дети. И младший
ребёнок в семье понимает, что они намного самостоятельнее, могут и умеют
гораздо больше, чем он. И конечно, ребёнок стремиться “занять своё место”
в семье и стать её “полноправным членом”. Именно поэтому он стремиться
заручиться одобрением и поддержкой родителей, а также старших детей, если семья
многодетная.

Их одобрение означает для него признание его навыков, способностей и его самого.
Если с их стороны нет одобрения и поддержки, то он не чувствует себя комфортно.
Ребёнок становится
агрессивным и непослушным. Его поведение словно говорит родителям: “Вы
не признаете меня, а я не признаю вас. И буду делать всё по-своему”.

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» — часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

https://youtube.com/watch?v=12oPrH6kaxQ

Практическая педагогика для родителей: не в оценках счастье!

Родители часто «воспитывают» интерес к учебе, вручая ребенку игрушку или выплачивая ему некоторую сумму денег. С одной стороны, учеба – труд, который, как всем известно, должен вознаграждаться. Вроде бы, все правильно, потому что так устроено общество, и родители «учат жизни». Да и взрослым такой подход удобен: заглянул в дневник – выплатил ребенку его честно заработанный рубль или десять (у кого какие возможности!). Одна минута на воспитание, и родители, с чувством выполненного долга, переключаются на свои заботы. Но, с другой стороны, как объяснить ребенку, что у всех людей существуют обязанности, за которые никто платить не будет? Например, вряд ли кто-то из родителей ожидает, что ему будут платить за то, что он учит своего ребенка. Точно также и ребенок не должен думать об оплате за то, что он учится.

Попробуем взглянуть на ситуацию глазами ребенка. Допустим, он уже придумал, как правильно распорядиться заработанными деньгами: купить игрушку, покататься на каруселях, похвастаться перед одноклассниками новым «крутым» гаджетом и т.д. Конечно, на дорогие мечты придется зарабатывать больше хороших оценок, и он будет стараться их получить. При этом нет никаких гарантий, что заработанные деньги будут потрачены «с умом», что ребенок научится самостоятельно ими распоряжаться, ценить труд родителей, и что оценки будут заработаны не списыванием у соседа по парте или «зубрежкой», которая знаний не прибавляет.

Метод поощрения «хорошая оценка – деньги/ или их материальный эквивалент» исключает из этой цепи самое важное звено – интерес к личности ребенка, его развитию, глубине и качеству его знаний. По факту выходит, что материальное стимулирование приучает ребенка к мысли, что деньги важнее знаний, что как образованная личность он не вызывает интереса у собственных родителей. Кроме этого, появляется принципиальное различие между методами материальной стимуляции дома и морального поощрения со стороны учителя в классе

К таким противоречиям ребенка тоже нужно готовить

Кроме этого, появляется принципиальное различие между методами материальной стимуляции дома и морального поощрения со стороны учителя в классе. К таким противоречиям ребенка тоже нужно готовить

Важно, чтобы он понимал разницу между ценой и ценностью знаний. Ведь, признание и уважение невозможно купить, а к этим нравственным категориям общества стремится каждый человек

Почему нужно хвалить ребенка

Надо ли хвалить детей? Конечно, ведь похвала родителей для малышей является сильнейшим показателем любви.

В воспитании детей обычно применяется метод «кнута и пряника», что помогает малышу адаптироваться в правилах жизни в социуме: как нужно себя вести, а какое поведение неприемлемо. Разобраться в этом ребёнку помогают родители, используя похвалу и порицание.

Похвала помогает крохе понять, насколько правильны его поведение и действия. Ведь если, к примеру, ребёнок раскидывает игрушки, и мама ему говорит, что так делать нехорошо, он осознает, что такое поведение неправильное. Затем у него возникает вопрос: «А как же правильно?» И здесь на помощь приходят взрослые, показывая, что игрушки нужно убрать на место. Когда ребенок начинает выполнять тоже самое, необходимо хвалить его, говорить, какой он молодец, как хорошо помогает маме. Возможно, малыш не сразу это поймет и родителям потребуется повторять это снова и снова. Похвала дает ребенку положительные эмоции, он начинает верить в себя и свои силы.

Ещё похвала полезна тем, что с ее помощью у детей появляется желание создавать, творить, действовать, добиваться целей, не бояться ошибок. Похвала и поощрения родителей создают крепкий фундамент под названием «я молодец». Таким образом, когда на жизненном пути будут встречаться злые люди, осуждать его, грубо отзываться или унижать, то он не станет сильно беспокоиться по этому поводу, зная, что это совсем не так.

Если малыш неуверенный, очень застенчивый, то он может стать объектом для насмешек и в детском коллективе. Похвала же взрослых поднимает самооценку, малыш становится более уверенным

Но в этом моменте важно не переусердствовать с похвалой, иначе, действительно, у малыша может появиться слишком высокое мнение о себе

Другие виды поощрения и подводные камни, с ними связанные

1) Деньги – плохой мотиватор для хороших дел. Просто потому, что помощь маме по хозяйству не должна превращаться в зарабатывание 100 рублей на мороженое.

Если вы хотите одарить чадо финансами, сделайте это по случаю праздника, а не за мытье посуды.

2) Частые подарки за хорошее поведение делают из детей великолепных манипуляторов. А еще они учатся у родителей азам подкупа. Все-таки даже шоколадка за полчаса тишины в поликлинике – это взятка «должностному лицу».

3) Желание получить заслуженный приз за чудесное поведение делает детей льстецами и подхалимами. Их помощь – неискренняя, дела выполнены кое-как, и от своего творчества и труда они получают мало удовольствия.

4) Выдумайте свою систему поощрения
. Можно наклеивать на стенд в прихожей какие-нибудь красные и зеленые яблочки. В конце недели вместе подсчитывайте наклейки и «покупайте» на них билет в зоопарк или кино.

Превратите хорошее поведение и помощь по дому в увлекательный процесс: дети очень гордятся, когда напротив их имени появляется еще одна поощрительная звездочка.

5) Снимите с себя должность «зубной феи». Придумайте персонажа, который будет одаривать малыша за отважные и правильные поступки. Иногда такое поощрение необходимо в разрешении сложных психологических зажимов.

Так, если ребенок боится ходить на горшок «по-крупному», помимо сказкотерапии можно использовать систему наград и словесных дифирамбов. Это именно та ситуация, когда поощрения не будет много, а любое наказание и порицание – под запретом.

Придумайте волшебную мышку, которая будет приносить подарки каждый раз, когда ребенок наполнит горшок.

Хвалите его усердно и исправно, восторгайтесь творческим подходом и красотой полученного произведения.

Каждый ребенок со временем станет взрослым. Чтобы он не потерялся в этом огромном мире и смог добиться успехов, с ранних лет ему нужно прививать уверенность в себе и самостоятельность. Что для этого может сделать родитель? Поощрять его, учить добиваться поставленных целей и не сдаваться. А как это сделать? Предлагаем действенные методы развития и поощрения самостоятельности ребенка.

Полезные советы

Не выдавайте поощрения авансом. Ребенок уже в шестимесячном возрасте прекрасно умеет манипулировать взрослыми. Поэтому никогда не хвалите и не награждайте малыша заранее. У отпрыска должен быть стимул, а не желание получить свое любой ценой.

Не делайте соревнований между детьми за поощрение. Например, если один хорошо учится, а второй не имеет таких успехов, то исключите награду за отличные оценки из детской жизни. От слова совсем. Дух соревнований должен быть здоровым, а не обидным. Запомните это. Либо награждайте обоих детей независимо от полученных результатов, чтобы не посеять между ними вражду. Правда, тогда это нельзя назвать поощрением.

В финансовом виде награды есть интересная деталь. Кроме поощрения должны быть штрафы. За хорошие оценки — платим, за плохие — вычитаем. Очень удобно вести подсчет в специальной таблице. Ребенок научится считать свои карманные деньги, заодно вести учет. Это умение здорово пригодится во взрослой жизни.

Теперь вы знаете, как поощрять ребенка. Не скупитесь на похвалу, тогда ваше чадо станет нормальным человеком с прекрасным характером. Кстати, иногда ребенку бывает достаточно ободряющей улыбки родителя вместо материального вознаграждения. Так зачем изобретать велосипед?

Как ребенок реагирует на поощрение дома

У каждого ребенка свой тип темперамента, поэтому для каждого из них одно и то же обещание награды можно сформулировать совершенно по-разному.

Обещая что-либо чувствительному и впечатлительному ребенку, лучше сделать упор на чувства. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые аттракционы, сможем покататься на них дольше. На улице светит чудесное солнышко. Нам будет очень весело и тепло под таким солнышком».

В зависимости от того, как ребенок реагирует на поощрение, можно обратить его внимание на чувственные ощущения. Обещание может звучать как сказка. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени

Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос»

Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос».

Восприимчивому ребенку, обещая поощрение, нужно говорить о времени. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. После того как мы сходим в магазин, мы зайдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. Сейчас ты поможешь мне, а позже у нас будет время сходить погулять».

Родителям также стоит помнить и том, что поощрять ребенка нужно после того, как он совершил какой-то хороший поступок. Если награда дается авансом, то в таком случае ребенок получает твердую уверенность в том, что можно получить что-то хорошее взамен чего-то.

Даем побыть «взрослым»

Ребенку важно ощущать значимость своего мнения и выбора. Поэтому иногда ему нужно давать возможность что-то решать в жизни семьи. Ситуация 1: Ребенок вымыл посуду после ужина

Мама наградила его порцией мороженного

Ситуация 1: Ребенок вымыл посуду после ужина. Мама наградила его порцией мороженного.

Мороженное — это, конечно, приятно. Но завтра и послезавтра он вызовется помочь с уборкой не ради того, чтобы сделать приятно семье, а ради приятного лакомства. Выходит какая-то дрессировка сахарком и монетизация труда. Но мы не дрессируем детей, а воспитываем хороших детей. Поэтому нужно научить его развиваться ради себя и своих успехов, нежели ради сладостей.

Ситуация 2: Малыш помог маме приготовить ужин: хорошо помыл овощи и разложил на столе тарелки.

Поступок действительно хороший и требует похвалы. «Ты у меня такой самостоятельный, хорошо справляешься с домашними делами. Может выберешь, что мы завтра с тобой приготовим к ужину? Чтобы ты хотел съесть?»

Ребенку будет приятно поучаствовать в семейных решениях. А для мамы завтра будет снова оказана помощь в готовке, не из под палки, а по своей доброй воле.

Идея: Жар-птица хорошего поведения

Отслеживать прогресс в поведении и развитие ребенка вам поможет несложная аппликация. Нарисуйте на ватмане птицу или распечатайте шаблон из интернета. У вас должны получиться просто ее очертания. Можно дать ей имя. У нее важная миссия — показать маме и малышу, как много хороших и плохих поступков сделал ребенок за этот месяц. Сделайте много разноцветных перышек из картона овальной формы. Каждому цвету присвойте значение: красный — отлично, оранжевый — хорошо, зеленый — нормально, синий — удовлетворительно и фиолетовый — плохо. Каждый день прикрепляйте одно перо к нашей птице, в зависимости от поведения и достижений ребенка. Если сегодня кроха показал блестящее поведение дома и получил похвалу от воспитателя — смело клей красное и так далее. Через месяц взгляните на картинку и обсудите с малышом, почему наша птичка получилась такого цвета. Если они преимущественно красная — поблагодарите ребенка и наградите небольшим подарком, к примеру — походом в зоопарк или театр кукол.

Важно помнить:

  • Не сравниваем с другими детьми. Все хотят чувствовать себя уникальными. Никаких «сыновей маминой подруги».
  • Не преувеличиваем достижения ребенка. Дети чувствуют обман.
  • Не монетизируем хорошее поведение. «Покупая» хорошего ребенка, вы вряд ли чему то его научите.
  • Не стараемся поощрять каждое действие ребенка. Избыток нахваливания вызывает привыкание и перестает мотивировать.

Мнение «за»

Многие родители, которые размышляют, платить ли детям за хорошие оценки, переживают, что сын или дочь потеряют внутренний стимул постигать новое и любопытствовать. 

Доцент Университета Кэйо Макико Накамуро тоже размышляет, можно ли платить детям за учёбу, в своей книге «Как сделать, чтобы ребёнок учился с удовольствием?». Исследования, которыми Накамуро подкрепляет свои убеждения, демонстрируют, что дети вовсе не теряют «радости от учёбы» из-за вознаграждения. Однако автор предостерегает, что вознаграждать нужно грамотно.

Вот несколько рекомендаций Макико Накамуро, как правильно платить ребёнку за хорошие оценки. 

1. Нужно награждать за ближайшие успехи

Многие родители мотивируют своих детей учиться тем, что инвестиция в образование окупится в далёком будущем: ребёнок сможет устроиться на высокую должность и хорошо зарабатывать.

Это действительно так. Но согласно исследованиям, мы склонны преувеличивать значение прибыли, которая достижима в скором времени. Поэтому в ближайшем будущем ребёнок предпочтёт получить меньше, но раньше — и это касается в том числе и учёбы. Понимая, что усердные занятия принесут пользу в отдалённом будущем, ребёнок тем не менее выбирает удовлетворение от ближайшего будущего, в котором можно не напрягаться.

Взрослые этим тоже грешат: мы знаем, что теоретически для будущего хорошо не пить кофе и заниматься спортом, но в данную минуту сложно удержаться от того, чтобы не выпить чашечку и не полежать на диване. 

По мнению Макико, если вы решили платить ребёнку за учёбу в школе, важно делать это за успехи в настоящем. Вознаграждение, которое обещано ребёнку сейчас, увеличивает чувство радости от учёбы в настоящий момент и повышает значимость образования. 

2. Награждать необходимо за конкретные успехи

Чётко обозначьте, за что ребёнок получит награду и как он может её добиться. Например, не за абстрактную оценку на экзамене в конце четверти, а за выполненное домашнее задание по математике сегодня.

Макико Накамуро утверждает: ребёнок должен понимать, что нужно сделать для вознаграждения. Фраза «Подарю телефон, если хорошо закончишь семестр» звучит слишком абстрактно и не объясняет, какого от него ждут результата и как его добиться. Школьник испытывает фрустрацию, чувство разбросанности и неуверенности

Поэтому, если вы выбираете платить ребёнку за оценки, важно делать это по существу

<<Форма демодоступа>>

3. Нужно награждать соответственно возрасту

Профессор Стивен Левитт, автор книги «Фрикономика», вместе с коллегами поставил эксперимент, в котором в качестве вознаграждения использовались кубки.

Они стоили недорого, но для младших классов оказались более эффективным стимулом, чем денежный эквивалент. А для учеников средних и старших классов были предпочтительнее деньги.

По мнению Накамуро, награждая ребёнка деньгами или чем-то другим, нужно адекватно рассчитывать сумму или эквивалент вознаграждения. 

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться

Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?


ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: советы психолога о том, что ребенок ворует деньги у родителей

Насчет денежного метода имеется неоднозначное мнение. Сторонники данного способа говорят о том, что если выплачивать каждую неделю ребенку небольшие суммы за хорошие отметки или за другой поступок, то это побуждает его к дисциплине. Противники, напротив считают, что получение малышом денег за повседневные дела, приводит к тому, что он оценивает лишь внешний результат.

Некоторые психологи сомневаются в пользе денежных вознаграждений. Как считают специалисты, домашнюю работу дети должны выполнять просто так. Если вы хотите научить малыша распоряжаться финансами, лучше подождать, пока он немного вырастет. Школьнику в младших классах можно уже давать немного денег на карманные расходы.

Если метод денежного вознаграждения вам не подходит, родители с большим опытом советуют заменить его альтернативным способом. Например, вместо монет, можно выдавать цветные бусинки, красивые пуговицы. Можете разработать с малышом свою систему оплаты, где, например, вымытая посуда будет приравниваться к двум пуговицам.

Чтобы у крохи появилось желание продолжать двигаться, за неделю он должен получить весьма стоящее вознаграждение. Наградой может послужить совместное посещение кинотеатра, цирка или детского развлекательного центра.

Зачем, за что и как хвалить ребенка? В любом случае, выбор всегда остается только за родителям. При выборе не забывайте учитывать индивидуальные качества вашего дитя. Какой способ вы ни выбрали, не увлекайтесь излишней похвалой и наградой, иначе это может превратиться в родительскую обязанность.

Нужно ли наказывать ребенка: советы родителям

Случается, так, что цель наказания состоит не в том, чтобы добиться изменений в поведении ребенка, а в том, чтобы упрочить ощущение своей власти над ним. Это одна из причин того, почему наказание так популярно: родители становятся зависимыми от этого метода как от средства сбросить напряжение, неизбежно возникающее в общении с детьми. Нетрудно заметить, что родители часто наказывают детей не потому, что они в самом деле рассчитывают таким способом повлиять на их поведение, а потому, что они таким образом разряжают свое напряжение. Кроме того, они удовлетворяют собственное стремление к власти, которое фрустрируется, когда ребенок не слушается. Например, накричав на ребенка, не получится добиться от него другого поведения, но негативные эмоции родителей могут быть разряжены, родительская сила подтверждена, и временно (для родителей) ситуация облегчается.

Прежде чем прислушаться к советам по поводу того, нужно ли наказывать детей, подумайте, а не является ли наказание стремлением отомстить? Наказывающего в таком случае может вообще не беспокоить, изменится ли поведение ребенка в будущем. Он попросту отыгрывает аффект. При этом расстроенный вид ребенка, его слезы и обида являются тем желательным явлением, которого добивался наказывающий. Это, в свою очередь, является положительным подкреплением (желательным событием) для наказывающего. Например, мать, пережив унижение, гнев и растерянность в результате истерики или непослушания ребенка на детской площадке, может прийти домой и отшлепать его. При этом ее действия главным образом преследуют одну цель — отомстить малышу за причиненный психологический урон. Такая мотивация может и не признаваться женщиной, быть бессознательной и оттого еще более сильной. Мать испытывает удовольствие от демонстрации власти над ребенком, но прикрываться может при этом воспитательными соображениями.

Если вы уверены, что наказывать детей нужно, задайте себе вопрос: «Действительно ли я хочу изменить его поведение?» А возможно, вам просто обидно, что ребенок не слушается, и тогда наказание — просто ваш способ показать, кто здесь главный. В первом случае, если вы хотите изменить поведение ребенка, наказание — очень слабый способ. Так что его применение имеет мало смысла. Если же вы склоняетесь к тому, что ваш ответ — второй, то это должно стать важным сигналом о собственном внутреннем состоянии. В такой ситуации разбираться нужно не с ребенком, а с самим собой.

Ниже вы узнаете о правилах поощрения детей в процессе семейного воспитания.

Как можно поощрять ребёнка?

Поощрять
ребёнка можно и нужно. Одно из лучших поощрений — это похвала. Ребёнок ищет
признания от родителей и старших детей. И заслуженная, искренняя похвала способна
повысить его самооценку. При этом, похвала должна быть искренняя и «степень»
похвалы должна быть соразмерна с достижением, которого достиг ребёнок. Если
за то, что пятилетний ребёнок сложил пирамидку, вы начинаете восхвалять его
«достижение» до небес, то он почувствует фальшь и воспримет это не
как похвалу, а как насмешку над собой.

Кроме того, не нужно хвалить ребёнка за обычные, естественные вещи

Хвалить
нужно действительно за что-то более менее важное и интересное. А если он пришёл,
помыл руки и убрал на место одежду — вряд ли стоит его хвалить. Потому что,
в таком случае, ценность от похвалы уменьшается и перестаёт быть значимой для
ребёнка

Это обычные вещи и выполняются они, что называется, «на автомате».
Но, про то, нужно ли хвалить ребёнка и как это делать, мы поговорим в отдельной
статье

Потому что,
в таком случае, ценность от похвалы уменьшается и перестаёт быть значимой для
ребёнка. Это обычные вещи и выполняются они, что называется, «на автомате».
Но, про то, нужно ли хвалить ребёнка и как это делать, мы поговорим в отдельной
статье.

Далее, одним из видов поощрения является доверие к ребёнку, как ни странно.
Однако, не все родители это знают и недооценивают этот момент. В чём же заключается
доверие к ребёнку, о котором мы говорим? Оно заключается в наделении ребёнка
некоторой самостоятельности. Т.е. нужно доверить ребёнку выполнение тех дел,
которые он хочет выполнить или позволить ребёнку, чтобы он помогал вам.

Чтобы было понятнее, о чём идёт речь, приведём несколько примеров. Трёхлетняя
Надя, увидев, что мама собирается поливать цветы, захотела сделать это вместо
неё. Но мама мягко, с улыбкой ей сказала: «Не нужно, ты можешь разлить
воду. Лучше я сама. А ты лучше иди, поиграй. Надя сердито взглянула на мать,
топнула ножкой и вышла из комнаты».

Своим отрицательным ответом мама показала дочке, что она ей не доверяет. Хоть
она и произнесла это ласково, но это именно так мама не доверяет девочке, потому
что боится, что она разольёт молоко. Но допустим, мама позволила бы девочке
полить цветы. Что бы случилось? Ну, разлила бы она немного воды, зато мама позволила
бы дочке проявить самостоятельность и показала бы, что она ей доверяет. И для
Нади это было бы самым лучшим поощрением.

Другой
пример. Пятилетний Максим вместе с мамой вышел гулять на детскую площадку. Сначала
он играл в песочнице, а мама сидела рядом. Затем Максим спросил: «Мама,
я покатаюсь на качелях?» Мама ответила: «Хорошо, только дай, я тебя
сама посажу, а то ты можешь удариться». Когда мама его усадила на качели,
Максим сказал: «Мама, давай, я сам раскачаюсь», но мама ответила:
«Нет, давай, я буду тебя качать, иначе ты можешь упасть». И Максим
просто сидел на качелях, а мама его раскачивала.

Вскоре это ему надоело, и он захотел прокатиться на горке. Но мама и тут лишает
его всякой самостоятельности: «Давай руку, я помогу тебе забраться на неё.
А то можешь упасть и удариться». Прокатившись пару раз, мальчик сказал,
что устал и пошёл домой. В итоге, на прогулке пятилетний малыш ни разу не пробежался,
не подпрыгнул, не повеселился.

При этом, сама эта женщина считает, что свою роль
матери в воспитании ребёнка она выполняет правильно. Ведь ребёнок вернулся
с прогулки «живой и здоровый». И никак не понять маме этого малыша,
что усилия мамы предотвратить его «травмы», на самом деле лишь подчёркивают,
что он слаб и беспомощен. Но ведь это не так. Пятилетний малыш уже вполне самостоятелен,
чтобы под присмотром взрослых, но самому поиграть на детской площадке и пообщаться
со сверстниками. И если дать ему такую свободу, то это будет лучшим поощрением
для ребёнка со стороны матери.

Итак, больше доверия и самостоятельности ребёнку. Доверяйте ребёнку и поддерживайте
его в любых начинаниях (если это не опасно для него). Это один из мощных видов
поощрения для него, но почти все родители им не пользуются. И совершенно зря.
Не бойтесь, что у ребёнка не получится. Ваша задача — понаблюдать, помочь, при
необходимости и подержать, если у него не получилось, сказав: «Ну, ничего
страшного. Мы с тобой ещё раз попробуем, и у тебя всё получится».

И для этого мамам и папам нужно развить в себе чувство смелости. Ведь они боятся
больше, чем их маленькие дети. И совершенно зря. Этот родительский страх мешает
развитию ребёнка. Родители, отбросьте излишние, ненужные опасения и помните,
что счастье детей и счастье в семье
— в ваших руках.

Нравится

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Виды

Стоит сразу запомнить: одного универсального способа поощрять не существует. С одними детьми работает определенный метод, с другими нет. Поэтому родителям придется проявляться чудеса гибкости и иметь в запасе несколько вариантов действий.

Виды:

  1. Словесные — это похвала, благодарность, одобрение.
  2. Материальные — награда, подарок, выполнение желания ребенка.
  3. Телесные — объятия, поцелуй, поглаживание.

Нельзя однозначно сказать, какой вид будет действенным. Один ребенок может предпочитать эмоциональное общение, другой — телесный контакт. Поэтому нужно экспериментировать.

Идеи поощрения детей в детском саду

Так как чаще всегов садике поведение детей только формируется, и они привыкают к нормам и требованиям воспитателя, то его отличительной чертой может стать признание при всей группе и вечером при родителе, который забирает ребенка из садика, хорошего поведения или оказания помощи воспитателям. Для этого вы можете создать шкатулку с кладом. В нее положите все те вещицы (можете согласовать этот момент с родительским комитетом), которые так интересны ребятам. Это могут быть простые игрушки, наклейки, сладости, фонарики и штампики. Идея заключается в том, чтобы каждый ребенок старался и тянулся к поощрениям. Для каждого была возможность получить желанный сюрприз из шкатулки с кладом. Поэтому вы можете утвердить номинации, например, «самое прилежное поведение», «доброе сердце», «золотые руки», «трудолюбивый помощник недели» и так далее. В каждом коллективе вам возможно нужно будет дополнять эти номинации по своему.

Далее, когда ребенок за неделю набирает определенно количество отметок, он в конце недели получает приз из шкатулки, который вручается каждому ребенку перед всем коллективом! Обязательно нужно отметить данный факт и перед мамой – вручить открытку с указанием достижений за неделею или медаль уже при ней. Малыш будет гордиться своими успехами, стараться расти иразвиваться.

Вот, чем нужно руководствоваться:

Похвала 

Она обязательно должна быть заслуженной, продуктивной и иметь четкую направленность на конкретные поступки ребенка, но никак ни на его личность. Как это работает? Во-первых, ребенок в очередной раз убеждается в том, что его ценят, любят и уважают. Во-вторых, у малыша повышается самооценка. В-третьих, пробуя свои силы в новом для себя деле, ребенок, который раньше часто слышал похвалу, будет гораздо увереннее развиваться в данном направлении.

С другой стороны, непродуктивная похвала может сформировать у него чувство нарциссизма и нездоровую зависимость от мнения окружающих. Поэтому лучше хвалить не самого ребенка как личность, а его определенные поступки. Не ограничивайтесь заштампованными фразами «хорошо», «ты молодец» и пр. Скажите ему, что на данный момент он стал лучше учиться (рисовать, танцевать), чем раньше.

Хвалите ребенка за его упорство, стремление к конкретной цели, настойчивость и трудолюбие. Это важные качества характера, которые необходимо развивать, а заслуженная похвала ускорит этот процесс.

Совместный досуг

Постоянная занятость и бытовые проблемы практически не оставляют времени для совместного времяпровождения представителей старшего поколения с детьми

Родительское же внимание необходимо ребенку в любом возрасте. Общие дела и увлечения, игры развивают чувство родства и доверия

Такой метод наказания, как лишение совместной деятельности, должен иметь реальные причины и применяться только при конкретных поступкам. Ребенок должен понимать, что он сделал неправильно и стараться не допускать таких ошибок впредь.

Делегирование «взрослых» прав

Дайте ребенку возможность самостоятельно принимать решение в некоторых вопросах. Он должен знать, что ваше доверие он заслужил. Например, разрешите поиграть на детской площадке на час больше. Как и предыдущие, этот метод должен иметь привязку к конкретным поступкам. Чем больше ребенок прилагает усилий для собственного самосовершенствования, тем больше вы должны доверять ему.

Как нельзя поощрять ребенка?

В некоторых ситуациях поощрение может сыграть злую шутку. Профилактикой таких случаев может послужить соблюдение следующих рекомендаций:

  • не «покупайте» хорошее поведение ребенка игрушками, сладостями и деньгами. Иначе он быстро приучится вами манипулировать;
  • не принижайте в присутствии малыша достоинств его друзей. «Ты сегодня выглядишь лучше, чем Степан», «ты справился с задачей намного быстрее других». Вы должны настраивать ребенка не равняться на успехи других, а постоянно заниматься самосовершенствованием. Соревнования с собой являются хорошим стимулом для улучшения своих предыдущих результатов.

Помните, что поощрение должно быть грамотным. Не превращайте похвалу в свою прямую обязанность. Учитывайте особенности характера ребенка. Следите за тем, чтобы ваши лучшие намерения не стали причиной развития у него нарциссизма и эгоизма.

Заключение

Некоторые родители, которые не хвалят детей, оправдывая себя, могут рассуждать так, что к тяжёлой взрослой жизни ребенка нужно готовить с детства, что его не будут постоянно хвалить, пусть  сразу привыкает к сложностям.

На протяжении всего жизненного пути нашим детям будут встречаться завистливые люди, неудачники, недовольные своей жизнью, которые будут говорить всякие гадости. Так пусть это будут не родители. Родной дом с мамой и папой — это для ребёнка самое теплое и безопасное место. Конечно, сверстники могут подшучивать, насмехаться. Но это не так страшно, если семья его любит, искренне радуется достижениям и хвалит. Семья-это место, где ребёнок должен чувствовать себя защищенным и расслабленным. Не бойтесь хвалить своего малыша за любой успех, достижение или стремление.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий