Как поддерживать порядок в доме с появлением ребенка?

Нейтрализуйте «горячие точки»

Хозяйки называют «горячими точками» места в квартире, в которых скапливаются разные вещи. У ребенка тоже немало таких «горячих точек», а все из-за двух причин: у вещей нет своих мест либо кроха любит здесь играть, но место для игры не организовано.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Чтобы решить эту проблему, нужно организовать чаду пространство для игр. Уберите лишние вещи – найдите для них место, а все ненужное выбросьте либо превратите в игрушки. Например, пустые небьющиеся банки можно сделать погремушками, если насыпать в них крупу.

Несколько коробок с игрушками и безопасными для крохи предметами расставьте по разным углам – лучше в «горячих точках». Гуляя по дому, малыш будет замечать эти коробочки, вынимать оттуда предметы и играть с ними, обращая меньше внимания на другие вещи. Это облегчит маме уборку, ведь сложить в коробки разбросанные машинки совсем не сложно.

Порядок: что могут дети

Даже маленькие дети могут ежедневно делать в своей комнате четыре вещи:

  • заправлять кровать;
  • хранить предметы одной категории вместе;
  • пользоваться корзиной для белья;
  • проверять мусорное ведро.

Заправлять кровать. Кровать вовсе не должна выглядеть как реклама из мебельного каталога. На самом деле вы можете отказаться от использования покрывала и дать своему ребенку стирающийся пододеяльник, который можно легко снять, а затем вернуть на место, слегка разгладив руками. Если вы будете каждый день заправлять свою кровать, то станете примером для своего ребенка.

Хранить предметы одной категории вместе. Коробки и контейнеры выпускаются самых разных размеров и форм. Определите контейнеры для различных типов игрушек, а затем научите своего ребенка, что и куда надо складывать. Даже маленькие дети кладут мягкие игрушки, кубики и кукол Барби в правильные контейнеры. Научите малышей раскладывать принадлежащие им вещи по разным контейнерам, тогда в будущем их видеоигры, домашние задания и принадлежности для хобби будут храниться так, как следует.

Пользоваться корзиной для белья. Влажные полотенца и грязная одежда не должны лежать на полу, когда для них есть специально отведенная корзина. Возможно, вы стираете белье своих детей, но вы не должны быть их горничной!

Проверять мусорное ведро. Если ваш ребенок слишком мал для того, чтобы самостоятельно освобождать мусорную корзину, назначьте его ответственным за мусор, в обязанности которого входит сообщать вам, когда корзина наполнится.

Чтобы уборка стала реальностью

*   У малышей есть миллион игрушек, у детей постарше – еще и книжки, гаджеты и одежда, сувенирчики, домашние животные, скейты, велосипеды… Чтобы вся эта детская вселенная пребывала в порядке, нужно каждой группе предметов определить свое место. Без этого ребенок просто не справится со всем своим имуществом, волшебным образом расползающимся по дому. Поэтому сразу после того как детские игрушки перестали умещаться в первую корзину или коробку, заведенную для их складирования, родителям стоит задуматься о специальных ящичках и шкафчиках для всех детских предметов.

*   Например, пусть детская одежда лежит в шкафчике или комоде, куклы сидят на полках, мягкие игрушки живут в корзине, железная дорога – в специальной коробке, карандаши с ластиками – в одном ящике стола, пластилин — в другом, и так далее. Пока ребенок мал, взрослые будут делать уборку рядом с ним или вместе с ним и показывать-рассказывать, что и куда они складывают. Когда малыш подрастет – родители будут иногда вместе с ним проверять, все ли лежит на своих местах (и, конечно же, отлеплять пластилин от кубиков, а кукол доставая из ящика с носками, чтобы все отправить на место, ибо постоянство – хорошая опора здоровой психики). Время от времени у ребенка будет появляться новая мебель или коробочки для новых игр и вещей, а старые малышовые игрушки будут передаваться по наследству разным карапузным друзьям и знакомым.

Тест «Мой тип уборки»

Как психолог, своим клиентам я обычно рекомендую решение любой проблемы начинать с диагностики.Поэтому, если вы действительно хотите навести порядок раз и навсегда, в первую очередь определите начальную точку – ситуацию, в которой вы находитесь сейчас.

Для этого примерьте на себя утверждения из каждой группы вопросов.

  • Если это не про вашу ситуацию, ставьте себе 0 баллов.
  • 1 балл – частично похоже на то, что происходит в вашем доме.
  • 2 балла – если можете с уверенностью сказать, что это про вас.

Группа А

  1. Порядок держится от часа до нескольких дней. Только наведу порядок, как вещи начинают опять расползаться по всему дому.
  2. На уборку нужно выделять специальное время (например, на выходных)
  3. Вещи в доме теряются. Иногда приходится покупать второй экземпляр, потому что я не могу найти нужную вещь. Про некоторые вещи я вообще не помню, что они у меня есть.
  4. В каждом помещении в доме есть несколько завалов-складов, где скапливаются вещи.
  5. Во время уборки я переставляю вещи с места на место, так как не знаю, куда их убрать.

Группа Б

  1. Порядок в доме держится постоянно. Иногда в особенно насыщенные периоды жизни или в какие-то необычные дни бывает небольшой беспорядок, но это скорее исключение, чем правило.
  2. Специальное время для уборки не выделяется, обычно уборка делается в «фоновом» режиме, между делом. Требуется не более получаса в день для поддержания порядка.
  3. Я точно знаю, какие вещи у меня есть и где их взять при необходимости.
  4. В доме есть 3-4 места, где вещи склонны «оседать», но эти скопления вещей регулярно разбираются. На разбор таких мест уходит буквально несколько минут.
  5. У каждой вещи есть свое место, куда её удобно возвращать после использования.

По каждой группе утверждений вы можете набрать от 0 до 10 баллов, которые отражают, насколько выражен у вас каждый тип и какой вариант вы используете сейчас.

Сколько баллов по каждой группе вопросов у вас?

  • Если у вас получился результат от 1 до 3 – это не ваш вариант уборки.
  • А если 9-10, то этот тип уборки у вас выражен максимально.

Группа А – это то, что свойственно в ситуации, когда вы делаете обычную уборку.Группа Б – то, что характерно, если вы организовали пространство и перешли к системной уборке.

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1.     Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

Самая главная мысль в контексте зрелости состоит в том, что ДО этого времени мы были ориентиром, гидом для ребенка по порядку и чистоте. Мы говорили, ребенок делал. Мы показывали как, а ребенок выполнял. А сейчас наступает время, когда он сам напоминает себе внутренним голосом: «Надо бы мне убрать. Надо бы мне помыть руки. Хорошо бы навести порядок у себя на столе».

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

Не злитесь за грязь и бардак у детей до 6 – 7 лет. Они еще в силу возраста не способны следить за чистотой так, как это могут делать взрослые. Однако, если ребенок и в 10 лет не может сам следить за порядком, то это проблема либо со зрелостью и надо разбираться, что мешает. Либо проблема организации функции ребенка по соблюдению чистоты и порядка.

2.     Мама жалеет и убирает вместо ребенка

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: “Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету…Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.

3.     Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность – когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

4.     Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

У каждой вещи свое место

Бывалые мамы говорят, что с грудничком, который ползает и всячески «помогает» в уборке и тем самым наносит серьезный удар по созданию чистоты, нужно иметь свой особенный взгляд на порядок, примерно такой:

  • Валяющиеся вещи не должны мешать проходу из одной комнаты в другую.
  • Разбросанные вещи не должны мешать уборке.
  • Даже если вещи валяются, хозяева должны знать, где именно они находятся.

Иными словами, у каждого предмета в квартире должно быть свое место, и тогда всё становится проще. То есть если вы всегда кладете куклу в одно и то же место, ребенок далеко ее не унесет, скорее всего кинет где-то рядом. Поэтому, несмотря на то, что все оказывается на полу, старайтесь игрушки всегда класть в одно и то же место, баночки с кремами – в другое, пульт от телевизора – в третье.

Как навсегда отбить у ребенка любовь к порядку

Уборка через давление

Не нужно пытаться заставить, угрожать, ставить ультиматумы. Не уберешь – не получишь мультики, телефон. Ты меня не слышишь, не помогаешь, живешь, как свинья. Мы получаем испорченные отношения, негативные эмоции, которые могут возникнуть не сразу. Ребенок потом может сорваться на младшем, на друзьях или даже и на самих родителях. Потому что он прожил эту эмоцию, он её закопал поглубже, убрал в комнате из-под палки, но агрессию и сопротивление сохранил. Вы же не убираетесь тогда, когда нет вдохновения. А, если и начинаете, то быстро устаете.

Ругать за уборку

Некоторые мамы умудряются накричать на ребенка за плохо сделанную уборку. Им кажется, что ребенок ничего не умеет и руки у него растут не из того места. И, конечно же, если каждый раз озвучивать детям свои мысли по этому поводу, то привет низкая самооценка. Здравствуй, нежелание убирать за собой игрушки и вещи. Или, наоборот, маниакальная тяга к чистоте всегда, везде и любыми способами (чтобы маме доказать).

Ругать за беспорядок

Я очень долго отучала себя от фраз «Как мне надоела твоя разбросанная обувь» и «Опять бардак на столе». Часто просто сама пыталась навести порядок и всё разложить по нужным местам. Но, когда мне это надоело, я сменила тактику. Теперь мои дети слышат: «Убери, пожалуйста, обувь на место» и «Пора бы навести порядок на столе».

Уверена, что такая манера подачи информации о беспорядках дает гораздо больше результата, чем постоянные крики, споры и ругань.  

Убирать вместо ребёнка

Мы так часто жалеем своих крох и стараемся максимально облегчить их детство, что можем не заметить, как «малыш» вырастет и привыкнет к тому, что всегда есть кто-то (мама, жена), кто чисто уберет и вкусно накормит. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок понял и полюбил процесс наведения порядка, не делайте за него то, что он может сделать самостоятельно. О том, что и в каком возрасте уместно требовать от ребенка, мы обсудили выше.

Переделывать уборку после ребёнка

Понятно, что дети не всегда всё делают идеально. И я тоже иногда прохожу по следам убранного детьми. Но делать это нужно только тогда, когда они этого не видят! Не указывайте на ошибки и не обесценивайте труд ребенка. Это точно не прибавит ему энтузиазма и отобьет охоту наводить порядок надолго, а может быть и навсегда

Хотите на что-то обратить внимание, чтобы в следующий раз было лучше? Похвалите! И мягко направьте в нужное русло. «Ух ты! Ты уже и пыль вытер, здорово! Так быстро и красиво, молодец! А знаешь, как еще быстрее можно?» И покажите свой вариант

Например, сначала нужно всё убрать с полки, протереть пыль, а потом вернуть всё на места. Так и быстрее и предметы тоже можно протереть, лишним не будет.

Уборка перед сном

Это затрудняет процесс. Во-первых, ребенок уже устал, во-вторых, хочет успеть по максимуму наиграться, почитать или посмотреть мультики пока не прозвучала команда «отбой!». Учитывайте это! И напоминайте о необходимости навести порядок в комнате не за 10 минут до отхода ко сну.

Помните, главней всего погода в доме, а остальное – ерунда. А идеальный порядок будет не всегда и с этим просто нужно смириться.

Чего делать не стоит

В таком важном деле, как приучение к аккуратности и чистоте, задача родителей не только в том, чтобы делать все правильно, но и в том, чтобы не делать ничего неправильно. Ведь многие наши действия способны вызвать обратную реакцию, сводя на нет все усилия

Итак, чего делать не нужно?

Уступать нежеланию малыша убираться, делая все за него. Повторим, что так он очень быстро поймет, что это «правило» работает: не сделаю – мама сделает все за меня сама. Это сделает ребенка не только неряхой, но еще и лентяем, эгоистом.
Во время кризиса 3 лет дети часто делают все наоборот

Поэтому важно проявлять всю родительскую мудрость, чтобы не разозлиться и не поднять крик, когда на просьбы убраться он начинает демонстративно все расшвыривать по комнате, следя за реакцией родителей, испытывая их терпение. У него сейчас не стоит задача сделать им назло и ослушаться

Он проходит процесс становления собственной личности, а это дело весьма сложное для такого возраста. Ему нужны помощь и поддержка, а не крики и упреки.
Не нужно сравнивать детей внутри одной семьи между собой, постоянно укоряя младшего тем, что старший более аккуратный, с него нужно брать пример, а младший – в кого он только такой неряха? Это может не только стать причиной обид и развития комплекса неполноценности, но и привести к постоянным конфронтациям между самими детьми, когда младший будет стараться самоутвердиться и завоевать больше родительского внимания доступными методами (ябедничая, сваливая вину за проступки на старшего, давя на жалость родителей, портя вещи старшего ребенка и т. д.).
Наказывать уборкой за проступки или плохие оценки. Такой подход уж точно не будет способствовать правильной мотивации. Любое наказание расценивается именно как наказание, лишение права голоса, ущемление желаний. Если ребенка обязали «вылизать» весь дом за провинность, это не привьет ему аккуратности (а как раз наоборот), да и от проступков не оградит.
Грозить наказанием за беспорядок (не подойдешь к компьютеру, пока не наведешь идеальной чистоты в своем свинарнике!). Итог будет тем же: ребенок начнет делать назло, тянуть время, вредничать. А затем он просто возненавидит уборку. По такому же принципу дети начинают ненавидеть сон, если их укладывали спать в качестве наказания.
Читать длинные нотации о бардаке, о том, почему это так плохо. Для ребенка гораздо понятнее, когда ему точно указывают на недостаток и ставят конкретную цель: фантики не должны валяться на полу, их место – мусорное ведро.
Укорять ребенка «свинством». Если он постоянно будет слышать, какой он поросенок, рано или поздно он примет этот ярлык и будет со спокойной совестью вести себя соответственно ему: раз я свинья, значит, мне можно разводить бардак, все свиньи так делают.
Требовать идеального результата. Это лишь усложняет дело. При этом ребенок либо вовсе станет равнодушным к тому, какая обстановка его окружает, либо превратится в нетерпимого грязененавистника, помешанного на стерильной чистоте.

Здесь приведены самые действенные советы и рекомендации по приучению детей к порядку

Однако если все усилия родителей не дают вообще никаких результатов, стоит задуматься: возможно, кроха нарочито разводит бардак, чтобы обратить на себя родительское внимание, которым так обделен? Тогда помогут только терпение, забота и любовь

Каждой вещи – свое место

По словам опытных мам, с младенцем, который ползает, раскидывает игрушки и всячески препятствует уборке, нужно иметь особый подход к поддержанию порядка. Главные правила такие:

Вещи, которые валяются на полу, не должны перекрывать проход из одной комнаты в другую.
Разбросанные игрушки и другие предметы не должны препятствовать уборке.
Даже если вещи валяются на полу, нужно знать, где именно они находятся.

Проще говоря, когда у каждого предмета в доме есть свое место, поддерживать порядок становится легче. Если куклу кладут всегда на одно и то же место, малыш наверняка не унесет ее далеко, а бросит поблизости. Пусть все в итоге и оказывается на полу, продолжайте класть детские игрушки всегда в одно место, пульт от телевизора – в другое, а свои крема – в третье.

Как часто нужно делать влажную уборку в доме, где растет ребенок?

Это зависит и от сезона, и от региона, и от состояния родителей после появления ребенка на свет, и от того, есть ли у них помощники. Поэтому универсальный ответ такой: влажную уборку в помещении, где спит маленький ребенок, нужно проводить один раз в день – средства Glorix подходят для частой уборки. Но это не значит, что нужно мыть всю квартиру сразу. Идеально, если полы в детской моют перед тем, как ребенок ляжет спать.

Два раза в неделю мойте всю квартиру, если в ней, помимо вас и ребенка, есть еще и животные. Если питомцев нет, достаточно делать большую уборку раз в неделю. Все остальные дни мойте только комнату ребенка, как было сказано выше (если дело происходит в однокомнатной квартире, то мойте только комнату, оставьте в покое коридор и кухню – поручите большую уборку кому-нибудь из домочадцев, когда пойдете на длительную прогулку).

Возьмите на заметку принцип точечной уборки: если что-то испачкалось, вымойте или протрите только этот предмет, а не затевайте сразу генеральную уборку.

Когда детей двое и больше

Когда в семье несколько детей, случаются ссоры на почве конкуренции за внимание мамы, папы, бабушек и дедушек, за общие места в доме, игрушки, книжки. Такие конфликты между братьями и сестрами нормальны и даже важны: так дети учатся защищать свои личные границы

Однако очень важно, чтобы в семье царил мир, а дети обменивались знаниями, обучали друг друга и получали удовольствие от общения.Как помочь детям

  • Выделите место для игр: домик на дереве на даче, разборный вигвам или двухэтажная кровать со шторкой в квартире. Общее игровое место позволяет детям разыгрывать разные сюжеты и не ограничивает их фантазию. Обычно достаточно подушек и пары покрывал;
  • Привлекайте детей к выполнению домашних дел. Пусть у них будут свои лопаты для снега, когда нужно откопать гараж или дорожку к калитке. Они получат массу удовольствия, если раздать им кусочки теста во время приготовления пирогов. Вместе собирать игрушки в корзинки — быстрее и веселее;
  • Создайте семейные ритуалы, в которых участвуют только дети. Пусть у них будет что-то свое, особенное, во что взрослые не вмешиваются. Например, просмотр мультиков утром в субботу, или ежемесячный поход в книжный, или что-то еще, что вам подскажут сами дети;
  • Регулярно уделяйте каждому ребенку немного персонального внимания, которое ему не придется делить ни с кем. Вы можете охотиться за листочками для гербария или ходить вместе фотографировать облака. Можете отдельно выбирать рыбок для старшего-аквариумиста и ходить в зоопарк с младшим – будущим ветеринаром. Пусть это время принадлежит только ребенку, и он будет знать, что делиться не придется;
  • Во время конфликта никогда не вставайте на сторону одного ребенка, обвиняя другого. У каждого из детей есть чувства, и родителям невдомек, что на самом деле происходит между братьями и сестрами, когда их нет рядом. Если вам приходится выступать судьей, помните, что правы оба и пострадавшие — все;
  • У детей должны быть личные вещи. Пусть у каждого будет свой шкаф или хотя бы ящик, свои собственные игрушки и одежда. Делиться — хорошо, но не обязательно;
  • Когда малыши станут немного старше, устраивайте «День наоборот». В течение светлого времени суток можно и нужно нарушать правила и вести себя не так, как обычно. И родителям — тоже. Это помогает сплотить семью и, как ни странно, воспитать ответственность и дисциплину.

Чтобы уборка стала реальностью

*   У малышей есть миллион игрушек, у детей постарше – еще и книжки, гаджеты и одежда, сувенирчики, домашние животные, скейты, велосипеды… Чтобы вся эта детская вселенная пребывала в порядке, нужно каждой группе предметов определить свое место. Без этого ребенок просто не справится со всем своим имуществом, волшебным образом расползающимся по дому. Поэтому сразу после того как детские игрушки перестали умещаться в первую корзину или коробку, заведенную для их складирования, родителям стоит задуматься о специальных ящичках и шкафчиках для всех детских предметов.

*   Например, пусть детская одежда лежит в шкафчике или комоде, куклы сидят на полках, мягкие игрушки живут в корзине, железная дорога – в специальной коробке, карандаши с ластиками – в одном ящике стола, пластилин – в другом, и так далее. Пока ребенок мал, взрослые будут делать уборку рядом с ним или вместе с ним и показывать-рассказывать, что и куда они складывают. Когда малыш подрастет – родители будут иногда вместе с ним проверять, все ли лежит на своих местах (и, конечно же, отлеплять пластилин от кубиков, а кукол доставая из ящика с носками, чтобы все отправить на место, ибо постоянство – хорошая опора здоровой психики). Время от времени у ребенка будет появляться новая мебель или коробочки для новых игр и вещей, а старые малышовые игрушки будут передаваться по наследству разным карапузным друзьям и знакомым.

И напоследок – несколько простых хитростей на тему порядка

* Наберитесь терпения и повторяйте себе, что с первого (даже третьего и десятого) раза ребенок не научится убирать за собой как заправская горничная. Это наша родительская работа – спокойно и мирно учить детку наводить чистоту.

* Заведите с ребенком правило, что приглашать друзей можно только тогда, когда в его комнате наведен хотя бы относительный порядок.

* Никогда не отказывайте ребенку, если он просит позволить ему налить блинчик на сковородку, включить стиральную машину, полить цветы. Да, это займет больше вашего времени и сил, зато как мотивирует детку!

* Время от времени придумывайте совместные дела по хозяйству, в которые вовлекутся дети. Приготовление разных блюд (с последующим мытьем посуды), разбор детской одежды в шкафу на предмет что-то отдать, что-то починить, пересаживание цветов.

* Замечайте сделанные ребенком дела и благодарите или хвалите его. Как выразить свою оценку – зависит от характера детки, вам как родителю виднее.

* Не критикуйте сына или дочь за недостаточно хорошо сделанное дело (жирные тарелки, разводы после мытья пола). Прежде всего похвалите и только потом (а то и в следующий раз) покажите, как можно сделать лучше.

* Никогда не наказывайте ребенка уборкой: «А теперь ты пойдешь и будешь наводить порядок в своей комнате, а потом сразу ляжешь спать! Без мультиков!!»

* Не ругайте детей за невыполненные обязанности и не причитайте, так вы только расшатаете ваши отношения и повысите детскую тревожность. Напоминайте о забытых делах спокойно – капля по капле камень точит.

* Приучение к домашнему труду должно стать постоянным процессом. Если вы о чем-то договорились с ребенком и что-то ему поручили – не идите на попятную, помогите ему ввести новое дело в привычку.

* Не награждайте ребенка за домашний труд подарками, работа по дому – это данность. Но можно показать приятную сторону своевременно сделанных дел: «Если ты быстро закончишь мыть посуду (пылесосить, убирать на столе), мы успеем вместе посмотреть кино, погулять, сыграть в игру».

* Не пытайтесь втягивать ребенка в работу по хозяйству, если в этот момент он по-настоящему увлечен своим делом. Лучше отложить домашние обязанности, чтобы избежать негативизма.

* Придерживайтесь меры: большой объем работ отпугивает детей. Иногда они оттягивают уборку, только потому что им кажется, что этому придется посвятить вечность

Один день – одно важное дело по уборке – это хорошее правило

* И напоследок повторим то, что все и так знают: любовь и уважение к маленькому человеку, к его территории, склонностям и увлечениям – уж точно важнее любого порядка! С таких позиций договориться с ребенком можно всегда. Успехов вам!

Влажность – наше все

Вопрос влажности особенно актуален зимой, когда из-за отопления воздух в помещениях обычно сильно пересушен. Если не предпринимать ничего для ее повышения, малышу может быть тяжело дышать, в носу могут образовываться неприятные корочки, он будет чаще плакать и капризничать из-за некомфортных условий.

Не обязательно сразу бежать в магазин за промышленным увлажнителем – достаточно следовать довольно простым рекомендациям:

  • регулярная влажная уборка. И мы говорим не о привычном разе в неделю, минимум в два раза чаще! Если даже вы пользуетесь моющим пылесосом, желательно все равно протереть полы влажной тряпкой;
  • проветривание. Независимо от времени года, ежедневно запускайте свежий воздух в детскую.

Fotolia

Убирайте из дома все лишнее

Сразу. Детские игрушки, одежду, конструкторы, канцелярские принадлежности – все, из чего дети физически и интеллектуально вырастают, лучше сразу безжалостно удалять из дома. Иначе вы окажетесь погребенной под детскими вещами без надежды навести дома когда-нибудь порядок.

К сожалению, зависимость тут прямая: чем меньше в доме вещей, тем больше порядка. И никто так быстро не обрастает вещами, как дети. Это нужно держать под контролем… иначе все, катастрофа.

Моя приятельница постоянно жаловалась на бардак в комнате старшего 10-летнего сына. Я ей искренне сочувствовала ровно до тех пор, пока не попала к ним в гости. Первым делом я направилась в детскую – посмотреть на этот знаменитый беспорядок. Боже мой! Чего только там не было! Малышовские книжки с глазами и комиксы. Наборы “Лего-Дупло” для самых маленьких и радиоуправляемые машины. Какие-то поломанные руки, ноги, колеса. Китайские мягкие игрушки из автоматов.Я взяла в руки книгу “Федорино горе”: “Саша, ты это еще читаешь?” – “Ну вы спросили, тетя Лена!”, – возмутился сын подруги. “А в Лего-Дупло играешь”? – “Ну, конечно, нет!” – “А почему тогда все эти вещи до сих пор живут в его детской?”, – это был вопрос уже к моей подруге.Понятно, что можно и нужно хранить какие-то памятные вещи всю жизнь – первую погремушку, серебряную ложечку, мягкого мишку, с которым ребенок не расставался все детство, коробочку с первым зубом, первые ботиночки (если еще не понятно, весь этот набор в двойном объеме – от двух детей мы храним в нашей семье).

Для памятных вещей можно выделить отдельную красивую коробку, подписать ее именем ребенка и сложить туда все богатство.

Это уже не будет хламом и беспорядком, а будет волшебной коробкой воспоминаний. А вот книжки, игрушки и грошовые мягкие уродцы, которыми ваш ребенок перестал интересоваться уже лет 5 назад – это как раз то, с чего начинается хаос и бардак в детской комнате. Поэтому все неактуальное безжалостно выбрасываем! Или продаем и получаем бонус к семейному бюджету.Я продаю около 70% игрушек, книжек и конструкторов, из которых вырастают дети. Секрет успеха тут в низкой цене (снижаем цену вдвое), качественной фотографии (убираем из кадра все лишнее), подробном описании и хорошем состоянии вещей.

Необычный подход

Вам когда-нибудь случалось спотыкаться на лежащий посреди гостиной грузовик или натыкаться на брошенную на полу куклу?

Так вот, один отец решил эту проблему таким образом.

— Петя, твои игрушки разбросаны по всему дому. Постоянно на них натыкаешься! Не желаешь ли ты убрать их на место. Или может быть это сделать мне? — сказал отец возвратившись домой с работы.

— Да пап, убери их сам, — радостно отвечал ничего не подозревающий малыш.

— Хочу сынок тебя предупредить, что если убирать буду я то тебе придется расстаться с этими игрушками. Но  если до того как ложиться спать ты  сам наведешь порядок, то и завтра ты опять сможешь ими поиграть. Поэтому не торопись и подумай хорошенько, прежде чем принять окончательное решение — продолжил отец.

—— Итак, Петр, у тебя есть время убрать их самому и оставить их при себе.  Однако, если их придется убирать мне, то это будет означать, что эти игрушки тебе не нужны. Следовательно, я их спрячу. И ты сможешь возвращать их по одной только по мере того как без напоминаний будешь наводить порядок в детской комнате самостоятельно — подытожил отец.

Конечно такой метод подходит для детей, которым в большей мере присуща ответственность. Но как вариант, можно спрятать разбросанные игрушки на несколько дней или даже — на целую неделю.

Каждой вещи – свое место

По словам опытных мам, с младенцем, который ползает, раскидывает игрушки и всячески препятствует уборке, нужно иметь особый подход к поддержанию порядка. Главные правила такие:

  1. Вещи, которые валяются на полу, не должны перекрывать проход из одной комнаты в другую.
  2. Разбросанные игрушки и другие предметы не должны препятствовать уборке.
  3. Даже если вещи валяются на полу, нужно знать, где именно они находятся.

Проще говоря, когда у каждого предмета в доме есть свое место, поддерживать порядок становится легче. Если куклу кладут всегда на одно и то же место, малыш наверняка не унесет ее далеко, а бросит поблизости. Пусть все в итоге и оказывается на полу, продолжайте класть детские игрушки всегда в одно место, пульт от телевизора – в другое, а свои крема – в третье.

И еще несколько хитростей вам в помощь

  • Списки. Заведите списки дел на день, неделю, месяц, причем сразу разделите их по категориям: уборка, малыш, что-то для себя. Отмечайте все выполненное. Через 2–3 недели вы увидите, что из дел вы постоянно откладываете, что никогда не успеваете. Так вы сможете исправить недочеты и уделить время тому, на что его вечно не хватает.
  • Корзины. Если ребенок совсем маленький, заведите в каждой комнате по небольшой корзине, в которую будете складывать игрушки, разбросанные на этой территории. Возможно, получится не совсем образцовый порядок, но так будет чище и уютнее.

  • Расписание. Отведите специальное время для генеральных сражений за чистоту. Это может быть момент, когда папа или бабушка гуляют с ребенком, а вы моете полы в квартире. Или наоборот — вы гуляете с малышом, а полы моет папа.
  • Ничего лишнего. Не делайте лишних дел. Вместо того чтобы наглаживать домашние футболки и легинсы, потратьте это время на что-нибудь более приятное и полезное. Если ребенок выбрасывает все вещи из комода или с полок шкафов, глажка теряет смысл. Гладьте только то, до чего он не может дотянуться, — рубашки мужа и свои платья, например.

  • Это просто праздник! Превратите уборку в веселье. Позитивная музыка, яркие кроссовки или балетки, удобные перчатки — а на кухне ждет пирожное или шоколадка в качестве награды.
  • По мере поступления. Не копите домашние дела. Лучше каждый день делать всего понемножку, чем убивать на уборку все выходные, пока папа развлекает малыша. Куда приятнее провести это время вместе.

У каждой мамы — свои секреты ведения домашнего хозяйства с малышом на руках. Одних спасает слинг, других — манеж, третьи вручают карапузу чистую тряпочку и показывают, как стирать пыль, приучая помогать с малолетства. Каждый способ хорош, если он подходит именно вам и вашему ребенку.

Преодолеваем конфликты между детьми

При появлении нового члена семьи у детей возникают свои штормы и «бури в стакане». Если детей больше одного, то столкновения интересов и конфликтов избежать трудно. Но при осмысленном отношении к любым изменениям в семейной атмосфере все решаемо.

Второй ребенок — что дальше?

В семье прибавление — все ждут «нового» ребенка, «старый» отходит на второй план. В один день привычный для него мир рушится, он больше не «самый главный» и не «единственный». Бывает, что заботы о младшем ребенке настолько поглощают родителей, что времени на старшего почти не остается, особенно если он уже не нуждается в таком же серьезном уходе, как его совсем маленький братик или сестренка.

Низвержение с пьедестала тяжело бьет по мироощущению старшего ребенка. Бывает, что на приеме у психотерапевта взрослые люди тяжко вздыхают: «Когда родился брат (сестра), детство мое кончилось».

Если старшему ребенку не объяснять и не показывать, что мама и папа любят его по-прежнему, он может начать бороться за их внимание, сознательно и бессознательно. Последствия могут быть совсем нерадостными — от шалостей и непослушания до заикания и постоянных болезней

Все это можно предотвратить.

Готовим старшего ребенка ко встрече с младенцем

Готовьте старшего к появлению младшего заранее, еще во время беременности, обязательно расскажите ребенку, что скоро у него появится брат или сестра;
Обращайте его внимание на малышей на улице или в гостях у друзей;
Берите его на УЗИ;
Давайте трогать ваш животик, разговаривать с малышом, петь ему песни, писать письма; показывайте семейные фотографии, на которых вы, ваш муж и — особенно — сам ребенок в младенчестве;
Читайте книжки
, где в картинках рассказывается о том, как проходит беременность, как развивается малыш, как меняется сама мама, почему теперь она не все может делать, как раньше;
Не обещайте ребенку, что младший будет партнером по играм, это случится еще не скоро — вид новорожденного, его беспомощность и «недееспособность» могут сильно разочаровать старшего, и он почувствует себя обманутым;
Как можно больше «вовлекайте» ребенка в приготовления к рождению малыша — тогда он будет чувствовать себя важным и нужным;
Постарайтесь не вносить кардинальных перемен в жизнь ребенка накануне рождения малыша.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий