Как не потерять ребёнка в незнакомом месте: 5 простых советов

Правила поведения для родителей

1. Держите маленьких детей за руку, а не перепоручайте это старшим детям. Особенно в многолюдных и шумных местах (на пляже, в зоопарке, музее, аэропорту, магазине), при переходе через дорогу.

2. Не отпускайте в общественных местах детей одних (например, в туалет, покататься на аттракционах).

3. Старайтесь одевать ребенка в одежду яркого цвета, чтобы он выделялся из толпы.

4. Можно положить в карман или во внутренний карман рюкзака записку с информацией о ребенке и с адресом проживания на отдыхе.

5. Существует множество технических средств для быстрого поиска потерянных детей:

  • различные приборы, которые подают звуковой сигнал, если ребенок отходит от вас на какое-то определенное расстояние: специальные браслеты Child Locator – гаджет для маленьких непосед, небольшие рации, которые можно приобрести в отделе детских игрушек;
  • браслеты с контактами родителей – информация записывается на обратной стороне браслета и не смывается. Ребенок сам не может снять такой браслет;
  • идентификационные полоски с контактными данными родителей, которые можно приклеить, например, на запястье, ботинки ребенка;
  • браслеты для разового использования, временные татуировки-переводилки.

6. При переходе через дорогу в оживленном районе можно воспользоваться детским ремнем безопасности – вожжами. Это позволяет удерживать ребенка рядом в поле зрения. Кроме того, правильно отрегулированные вожжи не дадут упасть ребенку и поддерживают его в вертикальном положении. Вещь в целом полезная и удобная. Правда, принимается не всеми родителями и детьми.

Если все-таки так случилось, что ваш сорванец потерялся, не паникуйте!

  • Самый примитивный, но эффективный способ – кричать: «я потерял своего ребенка!», так чтобы все окружающие были в курсе вашей проблемы и помогли в поиске.
  • Если не знаете языка, найдите человека, который говорит на русском языке, и через него передайте информацию окружающим.
  • Если это произошло в супермаркете, аэропорту или другом общественном месте, предупредите об этом сотрудников учреждения, службу безопасности.
  • Внимательно слушайте объявления по радио.
  • Обратитесь в ближайший полицейский пункт.
  • Если ребенка не удастся найти быстро, уведомите консульский отдел посольства своей страны, которые имеют обученный персонал, чтобы помочь путешественникам в бедственном положении.

Надеюсь, с вами и вашими детьми ничего такого не произойдет. Но, как говорится, «береженого Бог бережет».

Пока, пока…

Собаки

Дети во время прогулок так или иначе сталкиваются с собаками. Научите отличать бродячих собак от домашних (которые, как правило, носят ошейник, выглядят ухоженными и породистыми). Домашние собаки обычно гуляют с хозяевами и могут облаять человека, но если поблизости хозяин – он остановит животное. Конфликтов с домашними собаками лучше избегать, в них меньше страха, чем в бродячих. Научите никогда не замахиваться на собаку, не кричать, не пугать ее без самой крайней необходимости. Размеры ребенка небольшие – он вряд ли сможет напугать животное (если только это не мелкая собачка). Объясните, что лучше всего вести себя как существо из параллельного собаке мира – как птица, например, – идти своей дорогой, стараясь не замечать собаку, тогда она скорее всего посчитает, что на ее территорию не посягают. Собаки отлично чувствуют по запаху, что человек ее боится, и тогда начинают «наглеть».

Если ребенок видит собаку или стаю издалека – лучше заблаговременно изменить маршрут и обойти их. Может быть, даже забраться на возвышение – лесенку, дерево – и подождать, когда собаки уйдут. Если разойтись невозможно, нужно пройти мимо, демонстрируя полное равнодушие. Убегать можно, только если поблизости есть спасительные возвышения, ибо собака бегает гораздо быстрее человека и все равно догонит. И только в самом крайнем случае, если собака хочет напасть, нужно пугать ее: рычать очень низким голосом, размахивать портфелем или шапкой, поднять с земли камень или палку и постараться почувствовать злость на собаку вместо страха, напугать ее самому. Нельзя падать и закрываться руками.

Что делать, когда нашли

Ребенок не должен бояться, что его найдут! Нужно, чтобы он к этому стремился.

Если малыш на какое-то время потерялся, а затем нашелся – постарайтесь удержаться от ругани, криков, обвинений. Обнимите ребенка, подышите вместе с ним. Дайте ребенку понять, как вы беспокоились (и даже испугались) – но при этом безоговорочно рады, что ребенок нашелся. Похвалите, что он вел себя правильно, помог вам его найти.

Кстати, никогда не пугайте ребенка милиционером (полицейским), иначе в нужный момент малыш побоится обратиться за помощью к человеку в форме.

Позже дома обязательно обсудите, проговорите ситуацию. Разберите, в чем ребенок был не прав или ошибся, как этого можно избежать впредь, в чем малыш проявил себя молодцом, следовал вашим советам и правилам.

Грамотное поведение с незнакомыми людьми на улице

Это основная группа правил поведения, поскольку именно на улице у детей больше всего шансов встретить незнакомых людей, которые, так или иначе, пойдут с ними на контакт

Здесь важно рассказать ребенку следующее:

  • Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми. Общение с незнакомцами на улице допустимо только в присутствии родителей, с их согласия и под их присмотром. Любые контакты с такими людьми должны осуществляться через родителей.
  • Нельзя позволять незнакомым людям увести себя или увезти себя на машине, ни под каким предлогом. Даже если дядя или тетя говорит, что делает это по просьбе родителей. Если мама с папой действительно попросят незнакомого ребенку человека куда-то его отвезти – они обязательно предупредят его об этом и заранее познакомят их. Иных ситуаций быть не может.
  • Не стоит брать у незнакомых людей какие бы то ни было вещи, включая угощения. Даже если они кажутся дружелюбными, а предлагаемые ими подарки – безобидными. Если малышу так уж хочется конфету или игрушку, которую предложил ему незнакомец, то лучше попросить маму с папой купить ему такую же.
  • Нельзя говорить незнакомым людям свой адрес, номер телефона, информацию о родителях. По какой бы причине они ни спросили эти данные. Исключение из правила составляют сотрудники полиции, врачи, учителя, к которым ребенок может обратиться за помощью в непредвиденной ситуации.
  • Нельзя уходить из школы или детского сада с незнакомым человеком. Даже если он, опять же, говорит, что пришел за ребенком по просьбе его родителей. Родители должны предупреждать о таких вещах и заранее знакомить ребенка с тем, кого попросят о таком одолжении.
  • Перечисленные выше правила поведения работают даже в том случае, если незнакомый человек дает ребенку поговорить по телефону якобы с мамой или папой, которые подтвердят его слова. Можно попробовать позвонить родителям с собственного телефона (если он у ребенка уже есть), но вообще о любых незнакомцах, которым будет доверено куда-то его отвезти или отвести, необходимо предупреждать ребенка лично.
  • Не стоит соглашаться на предложения каким-либо образом провести время с незнакомым человеком. Например, сходить в кино (или сняться в нем), в парк аттракционов, в магазин. В любые места и на любые мероприятия лучше сходить с родителями.
  • Если рядом с ребенком идет подозрительный человек, лучше отойти в сторону, пропустить его вперед. Можно подойти к любому дому и помахать рукой, глядя на окна, позвать по именам родственников. Если человек не отстает – стоит выйти к людному месту и позвонить родителям, чтобы они пришли и проводили ребенка домой. При отсутствии телефона можно обратиться к полицейским.
  • Возвращаться домой необходимо засветло, избегая безлюдных пустырей, скверов и парков. Если вдруг ребенок не может вернуться домой в светлое время суток – нужно передвигаться по как можно более освещенным и многолюдным местам, а лучше всего – позвонить родным, чтобы они встретили и отвели домой.
  • Если рядом с ребенком притормаживает автомобиль, необходимо отойти от него подальше (и еще раз: ни в коем случае не садиться в него, если только это не автомобиль родителей, и за рулем не сидит кто-то из них).

Технические помощники

Чем быстрее найдется ребенок, тем меньше будет переживать мама. Несколько достижений технического прогресса могут облегчить и ускорить поиски.

Мобильный телефон

Уговаривая родителей купить телефон, дети зачастую стремятся заполучить интересные игры в его “начинке”. Ваша же задача – научить ребенка пользоваться телефоном для звонков – в аппарате должны быть сохранены номера мамы и папы, близких родственников. Хорошо, если телефон – условно “детский”, с минимальным набором функциональных, интуитивно понятных малышу кнопок, в том числе кнопкой SOS. Можно установить на детский телефон опцию отслеживания местонахождения владельца

Обращайте внимание на то, чтобы ребенок всегда имел аппарат при себе в людных местах, чтобы баланс был положительный, и аппарат был заряжен

Бирка/визитка

Это может быть кулон-талисман или пришитая к одежде бирка, заламинированная записка или визитка, которую нужно вложить в карман каждого предмета одежды ребенка (либо перекладывать перед выходом из дома). Главное – чтобы визитка содержала информацию, которая поможет вам быстро найти ребенка (номера телефонов мамы и папы, близких родственников). Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, в визитке нужно об этом написать (аллергии, непереносимости, серьезные заболевания и проч.).

Перед выездом за границу приготовьте визитку на английском языке. Выезжая на экскурсии или выходя на прогулки в город, засовывайте в карман ребенку визитки отеля, чтобы местная полиция могла быстро связаться с администрацией отеля, где вы остановились.

Часы-трекер

В продаже есть часы, позволяющие с помощью GPS-трекинга определять местоположение ребенка

Родителям важно следить за исправностью гаджета и тем, чтобы в нем была заряженная батарейка

Браслет-”сигнализация”

Он состоит из 2 частей – браслета для мамы и браслета для ребенка (в некоторых версиях – два брелка). Один браслет или брелок находится у мамы, другой прикрепляется к одежде ребенка или надевается ему на руку. В настройках мама указывает предельно допустимое расстояние, на которое можно отходить ребенку. Если малыш уйдет дальше, то оба брелка начнут пищать. Для мамы это сигнал, что ребенок слишком далеко, для ребенка – (если предварительно проговорить и объяснить) напоминание, что дальше отходить нельзя, и нужно вернуться к маме

Важно следить за тем, чтобы в обеих частях “сигнализации” были заряженные батарейки

Кадр из фильма “Подкидыш” (1939)

Использовать GPS

У операторов есть услуга «Локатор» — слежение за местоположением близких. Например, у Билайна такая услуга стоит 7 рублей в сутки. По смс родители смогут получить адрес, по которому находится ребенок, или посмотреть на карте.

Если у родителей и у ребенка айфоны, отслеживать геопозицию можно бесплатно. Для этого нужно настроить семейный доступ и разрешить телефону ребенка делиться геопозицией.

На родительском телефоне нужно нажать: Настройки — Аккаунт — Семейный доступ — Передача геопозиции — Делиться геопозицией — Пригласить членов семьи — Добавить члена семьи и отправить приглашение на телефон ребенка. Затем на телефоне ребенка принять приглашение, оно придет в смс, и нажать Настройки — Аккаунт — Семейный доступ — Передача геопозиции — Делиться геопозицией 

Местоположение телефона можно будет увидеть в айклауде во вкладке «Найти айфон»:

В аккаунте в айклауде нужно «Найти айфон», затем в верхнем меню нажать на телефон ребенка, и сервис покажет его местоположение. На андроиде настроить отслеживание можно через приложение Фэмили-линк

Еще есть часы с GPS — они передают родителям информацию о местоположении ребенка. Но их лучше не заказывать из Китая или США: на таможне часы могут посчитать следящим устройством, а их покупку — незаконным приобретением. Посылку могут просто вернуть продавцу, а могут выписать штраф до 200 000 рублей.

Штраф за незаконный оборот устройств для слежения — статья 138.1 Уголовного кодекса

Законно покупать часы с GPS в российских магазинах, например, у МТС.

Детские часы с GPS, 1999 рублей

Но даже с GPS нужно следовать остальным правилам.

Памятка родителям

  • Взять за правило всегда знать, где находиться ваш ребенок, научить чадо всегда спрашивать ваше одобрение, перед тем, как куда-то отправиться.
  • Помочь выучить ваш номер телефона малышу наизусть.
  • Показать, где в вашем районе ходить не безопасно.
  • Научите ребенка доверяться интуиции, если ему кажется что-то странным и подозрительным, пусть покидает опасное место или уходит от подозрительного человека.
  • Научите не стесняться лишний раз закричать или убежать.
  • Не надевайте на ребенка одежду и аксессуары с его именем, это облегчит преступникам подход к малышу. Когда незнакомцы знают имя и фамилию вашего ребенка, ему гораздо легче довериться им. Не облегчайте незнакомым людям задачу, оставляя их имена на личных вещах.
  • Научите ребенка защитить себя, расскажите, куда ударить, если тебя силой тащат в машину.
  • Поощряйте общение с другими детьми, скажите, что безопаснее ходить с друзьями.
  • Всячески старайтесь вызывать у вашего ребенка доверие, дружбу, пусть он чувствует вашу поддержку и заботу.

Читаем также:

10 предосторожностей, которым родители должны обучить своего ребенка 10 вопросов, на которые ребенок не должен отвечать даже соседям Как научить ребенка разговаривать на улице с незнакомыми людьми Незнакомый человек пристает к ребенку — что делать детям?

Как себя вести в лифте и подъезде?

Многие люди живут в многоквартирных домах, которые, при неблагоприятном стечении обстоятельств, также могут стать источником опасности для ребенка (как и для взрослого человека). Малыша стоит с детства приучить к следующим правилам поведения:

  • Не заходить в лифт вместе с незнакомым или малознакомым человеком. Лучше пропустить его вперед, а самому подождать, пока появится возможность подняться в лифте одному или со знакомыми. Теоретически альтернативой может быть подъем по лестнице. Но если у вас на лестнице достаточно неспокойно (например, могут сидеть соседи с сигаретами и бутылкой пива), то лучше приучать ребенка к тому, чтобы он ждал лифт.
  • Если ребенок все же оказался в лифте с незнакомым человеком, к нему нужно стоять лицом или боком (не спиной, т.е. нужно иметь возможность следить за его действиями). При малейших подозрениях стоит нажать кнопку ближайшего этажа и выйти. Если это сделать не удалось – нужно нажать на кнопку вызова диспетчера.

  • Не стоит заходить в подъезд, если за ребенком идет подозрительный незнакомый человек, или открывать дверь в свою квартиру, если подозрительный незнакомый человек находится в подъезде. Лучше подождать, пока это можно будет сделать без свидетелей, вызывающих опасения.
  • Находясь в квартире, ни при каких условиях нельзя открывать дверь незнакомым людям. Кем бы они ни представлялись: полицейскими, соседками, сотрудниками газовой службы. Говорить об отсутствии родителей дома тоже не стоит – лучше просто игнорировать их, и на всякий случай позвонить взрослым.

Правила поведения на улице

  • Не отходи далеко от взрослого – мамы или папы, бабушки, воспитателя детсада и т.д.
  • Послушно иди за руку с взрослым, не вырывайся, не капризничай.
  • Беспрекословно слушайся взрослого, если находишься среди большого числа людей и вдали от дома.

Правило “стой где стоишь”

Объясните ребенку, что найти “потерю” проще, если она сама не пытается тебя искать. Мама просто вернется по собственным следам туда, где она с ребенком рассталась. Это правило действует и на тот случай, когда кто-то из взрослых пытается ребенка куда-то увести. Объясните ребенку, что помощь принимать можно и нужно, но уходить с того места, где “потерялся”, нельзя

Психологи даже советуют потерявшимся детям садиться на землю или на пол – эта поза привлечет внимание проходящих мимо взрослых, и те сразу поймут, что ребенку нужна помощь

Правило “взрослый поможет”

Если ребенок соблюдает предыдущее правило, но долгое время ничего не происходит, ему нужно обратиться за помощью к взрослым. Объясните малышу, что не каждый взрослый “подойдет”. Нужны:

  • “люди в форме” (должностные лица – полицейские, охранники и администраторы в торговых центрах);
  • “другие мамы” (женщины с детьми) или “бабушки” (женщины в пожилом возрасте).

Кадр из фильма “Подкидыш” (1939)

Правило “никуда не уходить с незнакомыми людьми”

Важно, чтобы ребенок понимал: даже если взрослый предлагает помощь, уходить с того места, где малыш находится, никуда нельзя

Если же взрослый будет настаивать и попытается увести ребенка силой, ребенок должен без стеснения привлечь внимание прохожих, громко произнося, даже выкрикивая слова: “Ты не моя мама (ты не мой папа), я тебя не знаю! Помогите!”. Правило “держаться вместе”

Правило “держаться вместе”

Если ребенок потерялся не один, а с братьями-сестрами или друзьями, то они должны слушаться самого старшего ребенка и не должны расходиться. Старшему же следует вести себя ответственно, придерживаться родительских инструкций, не бросать малышей и – по возможности – не паниковать.

Техника безопасности и меры профилактики

Перечисленные выше 4 правила должны соблюдать дети: это поможет взрослым быстрее и легче их найти. Перейдем к мерам профилактики – тем аспектам, в которых безопасность детей и скорость их обнаружения в случае потери полностью зависит от близких взрослых.

Помогите ребенку выучить наизусть личную информацию

Малыш должен знать свое имя и фамилию, возраст, имя и фамилию мамы. Очень хорошо, если ребенок помнит и ее номер телефона. Можно использовать зрительную память (вместе с ребенком записывать номер на бумаге), мнемотехники (ассоциативную память) или сочинить стишок (рэп-речевку), который поможет вспомнить номер телефона (заветные 6-10 цифр)

Важно также, чтобы ребенок знал, на что у него есть аллергии – речь не только пищевых аллергиях, но и о реакциях на укусы насекомых, лекарства

Проговорите с ребенком ситуацию “потерялся”

Объясняйте спокойно и подробно, как в таких случаях следует действовать. Можно:

  • поставить тематические сценки с помощью игрушек (“Как мишка потерялся”);
  • разыгрывать ситуацию по ролям;
  • провести игру-квест для ребенка по квартире (схематически, условно) или по району (пройти квест вместе с ним);
  • (для детей старше 6 лет) организовать “учебную тревогу” – предупредить ребенка, что вы рядом, наблюдаете и в любой момент придете на выручку.

Кадр из фильма “Подкидыш” (1939)

Составьте базу телефонных номеров

В ней должны быть значимые в жизни ребенка люди: воспитатели, учителя, репетиторы, близкие друзья (и родители близких друзей!). По этим номерам вы будете звонить в первую очередь, если ребенок потеряется.

Всегда имейте под рукой актуальное фото ребенка

Фото должно свежим – сделанным не позднее, чем за 6 месяцев до текущей даты. Удобный и практичный подход: каждый месяц фотографировать ребенка на телефон крупным планом в анфас. Так вам будет, что показать прохожим, и ребенок быстрее найдется.

Научите ребенка без стеснения просить у взрослых телефон

Обсудите с ребенком формулировки, которые будут вежливыми, но настойчивыми, поведение, которое вызовет у взрослого доверие и желание помочь. В этой ситуации и пригодится знанием ребенком номера телефона мамы наизусть.

Будьте начеку в людных местах

Если собираетесь в место большого скопления людей, оденьте ребенка ярко либо добавьте детали, по которым его можно будет быстро опознать в толпе (например, бейсболку неонового цвета). Можно договориться с ребенком о “контрольной точке” – месте, где вы встретитесь в случае, если разминетесь (фонтан, детская площадка). Это место должно быть уникальным, единственным там, где вы находитесь. Придя в людное место, напомните ребенку кратко инструкции на случай, если он потеряется.

Не разрешайте ребенку держать вас за предметы одежды или сумку

Только за руку! Пробираясь в толпе, ведите ребенка (по возможности) перед собой.

Занимайте ребенка

Вовлекайте его в игры, поддерживайте разговор – не давайте ребенку заскучать и начать искать развлечения “на стороне”.

Заранее обсудите с ребенком действия на транспорте

Если вы разминулись на транспорте (вы вышли на остановке, а ребенок нет), то ребенок должен знать, что нужно выйти на следующей остановке и ждать там. Если наоборот, ребенок вышел раньше, то он должен стоять на остановке и ждать вас. Такие ситуации нужно (не раз и не два) проговорить заранее.

Убедите ребенка, что самостоятельность хороша в меру

Даже если ребенок довольно взрослый и знает, как добраться домой самостоятельно, объясните ему, что это не всегда безопасно. Если у ребенка нет с собой денег на проезд в общественном транспорте, то “на попутках” добираться ни в коем случае нельзя.

Предупредите ребенка, куда можно или нельзя заходить

В незнакомых городах ребенок может зайти в государственное учреждение, больницу, большой магазин, аптеку, кинотеатр и попросить о помощи должностных лиц. В подъезды жилых домов или чужие квартиры заходить категорически нельзя!

Кадр из фильма “Подкидыш” (1939)

Как сделать так, чтобы ребенок не потерялся

Ребенок точно так же, как и взрослый, не хочет потеряться, однако иногда природное любопытство заставляет действовать необдуманно. Именно родители должны заранее позаботиться о безопасности непоседы с помощью таких рекомендаций:

  • Яркая и нестандартная одежда. В толпе очень легко потеряться даже взрослому, не говоря уж о малыше. Однако найти ярко одетого кроху в серой массе гораздо легче, чем его же, но в скромных нарядах приглушенных тонов. Именно поэтому для ребенка лучше подбирать нестандартные вещи (особенно верхнюю одежду), легко различимую с дальнего расстояния.
  • Фото на память. Простая привычка фотографировать малыша каждый раз перед выходом может существенно облегчить поиск потерявшегося ребенка. Ведь посторонним легче не объяснить, во что же был одет и как выглядел исчезнувший шалунишка, а просто показать на экране телефона.
  • Тесный контакт. Отправляясь на прогулку или в общественное место, следует держать ребенка за руку и не отпускать его от себя. Такая предупредительность позволит не потерять контроль над ребенком. Даже если у вас уже школьник, не стоит считать его взрослым и самостоятельным. Это все еще ребенок, и он точно так же может потеряться.
  • Разъяснительная беседа. Ребенка следует научить тому, что если он потерялся, то ему нельзя метаться в поисках мамы, а нужно оставаться на месте, спокойно ожидая ее прихода. Можно обратиться за помощью к полицейскому.
  • Контактные данные. Даже 3-летний карапуз сможет выучить свое имя и фамилию, адрес и имена родителей. Однако малыш, растерявшись, скорее всего не сразу вспомнит эту информацию. Для перестраховки маме следует положить информацию о ребенке в кармашек верхней одежды или пришить ее на ярлычке.
  • Средства связи. Детям постарше можно выдавать мобильный телефон, но как быть с малышами? Для самых бесстрашных непосед подойдет мобильная рация. Существует также специальный детский телефон в виде игрушки с ограниченным функционалом, по которому ребенок в любой момент может связаться с мамой. Идеальным вариантом станет и GPS-трекер или умные часы, с помощью которых можно установить точное местоположение потеряшки.
  • Работа на предупреждение. Ориентации на местности ребенка необходимо учить с детства в форме игры. К примеру, по пути домой следует проговаривать встречающиеся объекты (аптека, овощной магазин, садик и т.д.), чтобы малыш четко знал, как пройти к дому, и при необходимости смог рассказать это полицейскому.
  • Счастливое возвращение. Все, в чем нуждается кроха после инцидента – это мамина любовь, прощение и полное принятие. Нельзя отчитывать малыша за то, что он потерялся, ведь он сам испуган и не рад случившемуся. А вот нежные объятия и слезы радостной встречи станут для него доказательством того, что его любят и ждут. И пусть неприятная ситуация останется в прошлом и станет для ребенка уроком.

Напоследок хотелось бы напомнить родителям, что главная защита от беды – это не умные GPS-гаджеты, а знания и умения ребенка. Возьмите за правило несколько раз в неделю проговаривать алгоритм действий в случае, если вы разминулись. Чем крепче ребенок запомнит, что надо делать, тем выше шанс, что в критический момент он вспомнит ваши наставления, и дело закончится благополучно.

Превентивные меры

Беседа с ребенком на тему, как себя вести в незнакомых местах, очень актуальна перед дальней поездкой поездкой.

Этот набор простых правил должен знать каждый малыш:

  • не отходить от родителей или других родственников;
  • спрашивать разрешения, чтобы отойти (для детей постарше);
  • не разговаривать с незнакомыми людьми (особенно подозрительного вида);
  • ни в коем случае не уходить с посторонними (под любым предлогом, отдельных внушений требует ситуация, когда незнакомец говорит “меня за тобой послала мама”);
  • ничего не брать у незнакомцев, даже если это кукла или машинка, о которой мечтал;
  • никогда не есть и не пить то, что предлагают чужие люди;
  • не садиться в чужие машины.

Ребенок должен уметь рассказать хоть минимальные сведения о себе. Для этого нужно регулярно проговаривать с ним необходимую информацию. Нормально развитый 3-х летний ребенок легко может запомнить основное:

  • свою фамилию и имя;
  • как зовут родителей, бабушек и дедушек, сестер и братьев;
  • город, где он живет (многие легко запоминают адрес и даже телефон).

Ребенок должен понимать алгоритм своих действий, если потерялся. Их нужно напоминать каждый раз, отправляясь с ребенком в людные места:

  • не уходить от места, где он видел родителей последний раз;
  • в первую очередь обращаться за помощью к людям, которые носят униформу (полицейские, охранники, кассиры, стюардессы, сотрудники вокзалов, работники кафе, магазинов и т.д.);
  • если таковых рядом нет, лучше обращаться за помощью к женщинам или семейным парам с детьми;
  • громко кричать, плакать и звать на помощь, если кто-то пытается увести его силой (лучше постоянно кричать что-то вроде «это не мои родители»).

Малыша можно регулярно «проверять на сознательность» – попросить знакомых спровоцировать его в магазине, зоопарке или другом людном месте пойти с ними или получить от них какой-то подарок. Это позволит вам понять, как ребенок отреагирует в реальной ситуации.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий