Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством

Нарушение социализации ребенка в среде ровесников – как выявить проблемы

Звучит несколько кощунственно, но подчас родителям становится даже удобно, что их ребенок всегда находится возле них, ни с кем не дружит, не ходит в гости и не приглашает друзей к себе. Но такое поведение ребёнка, скорее, ненормально, ведь одиночество в детском возрасте может скрывать за собой целый пласт внутрисемейных проблем, проблем социализации ребенка, нарушения психики, даже нервные и психические заболевания. Когда же родители должны начинать бить тревогу? Как понять, что малыш одинок и имеет проблемы в общении?

  1. Ребенок начинает жаловаться родителям, что ему не с кем поиграть, что с ним никто не хочет дружить, никто с ним не разговаривает, все над ним смеются. Стоит заметить, что такие признания, тем более – от детей очень замкнутых и стеснительных, можно услышать очень редко.
  2. Родители должны больше смотреть на своего ребенка со стороны, замечать все малейшие проблемы в поведении и общении с детьми. При игре на детской площадке ребенок может быть и очень активным, кататься с горки, на качелях, бегать, но при этом – ни с кем из других детей не контактировать, или же вступать с другими в многочисленные конфликты, но не пытаться с ними играть вместе.
  3. В детском саду или школе, где детский коллектив собран в одном помещении на большую часть дня, ребёнку с проблемами социализации становится ещё труднее. Он не имеет возможности отойти в сторонку, воспитатели и учителя часто стараются вовлечь таких детей в общую деятельность вне их желания, что может только добавить им стресса. Родители должны присмотреться – с кем из детей ребёнок общается, обращается ли он к кому-то за помощью, обращаются ли ребята к этому ребёнку. На праздничных мероприятиях родители также могут подметить – активен ли их малыш на празднике, рассказывает ли стихи, танцует ли, выбирает ли его кто-нибудь в пару для игр и танцев.
  4. Дома ребёнок с патологической необщительностью никогда не рассказывает о своих сверстниках, друзьях. Он предпочитает игры в одиночку, может неохотно идти на прогулки.

  5. Малыш не против оставаться дома в выходные дни, он не чувствует себя плохо, когда он играет один, сидит в комнате в одиночку.
  6. Ребёнок не любит ходить в детский сад или школу, и всегда ищет любую возможность, чтобы не посещать их.
  7. Чаще всего ребёнок приходит из детского сада или школы нервным, возбужденным, расстроенным.
  8. На день рождения ребёнок не желает приглашать никого из сверстников, и его также никто не приглашает.

Конечно, не всегда эти признаки говорят о патологии – бывает, что ребенок по характеру очень замкнут, или, наоборот, самодостаточен и не нуждается в компании. Если же родители заметили ряд тревожных признаков, которые говорят о патологической необщительности ребенка, его нежелании дружить, проблемах в социализации, необходимо сразу же принимать меры, пока проблема не стала глобальной, трудной к исправлению.

Признаки детского одиночества

Не всегда маленький человечек может подойти к родителям и пожаловаться на то, что с ним в группе и на детской площадке никто не дружит. Особенно это относится к замкнутым и застенчивым детям. Как же взрослые могут догадаться о том, что их чадо страдает от одиночества?

Приглядитесь к детскому поведению в песочнице, на игровой площадке. Кроха может демонстрировать повышенную активность, бегая, качаясь на качелях, строя куличики, но при этом не взаимодействовать со сверстниками или, напротив, ссориться и конфликтовать с ними.
Отчуждение проще всего разглядеть в дошкольной группе, где дошколята проводят даже больше свободного времени, чем дома

Старайтесь обращать внимание на то, играет ли с кем-нибудь малыш или просто сидит в одиночестве. На праздничных утренниках смотрите, активен ли он, пользуется ли он успехом среди одногруппников.
Маленький одиночка с огромной неохотой посещает детский сад, пытаясь отыскать любую лазейку, чтобы туда не ходить

Он не хочет рассказывать о детсадовцах, взрослым необходимо вытягивать из него подобную информацию чуть ли не клещами.
День рождения и именины проходят без сверстников (за исключением родных и двоюродных братьев и сестер), которые также не зовут ребенка на собственные торжества.

Конечно, это далеко не все симптомы детского одиночества, но самые очевидные. Возможно, вы замечали у своего малыша и другие признаки нелюдимости и нежелания общаться.

Почему ребенок ни с кем не дружит?

Одиночество дошкольника должно насторожить родителей, ведь для него естественно искать партнеров по играм. Каковы причины того, что ребенок избегает общения? А может, это с ним не желают играть сверстники?

  1. Безусловно, при оценке детского поведения следует учитывать и личностные особенности малыша. Дети-интроверты и флегматики сами по себе не склонны заводить многочисленные отношения. А ребенок, опережающий ровесников по уровню развития, зачастую тяготеет больше к взрослым, а не дошкольникам.
  2. К сожалению, дети часто довольно жестоки и дразнят тех, кто имеет явные от них отличия. Излюбленным поводом для издевок и насмешек может стать ношение очков, заикание, рыжие волосы или лишний вес. Отсюда обида на сверстников и нежелание с ними контактировать.
  3. Иногда в детском одиночестве виноваты и сами родители, которые по разным причинам стараются оградить ребенка от других детей. Это может быть серьезное заболевание у малыша, стремление найти более выгодных с какой-то позиции приятелей.
  4. Мешающие общению черты характера, такие, как агрессия, застенчивость, замкнутость, зачастую приводят к тому, что дети превращаются в настоящих изгоев, которые не способны предложить интересную идею для развлечения и сами боятся вступить в игру.
  5. Воспитывая ребенка как «кумира семьи», внушая ему мысль, что он должен быть всегда первым, стремиться к лидерству, взрослые могут оказать крохе медвежью услугу. Есть вероятность, что такой баловень откажется общаться с теми детьми, которые не принимают его избранного положения.
  6. Еще одну группу риска составляют «домашние» малыши, проводящие большую часть времени с мамой и бабушкой. При поступлении в детский сад они испытывают очевидные сложности при общении со сверстниками и часто не могут найти себе друзей.

И все же, психологи советуют уважать детскую склонность к одиночеству. Если она не приводит к изоляции, малыш общается с ровесниками, но также любит поиграть сам с собой, не следует силой вводить его в общество.

Однако если ребенок вообще отказывается от контактов, пора принимать эффективные меры по улучшению его социализации.

Что делать, если ребёнок ни с кем не дружит

Столкнувшись с лакунами в социализации ребёнка и решив искать первопричину проблемы, родителям лучше начать с себя. Образ жизни родителей непосредственно влияет на поведение и ценности ребёнка — это так же касается дружбы, как и всех сфер жизни. Если у ребёнка перед глазами нет примеров общения родителей с их друзьями, он с меньшей вероятностью будет стремиться заводить приятелей и быть социально активным. Разумеется, привычки взрослых сложнее корректируются, но можно попробовать чаще брать ребёнка в гости, приглашать к себе гостей на праздники, устраивать совместный досуг, чтобы дети могли видеть на примере родителей ценность дружеского общения. Чтобы передать ребёнку навыки, которые позволяют поддерживать дружбу с людьми, вам необходимо сформулировать для себя, что для вас значит дружба.

Не менее важно, как родитель общается с ребёнком, — учите ли вы его экологичной, здоровой коммуникации? Рефлексия на эту тему — первый шаг для родителей, которые обнаруживают у ребёнка проблемы с поддержанием межличностных отношений.

Крайне важно вести с ребёнком, особенно в подростковом возрасте, беседы о дружеских конфликтах, о ценностях, связанных с общением, о роли друзей в вашей жизни. Постарайтесь научить ребёнка тому, что в общении участвуют несколько человек с разными интересами

Детям и подросткам нужно научиться вставать на место другого человека в общении, а вы можете им в этом помочь, поделившись своим опытом и взглядом со стороны. Не всегда дети готовы делиться своими насущными проблемами — в таком случае можно обсудить с ребёнком ситуации из собственной жизни. Хорошим началом для такого разговора будет просьба дать совет — так вы сподвигнете ребёнка к тому, чтобы он сформулировал свою позицию, а потом сможете обсудить её подробнее.

Полезные инструменты для родителей:

  • игротерапия — моделирование и обсуждение ситуаций с ребёнком;
  • курсы и пособия по развитию эмоционального интеллекта у детей;
  • книги по психологии для детей, например книга А. Курпатова «Как научиться дружить? Книга о важнейшем навыке 21 века», которую вы можете дать своему ребёнку почитать или начать изучать её вместе.

Причины детской отчужденности

Не секрет, что детей характеризует крайняя степень жестокости. Они не гнушаются придумыванием обидных прозвищ всем, кто хоть как-то отличается от большинства. Таким образом, повод для насмешек может ожидать детей с лишним весом, кто носит очки, с рыжими волосами, каким-либо физическим недостатком и т.д. Неудивительно, что ребенок в таком случае может замкнуться в себе и перестать общаться с другими ребятами.
Наличие модной одежды, навороченных гаджетов, возможность тратить немало карманных денег – причины популярности большинства детей в современных учебных заведениях. Подростки могут морально издеваться над сверстниками, которые донашивают одежду за братом или сестрой, а также не могут похвастаться крутым мобильником.
Ребенок может расти в семье, в которой родтели постоянно недовольны каждым его другом. Ему могут внушать, что не стоит дружить с тем или иным приятелем, так как у того асоциальные родители, или он плохо себя ведет.
Появление в семье нового члена семьи или излишняя занятость родителей на работе также могут быть причиной нелюдимости ребенка

Из-за того, что самые близкие люди перестали уделять ему должное внимание, может возникнуть нежелание с кем-либо общаться в принципе.
Дети, отличающиеся застенчивостью, могут стать настоящими изгоями в детском или учебном заведении. У них нет необходимых навыков, чтобы приобретать нужные знакомства, отсутствует смелость для того, чтобы предложить другому ребенку увлекательную игру

Изоляция могла возникнуть из-за хронического заболевания, тревожности родителей, желанию оградить ребенка от плохих компаний.
Если у ребенка наблюдается стремление решить любые спорные ситуации с помощью рукоприкладства и выяснения отношений, он также может лишиться друзей. В большинстве случае подобное поведение возникает у детей, которые воспитывались у агрессивных родителей.
Еще одни дети, лишенные друзей и испытывающие чувство одиночества – эгоисты. Их могли воспитать любящие родители, которые внушили ребенку, что тот является самым лучшим в своем окружении и никому ничем не обязан.
В группе риска можно выделить детей, которые не ходили в детский сад, продолжая до школы пребывать в ограниченном социуме. Они способны испытать самый настоящий дискомфорт, когда начинают ходить в школу, так как не способны легко сориентироваться в новом коллективе.

Почему ребенок не хочет ни с кем дружить

  1. После очередного визита в детский сад, малыш жалуется, что с ним никто не играет. Возможно, даже насмехаются или издеваются. Это повод задуматься: возможно, малыш свои поведениемсам отталкивает потенциальных друзей? Зато можно быть уверенным – ваш малыш открыт для общения. Слишком скромные и застенчивые даже не рассказали бы родителям о такой проблеме, замкнулись в себе.
  2. Ребенокиграет одиноко на детской площадке. Даже если его окружает множество сверстников, ему приятнее лепить «куличики» без постороннего участия.
  3. Малышлюбит выходные, проведенные дома.
  4. Маленький нелюдимуклоняетсяот посещения школы или детского сада. Каждое утро по его угрюмому лицу мама подозревает о проблемах с ровесниками или воспитателем.
  5. Школьникане зовут на дни рождения. Поскольку друзей у него нет, его собственный праздник проходит тихо, в обществе семьи и самого себя.

СПРАВКА!Вундеркинды и интроверты часто предпочитают одиночество. Дело не в проблемах общения, просто они самодостаточны и не считают необходимым искать друзей.

Его не принимают в коллективе. Дети не любят тех, кто выделяется из общей массы: носит очки, обладает рыжим оттенком волос или сильно выраженной полнотой. «Необычные» ребята подвергаются насмешкам и издевательствам со стороны большинства. Не удивительно, что у них нет желания с кем-то общаться.

Взрослые нередко дают негативный пример.Желая защитить чадо, они говорят: «Ни в коем случае не дружи с этим мальчиком, он обманщик!», или «Ее папа обычный слесарь, тебе не чета». Такие люди могут найти негативные черты практически у всех.

Рождение младшего брата или сестренки.Как только в семье появляется новорожденный, подросшие дети отходят на второй план

Некоторые чувствуют себя покинутыми, обделенными родительским вниманием. Ребенок думает, что, раз он не нужен собственным родителям, то уж точно не будет нужен сверстникам.

Избалованные детипривыкли, что их мнение ставится превыше всего

Сначала они ведут себя так в семье, затем аналогичная модель поведения используется в дружбе. У зазнавшихся баловней нет желания слушать других ребят, отрицающих его привилегии и не подчиняющихся единоличным правилам.
Детки, не посещавшие садик,труднее адаптируютсясреди нового окружения. Они провели большую часть времени с бабушкой или мамой, поэтому не владеют навыками взаимодействия в достаточной мере.

Финансовое положениеребенка ниже, чем у одноклассников. Старый телефон, обшарпанная одежда – эти нюансы могут развить комплексы и чувство неполноценности.

Ребенок ни с кем не дружит — стоит ли паниковать

Первый друг у малыша обычно появляется еще в детсадовском возрасте. Это может быть приятель из своей или параллельной группы детского сада.

Пол друга для дошкольника значения не имеет, это может быть как мальчик, так и девочка; важнее наличие каких-то общих интересов, секрета, любимых занятий, схожести характеров. У домашних детей первым другом становится сосед по дому или ребенок родительских друзей.

Говоря о нелюдимости малыша в своей возрастной группе, стоит разобраться в истоках такого поведения, которых может быть два:

  • Ребенок сам ни с кем не дружит.
  • С ним никто не дружит.

Ограниченный круг друзей и даже наличие одного друга обычно не должно настораживать на этапе адаптации в коллективе. Со временем у малышей стеснительность уходит и круг общения расширяется.

Первые друзья в жизни ребенка

Регулярные контакты с ровесниками чаще всего завязываются у малыша в момент поступления в ясли, садик или группы кратковременного пребывания. Как же начинается детское приятельство?

  • Двухлетки завязывают взаимоотношения с другими малышами через совместные игры. Дети обучаются игре и одновременно учатся дружить, наблюдая и подражая друг другу. Четкого лидера в таком взаимодействии нет, эта роль плавно переходит от одного малыша к другому.
  • Высокие способности к дружеским отношениям проявляются у тех деток раннего возраста, которые умеют свободно общаться с родителями и прочими значимыми взрослыми.
  • Трех-четырехлетние дошкольники уже могут поставить себя на место приятеля. Когда другой ребенок плачет или обижается, кроха может проявиться сочувствие, пожалеть, встать на его защиту.
  • И уже в четыре-пять лет мы можем говорить о постоянных дружеских отношениях, когда малыш по собственным критериям находит себе одного-двух близких товарищей, с которыми хочет поддерживать добрые отношения не только в садике, но и за его пределами.

Именно в раннем и дошкольном возрасте образуются первые социальные связи, которые потом упрочняются и переходят в полноценную дружбу.

Что делать, если с ребёнком не дружат в школе

Ребёнок может не общаться с одноклассниками не только из-за личных коммуникативных проблем, но и из-за нездоровой атмосферы в коллективе. При худшем сценарии игнорирование ребёнка одноклассниками может быть частью травли. Но необходимо понимать, что в случае травли отсутствие друзей будет не единственным и не главным признаком: ребёнок, которого травят в школе, станет запуганным, нерешительным — вы заметите, что он испытывает отвращение к школе

Важно также, что травля обычно выражена принципиальным игнорированием ученика. Одно только отсутствие тесных контактов с ребятами из школы — не проблема сама по себе

Чтобы понять, в чём проблема — в коллективе или в самом ребёнке, — вы можете записать его на дополнительные занятия и посмотреть, как складываются отношения в новом коллективе. Если вне школы проблем с социализацией у ребёнка не наблюдается, то, вероятно, причина в классе и стоит подумать о переводе в другую школу или класс. Однако это вовсе не гарантирует, что у ребёнка сложатся тёплые близкие отношения с одноклассниками. В этом вопросе желательно исходить из настроения и ощущений ребёнка, а также поддерживать в поиске друзей вне школы — в спортивных секциях, театральных студиях, танцевальных клубах. Не забывайте также поощрять стремление к внешкольным активностям.

Идти разговаривать в школу стоит только в том случае, если вы всерьёз подозреваете, что вашего ребёнка обижают одноклассники, или замечаете, что он страдает от недостатка социализации в классе. В ином случае беседа с классным руководителем, скорее всего, не только не вызовет должного эффекта, но и может даже навредить. Нет никакой гарантии, что у учителя будет возможность решить проблему тактично и адекватно ситуации

Если же вам кажется, что вам необходима поддержка школы в данном вопросе, желательно сперва обратиться к школьному психологу: он скорее найдёт способ осторожно и корректно донести до классного руководителя информацию, а также сможет проконсультировать вас о том, как вам быть

Изображения: Moy Lee / Dribbble

Почему ребенок добровольно ни с кем не общается

Причины детской необщительности не обязательно лежат в поле патологии.

Причин может быть несколько:

  1. Ребенок самодостаточный и не нуждается ни в чьей компании.
  2. Он развит не по годам, опережает ровесников в развитии, с ребятами своего возраста ему попросту скучно.
  3. Он стеснительный или интроверт. Не особо нуждается в проявлении эмоций.
  4. В семье не принято проявление дружеских чувств, в таком случае малыш становится калькой своих родителей. Такое поведение ему кажется вполне привычным и адекватным.

Ребенок, не слишком заинтересованный в чьем-то дружеском участии, со временем может адаптироваться в коллективе, подружиться и быть достаточно милым в общении, но не испытывать глубоких привязанностей.

Сложнее тем ребятам, которые нуждаются в общении, но не знают, как подружиться с коллективом. Такие дети могут быть мнительными и застенчивыми, закомплексованными и робкими. Или, напротив, излишне порывистыми и агрессивными. Работу с такими детьми проводят родители или психологи.

Если же малыш слишком напорист, следует объяснить, что привлекать к себе внимание нужно искренностью и дружелюбием, а не скандалами и драками

Родительский пример играет роль важного фактора. С родительских установок начинается формирование личности малыша

С родительских установок начинается формирование личности малыша.

Ребенок ни с кем не дружит в детском саду, на детской площадке – причины такого поведения

Если у ребёнка много комплексов или есть какой-то физический недостаток – возможно, он стесняется этого, и уходит от прямого контакта со сверстниками. Бывает также, что дети дразнят ребёнка из-за его излишней полноты, неаккуратности, заикания, картавости и т.д., и ребенок может уходить от контактов со сверстниками из-за страха быть осмеянным.
Ребёнок может сторониться контактов с другими детьми из-за своего внешнего вида – может быть, дети смеются над его не очень модной или неопрятной одеждой, старой моделью мобильного телефона, прической и т.д.

Негативный детский опыт: возможно, ребенка всегда подавляют родители или старшие в семье, на ребенка часто кричат в семье, его друзей ранее осмеивали и не разрешали принимать у себя дома, и впоследствии ребенок начинает сторониться компании сверстников, чтобы не вызывать гнев родителей.
Ребёнок, который испытывает недостаток родительской любви, склонен чувствовать себя одиноким и в компании со сверстниками

Возможно, в семье недавно появился ещё один ребенок, и всё внимание родителей направлено к младшему брату или сестре, а ребенок постарше стал недополучать внимания, чувствует себя ненужным, неумелым, плохим, «неудобным» для родителей.
Ребенок становится аутсайдером в детской среде часто из-за своей застенчивости. Его просто не научили идти на контакт

Возможно, этот ребенок имел с младенчества проблемы в общении с родными людьми, которые заключались в его вынужденной или нарочной изоляции (ребёнок, рожденный не от любимого мужчины, ребенок, который много времени провёл в больнице без мамы, имея последствия так называемого «госпитализма»). Такой малыш просто не знает, как идти на контакт с другими детьми, и даже боится этого.

Ребенок, который ведет себя всегда агрессивно и шумно, также нередко страдает из-за одиночества. Это бывает с детьми, получившими гиперопеку родителей, так называемые баловни. Такой ребенок всегда хочет быть первым, побеждать, быть лучше всех. Если же в детском коллективе этого не принимают, то он отказывается дружить с теми, кто, на его взгляд, просто недостоин его внимания.

Дети, которые не посещают детские учреждения – а, например, воспитываются заботливой бабушкой, относятся также к группе риска детей с проблемами социализации в детском коллективе. Ребёнок, который обласкан заботой бабушки, которому достается всё внимание и любовь, который большую часть времени проводит дома, может не уметь общаться с другими детьми, и в школе будет иметь проблемы адаптации в коллективе.

В каком возрасте дети заводят первых друзей

В дошкольном возрасте дети начинают учиться общению, но в этот период наиболее существенную роль в социализации ребёнка играют контакты со взрослыми — родителями, близкими родственниками, воспитателями. Контакты между детьми на этом этапе, как правило, нерегулярны и кратковременны.

В младшем школьном возрасте взаимодействия с другими детьми становятся более осознанными и самостоятельными, общение со сверстниками прочно входит в повседневную жизнь ребёнка. Однако детский коллективный досуг всё равно проходит преимущественно под контролем взрослых: семья или школа инициирует и контролирует проведение утренников, дней рождения, спортивных игр. Именно в этот период ребёнок наиболее активно приобретает и развивает навыки коммуникации.

Родителям стоит внимательно наблюдать за тем, в какой манере их ребёнок общается с ребятами, как он ведёт себя во время совместных игр

В начальной школе не так важно наличие у ребёнка близких друзей. Если же ваш ребёнок вообще не общается с ровесниками в этом возрасте, не стоит сразу паниковать, но, безусловно, нужно понимать, что это может быть поводом для более пристального наблюдения, чтобы не упустить из виду возможные проблемы

Дошкольный и младший школьный возраст — ступени, которые подготавливают ребёнка к подростковому возрасту, когда близкая дружба с ровесниками уже играет важнейшую роль в жизни. К этому моменту дети должны прийти подготовленными, с базовыми коммуникативными навыками и развитым эмоциональным интеллектом.

С ребенком никто не дружит

Если дети, добровольно ограничивающие себя в общении, могут вполне комфортно чувствовать себя в одиночестве, то изгои от негативного отношения страдают либо тихо, либо открыто. В семьях с благоприятной психологической атмосферой ребята делятся своими проблемами с родителями.

Малыш может стать отщепенцем из-за физических недостатков (носит очки, полный, заикается, медленно бегает), из-за социального статуса (плохо одет, имеет недорогой телефон), из-за особенностей характера (недостаточно заводной, скромный, слишком умный, эгоистичный), даже из-за того, что он любимчик воспитателя или учителя. Дети не слишком любят кого-то, кто отличается от них.

В семьях, где не принято рассказывать о чувствах и переживаниях, родители долгое время могут и не знать, что их отпрыск нелюдим. Проблемы они замечают на совместных мероприятиях, например, утренниках, когда все дети активно общаются в компании, а собственное чадо стоит в стороне ото всех.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий