Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев

Питание

Постепенно ребенка переводят с пятикратного на четырехкратный режим питания. В составлении режима питания родителям необходимо ориентироваться на запросы ребенка. Если он встает очень рано, то до завтрака можно организовать легкий перекус: молоко или кефир с печеньем. Если ложится поздно, и от ужина до сна остается еще 2 – 3 часа, то можно и перед сном съесть и выпить что-нибудь вкусненькое.

Таблица 3. Процентное соотношение калорийности на одно кормление при четырехразовом питании с перекусом

Калорийность
Завтрак20 %
Обед35 %
Полдник15 %
Ужин20 %
Перекус10 %

Постепенно ребенка надо приучать к новым вкусам. Каждый новый продукт желательно вводить не чаще, чем один раз в неделю. При этом надо наблюдать за кожей. Если появляются высыпания, то прием нового продукта следует прекратить.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Диетологи заметили, что для привыкания к незнакомому продукту требуется не менее 10 – 15 раз употребить его в пищу.

На этом этапе возрастного развития изменяется технология приготовления блюд. Постепенно вводятся небольшие кусочки, потому что малыш должен научиться разжевывать пищу.

ВНИМАНИЕ! В меню детей раннего возраста не должно быть жареных блюд. Приготовление возможно только способом отваривания, тушения или на пару

Не используется свинина. Мясные блюда следует приготавливать из телятины, мяса курицы, индейки, кролика. Шоколад, грибы, морепродукты, продукты с большим содержанием соли тоже запрещены.

Очень важно с самого раннего возраста прививать малышу культурно-гигиенические навыки во время кормления. Салфетки, нагрудник, красивая посуда – все это неотъемлемые элементы приема пищи

Таблица 4. Примерное меню на неделю для малыша в возрасте 1 год 5 месяцев, учитывающее переходный характер питания

День неделиЗавтракОбедПолдникУжинПерекус (по желанию ребенка)
ПонедельникКаша молочная.Хлеб пшеничный с маслом.Сыр.Суп овощной.Котлетки рыбные паровые.Картофельное пюре.Кисель.Хлеб ржаной.Кефир.Яблоко запеченное.Печенье.Творог.Морковное пюре.Молоко.Кефир.Хлеб пшеничный.
ВторникПеченочный паштет.Пюре картофельное.Хлеб пшеничный.Сыр.Суп из овсяных хлопьев.Суфле из говядины.Овощное пюре.Сок фруктовый.Хлеб ржаной.Булочка.Фрукты.Творог, протертый с морковью.Картофельное пюре.Хлеб пшеничныйЙогурт.Сухарик.
СредаКаша рисовая молочная.Хлеб пшеничный с маслом.СырЩи.Котлетки из говядины паровые.Вермишель.Компот.Хлеб ржаной.Свекольное пюре.Печенье.Творожная запеканка.Хлеб пшеничный.Чай сладкий.Яблоко.Хлеб пшеничный.
ЧетвергВермишель молочная.Омлет.Хлеб пшеничный с маслом.Суп рисовый.Пюре из зеленого горошка и картофеля.Сок ягодный.Хлеб ржаной.Пудинг молочный.Морс.Печенье.Пюре из цветной капусты.Творог.Хлеб пшеничный.Кефир.Хлеб пшеничный.
ПятницаКаша гречневая.Яйцо.Сыр.Хлеб пшеничный с маслом.Суп молочный.Суфле из курицы или индейки.Гарнир крупяной.Кисель ягодный.Хлеб ржаной.Кефир.Яблоко.Сухарики.Селедочный паштет с картофельным пюре.Хлеб пшеничный.Молоко.Хлеб пшеничный.
СубботаКаша овсяная.Сыр.Хлеб пшеничный.Суп овощной.Котлетки из кролика.Овощное пюре.Сок фруктовый.Хлеб ржаной. Булочка.Фрукты.Творог с молоком.Хлеб пшеничный.Йогурт.Хлеб пшеничный
ВоскресеньеОмлет.Каша гречневая.Хлеб пшеничный с маслом.Суп с зеленым горошком.Фрикадельки из телятины.Свекольно-морковное пюре.Настой шиповника.Хлеб ржаной.Простокваша.Сухарики.Груша.Пудинг творожный со сметаной.Хлеб пшеничный.Кефир.Печенье.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Как накормить «малоешку» и «нехочуху»? Прежде всего, надо больше давать ребенку двигаться и бывать на свежем воздухе. Второй совет – интересное оформление блюд. Тефтели в виде зайцев и поросят, омлеты в форме солнышка и прочие выдумки можно найти в интернете. Хорошо, если на дне тарелки изображен любимый персонаж ребенка. Тогда ему придется доесть блюдо, чтобы встретиться с другом.

Мелкая моторика

Малыш растет и его развитие не стоит на месте. Развитию зрительно-моторной координации детских рук способствуют упражнения на захватывание и удержание игрушек. Прикасаясь к низко подвешенным игрушкам и захватывая их обеими руками, малыш приступает к их изучению: ощупывает и бросает или рассматривает.

Развитию моторики рук и пальцев на протяжении всего дошкольного детства необходимо уделять особое внимание. От того, насколько качественно она развита, зависит речь и логическое мышление ребенка!. В этом возрасте необходимо учить ребенка брать игрушку из рук взрослого не только находясь на ручках у мамы или папы, но и из положения лежа на животе и спине

В этом возрасте необходимо учить ребенка брать игрушку из рук взрослого не только находясь на ручках у мамы или папы, но и из положения лежа на животе и спине.

Анастасия, мама двоих детей: «Мой старший сын долго не хотел разговаривать. После консультации с логопедом мне порекомендовали множество игр и упражнений, направленных на развитие моторики. Специалист сказал, что вся наша речь, как это ни странно, находится на кончиках пальцев».

Физическое и двигательное развитие

Развитие малыша в 5 месяцев обусловлено его осознанностью. Да-да, кроха уже воспринимает новую информацию, жаждет познания и хочет побольше увидеть и услышать, но главное – потрогать.

В 5-5,5 месяцев физически ребенок развивается активнее, чем в предыдущие периоды, а отличие этого процесса у мальчиков и девочек состоит, в основном, в весе и росте.

Девочки:

  • имеют рост от 59,9 до 68,2 см;
  • весят от 5,5 до 8,7 кг.

При оценке ребенка лучше использовать график соотношения роста к весу. Размах в цифрах во многом обусловлен тем, что детки рождаются с разным весом и генетикой, есть малыши изначально крупные, а есть маленькие. Только педиатр может сказать, это ребенок такой и есть, или у него имеются проблемы с обменом веществ и ростом.

Физиологические особенности малышей в пять месяцев

Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцевК пяти месяцам у ребенка увеличивается мышечная масса. Вес становится больше примерно на 650-700 грамм. В длину кроха вырастает на 2 см.

Нормы веса и роста, окружностей головы и грудной клетки для детей 5 месяцев, разработанные ВОЗ, приведены ниже в таблице.

Параметр оценки физического развитияДанные для мальчиковНормы для девочек
Рост в сантиметрах63,8-68,061,8-66,2
Вес в граммах6700-83006100-7800
Окружность головы в см41,4-43,840,2-42,7
Окружность грудной клетки в см41,1-45,041,7-43,5

В таблице ВОЗ указаны среднестатистические данные. Но нужно понимать, что все дети индивидуальны в своем развитии. Незначительные отклонения от установленного норматива не являются признаком патологического состояния.

Необходима консультация педиатра, если рост меньше 57 или больше 70 см. Если вес превышает 9300 г или наблюдается сильный недобор массы тела (меньше 4800 г), тогда тоже нужно показать ребенка специалисту.

На параметры веса и роста ребенка влияют следующие факторы:

Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев

  • генетика;
  • режим, особенности питания;
  • степень активности;
  • срок появления на свет (недоношенные дети отстают в развитии);
  • гендерная принадлежность.

Костная система малыша становится более пропорциональной, упругой. У ребенка хорошо развиты тактильные ощущения.

Глазные мышцы в 5-месячном возрасте уже достаточно хорошо сформированы. Кроха подолгу рассматривает яркие предметы, может следить за перемещающимися объектами. Также у ребенка неплохо развит слух. Грудничок различает голоса, пытается находить источник звука.

Дети в 5 месяцев становятся более активными: продолжительность их бодрствования увеличивается. Спят младенцы около 15 часов: 2-3 раза днем по 2 часа и 10 часов ночью. В темное время суток еще приходится вставать для промежуточного кормления ребенка.

Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцевНо, если начать приучать кроху к режиму, тогда уже к концу 5 месяца маме можно будет не просыпаться среди ночи для прикладывания крохи к груди. Малышам требуется шестиразовое питание.

Грудное молоко либо адаптированную смесь им дают каждые 3,5 часа. Пищеварительная система в 5 месяцев уже привыкла к получению новой еде. Колики детей практически не беспокоят.

Искусственников с 4-5-месячного возраста уже начинают прикармливать взрослой пищей. Стул малышей становится более редким, но регулярным: опорожнение кишечника происходит 1-2 раза в сутки.

У многих детей в 5 месяцев усиливается слюноотделение. Это вполне нормальное явление. Таким образом организм ребенка готовится к прорезыванию зубов. Малыша могут беспокоить зуд, воспаление десен.

Что должен уметь делать 5-месячный мальчик?

Пятимесячные мальчики подвижнее девочек. Они лучше ориентируются в пространстве. Существует специальный календарь развития, в котором указаны навыки и способности детей по возрастам.

Мальчики в пять месяцев должны уметь:

  • следить за движущимися предметами, пытаться поймать их рукой;
  • удерживать голову в любом положении;
  • переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • имитировать движения ползания при нахождении в положении лежа на животе;
  • брать из рук взрослого игрушку;
  • различать яркость освещения;
  • подниматься на предплечья, находясь в позиции лежа на животе;
  • гулить (в речи появляются согласные звуки л, п, м).

Недоношенные дети отстают в развитии. Возраст 5 месяцев для них является переломным. В это время они начинают догонять своих сверстников, появившихся на свет в срок. Показатели роста, веса, психики недоношенных мальчиков приближаются к норме.

Приближение показателей к норме дает возможность недоношенным малышам овладевать такими навыками и умениями:

  • удержание головки;
  • нахождение взглядом источника звука;
  • переворачивание.

Многие пятимесячные мальчики делают первые попытки садиться из положения лежа. Некоторые родители для совершенствования и закрепления данного навыка покупают сидячую коляску, стульчик для кормления. Пользоваться такими приспособлениями еще рано, поскольку мышцы живота у малыша еще очень слабые.

Позвоночник недостаточно окрепший, поэтому нужно следить за тем, чтобы на него не оказывалась большая нагрузка. Раннее присаживание способно привести к ряду серьезных проблем, которые могут проявиться в подростковом возрасте (остеохондроз, сколиоз, гипоксия внутренних органов).

Возможные отклонения и что при этом делать

Внимание родителей к ребенку в 5 месяцев должно быть по-прежнему повышенное. Это касается основных этапов развития и освоения малышом основных навыков

Разумеется, каждый ребенок может развиваться с небольшими погрешностями: чуть опережая или отставая от сверстников. Однако здоровье крохи должно насторожить родителей в следующих случаях:

  • плохо получают или вообще не получаются перевороты на спинку с животика;
  • головка удерживается неуверенно, особенно при поднятии малыша из постели;
  • ребенок не тянет ручки к любимым игрушкам или ярким предметам;
  • не может успокоиться от плача при ласковом обращении мамы, пении колыбельной песенки или включении спокойной музыки;
  • малыш не пытается произнести звуки и слоги;
  • не ищет глазками предметы, которые ему называет мама;
  • не различает интонацию и не может отличить доброжелательного тона и недовольства.

При выявлении любого их этих симптомов, маме лучше всего обратиться за помощью и консультацией к специалисту.

Распознать, что кроется за этим: индивидуальные особенности развития или патологические отклонения от нормы, сможет только опытный врач. Со своей стороны родители должны продолжать тесный контакт с ребенком, необходимо постоянно разговаривать с ним, читать книжки, петь колыбельные, а также проводить массаж, гимнастику и регулярно гулять на свежем воздухе.

Правила ухода за ребенком

То, как будет проходить становление ребенка, во многом зависит от отношения родителей, их заботы и внимания

Важно организовать правильное развитие и уход за девочкой в 5 месяцев. В этом возрасте некоторые родители начинают вводить прикорм

Основным питанием при этом остается грудное молоко.

С ним девочка получат необходимые минералы и витамины. Прикладывать малышку следует каждые 3-4 часа днем и по потребности 1-2 раза в ночное время.

Сон должен составлять в среднем 15 часов в сутки. Укладывать в детскую кроватку девочку лучше до 23:00. Длительное бодрствование может привести к переутомлению и появлению проблем с засыпанием.

Нельзя забывать о гигиене. Каждое утро нужно умывать лицо, глаза. По мере необходимости следует чистить уши и нос. Перед каждым ночным отдыхом рекомендуется купать ребенка. Мыло стоит использовать не чаще двух раз в 7 дней.

Раз в неделю необходимо подстригать ногти. Пятимесячные дети активно изучают свое тело. Если у них будут длинные ногти, то они могут себя травмировать.

Минимум два раза в день с малышкой нужно гулять на свежем воздухе. Одевать девочку следует соответственно погоде. Матери требуется постоянно поддерживать телесный контакт с ребенком.

Как поддерживать развитие ребенка

Показываем ребенку окружающий мир

Малыш еще не совсем понимает различные игры, но занять его, все же, можно. Пока ребенок бодрствует, ему можно устраивать экскурсии по квартире, смотреть вместе с ним в окно, параллельно разговаривать или что-то рассказывать. Такое занятие точно увлечет вашего малыша.

Сенсорное развитие

Следующий важный момент – сенсорное развитие. Рядом с ребенком должно находиться несколько игрушек с разными поверхностями, очень хороший вариант – развивающий коврик. Таким образом, малыш учится тактильно различать покрытия и поверхности на ощупь.

Обратите внимание на температурное восприятие – дайте ребенку теплый и холодный предмет, чтобы он мог учиться отличать температуры друг от друга.

Учите ребенка забирать предметы, держать их и не выпускать из рук некоторое время; дотягиваться «до точки назначения».

Детям можно включать спокойную музыку, лучше, если это будет классика.

Когда вы даете ребенку какой-либо предмет, четко и громко произносите вслух его название, это будет не только тренировать память, но и поможет малышу заговорить вовремя и без дефектов в речи.

В пять месяцев детки очень любят свое отражение в зеркале, они внимательно рассматривают себя и тех, кого видит рядом, поэтому хотя бы раз в день стоит приходить с визитом к зеркалу.

Учимся сидеть

Помогите ребенку научиться присаживаться – берите его за ручки и медленно подтягивайте к себе до уровня примерно 30°. Помогите ему полностью сесть – держите его за кисти одной рукой, а пальцем второй руки проведите по позвоночнику снизу вверх.

Пять месяцев – это тот самый возраст, когда любой ребенок начинает развиваться быстрее, чем в предыдущие месяцы, практически каждый день от него можно ожидать что-то новое

Важно, в эти моменты быть рядом с малышом, помогать ему, но не перегружать большим количеством новой информации.. А самое главное – создать абсолютную безопасность, так как малыш становится более подвижным

Оградите ребенка от мелких деталей, высоких поверхностей, игрушек сомнительного качества и всего того, что может ему навредить. В первый год крохи учатся азам, делают они это очень увлекательно, поэтому наслаждайтесь вместе с ребенком этими моментами и всячески помогайте ему.

А самое главное – создать абсолютную безопасность, так как малыш становится более подвижным. Оградите ребенка от мелких деталей, высоких поверхностей, игрушек сомнительного качества и всего того, что может ему навредить. В первый год крохи учатся азам, делают они это очень увлекательно, поэтому наслаждайтесь вместе с ребенком этими моментами и всячески помогайте ему.

Полезные игры

На пятом месяце жизни бодрствование малыша проходит, в основном, в игре. Постепенно расширяется спектр того, что умеет ребенок; и его взаимоотношения с окружающим миром выходят на новый уровень. Эта пора – очередное испытание для родителей, так как развитие малыша требует постоянного контакта с новыми предметами.

Маленький человечек отправляет в рот все, что находит. Нужно все время следить, чтобы крошка не съел что-то мелкое или вредное. К тому же, в этом возрасте у малыша могут начать резаться зубки. Предлагайте ему специальные прорезыватели; чистыми пальцами с коротко остриженными ногтями можно делать массаж десен.

Это интересно! Дети все тянут в рот, так как его слизистая оболочка намного чувствительнее пальцев. Именно так они изучают новые предметы.

В пять месяцев малыш активно играет со своими ножками: ощупывает их, облизывает, тянет в рот. Не надо ему препятствовать; знакомство с собственным телом – важная веха развития ребенка пятого месяца жизни.

В этом возрасте крошка – полноценный участник взаимодействия со взрослым. Малыш поддерживает совместные игры: берет из маминых рук погремушку и дает ее обратно, радуется, когда мама прячется и играет с ним в «ку-ку».

Подробнее о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, какой ритм снов и кормлений нужно ему обеспечить, как развивать ребенка этого возраста, но при этом успевать делать дела по хозяйству, смотрите в интернет-курсе “Мой любимый малыш: секреты развития ребеyка до года” >>>

Сейчас малыш интересуется книжками

Очень важно читать крохе, рассказывать, что изображено на страницах. Это способствует общему эмоциональному развитию ребенка и развитию его речи

Маленький человечек обожает купаться. Делайте с крохой в воде разнообразные упражнения, и у малыша будут крепкие мышцы и хороший сон.

Пятимесячные дети любят разглядывать в зеркале свое отражение. Устройте ребенка так, чтобы он хорошо себя видел. Это занятие увлечет его надолго

Какие изменения происходят в умениях ребенка в этом возрасте, смотрите в моем видеоуроке:

Малыш осваивает новые движения

Физическое развитие ребенка в 5 месяцев позволяет ему опробовать новые позы и новые виды активности.

В этом возрасте кроха поднимает головку и плечи из положения «лежа на спине».

Вам может показаться, что малыш пытается сесть, однако это не так. Садиться ребенок начнет позже, и будет делать это из положения «стоя на четвереньках».

Узнайте, когда ребенок начинает сидеть?>>>

В пять месяцев можно ненадолго сажать малыша, только не с прямой спиной, а под углом 45°-60°. Усаживайте его в специальное кресло с уклоном c учетом особенностей присаживания мальчиков и девочек. Опора на подушку вредна для позвоночника, так как мягкая поверхность не поддерживает спину.

  • Малыш уже уверенно поднимается на предплечья, лежа на животе. Ваш малыш осваивает новую позу: опирается на выпрямленные ручки. В этом возрасте зрение развито уже очень хорошо, и из этого положения малыш с удовольствием оглядывает всю комнату.
  • Начинается развитие навыка ползанья – в положении лежа на животе, кроха пытается подтолкнуть свое тело вперед. В пять месяцев наиболее активные детки уже ползают по-пластунски. Подробнее о том когда ребенок начинает ползать?>>>

Как вы можете помочь малышу ползать?

  1. Кладите интересные игрушки в некотором отдалении от малыша. Только если кроха не сможет добраться до них, дайте их ему сами, чтобы не расстраивался;
  2. Снимите с малыша носочки, если позволяет температура в помещении. Так он быстрее поймет, что нужно отталкиваться пальчиками;
  3. Поиграйте с малышом: когда он лежит на спине, положите свои руки ему на стопы и подведите колени к животу. Ребенок оттолкнет вас ножками. Тут нужно картинно раскинуть руки, как будто крошка толкнул очень сильно, и похвалить детку. Эта игра тренирует мышцы, нужные для ползанья.

Детки уже хорошо переворачиваются; некоторые умеют перемещаться перекатами.

Важно! Не оставляйте малыша одного на диване или кровати. Лучше пусть проводит свое бодрствование на полу: на ковре или специальном детском коврике

Так малыш не только будет в безопасности, но и быстрее научится ползать – на твердой поверхности это делать намного удобнее

Лучше пусть проводит свое бодрствование на полу: на ковре или специальном детском коврике. Так малыш не только будет в безопасности, но и быстрее научится ползать – на твердой поверхности это делать намного удобнее.

Психомоторное развитие ребенка в пять месяцев идет в тесной связке с игрой. Малыши хорошо определяют расстояние до игрушки, могут ее захватить хоть правой, хоть левой рукой, переложить из руки в руку. Полезно будет поиграть с крошкой в пальчиковые игры: «белобока-сорока», «мы делили апельсин» и т. д.

На фоне освоения новых навыков могут начаться проблемы со сном.
Ребенок может отказывать от дневного сна, плакать при засыпании или засыпать очень долго.
Ночной сон тоже может стать более чутким и тревожным. Ребенок может хныкать, беспокоиться, вертеться и не уходить в глубокий сон.
Это – возрастные нарушения сна, вызванные новыми навыками.

Чтобы помочь малышу крепко и сладко спать, посмотрите интернет-курс “Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний” >>>

Занятия с ребёнком

Те действия, что должен уметь ребёнок в 5 месяцев, можно и нужно развивать. Родителям полезно знать, как это сделать.

Если вы хотите развивать малыша буквально с пелёнок, ознакомьтесь с психологической статьёй, в которой рассмотрены самые распространённые и популярные методики раннего развития детей.

Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам

Переход тела в вертикальное положение требует определённой подготовки. Для этого следует регулярно делать массаж и гимнастику. Массажные движения при этом можно разнообразить. Использовать не только поглаживания, растирания и вибрацию, но и поколачивание кончиками пальцев, пощипывание и элементы легкого разминания.

Для укрепления спинки младенца хороши занятия на фитболе. Малыш, лёжа на животе, будет стараться выпрямить ноги и направить руки вперед, напоминая своей позой самолетик. Из положения лёжа на спине удобно присаживать малыша, держа его за ладошки. Эти простые упражнения помогут укрепить мышцы спины и пресса.

В этом плане также полезны водные процедуры, сопровождающиеся занятиями на тонизирование мышц (грудничковое плавание).

Развитие мелкой моторики

Воздействие на определённые точки ладонной поверхности кисти помогает ребёнку осознать, прочувствовать свои ощущения и работу мышц кисти. Помогут в этом пальчиковые игры, перекатывание массажного шарика, сенсорные коробки.

Наполняя подобную коробку, обязательно следите за тем, чтобы там не оказались слишком мелкие или хрупкие вещи, которые ребёнок может сломать или проглотить.

Общение и тактильный контакт

Потребность в постоянном близком контакте красной нитью проходит через жизнь младенца. Благодаря ему удовлетворяется потребность малыша в защите, формируется базовое доверие к миру.

Постоянно звучащая речь, пояснения касательно окружающих вещей и явлений помогают понять ребёнку их суть, пополняют словарный запас. Хоть и далеко не все звучащие слова понятны для пятимесячной крохи.

Но, пытаясь подражать речи родителей, малыш тем самым делает большой вклад в её становлении.

Песни, звуки музыки

Орган слуха малыша уже может различать ритм. А наложенные на этот ритм слова будут более понятны, чем обычная речь. Слыша музыку, ребёнок будет стараться двигаться в её такт. Слушая колыбельную в исполнении мамы, вскорости будет «подмурлыкивать», стараясь попасть в ноты.

Разнообразить звуковые впечатления ещё можно с помощью колокольчиков. Их можно привязать к ручке, ножке. Двигаясь, ребёнок будет прислушиваться, искать источник звука, интересоваться своими частями тела, разглядывать, трогать их и даже тянуть в рот.

Знакомство с книгой

В первую очередь – с картинками. Крохе будет интересно рассматривать красочные изображения. Особенно интересны в этом плане животные. Заодно, услышав простые «му», «гав», «мяу» и «кар», малыш будет пытаться повторить эти простые слоги, чем пополнит свой словарный запас.

Девочки и мальчики в 5 месяцев: отличия развития

Как утверждают отечественные педиатры, основными показателями правильного развития ребенка считаются рост и вес. Отличия в физическом развитии между пятимесячными мальчиками и девочками не очень большие. По данным ВОЗ, диапазон нормы массы тела для мальчиков в пять месяцев составляет от 7,000 до 8,400 кг. В 5 месяцев девочке нужно весить в пределах 6,200-8,000 кг. Что касается роста пятимесячных мальчиков, то он должен быть в пределах 65-69 см. Диапазон нормы роста для девочек в 5 месяцев составляет 62-67 см.

Как утверждает известный педиатр Евгений Комаровский, от 10% до 20% абсолютно здоровых детей не соответствуют общепризнанным нормам.

Некоторые мальчики в 5 месяцев уже пытаются сесть. Девочки же садятся намного позже, зато у них быстрее развивается речь. Поэтому от девочки можно раньше услышать гуление и пение, чем от мальчика. Что касается остальных физических и психологических навыков, то мальчики и девочки в пятимесячном возрасте развиваются одинаково.

Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев

Малыш лежит на животике и играет с игрушками

Развиваем малыша и играем с ним

Развиваем органы чувств

Научите вашего малыша трясти кольцо с бубенцами. Для этого сначала сами покажите ребенку, как это делать, а потом вложите колечко в его ручку и встряхните, держа своей рукой его. Расскажите крохе: «Это звенят колокольчики. Колокольчики – динь-динь!» После можете отпустить его ручку.

Подвешивайте разные игрушки и кольца над малышом на уровне его полусогнутых ручек, поднятых вверх. Учите кроху хватать игрушки и бить по ним. Вкладывайте в ручки малыша небольшие предметы, разные по материалу, весу, форме. Рассказывай крохе, что вы ему даете и какое это на ощупь.

Сделайте для крохи из цветного картона четыре карточки основных цветов: красного, желтого, синего и зеленого цвета. Показывайте их малышу и называйте цвет. Постепенно можно будет добавлять новые цвета.

Развиваем моторику

Чтобы крупная моторика малыша была хороша развита, необходимо ежедневно делать с крохой гимнастику (читайте гимнастика ребенка от 3 до 5 месяцев).

Пять месяцев – прекрасное время, чтобы начать учить вашего малыша стоять на четвереньках. Для этого, когда малыш будет лежать на животе, согните его ножки под животиком и слегка покачайте вперед-назад, затем уберите на пару секунд свои руки.

Делайте своему малышу массаж ладошек и пальчиков. Приговаривайте при этом различные стишки и потешки, например:

Развиваем речь

Показывайте и называйте малышу как можно больше предметов. Устраивайте крохе обзорную экскурсию по вашему дому. Рассказывайте, где какой находится предмет и для чего он нужен.

Обязательно используйте в общении с малышом слова из «языка нянь»: «би-би», «топ-топ», «ам-ам», му-му». Они просты и более доступны для восприятия ребенка. Однако нельзя общаться с крохой только с помощью таких слов, здесь важен баланс. Употребляйте дублированные фразы, одна из которых со словом из «языка нянь»: «Смотри, какая машина едет! Какая большая би-би едет».

Кроме того, дублируйте обращение к малышу, говорите о себе и о нем в третьем лице: «Женя пойдет к маме на ручки? Иди ко мне, Женечка!»

Развиваем музыкальные способности

  1. Продолжайте знакомить кроху с звучанием разных музыкальных инструментов. Многим детям в этом возрасте нравятся звуки металлофона, фортепиано, гитары.
  2. Поиграйте вместе с малышом на металлофоне, позвените колокольчиком, постучите палочкой по барабану.
  3. Потанцуйте вместе с малышом перед зеркалом под знакомую ритмичную музыку. Или дайте крохе самому «потанцевать» у вас на коленях. Такое упражнение хорошо развивает чувство ритма и вестибулярный аппарат.

Физическое развитие ребенка в 5 месяцев

Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцевУже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцевУже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцевТест При подтягивании за руки из положения лежа на спине стремится сесть: сгибает свои руки, активно приподнимает голову вперед так, что подбородок достает до грудины. Посаженный вами ребенок начинает сидеть самостоятельно с опорой на ладони рук.Тест-играЕсли поставить ребенка вертикально с опорой на стопы, он хорошо на них опирается, стоит прямо, переступает ногами, начинает подпрыгивать или пританцовывать. Ребенок сам держит свой вес. Ваши руки нужны только для того, чтобы поддерживать его равновесие, чтобы он не упал в сторону. Сразу после проверки верните ребенка в положение лежа. Долго держать его в положении стоя нежелательно. Эту игру нельзя использовать как упражнение.

Отклонения

Если ребенок в чем-то не соответствует выше заявленным возрастным стандартам, характерным для 5-месячного ребенка, еще не время бить тревогу. Это может быть обусловлено его индивидуальными особенностями. Однако если отступления от этих норм существенны, их много и они бросаются в глаза не только родителям, но и другим людям, то рекомендуется как можно быстрее показать ребенка врачам и посоветоваться с ними. Отклонения налицо, если малыш не пройдет самый элементарный тест на проверку основных умений, которые должны сложиться у ребенка к концу 5-го месяца его жизни.

  1. Дайте ему сначала бесцветный предмет, а затем яркий. Он должен рассматривать последний гораздо дольше, чем первый.
  2. Дайте ему мяч. Нормально развивающийся ребенок сумеет его обхватить, растопырив пальчики. Если есть отклонения, мячик выпадет из рук крохи.
  3. Накройте лежащего на спинке малыша пеленкой: он должен суметь стянуть ее.
  4. Поддерживая верхнюю часть тела своего малыша, заставьте его из положения лежа на спине приподняться. Если стремление сесть отсутствует, головка безжизненно опускается, тело расслаблено, есть повод задуматься о физическом развитии ребенка.
  5. Возьмите его на руки и походите по комнатам. Если выспавшийся, накормленный, здоровый с виду ребенок не вертит головой по сторонам – это ненормально.
  6. Положите его на кровать (диван) и пройдитесь перед ним несколько раз: нормально развивающийся кроха будет следить за вами взглядом, поворачивая голову в ту сторону, куда вы направляетесь.
  7. Попытайтесь отобрать у него погремушку. Если он будет сопротивляться и не давать вам ее — это очень хорошо.

Есть случаи, когда родители, не обращая внимания на отклонения от возрастных норм развития и ссылаясь на яркую индивидуальность своего крохи, упускали нужный момент, когда все еще можно было изменить. Своевременная корректировка развития маленького человечка помогает ему выправиться на этом пути и догнать все-таки своих сверстников.

Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев

Сделать из апатичного ребенка жизнерадостного исследователя зачастую вполне реально, нужно только не жалеть на это сил и внимания

Особенности питания пятимесячных

Для малышей, находящихся полностью на грудном вскармливании, питание не меняется, так как прикорм начинают вводить только через месяц.

В случае, когда педиатр считает, что ребенку не хватает молока из-за быстрого скачка в росте и увеличившейся физической активности, он может порекомендовать введение в рацион каши, заменяя ей одно кормление.

При наличии постоянных проблем со стулом, то есть запоров, можно начать вводить овощное пюре — без соли, масла и специй, по схеме, согласованной с врачом.

Для детей, находящихся на искусственном вскармливании, в рацион добавляют каши и овощное пюре. Из стандартных пяти кормлений три приходится на привычную смесь, в одно кормление дают кашу и в одно — овощи.

Режим дня и питание

Распорядок дня пятимесячного ребёнка мало изменился за прошедший месяц. Малышу требуется всё то же время для сна – 15 часов, распределённое между ночным и тремя дневными снами. Увеличивается время для игр. Причем теперь ребёнок может 5 — 10 минут провести самостоятельно, посвящая их изучению частей своего тела или новой интересной игрушке.

Многие родители уже ввели или подумывают вводить ребёнку первый прикорм. Оценить готовность к нему помогут определённые признаки – интерес малыша к пище взрослых, готовность сидеть самостоятельно, отсутствие выталкивающих движений языком при попадании полужидкой пищи в рот.

Доктор Комаровский к этим признакам добавляет наличие зубов. Но сроки их прорезывания у детей различны. Некоторые обзаводятся ими далеко за рекомендуемый возраст введения прикорма (4 — 6 месяцев).

В качестве первого прикорма рекомендуется овощное пюре или каша. Если ребёнок мало весит, имеет проблемы со стулом, начинать надо с каш. При наличии избыточного веса или запоров предпочтительнее овощи.

Полезная и актуальная статья от педиатра, в которой рассказывается о том, как правильно вводить овощное пюре в детский рацион и как готовить этот продукт в домашних условиях.

Как развивать ребенка в 5 месяцев

После того, как вы узнали, что умеет ребенок в 5 месяцев, следует приступить к дальнейшим шагам по его развитию. Желательно каждый день уделять ребенку по 10-15 минут, чтобы закрепить существующие навыки и научиться новым. Предлагаем ознакомиться с перечнем упражнений, как развивать ребенка в 5 месяцев:

  1. Учимся ползать. Если вы начали осваивать ползанье и делать к нему небольшие шаги в 4-м месяце, то в 5 месяце можно закрепить начальные попытки. Для этого можно расположить малыша на животике и положить игрушку на расстояние чуть больше вытянутой руки, чтобы малыш тянулся к ней. В момент, когда ребенок будет тянуться к игрушке, создайте небольшую опору для ножек от которой малыш смог бы оттолкнуться. Также неплохим вариантом будет отпустить малыш поиграться на полу и разбросать игрушки по разным сторонам от него.
  2. Упражнение на приседание. Когда ребенок лежит на спине, вы можете взять его за ручки и приподнять и подтянуть до положения сидя. Затем усложняйте подтягивание, с положения сидя полностью поднимите ребенка. Данные упражнения полезны для ребенка и делать их необходимо утром и вечером.
  3. Развитие вестибулярного аппарата. Вы можете совершать “полеты” по вашей комнате для этого необходимо поднять малыша в воздух – это благоприятно повлияет на развитие вестибулярного аппарата. Также полезны упражнения на фитболе: покачивания из стороны в сторону, наклоны и повороты.
  4. Разговаривайте с ребенком. Продолжайте активно разговаривать с ребенком. Ведь его речевой аппарат уже активно развивается. Ребенок в 5 месяцев уже во всю лепечет и ему необходимо помочь четко произносить звуки. Читайте ребенку сказки и рассказывайте про хороших и плохих героев, показывая их на картинках, пойте песенки во время купания малыша – таким образом вы быстрее поможете ребенку произносить первые слова.

Поведение, эмоции и общение

продолжается развитие понимаемой и активной речи. Ребёнок различает интонации в разговоре взрослых. Знает, ласково к нему обратились или, наоборот, строго. «Гуление» становится всё продолжительнее. Различаются отдельные звуки и слоги;
малыш узнаёт близких и отличает их от незнакомых людей. Привязанность к матери остается такой же сильной

В её отсутствие ребёнок может стесняться окружающих, прекращать игру;
в зависимости от ситуации демонстрирует разнообразие эмоций – радость, страх, обида, любопытство;
младенец учится осознанно привлекать внимание, используя крик и близлежащую погремушку;
обозначается развитие предметной памяти. Если уже известную для малыша игрушку частично спрятать на видном месте, ребёнок, увидев только часть, с радостью её узнает и потянется, чтобы захватить;
из всех игрушек выделяет любимые, с которыми предпочитает играть чаще.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий