6 способов, как правильно мотивировать ребенка

Наша цель — пятерки в школе?

Сегодня школы пришли к тому, что развивать личность и потенциал ребенка важнее формальных оценок. Важнее дать ему те знания, которые помогут на жизненном пути становиться успешным человеком. Успех, это умение решать проблемные ситуации, общаться на разных уровнях. Предметные знания имеют свойство устаревать.

Поэтому простое получение пятерки отнюдь не гарантирует успех в жизни. Умение взаимодействовать с другими людьми, успешно работать, реагировать на любые изменения, вот что в жизни играет главную роль. Давно уже пятерки стали относительно верными оценками. Впрочем, как и другие баллы. Сложно оценить степень реальных знаний. Современные стандартные требования далеки от ранее принятых.

Виды учебной мотивации

Мотивация учебной деятельности традиционно делится на два вида: устойчивая и неустойчивая. Первая появляется, когда ребёнок увлечён чем-то глубоко и надолго, стремление к развитию в этой области идёт изнутри. Вторая имеет кратковременный характер и появляется, когда что-то поразило детское воображение. Она встречается чаще, и дети с лёгкостью меняют пристрастия, сменяя один кружок на другой, например, испытывая восторг сегодня от танцев, а завтра от футбола.

Виды мотивации учащихся к учебной деятельности бывают нескольких видов:

️ Познавательная (стремление увеличить интеллектуальный багаж);

️ Коммуникативная (увеличение круга общения через повышение своего статуса);

️ Эмоциональная (повышение самооценки, получение удовольствия от процесса познания);

Если ребёнок не испытывает интереса к учёбе, это приводит к хронической неуспеваемости. Мотивация ребёнка к обучению в подавляющем большинстве случаев зависит от родителей, которые неосознанно совершают ошибки в процессе воспитания:

1. Занижение самооценки. Программа на не успешность. Это случается, когда родители сообщают сыну или дочери, что из ничего путного не вырастет. И что им прямая дорога в дворники, если не возьмутся за учёбу. Такая позиция программирует детей на занижение самооценки, он ощущает страх, неуверенность, теряет энтузиазм и бросает начатое дело при первой же неудаче.

2. Запугивание и обман. Оба эти приёма безвозвратно разрушают доверие между родителями и детьми.

3. Слишком высокие требования к ребёнку, без учёта его реальных возможностей.

4. Заигрывание с ребёнком, обмен материальных благ на высокие оценки. Если школьник знает, что успеваемость поощряется дорогими подарками, это входит в привычку. Впоследствии он станет требовать награду за успехи и выполнение любой просьбы родителей превратится в торг. При таком воспитании ребёнок нацелен только на вознаграждение, а не на самосовершенствование.

5. Мотивация успехом. Порой родители убеждают ребёнка в том, что он должен идти к успеху, прилагая все усилия. Это гарантирует ему высокий статус в будущем. В итоге из таких детей вырастают люди, для которых успех — главное в жизни, они всё для этого делают и добиваются результата, но готовы принести в жертву всё, в том числе и самих родителей.

6. Слишком большая нагрузка сопутствующими внешкольными занятиями. Современные родители часто считают, что ребёнок должен быть «загружен» и после уроков. Его записывают на разные секции и кружки, не оставляя свободного времени. Неокрепшая психика может не выдержать такого давления, а проявится это в безразличии к учёбе.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе — процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

Комментарии

За что воевали? Кремлевский утюг, Никки христов и беспомощность советской пропаганды

Емеля
вчера в 09:45

Подыменщик

Александр собянинбуржец
5 октября в 21:24

Дальше сам! Россия и “Я” человека Сатана отбирает своих. Творец – тоже!

А Сидороввалуа
5 октября в 16:52

Световесть. Совесть. Самосохранение. Методологическое богословие

Александр собянинбуржец
3 октября в 00:18

Мы знаем, где мозги у Эрдогана

А Сидороввалуа
1 октября в 10:27

Вопрос ответ Валерий Пякин от 20 сентября 2021 г.

Владимир
30 сентября в 14:30

Половоe воспитание, дневники советских девушек и сборище уродов

А Сидороввалуа
30 сентября в 07:53

Сир, вы будете принимать ликование России ?

А Сидороввалуа
27 сентября в 23:30

Инстинкты против личной жизни

Olga Gorr
27 сентября в 19:05

М.В. Величко. Ответы на вопросы читателей блога “Восстановление смыслов”, август 2021 г., ч. 2

Ксения Кошелева
26 сентября в 20:07

Страна обломовых

Емеля
25 сентября в 20:32

“Балансирование, поддерживающее стабилизец”

Емеля
22 сентября в 08:20

Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры

Александр собянинбуржец
21 сентября в 14:13

Глобализация и Образ будущего

Александр собянинбуржец
21 сентября в 02:07

Денежная радиация и Русский Дух

Иван Груздев
18 сентября в 18:17

Чьё оно – Овертоново окно?

Александр Вершинин
18 сентября в 08:20

COVID-19 и Вакцинация – что это?

А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25

Почему столицу переносят в Сибирь?

Alexander53
14 сентября в 17:07

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39

Мода – 2021

Александр Вершинин
10 сентября в 05:13

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

vodjanitsa
4 сентября в 21:57

Имущественные права ограбляемых

А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

Валерий Вагин
2 сентября в 08:58

Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии

Александр Вершинин
2 сентября в 03:26

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

Alexander53
28 августа в 21:39

Расия, Расия, Расия …

Алексей Михайлович
25 августа в 22:28

Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон

Емеля
23 августа в 08:57

Научные зарубежные исследования о вакцинации

Александр
20 августа в 06:47

Надо ли жалеть Авериных?

Александр Ильченко
19 августа в 16:32

“Мир пошёл под нож?

Емеля
18 августа в 13:25

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

Емеля
16 августа в 19:32

Почему дети не хотят учиться?

Чтобы оправдать свою неуспеваемость, ребенок часто перекладывает ответственность на «плохого» учителя, сложность заданий, собственную забывчивость. Но эти оправдания – лишь следствие более глубоких проблем, и нам нужно понять, почему на самом деле возникает равнодушие, а иногда даже отвращение к процессу обучения. Вот некоторые причины, влияющие на желание учиться:

1. Ребенок рано пошел в школу

Для успешной учебы недостаточно того, что ребенок  много узнал к определенному возрасту. Часто бывает, что маленький ученик психологически еще не готов к школе, к ее правилам и распорядку, не может длительное время сидеть в классе без возможности передохнуть и отвлечься. Не спешите вести малыша в первый класс

Уделите внимание не только интеллектуальной подготовке, но и развитию дисциплинированности и усидчивости

2. Конфликты в школе

Если между учителем и учеником существует недопонимание или даже открытый конфликт, у ребенка возникает чувство дискомфорта и негативное отношение к школе. Ребенок не видит смысла стараться и выполнять задания хорошо, так как боится придирок со стороны педагога, основанных на личной неприязни. Такое же влияние на ребенка оказывают проблемы с одноклассниками. Чем дольше длится конфликтная ситуация, тем сильнее растет напряжение, а мотивация уступает место подавленности. Поговорите с ребенком о его отношениях с учителями и одноклассниками, дайте ему понять, что искренне хотите помочь найти способ разрешить разногласия.

3. Давление со стороны родителей

Случается, что родители, сами того не желая, отбивают у ребенка охоту учиться и заставляют его опускать руки. Слишком высокие требования к оценкам, большое количество дополнительных занятий и кружков, сравнение с успехами других и возмущение, что ребенок не дотягивает до заданной высокой планки – все это больно бьет по самооценке. Старания ребенка постепенно теряют для него смысл – он думает, что ни на что не способен и не может заслужить родительское одобрение, какие бы усилия он ни прикладывал. Избегайте завышенных требований и не бойтесь плохих оценок – спокойный и уверенный в вашей поддержке ребенок легко их исправит.

Что может мотивировать

Как же родителям узнать, что способно замотивировать их чадо? Все проще, чем кажется. Достаточно взглянуть на мир его же глазами. Понять, что его влечет и увлекает, какие сферы даются легко, в чем он ас.

Когда человек заинтересован чем-либо, он старается приложить усилия, чтобы получить желаемый объект. Дети — не исключение. Поэтому зная интересы ребенка, достаточно просто вызвать внутренний стимул. Ребенка способны мотивировать:

  • цели;
  • соревнования, преодоление препятствий;
  • поощрения (не путать с подкупом);
  • поддержка друзей и близких.

Но стоит помнить, что маме и папе необходимо сконцентрироваться на развитии внутреннего стимула.

Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, литературные викторины, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка – это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka – я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника – первооткрывателя учение всегда является удовольствием.
  • Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

Создать клуб помощников учителя

В процессе обучения класс естественным образом делится на группы: активные и пассивные, отстающие и преуспевающие, усидчивые и деятельные, и так далее

Уделяя внимание отдельным группам, подход можно индивидуализировать. В моей работе прослеживается определенная закономерность: уже во втором классе обычно формируется группа учеников, которые схватывают материал быстрее, и на уроках им становится скучно

Чтобы дать им стимул и поощрять их желание учиться, я отвела им важную роль на уроках – они помогают тем группам детей, у которых возникают сложности. Любой учитель знает, что когда объясняешь какую-то тему другому, сам запоминаешь ее намного лучше. Про себя я называю этих ребят “мои помощники”. Эти дети, в каком-то смысле, примеряют на себя роль педагога, учатся ответственности и навыку излагать свои мысли. Работа в качестве помощников доставляет им огромную радость. При этом информацию, полученную от одноклассников, некоторые ребята усваивают значительно проще. Есть дети, которые очень хотят попасть в группу помощников и выполнять более сложные задания. Так это мотивирует весь класс.

Ребенок утверждает, что литература (геометрия, история) ему не нужны: прав ли он?

Набирает обороты методика учителей, при которой с ребенком ведется беседа на тему его дальнейшего профессионального развития. Для этого делается срез знаний по всем предметам, где опытные педагоги призваны определить способности ученика к определенным наукам. После этого, в ходе беседы с учеником, педагог выслушивает мнение самого ребенка о желании развиваться в определенном направлении. Так к ребенку приходит понимание, что знания нужны ему лично. И в большом объеме. В итоге, польза очевидна. Ребенок получает дополнительные знания только по тем предметам, к которым у него есть реальный интерес. А предметы второго плана нужны ему в общих чертах, для всестороннего развития.

Как заставить себя учиться?

Даже у взрослого человека могут возникать сложности с обучением или выполнением рабочих обязанностей. Поэтому для повышения мотивации рекомендуется следовать советам психологов:

  • правильно ставьте задачу;
  • делите крупные цели на несколько отдельных проектов, при реализации которых можно поощрять себя наградами;
  • грамотно обустройте рабочее место, которое должно нацеливать на труд;
  • большую часть работы следует выполнять в офисе или на парах в вузе, оставляя на дом только мелкие задачки;
  • грамотно распоряжайтесь рабочим временем, для чего желательно составлять специальный график;
  • постоянно развивайте силу воли.

От усилий каждого человека зависит, каких высот в учебе или карьере он сможет достичь.

Правильный контроль времени

Основой хорошей успеваемости является грамотное распределение рабочего времени. Поэтому желательно пользоваться расписанием и правильным режимом. Для этого учитываются рекомендации:

  1. Занятия должны проходить в одно и то же время.
  2. Желательно вести ежедневник.
  3. Весь материал делится на небольшие разделы.
  4. Планируйте время для короткого отдыха.

При такой организации времени можно легко справиться с рабочими вопросами или учебой, оставив немного времени для расслабления.

Мотивация и цели

От мотивации зависит успешность выполнения любой задачи во время учебы или работы. Для ее повышения можно пользоваться следующими советами:

  • составьте перечень целей, которые нужно достичь;
  • определитесь с причинами достижения этих целей;
  • скучную информацию, которая дается учителями или руководителями, можно сделать интересной, для чего используются не только учебники, но и дополнительные пособия, что позволит значительно повысить интерес к обучению;
  • устанавливайте таймер, чтобы периодически отвлекаться на отдых и расслабление;
  • награждайте себя даже за мелкие достижения;
  • заручитесь поддержкой близких людей.

С помощью этих советов можно мотивировать себя и школьника.

Устранение отвлекающих факторов

Хорошая обстановка создает настроение

Процесс учебы или работы должен осуществляться только в грамотно организованном пространстве. Поэтому нужно устранить все факторы, которые могут отвлекать от учебы. Заранее рекомендуется поесть и попить, чтобы сконцентрироваться на получении новой информации. Дополнительно можно немного прогуляться.

Получать новые знания необходимо в тихом и хорошо проветриваемом помещении. Обязательно выключается телевизор или музыка. Желательно отключить гаджеты, которые сильно отвлекают, что негативно сказывается на результатах обучения.

Развивайте силу воли

Обучение не всегда является веселым занятием, поэтому приходится заставлять себя. Для этого нужно развивать силу воли. Психологи рекомендуют определиться с целью обучения и пользоваться специальными мыслительными упражнениями.

Мотивация бывает разная

Существует внутренний и внешний стимул к действию. Мотивация изнутри работает как внутренне желание достичь цели. Ребенок с таким стимулом не нуждается в вечных нотациях о необходимости учебы или спорта.

Но, в случае отсутствия внутреннего желания к действию, родители постоянно вынуждены создавать мотивацию из вне. Она нужна для того, чтобы их отпрыск делал или не делал какие-то действия. Но именно стимул изнутри помогает малышу во взрослом возрасте добиваться успеха и самосовершенствоваться.

Как родителям способствовать развитию внешней мотивации у ребенка пойдет речь далее.

Как повысить мотивацию ребёнка к учёбе

Тьюторы в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» нередко работают со школьниками, которым не нравится школа, поэтому наши специалисты знают, как мотивировать ребёнка на учёбу. Вместо того, чтобы ругать сына или дочь за нежелание учиться, можно прибегнуть к более мягким и действенным способам.

<<Форма демодоступа>>

Задача тьюторов заключается в исследовании интересов ребёнка и создания комфортной среды для его развития. Благодаря работе с наставником дети начинают заниматься самостоятельно и осознают ценность образования, что является значимым стимулом к учёбе. 

<<Форма с консультацией>>

Вот что рекомендуют тьюторы для повышения внутренней учебной мотивации у детей:

1. Найдите хорошего педагога

Квалифицированный и харизматичный преподаватель — половина успеха и отличный стимул к учёбе. Если учитель знает, как преподнести свой предмет и заинтересовать им, дети загорятся учёбой.

2. Учтите стиль восприятия ребёнком информации

Некоторым детям гораздо легче воспринимать информацию на слух, а кто-то на лекции начнёт скучать и считать ворон. Одним понравится документальный фильм, а другие предпочтут прочесть информацию в книге. Мотивация ребёнка к учёбе усиливается, если усвоение информации происходит комфортным образом

Обратите внимание на то, какой стиль обучения предпочитает сын или дочь

3. Показывайте пример

Дети во всём копируют взрослых. Если родители беспрерывно читают книги, продолжают учиться в течение жизни, интересуются культурой и уделяют время своему хобби — ребёнок будет также стремиться к знаниям. Нет смысла думать, как поднять мотивацию к учёбе у дочери или сына, если всё свободное от работы время мама с папой сидят в телефоне или смотрят ток-шоу по телевизору. 

4. Не давите из-за оценок

Школьные отметки не показатель знаний. Дайте понять, что вас интересуют реальные знания, а не цифры в электронном дневнике. Покажите, как применять полученные знания на практике. Если ребёнка расстраивают плохие оценки, поддержите и объясните, что вы на его стороне независимо от того, что он получил. Этим вы вполне сможете замотивировать ребёнка к учёбе.

<<Форма курс 5-11>>

Психология мотивации

Осознанная деятельность невозможна без мотивации, и спорт — не исключение. Чтобы мотивировать и себя, и другого человека (особенно ребенка) правильно, нужно понимать, что это явление из себя представляет и как работает.

Совершать любые действия нас побуждают мотивы. Они могут быть самые разные: желание получить материальную вещь или самоутвердиться, моральный долг, интерес к самому процессу и так далее. Мотивацией психологи называют совокупность этих мотивов плюс какие-либо внешние факторы (например, влияние другого человека или жизненные условия).

Самыми распространенными мотивами, побуждающими человека заниматься спортом, являются:

  • стремление к физическому и моральному совершенству — спорт развивает тело, укрепляет организм, воспитывает характер;
  • стремление к самоутверждению — спорт дает возможность стать лидером, снискать уважение окружающих, получать похвалу и признание, а также иметь успех у другого пола;
  • социальные факторы — мода на здоровый образ жизни, престиж спорта в городе/стране/мире, много друзей-спортсменов, семейные традиции;
  • стремление к удовлетворению духовных потребностей — спорт дарит новые впечатления, позволяет почувствовать себя частью чего-то большего, дает больше возможностей для общения со сверстниками и авторитетными фигурами.

В целом все эти мотивы объединяет чувство удовлетворения, которое испытывает спортсмен.

В спорте мотивация бывает:

  • общая — формируется постепенно и постоянно, в сознание закладываются долгосрочные цели и мотивы для занятий спортом;
  • конкретная — актуальная для отдельной тренировки, соревнования или этапа подготовки.

Это обязательно нужно учитывать и подогревать интерес ребенка как к занятиям в принципе, так и к каждому отдельному событию.

Когда мозг в восторге

У нейропсихологов есть своя история о том, откуда берется счастье. Представьте наш мозг: толпы нейронов, снующие между ними химические агенты, кровеносные сосуды и электрические импульсы. Когда человек приступает к какому-то занятию, в коре головного мозга активизируется зона, которая за это занятие отвечает. Скажем, мальчик играет в футбол: он умеет бить по мячу, принимать передачу, он активно и радостно обменивается сигналами с другими игроками, – одним словом, он в своей тарелке. В его мозге активно включается хорошо развитый «футбольный» участок коры, клетки омываются свежей кровью, густо пробегают электрические разряды, выделяются стимулирующие вещества, плетутся новые нейронные связи, все сияет, искрит, пульсирует, как на празднике, – и субъективно это переживается как драйв, счастье и осмысленность.

А вот другой мальчик: он тоже играет в футбол, но при этом тайно мечтает скорее пойти домой клеить танчики, по мячу он бьет слабо и неловко, игроки шпыняют его за непонятливость, а тренер недовольно морщится. В это время «футбольная» зона коры, конечно, включается и оживает, но сигналы по ней бегут слабые и разрозненные, выделяются стрессовые вещества, а участок коры «про танчики» постоянно пытается перехватить лидерство. И субъективно мальчик переживает это как раздражение, скуку и пустую трату времени. Счастья в этом мало, не говоря уже о смысле: мальчику может казаться, что глупее нет занятия, чем отбирать друг у друга мячик на поле.

Хорошая новость заключается в том, что даже не слишком любимое занятие заставляет мозг работать и отпускать человеку энергию на действия. А значит у него есть шанс найти в своих делах светлые и вдохновляющие моменты (например, когда удар по мячу будет удаваться все лучше) – стать счастливее и захотеть развиваться дальше. Самые несчастные люди, с точки зрения биохимии мозга, – это скучающие бездельники, которые не знают, чем себя развлечь и как занять. Они лежат или слоняются без дела, ищут хоть какие-то стимулы и развлечения, чтобы победить мучительную скуку. Маленьким детям незнакомо это состояние, но как ни печально, к подростковому возрасту многие девочки и мальчики впадают в апатию и начинают лениться.

Существует миф, будто у человека есть «волшебная кубышечка» – запас сил, которые можно расходовать, а можно сэкономить – и тогда останется больше энергии «для себя» и «на удовольствия». На самом же деле, говорят ученые, силы приходят к нам, как молоко к кормящей матери: пока мама кормит малыша, у нее есть молоко, но как только младенца отлучают от груди – выработка молока понемногу прекращается. То же самое происходит с количеством энергии, которую мозг отпускает нам для действий: пока мы активны (а лучше всего – делаем дела с удовольствием), у нас есть силы, но как только мы отказываемся от дел – сил и счастья становится все меньше. Конечно же, отдых необходим, и трудоголики страдают не меньше бездельников, впадая в другую крайность. Но все равно именно разнообразная интересная работа головой, телом и душой дает счастье, симпатию к себе и ощущение полноты жизни – когда в течение дня в работу включается весь мозг, искрясь и пульсируя, как новогодняя елка. И как раз это ощущение счастья и драйва может стать отличным стимулом к развитию и мотивацией к учебе.

Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов

Совет 1. Создавайте настрой на учёбу 

Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой. 

Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.

Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка

Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом. 

Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей

Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.

Совет 4. Отвечайте на все вопросы

Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием. 

Совет 5. Формируйте правильное окружение

Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе. 

Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком

Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube. 

Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.  

Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте

Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз. 

Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего

Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают. В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий