5 мифов о тревожных детях

Причины повышенной тревожности у ребенка

Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.

Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.

Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.

Наседки

Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

Прожектёры

Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.

Спартанцы

Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка — тем выше становится тревожность.

Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания — сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:

Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.

  • Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
  • Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».

Как заметить, что ребенок тревожен

Проявления страхов и тревожности ребенка зависят от его возраста.

Тревожность у детей до 1 года

У таких маленьких детей тоже может тревожное состояние. Оно, в основном, связано с родовыми травмами, патологиями нервной системы или развившимся острым заболеванием. Проявляется тревожность:

  • беспокойным поведением, из-за которого ребенка часто приходится носить на руках;
  • частым плачем;
  • плохим сном;
  • ухудшением аппетита.

Такое состояние редко лечится отдельно от своей причины.

Тревожность у детей дошкольного возраста

Это состояние у детей младшего возраста обычно связано с первыми попытками социализации – на развивающих занятиях, в детском саду. Если ребенку трудно находить контакты со сверстниками, он начинает капризничать, часто плачет, плохо засыпает, начинает грызть ногти, выдергивать или крутить волосы (причем не всегда свои).

Тревожность у детей старшего дошкольного возраста, в основном, связана с боязнью, что мама забудет их забрать их из детского сада. Вторая причина – это конфликты со сверстниками и воспитателями, третья – страхи, вызванные просмотром отдельных мультфильмов, видео.

В этом возрасте симптомы не всегда заметны: ребенок ведет себя очень примерно, не шумит и не кричит, не пристает с вопросами и разговаривает тихо. Как вариант – он может плакать целыми днями в ожидании мамы.

Заподозрить тревожность можно по тому, что он боязливо озирается, не смотрит взрослым в глаза, присаживается на краешек стула. У него не проходит (или вновь появился) энурез или даже недержание стула. Малыши с повышенной тревожностью сопротивляются обучению новым играм, не хотят выполнять какие-то новые дела (помогать маме с готовкой). От них можно услышать, что они глупые, некрасивые или неловкие.

Школьная тревожность

Первая тревожность у детей школьного возраста связана с самим поступлением в школу – там новый коллектив, новые правила, совершенно непривычный распорядок дня. За него уже не заступается учитель, напротив, ему приходится выходить к доске и отвечать уроки перед лицом всего класса. Изменяется и поведение родителей: если раньше они ему разрешали погулять и почти ничего не требовали, то теперь отпускают гулять и играть только после того, как сделаны все уроки.

Явные симптомы тревожности у младших школьников можно заметить примерно через 1,5 месяца от начала учебы (после летних или зимних каникул). Они примерно такие же, как и в старшем дошкольном возрасте:

  • низкая самооценка;
  • быстрая утомляемость;
  • робкое поведение;
  • беспокойство;
  • плохая концентрация на выполняемых заданиях;
  • плохой сон, снятся кошмары;
  • смущение;
  • часто жалуется на головные боли, ощущение боли в животе;
  • частые расстройства желудка;
  • может быть тошнота или рвота – перед посещением школы, особенно если планируется контрольная работа, или после произошедшего в школе инцидента;
  • повышение потоотделения при волнении;
  • снижение аппетита.

В старшем возрасте школьная тревожность описывается подростком как ощущение собственного напряжения, повышенная эмоциональная чувствительность, плохой аппетит. Подростка легко смутить и расстроить, он боится сложностей и не может выполнить задания, требующие умственных усилий и концентрации. Подростковая тревожность связана с изменением гормонального баланса, появлением изменений внутри коллектива, желанием добиться признания и уважения от сверстников.

Миф 5. Тревожность – несерьезная проблема.

Мы все испытывали беспокойство и представляем, какие чувства оно вызывает. Но страдающие от тревожных расстройств отличаются от тех, кто испытывает стресс или просто нервничает время от времени. Тревога пронизывает их жизнь. Они избегают вещей, которые должны или хотят делать, потому что беспокойство встает на их пути. Тревожность становится по-настоящему серьезной проблемой. К счастью, этот вид расстройств успешно поддается лечению. Если вы страдаете от тревожности и это сказывается на качестве вашей жизни, смело обращайтесь за профессиональной помощью.

Еще:

Семь стратегий, чтобы избежать стресса

Как тревога влияет на наши решения и три способа с ней справиться

Опрос: Как часто вы испытываете тревогу?

Тревога, страх и стресс – как преодолеть?

Помогаем тревожным детям правильно:

     Повышение самооценки
     
     • Важно обращаться к крохе по имени;
     • Поощряйте малыша за любые достижения в присутствии посторонних;
     • Поясняйте причины поощрений своего малыша.
     
     Навыки управления собой
     
     • Совместно обсуждайте причины беспокойного поведения малыша;
     • Не сравнивайте кроху с посторонними;
     • Избегайте мероприятий, где происходит соревнование;
     • Устанавливайте с малышом тесную связь “глаза в глаза”;
     • Совместно сочиняйте истории;
     • Проигрывайте ситуации, волнующие вашего ребенка.
     
     Снижение мышечного тонуса
     
     1. Используйте игры, где устанавливается телесный контакт с малышом;
     2. Применяйте несколько раз в день упражнения на расслабление;
     3. Научите ребенка глубоко дышать;
     4. Занимайтесь с малышом йогой;
     5. Проводите массаж вашему малышу;
     6. Нежно растирайте тело ребенка

МИФ 2: В ДЕТСКОЙ ТРЕВОГЕ ВИНОВАТЫ РОДИТЕЛИ

Мне всегда больно это слышать. Родителям тревожного ребенка и так тяжело, и обвинять их в случившемся в большинстве случаев несправедливо.

Родители часто рассказывают мне, какие жесткие и даже жестокие комментарии позволяют себе друзья и родственники. «Ему просто нужна дисциплина» или «По-моему, она просто очень избалована» – зачастую после таких высказываний и без того измученный взрослый совсем падает духом.

Тревогу нельзя «вылечить дисциплиной». Она не является следствием плохого или слишком мягкого воспитания. Людям со стороны может показаться, что у ребенка просто истерика, но они не знают, что ей предшествовало. Они не видят, что ребенок едва держится. Он круглосуточно сражается с тревогой и проигрывает это сражение.

Как понять, насколько вы тревожный родитель

Сравните свои требования с требованиями других родителей к детям того же возраста в аналогичной ситуации. Например, в 8-м классе никто из детей не звонит и не докладывает, что благополучно добрался до занятий, а вы этого требуете. Почему? Если все живут рядом со школой, а ваш ребёнок добирается час на разных видах транспорта, это требование оправданно, если же нет — это повод задуматься, с чем связано ваше повышенное беспокойство.

Другие признаки повышенной тревожности родителя:

  • тревожность ребёнка;
  • склонность ребёнка к экстремальным увлечениям и риску;
  • активный бунт подростка против ограничений;
  • психосоматические заболевания у родителя или ребёнка.

Психологи отмечают связь тревожности и аллергических заболеваний, включая астму и дерматиты; сюда же относятся жалобы на головную боль и боли в животе при отсутствии реальных патологий. Разумеется, причин у таких состояний может быть много, но если такие проявления есть, родителю стоит оценить, в том числе, и свой уровень тревожности.

УСЛОВНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ

Я бы условно разделила тревожных детей на
четыре вида.

«Невротики». Дети с соматическими
проявлениями (тики, энурез, заикание и т.д.). На мой
взгляд, это наиболее сложная категория для
работы с ними в школе, так как проблема выходит за
чисто психологические рамки. Кроме того, в работе
с психосоматическими проявлениями тревожности
требуется терпение и уверенность в себе, чего
обычно не хватает школьному психологу.
Например, Слава (7 лет), очень общительный,
приветливый мальчик с большим количеством
страхов и периодически возникающим тиком
(подергивание головой), с удовольствием ходил ко
мне на занятия, охотно говорил о том, что его
пугает, рисовал свои страхи. Но во время этих
бесед его тик усиливался. Это очень пугало меня,
пока знакомый клинический психолог не
подтвердил, что обычно так и бывает при работе с
тиками.
Таким детям часто необходима консультация
невропатолога, а иногда и психиатра. К сожалению,
современные родители так пугаются слова
«психиатр», что не всегда соглашаются идти к нему
на прием. Хорошо, если вы можете порекомендовать
им специалиста, которому доверяете сами.
Работая с этим типом тревожных детей, я прежде
всего даю им возможность выговориться,
почувствовать мое расположение к ним и интерес к
их страхам

Необходимо также успокоить
родителей, попросить их не заострять внимание на
соматических проявлениях. Задача психолога состоит в том, чтобы создать для
ребенка ситуацию комфорта
и принятия, найти и
свести к минимуму травмирующий фактор

Таким
детям полезно рисовать страхи, им поможет всякое
проявление активности, например «лупить»
подушки, обниматься с мягкими игрушками. «Расторможенные». Это очень активные,
эмоционально возбудимые дети с глубоко
спрятанными страхами. Поначалу они очень
стараются хорошо учиться, но у них не получается.
Тогда они становятся нарушителями дисциплины.
Могут специально изображать из себя посмешище
для класса, так как очень боятся на самом деле
стать таковыми из-за своей неуспешности.
Создается ощущение, что повышенной активностью
они пытаются заглушить страх.
У них возможны легкие органические нарушения,
которые мешают успешной учебе (проблемы с
памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Таким детям необходимо доброжелательное
отношение окружающих, поддержка со стороны
учителя и одноклассников. Надо создать у них
ощущение успеха, помочь им поверить в
собственные силы. На занятиях надо давать выход
их активности.«Застенчивые». Обычно это тихие,
обаятельные дети. Они боятся отвечать у доски, не
поднимают руку, не проявляют инициативы, не
вступают в контакт со сверстниками, очень
старательны и прилежны в учебе. Боятся о чем-то
спросить учителя, очень пугаются, если он
повышает голос (не обязательно на них).
Переживают, если чего-то не сделали, часто плачут
из-за мелких неприятностей. Все ошибки аккуратно
замазывают или стирают. Не успокоятся, пока не
сделают все, что задано. Охотно общаются с
психологом, рассказывают о себе, выполняют
задания.
Таким детям поможет группа сверстников,
подобранная по интересам. Взрослые должны
оказывать им поддержку, в случае затруднения
спокойно предлагать выход из положения,
признавать за ребенком право на ошибку, больше
хвалить.«Замкнутые». Мрачные, неприветливые
дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со
взрослым стараются не вступать, избегают шумных
игр, сидят отдельно. У них могут быть проблемы в
учебе, так как нет ни в чем заинтересованности и
включенности в процесс. Такое ощущение, что они
постоянно от всех ожидают подвоха.
С Алешей (8 лет) никак не удавалось установить
контакт, все задания он выполнял формально, лишь
бы я от него отстала. Но мне удалось выяснить, что
он очень интересуется динозаврами. На очередную
встречу я принесла книжку про динозавров,
попросила его посмотреть и высказать свое
мнение. Сидя боком на стуле, он небрежно
пролистал ее и сказал, что это несерьезная книга.
Я спросила, что он читал и какая книга, на его
взгляд, является серьезной. Мы наконец-то
разговорились, и дело постепенно пошло на лад.
Алеша даже стал приветливее в классе, перестал
дичиться учителей и одноклассников.
В работе с такими детьми необходимо
отталкиваться от их интересов, проявлять участие
и доброжелательность. Им тоже полезно
выговориться, а потом включиться в группу
сверстников со схожими интересами.

ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ

В психологии под тревожностью понимается
«устойчивое личностное образование,
сохраняющееся на протяжении длительного
времени», переживание эмоционального
дискомфорта, предчувствие грозящей опасности (Прихожан
А.М.). Чувство тревоги может возникать в
конкретных ситуациях («частная» тревожность), но
может и являться некоторым фоном жизни ребенка
(«общая» тревожность).
Наиболее остро дети реагируют на травмирующие
обстоятельства (например, попадание в больницу,
развод родителей, смерть кого-то из близких) или
хронические психотравмирующие воздействия
(неправильное воспитание в семье, негативное
отношение со стороны одноклассников или
педагога). В этих ситуациях понятно
происхождение состояния тревоги и бесспорно, что
ребенку необходима помощь.
Но исследователи отмечают, что «менее заметно, но
не менее велико влияние на развитие детской
личности повседневных, зачастую повторяющихся
событий, так называемого «стресса обыденной
жизни
» (Никольская И.М., Грановская Р.М.).
Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в
жизни каждого человека, но дети сталкиваются с
ними чаще взрослых, так как «то, что взрослому
кажется привычным и естественным, может вызвать
у ребенка беспокойство, тревогу и страх» (Никольская
И.М., Грановская Р.М.).
Постоянная тревога скорее негативно сказывается
на качестве обучения и общения ребенка, но в
некоторых случаях она может оказывать и
мобилизующее действие, «заменяя и подменяя собой
действия по другим мотивам и потребностям» (Прихожан
А.М.).
Ежедневное преодоление трудностей, с одной
стороны, позволяет ребенку накопить бесценный
жизненный опыт, но с другой — травмирует и
невротизирует его, если принятое решение ведет к
осложнениям и конфликтам.
Существует ряд методик, направленных на
выявление тревожности у детей в возрасте от 5 до 13
лет (см. приложение).
Для первичной диагностики тревожности я
пользуюсь наблюдением, беседой и результатами
корректурной пробы

Именно групповой тест на
внимание помогает выявить тревожных детей.
Тревожный ребенок либо неправильно выполняет
задание, либо успевает сделать очень мало, но без
ошибок. Он по нескольку раз обводит линии, сильно
нажимает на ручку или карандаш; если сам находит
у себя ошибки, то жирно замазывает их.
Согласно данным разработчиков рисуночных тестов
(рисунок человека, рисунок семьи и т.д.),
признаками тревожности являются: штриховка,
маленькие фигурки, неверные, скачущие линии,
смещение изображения вниз и вбок на листе, отказ
от выполнения задания

Плохо спит и постоянно плачет. Что делать?

Малыш выражает тревожность
несколькими способами. В первую очередь, плачем

Это главный способ младенца привлечь
к себе внимание
и удовлетворить потребности. Однако плач, кроме тревоги, может
обозначать также, что малыш хочет есть, спать, ему дискомфортно в полном
подгузнике, начались колики и т.д

Плач — слишком общий признак того, что
что-то идет не так. Кроме него, в жизни малыша присутствуют и другие важные проявления
тревожности. 

В первую очередь, необходимо обратить внимание на сон. Младенец
плохо спит, например, засыпает на полчаса и только на руках, затем просыпается
и плачет

Тревожный малыш может чаще отказываться от кормления. Не хочет брать
грудь или бутылочку, и надо предлагать много раз. Ведет себя беспокойно — это
двигательное возбуждение и учащенное дыхание, кряхтение, реже крик. Оно быстро
прекращается при появлении матери, ее ласковом голосе или улыбке. Если никто не
появляется, то ребенок плачет. 

Кстати, к признакам тревожности также можно
отнести и то, что ребенок не может остаться один даже на минуту, ему постоянно
нужен контакт с мамой, хотя бы зрительный. Кроме этого, малыш не может обойтись
без рук. Здесь надо пояснить, что чем меньше ребенок, тем больший телесный
контакт ему нужен с родителем. Однако если малыш буквально не слезает с рук — это, вкупе с другими проявлениями, может быть признаком тревожности.

Что родители могут сделать для
снижения тревожности у младенца?

В каких случаях нужен специалист-психолог

  1. Если вы так сильно тревожитесь, что не можете заниматься своими делами и решать необходимые задачи. Например, вы настолько беспокоитесь за результаты домашней работы, что отменяете поход в театр и сидите с ребёнком над учебниками.
  2. Если жизнь перестала радовать и превратилась в постоянную борьбу с тревогой.
  3. Если общение с ребёнком не доставляет никакого удовольствия и свелось к контролю и конфликту.
  4. Если вы слишком бурно или неадекватно реагируете на рассказы ребёнка, сами это замечаете, но не можете сдержаться. Например, он говорит, что не понимает предмет и переживает за будущую контрольную, а вы начинаете кричать, что он бездельник и никогда не найдёт работу.
  5. Если вы сами ребёнок тревожных родителей. Возможно, вы неосознанно повторяете этот сценарий, а отказаться от него самостоятельно очень сложно.

Пренатальный опыт тревожности у ребенка

«Тревожность, которую мама испытывает
во время беременности, становится первым «опытом» беспокойства у малыша, — говорит
Инна Мальцева. — Поэтому профилактика подобных состояний должна начинаться до
рождения ребенка». 

В идеале, хорошо до зачатия или рождения разобраться со своими
страхами, переживаниями, которые касаются беременности, родов, материнства,
детско-родительских отношений и других беспокоящих вопросов. Если
проконсультироваться со специалистом не получается, есть еще способы снизить
материнскую тревогу. Кстати, она будет в любом случае: сложно ожидать и родить
ребенка (особенно впервые) — и оставаться спокойной как удав. Здесь дело в
количестве тревожности и способах ее проживания.

«Спокойная мама — спокойный ребенок — действительно рабочее
правило, — поясняет Александра Аныкина. — Множество исследований посвящено влиянию материнской тревоги на состояние
младенцев. Если сама мать тревожна по своему складу, то ситуация рождения
первенца, конечно, эту тревогу усугубляет. Неопытность, страх сделать что-то не
так, проблемы с непониманием детского плача, усталость, недосып, а также
возможный беби-блюз делает ее еще более нервозной, чем в обычной жизни. Ребенок
ощущает это в маминых прикосновениях, в том, как она кормит грудью, в ее
интонациях. Кроме этого, у более тревожных матерей роды проходят сложнее, чаще встречается кесарево сечение, проблемы с
грудным вскармливанием, дети хуже набирают вес, плохо спят».

Что может сделать мама для снижения
тревоги у себя?

Подготовиться к жизни после родов и уходу за ребенком. Детальность продумывания многих вопросов упрощает жизнь в дальнейшем: как будут проходить купания, кормления, прогулки, сон, кто из специалистов и как будет следить за здоровьем малыша и т.д.
Огромную роль в снижении тревоги в диаде мать-ребенок играет наличие у молодой мамы помощи в первое время после родов. Это касается бытовых вопросов: приготовления еды, закупки продуктов, уборки и т.д
Необходимо обговорить эти моменты с помощником: партнером, мамой, сестрой, послеродовой доулой, свекровью.  
Уделить внимание себе: сну, питанию, здоровью и другим аспектам.
При возникновении вопросов и проблем составить и иметь под рукой список специалистов, к которым можно обратиться, «если что»

Педиатр — обязательно, психолог, консультант по грудному вскармливанию и т.д
Важно, чтобы помощь была профессиональной.

Внешнее проявление тревоги и беспокойства у детей

Повышенная тревожность имеет разные проявления: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, повышенное потоотделение, напряжение в теле, тошнота. Тревожный ребенок может не отпускать вас ни на шаг, начать заикаться, плакать, впадать в истерику. У него появляются проблемы со сном, повышенная утомляемость, проблемы со здоровьем. 

Но не всегда тревога является чем-то негативным. Чувство страха мотивирует нас или помогает нам избегать опасности и конфликтов

Но если повышенная тревожность мешает нормальной жизни, тогда стоит обратить на эту проблему пристальное внимание

МИФ 1: У ДЕТЕЙ НЕТ ПРИЧИН ДЛЯ ТРЕВОГИ

Я постоянно слышу от родителей, которые приходят ко мне на консультацию: «Да из-за чего же ему тревожиться?!» Они столько дают ребенку, балуют его, у него есть многое из того, о чем они сами в детстве могли лишь мечтать…

В основе этого заблуждения идея о том, что причиной тревоги могут стать лишь внешние факторы и что у беспокойства должен быть явный повод. На самом деле это не так. Мы не удивляемся, почему у ребенка с диабетом первого типа организм не способен вырабатывать инсулин, точно так же нас не должно удивлять и то, что детей может мучить тревога.

Размышления о воображаемых бедах могут приносить не меньше страданий, чем настоящие проблемы

Склонность к тревоге во многом зависит от генов. Иногда причины ее – чисто физиологические, и тогда она возникает независимо от каких-либо внешних раздражителей. Тревожный человек начинает терзаться вопросом: «А что, если…?» Одни только размышления о воображаемых бедах могут приносить не меньше страданий, чем настоящие проблемы.

Дети могут жить в постоянном страхе, опасаясь каких-то событий и ситуаций, которые никогда с ними не происходили и, вполне возможно, никогда и не произойдут.

Фобии и стресс у детей причины

фобии и стресс у детей причины

  • Родительское воспитание. Жестокость в семье или напротив, гиперопека могут привести к развитию фобий. К примеру, если мама или папа остро реагируют на плохую оценку ребенка в школе, может развиться фобия, связанная с посещением школы или ответом у доски.
  • Кинофильмы, телевизионные передачи, изобилующие жестокостью, кровавыми сценами или фильмы ужасов. Немалую роль в развитии фобий и стрессов у детей играют «ужастики» и реалистичные передачи с демонстрацией насилия.
  • Однократный и сильный испуг. К примеру, ребенка могла напугать большая лающая собака, после чего собаки стойко ассоциируются с опасностью, тревогой, ребенок начинает избегать встреч с собаками, обходить их стороной.
  • Психические заболевания или расстройства. Фобии могут развиться, например, на фоне тревожного состояния.
  • Непроработанные детские страхи. В норме любые страхи, возникшие в детстве, с взрослением ребенка должны проходить. Если этого не происходит, если в сознании ребенка страхи остаются необработанными, возникают фобии.

Что делать?

Чтобы помочь повысить самооценку тревожным детям, следует оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу, как можно чаще давать позитивную оценку их действиям. Тревожного ребенка не стоит привлекать к соревновательным играм. Не нужно заставлять его заниматься незнакомыми видами деятельность, не дав вначале посмотреть, как это делают его сверстники. Тревожных детей с флегматическим или меланхолическим типом темперамента не надо подгонять – пусть действуют в привычном для них темпе.

Для снижения уровня тревожности хорошо подходят ролевые игры, в которых ребенок играл бы слабых, трусливых персонажей. Используя прием доведения данной роли до абсурда, ребенок может увидеть свой страх со стороны, уменьшить его значимость. Также тревожному ребенку будут полезны героические роли: с их помощью он приобретает уверенность в том, что справится с трудностями.

При этом важно не только развить игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт в реальной жизни

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги – контрольЦенные бумаги – оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Панические атаки у женщин причины

  • Стрессовая ситуация: это может быть кратковременная тяжелая психологическая травма (например, авария, смерть близкого, развод) или длительное напряжение (непосильные умственные нагрузки, стрессовая работа).
  • Соматические заболевания: панические атаки могут выступать как симптом некоторых онкологических, кардиологических и других болезней.
  • Воспитание: гиперопека в детстве, всесторонний контроль, или наоборот воспитание девочки как центра вселенной, которой всегда и все позволено;
  • Генетика: исследования показали, что существует генетическая предрасположенность к паническим атакам.
  • Употребление наркотических средств и алкоголизм. Панические атаки часто возникают во время синдрома отмены или абстинентного синдрома или в связи с интоксикацией организма токсическими веществами.
  • Психические болезни (например, шизофрения).
  • Изменения в гормональном фоне: сбой менструального цикла, начало половой жизни, беременность, климакс.
  • Особенности характера: мнительность, тревожность, склонность к ипохондрии.
  • Малоподвижный образ жизни, недостаточность физических нагрузок.

возникновения панических атак

Виды тревожности у детей

Сепарационная тревога

Малыш расстраивается и сильно беспокоится, когда мама или папа уходят. Подросший ребенок отказывается идти в детский сад, оставаться у бабушки. Сепарационная тревога начинает проявляться с 9 месяцев и может обостриться в 2-3 года.

Социальная тревожность у детей

Ребенок чувствует дискомфорт в присутствии большого количества людей, боится осуждения, не переносит шумных мест. Социальная тревожность часто возникает из-за непонимания предмета или события, а также отсутствия опыта у малыша. 

Тревожно-фобическое расстройство

Скрытый, иррациональный страх определенных вещей или ситуаций. Например, боязнь грозы, насекомых, закрытых пространств. 
 

Как помочь

В непростой для малыша ситуации будьте рядом с ним и создавайте поддерживающую атмосферу:

Примите эмоцию ребенка, скажите ему в момент беспокойства: «Я знаю, что тебе это не нравится». Поддерживайте малыша —  покажите, что вы понимаете, как ему сложно, и верите, что он справится с трудной ситуацией При этом дайте понять ему, что вы рядом и поддерживаете его

Фокусируйте внимание малыша на том моменте, который он сумел преодолеть. Например, зашел в комнату, где много людей, согласился на укол Принятие чувств ребенка не подразумевает, что вы сделаете все возможное, чтобы избежать страшной для него ситуации

Ваши действия должны быть направлены на снижение уровня тревожности у него. Проговорите страх. Обсудите с ребенком, что может произойти, если случится то, чего он боится. Например, если малышу страшно отпустить вас в детском саду, поговорите об этом. Если он боится собак, расскажите, как нужно вести себя, если он окажется рядом с животным.  Предоставьте ребенку выбор. Например, если он боится спать в темноте, спросите: «Что тебе поможет спать спокойнее: любимая игрушка, ночник или приоткрытая дверь?» Или дайте ребенку возможность самому придумать решение.  С 3-4 лет можно научить малыша дышать во время появления тревожности или нервозности. Дыхательные упражнения помогают быстро успокоиться. Дети быстро схватывают этот инструмент. Снизить нервозность поможет: умывание холодной водой, прыжки, напряжение и расслабление мышц всего тела. Используйте формулу: «Выясни-вдохнови, чтобы встретиться с непростой ситуацией-вразуми»

Важно вместе с малышом найти выход из сложной для него ситуации и, где уместно, научить по-другому реагировать на нее.  Например, с 4-5 лет некоторые дети боятся, что в дом могут проникнуть воры. Если ребенок вам рассказывает про этот страх, объясните ему, что дом защищен, на дверях замки, в подъезде есть камера и консьерж.  Ребенку важно знать, что взрослые его защищают и создают безопасное пространство для него. Детям важно услышать, что мама и папа держат все под контролем

Показывайте ребенку на личном примере, как вы справляетесь с негативными эмоциями, страхами и тревогой. Пусть дети видят, как вы спокойно переживаете такие моменты. 

Детям важно услышать, что мама и папа держат все под контролем. Показывайте ребенку на личном примере, как вы справляетесь с негативными эмоциями, страхами и тревогой

Пусть дети видят, как вы спокойно переживаете такие моменты. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий