Ребенка надо высаживать на горшок как только он сделает первые шаги.
Ничто не указывает на то, что раннее приучение к горшку повышает интеллект ребенка
В остальном же, не важно, когда Вы начнете это делать, важно , чтобы это не стало проблемой. Поэтому, если Вас раздражает, что Вы десять раз объяснили, а он все равно писает в штаны, то перестаньте объяснять и отложите обучение до лучших времен. В различной литературе называются разные сроки — от первого дня жизни (ребенок с рождения начинает беспокоиться перед дефекацией), до 4 лет (над ним начнут посмеиваться друзья во дворе и он сам научится), поэтому делать из этого проблему не стоит
В различной литературе называются разные сроки — от первого дня жизни (ребенок с рождения начинает беспокоиться перед дефекацией), до 4 лет (над ним начнут посмеиваться друзья во дворе и он сам научится), поэтому делать из этого проблему не стоит.
Выделяют несколько периодов, когда лучше начинать обучение пользованию горшком:
когда ребенок начинает понимать слова родителей;
когда ребенок может сам снять штанишки и сесть на горшок;
когда перед дефекацией он говорит «ка-ка» или «пи-пи»;
когда он говорит «мама, мне неудобно залезать на унитаз».
До последнего все-таки лучше не доводить.
Миф восьмой. У воспитанников Монтессори-школ плохо развивается речь, поскольку, как известно, Монтессори советовала учителям: “Ведите счет словам своим”.
Действительно, учителя в таких школах не читают детям нотации и предпочитают показывать, а не рассказывать. При этом речь детей развивается ничуть не хуже, чем у сверстников. Более того, их словарный запас гораздо богаче и они точнее других описывают понятия
Они привыкают говорить, образно и четко выражая свою мысль, потому что именно так разговаривает с ними учитель, давая знаменитый «трехступенчатый урок» М.Монтессори или обсуждая нечто важное на ежедневном рефлексивном кругу. Ребенок воспринимает такую ясную речь с малолетства, впитывает ее и затем воспроизводит
Вряд ли можно упрекнуть в этом педагогику М.Монтессори.
Миф 1. Учитель думает (и говорит) только о школе
На самом деле, спущенные сверху приказы и инструкции вынуждают педагогов уделять работе времени намного больше, чем это прописано в ТК РФ. 18 часов в неделю по расписанию на деле превращаются в непрекращающийся поток: учитель сидит на совещаниях, проверяет тетради, готовится к урокам, заполняет электронный журнал, созванивается с родителями, пишет объяснительные для прокуратуры и т. д. и т. п. Шлейф школы тянется за учителем везде: дома рассказывает об учениках, с друзьями, которые тоже часто коллеги, устраиваются посиделки в виде педсоветов в узком кругу. Мозг, как музыкальная шкатулка, заводится с периодом действия от рассвета до заката, и на следующий день повторяется то же самое.
Как избежать этой участи? Выходя из школы, вспоминать, что вы муж/жена, мама/папа, сын/дочь, друг/подруга и т. д. Запретить общаться с кем-либо на темы работы сразу, как только захлопнется за вами дверь школы после трудового дня. Жить станет намного интереснее.
Миф 3. Если хотите уйти – уходите незаметно, пока не расплакался
Это же просто издевательство над малышом! Маленький человек испытывает огромное эмоциональное потрясение, обнаружив, что мама внезапно пропала. А вдруг она не вернётся? А, может, опять исчезнет?
Вот так разрушаются доверительные отношения в семье. Малыш просыпается по ночам, чтобы проверить, на месте ли родители, становится беспокойным. Мир воспринимается нестабильным. На горизонте маячит невроз.
Если же взрослые объясняют, куда уходит мама, а ребёнок всё равно её не отпускает, для исправления ситуации нужно разобраться в причинах. Они могут быть следующими:
- плохое самочувствие (болит живот, режутся зубы, поднялась температура);
- не хватает внимания (недостаточно быть с малышом в одном помещении, нужно общаться с ним);
- боязнь одиночества (если родители угрожают, что из-за плохого поведения ребёнка бросят его);
- тревожность мамы (детям предаётся неуверенность взрослых, ведь они очень тонко всё воспринимают).
Для преодоления этого страха полезно поиграть в прятки, чаще обнимать кроху. Если нужно уйти – выбрать момент, когда малыш увлечён интересным занятием. Предварительно мама должна подробно объяснить, куда и на какое время она уходит. И обязательно сдержать слово. Ребёнок постепенно привыкнет, что отсутствие родителей – явление временное.
Ребенок должен спать в отдельной комнате с первых дней жизни.
Ребенок должен спать. И Вы должны спать. Поэтому места для сна должны быть выбраны так, чтобы всем было комфортно. И если всем хорошо в одной постели, то это вполне нормально, если Вы, конечно, не имеете привычки метаться во сне. Можно ставить в свою постель короб от коляски. Можно поставить кроватку вплотную к родительской кровати. Можно отправить малыша спать в соседнюю комнату, если Вам нравится среди ночи бежать в даль на тревожный зов (ностальгия по бурной молодости). Лишь бы всем было хорошо. Но имейте ввиду, что ребенку полезно слушать во сне дыхание матери. В течение 9 месяцев ваше дыхание задавало ритм его дыханию. Ваше сердцебиение — его сердцебиению. Сон в общей комнате облегчит ребенку переход к независимой жизни.
Миф шестой. Невозможно работать в группе с детьми разного возраста. А именно так устроен не только детский сад, но и школа М.Монтессори.
Младшему три года, а старшему пять лет. Но ведь именно такова и многодетная семья. Монтессори-класс действительно похож на семью. Общаясь между собой, дети как бы сами себя ведут, сами себя обучают премудростям жизни. Разновозрастность позволяет избегать детских конфликтов. Одновозрастные дети часто ссорятся и дерутся в группе, потому что вынуждены выстраивать социальную иерархию между собой
Им важно выяснить, кто главный, кто подчиненный. У разновозрастных детей социальная иерархия выстроена естественным образом
Старший – лидер, младший – опекаем. И возможность прожить все три ступеньки – побыть младшим, средним и старшим – помогает ребенку преодолеть кризисы возраста. Уже на втором году жизни группы появляются законы, по которым живут все ребята. Есть и еще одно преимущество разновозрастности: педагог может точнее построить развивающую среду класса, поскольку она напрямую зависит от доминанты определенного возрастного периода жизни детей. Например, в комнате, где проходит свободная работа детей 5–7-летнего возраста (младший класс начальной Монтессори-школы), уже не будут стоять материалы, предназначенные для освоения элементарных умений практической жизни, или сенсорные материалы, так как сензитивные периоды их восприятия и упражнений с ними у детей уже прошли, и ребенок из «строителя самого себя» постепенно становится «исследователем окружающего мира». В то же время большое количество коробочек и бусинок исчезнет из комнаты, где учатся дети 8–10 лет (старший класс начальной Монтессори-школы), ведь эти дети уже хорошо пишут и читают. Центральными в их окружении становятся книги, учебные карточки, справочники, энциклопедии. Значительно расширяется лаборатория, в которой они пытаются экспериментальным путем подтверждать свои гипотезы. Монтессори-материалы приобретают смысл контрольного теста. Дети сами проверяют по ним свои интеллектуальные достижения. В сущности, Монтессори-школа похожа на наши сельские малокомплектки, где в одном классе порой учатся дети двух или даже трех годов обучения. И еще она похожа на яснополянскую школу Льва Николаевича Толстого. Там тоже учили всех сразу, не разделяя детей по возрасту. Вероятно, если бы современные российские сельские учителя заинтересовались педагогической системой Монтессори, они могли бы не только воспользоваться ею в работе, но и значительно обогатить собственным опытом.
МИФ № 4. “Вежливость нужно прививать с пелёнок!”
»А ты спасибо сказал?» – вопрос к годовалому ребёнку, мягко говоря, неуместный. Но сколько значения мы этому можем придавать чуть ли не с пелёнок! «Не воспитывайте детей – они всё равно будут похожими на вас» – вспоминайте это утверждение как можно чаще и не дрессируйте малыша
Лучше обратите внимание на собственную вежливость – и не только при ребёнке. Ну а к малышу относитесь как к априори открытому, искреннему созданию. Если на улице, идя за ручку с родителями, двухлетний сорванец встретит, скажем, воспитательницу и не поздоровается, а начнёт плакать и прятаться за маму – вместо тысячи слов это скажет не о его невежливости, а о том, как с ним обращаются в детском саду
Дальше вам решать, как быть с обнажившейся правдой. Главное – слышать и чувствовать кроху. А говорить «спасибо» и «пожалуйста» он научится на вашем примере
Если на улице, идя за ручку с родителями, двухлетний сорванец встретит, скажем, воспитательницу и не поздоровается, а начнёт плакать и прятаться за маму – вместо тысячи слов это скажет не о его невежливости, а о том, как с ним обращаются в детском саду. Дальше вам решать, как быть с обнажившейся правдой. Главное – слышать и чувствовать кроху. А говорить «спасибо» и «пожалуйста» он научится на вашем примере.
Читаем также: Удобный ребенок. Всегда ли послушание – это хорошо?
Миф 4: Ребёнка нужно ограждать от любых стрессов
Согласно этому мифу детей надо ограждать от любых негативных эмоций: будь то мультфильм, где обижают главного героя, болезнь любимой кошки или мамино плохое настроение. Скрыть, загнать внутрь, даже обмануть – лишь бы на выходе была весёлая рекламная картинка.
На самом деле:
Конечно, жить в атмосфере, где постоянно «сверкают молнии», ребёнку вредно: он не развивается должным образом и в целом может чувствовать себя глубоко несчастным. Но испытать весь спектр человеческих эмоций и чувств, будь то грусть, обида, сочувствие или разочарование, человек должен именно в детстве. Как ещё ему научиться с ними справляться, если не с родительской поддержкой и на их примере?
Ребенок ничего не умеет
Маленькая Настя начала посещать ясли, как вдруг её молодой маме, которая выплачивала кредит за приобретенную квартиру, пришлось срочно вернуться на работу. Спустя несколько часов воспитательница поняла, что ребенок не научен элементарным навыкам самообслуживания.
Полуторогодовалая девочка оказалась не приучена к горшку, постоянно мочилась в штаны, не умела есть ложкой, пить из кружки, мыть руки и пояснить, чего она хочет. Другие дети пугали кроху, она не знала, как с ними контактировать и делиться игрушками.
Во время разговора с матерью, воспитательница услышала, что ребенок до сих пор получает питание из бутылочки, успокаивается с помощью соски. Как пояснила родительница, она всерьез полагала, что именно сотрудники детского учреждения должны обучить детей элементарным навыкам самообслуживания.
Всем родителям стоит подумать, а смогут ли воспитатель и его помощник накормить сразу несколько детей, которые не умеют держать ложку? Выделенное время для пищи не позволяет полноценно покормить каждого малыша, который не умеет кушать самостоятельно.
Кроха в возрасте полтора года, не страдающий отклонениями в развитии, может самостоятельно владеть ложкой, пояснять, что ему нужно в туалет, показывать, чего хочет, где болит и проявлять интерес к игре с другими детьми.
Рекомендация психолога:
Ребенок, который поступает в детский сад, обязан владеть простейшими навыками самообслуживания (в любом возрасте). Это послужит успешной адаптации в учреждении, сможет немало облегчить жизнь, как родителям, так и воспитателям.
Главные мифы о воспитании детей
В каких случаях родители должны быть предельно жесткими, не взирая на общепринятое мнение
На тему воспитания написано много умного и глупого. Если вы — молодые родители, то по совету старших может быть вы и почитаете Бенджамина Спока ( кумир мамочек из 90-х), но вряд ли вы полезете читать философа Жан Жака Руссо ( 18 век), который еще тогда заложил в основу воспитания самые ключевые моменты. А надо бы. Рассмотрим мифы о воспитании детей, которыми все же руководствуются при выращивании младых членов общества.
1. Ребенка нужно сильно, очень любить и за многое прощать!
Вы поразитесь, насколько часто вбивается эта мысль в голову всем. Что значить — любить? Если вы его воспроизвели на свет, то вы его по-любому полюбите, это итак понятно. А вот заменять понятием «я же его люблю, мне жалко его наказывать» — это уже преступление. Причем против этого же ребенка. В будущем ваша псевдолюбовь ударит и по вам и по нему. Не заменяйте понятие «любить» на понятие «жалеть».
2. Ребенка нельзя заставлять!
Еще как «льзя!». Ребенка нужно постоянно заставлять. Не принуждать физической силой, но настаивать на выполнении необходимых действий. Начиная с горшка в два года, заканчивая принудительным мытьем посуды, уборкой и так далее. Понятно, что принуждение к определенным действиям, которые в определенном возрасте должен совершать ребенок, должно быть сознательным. Если ребенок в три года ходит в памперсах и какает в штаны, это, извините, частенько следствие вот такой родительской «любви», жалости и маминой лени. Если 15-летняя девочка не моет посуду, а мальчик-подросток совсем не участвует в мужских семейных задачах, то это — следствие псевдолюбви, за которое общество вам потом спасибо не скажет.
3. Ребенка нельзя наказывать!
Опять «льзя»! Ребенка нужно наказывать, иногда и телесно. Наказывая ваше дитя, вы спасаете его от ошибок в будущем. Вы помогаете ему выстраивать свою линию защиты, пока он — неразумен, просто комок рефлексов. Вы ответственны за это существо, ваша задача его вырастить живым, здоровым и приученным выживать. Если вы позволяете ему совершать асоциальные поступки в детстве без наказания, вы ставите на его развитии крест. Потому что не формируете причинно-следственные связи.
4. Ребенок сам определится, кем он будет когда вырастет
Это — один из самых разрушительных мифов, который погубил много судеб. Нет и снова нет! Подросток, как правило, сам не в состоянии понять, что у него в этой жизни будет лучше всего получаться
Здесь как раз и нужны внимательные и наблюдательные, ( внимание!) любящие родители! Вот где любовь. Любовь — это внимание, пристальное внимание. Да, в мире правят IT-технологии, но это совсем не означает, что нежный чувствительный, к примеру, музыкальный подросток должен пойти непременно в программисты, потому что «без работы не останется…»
Или — если родители — врачи, то будешь врачом тоже! Наблюдайте за своим ребенком, смотрите беспристрастно на его увлечения. Вот что он делает в свободное время, с упоением и наслаждением — это и есть его сфера. Рисует? Отлично, есть шанс рассмотреть профессию архитектора. Возится с животными, обожает их и по-честному ухаживает? Звезда ветеринарии, почему бы и нет. Идите от качеств ребенка, а не от реалий современного мира. Если вы повлияете на его неправильный выбор, другого шанса прожить жизнь у него уже не будет
Да, в мире правят IT-технологии, но это совсем не означает, что нежный чувствительный, к примеру, музыкальный подросток должен пойти непременно в программисты, потому что «без работы не останется…». Или — если родители — врачи, то будешь врачом тоже! Наблюдайте за своим ребенком, смотрите беспристрастно на его увлечения. Вот что он делает в свободное время, с упоением и наслаждением — это и есть его сфера. Рисует? Отлично, есть шанс рассмотреть профессию архитектора. Возится с животными, обожает их и по-честному ухаживает? Звезда ветеринарии, почему бы и нет. Идите от качеств ребенка, а не от реалий современного мира. Если вы повлияете на его неправильный выбор, другого шанса прожить жизнь у него уже не будет.
Фото RachelBostwick
Адаптация к садику: 4 ошибки родителей (видео)
Первые дни, которые мальчик провел в детском саду, прошли на редкость хорошо. Ребенок не капризничал, не звал маму, показывал прекрасные навыки самообслуживания и контактировал с другими детьми. После выходных малыш показывал совсем другое поведение: много плакал, спрашивал про маму, сомневаясь, придет ли она.
Как выяснилось, причина была банальной. Мама, забирая ребенка из детского сада, пытаясь добиться от него послушания, пригрозила, что он может остаться ночевать в садике вместе со сторожем. Таким образом, неудивительно, что малыш проявлял нежелание посещать детский сад и демонстрировал сдержанное поведение, считая, что нельзя доверять никому кроме родителей.
Нельзя пугать ребенка и позволять запугивать его кому-либо другому. Первое время можно будет добиться послушания крохи, но это обернется последствиями для психики, а также отсутствием доверия к родителям, которые не собираются его отдавать посторонним взрослым.
Присыпка или масло — обязательно.
Если ребенок достаточно времени проводит голеньким (несколько часов в день), то можно обойтись без этих средств. Присыпка применяется, если в кожных складках появляется мокнущее раздражение. Ее надо посыпать на свою руку, а потом похлопать по раздраженному месту. Если Вы используете присыпку, то не забывайте ее почаще смывать, иначе, смешиваясь с потом, она может создать среду, благоприятную для размножения бактерий. Масло же желательно наносить лишь на те участки, которые шелушатся и облезают (места контакта с резинками памперсов, глубокие кожные складки). Основная часть кожи должна оставаться чистой, т. к. кожа должна дышать. Для ребенка кожа — вторые легкие.
Боязнь садика
Первые дни, которые мальчик провел в детском саду, прошли на редкость хорошо. Ребенок не капризничал, не звал маму, показывал прекрасные навыки самообслуживания и контактировал с другими детьми. После выходных малыш показывал совсем другое поведение: много плакал, спрашивал про маму, сомневаясь, придет ли она.
Как выяснилось, причина была банальной. Мама, забирая ребенка из детского сада, пытаясь добиться от него послушания, пригрозила, что он может остаться ночевать в садике вместе со сторожем. Таким образом, неудивительно, что малыш проявлял нежелание посещать детский сад и демонстрировал сдержанное поведение, считая, что нельзя доверять никому кроме родителей.
Рекомендация психолога:
Нельзя пугать ребенка и позволять запугивать его кому-либо другому. Первое время можно будет добиться послушания крохи, но это обернется последствиями для психики, а также отсутствием доверия к родителям, которые не собираются его отдавать посторонним взрослым.
А как же опыт прошлых поколений, спросите вы?
Как же мамы и бабушки? Неужели они сознательно пытаются учить нас плохому?
Конечно же, нет. Мы обсудили с вами особенности развития человека, присущие ему как биологическому виду. А существуют еще и культурные традиции, сформировавшиеся под влиянием многих внешних условий.
Если маме надо уйти на полдня в поле или на завод, куда нельзя брать с собой младенца, – у нее нет выбора, носить или нет. Ей придется запеленать, положить в люльку и приложить все усилия, чтоб не выбрался и не причинил себе вреда.
Отсюда и стремление мамы как можно раньше освободить руки, не задумываясь о выводковых, гнездовых и носимых типах, кривых коленках и теории Эриксона.
Но владея информацией, каждая мама сама может решить, на что тратить силы в первые месяцы: бороться с природой во славу достижений цивилизации или сделать ее своей союзницей, мягко адаптировавшись к новым условиям своей жизни и проведя эти дни так, как высший разум планировал изначально для homo sapiens.
Миф девятый. Мария Монтессори отрицала сказки. Она их никогда не рассказывала и не читала детям, и малыши вырастали, не умея фантазировать и не веря в чудеса.
Можно сказать, что это правильный миф. Мария Монтессори не любила сказок. Она предпочитала рассказывать детям интересные истории о том, например, где встает солнце, о тайнах океана или откуда произошло все живое на Земле. То есть она считала, что на все вопросы, которые задает маленький ребенок, возможен ответ в форме увлекательного рассказа. Одновременно этот рассказ был и обучающим уроком. В наше время написано много замечательных, добрых и умных сказок, которые обязательно надо читать детям. И в любом детском садике М.Монтессори или начальной школе – и в России, и за рубежом – педагоги делают это, полагая, что не слишком нарушают принципы Монтессори-педагогики.
Миф 2. Нужно ли утешать, если плачет?
«Будете часто жалеть – воспитаете плаксу. Закалять нужно с детства». Это очень распространённое мнение. Многие взрослые считают, что детские проблемы «не стоят выеденного яйца». Но ведь это мнение того, кто имеет жизненный опыт, а у маленького человека его очень мало. Нужно уметь посмотреть на беду глазами ребёнка. Главное, не переборщить.
Слезливость может быть признаком тонкой душевной организации, повышенной эмоциональности. Чайковский в детстве плакал, когда звучала музыка. Его родители огорчались, думали, что ему не нравится. А оказалось, что так будущий композитор выражал переполнявшие его чувства.
Успокоить малыша помогут внутренне спокойствие и уверенность родителей. Пусть он поделится своими горестями, почувствует поддержку. Чем старше становится ребёнок, тем легче справляется с возникающими препятствиями. Если же загонять его негативные эмоции внутрь, вырастет неуверенный в себе человек.
Причиной «холодных» отношений могут быть собственные комплексы взрослых. Душевная закрытость копируется детьми. Сколько бы родители ни воспитывали, начинать должны с себя. Они показывают ежедневный пример ребёнку. Оптимизм и жизнерадостность будут передаваться ребёнку.
Не повзрослели
Когда в семье появляются дети, не все родители начинают взрослеть. В современном мире все чаще можно встретить родителей, которые нуждаются в помощи и поддержке. Они еще сами ждут, что за них будут решать проблемы и их родители всегда будут рядом.
Особенно критично, если ребенок появляется незапланированно. Такие родители просто не готовы брать на себя ответственность, и они думают, что это ребенок им должен помогать. К примеру, с малого возраста на ребенка взваливаются определенные домашние дела и ему приходится быть самостоятельным. А главным авторитетом для ребенка является его бабушка и дедушка.
Миф 4. Не сказал «спасибо» – невежливый малыш
Один из мифов – «хорошо воспитанный ребёнок тот, кто всегда здоровается». А если не хочет? Увидев учительницу или воспитательницу, прячется за спину мамы? Вместо того, чтобы краснеть и извинятся, задумайтесь: в чём тут причина? Возможно, маленький человек показывает свой протест, сигнализирует, что не всё в порядке в школе или в детском саду. Очень высока вероятность, что ему там не комфортно, с ребёнком плохо обращаются. Чуткие взрослые обязательно среагируют на подобную ситуацию.
Если всё же хотите, чтобы ваш сын или дочь были вежливыми – чаще обращайте внимание на собственное поведение. Английская пословица гласит: «Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас»
Миф второй. Монтессори-педагогика не сочетается с существующими школьными программами
Можно сказать, что это и не миф вовсе. Монтессори-педагогика принципиально непрограммная. То есть не имеет единой программы обучения и воспитания детей, потому что предполагает самостоятельное учение каждого ребенка по собственной уникальной, им самим выстраиваемой траектории. Учителя в Монтессори-школе – не учителя, а скорее организаторы образования. Заметьте, совсем другой смысл.
Впрочем, термин этот характерен не только для Монтессори-школ. Его можно встретить, например, в государственном законе об образовании Финляндии, где поворот к гуманистической педагогике, видимо, уже произошел, а право ребенка на образование становится действительно правом, а не обязанностью. Но все-таки нечто похожее на общую для всех Монтессори-школ мира программу, конечно, есть.
Это подробное описание специально подготовленной развивающей среды для детей разного возраста. По содержанию такая развивающая среда – особенная в каждой стране, так как обеспечивает образование детей в условиях разных культур, но по смыслу – одинаковая, поскольку строго соответствует доминантам развития детей в том или ином возрасте. Развивающую среду создает для детей наставник – организатор образования, и это едва ли не самая главная его обязанность и ответственность.
Миф 2. «Гормоны в голову бьют»
Желание родить ребенка возникает из-за действия женских гормонов
Долгое время считалось, что различия в женском и мужском поведении обусловлены разным уровнем выработки половых гормонов: тестостерона, прогестерона, эстрадиола и др. Высокий уровень секреции андрогенов, то есть мужских гормонов, традиционно связывается с высокой агрессивностью, ориентацией на конкурентные отношения, пространственным и абстрактным мышлением. Женские гормоны — эстрогены и прогестины — с этой же точки зрения «отвечают» за развитие эмпатии, ориентацию на сотрудничество и, разумеется, за врожденное желание заботиться о членах семьи, прежде всего о детях.
Однако в начале XXI века доминирующее в научной среде понимание гормональной регуляции жизнедеятельности человека подверглось серьезной . Исследователи стали указывать на то, что, исследуя гормональные и поведенческие различия, их предшественники совершенно игнорировали социокультурные условия воспитания и взросления своих респондентов.
Эксперименты, включавшие изучение действия андрогенов, окситоцина, пролактина и кортизола показали, что значимую роль в формировании человеческого поведения играет активность коры больших полушарий, определяющая выбор той или иной стратегии действий.
В этой парадигме материнское поведение перестает рассматриваться как обусловленное некоей единой для всех женщин «биологической нормой». Так, исследования Элисон Флеминг и ее коллег убедительно показали, что, хотя соотношение «гормонов беременности» — эстрадиола и прогестерона — заметно сказывается на самочувствии беременных и недавно родивших женщин, их отношение к ребенку определяются вовсе не гормональными изменениями, а предшествующим жизненным опытом и личностными установками.
Более того, выработка ряда гормонов, традиционно считавшихся «ответственными» за привязанность к младенцу — например, окситоцина и пролактина, — в значительной мере зависит от реального опыта взаимодействия взрослых с детьми.
Миф первый. Эта педагогика – для детей с отклонениями в умственном развитии.
Да, действительно, сто лет назад Мария Монтессори начинала свои исследования с проблемными детьми. По специальности она была врачом и психологом. А как известно, многие свои гипотезы люди этих профессий подтверждают, исследуя именно детей с ограниченными возможностями – яснее виден результат. Если гипотеза подтверждается, то с утроенной силой она может работать у обычных детей и с удесятеренной – у одаренных. В том-то и дело, что все методы, которыми М.Монтессори пыталась добиться реальной детской самостоятельности (а именно это она ставила в основу своих исследований), оказались действенными для всех детей. Именно для всех! Независимо от того, отстает ли ребенок в развитии от своих сверстников или опережает их.
Поскольку в нашей стране единой системы работы с любыми детьми, к сожалению, не родилось (если не считать отдельных методов), то государство и посеяло миф о том, что Монтессори-педагогика – это педагогика для больных, а обычным ребятишкам в таких детских садиках и школах делать нечего. В курсе истории педагогики для студентов педагогических вузов в единственном абзаце о системе саморазвития детей в специально подготовленной среде, которую создала Мария Монтессори, так и написано: “…это педагогика для детей с ограниченными возможностями”. Но в том-то и дело, что центральным понятием педагогической системы М.Монтессори является понятие саморазвития. А оно объективно происходит с каждым ребенком. Никто не говорит детям об их норме, не выдвигает базовый стандарт. Существует лишь перечень личных достижений детей на том или ином этапе жизни. И нет в этой педагогике понятия “ребенок должен”. Он сам стремится чего-то достичь, а наставница лишь помогает ему по его просьбе.
При этом специально созданная развивающая среда, типичная для любой Монтессори-школы мира, позволяет самостоятельно учиться всем детям без исключения, в том числе и с отклонениями в развитии. Потому что у них, как считают психологи, преобладает интеллект операционально-технический. Им надо все окружающие предметы трогать, они не воспринимают информацию на слух, как большинство здоровых детей
Но не надо думать, что в жизни любого ребенка, даже самого одаренного, нет периода, когда ему важно самостоятельно действовать с окружающими его простыми предметами среды. Возможность прикасаться к Монтессори-материалу, брать его с полки, действовать, получать собственные навыки в овладении окружающим миром волшебным образом способствует саморазвитию детей, позволяет им всем без исключения самостоятельно и успешно учиться