Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

10 распространенных причин детского непослушания

Правило 3. Принятие

Ваш ребенок – уникальная личность. Другого такого нет, и никогда не будет. Уникальность малыша состоит из физических данных и психических особенностей. Все, что в нем есть, основывается на наследственности, которая досталась ребенку от родителей.

Понятно, что природа иногда создает сочетания, которые не всегда нам нравятся. Ребенок не состоит целиком из одних наших достоинств, увы, он собирает и наши недостатки.

Принимая своего ребенка, мы принимаем самих себя. Поэтому не ищите минусов в детском поведении и внешности, а принимайте уникальность своего ребенка, как свою собственную. Не обманывайте ребенка ложными характеристиками, не ищите виноватых в его неудачах. Принимайте его целиком и учите жить, решая свои проблемы и развивая свои способности.

— Ты испугался выступать на сцене? Это бывает, мне тоже в детстве было страшно, мы потренируемся, и это пройдет.

— Я тоже в детстве с трудом справлялась с нагрузками на физкультуре, но занялась спортом и стало легко! Я предлагаю начать заниматься спортом прямо сейчас.

Безусловно принимать ребенка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

10 распространенных причин детского непослушания

Сопутствующие симптомы

10 распространенных причин детского непослушания

Как распознать, что непослушание — не единичный случай бунта, который может спровоцировать любая стрессовая ситуация, а более глубокий и серьёзный процесс асоциальности? Чтобы своевременно увидеть проблему, понаблюдайте за другими симптомами, которые обычно ей сопутствуют:

  • постоянная, ничем не обоснованная тревога;
  • резкая перемена настроения: громкий смех может неожиданно перерасти в плач;
  • проблемы со сном: долго не засыпает, часто просыпается, отказывается вставать по утрам;
  • нервный, судорожный кашель на фоне отсутствия респираторных и лёгочных заболеваний;
  • заикание;
  • диарея;
  • отсутствие друзей;
  • неуправляемые истерики;
  • нервозность, агрессия, быстрая возбудимость;
  • замкнутость;
  • привычка грызть ногти, кусать пальцы, брать в рот различные вещи, сосать кончики волос.

Если на фоне постоянного неповиновения наблюдаются выше обозначенные симптомы, значит, ситуация вышла из-под контроля. Пора предпринимать меры.

Правило 4. Называйте ребенка по имени

Вы помните, как долго и тщательно выбирали имя ребенку? Имя – самая приятна мелодия для любого человека, как справедливо сказала Карнеги.

Однако современные родители часто заменяют имя безобидными прозвищами: зайка, лапушка, принцесска и др. Безусловно, они имеют право «жить» в бытовом общении как игровой момент, но не несут никакой личностной нагрузки.

Имя – это личность человека, пусть пока еще и очень маленького. Свое имя человек слышит с рождения. Близкие люди называют имя малыша нежно, ласково, с любовью. Малыш, не понимая слов, в звуке имени улавливает любовь. Принятие любви вместе с именем остается с человеком навсегда!

Называя ребенка по имени, мы подчеркиваем, что нас интересует он и его мнение, а не что-то обезличенное. Играя с вариантами имени, мы можем успокоить малыша, настроить на серьезный лад, подчеркнуть его значимость.

— Машенька, ты обиделась?

— Маша, ты собралась в детский сад?

— Как объявят на празднике твое выступление? «Выступает — Иванова Мария».

 — А что по этому вопросу думает Мария Алексеевна?

Каждое обращение имеет свою эмоциональную окраску, которую ребенок безошибочно улавливает.

10 распространенных причин детского непослушания

7 фраз, которые помогут ребёнку вас услышать

Правило 5. Я+ТЫ

Чтобы обращения к детям были эффективными, нужно строить их по формуле «Я+ТЫ».  Я – это эмоции и чувства взрослых. Ты – действия и поступки ребенка.

— Мне было приятно, что ты хорошо вел себя в гостях.

— Мне было стыдно за тебя, когда ты грубо разговаривал с бабушкой.

Мы снова вернулись к равновесию: балансу взрослого и ребенка.

Вы уже обратили внимание, что в формуле «Я+ТЫ» чего-то не хватает? Не хватает знака равенства. Чему равно «Я+Ты»? Конечно, «МЫ»

В нашем высказывании появляется третья часть, объединяющая взрослого и ребенка.

— Я была рада увидеть, как ты замечательно выступил на празднике, давай всегда будем тщательно готовиться ко всем мероприятиям.

— Я очень переживала, когда ты без спроса ушел с детской площадки, давай договоримся, что ты будешь всегда сообщать мне, если хочешь куда-то отойти.

МЫ – складывается из наших общих чувств и эмоций, запретов и разрешений и установленных правил, требований и любви к ребенку.

Мы – основа равновесия.

Как это пережить

Кризис негативизма – явление проходящее и совершенно нормальное. Чем мягче будет его исход, тем сильнее окажется привязанность между малышом и заботящимся о нем взрослым.

Задача матери и отца – не сходить с сильной позиции, не давать слабину, но при этом транслировать любовь и уверенность в своих словах и действиях.

Чтобы взрослые могли стойко вынести период, когда тоддлер 2-3 лет не слушается, нужно уделять существенное время заботе о себе и своем внутреннем ресурсе:

  • давать себе возможность для отдыха;
  • смотреть развивающие видео, читать интересные книги;
  • стараться устраивать себе выходы из дома без ребенка, передав его в заботливые руки няни или старшего поколения;
  • проводить время наедине друг с другом;
  • не молчать о своих проблемах;
  • не стесняться просить о помощи у близких людей;
  • учиться спокойно реагировать на негативные моменты и подмечать позитивные.

Главный совет – проявить терпение и с благодарностью смотреть на один из важных этапов взросления малыша.

Если ничего не помогает

В 99% случаев плохого поведения у ребятишек, проблема эта носит исключительно педагогический характер. Как только родители начнут правильно выстраивать свои взаимоотношения с малышом (научатся адекватно использовать запреты и перестанут реагировать на детские крики и слезы) — капризы и истерики ребенка сойдут на «нет»…

Но если вы все делаете правильно, не реагируете на капризы и истерики, четко следуете вышеупомянутым правилам, а эффекта так и не добились — и малыш по-прежнему сильно кричит, требуя своего, и продолжает истерить — с большой долей вероятности вам нужно показать такого ребенка специалистам (неврологу, психологу и т.п.), потому что причина в этом случае может быть не педагогическая, а медицинская.

Суть проблемы

10 распространенных причин детского непослушания

Для начала родителям нужно осознать, что капризные, истеричные и непослушные дети — это далеко не мило. И если в 2 года надутые губки и приказной тон могут восприниматься как шарм и обаяние, то в 4 и 5 лет, когда это входит в привычку, такое поведение начинает раздражать всех окружающих.

Почему эта проблема так важна в психологии и педагогике?

Во-первых, детское непослушание портит личность самого ребёнка. У него стираются границы дозволенного, он не умеет вести себя в обществе. Это приводит к асоциальному и деструктивному поведению. В будущем это чревато одиночеством, изолированностью, аутизмом и прочими серьёзными последствиями.

Во-вторых, это вызывает нервные расстройства у родителей и провоцирует внутрисемейные конфликты. Когда оказывается, что прелестный капризный шалун вырос в непослушного и неуправляемого ребёнка, мать и отец нередко стараются сбросить с себя ответственность за собственные упущения в его воспитании и взвалить её друг на друга.

В-третьих, это приводит к социальным конфликтам: ребёнка — с его ровесниками, родителями, воспитателями и учителями; родителей — с ребёнком и теми взрослыми, которые сталкиваются с его непослушанием. Правила пребывания в детском саду и школе предполагают соблюдение определённых общественных норм в поведении, которые в данном случае попираются и приводят к негативным последствиям.

Если копать глубже, непослушные детки — проблема гораздо более масштабная, чем может показаться. Согласно статистике, именно из них вырастают члены неформальных группировок, аутисты, суицидники и преступники. Причина их асоциального и девиантного поведения в неприятии правил и законов общества, которое корнями уходит в детство.

Именно поэтому так важно своевременно увидеть проблему и как можно скорее решить

Профилактика

10 распространенных причин детского непослушания

Чтобы ребёнок не вырос непослушным, необходимо начать его воспитывать с самого раннего возраста (1,5-2 лет).

  1. Научить его саморефлексии, контролировать собственное поведение. Для этого он должен понимать, что он сделал хорошо, а что плохо. Должен усвоить слова «нельзя», «нет», «не надо».
  2. Воспринимать его как взрослого человека. Позволять совершать ошибки и учиться на них. Дать ему относительную свободу — с той целью, чтобы он научился нести ответственность за собственные поступки.
  3. Отсеивать дурное влияние со стороны, ограничить общение с теми, кто заставляет его быть непослушным. Это может быть пример соседского задиристого мальчика или отрицательного персонажа из мультсериала. Нередко этому невольно способствует всеобъемлющая любовь бабушек.
  4. Не делать его центром Вселенной.
  5. Растить в системе поощрений и наказаний (не телесных, конечно). Сделал хорошо — похвалили, нарушил запрет — придётся чем-то пожертвовать (лишиться сладкого, телефона или любимой игрушки).
  6. Не подавать дурной пример, при нём всегда уважительно относиться к другим людям, будь то член семьи или случайный прохожий на улице.
  7. Чтобы воспитать его, не обязательно быть жёсткими. Это не синоним требовательности. Правила и запреты нужно доносить спокойным голосом и без насилия.
  8. Ежедневно разговаривать с ним, обсуждать, что произошло сегодня, что хорошего и не очень он сделал за день.
  9. Не бояться проявлять любовь и заботу, уделять ему достаточно времени, но в то же время предоставить и личностное пространство.

Чем раньше родители займутся воспитанием, тем меньше проблем у них потом возникнет. И помните: самые непослушные дети вырастают в неблагополучных семьях, где отношения между взрослыми и сама атмосфера оставляют желать лучшего.

Распространенные ошибки родителей

Вне зависимости от возраста ребенка родители неизменно совершают в процессе воспитания ряд грубых ошибок, откладывающихся в сознании малыша. Детская память сохраняет подобную модель поведения навсегда, поэтому о корректности наказания и проведения профилактических бесед нужно позаботиться заранее:

Отсутствие зрительного контакта во время воспитательной работы (ребенок не воспринимает должным образом фразы, произносимые родителями).

Идеализирование отпрыска и желание «получить» от малыша больше, чем он способен «дать» (взрослые требуют от детей побед на школьных олимпиадах и в спортивных соревнованиях, не понимая, что ребенок еще не готов к покорению подобных вершин).

Размытые просьбы и неточные формулировки (в воспитательном процессе родители не уделяют внимания корректности сказанных слов, поэтому в сознании детей складывается неправильное понимание выдвигаемых к ним требований).

Излишнее многословие во время объяснения ребенку правил поведения (дети концентрируют внимание на начальном этапе диалога, поэтому нужную информацию старайтесь донести четко и ясно, не предаваясь лирическим отступлениям).

Неумение ждать и отсутствие терпения приводят к преждевременному разочарованию в собственном чаде со стороны родителей (взрослые не осознают, что на корректировку устоявшегося поведения ребенку требуется значительно больше времени).
Бесполезное повторение однотипных просьб сводится к формированию в сознании малыша неважности подобных фраз (если родители ограничили отпрыска в определенных сферах деятельности, создав нерушимые запреты, то они должны обязательно добиться выполнения собственных «приказов»).

Использование фраз с отрицательным оттенком, вызывающих в сознании ребенка обратный эффект (частица «не» для малыша становится руководством к действию, чтобы вопреки запретам «вкусить» таинственный плод).

10 распространенных причин детского непослушания

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий