Физиологические рефлексы новорожденных — таблица по месяцам

Основные рефлексы и их виды

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

Как развивается малыш в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Физическое развитие:

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие:

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Зачем малышу пустышка

В некоторых ситуациях пустышка бывает очень полезной. Не стоит принимать никаких принципиальных решений еще до рождения малыша. Реальность может сильно изменить ваши планы.

Сосательный рефлекс

Ребенок появляется на свет с рядом врожденных рефлексов, один из них — сосательный. На практике это означает, что младенец сосет не только, когда хочет есть, но и когда нужно успокоиться. Также сосательный рефлекс бывает разным по силе. Малыш с ярко выраженным сосательным рефлексом будет проводить у маминой груди много времени. Будет видно, что потребность в пище он уже удовлетворил, а в сосании — нет. Такие детки готовы сосать свои пальчики или угол одеяла.

Пустышка в данном случае будет наилучшим выходом из ситуации. Современные производители предлагают нам пустышки, максимально имитирующие женский сосок и не препятствующие нормальному развитию нёба, прикуса и речи. Исследования показывают, что сосание пальчика приводит к деформации ротовой полости, поэтому лучше дать пустышку.

Связь с мамой

Не всегда по объективным причинам мама может находиться рядом с малышом. Кормящая грудью женщина, уезжая их дому, сцеженное грудное молоко ребенку оставит, а вот свою нежность, тепло и ощущение безопасности — нет. Если в такой ситуации ребенок захочет сосать пустышку, не стоит ему отказывать. Мама для него — целый мир и ее отсутствие может быть психологически очень болезненным.

Активность

Природой разработан интересный механизм — у сосущего ребенка в центральной нервной системе запускаются процессы обширного торможения (малыш успокаивается). Изначально это побуждает женщину как можно чаще прикладывать свое чадо к груди для стимуляции лактации и формирования глубокой психологической связи между мамой и ребеночком. Взаимосвязь очевидна: сосущий ребенок — спокойный ребенок. Если малыш нервничает, можно дать ему пустышку, но на непродолжительное время. Все время сосать не слишком полезно, ведь двигательная активность снижается, кроха недостаточно двигается и хуже развивается.

Искусственное вскармливание

Ребеночку, которого кормят смесями, пустышка понадобится для удовлетворения сосательного рефлекса и психологического комфорта. Тут потребность физиологическая. Если не дать малышу-«искусственнику» пустышку, он будет сосать пальчики, уголки пеленки, части игрушек и все, что окажется поблизости.

Опасно ли торможение рефлексов

Рефлекс восстановится при условии, если человек возобновит действия, вызывавшие его ранее. Если врожденная реакция не подпитывается, она затормаживается, ослабевает, окончательно не устраняется: нервная система «запоминает». Пока стимулятор незнакомый, нервная система будет «изучать», определяя характер раздражителя – полезный либо вредный для человека. Благодаря затормаживанию или усилению реакций организм приспосабливается к внешнему миру.

Иногда случается, что реакции затормаживаются настолько сильно, (к примеру, при сильном нервном потрясении человек не способен двигать нижними конечностями), что подобное становится опасно для здоровья и жизни. Тогда требуется глубоко обследовать нервную систему.

Нарушения рефлекторных реакций

Проверка рефлексов является обязательной процедурой для диагностирования правильности развития ребенка. В случае выявления каких-либо отклонений в проявлении рефлексов у новорожденного, необходимо пройти срочную консультацию у специалиста. Своевременная коррекция дает возможность организму младенца быстро восстановиться и в дальнейшем развиваться без патологий.

Итак, на что же нужно обращать внимание?

Прежде всего, важно помнить, что у новорожденного должны проявляться абсолютно все из перечисленных рефлекторных реакций. У недоношенных, а также младенцев, у которых при рождении была асфиксия или родовая травма, безусловные рефлексы выражены более слабо. Обязательно нужно следить за периодами угасания рудиментарных автоматизмов

Если по истечении обозначенных сроков рефлекторная реакция остается ярко выраженной, это свидетельствует о нарушении деятельности центральной нервной системы

Обязательно нужно следить за периодами угасания рудиментарных автоматизмов. Если по истечении обозначенных сроков рефлекторная реакция остается ярко выраженной, это свидетельствует о нарушении деятельности центральной нервной системы.

Также неблагоприятным показателем служит резкое изменение (усиление или ослабление) рефлексов у новорожденного. Это может быть в результате:

  1. нарушения мышечного тонуса, подробнее об этом: гипертонус у новорожденного>>>;
  2. патологии нервной системы;
  3. воспалительных заболеваний;
  4. реакции на лекарственный препарат.

При проверке проявлений рефлексов следует учитывать такие моменты:

  • Незначительное усиление рефлекторных реакций младенца может наблюдаться при повышенной нервной возбудимости;
  • Оральные рефлексы наиболее выражены в период перед кормлением. Когда ребенок сыт, он может проявлять их не так явно;
  • Рефлекторная реакция на раздражитель должна быть одинакова с обеих сторон.

Конечно же, важно обращать внимание на общее состояние младенца. Если при изменениях в проявлении рефлекторной реакции отсутствуют другие неврологические патологии, то это может являться индивидуальной особенностью организма новорожденного и не окажет отрицательного влияния на его дальнейшее развитие

Главное, чтобы врач после осмотра сделал заключение «физиологические рефлекторные реакции младенца в норме»

Такой диагноз означает, что ваш ребенок чувствует себя хорошо и у него со здоровьем все нормально

Главное, чтобы врач после осмотра сделал заключение «физиологические рефлекторные реакции младенца в норме». Такой диагноз означает, что ваш ребенок чувствует себя хорошо и у него со здоровьем все нормально.

  • Икота у новорожденных
  • Синдром внезапной детской смерти
  • Почему ребенок срыгивает после кормления?

Патологические рефлексы

Основная статья: Пирамидные знаки

Патологические рефлексы — неврологический термин, обозначающий необычные для здорового взрослого человека рефлекторные реакции. В ряде случаев свойственны более ранним стадиям фило- или онтогенеза.

Рефлексы орального автоматизма являются одним из проявлений псевдобульбарного синдрома, который возникает при двустороннем поражении пирамидных путей, идущих к двигательным ядрам языкоглоточного, блуждающего, добавочного и подъязычного нервов (каудальной группы черепных нервов). К ним относятся: Хоботковый рефлекс, Дистанс-оральный рефлекс Карчикяна, Назо-лабиальный рефлекс Аствацатурова, Ладонно-подбородочный рефлекс Маринеску-Радовичи (Marinescu-Radovici), «Бульдожий» рефлекс Янышевского.

К патологическим кистевым рефлексам относятся: рефлекс Тремнера, Якобсона-Ласка, Жуковского, Бехтерева запястно-пальцевой, верхний рефлекс Россолимо, большепальцевой сгибательный рефлекс Клиппеля—Вейля.

Патологические стопные рефлексы делятся на разгибательные и сгибательные. К первым относятся: рефлекс Оппенгейма, рефлекс Гордона, рефлекс Шеффера, рефлекс Бабинского, рефлекс Чаддока, рефлекс Бинга, рефлекс Штрюмпеля. Ко вторым относятся: нижний рефлекс Россолимо, Рефлекс Бехтерева-Менделя, Рефлекс Жуковского-Корнилова, Рефлекс Бехтерева, Рефлекс Пуусеппа.

Одним из патогномоничных признаков поражения пирамидного пути являются клонусы. Проявляются быстрыми и ритмичными сокращениями мышцы или группы мышц в ответ на их растяжение. Клонус стопы — вызывается у больного, лежащего на спине, а клонус надколенной чашечки — у больного, лежащего на спине с выпрямленными ногами.

Рефлекторное содружественное движение конечности, сопутствующее произвольному движению другой конечности называется Синкинезией. Синкинезии могут быть как физиологическими (например, размахивание руками во время бега или быстрой ходьбы), так и патологическими. Патологические синкинезии подразделяют на 3 типа: глобальные синкинезии, имитационная синкинезия, координаторная синкинезия. Синкинезии развиваются не в остром, а в отдалённом периоде основного заболевания, приведшего к поражению пирамидных путей. Их патогенез не до конца изучен. Они часто воспринимаются больными со спинальной травмой как признак восстановления нервной проводимости спинного мозга.

Нарушения рефлекторных реакций

Проверка рефлексов является обязательной процедурой для диагностирования правильности развития ребенка. В случае выявления каких-либо отклонений в проявлении рефлексов у новорожденного, необходимо пройти срочную консультацию у специалиста. Своевременная коррекция дает возможность организму младенца быстро восстановиться и в дальнейшем развиваться без патологий.

Итак, на что же нужно обращать внимание?

Прежде всего, важно помнить, что у новорожденного должны проявляться абсолютно все из перечисленных рефлекторных реакций. У недоношенных, а также младенцев, у которых при рождении была асфиксия или родовая травма, безусловные рефлексы выражены более слабо. Обязательно нужно следить за периодами угасания рудиментарных автоматизмов

Если по истечении обозначенных сроков рефлекторная реакция остается ярко выраженной, это свидетельствует о нарушении деятельности центральной нервной системы

Обязательно нужно следить за периодами угасания рудиментарных автоматизмов. Если по истечении обозначенных сроков рефлекторная реакция остается ярко выраженной, это свидетельствует о нарушении деятельности центральной нервной системы.

Также неблагоприятным показателем служит резкое изменение (усиление или ослабление) рефлексов у новорожденного. Это может быть в результате:

  1. нарушения мышечного тонуса, подробнее об этом: гипертонус у новорожденного;
  2. патологии нервной системы;
  3. воспалительных заболеваний;
  4. реакции на лекарственный препарат.

При проверке проявлений рефлексов следует учитывать такие моменты:

  • Незначительное усиление рефлекторных реакций младенца может наблюдаться при повышенной нервной возбудимости;
  • Оральные рефлексы наиболее выражены в период перед кормлением. Когда ребенок сыт, он может проявлять их не так явно;
  • Рефлекторная реакция на раздражитель должна быть одинакова с обеих сторон.

Конечно же, важно обращать внимание на общее состояние младенца. Если при изменениях в проявлении рефлекторной реакции отсутствуют другие неврологические патологии, то это может являться индивидуальной особенностью организма новорожденного и не окажет отрицательного влияния на его дальнейшее развитие

Главное, чтобы врач после осмотра сделал заключение «физиологические рефлекторные реакции младенца в норме»

Такой диагноз означает, что ваш ребенок чувствует себя хорошо и у него со здоровьем все нормально

Главное, чтобы врач после осмотра сделал заключение «физиологические рефлекторные реакции младенца в норме». Такой диагноз означает, что ваш ребенок чувствует себя хорошо и у него со здоровьем все нормально.

  • Икота у новорожденных
  • Синдром внезапной детской смерти
  • Почему ребенок срыгивает после кормления?

Прямо сейчас получите СПРАВОЧНИК питания кормящей мамы, чтобы защитить ребенка от аллергии, коликов и боли в животе.

Узнайте о самых частых заболеваниях грудничка:

Чему учится малыш от 0 до 1 месяца

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.

Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.

Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает. 

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
  • Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).

Сегментарные автоматизмы (оральные)

Вся группа автоматизмов напрямую связана с сосанием и грудным вскармливанием. Даже если малыш получает жидкую детскую смесь вместо маминого молока, реакция сохраняется и направлена лишь на добычу жидкой пищи.

Сосательный рефлекс

Если дать ребенку грудь, соску, бутылочку или просто ввести палец в ротик на пару сантиметров, то малыш тут же примется сосать. Хорошо развит рефлекс у здоровых и доношенных детей, и позволяет им быть всегда готовыми к приему пищи.   Данная реакция является безусловной и сохраняется достаточно долго: первые 2-3 года жизни, что объясняет пропаганду продолжительного грудного вскармливания среди специалистов и педиатров.   Бытует мнение, что одной из причин вредных детских привычек, таких как сосание пальца, посторонних предметов (постельное белье, уголки одежды и т.п.) могут быть следствием неудовлетворенного сосательного рефлекса. Если причина действительно в этом, то после 2-3 лет такая вредная привычка пройдет без посторонней помощи.

Рефлекс Куссмауля (поисковый)

У младенцев до 3-4 месяцев можно наблюдать такую картину: если погладить/надавить/потрогать уголки рта, серединку верхней или нижней губы, то ребенок приоткроет ротик и будет тянуться в сторону раздражителя, принимая его за мамин сосок или соску от бутылочки. Особенно выражен, когда ребенок голоден или наступило время кормления.

  В норме малыш одинаково хорошо реагирует на поглаживания или надавливания с любой стороны.

Хоботковый

При легком ударе пальцами губ ребенка, непроизвольно сокращается круговая мышца рта, вследствие чего грудничок вытягивает губы «трубочкой», опять-таки выражая свою готовность к приему пищи.

(рефлекс Бабкина)

При надавливании на ладонь, малыш сгибает голову и открывает рот. Хорошо выражен с первых дней и наблюдается до 2-3 месяцев, а затем постепенно исчезает.  

Патологические рефлексы

Патологические рефлексы возникают вследствие поражения пирамидного пути, который проводит импульсы от коры головного мозга к спинному мозгу. Пирамидный путь проходит от передней центральной извилины коры головного мозга через подкорковые отделы мозга, ствол мозга и заканчивается в клетках передних рогов спинного мозга.

Патологические рефлексы наблюдаются не только в случаях поражения пирамидного пути, но и в норме у детей 1—1,5 лет (см. выше). Различают патологические рефлексы: а) кистевые; б) стопные (сгибательные и разгибательные); в) орального автоматизма.

Кистевые рефлексы характеризуются тем, что при различных способах их вызывания возникает рефлекторное сгибание пальцев кисти рук — они «кланяются».

Кистевой симптом Россолимо — исследующий наносит кончиками пальцев короткий отрывистый удар по кончикам II—V пальцев руки больного (кисть в положении ладонью вниз). В ответ происходит ритмичное сгибание кончиков пальцев.

Симптом Жуковского— исследующий наносит молоточком удар по ладони у основания пальцев. В ответ происходит ритмичное сгибание кончиков пальцев.

Стопные рефлексы делятся на разгибательные и сгибательные. Разгибательные стопные рефлексы характеризуются тем, что при различных способах их вызывания возникает рефлекторная экстензия (разгибание) большого пальца.

Симптом Бабинского вызывается проведением рукояткой неврологического молоточка, тупым концом иглы по наружному краю подошвы (рис. 9). В ответ возникает разгибание большого пальца или веерообразное расхождение пальцев стопы. У детей до 1,5 лет симптом Бабинского является физиологическим и вызывается в норме.

Симптом Оппенгейма вызывается проведением тыльной поверхностью средней фаланги II и III пальцев по передней поверхности голени исследуемого. В ответ возникает рефлекторное разгибание большого пальца стопы (рис. 10).

Симптом Гордона вызывается сжатием икроножной мышцы ноги исследуемого (рис. 11). В ответ возникает рефлекторное разгибание большого пальца стопы.

Симптом Шеффера вызывается сжатием ахиллова сухожилия (рис. 12). В ответ возникает рефлекторное разгибание большого пальца стопы.

Сгибательные стопные рефлексы характеризуются тем, что пальцы при различных способах раздражения их «кивают», «кланяются».

Симптом Россолимо — исследующий кончиками пальцев наносит короткий удар по кончикам II—V пальцев с подошвенной стороны стопы исследуемого. В ответ возникает рефлекторное сгибание пальцев.

Симптом Жуковского — вызывается ударом молоточка по середине подошвы у основания пальцев. В ответ возникает рефлекторное сгибание пальцев.

Симптом Бехтерева I — вызывается ударом молоточка по тыльной части стопы в области IV— V плюсневых костей. В ответ возникает рефлекторное сгибание пальцев.

Симптомы орального автоматизма возникают при двустороннем поражении кортико-ядерных путей (путей, идущих от коры к ядрам черепно-мозговых нервов).

Ладонно-подбородочный рефлекс вызывается раздражением ладони. В ответ возникает сокращение мышц подбородка.

Губной хоботковый рефлекс вызывается перкуссией или штриховым раздражением губ. В ответ возникает выпячивание губ.

Хватательные рефлексы возникают при поражении лобной доли наряду с симптомами орального автоматизма, расстройствами психики, речи. Различают несколько хватательных рефлексов.

Симптом автоматизированного хватания возникает при штриховом раздражении ладони. В ответ возникает сгибание пальцев кисти (больной хватает предмет).

Симптом навязчивого хватания — больной хватает все окружающие предметы.

Наряду с патологическими рефлексами в парализованных или паретичных конечностях наблюдается повышение сухожильных и надкостничных рефлексов, мышечного тонуса, возникают защитные рефлексы.

Защитные рефлексы — непроизвольно возникающее укорочение или удлинение парализованной конечности (сгибание или разгибание ее), которое возникает в ответ на болевое, температурное, холодовое раздражение. Например, в ответ на укол иглой паретичная конечность сгибается в коленном, тазобедренном суставе. При резком болевом сгибании пальцев стопы возникает сгибание ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.

Защитные рефлексы проявляются по-разному. Если паретичная конечность была согнута, то после укола, резкого охлаждения эфиром — разгибается, если разогнута — сгибается. Аналогичные явления отмечаются на руках.

Оральные сегментарные автоматизмы[ | ]

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях. Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь. Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления

Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва

Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС

Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

Воспроизвести медиафайл

Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

История учения об условных рефлексах[6]

В конце XIX нач. XX в. И. П. Павлов, продолжая идеи, которые были начаты в работах И. Сеченова («Рефлексы головного мозга») и других ученых материалистов, экспериментаторов, поставил цель «свести психические процессы к физиологическим основам». Определяющим поворотом к этому послужило открытие факта так называемого «психического слюноотделения» во время изучения им работы пищеварительных желез. И.П. Павлов, его сотрудники и диссертанты (Глинский, С. Г. Вульфсон, А. Т. Снарский, И. Ф. Толочинов) провели серию экспериментов на собаках предваряющие последующие выводы о природе условных рефлексов (1901-1903).

На международном медицинском конгрессе в Мадриде 1903 года Павлов сделал первый доклад о теории условных рефлексов «Экспериментальная психология и психопатология на животных». После чего наметилась перспектива развития экспериментальной патологии высшей нервной деятельности («экспериментальной психопатологии»). В 1904 году в Нобелевской лекции Павлов уже говорил о «Первых твердых шагах на пути нового исследования».

Дальнейшие исследования в школе Павлова по систематизации у.р. привела к новым наблюдениям и фактам: угасание и восстановление условных рефлексов; рефлекторная теория; механизм замыкания; методика «искусственных» условных рефлексов; генерализация условного рефлекса; последовательное торможение; внешнее торможение; диференцировка; запаздывающее торможение; открыты условные следовые рефлексы; «закон силы» и др. ( Б. П. Бабкин, А. П. Зельгейм, В. Н. Болдырев, Н. Ф. Парфенов, Н. А. Кашерининова, Воскобойникова-Гранстр, Г. П. Зеленый, П. Н. Васильев, Г. В. Миштовт, А. В. Палладин, П. П. Пименов, Н. П. Тихомиров, И. Я. Перельцвейг, И. В. Завадской, М. И. Эльяссон, Л. А. Орбели, К. Н. Кржышковский, Иванов-Смоленский, П. С. Купалов, М. К. Петрова, К. М. Быков).

1908 г. Н. И. Красногорским сделаны первые исследованиях на детях («Условные рефлексы у детей»).

1927 г. доклад И.П. Павлова об изучении на базе условных рефлексов типов НС и неврозов «О физиологическом учении о типах нервной системы или темпераментах».

1930 доклад В. В. Строганова о методе условных рефлексов в физиологии труда.

Учение И. П. Павлова дало толчок для развития многим исследователям и школам («рефлексология» В. М. Бехтерева, «дрессурметод» О. Калишера; школа И. С. Бериташвили и др). Метод условных рефлексов () является одним из методов бихевиоризма (Torndike, Hunter, Jerkes, Hudgins, др.).

Явление у.р. было упомянуто независимо Эдвином Твитмайером приблизительно в то же время, что и в лаборатории И. П. Павлова, но не получило своего развития.

Особенности кожи новорожденного ребенка

Кожа ребенка при рождении покрыта сыровидной смазкой, выделяемой кожными сальными железами. Эта смазка внутриутробно предохраняет кожу от размокания поверхностного слоя, защищает от действия околоплодных вод, а во время родов способствует более легкому прохождению ребенка через родовые пути матери.

Кожа новорожденных очень нежна и тонка, вследствие чего она чрезвычайно ранима. На плечах и верхней части спины кожа покрыта пушком. У недоношенных детей этот пушок гуще и покрывает, кроме того, лоб и щеки.

Пушок на коже новорожденного

Цвет кожи новорожденного

Кожа новорожденного ярко-розового цвета. Ее цвет зависит от того, что очень близко к поверхностному слою, располагается густая сеть кровеносных сосудов.

На 2-3-4-й день после рождения ярко-розовый цвет кожи переходит в желтоватый. Наступает так называемая физиологическая желтуха. Она наблюдается почти у всех детей. Ничего опасного для ребенка эта желтуха не представляет, хотя и бывает иногда очень резко выражена. Через 3-4 дня желтуха проходит, и кожа постепенно принимает свою нормальную бледно-розовую окраску.

Физиологическая желтуха новорожденного

Мышечная и костная система новорожденного

Мышцы у ребенка вначале развиты слабо. Несмотря на это, мышцы новорожденного находятся в напряженном сокращенном состоянии. По мере роста ребенка эта напряженность мышц ослабевает, движения становятся свободными, далее мышцы увеличиваются в объеме и делаются более упругими при пальпации.

Костная система ребенка, его скелет, представляет некоторые особенности. Кости у него мягче и эластичнее, так как в них много хрящевой ткани.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку.  Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Двенадцатый месяц

Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.

В год малыш чаще всего начинает ходить.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.

Читайте в статье, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>

  • Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
  • Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
  • Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. Информация о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку>>> В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
  • Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.

Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.

Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же. Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше

Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.

На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий