Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 12 октября 2021

Как воспитывать ребенка флегматика

Маленький флегматик: воспитываем по правилам

Главный принцип, которого следует придерживаться при воспитании ребенка-флегматика — не торопить. По своей природе человек такого склада не может ускоренно работать, так как у него выработан свой особый темп. Такого ребенка торопить нельзя. Он умеет рассчитывать время, и поэтому не стоит от него требовать многого.

На маленького флегматика нельзя давить. В противном случае он будет обдумывать все намного дольше, делать медлительнее и проявлять себя пассивнее. Нельзя называть его копушей, в особенности если рядом другие люди, даже если это члены семьи. Дети-флегматики очень нуждаются в одобрении. Таким малышам нужно предлагать разнообразные занятия, однако не стоит подгонять с их выполнением.

Как воспитывать ребенка флегматика

Недостатки характера

Флегматиков называют слишком пассивными людьми (см. Интроверт). Их жизнь проходит достаточно спокойно, даже скучно. Можно говорить об отсутствии каких-либо амбиций. Данный тип психики позволяет не особо зависеть от комфорта, в том числе, психологического. Флегматики в большинстве своем достаточно апатичные люди. Они вполне могут смириться с проблемами, которые существуют в их жизни.

Огромная проблема – это пассивность, которая полностью устраивает флегматиков. Они не видят никакого смысла в активном развитии. Им не хочется пробовать что-то новое, вести более разнообразную жизнь. Это приводит к потерям шансов на лучшую жизнь для них самих и близких людей.

Плохая адаптация

При столкновении с изменениями, переменами, флегматик словно впадает в ступор. Он не способен легко переключиться с одной деятельности на другую.

Если человека увольняют с работы (см. Подсидели на работе), представитель этого темперамента сразу не бросится искать новую. Он будет постепенно привыкать к мысли, что его уволили

Важно, чтобы человек постепенно адаптировался к изменившимся обстоятельствам. Он словно будет пребывать в состоянии прострации. Спустя какое-то время флегматику удается разработать план действий, который касается поиска новой работы

С другой стороны, нет четких данных, когда именно он пребудет к решительным действиям

Спустя какое-то время флегматику удается разработать план действий, который касается поиска новой работы. С другой стороны, нет четких данных, когда именно он пребудет к решительным действиям.

Замкнутость

Такой человек будет с трудом выстраивать социальные связи. Они словно закрыты от других людей, не дают никакой возможности, чтобы завязать отношения. Придется приложить усилия, чтобы сблизиться с флегматиком (см. Отношения с шизоидом).

Флегматик совсем не стремится искать новых знакомых. Он может отказываться от встреч с друзьями, приятелями. Самое главное для него – это побыть в одиночестве (см. Психология одиночества).

Инструкции для работы с трудным поведением

Важно сказать, что трудное поведение бывает разное и к каждому его проявлению нужно находить свой подход. Команда фонда «Шалаш» выбрала три распространённых проявления и рассказала, почему ребёнок может так делать и что родители могут предпринять в этом случае (или наоборот точно так не делать).:

️ Что делать, если ребёнок вас обманул

  1. Дайте ребёнку договорить. После того, как он выговорился, обозначьте, что готовы послушать историю ещё раз, но разделите то, что кажется вам нереалистичным и реальным.
  2. Задавайте вопросы, чтобы понять последствия обмана, но не обвиняйте и не допрашивайте.
  3. Расскажите ребёнку, когда говорить неправду бывает допустимо, а когда это делать нежелательно.
  4. Поблагодарите за честность.

️ Что делать, если обманы продолжаются некоторое время

  1. Помните о том, что мы не делаем, когда обнаруживаем обман.
  2. Руководствуйтесь презумпцией невиновности, не обвиняйте человека «на всякий случай» или чтобы «припугнуть».
  3. Задавайте вопросы и уточняйте факты.
  4. Проговорите, на какую поддержку ребёнок может рассчитывать, обратившись к вам.
  5. Сфокусируйтесь на том, чтобы вместе справиться с возникшей проблемой, а не наказать ребёнка. Проговорите это, иногда даже несколько раз.
  6. Проговорите последствия нарушения.
  7. Обсудите, как вы могли бы помочь, если бы узнали правду сразу.
  8. Выберите конкретные формулировки, с которыми ребёнок может к вам прийти в трудный момент.
  9. Если ребёнок придёт к вам с «горькой» правдой в следующий раз, скажите, что цените оказанное вам доверие.

 Точно не нужно:

  • заводить подростка в тупик, чтобы он был вынужден признать правду;
  • стыдить за обман;
  • называть ребёнка/подростка лжецом, лгуньей;
  • резко прерывать и говорить, что то, что он говорит, — неправда.

️ Что делать, если ребёнок вам отказывает

Наблюдайте

Отмечайте, от каких заданий ребёнок отказывается, как проявляет своё нежелание, а в какие моменты, наоборот, включается.
Обращайте внимание и на свои реакции тоже — вы ругаетесь, не замечаете, угрожаете или хвалите?
Сформулируйте план действий. Проанализируйте свои наблюдения и предположите, почему подросток так активно саботирует занятия

Начните действовать на основании этого.
Создавайте опыт успеха. Выясните, какие задания лучше всего получаются, и начните в них вовлекать ребёнка. Хвалите его за успехи!
Предложите ребёнку то, что ему интересно. Может, он любит рисовать? Или рассказывать что-то? Включите эти элементы в задание или внеучебные обязанности, особенно в те части, где отказ проявляется чаще всего, и посмотрите, как это повлияет на поведение.

 Точно не нужно:

  • обвинять в лени и неспособности сделать что-то самостоятельно;
  • сравнивать с успехами других детей и подростков;
  • заставлять насильными способами: ставить ультиматумы, лишать чего-либо, наказывать.

️ Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно

  1. Остановите подростка, когда он проявляет агрессию. Если нужно, сделайте это физически: удерживайте человека так, чтобы у него не получалось сделать больно ни себе, ни окружающим.
  2. Поддержите того, кто пострадал, если такой человек есть. Скажите, что вам жаль, что такое произошло и что вы сделаете всё, чтобы это не повторилось.
  3. Разделите участников конфликта, но не оставляйте агрессора одного. Ему нужен взрослый рядом.
  4. Дайте агрессору время успокоиться и прийти в себя. Например, предложите варианты действий, которые могут помочь ребёнку во время сильных переживаний. Например, попить воды, сделать несколько глубоких вдохов.
  5. Предложите вернуться к разговору с вами, когда ребёнок будет к этому готов.
  6. Обязательно проведите разговор, когда ребёнок будет спокоен и готов слышать вас.

 Точно не нужно:

  • кричать, оскорблять, нагнетать обстановку;
  • оставлять ребёнка наедине со своими эмоциями.

Изображение на обложке: Ani / Dribbble

Советы мамам:

Не вымещайте злость на ребенке. Прислушивайтесь к его проблемам, даже если есть свои собственные. Интересуйтесь его мнением, обсуждайте трудности, которые касаются всей семьи.
Честность очень важна в воспитании. Не врите ребенку, даже ради игры. Как вы себя ведете, так будет вести себя и малыш.
Свобода выбора должна быть у каждого. Поэтому слушайте мнение ребенка внимательно, предлагайте ему свой вариант, но не навязывайте. Пусть это будет совет, а малыш сам решает окончательно.
Не используйте приказной тон

Лучше просите и объясняйте почему для вас это так важно. ЗА хорошо сделанное дело – хвалите.
Используйте сотрудничество

Детям нравится, когда с ними общаются как со взрослыми.

Воспитание ребенка очень сложный процесс

Но если родителям важно то, каким в будущим будет их ребенок, то эти трудности стоят того. Ребенок – чистый лист

Все, что вы напишите на этом листе, в дальнейшем вами и будет прочитано. Поэтому будьте для ребенка самым близким человеком и воспитывайте так, как подсказывает вам сердце и наши советы.

Как узнать меланхоличного ребенка

В детском коллективе ребенка-меланхолика увидеть нетрудно. Обычно такой малыш очень плаксив, причем причины его слез многим непонятны. Он сторонится больших компаний детей, если и играет, то с одним-двумя ребятами. Движения его медленны, речь неторопливая, голос тихий. Он очень робок, стеснителен. Ему трудно оставить маму и самостоятельно взаимодействовать со сверстниками.

Ребенок-меланхолик послушен и взрослым создает только одну проблему: он несамостоятелен и боязлив. Меланхоличного малыша вы вряд ли оставите под присмотром соседки, если нужно на минутку отлучиться в магазин.

В детском саду такие детки испытывают настоящий стресс и часто так и не привыкают к нему. Оторванные от мамы и дома, они чувствуют себя как на острове среди чужеземцев. Они не решаются сказать, что не будут есть суп, что не могут выполнить задание, что им нужно в туалет и т.д.

Если ребенок-холерик выразит свое недовольство громкой истерикой, то меланхолик будет страдать и изо всех сил сдерживать свои эмоции, а потом не выдержит и разразится горькими слезами. Воспитатели разводят руками, им непонятно, почему при всей их внимательности к ребенку, он замкнут и так раним.

Хотя тот же плачущий в детском саду малыш будет спокоен и счастлив среди детей на детской площадке или в развивающем центре, потому что там сумеет с кем-то подружиться, ведь от близости с мамой будет чувствовать себя уверенным и защищенным

С флегматиком такой малыш похож своей медлительностью и спокойствием. Но если ребенок-флегматик уравновешен и внешне и внутренне, то у меланхолика чаще только маска спокойствия, за которой столько страхов, обид и страданий.

Конечно, есть у меланхоликов и свои сильные стороны. Такие дети склонны все начатое доводить до конца, аккуратны и дисциплинированы. Очень трудолюбивы. Во взрослой жизни они часто становятся профессионалами своего дела, потому что очень скрупулезны, дотошны.

Дети-меланхолики очень верны дружбе, но требуют такого же отношения и к себе. Они ревностно переживают, если их друг начинает общаться с кем-то еще. Они склонны сопереживать друзьям и даже жертвовать собой ради их интересов.

Еще одна отличительная особенность меланхоличных детей. Несмотря на свою неуверенность в себе, они очень самолюбивы и ждут постоянного внимания к своей особе. К примеру, позовут ребята малыша-меланхолика играть на детской площадке, а он через несколько минут возвращается к маме и жалуется: «Мальчики позвали меня, а сами со мной не играют!» Другими словами, такой ребенок безынициативен, его  нужно учить взаимодействовать с товарищами.

В учебную деятельность меланхолики включаются медленнее, чем сангвиники и холерики. Им нелегко переключаться с одного вида деятельности на другой. Зато они любят четко следовать инструкциям или алгоритму действий.

Как правило, у таких деток аналитический склад ума. Они – маленькие эстеты, с удовольствием занимаются музыкой и рисованием. Творческие натуры.

Флегматик и отношения

Брачные, любовные отношения у флегматиков эмоционально не насыщены. Часто их партнеры страдают от этого и не выдерживают постоянной внешней хладнокровности.

С холериком у них может получиться отличный брачный союз. Бурный холерический супруг(а) будет успокаиваться рядом с умиротворенной, уравновешенной флегматичной супругой. Тут совместимость довольно высокая при условии, что каждый партнер будет стараться сохранить отношения и не нервничать по пустякам.

С сангвиником союз довольно прочный, но есть опасность существования параллельно. Сангвиник будет заниматься своими делами, флегматик – своими. Общаться эмоционально им будет сложно.

С меланхоликом… Добрый совет: не стоит. Это будет пытка для обоих, но если большая любовь… Тогда что может быть помехой?!

С флегматиком брачный союз будет очень прочным, но скучным. Но лучшего партнера по верности и преданности не найти при любой совместимости.

Флегматик-ребенок

Медлительный ленивец, копуша, молчун и упрямец часто вызывает недовольство взрослых. Хотя особых хлопот он им не доставляет. Малыш-флегматик послушен, не по годам миролюбив и рассудителен. Ему присуща недетская ответственность и работоспособность.

Много игрушек ему не требуется. Он может изо дня в день возиться с любимым одноухим медведем или потрепанным зайцем. В играх он никогда не стремится верховодить, довольствуясь вторыми ролями. Зато неукоснительно соблюдает правила игры.

В глазах родителей других детей он являет собой наглядный пример аккуратности и старательности. Учителя всегда доверяют ему самые ответственные поручения. Но упражнения, которые надо выполнить на скорость, могут поставить его в тупик.

Трудности у такого малыша возникают и с общением. Он плохо сходится с детьми: если дружит – то с немногими ребятами; если ссорится с кем-нибудь – то может насовсем порвать отношения.

Главная его проблема – слабая адаптивность к новым условиям. Поэтому он без настроения отправляется в детский сад; позже долго привыкает к школьному коллективу. В нем нужно поощрять инициативу, учить чувствовать время и развивать коммуникативные навыки.

Напутствие флегматикам

Работа над собой позволит вам избавиться от природной вялости. Осознанность – ваше главное подспорье. Благодаря ей, вы сможете пробудить в себе лучшие качества других темпераментов. Главное – не сворачивать с пути саморазвития: он приведет вас к новым граням вашей индивидуальности. А настойчивости и целеустремленности вам хватит с лихвой.

LiveJournal

LinkedIn

« Предыдущая запись

Негативные качества флегматика

Конечно, же существуют и негативные стороны такого темперамента:

  • медлительность движений;
  • вялое проявление эмоций;
  • отсутствие стремления бороться или драться;
  • малообщительность;
  • замкнутость;
  • природное упрямство.

Такой ребенок не любит шумных компаний и старается проводить время в одиночестве.

Подобные черты можно воспринимать по-разному, но успешная адаптация малыша в обществе будет требовать некоторых специфических особенностей воспитания.

Большинство специалистов уверены, что одной из негативных сторон флегматического характера является природная медлительность. Поэтому прежде всего необходимо ребенка учить правильно распределять свое личное время, рационально его использовать.

Как воспитывать ребенка флегматика

Темперамент ребенка. Как определить

Для определения типа темперамента ребенка существует множество методик: тесты, анкеты, оценочные шкалы для наблюдения и т.д. По мнению автора данной статьи, наилучшим способом определить тип темперамента является триплекс-метод: тест + анкета + психолог.

И хотя уже эти два инструмента позволят с достаточной точностью определить темперамент ребенка, не следует забывать и о профессиональной помощи психолога в данном вопросе, который на отдельном приеме в течение определенного времени, применяя самые разные методики и формы воздействия, сможет с абсолютной точностью назвать тип темперамента вашего чада.

Самостоятельное воспитание

Прежде всего необходимо понять своего ребенка. Не стоит думать, что помогут психотерапевты. Ведь проявления характера — не отклонение, а норма его душевного состояния. Рекомендации родителям ребенка-флегматика будут такие:

  • выбирайте занятия и секции для своего ребенка согласно его особенностям;
  • не заставляйте его заводить много друзей;
  • не подгоняйте при выполнении поручений;
  • играйте с ним в игры, где необходимо проявлять эмоциональность.

Следуя этим нехитрым советам, можно не только помочь ребенку лучше адаптироваться к повседневной жизни, но и немного подкорректировать его характер.

Как воспитывать ребенка флегматика

Советы родителям: Что делать, если мама разрешает, а папа запрещает или наоборот?

Проблемы воспитания детей в семье часто появляются из-за того, что родители не понимают этот процесс.  И очень часто получается, что мама разрешает, папа запрещает. Тут срабатывает ассоциация: «плохой полицейский и хороший». Это путает ребенка по отношению к тому, что правильно, а что неправильно.

  • В таком случае родителям необходимо помнить, что они должны быть сплоченной командой. И процесс воспитания нужно постоянно обсуждать, чтобы не возникало разногласий. Все методы воспитания должны использовать родители по обоюдному согласию.
  • Хорошо поможет разделение обязанностей. Вовлекайте отца в воспитание детей, чтобы он не чувствовал себя отвергнутым.
  • Формулируйте просьбы более конкретно. Не противоречьте друг другу. Работа должна быть слаженной.
  • Но самое главное не ссорьтесь на глазах ребенка.
  • Не подрывайте репутацию друг друга.

Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение

В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.

Лиля Брайнис,

социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»

1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.

2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться

Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи

Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.

3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей

Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать

Подходящие профессии

Повторюсь, люди с флегматическим типом личности – ужасные трудоголики. Именно поэтому в профессиональной деятельности это практики. Им не свойственно руководить, но из них получаются очень ответственные администраторы, которые будут выполнять больше того, что им поручили. У них отличные способности выполнять монотонную деятельность, поэтому они подбирают себе стабильные профессии.

Флегматичные люди могут работать:

  • диспетчерами,
  • инженерами,
  • лаборантами,
  • системными администраторами,
  • операторами,
  • ветеринарами,
  • лириками,
  • корректорами,
  • композиторами.

Но это не значит, что такой тип личности не может вообще на работе общаться. Из таких людей получаются отличные врачи, бухгалтеры.

Им не рекомендуется работать на местах быстрого реагирования, угрозы непредвиденных обстоятельств, в условиях резких переключений, смены условий труда. Они не достигнут успеха в журналистике как аниматоры или секретари.

Чем занять ребенка?

Родители должны также демонстрировать энтузиазм: можно взять несколько баночек с гуашью, кисточки и лист бумаги, сесть на пол и начать рисовать, максимально эмоционально комментируя свои действия. Скорее всего, ребенок поймет суть игры и пожелает присоединиться. Так как флегматики малоподвижны, родители должны всячески стимулировать их к физической деятельности: предлагать быстрые занятия и игры, которые будут требовать проявления сосредоточенности, внимательности и скорости. Особенно хорошо выбирать игры, правила которых просто-таки требуют проявления данных качеств: флегматики очень исполнительные, и им присуще придерживаться требуемых условий.

Важно выработать у маленького упрямца умение переключаться между разными видами деятельности и занятиями. Детям нужно давать несложные, соответствующие возрасту поручения, которые будут следовать друг за другом, а также создавать ситуации, в которых бы ребенок имел возможность проявлять инициативу

У ребенка-флегматика нужно развивать любознательность – это ему позволит стать более активным. Можно читать познавательные книги, смотреть интересные фильмы о малоизвестном и неизведанном и вместе с малышом обсуждать полученную информацию. Нельзя запрещать флегматику выражать свои ощущения и эмоции – наоборот, родители должны всячески поощрять это, позволять ребенку проявлять их максимально полно. Если малыш плачет, не нужно запрещать это, если ему радостно – дайте в полной мере выразить свои эмоции.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий