Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость. Советы родителям

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса (Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин).
  2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
  3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
  4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке :). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Маленькие манипуляторы: как реагировать на уловки ребенка? 10 наиболее удачных детских фраз

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится

Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры

Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи).
Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов, необходимо:

оставаться спокойными, не показывая раздражение;
предоставить ребенку внимание и заботу;
предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?»);
узнать причину подобного поведения;
отложить разговор до окончания скандала.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Как бороться с детской истерикой: советы психолога

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.

Различные формы проявления сопротивления

В психологии, феномен негативизма подразделяется на две формы проявления: пассивная и активная. Активная форма этой поведенческой модели подразумевает проявление агрессии и резкого сопротивления, на попытки воздействия со стороны общественности. Негативизм имеет тесную связь с нонконформизмом, что заставляет человека совершать поступки, которые в определенных случаях противоречат его желаниям. Нонконформизм – это поведенческая модель, подразумевающая полную автономность и резкое осознанное сопротивление давлению социума. Разница между этими моделями поведения заключается в том, что негативизм часто проявляется в виде несознательных поступков.

Пассивная форма рассматриваемого феномена характеризуется полным отказом исполнять требования и просьбы окружающих людей. Существуют физиологические типы проявления данного личностного расстройства, которые проявляются в виде отказа от еды, сна, передвижений и контактов с окружающими миром. По мнению специалистов, негативизм является одной из неотъемлемых составляющих комплекса протестующего поведения. Помимо самого негативизма, в состав данного комплекса входит упрямство, имеющее обоснованные мотивы.

Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.

Негативизм в психологии — это состояние, при котором, человек отказывается придерживаться сложившихся социальных устоев и норм поведения. Подобный протест имеет определенное сходство с мутизмом. Под термином «мутизм» следует понимать психическое расстройство, которое заставляет человека отказаться от использования речи и жестикуляции для того, чтобы избежать общения с окружающими. Главным отличием этих состояний является то, что мутизм проявляется на фоне сильной эмоциональной травмы.

Заключительной составляющей комплекса протестующего поведения, является строптивость. В отличие от негативизма и упрямства, строптивость имеет направленность на различные общественные устои, включая важные события или саму систему человеческих ценностей.

Самой характерной чертой этого сопротивления является его необоснованность, отсутствие разумных для него оснований

Причины

Основная причина, из-за которой у детей наступает кризис 3 лет, — это стремление к самостоятельности. К этому возрасту они уже хорошо говорят, могут ясно и чётко выражать свои желания и эмоция вербально. Им кажется этого достаточно, чтобы быть такими же, как взрослые: есть то, что едят они, сидеть допоздна за телевизором, ругаться нехорошими словами. Каждое действие в рамках этого маленького домашнего апокалипсиса будет направлено на стремление к независимости.

Однако кризис 3 лет у каждого ребёнка протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым — бесконечные истерики, неуправляемая агрессия, постоянные протесты, полное обесценивание прежних правил приводят к серьёзным проблемам. У других проявления не столь яркие: единичные случаи строптивости, резкая смена настроения, небольшие капризы. Заметно, что кризис наступил, но он вполне контролируемый. Есть и такие детки, у которых всё проходит сглаженно и практически незаметно.

Психологи выделяют ряд причин интенсивности и яркости проявления кризиса 3 лет.

Авторитарный стиль воспитания

Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, требуется безусловное подчинение, подавляются воля и самостоятельность, это выливается в длительные истерики.

Гиперопека

Чрезмерная родительская забота, как и авторитарный стиль воспитания, подавляет волю и самостоятельность. Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, нежизнеспособным и совершенно беспомощным. Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период.

Социум

Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или элементарной грубости воспитательницы в детском саду. Плохое влияние на ребёнка может оказать компания ребят, с которыми он играет во дворе или в садике. Конфликты с другими людьми заставляют его ещё более рьяно отстаивать свою независимость.

Внутрисемейные отношения

Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация — их постоянная занятость на работе, заниматься ребёнком некогда. Проблемы могут начаться после рождения второго малыша. Возникает детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания.

А вот старшие дети, участвующие в воспитании, облегчают течение кризиса.

Темперамент

Неустойчивая нервная система, чрезмерная впечатлительность, холерический или меланхолический тип темперамента — ещё одна причина усугубления кризиса 3 лет.

Состояние здоровья

У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. При наличии хронических заболеваний, генетических патологий, физических недостатков от рождения дети обычно сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё. Поэтому они чаще всего не доставляют особых хлопот.

Часто одной из основных причин кризиса 3 лет называют адаптацию к детскому саду. Действительно, именно в этом возрасте родители обычно отдают ребёнка в это дошкольное учреждение. Но есть и такие детки, кого определяют туда гораздо раньше (с 1,5 или 2 лет). Есть малыши, которые вообще туда не ходят, сидят дома с мамой или с бабушками и дедушками. Согласно проведённым исследованиям, во всех этих случаях к 3 годам наступает возрастной кризис, независимо от того, посещает ребёнок детский сад или нет и с какого возраста.

Что делать, если ребенок не уверен в себе

Чтобы вырастить самостоятельного мужчину, родители должны обратить внимание на следующие моменты:

  1. В первую очередь, нужно начинать с себя. Если мама с папой сами с большим количеством комплексов, не способны принять решение, вечно сомневаются в своих действиях, ребенок наверняка вырастет таким же, как его родители.
  2. Не формируйте у сына негативное отношение к себе. Не допускайте таких фраз: «Что ты за ребенок такой!», «Вечно с тобой что-то происходит» и т.д.
  3. Развивайте навыки самостоятельности, начиная с раннего возраста. Обязательно хвалите ребенка, когда он что-то сам сделает – это поднимает самооценку и даст повод сыну гордиться своими поступками.
  4. Дайте возможность ребенку развивать свои творческие способности. Не навязывайте свое мнение. «Ты же будущий мужчина, лучше играй в хоккей или футбол, а танцы для девочек» – подобными фразами вы добьетесь лишь того, что мальчик потеряет уверенность в себе и будет заниматься нелюбимым делом. Если сын хочет рисовать, пускай рисует. Главное, чтобы ему нравилось то, что он делает.
  5. Не сравнивайте сына с другими детьми, ведь он – индивидуальность, со своими привычками, характером, особенностями. Уважайте сына, как личность, и он вырастет достойным человеком.
  6. Будьте своему ребенку поддержкой и опорой. Больше времени проводите вместе, найдите интересное для всей семьи занятие. Мальчик должен видеть, что родители искренне интересуются его жизнью.

Как понять, что ребенок не уверен в себе

На это могут указать косвенные признаки, такие как:

  • малыш не смотрит в глаза при разговоре;
  • сутулится;
  • раздражителен в общении с другими людьми, недоверчив;
  • имеет фобии и ряд страхов;
  • рисует и пишет очень мелко, сильно надавливая на карандаш;
  • не может познакомиться первым, стеснителен;
  • испытывает страх перед начинанием новых дел;
  • не имеет своего мнения;
  • часто сердится при посторонних людях.

Что делать, чтобы помочь ребенку

Приведем некоторые упражнения, которые будут способствовать развитию решительности детей 5-7, 8-9 лет.

  1. Движения с музыкой. Многие дети не любят танцевать, потому что считают, что не умеют, стесняются, не уверены в своих силах и думают, что будут выглядеть смешно. Достаточно организовать небольшой танец, выучить с ребенком простые движения и малыш будет чувствовать себя более комфортно.
  2. Занятия творчеством. Для развития решительности прекрасно подходят ролевые игры. Организуйте театральное представление с ребенком. Пусть сначала это будет театр теней, затем скромный пальчиковый театр, театр за ширмой, а потом можно перейти к костюмированному театру, где героем будет сам ребенок.
  3. Игра в слова. Предложите ребенку поиграть в слова на разные буквы алфавита. Но это будет не обычная игра! Слова должны обозначать положительные качества ребенка. Начните с себя: “Т” – трудолюбивая, терпеливая…а какой ваш ребенок? Организовывать такую игру можно как в старшем дошкольном, так и в школьном возрасте.

В старшем возрасте, 10-11 годах, с детьми можно использовать психологические тренинги, чтобы поднять самооценку. Дети более восприимчивы к словам и берут из них больший смысл. Способны к анализу своих действий.

Все проблемы самооценки ребенка идут из детства, если вовремя выявить, предупредить и выбрать правильный путь формирования личностных качеств детей, можно избежать множества вторичных проблем, вытекающих из недопонимания и помочь ребенку стать уверенным и иметь друзей.

Где правильный баланс между чрезмерным слиянием и нормальной сепарацией?

Отношения между родителями и детьми являются основой независимого образования. Вот пример. Мать рассказывает о своей 5-летней дочери:

– Ей разрешено играть где угодно в доме, но нельзя выходить на улицу и ездить на велосипеде, хотя дорога там безопасна. На детскую площадку возле дома тоже нельзя ходить одной.

Мать боится, что с дочерью что-то может случиться, потому что ребенок не осознает никакой опасности. Это лишает девочку идеальных возможностей для игр и развлечений в непосредственной близости от дома. Но при таком страхе матери она не сможет с удовольствием гулять, даже если ей разрешат. Именно настрой родителей влияет на то, согласится ли ребёнок в чём-то быть самостоятельнее.

Проблемные ситуации с сепарацией в детстве – поступление в детский сад и начальную школу. Вопрос в том, как родители готовят своих детей к этим трудным переходным ситуациям. Здесь нужен анализ:

  • Как вы заранее говорите о незнакомых для детей сферах жизни?
  • Признаете ли вы страхи и потребности детей в первые несколько дней разлуки?
  • В каком внутреннем состоянии вы забираете детей или оставляете их в учреждении?

От этого зависит процесс адаптации.

Кризис лет у ребенка – основные признаки

Осознание своего «Я» у крохи начинается под воздействием, с каждым днем возрастающей, практической деятельности. Именно поэтому в данном возрасте от него можно все чаще услышать «я сам». В этот период ребенком движет не только желание больше узнать и освоить что-то новое, теперь для него окружающий мир становится сферой самореализации, где он проверяет свои силы и испытывает возможности. Кстати, это тот момент, когда у ребенка возникает самолюбие, являющееся одним из наибольших стимулов к самосовершенствованию.

Новое осознание своей личности проявляется еще и в стремлении подражать взрослым и быть во всем на них похожим. Малыш, желая доказать свое равенство со старшими, может пытаться делать то же, что и они – самостоятельно причесываться, обуваться, одеваться и т.д, а также вести себя подобно старшим, отстаивать свои мнения и желания. Кроме этого происходит перестройка социальной позиции, меняется отношение не только к себе, но и к близким и даже посторонним людям. Основные мотивы поступков крохи все чаще зависят не от мгновенного желания, а от проявления личности и отношений с окружающими.

Отсюда нередко возникают новые линии поведения, которые и являются признаками кризиса трех лет. К ним относятся:

Как ведет себя ребенок в период кризиса

К 6-7 годам происходит быстрое созревание детского организма. Ребенок уже сам может планировать какие-то действия, принимать собственные решения. Дети в этом возрасте, как правило, непоседливы, много и активно двигаются, часто в поведении проявляются нервность и раздраженность. Нередко возникают проявления агрессии, нервного перевозбуждения. Детская непосредственность, которая так умиляет взрослых, осталась позади.

Важные моменты в период кризиса у человека 6-7 лет:

  1. Он уже хорошо понимает свои чувства: расстройство, гнев, раздраженность, радость, удовольствие и т.д.
  2. Формируется отношение к себе, как к личности, понимание собственных успехов и разочарований.
  3. Школьник осознает трудности выбора, что может усугубить психологические переживания.
  4. Иногда проблемы в поведении могут быть вызваны проблемами в семье или сложными жизненными обстоятельствами, с которыми ребенку пришлось столкнуться.

Кто не имеет права претендовать на статус матери-одиночки

Тем, кто интересуется, как стать матерью-одиночкой после развода на государственном уровне, необходимо принимать во внимание, что не все одинокие женщины с детьми могут претендовать на такой статус. Так, не могут стать одинокими матерями женщины:

  • которые воспитывают детей в одиночку при живом отце, при этом последний не желает им помогать и не принимает участия в жизни детей;
  • не оформляющие брачные отношения официально, при этом отец детей известен и его данные вписаны в документы;
  • чьих мужей лишили родительских прав в судебном порядке;
  • родившие ребенка в течение 300 дней после расторжения брака, если бывший супруг признает малыша своим;
  • чей муж умер.

Как показывает практика, после развода женщинам бывает крайне сложно доказать, что они матери-одиночки. Отчасти это происходит по той причине, что не все понимают, в каких случаях можно претендовать на такой статус.

Куда нужно обращаться

Чтобы получить желаемый статус, необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по месту регистрации ил постоянного проживания.

Перечень требуемых документов

В органы соцзащиты необходимо подать заявление установленного образца. В нем в обязательном порядке нужно указать следующие сведения:

  • наименование органа соцзащиты;
  • свое полное имя;
  • контактные данные (адрес, телефон);
  • суть вопроса;
  • перечень документов, которые прилагаются к заявлению;
  • дату подачи;
  • подпись заявителя.

Вместе с заявлением нужно будет подать следующий пакет документов:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • копию паспорта заявителя;
  • трудовую книжку матери;
  • справку из ЖЭКа о совместном проживании матери и ребенка;
  • справку о доходах женщины за последние три месяца;
  • справку из ЗАГСа по форме 25;
  • номер банковской карты или копию сберегательной книжки.

В какие сроки рассматриваются документы

Уполномоченные органы рассматривают поданные документы в течение месяца. В случае положительного результата женщине выдается удостоверение одинокой матери, дающее право на получение ряда льгот и привилегий.

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса (Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин).
  2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
  3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
  4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке :). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Маленькие манипуляторы: как реагировать на уловки ребенка? 10 наиболее удачных детских фраз

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится

Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры

Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи).
Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов, необходимо:

оставаться спокойными, не показывая раздражение;
предоставить ребенку внимание и заботу;
предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?»);
узнать причину подобного поведения;
отложить разговор до окончания скандала.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Как бороться с детской истерикой: советы психолога

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: 

Какие добрые дела можно совершить

Учить быть добрыми и отзывчивыми нужно с раннего детства. Что можно сделать с ребенком 2-4 лет:

  • Отправляйтесь в поле, соберите полевые цветы и подарите их пожилой соседке или проходящей мимо девушке.
  • Предложите малышу поиграть с ребенком, который одиноко сидит на площадке.
  • Соберите вместе с малышом игрушки, в которые он уже не играет, или одежду, из которой вырос.
  • Отвезите в приют или нуждающейся семье.

Подарите крохе копилку, в которую он будет кидать монетки. Когда копилка наполнится, часть денег предложите пожертвовать на благотворительность. Объясните, для чего это нужно, например, чтобы маленькая девочка вылечилась от тяжелой болезни.

Идеи добрых дел для детей 5-7 лет:

  1. Зайдите с ребенком в зоомагазин, купите корм для животных и завезите волонтерам или в приют для бездомных котов и собак.
  2. Предложите часть игрушек, которые подарят на День рождения, пожертвовать в детский дом.
  3. Соберите книги, которые ребенок уже не читает, и отвезите на точку буккроссинга.

Какие добрые поступки может совершить ребенок старше 8 лет:

  1. Отправляйтесь всей семьей во двор или в парк, где необходима уборка. Соберите мусор в пластиковые пакеты, соберите опавшие листья, покрасьте скамейки или мусорные урны.
  2. Если в школе проходят благотворительные акции, предложите сыну или дочери в них поучаствовать.
  3. Помогайте старикам, которые живут по соседству и нуждаются в поддержке. Сын или дочь могут помочь в уборке квартиры пожилого человека, покупке продуктов и лекарств, а еще старики всегда рады, когда дети приносят им поделки и самодельные сувениры.

Воспитывайте детей в любви, уважении, учите их быть добрыми и отзывчивыми. Ведь каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, который никогда не пройдет мимо чужой беды, поможет и поддержит.

Развитие уверенности у девочек

Залогом воспитания уверенности в себе у девочки является необходимость воспринимать ее как личность, обладающую только хорошими качествами.

  • Нужно часто напоминать девочке, что она добрая, умная, красивая, имеет хороший характер. Хорошо, если отец называет свою дочку «моя принцесса», «моя красавица». Это дает девочке понимание, что ее любят, ценят и придает ей уверенности в себе;
  • Важным для дочери человеком является её мама. Именно она является примером для подражания. Прививая в дочери важнейшие качества уверенности, необходимо демонстрировать их собственным примером. Девочки с раннего возраста подражают мамам, пытаются примерять одежду, обувь мамы, наносить косметику, красить ногти;
  • С раннего возраста необходимо рассказывать дочери, как устроены взаимоотношения между людьми. Помогите понять, что иногда её будут отталкивать, не все захотят дружить, и это не должно быть для нее поводом затаить грусть и недоверие к внешнему миру в себе;
  • Заинтересуйте дочку дополнительными видами деятельности, предложите записаться в кружки. У каждого ребенка есть предрасположенности к различным видам искусства, необходимо лишь приложить усилия и развить их. В этом должны помочь родители. Когда девочка занимается танцами или музыкой, она выделяется среди сверстников. Повышается уверенность в своих силах, так как укрепляются черты характера;
  • В подростковом возрасте девочке придётся столкнуться с межличностными проблемами. Маме с раннего возраста необходимо расположить ребенка к себе, чтобы дочь могла без стеснения и опаски обратиться за советом. И вместе было бы гораздо легче справиться со сложившейся ситуацией.

Интервью с неуверенным в себе подростком и комментарий психолога

Вот небольшая история – интервью, девочки 15 лет.

  • В чем заключается ощущение твоей неуверенности в себе?
  • У меня есть комплексы, например, иногда я чувствую себя хуже других. Переживаю, что не смогу добиться успеха в том, в чем другие имеют победу.
  • Как ты думаешь, родители виноваты в том, что ты не веришь в себя?
  • Наверное, да. Мои родители перфекционисты. Когда они указывают мне на мои недостатки, я начинаю злиться. Наверное, они думают, что так помогают мне. Но, на самом деле, делают все только хуже. У меня опускаются руки, я не хочу ничего предпринимать. Я заметила, что на меня хорошо действует похвала. Когда родители гордятся моими успехами, рассказывают о них друзьям. Тогда я готова лезть из шкуры, чтобы быть еще лучше. И хочу доказать всем, на что я способна, если в меня верят.
  • Когда ты почувствовала что не веришь в себя?
  • Я не знаю, когда. Наверное, в школе из-за трудностей в учебе. И ещё из-за переходного возраста, то есть, в подростковый период. Когда замечаешь, как меняется внешность, и тебя это не устраивает. Также из-за экзаменов, потому что думаешь, что ты не справишься. Начинается экзамен, а в голове: «Ну все, у меня ничего не получится! Побыстрей бы все это закончилось».
  • Что тебя успокаивает, помогает?
  • Я люблю смотреть в небо и наблюдать за самолетами. Ещё фотографировать цветы и создавать красивые картинки. Иногда помогает общение с друзьями и родственниками, которые понимают тебя.
  • Присутствует ли у тебя зависть к сверстникам? Как ты относишься к тем, кто лучше тебя?
  • Я пытаюсь в первую очередь смотреть на тех, кто лучше меня, с точки зрения того, чтобы понять, чего мне не хватает. Я стараюсь совершенствовать себя. Зависть, в каком-то смысле, есть, но я никогда не причиню зла. Если у других есть то, чего нет у меня, я компенсирую это в себе и так стремлюсь достичь своего идеала.
  • Страдаешь ли ты от депрессии?
  • Нет. Я контролирую себя. Стараюсь самосовершенствоваться!
  • Спасибо за интервью!

Видно, что у девочки слишком сильно поднята планка. Она чувствует, что любые её усилия, то, что она старается, не будет оценено. Ей «нельзя» ошибаться, делать плохо. Как итог – делать ничего не хочется. Ей стоит учиться совершать ошибки, не бояться этого. Снизить планку, радоваться результатам, которые у неё получаются. Этого эффекта добиться не так просто, как кажется. Потому что в процессе должны участвовать и родители. Без их поддержки подростку сложно меняться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий