Как воспитать ребенка щедрым?

Как воспитать заботливого ребенка?

Ребенку обязательно стоит завести домашнее животное, собаку, кошку или даже хомяка

Это совсем неважно

Весь смысл этого в том, что ребенок, начиная свою жизнь, с самого рождения получает безусловное внимание, ласку и заботу

Он ещё не знает, что такое заботиться о ком то другом, когда дарят внимание не только ему. И это абсолютно нормально, ведь он только появился на свет и только начинает учиться всему

А родители должны помогать своему ребенку в этом.

 Поэтому если в семье появится домашнее животное, то ребенок начнет заботиться о нем, начнет дарить ему любовь, ласку, ухаживать за ним, кормить и играть. И тем самым станет добрым и ласковым. У него появится ответственность за своего домашнего животного.

Доброта и забота

Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей и готовность помочь им, и бескорыстие, и принятие людей такими, какими они есть – со всеми недостатками.

С какого возраста начать воспитывать доброго ребёнка?

С 2 до 5 лет у малыша активно развивается эмоциональная сфера: впервые проявляются такие эмоции как любовь, жалость, сочувствие. В то время, когда мы своим поведением подаём пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру. Какие мы – такими станут и наши дети. Вспомните, как часто ваш ребёнок видит вас раздражёнными, недовольными или равнодушными? Как часто малыш слышит крик или нехорошие отзывы о людях? Не лукавьте. Ответив искренне на эти вопросы, вы задумаетесь о качестве и содержании воспитания ребёнка.

Что такое эгоизм?

В психологической науке эгоизм понимается как отрицательная ценностная ориентация личности, которая проявляется в сознательном алчном столкновении собственных интересов и потребностей других людей и социума в целом. Приблизительно до трёхлетнего возраста детский эгоизм считается вполне естественным. Он представляет собой природный эгоизм малыша, заинтересованного исключительно в том, что может принести ему удовольствие.

Ребёнок ещё не особо нуждается в общении со сверстниками, ещё не понимает, нужно ли делиться. Однако специалисты считают, что даже в самом раннем возрасте ребёнок может стать настоящим эгоистом. Это может произойти в том случае, если родители бездумно относятся к воспитанию малыша: задаривают его чрезмерным количеством игрушек, удовлетворяют малейшие капризы, идут на поводу у ребёнка. Таким образом, можно воспитать маленького тирана, желания которого — закон.

Третий период

Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и любознательным.. У детишек этого возраста активность возрастает в разы

Поскольку малыши уже умеют ползать, садиться, пытаются вставать, а некоторые и ходить, самое время уделить внимание физической подготовке

Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально обезопасить все помещения (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха может поиграть.

Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения.

На этом этапе можно начинать приучать ребенка к горшку, присаживая его после сна и кормления, перед прогулкой и после нее. Через некоторое время ребенку станет понятно, для чего это делается. Читаем очень полезную статью о том как правильно приучать к горшку – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/kak-priuchit-rebenka-k-gorshku.html

Приблизительно с семи месяцев ребенка нужно приучать к мытью ручек перед приемом пищи. Спустя некоторое время кроха привыкнет к этой процедуре, и будет самостоятельно подставлять ручки под струю воды. Так вырабатывается понятие чистоплотности.

Надевая перед кормлением нагрудничек и сразу же меняя испачканную одежду на чистую, мама прививает привычку к аккуратности. Причем, каждое свое действие родители должны проговаривать и объяснять: в грязных вещах ходить некрасиво и неприлично, поэтому сейчас переодеваемся в чистое.

После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку, предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика ежедневно ей пользоваться.

Игровая деятельность для ребенка важна в любом возрасте, не исключая возраст до года. Так малыши познают мир. С шести месяцев уже можно показывать ребенку ладушки и колокольчик, комментируя каждое движение. С семи-восьми месяцев демонстрируют, как действуют простейшие игрушки: мячик катится, колеса у машинки крутятся, юла кружится на одном месте. В это же время можно начинать показывать части лица: носик, глазки, зубки, ушки, лобик. Конечно, понимание придет не сразу, вначале дети будут находить их у родителей и игрушек, а уж потом – у себя. Можно придумать простейшую песенку, под которую ребенок с удовольствием продемонстрирует свои знания. Заниматься с детьми этого возраста нужно каждый день.

На этом этапе необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя». Если ребенок во время игры дерется, нужно взять его ручки и проговорить слово “нельзя” с объяснениями (мне больно, мне неприятно). Причину пояснять необходимо для того, чтобы ребенок научился реагировать на запретное слово, в противном случае, он просто не будет его замечать.

Читаем статью по теме: как сказать ребенку НЕЛЬЗЯ

На счет слова “нельзя”, посмотрите в видео:

Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.

Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев

Обратите внимание на новые развивающие игрушки:

Музыкальные центры, развивающие слуховое внимание и координацию движений. Часто такие игрушки озвучивают различных зверюшек, музыкальные инструменты и т.д. Покажите малышу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься;

Покажите малышу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься;

Музыкальные игрушки (дудочка, ксилофон, барабан) помогают развить координацию движений и слуховые представления;

Игровые центры для развития мелкой моторики. Ваш карапуз с удовольствием будет манипулировать различными по форме фигурками и изучать их;

Книжки из ткани, пластика, картона помогут сформировать понимание речи, мелкую моторику и познавательный интерес;

Игрушки для купания. Уточки, лодочки, рыбки – эти плавающие зверюшки развивают познавательные способности и моторные навыки (как выбрать игрушки для купания); Практически все дети этого возраста с удовольствием играют на кухне с посудой. Поделитесь с малышом пластиковыми емкостями, ложками, поварешками, формочками.

Оценка чужих поступков – добрый или злой

Так или иначе, ребенку необходимо иметь контакты с внешним миром, который не всегда может оказаться справедливым

Поэтому следует обращать его внимание на последствия, к которым приводят те или иные действия. Только собственные навыки, знания и вера в свои убеждения, могут надежно оградить подростка от совершения наказуемых ошибок

Он должен уметь разделять благие намерения и порицать пороки.

Этот процесс должен приобрести систематическое развитие, для чего ребенок должен иметь желание делиться личной информацией со своими родителями. Ему стоит осознать, что всякое действие можно отложить до тех пор, пока не придет уверенность, для которой возможно необходим совет опытного человека. Кроме того, многие ответы можно получить из независимых источников (например, из книжек), с которыми, для начала, нужно научиться работать. Такая подготовка позволит формировать свои убеждения, которые помогут находить единомышленников.

Уступить под натиском

Учить ребенка быть щедрым и делиться с другими – история неоднозначная. Многие дети на детской площадке могут быть не такими щедрыми, как ваш, а некоторые могут вести себя как маленькие вымогатели.

Что делать? В первую очередь необходимо учить ребенка давать охотно, а не под давлением. И если вы учите малыша щедрости, не стыдите его. Стыд способствует возрастанию тревожности, формированию низкой самооценки

В возрасте 1,5–3 лет формируется очень важное умение говорить слово «нет». Люди, которым не дали научиться говорить «нет», очень страдают, став взрослыми

Это последствия той самой «песочницы», где их заставляли делиться. Их мамы очень боялись, что они вырастут жадными, а они выросли безотказными. Помогите ребенку понять: он может поделиться игрушкой, но не обязан. Объясните, что если он меняться не хочет, то и не нужно этого делать, и никто не имеет права его заставлять. Учите малыша говорить о своих чувствах и отстаивать свои права.

Что говорить? Говорите за малыша, пока он не может это делать сам. «Прекрати, пожалуйста! Нам это не нравится…»; «Мы не можем дать тебе эту игрушку, потому что сами в нее играем…» – эти фразы очень помогут крохе в будущей жизни.

Итак, как воспитать альтруистическое начало в ребёнке?

Начнём с эмпатии. Эмпатия означает умение сочувствовать и сопереживать переживаниям людей. С помощью бесед, примеров из жизни, добрых старых кинофильмов и мультфильмов можно воспитать эмпатию в ребёнке. Это будет хорошей профилактикой эгоизма, значительно упростит малышу будущую жизнь, даст больше шансов на успех.

Учим, что просьба о помощи — это не стыдно. Доброте и отзывчивости ребёнка можно научить, объяснив, что все люди могут оказаться в беспомощной ситуации. В таком случае, каждый должен быть способен прийти на помощь. Учите детей быть внимательными к людям, проникаться их состояниями.

Почему дети жадничают?

Как ни странно, но жадность — это нормальное качество карапузов. В 2-3 года малыш часто начинает говорить «это мое», «дай мне». Это печалит родителей. В парке часто можно увидеть как мама ругает ребенка за то, что он не поделился машинкой со своим сверстником.

Упреки, фразы наподобие «ты поступаешь плохо, с тобой тоже не поделятся» вызывают только слезы малыша. В итоге его игрушку насильно отбирают и отдают другому. В такой ситуации странно, что мама встает на защиту чужого ребенка и сама не осознает, как сильно обижает своего.

Если у вас попросят вещь, которой вы дорожите, отдадите вы ее другому человеку? Повлияет ли на ваше решение обвинение в жадности? Конечно, нет. Представьте, что чувствует ваш ребенок, когда его заставляют чем-то делиться

Родителям важно понять, что игрушки, которые подарены малышу, воспринимаются им как личное имущество. Он имеет право поступать с ними так, как ему хочется. Странно было бы, если бы нам кто-то сказал, что мы должны делиться с другими людьми своим мобильным телефоном, кошельком, компьютером, любимой чашкой, украшениями, машиной, либо мы жадины! Звучит смешно

Странно было бы, если бы нам кто-то сказал, что мы должны делиться с другими людьми своим мобильным телефоном, кошельком, компьютером, любимой чашкой, украшениями, машиной, либо мы жадины! Звучит смешно.

Понимание того, что существует «чужое», приходит несколько позже, чем осознание своего «Я». Именно поэтому малыши яростно охраняют собственные игрушки, но спокойно забирают их у других детей. Такое поведение является нормальным и говорит только о том, что ребенок развивается. Просто ему нужно помочь быстрее научиться щедрости.

Читаем также: Мой ребенок жадина — что делать? Бороться или смириться? Причины детской жадности

Вы изо всех сил приучаете ребенка не быть жадным, а он наотрез отказывается делиться игрушками на детской площадке, а на любую просьбу поделиться отвечает истериками? В видео вместе с психологом Викторией Люборевич-Торховой мы определим пять фраз, которые помогут ребенку не быть жадным:

Типичные ошибки родителей

Если в семье несколько детей, родители часто настаивают, чтобы старшие всем делились с младшими. Такой подход вызывает ревность у малышей. Старшим детям начинает казаться, что мама и папа больше любят их – младших братьев и сестер.

Чтобы не обижать собственного ребенка, постарайтесь избегать типичных ошибок, которые совершают родители. Помогут следующие правила:

  1. Не упрекайте ребенка в жадности и плохом поведении. Вы купили игрушки для малыша, пусть он и решает, как с ними поступать.
  2. Не отбирайте игрушку насильно, чтобы отдать другому ребенку. Ваш малыш расценит это как предательство.
  3. Не просите прощения у мамы ребенка, который что-то выпрашивает у вашего сына или дочки. Ваше чадо не обязано что-то делать для других.
  4. Не разрешайте окружающим говорить, что ваш малыш — жадина.
  5. Не заставляйте ребенка чувствовать себя виноватым. Не стоит вызывать чувство вины у малыша из-за того, что плачет другой ребенок. В данной ситуации хозяин игрушки ни в чем не виноват. А вот другому малышу мама как раз должна объяснить, что есть свои игрушки и есть чужие, которые принадлежат другим детям.
  6. Не запрещайте ребенку забирать свои игрушки у других детей, но объясните, чтобы он делал это без применения силы. Если не получается, попросите маму малыша, чтобы она сама взяла игрушку и отдала вам.

Если не можете обойтись без нотаций, осуждайте не ребенка, а его поведение. Слова «жадина-говядина» ранят малыша. Объясните ему, что обижать других детей — плохо.

Малыш сильно привязан к своим игрушкам. Если вы будете отбирать их и демонстративно передавать другим малышам, у маленького человека разовьется болезненное чувство собственности. Когда он вырастет, он будет продолжать жадничать. Некоторые психологи утверждают, что отказ делиться игрушкой — это скрытый детский страх потерять маму. Тем более она не должна ругать ребенка, ведь это нанесет ему серьезную травму.

Доброта как качество личности

Сегодня доброта как качество личности не занимает самые верхние строчки в рейтинге черт, которые родители стремятся развить в своем ребенке. Вырастить своих наследников счастливыми, успешными, уверенными в себе, образованными хотели бы все. А вот стоит ли тратить силы на воспитание доброты у детей-дошкольников? Иногда это качество считается чуть ли не опасным для ребенка.

Во-первых, доброта (мягкосердечие, благожелательная приветливость, незлобливость) очень часто ассоциируется с безволием. Действительно, добродушный ребенок не лидер, не боец, он не умеет представить себя в выгодном свете, чем-то блеснуть. Похоже, ему не свойственны все те качества, которые могли бы удовлетворить гордость и ожидания родителей.

Во-вторых, даже то, что их ребенок не агрессивен, часто не радует родителей, ведь он не просто не склонен обижать других, он не в состоянии физически защитить и себя. В-третьих, за бесхитростностью, наивной доверчивостью, кроткостью, незлобливостью могут скрываться смирение и покорность, даже простоватость. Излишняя доверчивость граничит с легкомыслием, а добродушие — с попустительством. Иногда говорят о ком-то, что он «чересчур добрый», и это отнюдь не похвала. Мягкость и податливость доброго человека для окружающих становятся иногда свидетельством его бесхарактерности и даже глупости.

Чрезмерное мягкосердечие взрослого может развращающе действовать на его подопечных. «Ну, они же еще маленькие, они не специально», — оправдывает он неприглядные поступки уже подросших детей. А дети укрепляются в уверенности, что им все дозволено, все сойдет с рук. То есть доброта может быть и достоинством, и недостатком. Недаром говорят: «Доброта без разума пуста».

Воспитание в ребенке нравственных ценностей

Основные способы развития нравственности в раннем возрасте:

  • Маленькие дети очень охотно подражают взрослым буквально во всем. Следуя вашему примеру, они с легкостью усваивают как плохое, так и хорошее. Из этого следует, что бесполезно практиковать нравоучения. Проявите ответственность, твердость характера, нежность, любовь. И они ответят вам взаимностью.
  • Похвала ребенка за добрые поступки окажет на него позитивное влияние. Особенно, если это делать в присутствии всей семьи. Это повысит его самооценку и уверенность в себе.
  • Примеры и истории из книг являются авторитетными для малышей. Хорошо делиться своим опытом. Ребенок быстрее поймет о разнообразии моральных качеств.
  • На практике покажите, как можно помочь тому, что попал в трудную ситуацию. Вежливое общение с окружающими также является хорошим уроком для малыша. Умение не быть «выскочкой» или «хвастунишкой» также ценится в хорошем обществе.
  • Общаться с ребенком следует на простом и понятном языке. Используйте примеры из вашей совместной жизни. Так он быстрее поймет, что от него хотят взрослые.
  • Информационный поток нужно тщательно дозировать. СМИ приносят как положительный, так и отрицательный опыт. При правильном подходе, ребенку можно преподнести полезные знания о нравственных ценностях. Учитывайте возраст ребенка. Чем он меньше, тем реже привлекайте малыша в интернет-ресурсам. Более старшим детям можно демонстрировать фильмы или статьи духовного содержания.

Моральные ценности для ребенка

Развивая духовные качества с детства, ребенок усваивает их на всю жизнь. Они:

  • помогают формировать правильные стандарты социального поведения. И этому способствует, в первую очередь семья, в которой живет ребенок;
  • дают возможность приобрести положительные черты характера: уважение к старшим, доброта к младшим, сострадание к слабым и другие.
  • научат ребенка отличать хорошее от плохого. Поможет объективно судить о многообразии окружающего мира.
  • формируют у малыша взгляды и убеждения по разным аспектам жизни.
  • дают ребенку уверенность в себе и помогают в трудных ситуациях.
  • позволяют маленьким детям направить свою энергию в нужное русло.
  • служат неким ориентиром и во время вхождения в подростковый возраст, помогает избежать негатива, идущего отовсюду: сверстники, социальные сети.

Чтение как лучший способ воспитать вундеркинда

Многие родители думают над тем, как воспитать вундеркинда с рождения, однако нужно понимать, что для этого необязательно записывать малыша на специальные курсы, которые, во-первых, стоят недешево, а во-вторых, очень утомляют детей. Достаточно тратить ежедневно по 15 минут на чтение вслух даже в том случае, если ваш ребенок сам умеет это делать.

Однако в жизни очень часто родители настолько заняты, что у них нет этих самых 15 минут свободного времени. И все же, если не станете пренебрегать данным занятием и будете читать детям вслух, то сразу заметите, что:

Словарный запас станет больше.

Чем больше слов будет знать ваш ребенок к моменту поступления в школу, тем лучше, поскольку словарный запас – это залог его успеха в будущем. Несмотря на то, что в школе дети учатся и узнают новые понятия, именно те слова, которые он уже знает, будут определять, насколько хорошо он сможет понимать то, что говорит учитель. Как правило, в начальных классах большая часть информации преподносится детям в устной форме, поэтому чем интеллектуальнее развит ребенок, тем больше он поймет.

Мозг ребенка развивается.

Другими словами, чем чаще вы будете читать своему малышу вслух, тем больше в его мозгу будет образовываться нервных связей. Таким образом, в него закладывается любовь к чтению, книгам как привычка на всю жизнь.

В основе любого учебного процесса лежит чтение, поэтому если у ребенка есть проблемы с этим, то и обучение будет проходить гораздо сложнее. В данном случае все зависит от родителей, именно они могут дать своему малышу ключ к успеху в школе и в жизни. Для этого нужно чаще читать детям книги вслух, ведь это одно из самых важных занятий, позволяющих получить знания, которые в дальнейшем станут залогом успешного обучения.

Становится лучше поведение.

Во время чтения у ребенка вырабатывается концентрация и направление внимания, что очень пригодится ему в школе. К тому же это занятие помогает снизить агрессию в поведении малышей, у которых есть к этому склонность.

Отношения с ребенком становятся прочнее.

Детям нравится, когда им читают вслух, поскольку во время этого занятия они получают физическую близость с родителями и связь на эмоциональном уровне. Благодаря этому отношения между ребенком и мамой (папой) становятся более близкими.

У ребенка увеличивается количество положительных качеств.

Читая сказки своему малышу, вы даете ему возможность прожить жизнь за персонажей на нейробиологическом уровне, то есть он самостоятельно может разместить разные типы людей по своим местам. Со временем ребенок становится партнером, способным взглянуть на ситуацию с другой стороны в случае возникновения разногласий, более сострадательным, готовым прийти на помощь тому, кто в ней нуждается.

Как евреи воспитывают успешных детей

Еврейские родители, как и любые другие, очень любят своих детей. Однако их методы воспитания несколько отличаются, что позволяет им растить успешных детей.

Евреи уверены, что ни в коем случае не стоит создавать комплексы собственному сыну или дочери. Они никогда не скажут, что у их малыша есть недостатки, даже если это так.

Евреи дают своим детишкам полную свободу. Они считают, что малыш имеет право на всё, что делает его счастливым. Однако они с раннего детства знают, где та черта, которую им не стоит переступать.

Евреи всегда хвалят своих деток, даже если те сделали какую-то незначительную мелочь. Более того, делают они это в присутствии чужих людей и самого малыша.

Евреи уверены, что независимо от воспитания дети всегда берут пример со своих родителей. Именно поэтому они много времени уделяют самосовершенствованию, чтобы малыш мог ими восхищаться.

Евреи с самого детства внушают своим детям, что для отца на первом месте стоит мать, а для матери отец. Так ребёнок чувствует, что растёт в любящей и крепкой семье.

С самых ранних лет евреи воспитывают своих потомков как будущих продолжателей рода. Поэтому девочка, выходя замуж, знает, как быть хорошей женой и матерью, а мальчик знает, как обеспечить свою семью.

Воспитание – это всегда сложный и длительный процесс. Однако если приложить немного усилий, родители смогут вырастить успешного и счастливого человека.

Примеры щедрости в жизни

Дарить подарки. Щедрому человеку никогда не жалко средств на хороший подарок. Самая главная его цель — порадовать человека, сделать его счастливым

Также он всегда готов подарить свое время близким людям, поддержать их и выслушать, уделить внимание. Чаще всего время и внимание намного ценнее любых материальных подарков

В литературе очень много произведений рассказывают о щедрости

В романе Л.Н Толстого “Война и Мир” Пьер Безухов во время начала войны 1812 года снарядил отряд ополченцев, не жалея собственных средств. После этого он поехал с ними на войну. Еще один важный и светлый персонаж в романе — Наташа Ростова. Она не один раз показывала свое доброе сердце. Особенно остро это ощущалось, когда она увидела раненых солдат. Наташа Ростова сразу приказала освободить подводы и предоставить их солдатам. Пьер Безухов и Наташа Ростова проявляют свою истинную щедрость, забывая о себе и о своих желаниях ради помощи другим людям.

Характер формируется под влиянием воспитания

Со сложившимся характером никто не рождается, хотя некоторые черты и склонности (вспыльчивость, пассивность) являются врожденными. Ту или иную черту характера мы часто считаем унаследованной, а на поверку оказывается, что она подсмотрена у родителей, у дедушки или бабушки, т. е. косвенно воспитана. Большинство специалистов склоняется к мнению, что воспитанием можно сгладить некоторые нежелательные унаследованные черты. Однако подход к ребенку должен быть индивидуальным, соответствовать типу нервной системы ребенка.

Педагоги и психологи, наблюдая за развитием детей на протяжении нескольких поколений, анализировали роль различных родительских методов воспитания. В тех семьях, где родители были слишком суровы, дети, даже чувствуя их любовь, росли хоть и послушными, но безынициативными, во всем зависимыми от родителей. Если же родители были снисходительны, дети развивались успешнее, раньше проявляли самостоятельность, инициативу. Но когда при всей снисходительности родители относятся к ребенку без душевной теплоты, у него возникают неврозы, он растет эмоционально обедненным, обозленным, иногда даже способным на антиобщественные и преступные поступки. Сердечность к ребенку себя оправдывает, и лучше предупредительность, нежели крутая строгость, хотя и полная безнаказанность тоже вредна.

Какая самооценка у моего ребенка

Застенчивый дошкольник отворачивается от соседки по площадке и молча берет предложенную конфету. У родителей паника: «Наш ребенок не уверен в себе!» Но вдруг ему просто не хватает опыта общения и выражения эмоций?

Не утрируйте! Стеснительный ребенок психологически здоров. Робость и стеснительность – естественное поведение для дошколят. На другом краю нормы – неудержимая вербальная активность и смелое желание познакомиться со всеми подряд. Таким образом – через внешнюю демонстрацию – формируется характер.

Родительский взгляд на особенности личности ребенка не всегда объективен. Мать и отец склонны завышать или занижать оценки. Часто они не учитывают возрастные нормы. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе, стоит узнать, нужно ли это именно сейчас – провести диагностику.

В видеоролике ниже приводятся примеры разных игр и упражнений, чтобы легко узнать какая самооценка у вашего ребенка.

Диагностика самооценки в раннем детстве (до 6 лет)

Первый год жизни – этап закладки характера. Вопрос, как повысить самооценку ребенку, ее диагностика в этот период не имеют смысла. Возрастную границу для диагностических методик провести сложно, удобнее ориентироваться на уровень развития речи. Как только речь становится активной и развернутой, с ребенком можно проводить беседы по диагностическому протоколу.

Диагностика самооценивания у школьников (6–10 лет)

Попросите нарисовать семь кругов и распределить в них имена всех близких людей (допускаются и животные) и слово «я». Сдвиг влево – свидетельство повышения самооценки. Экспресс-методика позволяет также определить круг доверенных лиц школьника. Встревожить должны такие результаты:

  • размещение «я» с 5-го по 7-е место (очень заниженная оценка собственной значимости);
  • окружение «я» пустыми ячейками;
  • окружение «я» животными или неодушевленными предметами.

В перечисленных случаях ищите контакт с чадом и помогайте ему обретать уверенность в своих силах. Повторите тест через несколько недель, сравните результаты. Подметьте также, как изменится успеваемость и эмоциональное состояние, когда ребенок начнет получать поддержку.

Диагностика самооценки у подростка (12-18 лет)

Подросток – едва ли не самый нежный в психологическом плане возраст. Поэтому лучше применять стандартизированные и верифицированные методики, не требующие личного контакта с исследователем. В домашних условиях диагностику лучше не проводить, но подтолкнуть подростка к самопознанию – хорошее средство.

Пусть изучит свой характер, когнитивные способности, интеллект, а заодно и самооценку. В профессиональном комплексе применяются специальные опросники и упражнения.

Какого ребенка хочу я?

Психологи для начала рекомендуют родителям задать вопрос самим себе: «что для меня значит иметь хорошего ребенка?» Честный ответ самому себе поможет выбрать правильный вектор воспитания. Если же ответ никак не приходит на ум, лучше разобрать ситуацию в кабинете психолога, особенно если вам кажется, что воспитание ребенка сбилось с курса и не приносит должных результатов.

Интернет и полки книжных магазинов пестрят всевозможными пособиями по воспитанию детей. Но, как правило, каждый конкретный ребенок и отдельная семья нуждаются в индивидуальном, а не усредненном подходе к такому деликатному вопросу. Мы рекомендуем вам обратиться к опытному, квалифицированному специалисту, с которым вы сможете обсудить все свои сомнения относительно воспитания вашего чада.

Воспитание добрых чувств

Как оказывает практика, привить ребенку доброту, научить его состраданию можно только на собственном примере.

Уроки справедливости

Несомненно, разочарования в нашей жизни неизбежны, но детям нужны душевные силы для того, чтобы их пережить. Одно из чувств, сопровождающих разочарование, — ощущение собственной беспомощности. Например, подкармливать и лечить бездомных животных лучше, чем просто переживать из-за жестокого обращения с ними. Немаловажен и собственный пример родителей, как можно справиться с несправедливостью или разочарованием.

Какой бы сложной и безнадежной не казалась ситуация, она преодолима, если у ребенка есть надежда на благополучный, справедливый исход, если он не одинок перед лицом своих неприятностей. Когда ребенок становится свидетелем грубости или агрессивного поведения окружающих, это, несомненно, производит на него тяжелое впечатление. Тем сильнее его испуг, если он не понимает происходящего, но видит выражение лиц и слышит агрессивные интонации людей, чувствует их злость. Чтобы научить ребенка добру, родителям надо быть готовым объяснить малышу, что произошло, и почему люди ведут себя так, поддержать и утешить его.

Благополучные дети

Обращали ли вы внимание, как часто оказывается, что дети, совершившие жестокие поступки, из благополучных семей? Под благополучием семей в данном случае понимается, что семья полная, никто из ее членов не страдает никакими зависимостями, образованию детей уделяется должное внимание и материально все вполне обеспечены. И вот тогда-то становится очевидно, что одного такого благополучия недостаточно, если мы хотим, чтобы наши дети никогда не стали преследователями

Иногда из двух детей, производящих впечатление одинаково уверенных в себе, благополучных, доброжелательных, один может оказаться если не зачинщиком издевательств, то последователем агрессора.

Быть, а не казаться

Обладая только поверхностной информацией о детях, исходя из их внешнего вида, привычек и поведения в присутствии взрослых, мы должны быть готовы к тому, что любой «прилежный, воспитанный, из хорошей семьи» ребенок может стать агрессором. Бывает, что родители рассказывают про своего ребенка: «Ой, вы знаете, он очень добрый, всех бездомных собачек-птичек жалеет, нищим подает». Не желая знать, как этот же ребенок может задразнить одноклассника до слез, отказывается помочь сверстникам или злорадно смеется, если кто-то в классе сделал ошибку.

Почему ребенок может посочувствовать, например, бездомным животным и людям и совершенно бесчувственен, даже жесток, по отношению к сверстникам? Возможно, эта жестокость — побочный результат внушенной ребенку установки на успех и лидерство. И таким образом он устраняет соперников — старается вывести из игры любыми доступными способами. А те, кто вне этого соперничества, могут рассчитывать на его сочувствие и жалость. Как часто мы нацеливаем ребенка на «великие свершения», забывая, что большое начинается с малого. Для воспитания в маленьком человеке добрых чувств нужно объяснить ему, что настоящая доброта начинается с проявления заботы о тех, кто рядом с нами.

С одной стороны, доброе отношение к близким — вроде как само собой разумеющееся поведение, естественное проявление нашей любви. Но, с другой стороны, в условиях соревнования добрые поступки ценны, только когда ими можно блеснуть

А в чем доблесть, если ты «всего лишь» помог маме, позаботился о братике или проявил внимание к пожилой соседке?! Доброта превращается в пустую показуху, бездушный хороший тон, маску, за которой прячутся равнодушие и эгоизм. За добрым, на первый взгляд, поступком может скрываться много мотивов: показать себя с лучшей стороны, угодить старшим, произвести благоприятное впечатление

А когда нет никакой выгоды быть приветливым, добрым, заботливым, дети ведут себя так, как им захотелось в данный момент, нередко, увы, бездушно и жестоко. учить добру детей – дело непростое. Но если вы твердо намерены воспитать чуткого и отзывчивого человека, придется постараться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий