Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Как справиться с регрессом сна ребенка в 8–9 месяцев?

Обструктивное апноэ во сне

Обструктивное апноэ характеризуется обструкцией верхних дыхательных путей, несмотря на дыхательное усилие, что нарушает нормальный режим сна и легочную вентиляцию. Заболевание может быть связано с ожирением, уменьшением размера просвета верхних дыхательных путей или недостаточностью мускулов-расширителей глотки. Однако у детей обструкция возникает в первую очередь из-за увеличенных миндалин и аденоидов. Начальные проявления обычно возникают в возрасте от двух до восьми лет, что совпадает с пиком роста миндалин, но это состояние может проявиться в любом возрасте. Общая распространенность среди детей составляет от 1% до 5%. Страдают апноэ и мальчики, и девочки, но чаще заболевание наблюдается у этнических меньшинств. Классическими симптомами апноэ являются храп и нарушения дыхания. Однако не у всех храпящих детей есть это заболевание. Распространенность ночного храпа у детей достигает 27%, что может затруднить распознавание апноэ. Другие общие симптомы включают необычное положение для сна (например, чрезмерно вытянутую шею, сон, сидя с открытым ртом), связанное со сном парадоксальное дыхание, ночное потоотделение или энурез, утренние головные боли и чрезмерную дневную сонливость. Однако дети реже, чем взрослые, проявляют дневную сонливость. Сонливость у детей чаще проявляется в виде подавленного настроения, плохой концентрации, снижения внимания или поведенческих проблем. При физикальном осмотре могут быть обнаружены увеличенные миндалины, микрогнатия и воронкоообразная грудная клетка.

Детей с подозрением на обструктивное апноэ следует направлять на полисомнографию. Кроме того, направление к специалисту сомнологу понадобится для детей из групп риска, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, кардиореспираторной недостаточностью, черепными аномалиями, врожденными пороками и синдром Дауна.

Оставленное без внимания врача апноэ приводит к нейроповеденческим проблемам, снижению внимания, нарушениям эмоциональной регуляции, снижению успеваемости, ночному энурезу, нарушениям роста и, в редких случаях, к системной гипертензии, легочной гипертензии и развитию «легочного сердца».

Основным методом лечения является аденотонзиллэктомия. Послеоперационная полисомнография демонстрирует избавление от апноэ более чем у 70% детей с нормальным весом, и менее чем у половины детей с ожирением. Также может произойти послеоперационное улучшение качества жизни и поведения. После лечения всем детям необходимо пройти клиническое обследование через шесть-восемь недель после операции, а полисомнографию следует повторить для оценки остаточного апноэ у детей с ожирением. 18 По назначению полисомнографию следует проводить после полного заживления глотки, обычно не ранее, чем через шесть недель после операции.

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом

Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:

Вид расстройства

характеристики

               ЗПР

                УО

Характер

Обратимый

Необратимый

Вид нарушения

Замедление темпа психического развития

Недоразвитие коры ГМ, вызывающее недоразвитие психических функций

Масштабность

Парциальность – частичность, одни функции развиты лучше, другие хуже

Тотальность – страдают практически все функции

Первичный дефект

Частичное повреждение базальных структур

Недоразвитие лобно-теменного отдела ГМ, провоцирующее недостаточность высшей психической деятельности

Как развивается

Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты мыслительной деятельности.

Сверху — вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции

Игра, важнейшая деятельность для детского возраста, при ЗПР более эмоциональна, но довольно скудная, ограниченная, сложно дается ее образное представление. Для детей с задержкой ПР характерно застревание на сюжетной игре, не доходя до сюжетно-ролевой стадии. Детки с УО зацикливаются на предметной игре.

Следует отметить, что оба расстройства влекут за собой нарушение интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но при ЗПР эти нарушения носят менее угрожающий характер и обладают возможностью их дальнейшего развития при должных условиях. При умственной отсталости, к сожалению, нет вероятности прогрессирования психического развития. Сформированный дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.

Слабоумие, в отличие от ЗПР, влечет за собой распад личности, тотальную, грубую разлаженность деятельности с практически полным отключением функций.

Процедуры в помощь

Для начала стоит обозначить в 3-месячном возрасте нередко процесс укладывания заканчивается протестом со стороны крохи. Дабы избежать подобных неприятных моментов, молодым родителям рекомендуют приступать к укладыванию при следующих признаках:

  • ребенок становится тише;
  • начинает зевать;
  • трет глазки;
  • кладет головку на плечо маме.

При этом старайтесь не затягивать время укладывания спать. Если уложить позже 19:30 отхождение ко сну будет проходить сложнее. Более того, во сне малыш может кряхтеть, а после пробуждения может наблюдаться вялость и сонливость.

Чтобы отход к ночному отдыху был легким, педиатры рекомендуют придерживаться нескольких простейших правил:

  • за несколько часов до планируемого сна выведете ребенка на прогулку;
  • искупайте в теплой ванне;
  • не вытирайте полотенцем капельки воды, лучше обмакните нежное тело и сделайте легкий массаж;
  • переоденьте в свежие вещи и покормите;
  • уложите спать;
  • спойте колыбельную и пожелайте сладких снов.

Кстати, о последнем пункте, необязательно петь песенку ребенку можно прочесть сказочку. Кроме того, многие детки засыпают во время кормления. В этом случае аккуратно уложите малыша спать в его кроватку.

Как восстановить нормальное засыпание

Прежде всего, рассматриваемое нарушение носит непродолжительный характер. Как правило, регресс длится около 2 недель. Однако, в этот период привычные способы укладывания ребенка становятся бессильными. Ввиду чего возникает вопрос, что делать?

Решить подобную проблему можно следующим образом:

  • следите за собой, старайтесь не кричать перед ребенком и не проявлять раздражительность;
  • попробуйте ложиться спать вместе с ребенком. Таким образом, кроха успокоится и уснет с чувством уверенности, что мама и папа рядышком;
  • во время бодрствования желательно находиться на улице и привлечь малыша к активному времяпровождению. Однако, за два часа до планируемого сна потребуется прекратить любые игры и дать время успокоиться малышу;
  • спокойствие и уверенность ребенку придают тактильные контакты с родителями. Пока чадо не уснуло, легонько поглаживайте спинку, руки и ножки. Это оказывает успокоительный эффект;
  • с наступлением регресса родителям можно вернуть малыша к себе в кровать. Ну а когда подобная проблема исчезнет улаживайте ребенка снова спать в его кроватку;
  • не отходите от крохи пока он не уснет;
  • положительное воздействие оказывают песенки перед сном, теплые расслабляющие ванны и приятные сказки.

Взрослые мамы и папы при любых обстоятельствах должны быть надёжной опорой и поддержкой в этот непростой период. Конечно, порой справляться с этой проблемой будет сложно. Однако, доброжелательное отношение и здоровая атмосфера в семье поможет с достоинством преодолеть появившуюся проблему.

Как бороться с недосыпом

Несколько способов помочь школьнику отоспать недосып. 

<<Форма демодоступа>>

1. Снижение нагрузки

Часто проблемы со сном — результат эмоционального напряжения из-за учёбы. Если школа и дополнительные занятия отнимают слишком много сил, детям будет трудно заснуть, даже несмотря на физическую усталость. В голове будут постоянно прокручиваться текущие проблемы и завтрашние задачи.

В этом случае помогает выписывание перед сном всех беспокоящих вопросов. «Выгрузив» всё из головы на бумагу и пообещав разобраться с этим завтра, ребёнку будет проще заснуть, а его сон будет более спокойным. 

В некоторых случаях помогает смена формы обучения. Например, переход на семейное обучение позволяет учиться дома и оптимизировать учебную нагрузку. 

2. Соблюдение режима 

Школьникам следует ложиться и вставать в одно и то же время. Распорядок дня вырабатывает привычки, которые позволяют тратить меньше энергии на рутину и самоконтроль.

Мы уже писали о том, как помочь ребёнку наладить режим.  

<<Перелинковка2>>

3. Минимальное использование гаджетов перед сном

Идеально, если в распорядке дня школьника выделено специальное время для просмотра телевизора или «залипания» в планшете. 

Чтобы вовремя отходить ко сну, физиологи советуют полностью отказываться от компьютера и смартфона за 2–3 часов до отбоя. Это поможет психике перейти в «режим отдыха», а свет от экранов не будет отвлекать организм от выработки гормона сна.   

4. Создание обстановки для сна

Оптимальная температура в помещении для засыпания — 21 градус. Комнату, где спит школьник, перед отходом ко сну рекомендуется проветривать в течение 15–20 минут

Важно, чтобы у ребёнка было комфортные одеяло и подушка. От неправильно подобранной подушки затекает шея, а слишком тёплое одеяло может снижать качество сна

Спать нужно с полностью выключенным светом. Чтобы с утра ребёнка не будило солнце, подойдут светонепроницаемые шторы «блэкаут». 

<<Форма бесплатного курса>>

Общие рекомендации по атмосфере в комнате: тихо, темно и прохладно. Если есть домашние животные, лучше закрывать дверь комнаты на ночь, чтобы пушистые друзья не разбудили ребёнка посреди ночи. 

5. Дополнительная физической активности

Крепче спать помогает спорт. Родители могут выбрать для ребёнка секцию или предложить ему делать несложные тренировки в домашних условиях. Если на спорт нет времени или желания, нужно хотя бы выходить на вечернюю прогулку. Свежий воздух — ещё один залог качественного сна.

Что делать родителям, если у малыша нарушился сон

Важно знать, что формирование нормального детского режима полностью зависит от действий родителей, т.е. оттого, насколько правильно построен режим. Сомнологи считают, что такие регрессы длятся до 3-5 дней, а если нарушение сна занимает больше времени, то причина в том, что родители не обеспечили ребёнку комфортные условия для соблюдения режима

Сомнологи считают, что такие регрессы длятся до 3-5 дней, а если нарушение сна занимает больше времени, то причина в том, что родители не обеспечили ребёнку комфортные условия для соблюдения режима.

Правильный режим включает в себя:

  • время бодрствования, которые соответствует возрасту малыша;
  • раннее укладывание;
  • количество дневных снов, соответствующих возрасту;
  • исключение ночных пробуждений;
  • общее время должно соответствовать возрасту ребёнка. Подробнее о сне ребёнка можно прочитать тут.

Как справиться с регрессом сна ребенка в 8–9 месяцев?Как преодолеть период регресса сна:

Родители должны понимать, что это временное явление. Чем больше мы сил потратим на установление режима, тем быстрее закончится регресс.

За первые три месяца у ребёнка должен сформироваться нормальный режим сна и бодрствования. Если режим до сих пор не установлен, необходимо подстроиться под ребёнка и установить совместный режим. Малыш не знает, когда нужно спать. Родители должны помочь ему. В 4 месяца норма активного бодрствования для малыша составляет 1,5-2,5 часа

Поэтому важно, чтобы малыш за это время успел устать и заснул. Если упустить момент усталости (малыш потирает глазки, перестал активно играть, зевает), будет очень трудно уложить малыша

Необходимо помогать ребёнку заснуть, создав для качественного сна благоприятные условия: затемнение комнаты (способствует выработке мелатонина), колыбельные, белый шум, тишина, оптимальная температура в комнате.

Постарайтесь создать ритуал перед отходом к ночному сну в виде купания или колыбельных песен

Ритуал должен обеспечить малышу расслабление и дать понять, что скоро будет сон.
Чем больше малыш устанет за день, тем крепче и дольше будет его сон. Поэтому родители должны заниматься с ребёнком, играть, гулять, беседовать.
Нужно уделять малышу ещё больше внимания, ведь и ему трудно в эти моменты. Дать ребёнку больше заботы и ласки.
Обеспечьте малышу комфортное место, не меняйте место сна. Так малыш чувствует себя в безопасности.
Укладывайте малыша в промежутке от 19.00 до 21.00, в это время происходит наиболее активная выработка мелатонина.

Необходимо стараться больше гулять на свежем воздухе. Это поможет восстановить биологические ритмы, а также удлинить сон.

Повторюсь, важно не упустить момент, когда малыш устал и хочет спать. После 1,5-2 часов бодрствования четырёхмесячный ребёнок засыпает, поэтому нужно помогать ему в этом

Если в течение часа не удалось уложить спать ребёнка, нужно подождать ещё час-полтора и снова приступить к укладыванию. Накопление неудавшихся попыток заснуть может усугубить ситуацию, нарушив ещё больше режим ребёнка.
Считается, что именно в этот период ребёнок начинает понимать причинно-следственные связи, поэтому введение в режим ритуалов для отхода ко сну помогут понять малышу, что нужно спать.
Происходит формирование устойчивых привычек, поэтому родители должны решить, будет ли ребёнок спать отдельно. После 4 месяца, когда сон установится, можно перекладывать малыша в кровать, ему легче будет привыкнуть в ней спать именно после регресса сна.

Нормы сна в возрасте 4 месяцев:

  • общее количество суточного сна составляет около 14-16 часов;
  • количество дневного сна равно 4-5 часов;
  • количество ночного сна равно 10-11 часов;
  • длительность одного дневного сна составляет от 40 мин до 2 часов;
  • количество дневных снов равно 3-4;
  • активное бодрствование занимает от 1,5 до 2 часов.

Полезные советы

  • Для начала не переживайте и не нервничайте, так как кризис встречается у всех детей и длится он совсем недолго.
  • Найдите свои особенные методы успокоения: колыбельные, легкие поглаживания и так далее.
  • Отдайте свои предпочтения домашнему дневному засыпанию и не практикуйте сон в движении. Если раньше вы могли гулять длительное время, а ребенок не просыпался, то теперь такие прогулки обернутся тем, что буквально через полчаса малыш будет вопить на всю улицу. К тому же, засыпание в движении не способствует качественному отдыху ребенка.
  • Забудьте про старый режим, по которому жил ваш младенец. Отныне вы должны выработать новый, подходящий для повзрослевшей крохи.
  • Выберите одно место для засыпания. Дети любят постоянство. Привыкнув засыпать в одном и том же месте, младенец будет чувствовать спокойствие и защищенность. Конечно же, лучшее место – это кроватка. Чтобы добиться этого, один раз в несколько дней укладывайте малыша в кроватку, помогайте ему уснуть, а в другие разы делайте все обычным способом. Учащайте количество засыпаний в кроватке. Со временем малыш будет ассоциировать окружающую его обстановку с грядущим засыпанием, а вы почувствуете облегчение.
  • Создайте ассоциацию на бодрствование. Позволяйте ребенку быть активным, помогать вам, но смотрите, чтоб малыш не переутомлялся.
  • Создайте гибкий график ночного засыпания. Начинайте укладывать ребенка в период с 18:00 – 20:00 часов. В это время вырабатывается наибольшее количество гормона мелатонина у ребенка.

Особенности сна младенцев

У младенца сон не такой, как у взрослого человека. Как только ребёнок появился на свет, его отдых ещё не сформировался, в нём нет фаз. У родителей во сне присутствуют быстрые и медленные, глубокие и поверхностные периоды. В первые два месяца ребёнок спит крепко, он быстро восстанавливается после дневной активности. Об этом позаботилась сама природа, она даёт младенцу хорошо отдохнуть и набраться сил для дальнейших исследований окружающего мира.

До трёх месяцев разбудить ребёнка очень тяжело, это замечала каждая мама. Он спит в сутки почти двадцать часов. Затем начинается формирование фаз сна. Уходит на второй план глубокий отдых, а поверхностный занимает больше времени. Много времени теперь уходит на то, чтобы малыша уложить спать. Он ворочается, плачет и не хочет отдыхать. Иногда он успокаивается уже через 10 минут, в другой раз нужно лежать рядом с младенцем час-полтора, периодически кормить его.

Малыш сам страдает от таких проблем, так как он не может уснуть глубоко, просыпается после каждого шума или услышанного голоса. Ребёнок засыпает в семь-восемь вечера, а затем просыпается через 3−4 часа и не даёт родителям уснуть почти всю ночь. Это происходит потому, что до полуночи у малыша длится глубокая фаза, после нее до утра продолжается поверхностная.

Режим установится через 3−4 недели после начала регресса. После этого устанавливается новое расписание, по которому ребёнок будет отдыхать и бодрствовать.

Оно не всегда совпадёт с биологическими ритмами родителей, поэтому проблемы могут остаться. Младенец будет крепко спать весь день, а ночью донимать маму капризами. Или, наоборот, он спокойно отдохнёт ночью, а утром начнёт вести себя активно.

Признаки возникновения нарушения

Определить проявление регрессивного нарушения можно по следующим признакам:

  • ребенок капризничает и долго не может уснуть по вечерам;
  • дневной сон становится редким, при этом проявляется высокая чуткость ко внешним раздражителям;
  • малыш чаще стал просыпаться ночью, кричит и плачет;
  • в периоды бодрствования ребенок становится раздражительным и присутствует повышенная возбудимость;
  • у грудничка сильно увеличился аппетит;
  • возникла повышена потребность в контакте с мамой;
  • ребенок стал беспокойным.

Нормальный отдых зависит от состояния малыша и его индивидуальных потребностей. Как правило, уже к 3 месяцам детский организм проходит адаптацию к смене ночи и дня. Однако, и дальше у крохи наблюдаются особенности отдыха.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий