Ребенок-ураган: как справиться с гиперактивностью

Особенности патологии

Синдромом дефицита внимания называют гиперкинетическое расстройство, для которого характерна гиперактивность, не свойственная возрасту ребенка, а также неустойчивым вниманием. При данной патологии полностью отсутствует устойчивая мотивация к видам деятельности, требующих от ребенка усилий воли

Ребенок, имеющий в анамнезе СДВГ, не может адаптироваться к большинству сфер деятельности.

Выявить патологию можно по таким проявлениям:

Гиперактивность. Для этого состояния характерны активность и возбудимость, не укладывающиеся в общепринятые нормы. Такое поведение ребенка доставляет много проблем не только его окружению, но и ему самому. Причиной развития такого состояния является ослабленная нервная система, при ее переутомлении и возникает гиперактивность.

Нарушение внимания. Если речь идет о СДВГ, то данный симптом рассматривается как основной

Внимание является сложной психической функцией, и если она нарушена мозг не в состоянии сфокусироваться на определенном объекте. Если на ребенка воздействуют внешние раздражители, то его внимание начинает очень быстро переключаться с одного объекта на другой

Этот процесс также могут запустить случайно возникшие образы и ассоциации.
 Импульсивность. Ребенок не может контролировать свое поведение так, как этого требует от него окружающая среда. Например, во время занятия он начинает свою деятельность еще до того, как получит конкретные указания. Окружающие в этом усматривают беспечность, легкомысленность и невнимательность.

Такая патология, как СДВГ, не означает, что у ребенка обязательно будет низкая умственная активность. Могут отсутствовать сопутствующие психические или соматические заболевания.

Диагностика расстройства

Специалисты утверждают, что СДВГ у взрослых не возникает неожиданно. Это расстройство трансформируется из детской формы патологии

Поэтому в процессе диагностики большое внимание уделяется сбору информации о наличии соответствующей симптоматики в детстве пациента. Для этого производится анкетирование обратившегося за помощью человека, членов его семьи и людей из близкого окружения

Особое внимание уделяется анализу школьных успехов пациента, а также темпов его развития и достигнутых результатов.

Параллельно со сбором информации должно проводиться общемедицинское обследование. Это позволит исключить соматические или неврологические заболеваний, имеющие схожие проявления. Исследования на различных видах томографов позволяют подтвердить наличие органических дефектов в ЦНС. Подобные изменения фиксируются при попытке человека сконцентрироваться на чем-либо. В состоянии покоя органические изменения в головном мозге не фиксируются.

Кроме того, диагностировать СДВГ у взрослых помогают различные тесты. С их помощью можно не только выявить степень умственного развития, но и получить полную картину о пациенте.

Реабилитация

Если в ходе лечения детей СДВГ у детей был выбран правильный подход и соблюдался принцип комплексности, то положительные результаты не заставят себя ждать. Но для их закрепления необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на психосоциальную реабилитацию ребенка. Ведется такая работа по двум разным стратегиям, позволяющим сформировать или восстановить нарушенные расстройством навыки и знания. Это неизбежно приведет к улучшению социального функционированию ребенка с синдромом.

В эту работу вовлекается не только ребенок. Реабилитация не будет успешной без участия ближайшего окружения, учителей и воспитателей. Педагоги должны скорректировать учебную программу таким образом, чтобы она соответствовала возможностям ребенка и учитывала его особенности.

Но важнейшим условием выздоровления является изменение поведения родителей, а также их отношения к ребенку. Прежде всего, из речи мамы и папы должны исчезнуть слова «нет» и «нельзя». Это негативные методы воспитания, которые неприменимы к ребенку с СДВГ. Дело в том, что у таких деток довольно высокий порог чувствительности к различного рода наказаниям, а вот на похвалу они реагируют активнее. Если учесть эту особенность при построении взаимоотношений с детьми, то можно воспитательные мероприятия будут более успешными.

Еще одним условием для успешной адаптации ребенка является формирование адекватной самооценки. Добиться этого можно при сочетании индивидуальной и групповой психотерапии.

Диагностика СДВГ

Постановка диагноза синдрома дефицита внимания нередко вызывает определенные трудности, потому что не существует характерного симптома, который бы однозначно указывал на данное заболевание. Основные методы распознавания СДВГ это:

  • сбор анамнеза (в том числе и семейного);
  • психологическое тестирование .

Также значимым компонентом диагностики на современном этапе является

остеопатическое тестирование.

В качестве вспомогательных методов диагностики могут быть назначены:

  • ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи (для оценки кровоснабжения мозга);
  • электроэнцефалограмма (ЭЭГ) (для выявления очагов судорожной готовности коры головного мозга);
  • неврологическое обследование.

Копилка знаний

Игра “Четыре стихии”.

Дети сидят в круге. Ведущий договаривается с детьми, если он скажет слово “Земля” – все опускают руки вниз, “Вода” – вытянуты руки вперед, “ воздух”– поднять руки вверх, “Огонь”– повернуться вокруг себя.

Игра с правилами “Смелые мышки”.

Выбирается водящий – “кот”, остальные дети – “мышки”. “Кот” стоит (сидит) и наблюдает за “мышками”. С началом стихотворного текста “мышки” направляются к домику “кота”.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час

Раз-два-три-четыре,

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон!

Бом-бом-бом-бом!

Убежали мышки вон!”

Мышки, подходя к дому “кота” выполняют движения, соответствующие тексту. Услышав последнее слово, мышки убегают, а “кот” их ловит. Пойманные “мышки” выходят из игры.


Открыть игры для дошкольников с СДВГ

Биоакустическая коррекция (БАК) – это методика, в основе которой лежит активация процессов нейропластичности за счет преобразования электроэнцефалограммы больного в акустический сигнал и предъявление этого сигнала пациенту в реальном масштабе времени, тем самым осуществляется сенсорная ЭЭГ-зависимая стимуляция. Активация нейропластичности способствует восстановлению процессов созревания структур мозга, а также включению морфофункциональных компенсаторных механизмов.

ТКМП назначают детям:

с алалией, СДВГ, ЗПР, различными речевыми нарушениями, проблемами с обучением в школе. А также детям с РАС и другими проблемами поведения.

Проект “Открытие”. Свирина Елена Леонидовна
-руководитель Центра Речи, нейропсихолог.

https://vk.com/video_ext.php


Задайте вопрос специалисту

Лечение

При лечении часто применяют медикаменты, позволяющие купировать СДВГ симптомы. К ним относятся различные стимуляторы, чаще всего назначается метилфенидад, ноотропные препараты, а также антипсихотические средства, способные снизить возбудимость ребенка и его гиперактивность.

Медикаментозное лечение направлено на устранение физической проблемы, приведшей к развитию расстройства. Основные СДВГ симптомы становятся менее выраженными благодаря нормализации кровообращения во всех отделах головного мозга и коррекции патологий в шейном отделе позвоночника, часто возникающих на фоне родовых травм.

Как бороться с невнимательностью школьников

Современным детям приходится сталкиваться с куда более трудными препятствиями на пути к развитию внимания, чем предыдущим поколениям. Причиной тому огромные объёмы информации и формируемое интернетом клиповое мышление.

Чтобы ребёнок умел концентрироваться на деле в течение долгого времени, замечать неочевидные детали и противостоять отвлекающим факторам, его внимательность необходимо развивать и поддерживать с раннего возраста:

Ежедневно обращайте внимание ребёнка на окружающий мир. Научите его замечать, что на клумбе рядом с домом распустились цветы, а строящийся дом вырос ещё на несколько этажей

Все эти детали повседневности могут стать объектами для наблюдения и поводом для размышлений. 
Следите за тем, чтобы ребёнок не проводил слишком много времени с гаджетами.
Старайтесь вносить разнообразие в повседневность. Когда мы день за днём выполняем одни и те же действия и бываем в одних и тех же местах, наше внимание рассеивается. Находите с ребёнком новые маршруты для прогулок, открывайте новые места, периодически устраивайте в квартире перестановку — это позволит поддерживать концентрацию и осознанность.      
Не ругайте ребёнка за невнимательность — это неэффективно. Он начнёт волноваться или ещё сильнее замкнётся в собственных мыслях, в результате чего может стать ещё более рассеянным. Лучше поощряйте ситуации, в которых он проявил внимательность.
Подавайте личный пример. Почувствовав, что вы цените собранность и наблюдательность и сами всегда стараетесь быть внимательными, ребёнок тоже будет стремиться прокачать этот навык.  

<<Форма бесплатного курса>>

Игры на внимательность

Существует немало занимательных игр, тренирующих внимание. В зависимости от возраста и способностей ребёнка их можно делать всё более сложными, а главное — в большинство из них можно играть в любое время и в любом месте. 

«Снежный ком» или «Баранья голова». Первый участник игры называет слово, второй  повторяет его и добавляет своё, третий повторяет уже два слова и добавляет своё — и так далее, пока кто-то не собьётся. Участник, допустивший ошибку, говорит вместо забытого слова «баранья голова». После чего все участники по очереди воспроизводя цепочку, тоже должны упоминать в нужном месте баранью голову. Чем больше участников в игре — тем интереснее и сложнее.

«Съедобное-несъедобное». Ведущий бросает мяч случайному игроку, называя объект. Если объект съедобный, игрок ловит мяч и становится ведущим, если несъедобный — отбивает мяч обратно. Сложность игры зависит от скорости и критерия, выбранного на замену съедобности. Это может быть что угодно, например, металлы и неметаллы.   

«Найди объект». Выберите малозаметную деталь в поле зрения и попросите ребёнка найти её. Это может быть любой статичный объект, видимый с данного ракурса: дерево, изображение на дорожном знаке, слово на вывеске и так далее

Такая игра не только развивает внимание, но и позволяет скоротать время ожидания, например, в очереди к врачу или в пробке. 

«Режим наблюдателя». Предложите ребёнку включить «режим наблюдателя», то есть максимально сосредоточить своё внимание на окружении

Через небольшой промежуток времени попросите его закрыть глаза и задайте вопрос о чём-нибудь, что находилось в поле его зрения. Например: «что написано на рекламном щите впереди?», «какая одежда была на том человеке?», «сколько красных предметов в комнате?» и так далее. Если регулярно играть в эту игру, в определённый момент можно будет усложнить её, не объявляя больше «режим наблюдателя», а сразу задавая вопрос. 

Наиболее эффективные способы лечения

Основная сложность в лечении СДВГ у взрослых связана с поздней диагностикой. Чем раньше было выявлено данное расстройство, тем легче будет проходить лечение. Но, в любом случае, оно должно быть комплексным.

Осуществлять лечение синдрома дефицита внимания может психолог или психотерапевта с обязательным назначением медикаментозных препаратов.

Ведущую роль при коррекции такого расстройства, как синдром дефицита внимания у взрослых людей, является психотерапия. Наиболее эффективную методику психотерапевт подбирает исходя из индивидуальных особенностей пациента и тяжести его состояния:

  1. Когнитивная и поведенческая терапия позволяет поднять самооценку пациента и способствует его самоутверждению.
  2. Полезны расслабляющие тренинги, используя их человек может снять груз тяжелых психоэмоциональных нагрузок.
  3. Поведенческие курсы помогают пациенту научиться организовывать свою жизнь, с максимальной пользой использовать свое время, а также распределять его между работой и отдыхом.
  4. Семейная психотерапия позволит наладить взаимоотношения между супругами, один из которых страдает СДВГ. Для нормализации профессиональной сферы используются рабочие тренинги.

Лечение лекарственными препаратами для взрослых людей строится по той же схеме, что и при терапии детской формы синдрома. Больные СДВГ не могут сами контролировать прием препаратов, в отличи  от здоровых людей, поэтому в этом вопросе нужен контроль со стороны родственников.

Наиболее эффективными средствами при лечении СДВГ являются психостимуляторы. Но эта группа препаратов способна вызывать привыкание, поэтому их прием должен контролироваться специалистами. В ходе лечения синдрома дефицита внимания также могут применяться ноотропные препараты. Под их воздействием улучшается мозговая деятельность, с также стабилизируются мыслительные процессы. Рекомендовать конкретные лекарственные средства может только квалифицированный врач после того, как будет проведено тщательное обследование пациента и поставлен точный диагноз.

Медикаментозное лечение позволяет несколько улучшить способность к концентрации внимания, но оно не в состоянии решить проблемы с дезорганизацией, забывчивостью и неумением рассчитывать собственное время. Для того, чтобы лечение было успешным, нужно сочетать известные способы коррекции СДВГ у взрослых.

Как устроено внимание

Прежде чем начать разговор о том, как бороться с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо разобраться, что такое внимание и как оно работает. 

Внимание — это способность мозга фокусироваться на значимом. 

Каждую минуту наш мозг получает десятки тысяч сигналов: тексты, звуки, запахи, цвета, внутренние ощущения тела. Если бы мы воспринимали их все сразу, то, скорее всего, сошли с ума

У сознания существует механизм, призванный фильтровать поступающую информацию и выделять то, что важно в данный момент, — это и есть внимание

Характеристики внимания

Внимание имеет множество характеристик, которые у каждого человека развиты в большей или меньшей степени. Начиная борьбу с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо понаблюдать, как он выполняет домашние задания и ведёт себя в быту

Так вы сможете понять, развитию какого из перечисленных ниже качеств следует уделить больше внимания:

Концентрация — это умение сосредотачиваться на деле, вникать в проблему, видеть и анализировать свойства объектов. От концентрации напрямую зависит наблюдательность и собранность человека. Развитию концентрации помогают головоломки, лабиринты, задания на поиск различий и тому подобное. 

Устойчивость внимания — это способность поддерживать концентрацию в течение длительного времени и противостоять отвлекающим факторам. Дети с развитой устойчивостью внимания более усидчивы и способны доводить начатое дело до конца. Устойчивость внимания помогают развить пазлы, задачи-картинки с перепутанными линиями и подобные «медитативные» головоломки.

Объём внимания подобен оперативной памяти компьютера, он позволяет удерживать в зоне внимания большое количество данных. Чем сильнее развит этот навык, тем проще ребёнку работать с информацией — анализировать, сравнивать и обобщать. Чтобы увеличить его, тренируйте логическое мышление ребёнка. 

Распределение внимания отвечает за многозадачность: например, возможность одновременно слушать учителя, делать конспект урока и запоминать информацию. Натренировать это качество могут помочь развивающие компьютерные игры, в которых необходимо следить за несколькими объектами сразу.

Переключаемость внимания

От того, как быстро ребёнок может переносить внимание с одного объекта на другой и переходить от одного вида деятельности к другому, зависит его работоспособность в целом. Увеличить скорость переключения внимания помогают развивающие игры на время, задачи на поиск различий, компьютерные головоломки с поиском объектов и так далее.

<<Форма демодоступа>>

Типы СДВГ

Высококвалифицированные специалисты практикуют индивидуальный подход к лечению синдрома. Это связано, прежде всего, с тем, что для успешного выздоровления требуется устранить причины патологии. На сегодняшний день выявлено несколько типов данного расстройства, требующих разного подхода к проведению терапии:

  • классический вид связан с нарушениями в работе коры лобных долей. В этом случае будут проявляться классические СДВГ симптомы, это и неустойчивость внимания, и рассеянность, и дезориентация и т.д. Для достижения устойчивых результатов может быть применена медикаментозная терапия, способная повысить уровень дофамина в головном мозге. Пациентам рекомендуется снизить употребление в пищу простых углеводов, а продукты с высоким содержанием белка ввести в рацион;
  • невнимательный тип. Основные симптомы СДВГ будут дополнены склонностью зацикливаться на себе, упадком сил, отстраненностью и отсутствием мотивации. Данная разновидность расстройства обычно диагностируется в старшем возрасте, чаще встречается у девочек. Развитие невнимательного типа СДВГ обусловлено снижением мозговой активности в мозжечке и лобной коре;
  • синдром дефицита внимания с чрезмерной фиксацией. Классические СДВГ симптомы в этом случае сочетаются со склонностью зацикливаться на мыслях негативного содержания, навязчивым поведением. Больные с таким типом заболневания чрезмерно обидчивы и беспокойны, часто спорят и идут наперекор наставникам;
  • при нарушениях в работе височных долей СДВГ симптомы будут включать в себя повышенную вспыльчивость. Больной может испытывать чувство тревоги, его мучают головные боли и дискомфорт в области живота. Характерно появление мрачных мыслей, проблемы с памятью, затруднения при чтении текстов, а также неправильная интерпретация замечаний, обращенных к больному;
  • лимбический тип. Первичные СДВГ симптомы сопровождаются меланхолией, желанием оградиться от окружающих, пониженной самооценкой, расстройствами сна и отсутствием аппетита. Для лечения этого типа синдрома нельзя применять стимуляторы, так как они могут привести к развитию депрессии.

Также основные симптомы рсстройства могут сопровождать вспышки гнева и капризность, желание всегда быть в оппозиции и повышенная болтливость, гиперчувствительность к громким звукам и яркому свету, а также поспешность мышления.

Является ли гиперактивность проблемой?

С одной стороны, гиперактивность – это данность Вашего ребенка

Просто он так устроен, что у него легковозбудимая нервная система и неразвитое внимание. Не стоит думать, что малыш делает что-то назло или вследствие плохого воспитания

Ведь никому же не придет в голову винить ребенка в том, что у него голубые глаза или курносый нос?! Так и гиперактивность – всего лишь одна из особенностей Вашего ребенка.

Но эта особенность влечет за собой множество не очень приятных последствий. Таким детям в десятки раз сложнее адаптироваться в детском саду и школе. Вы только представьте: каково ребенку, который и пяти минут провести спокойно не может, выдержать целый урок, ни на что не отвлекаясь?!

Слушать учителя, точно выполнять задания, быть собранным, организованным и аккуратным – для этого нужно развитое внимание. А с вниманием у гиперактивного ребенка как раз и проблемы! Он, наоборот, невнимателен, непослушен, не организован, не ответственен, не аккуратен – в общем сплошные «не»

Результат вполне предсказуем: сложности с освоением школьной программы, слабая успеваемость, жалобы учителей и неуверенность ребенка в своих силах.

Что делать, если у Вас гиперактивный ребенок?

1. Примите этот факт. Это не всегда просто, но очень действенно. Станет намного легче, исчезнет соблазн обвинить себя или ребенка в происходящем.

2. Не оценивайте ребенка и ни в коем случае не сравнивайте его с другими детьми (одноклассниками, друзьями, старшими братьями и сестрами). Ваш ребенок уникален – и это ценно!

3. Покажите пример спокойного поведения. Видите, что ребенок не может сам угомониться? Попробуйте разговаривать с ним тихо, размеренно, двигаться медленно и плавно. Ребенок невольно подстроиться под Вас и постепенно успокоится.

4. Если ребенок занят какой-то спокойной игрой (конструктор, пазлы, рисование и др.), не мешайте ему. Даже если Вам от ребенка что-то нужно, это может подождать. Дайте ребенку побыть в тишине и покое. Такой опыт ему жизненно необходим.

5

Постоянно развивайте внимание ребенка. Здесь Вам в помощь разнообразные игры, развивающие пособия и курсы

6. Научите ребенка расслабляться. Покажите ему простые релаксационные техники (например, покачивания или счет вдохов и выдохов). Также хорошо успокаивает массаж.

7. Сведите до минимума (или вообще исключите) компьютерные игры и телепередачи, возбуждающие нервную систему ребенка.

8. Направьте энергию ребенка на что-то полезное. Запишите его в бассейн, на танцы, в спортивную секцию.

9. Для гиперактивных детей особенно важен режим дня. Ребенок должен понимать, что для подвижных игр и активности есть свое время, как и для более тихих занятий. Например, перед сном все игры переводите в спокойный режим. Так ребенок и уснет быстрее, и сон будет здоровым и безмятежным.

10. Самое главное – Ваша любовь, забота и терпение

Вашему ребенку очень важно чувствовать себя любимым и защищенным. Гиперактивность с возрастом пройдет, а сознание того, что тебя любят и принимают таким, какой ты есть, останется с ребенком на всю жизнь

Анастасия Балыкина

Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или twitter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди.
Буду вам очень благодарен! Спасибо!

Как проявляется синдром гиперактивности

Впервые заболевание может проявиться в любом возрасте,
начиная с грудничкового периода. Оно может сопровождаться:

  • беспокойством;
  • неусидчивостью;
  • раздражительностью, плаксивостью;
  • нарушениями сна;
  • снижением уровня внимания, постоянной
    отвлекаемостью;
  • импульсивностью;
  • упрямством;
  • задержкой развития речи.

Для каждого возраста разработаны отдельные нормы,
несоответствие которым заставляет задуматься о возникновении нарушений в работе
нервной системе. Например, очень быстрое переключение на другие окружающие
предметы, озвучивание случайных мыслей, воспоминаний называют отвлекаемостью,
что является одним из наиболее ярких признаков дефицита внимания.

Другим термином, часто звучащим при диагностировании СДВГ,
является «импульсивность». Это значит, что ребенок при получении какого-либо
задания не дослушивает до конца рекомендации или инструкции и преждевременно
приступает к выполнению. В результате он обычно недооценивает сложность задачи
или справляется с ней неправильно, так как проигнорировал требования. При этом
импульсивные дети не способны думать о последствиях своих действий, поэтому
часто получают травмы, становятся жертвами несчастных случаев разной тяжести и
попадают в неприятные ситуации.

Гиперактивность или нет

Как уже говорилось, очень часто здоровая детская активность
и непосредственность путается с таким нарушением функционирования нервной
системы, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Наличие именно СДВГ
родители могут заподозрить по присутствию следующих признаков:

  • ребенок значительно подвижнее, чем его ровесники
    (иногда родители говорят, что он «бегает по потолку»);
  • повышенная возбудимость, что проявляется
    присутствием лишних движений (ребенок постоянно вертится, болтает ногами,
    качается на стуле, играет руками и т. д.) или речевой несдержанностью (ребенок
    болтает, не замолкая);
  • рассеянность – при СДВГ дети постоянно теряют и
    забывают личные вещи, не слушают получаемые от взрослых инструкции даже
    непродолжительные и отвлекаются;
  • быстрое наступление усталости при необходимости
    выполнения заданий, требующих усидчивости и концентрации на процессе – родители
    школьников подчас вынуждены постоянно сидеть рядом с ребенком во время
    выполнения домашней работы и контролировать их;
  • повышенная эмоциональность, проявляющаяся
    абсолютной несдержанностью и выплескиванием любых эмоций на окружающих;
  • невозможность довести начатое дело до
    логического завершения – ребенок теряет интерес к занятию и быстро переходит к
    другому виду деятельности;
  • отсутствие самоконтроля, проявляющееся
    постоянным перебиванием других людей, сложностями при необходимости дожидаться своей
    очереди либо где, склонность к ссорам и дракам;
  • нарушения координации, в результате чего ребенок
    может часто травмироваться.

Кроме того, при СДВГ у детей старше 4 лет родители могут
терять контроль над их поведением. Такие дети часто не просто не слушаются
взрослых, а неспособны договариваться и искать компромисс и в целом следовать
установленным правилам. Но подобные «симптомы» могут проявляться вместе или по
отдельности и у здоровых детей во время сложного психологического периода,
переживания кризиса 3-х, 6—7-ми лет и т. д. Поэтому бить тревогу родителям
следует только, если у ребенка присутствует несколько из вышеописанных
нарушений, причем дольше полугода, и они мешают ему адаптироваться в социуме.

Диагностика СДВГ

Что бы ни утверждали воспитатели в детском саду, учителя, другие родители или знакомые, точно дать оценку состоянию ребенка может только врач, а диагностировать синдром гиперактивности в сочетании или без нарушения внимания способен только невролог или детский психолог

Педагоги или другие общающиеся с ребенком люди могут лишь обратить внимание родителей на те или иные черты личности малыша, имеющиеся трудности при работе с ним и высказать предположение о необходимости получения консультации специалиста

При диагностике СДВГ врач должен исключить другие патологии
нервной системы и нарушения развития. Поэтому нередко требуется консультации
обоих узких специалистов – невролога и психолога. Это позволит точно
дифференцировать СДВГ от:

  • последствий психологической травмы, тревожных расстройств;
  • расстройств аутического спектра (могут сочетаться с гиперактивностью);
  • определенных видов шизофрении, эпилепсии;
  • эндокринных патологий.

Поэтому диагноз не может быть поставлен на первой же консультации
врача. Для этого, кроме подробной беседы с ребенком и его родителями, требуется
понаблюдать за его поведением, а также провести нейропсихологическое
тестирование. Для исключения других патологий назначаются:

  • общий и биохимический анализ крови;
  • ЭЭГ;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭКГ и другие исследования.

Проявления синдрома

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. Гиперактивность и импульсивность приводит к тому, что ребенок испытывает постоянную потребность в движении.

Кроме этого, у ребенка появляется:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство, не способность ждать
  • невнимательность, не способность выполнить домашнюю работу
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость
  • игнорирование правил и норм поведения; эти дети постоянно вмешивается в деятельность других людей
  • наличие проблем со сном
  • задержка речевого развития и т.д

Самая большая беда гиперактивного ребенка – это отвлекаемость

Все привлекает его внимание, но оно ни на чем не задерживается, скользит с одного на другое: вот он смотрит телевизионную передачу, тут же переводит взгляд на муху на потолке, чтобы еще через секунду отвлечься разговором матери с бабушкой

На уроке в школе ему не сосредоточиться. В простейших примерах он допускает нелепые ошибки, но не из-за отсутствия способностей, а чаще всего из-за крайней невнимательности и торопливости.

Такой ребенок при умственной нагрузке быстро утомляется, испытывает затруднения с выполнением и завершением заданий, уделяет избыточное внимание деталям, или наоборот, не обращает на них никакого внимания.  

Литература

1.Альтхерр,П.Гиперактивныедети. Коррекцияпсихомоторногоразвития / АльтхеррП., БергЛ., ВельфльА.,
ПассольтМ. – М:Издательскийцентр
«Академия», 2004

2.Брязгунов,И.П. Непоседливый ребенок или
все о гиперактивных детях / БрязгуновИ.П.,
КасатиковаЕ.В.
– М.:ИздательствоинститутаПсихотерапии,
2002

3.Брязгунов,И.П..Дефицитвниманиясгиперактивностьюудетей / БрязгуновИ.П., КасатиковаЕ.В. – М.:Медпрактика-М,
2002

4.Заваденко,Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания вдетском возрасте
/ Заваденко Н.Н. – М.:Издательскийцентр “Академия”, 2005.

5.Заваденко,Н.Н. Как понять ребенка: дети
с гиперактивностью и дефицитом внимания / Заваденко Н.Н. – Школа-Пресс, 2001

6.Монина,Г.Б.Гиперактивныедети. Психолого-педагогическаякоррекция / МонинаГ.Б., Лютова-РобертсЕ.К., ЧуткоЛ.С.. – СПб.:Речь, 2007

7.Рассел,А. БарклиВашнепослушныйребенок / РасселА. Баркли, КристинаМ.
Бентон.. – СПб.:Питер, 2004

8.Чутко,Л.С. Синдром нарушения внимания
с гиперактивностью у детей и подростков /ЧуткоЛ.С., ПальчикА.Б., КропотовЮ.Д. – СПб.:ИздательскийдомСПбМАПО, 2004

9.Чутко,Л.С. Синдром дефицита внимания
с гиперактивностью и сопутствующие расстройства /
Л.С. Чутко.-СПб.:Хока, 2007

A
MODERN APPROACH TO THE TREATMENT OF ADHD

BukhtoyarovI.,
Kutasov V. A., Shulga A. S.

Abstract. The article is devoted to modern
methods of diagnosis and treatment of attention deficit disorder and hyperreactivity. Considers drug and non-drug methods of
correction of this condition.

Keywords: ADHD, impaired attention and
hyperactivity.

References:

1. Altherr,
P. Hyperactive children. Correction of psychomotor development / Altherr P., Berg L., Wolfl A., M.
Passolt – M: Publishing center “Akademiya”, 2004

2. Bryzgunov,
I. P. Restless child, or all about hyperactive children / Brezgunov
I. P., Kustikova E. V. – M.: Publishing house of
Institute of Psychotherapy, 2002

3. Bryzgunov,
I. P..attention Deficit with hyperactivity in children
/ Brezgunov I. P., Kustikova
E. V. – M.: Medpraktika-M, 2002

4. Zavadenko,
N. N. Hyperactivity and attention deficit in childhood / Zavadenko
N. N. – M.: Publishing center “Akademiya”,
2005.

5. Zavadenko,
N. N. How to understand the child: children with hyperactivity and attention
deficit / Zavadenko N. N. – The Moscow School Press,
2001

6. Monin,
G. B. Hyperactive children. Psycho-pedagogical correction / Monina
G. B., Lyutova-Roberts E. K., Sensitively HP. – SPb.: Speech, 2007

7. Russell A. Barkley Your naughty
child Russell A. Barkley, Christine M. Benton.. – SPb.: Piter, 2004

8. Sensitively, L. S. the Syndrome of
attention disorders with hyperactivity in children and adolescents / Chutko L. S., Tom A. B., Kropotov
Yu. d. – SPb Publishing house of the medical Academy of postgraduate
education, 2004

9. Sensitively, L. S. attention
deficit disorder with hyperactivity and related disorders / HP-Sensitively.-SPb.: Hawk, 2007

Последствия СДВГ

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности – импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых.

Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).

Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями.

Они также не способны предвидеть последствия своего поведения, не признают авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов, плохо адаптируются к окружающему миру.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий