Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Как помочь ребёнку не бояться писать?

Как проявляется страх

Фобия может приобретать различные формы, но суть её одинакова. Человек вряд ли сможет самостоятельно справиться с проявлениями страха, т. к. он считает это нормальными попытками защиты своего чада. Чаще всего боязнь наблюдается у новоиспечённых родителей первенца.

Избыток негативных эмоций может привести не только эмоциональному истощению, которое подстегивается недостатком сна и отдыха, но и к прекращению лактации на фоне стресса. Но и в более взрослом возрасте детей излишне опекают. Чем старше становится человек, тем больше свободы ему требуется. Родители часто ограничивают своего ребенка в:

  • общении со сверстниками;
  • посещении детского сада, развивающих занятий или секций по интересам;
  • самостоятельном изучении внешнего мира;
  • попытках самообслуживания и т. д.

В итоге из такого ребёнка вырастает замкнутый в себе человек, который слабо обладает навыками общения, а также не имеет ни малейшего представления о самостоятельной жизни в огромном мире. С тем, от чего его оберегали родители, он сталкивается в более взрослом возрасте, что ещё больше травмирует психику.

Как помочь ребёнку не бояться писать?

Боясь за ребенка, родители запрещают ему играть со сверстниками

Как помочь ребенку не бояться ошибок?

Чтобы ребенок извлекал из ошибок возможности для роста, он должен понимать, что ошибаться: а) не страшно; б) интересно; в) полезно; г) обычно. В этом плане критично влияние школы, где ребенок проводит большую часть своего времени. Если в школе принято ругать и стыдить за ошибки (это случается нередко), а изменить ситуацию не получается, вы можете ее сбалансировать своим отношением к ошибкам ребенка. Если родители спокойно реагируют на оценки и позитивно — на ошибки, это уже полдела. Вот что еще можно сделать:

Поощряйте в ребенке инициативу во всем, включая быт. Не доделывайте за ним то, что он пытается сделать сам, но будьте рядом, чтобы в случае чего подсказать. Так ребенок поймет, что многократные усилия приводят к умениям.

Хвалите не за ум, а за старательность. Психолог Кэрол Дуэк проводила масштабное исследование среди школьников и выяснила, что дети, которых хвалили за старательность, снова и снова пытались решить проблему и добивались успеха. Те, кого хвалили за ум, пасовали перед более сложными заданиями и переставали стараться, потому что боялись показаться глупыми.

Не сравнивайте с успехами других. Если у кого-то получается лучше и ребенок переживает, предложите вместе подумать, какие навыки помогают другому и как их можно поэтапно развить в себе.

Сравнивайте ребенка с ним же прежним, чтобы закрепить прогресс: «Еще вчера ты вообще не мог встать на лед, а сегодня уже ходишь, вчера падал 50 раз, сегодня только 20». Это помогает выработать причинно-следственную связь между процессом обучения и успехом.

Реагируйте на сложности в учебе позитивно: «Не так-то это просто, да? Сложная задача попалась, давай попробуем разобраться снова».

Учите ребенка анализировать неудачи: «Что именно не получается или непонятно? Каких знаний и навыков не хватает? Где их взять? Что ты будешь делать в следующий раз в аналогичной ситуации?»

Покажите, что ошибаются все. Например, сыграйте в игру: вместе напишите сложный диктант или сделайте задание из новой для вас обоих сферы. Потом обменяйтесь работами и поищите ошибки друг у друга.

Спрашивайте, что нового и интересного ребенок узнал (или чему научился) при каждой попытке — то, чего бы не заметил в случае мгновенного успеха. Это может быть, к примеру, забавная особенность в характере исторического персонажа при пятом прочтении параграфа по истории.

Страшный врач или неправильная тактика поведения родителей — в чём причина развития детских страхов

Дети до года часто сталкиваются с медработниками, поскольку это является обязательным условием правильного ухода за младенцем. Кроха может плакать на приёме у педиатра по нескольким причинам, которые совсем не связаны со страхом перед больницей, например, малышу жарко, холодно, он проголодался или хочет спать. Как правило, груднички не помнят о первом опыте общения с людьми в белых халатах, даже если им предстояло пройти лечение в стационаре. Испуг, граничащий с фобией, может сформироваться в возрасте 1,5–2 лет, когда у ребёнка складывается своё представление о мире и страхи являются неотъемлемыми спутниками инстинкта самосохранения.

Распространённые причины возникновения у детей страха перед больницами, врачами и медицинскими процедурами:

  1. Боязнь посторонних людей. Дети в возрасте 2 лет имеют ограниченный круг общения с родными и близкими и с опаской относятся к незнакомцам, особенно когда те проявляют попытки к тактильному общению, например, берут на руки, пытаются погладить по головке. Совершенно естественно то, что врач, осматривающий кроху, не вызовет у него положительных эмоций пытаясь осмотреть горло с помощью шпателя или послушать дыхание холодным фонендоскопом. Если педиатр не настроен налаживать контакт с малышом перед профосмотром, и невзирая на слёзы и протесты, выполняет свою работу, то, скорее всего, при следующей встрече малыш закатит истерику при виде эскулапа.
  2. Страх неизвестности. Часто родители не говорят ребёнку о предстоящей процедуре вакцинации или забора крови из пальца, чтобы не выслушивать предварительные истерики. Неожиданный укол может напугать малыша, и в последующем ребёнок будет остерегаться любого общения с медперсоналом.
  3. Негативные эмоции. Длительное ожидание своей очереди в окружении нервных родителей, и больных детей, может вывести из себя кого угодно. Ребёнок, оказавшись в такой обстановке впервые, чувствует напряжение взрослых и так же может капризничать и проситься домой. Если к этому ещё прибавить неприятную процедуру осмотра и последующий за этим приём «невкусных» лекарств, прописанных врачом, то первое впечатление о больнице у малыша сложится негативным.
  4. Непрофессиональное поведение врача. Маленький человечек воспринимает окружающих и принимает их в свой круг общения только смотря на их отношение к родителям. Если возникла ситуация, в которой врач сделал строгий выговор маме по поводу несвоевременного обращения или неправильного лечения, ребёнка это может насторожить. При последующих посещениях врача малыш будет ожидать, что незнакомый человек в белом халате опять будет ругать родителей.
  5. Некорректная реакция родителей. Часто не желая того, родители сами настраивают детей против врача. Например, после укола или другой неприятной или пугающей процедуры мама жалеет своё чадо, приговаривая: «Злые тёти, обидели малыша, я пожалею и всё пройдёт! Больше сюда не придём». Таким образом, мама, которая привела ребёнка на процедуру и сама же держала его на руках во время её проведения, старается перенести всю вину за причинённые страдания на медперсонал, сама же остаётся защитницей. В итоге: ребёнок успокаивается, мама хорошая, доктор плохой.
  6. Доктор вместо «бабайки». Зная о вполне естественных детских страхах перед медицинскими процедурами и врачами, родители используют их как рычаг управления в моменты непослушания. Например: «Не будешь есть — положат в больницу», или «Не слушаешься, сейчас доктора позову, он тебе укол от вредности сделает». Такими педагогическими приёмами родители сами лелеют и взращивают в душе у малыша страх перед врачами. В последующем дети воспринимают болезнь как признак проступка, а лечение — как наказание за него. Любое недомогание малыш будет стараться утаить от вас, перетерпеть боль в животе или не показать признаки слабости при температуре, а это чревато последствиями.

Как помочь ребёнку не бояться писать?

Как утверждают психологи, чаще всего дети начинают бояться врачей после того, как внезапно испытали боль, например, им сделали укол без предупреждения

На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет

Другие симптомы невроза

Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы

Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.

Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?

Как помочь ребенку пережить стресс

Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.

Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни.

Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.

Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.

Чем опасно чувство тревоги и страха у детей

Страх имеет в своей основе некую защитную функцию, поскольку базируется на инстинкте самосохранения. Испытывая чувство страха, человек переживает из-за боязни каких-то реальных или мнимых опасностей. Такие переживания вызывают учащение дыхания и пульса, напряжение мышц, повышение артериального давления.

Однако следует знать, что чувство страха имеет опасные последствия. Оно порождает неуверенность в собственных силах и, как следствие, неудовлетворенность жизнью. Идя на поводу у страхов, ребенок может уйти в себя и отказаться от общения с окружающими, везде и всюду ожидая опасность.

Дети становятся зависимыми от чужого мнения, начинают постоянно лебезить, прятать глаза, просить прощения, боятся остаться одни, перестают общаться со сверстниками, испытывают огромные проблемы с адаптацией к новым условиям. Так формируется повышенная внушаемость и несамостоятельное мышление.

Как помочь

В непростой для малыша ситуации будьте рядом с ним и создавайте поддерживающую атмосферу:

Примите эмоцию ребенка, скажите ему в момент беспокойства: «Я знаю, что тебе это не нравится»

Поддерживайте малыша —  покажите, что вы понимаете, как ему сложно, и верите, что он справится с трудной ситуацией
При этом дайте понять ему, что вы рядом и поддерживаете его.
Фокусируйте внимание малыша на том моменте, который он сумел преодолеть. Например, зашел в комнату, где много людей, согласился на укол
Принятие чувств ребенка не подразумевает, что вы сделаете все возможное, чтобы избежать страшной для него ситуации

Ваши действия должны быть направлены на снижение уровня тревожности у него.
Проговорите страх. Обсудите с ребенком, что может произойти, если случится то, чего он боится. Например, если малышу страшно отпустить вас в детском саду, поговорите об этом. Если он боится собак, расскажите, как нужно вести себя, если он окажется рядом с животным. 
Предоставьте ребенку выбор. Например, если он боится спать в темноте, спросите: «Что тебе поможет спать спокойнее: любимая игрушка, ночник или приоткрытая дверь?» Или дайте ребенку возможность самому придумать решение. 
С 3-4 лет можно научить малыша дышать во время появления тревожности или нервозности. Дыхательные упражнения помогают быстро успокоиться. Дети быстро схватывают этот инструмент. Снизить нервозность поможет: умывание холодной водой, прыжки, напряжение и расслабление мышц всего тела.
Используйте формулу: «Выясни-вдохнови, чтобы встретиться с непростой ситуацией-вразуми»

Важно вместе с малышом найти выход из сложной для него ситуации и, где уместно, научить по-другому реагировать на нее.  Например, с 4-5 лет некоторые дети боятся, что в дом могут проникнуть воры. Если ребенок вам рассказывает про этот страх, объясните ему, что дом защищен, на дверях замки, в подъезде есть камера и консьерж.  Ребенку важно знать, что взрослые его защищают и создают безопасное пространство для него. Детям важно услышать, что мама и папа держат все под контролем.
Показывайте ребенку на личном примере, как вы справляетесь с негативными эмоциями, страхами и тревогой

Пусть дети видят, как вы спокойно переживаете такие моменты. 

Детям важно услышать, что мама и папа держат все под контролем.
Показывайте ребенку на личном примере, как вы справляетесь с негативными эмоциями, страхами и тревогой. Пусть дети видят, как вы спокойно переживаете такие моменты. 

Что делать, если лучше не становится

Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2–4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.

Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.

Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.

Что делать, если ребёнок боится писать?

  1. Не стремитесь слишком рано приучать малыша к горшку. Необходимо, чтобы он был готов к этому. Желание ходить на горшок должно быть осознанным;

Наиболее благоприятным возрастом для этого считается 1,5-2 года. Хотя начинать рассказывать ребёнку о том, что нужно писать и какать в горшок (показывать на примерах игрушек и т. д.) лучше заранее. Читайте полезную статью по этому вопросу: С какого возраста приучать ребенка к горшку?>>>.

Не ругайте и не высмеивайте малыша, если он совершает «промахи». Поддерживайте и настраивайте на то, что в следующий раз у него обязательно получится пописать в нужное место;
Хвалите своего ребёнка всегда, как только у него удачно получится пописать в горшок;
Позвольте малышу познакомиться со своими «пописами», не запрещайте их трогать, вытирать. Многие дети испытывают интерес к своим «продуктам». Если им жёстко запрещать прикасаться к моче, то они решат, что это нечто очень гадкое и страшное, и могут начать бояться писать;
Прислушивайтесь к малышу, спрашивайте, что он ощущает, не больно ли ему

Обращайте внимание на внешние сигналы и действия;

О боли могут свидетельствовать следующие признаки: ребёнок морщится, сильно напрягается, зажимает ручками половые органы, кусает губы, плачет.

Если есть хоть малейшие подозрения, обратитесь ко врачу. Специалист назначит необходимые анализы. Довольно часто причиной может стать элементарная аллергия на сладкое. При устранении её источника, проходит и боль.

  1. Если проблема решена и боль прошла, но малыш всё равно испытывает страх и не может нормально пописать, то необходимо очень мягко и спокойно его убеждать, что «всё позади, писка выздоровела, «бо-бо» уже не будет»;

Находитесь рядом с ребёнком в те моменты, когда нужно сходить на горшок, сделайте расслабляющий массаж, погладьте по спинке, по животику, скажите: «Писе и пузику будет лучше, если ты пустишь струйку, и они освободятся».

  1. Если страх у ребёнка очень сильный, то на некоторое время стоит отложить приучение к горшку и убрать его из поля зрения;

Создайте максимально комфортную атмосферу для малыша, проявляйте больше заботы, играйте, общайтесь. Затем, постепенно очень аккуратно снова начинайте упоминать о горшке и уговаривать пописать.

  1. Попробуйте выбрать горшок в магазине вместе с ребёнком. Он должен ему нравиться. Но не забывайте также об удобстве и практичности этого предмета. Рассказывайте о том, как здорово малышу будет сидеть на нём;
  2. Убеждайте, что «не нужно бояться писать, ведь все это делают: и мама, и папа». Скажите ещё: «Горшка пугаться не стоит, никого страшного в нём нет, он совершенно пустой. Мама с папой тоже ходят на свой большой горшок (унитаз), и никто никогда их не хватает за попу»;
  3. Просматривайте вместе с ребёнком картинки, фотографии в журналах, видео, где дети сидят на горшке. Сопровождайте их позитивными комментариями и старайтесь вызвать у своего карапуза положительные эмоции от этого процесса.
  4. Приглашайте в гости ваших друзей и родственников, у которых тоже есть маленькие дети. Сами бывайте в гостях. Так появляется дополнительная возможность понаблюдать, как другие малыши успешно писают в горшок;
  5. Также много полезной информации вы найдете в статье: Как приучить ребенка к горшку?>>>.

Помочь ребёнку не испытывать страх, когда писает — задача не из лёгких. Но если набраться терпения, проявлять заинтересованность к успехам малыша в этом деле, создать доверительную атмосферу, то боязнь уйдёт. И помните о том, что у всех получается наладить данный процесс. Получится и у вас!

  • Ребенок боится какать
  • Почему ребенок не слушается?
  • Как развить самостоятельность у ребенка?

Как ошибки влияют на самооценку?

Если ребенок боится ошибаться, то ему сложнее проявлять себя и выражать свою точку зрения — то есть его личная составляющая «я» угнетается. Часто у отличников высокая самооценка потому, что они правильно отвечают, а у ребенка, который, может быть, знает неправильный вариант решения задачи, но боится его высказать, самооценка снижается. В результате вырастают неуверенные дети, которым в будущем очень сложно двигаться по карьерной лестнице, так как у них не развито умение гибко подходить к решению задач.

Умение ошибаться влияет на гибкость нейронной системы. Когда ребенок не боится говорить то, что он думает, даже если это неправильно, у него развивается креативный, новаторский подход: он предлагает разные решения, не боясь, что они окажутся неверными. И как раз навыки XXI века, про которые в последнее время много говорят и которые связаны с креативностью и гибкостью, отчасти развиваются за счет этого умения — ошибаться и смело высказывать свою точку зрения.

Очень яркий пример — ЕГЭ

Дети упорно и монотонно тренируются просто правильно отвечать на вопросы, и неважно, как они при этом думают и рассуждают. То есть ребенка просто натаскивают на правильные ответы, а если он ошибается, получает плохие результаты и не поступает в вуз, то у него происходит крах системы

Среди первых потоков выпускников, сдававших ЕГЭ, было случаи самоубийств после неудачного экзамена. Одна из причин — у детей напрочь убивали самооценку: «Если я не сдам ЕГЭ, то у меня нет будущего» и так далее. Это тоже про страх ошибаться.

Насколько громкой может быть молчаливая помощь?!

Стоит ли вам беспокоиться зависит от того, в какой степени ваш ребенок перестал разговаривать с вами. Давайте рассмотрим 3 возможных сценария:

Случай № 1.

Раньше вы и ваша дочь были «лучшими подругами». Она рассказала вам абсолютно все, а теперь внезапно закрылась от вас и делится своими личными мыслями только с друзьями.

В этом случае вам не о чем тревожиться. И как бы ни было больно, вы должны стараться не принимать ее выбор на личный счет. Она делает то, что должна: она взрослеет.

Что делать:

  • Не читайте ей лекций и не говорите, что вам больно.
  • Постарайтесь поддерживать с ней позитивные отношения.
  • Вовлекайте ее в занятия, которые вам нравилось делать вместе.
  • Кушайте вместе с ней.
  • Не выдавливайте из нее какие-либо сведения, информацию. Вместо этого поделитесь чем-нибудь смешным или интересным в своей жизни. Если вы откроетесь, она, скорее всего, сделает то же самое.
  • Поговорите с ней, как с взрослой, выражая свое уважение, и дайте понять, что вы цените ее мнение и ожидаете уважения в ответ.

Случай № 2.

Ваш когда-то милый и ласковый ребенок теперь отвечает вам односложными ответами и раздраженным закатыванием глаз. Он проводит с вами как можно меньше времени и, похоже, сохраняет весь свой энтузиазм для общения с друзьями.

Хотя это может приводить в бешенство, и у вас может возникнуть соблазн наказать такое поведение, знайте, что оно все еще находится в пределах нормального подросткового развития. Сосредоточение внимания на отношениях со сверстниками помогает детям научиться быть менее зависимыми от родителей – необходимый шаг к тому, чтобы стать счастливыми, независимыми взрослыми. Тем не менее, ваша работа по-прежнему состоит в том, чтобы настаивать на уважении и обеспечивать безопасность вашего ребенка.

Что делать:

  • Установите соответствующие ограничения, но также сосредоточьтесь на укреплении ваших отношений. Вы не получите уважения, если он не чувствует себя связанным с вами.
  • Не поддавайтесь желанию читать нотации. Если вы сможете преодолеть этот соблазн, вашему ребенку-подростку не нужно будет отталкивать вас, чтобы стать самим собой.
  • Помните, что подростки могут быть эмоциональными. Но под неуважением может скрываться стресс, страх, неуверенность в будущем и другое. Поэтому вместо того, чтобы обижаться напомните своему подростку кем он является на самом деле. Например, можно сказать что-то вроде: «Я знаю, что ты расстроен, и это не свойственное тебе поведение». Так вы можете создать начало разговора.

Ситуация № 3.

Ваш ребенок ни с кем не разговаривает и проводит все свое время в своей комнате, за закрытой дверью. Он не общается с друзьями, потерял интерес к занятиям, которые когда-то доставляли ему удовольствие, и все больше изолируется от других людей.

Такое поведение вызывает серьезную озабоченность и выходит за рамки нормального подросткового развития. Вам необходимо выяснить, перенес ли ваш ребенок какую-либо травму (издевательства, изнасилование) или злоупотребляет наркотиками или алкоголем.

Такое поведение также может указывать на начало серьезной проблемы с психическим здоровьем, такой как депрессия, шизофрения или биполярное расстройство, которые все чаще встречаются в позднем подростковом и в двадцатилетнем возрасте.

Опасно, если подросток отстраняется от всех, кого знает. Например, уходит в онлайн-мир, что не может заменить общение с людьми в реальной жизни. Отношения в Интернете могут стать очень интенсивными, быстро развиваться. Так, что бывает трудно понять, хорошо ли влияют люди, с которыми ваш сын или дочь дружит в Интернете, или даже правда ли то, кем они себя называют.

Что делать

  • Если ваш ребенок кажется враждебным и злым, дайте ему возможность объяснить, сделали ли вы что-то не так.
  • Конфиденциальность может заходить очень далеко. Комната подростка не должна быть закрыта для родителей. Вы имеете право знать, что ваш ребенок делает в своей комнате, особенно если он находится там часами в одиночестве.
  • Настаивайте на дополнительной информации. Совсем нередко на вопросы типа «Куда ты идешь?» подростки отвечают: «На улицу», а на «Когда ты вернешься?» отвечают «Позже». Сохраняйте спокойствие и твердость. Скажите подростку, что вам нужны подробности.
  • В тех случаях, когда ваш ребенок отказывается общаться, рекомендуется проконтролировать его социальные сети.
  • Обратитесь за профессиональной помощью к квалифицированному психологу или психотерапевту.

Рекомендации для родителей

Подросток – это уже не малыш, с которым вы все делали вместе: гуляли, играли, читали и т. д. Теперь ваш ребенок взрослеет, и у него появляются свои собственные интересы, увлечения, друзья. Он становится все более самостоятельным. Чтобы продолжать ладить с сыном или дочерью, я предлагаю вам придерживаться следующих рекомендаций.

Станьте примером для подражания

Что может быть лучше довольного и успешного родителя?! Не стоит зацикливаться на ребенке. Найдите время для себя, своих интересов. Атмосфера в доме станет более спокойной и дружелюбной, а ваш подросток будет брать с вас пример.

Принимайте ребенка таким, какой он есть, и поддерживайте его

У подростков возникает много комплексов, связанных с внешностью. Не смейтесь над ним, а просто помогите. Хочет перекрасить волосы? Отведите в парикмахерскую. Хочет татуировку? Предложите ему сделать временную. Любой ваш запрет будет восприниматься как сигнал к действию. И внешне, и внутренне он остается вашим ребенком.

Стучитесь в комнату

Так вы дадите понять сыну или дочери, что уважаете его личное пространство

Он почувствует себя значимым, что очень важно в непростой переходный период

Не повышайте голос

Крик не является аргументом. Наоборот, когда вы кричите, подросток начинает чувствовать свою правоту, понимая, что у вас нет никаких аргументов. Ваш грозный тон будет производить более сильное впечатление, чем дикий вопль. Даже если он грубит – не срывайтесь! Сохраняйте самообладание всеми силами. Это один из самых действенных способов, помогающих победить в споре.

Извинитесь, если все-таки сорвались

Когда напряжение возрастает, то лучше всего разойтись по разным углам ринга. И родитель, и подросток остынут, успокоятся и обдумают сложившуюся ситуацию. Ну а если сдержаться не удалось, и вы наговорили лишнего – извинитесь. Учитесь правильно вести переговоры.

Разделяйте с подростком его увлечения

Настало ваше время изучить удивительный мир, в котором живет ваш сын или дочь. Смотрите вместе молодежные сериалы, спортивные соревнования, слушайте музыку, которая нравится вашему чаду. Возможно, его вкусы покажутся вам дикими, но вспомните себя в этом возрасте. Ваши родители разделяли ваши интересы? А еще общайтесь с ребенком в мессенджерах и соцсетях. В виртуальном пространстве беседа складывается легче, непринужденнее и проще, чем при личном контакте.

Наблюдайте за ребенком, чтобы не упустить важное

К сожалению, некоторые родители сталкиваются с тем, что их подросток становится трудным, полностью выходит из-под контроля, начинает курить, употреблять алкоголь, наркотики, нарушать закон, связавшись с плохой компанией. Здесь вы уже вряд ли справитесь своими силами. Лучше обратиться за помощью к психологу. А еще лучше – постараться не допускать таких ситуаций.

Еще одна веская причина отвести подростка к психологу – это затянувшаяся депрессия. Он постоянно сидит в комнате, ничем не увлекается, не знает, как завести друзей. Такое состояние легко может спровоцировать суицид. Без помощи профессионала тут не обойтись. Будьте чуткими и внимательными родителями! Лучше вас вашего ребенка не знает никто!

Я понимаю, что информации много, и все эти правила сразу вряд ли удастся запомнить, поэтому для закрепления материала советую вам еще посмотреть видео от психолога. Она очень интересно и доступно объясняет основные моменты в общении с подростками.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий