Ребенок в 6 месяцев не сидит и не ползает

Когда ребенок начнет садиться и ползать, мнение доктора Комаровского

По мнению доктора Комаровского, существует не много серьёзных нарушений, при которых ребёнок не может научиться сидеть или ходить, и встречаются они в медицинской практике достаточно редко. В отличие от своих родителей дети не знают о каких-то нормативах, когда нужно ползать. При нормальном физическом развитии говорит Комаровский, маленький человечек начнёт и без помощи родителей сидеть, стоять, ползать и ходить. Но только тогда, когда он захочет делать это сам.

Задача взрослых в этом случае сводится только к тому, чтобы позволить своему карапузу нормально развиваться. При этом ни в коем случае нельзя превращать обучение новым навыкам в тяжёлый труд для чада. Это как раз может вызвать обратную реакцию маленькой личности и он просто не захочет ползать. А вот помогать крохе мама и папа обязаны. По мнению Евгения Комаровского, закалка и упражнения для развития мускулатуры можно начинать делать в самом раннем возрасте. Эти процедуры укрепят организм и позволят быстрее освоить навыки, предшествующие первым самостоятельным шагам.

Комаровский считает, что ребёнок в 7-8 месяцев может ещё не сидеть или не ползать по следующим причинам: • физическое развитие – мускулатура ребёнка недостаточно окрепла; • развитие личности – малыш эмоционально не готов к новой ступени развития; • лишний вес – малышу тяжело совершать лишние движения из-за избыточной массы тела; • обстановка в семье; • показатели физического здоровья. Первые две причины отнюдь не связаны с отставанием в развитии. Это просто индивидуальные особенности. Успокаивая нервничающих мамаш, Комаровский утверждает, что ползание – это очень важный этап развития маленького человечка. Однако некоторые дети его вообще пропускают и сразу переходят к следующему этапу – хождению.

Возрастные нормы — когда ребенок начинает ползать и сидеть?

Рекомендованные учеными и медиками сроки, когда ребенок должен начать ползать, усредненные. На развитие двигательной активности оказывает влияние множество факторов, которые его замедляют или ускоряют. Некоторые детки готовы ползать уже в 5 месяцев, а другие «лежебоки» не хотят это делать и в 7 месяцев. Задержке развития навыков ползанья способствуют наследственность и аномалии внутриутробного развития, как ни странно, сами родители и общество.

Сегодня промышленность выпускает множество приспособлений, помогающих ребенку учиться ходить – манежи, ходунки. Молодые мамы хвастаются, что их чадо сразу пошло, «проскочив» этап ползанья. Нарушению освоения ползанья способствовал и тот факт, что в конце ХХ в. медики рекомендовали класть спать ребенка на спинку, чтобы предупредить синдром внезапной детской смертности. Смертность снизилась на 50%, но малыши стали позже ползать и самостоятельно садиться, вставать. Ведь именно из положения на животе ребенок совершает движения, которые необходимые для ползанья.

Согласно возрастным нормам развития дети в:

  • 5 месяцев – лежа на животе, опираются на руки и долго удерживают такое положение, активно переворачиваются в кроватке, реагируя на голос или движение;
  • 6 месяцев – самостоятельно переворачивается с живота на спину, начинает ползать, учиться садиться;
  • 7 месяцев – самостоятельно сидит, опираясь на руки, ползает на животе, пытается встать на четвереньки, быстро переворачивается с живота на спину и обратно;
  • 8 месяцев – все чаще встает на четвереньки, быстро ползает, опираясь на руки и ноги;
  • 9 месяцев – ползает быстро и уверенно, успевая что-то схватить по дороге, начинает вставать, двигаться по периметру кроватки, держась за опору.

Ползание – очень важный навык для ребенка. Если малыш в 6 месяцев не хочет сам садиться, то не стоит его заставлять, а вот ползание следует всячески поощрять. Ребенок не знает нормативов, если нет серьезных отклонений в здоровье, то он сам начнет ползать, когда этого захочет.

Врачи Клиники Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» утверждают, если младенец в 6,7,8 месяцев не хочет сидеть и ползать, то родителям необходимо подождать, но при этом тренировать и укреплять мышцы, закалять, стимулировать интерес малыша, выполнять специальные упражнения. Главное, делать это без фанатизма, иначе можно добиться обратной реакции маленького упрямца.

Когда ребенок начнет садиться и ползать, мнение доктора Комаровского

По мнению доктора Комаровского, существует не много серьёзных нарушений, при которых ребёнок не может научиться сидеть или ходить, и встречаются они в медицинской практике достаточно редко. В отличие от своих родителей дети не знают о каких-то нормативах, когда нужно ползать. При нормальном физическом развитии говорит Комаровский, маленький человечек начнёт и без помощи родителей сидеть, стоять, ползать и ходить. Но только тогда, когда он захочет делать это сам.

Задача взрослых в этом случае сводится только к тому, чтобы позволить своему карапузу нормально развиваться. При этом ни в коем случае нельзя превращать обучение новым навыкам в тяжёлый труд для чада. Это как раз может вызвать обратную реакцию маленькой личности и он просто не захочет ползать. А вот помогать крохе мама и папа обязаны. По мнению Евгения Комаровского, закалка и упражнения для развития мускулатуры можно начинать делать в самом раннем возрасте. Эти процедуры укрепят организм и позволят быстрее освоить навыки, предшествующие первым самостоятельным шагам.

Комаровский считает, что ребёнок в 7-8 месяцев может ещё не сидеть или не ползать по следующим причинам: • физическое развитие – мускулатура ребёнка недостаточно окрепла; • развитие личности – малыш эмоционально не готов к новой ступени развития; • лишний вес – малышу тяжело совершать лишние движения из-за избыточной массы тела; • обстановка в семье; • показатели физического здоровья. Первые две причины отнюдь не связаны с отставанием в развитии. Это просто индивидуальные особенности. Успокаивая нервничающих мамаш, Комаровский утверждает, что ползание – это очень важный этап развития маленького человечка. Однако некоторые дети его вообще пропускают и сразу переходят к следующему этапу – хождению.

Что делать, если ребёнок не сидит и не ползает в 8 месяцев?

По словам Евгения Комаровского, любой новый навык ребёнок приобретает тогда, когда в нём лично заинтересован. Каждый малыш стремиться познавать мир и именно для этого осваивает новые движения. В задачу родителей же входит поддерживать этот интерес. Причём начинать заниматься надо не в 7-8 месяцев, когда возникла «проблема», а гораздо раньше.

Уже в 3 месяца большинство детей уверено держат головку. Если малыш не научился делать это самостоятельно, то стоит ему помочь. Делается это просто. Ребёночка нужно чаще переворачивать на животик и выкладывать перед ним игрушки. Дополнительной мерой может стать укрепляющий массаж, который будет способствовать развитию мускулатуры и подготовит её к появляющимся двигательным навыкам.

В 4 месяца кроху стоит активно тренировать хватать различные предметы. Главное, давать ему такие игрушки, которые малыш сможет ухватить. Очень хорошо, если в этом возрасте чадо научится хватать свои ножки. Не беда, если он будет стараться затянуть их в рот. Это лучший способ растяжки мышц.

К полугоду малыш уже стремится садиться. Однако не стоит сажать его самостоятельно, по совету доктора Комаровского. А вот помочь карапузу сесть, дав ухватиться за пальцы, вполне приемлемо. Что касается ползания, то тут ещё проще. Перед лежащим на животике малышом можно разложить игрушки, но так, чтобы он за ними тянулся. В итоге крохе очень захочется их взять, и он поползёт.

Результаты впечатляют

Жалобы мамы на тот момент были связаны в основном с задержкой моторного, то есть физического развития ребенка. Оно не соответствовало возрастным нормам. Во время электропунктурной диагностики центральной нервной системы ребенка выявились неврологические нарушения, которые вызвали задержку моторного развития. У девочки обнаружили внутричерепное давление, нарушение работы шейных сегментов спинного мозга, снижение функциональной активности мозжечка и моторных зон (тех структур головного мозга, которые отвечают за координацию, моторное развитие ребенка, за мышечный тонус), а также выраженные остаточные явления гипоксического поражения головного мозга во время родов.
Валерия Матвеева, врач-невролог ижевского филиала «Реацентра»

Даша прошла 1-й первый курс абилитации – это курс микротоковой терапии и курс Войта-терапии, сеансы мануальной терапии, общий массаж, после которого стала самостоятельно переворачиваться и сидеть.

Через полтора месяца начался 2-й курс лечения. После него девочка стала вставать в кроватке и поползла по-пластунски. Начала понимать обращенную речь и эмоционально реагировать на родных, появился интерес к игрушкам.

В 1 год и 2 месяца Дашу привели в «Реацентр» на 3-й курс лечения. К этому времени девочка уже сама ползала на четвереньках и пыталась встать у опоры. После 3-го курса начала потихонечку говорить.

– К году у Даши стало явным отставание в речевом и психическом развитии, – продолжает рассказывать врач Валерия Матвеева. – Мы начали дополнительно стимулировать речевые зоны и зоны умственных способностей коры головного мозга. И, как результат, после 3-го курса увидели повышение речевой и познавательной активности ребенка.

Уже после первого курса Даша стала самостоятельно переворачиваться и сидеть. А через полгода начнется уже шестой курс лечения.

На 5-м курсе помимо основного курса лечения уже стали возможны и необходимы занятия с психологом и педагогом-дефектологом.

Физическое развитие в 6 месяцев

Шестимесячный малыш сильно отличается от новорожденного. Какой длинный путь в своем развитии он прошел, сколько навыков приобрел! Теперь он не беспомощный младенец, который только лежит и смотрит на родителей. Многое он теперь умеет делать сам.

Двигательные умения в 6 месяцев:

  • сидит самостоятельно, без поддержки;
  • переворачивается с живота на спину;
  • передвигается, переставляя ручки, пробует ползать, иногда даже вставать;
  • берет в обе руки игрушки и самостоятельно ими играет, рассматривает их.

Активного малыша теперь нельзя оставлять одного без присмотра. Если раньше, в 4-5 месяцев, еще можно было положить его на середину кровати и отойти на пару минут, то теперь за карапузом нужен глаз да глаз – свои двигательные навыки он совершенствует стремительно. Сегодня он еще не мог сдвинуться с места, а завтра уполз на край кровати и чуть не упал.

Попытки ползать чаще всего начинаются со скольжения по полу на животе в направлении назад, ребенок отталкивается руками от пола и отодвигается назад, насколько хватает рук.

Пальчики становятся все более послушными, уже получается брать в руки кубики, перекладывать их из одной руки в другую.

Нервно-психические показатели ребенка в 6 месяцев:

  • внимательно рассматривает окружающие предметы и людей;
  • поворачивается на звук, голос;
  • реагирует на свое имя;
  • учится есть с ложки, снимает пищу губами;
  • начинает говорить: лепечет, произносит отдельные слоги.

Теперь, если посторонний, незнакомый человек берет малыша на руки, чаще всего кроха выражает свое недовольство вполне однозначно – начинает хныкать и проситься обратно к маме на ручки. Именно в этом возрасте малыш требует к себе пристального внимания и старается не отпускать от себя родителей.

Часто в это время появляются первые молочные зубы, значит, пришло время вводить прикорм. Начинать следует с микроскопических порций – шестая часть чайной ложки фруктового пюре или молочной каши. При прорезывании зубов все игрушки тянутся в рот, поэтому лучше убрать все мягкие, непрочные игрушки из зоны досягаемости малыша. Оставить прорезиненные, прочные, которые невозможно прокусить.

Во сколько дети начинают ползать?

Когда организм ребенка к этому готов!

Окно достижения навыка ползания на руках и коленях достаточно широкое: от 5,2 до 13,5 месяцев.

Все ли дети ползают на четвереньках?

Нет. По данным ВОЗ 4,3% детей не демонстрируют этого навыка.

Что не влияет:

  • Размеры тела;
  • Пол ребенка.
  • Попытался, но не смог выполнить
  • Смог выполнить
  • Отказался выполнить

  Этапы ползания

  1. Лежит на животе, опираясь на вытянутые руки (поднимает туловище)
  2. Использует руки для подтягивания вперед (ползание по-пластунски)
  3. Использует все четыре опоры (ладони и колени), живот не касается опираемой поверхности
  4. Садится из положения на четвереньках
  5. Встает на четвереньки из любого положения
  6. Самостоятельно встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад
  7. Пытается менять точки опоры, передвигая их (начало ползания на руках и коленях)
  8. Поочередно и уверенно меняет опору на руки и колени
  9. Может на четвереньках двигаться назад

Как видно из описанного выше, навык ползания не приобретается за один день. Он начинает формироваться с момента первой попытки ребенка приподняться над опорой и дотянуться до того, что ему интересно.

Если ребенок не ползает, то задача родителей – поддержать интерес к этому навыку.

Будет большим упущением со стороны взрослых игнорирование навыка ползания ребенка и ограничение его двигательной активности.
По мнению нейрофизиолога Глена Домана приобретение возможности ползать в раннем возрасте привело к развитию письменности и цивилизации. Ученый писал: «Покажите нам культуру, где бы отсутствовали полы, и мы сами расскажем вам о ее примитивности. И наоборот. Египетские и греческие полы, полы инков сохранились до нашего времени. И представители этих культур делали операции на мозге и создавали прекрасные произведения искусства еще три тысячи лет назад».

 Польза ползания

  • укрепление мышц и формирование опорно-двигательного аппарата
  • развитие зрительного аппарата
  • формирование зрительно-двигательной координации
  • развитие мозга, синаптических, межклеточных нейронных связей
  • закладка навыков пространственной ориентации

Как научить ребенка ползать?

  1. Выделите место на полу, где ребенок сможет передвигаться удобным ему способом
  2. Обезопасьте это место, покрыв поверхность нескользящим материалом и убрав все небезопасные предметы, который ребенок может взять в рот, пролить или опрокинуть. На розетки поставьте заглушки, провода уложите в кабель-каналы и т.д. На предметы мебели установите специальные ограничители (заглушки, патрули), которые либо не позволят ребенку открывать дверцы/ящики, либо помогут не прищемить его пальчики.
  3. Создайте поле для действий. Выделите ящик (полку, шкафчик и т.п.), доступный для малыша с интересными для него предметами. Меняйте их, если они больше не привлекают его внимания или они просто надоели.
  4. Будьте примером или познакомьте с теми, кто уже умеет ползать. Не известно, что сработает: пример для подражания или дух соперничества.

(
оценок; рейтинг статьи )

Когда бить тревогу?

  • К концу первого месяца жизни ребенок не может самостоятельно удерживать головку в течение 20-30 секунд.
  • В двухмесячном возрасте он не в состоянии поднять голову на пару минут из положения лежа на животике.
  • К трем месяцам малыш не держит погремушку, когда ее вкладывают ему в руку, не смотрит на свои ручки, не сцепляет их вместе.
  • В четыре месяца младенец не может сменить положение тела, перевернуться на бок со спины.
  • 5 месяцев – держит головку неуверенно, не может перевернуться с животика на спинку.
  • 6 месяцев – ребенок сам не берет игрушки, не перекладывает предметы с одной руки в другую, не перебирает ножками, если поддерживать его под мышками.
  • 7 месяцев – не совершает попыток сесть, удерживаясь за мамины руки.
  • К концу 8 месяца он не способен подползать к интересующему предмету, не может сидеть самостоятельно и стоять с поддержкой.
  • К концу 9 месяца жизни ребенок все еще сидит неуверенно, не может стоять опираясь на мебель/стену, не ползает, не способен сам пить из кружки.
  • В год малыш не делает хотя бы несколько шагов вдоль кроватки или дивана, не садится на корточки, держась за мебель.
  • В два года – не говорит слов, в три года – плохо говорит, часто падает при ходьбе и не интересуется играми.

Если ваш ребенок по поведению и моторному развитию отличается от сверстников, это еще не повод впадать в панику. Но это тревожный звоночек. У каждого малыша собственные физиологические особенности и генетика. Однако если к определенному возрасту у него не сформировалась моторика и двигательные навыки, тогда стоит незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью и начать реабилитационную программу как можно раньше и в комплексе.

Значит можно успокоиться?

На этот вопрос доктор Комаровский отвечает однозначно – да. Если врач-педиатр, наблюдающий малыша, не говорит о явных отклонениях в его развитии, значит всё в порядке. И не надо оглядываться на других детей.

При нормальном физическом развитии ребёнок начинает стремиться двигаться ползком после того, как полностью освоил навык переворачивания на живот. Однако в отличие от своих родителей дети не знают о каких-то нормативах. Так что часто малыши, пренебрегая традиционным ползанием, ищут альтернативные способы передвижения, а некоторые вообще сразу стремятся встать и перемещаться на «своих двоих» цепляясь за спинку своей кроватки или родительского дивана.

Признаки задержки моторного развития

ДСледует сообщить педиатру в случае, если ребенок:

  • в конце 1 месяца не может удержать головку вертикально на мгновение;
  • в конце 2 месяца не отрывает голову от поверхности на 5 сантиметров и не может ее удержать; делает нессиметричные движения конечностями;
  • в конце 3 месяца не держит голову вертикально на протяжении полминуты, на животе – минуту; не тянется к игрушкам; не разглядывает свои руки;
  • в конце 4 месяца головка отклоняется назад, если его поднимают из лежачего положения, а лежа на животе, не приподнимает туловище; в вертикальном положении не опирается на пальцы ног при поддержке под мышками;
  • в конце 5 месяца не держит уверенно голову, в особенности тогда, когда его поднимают из лежачего положения; не может хорошо повернуться на спину с живота; неуверенно тянет к игрушке ручку;
  • в конце 6 месяца не может дотянуться к игрушке, не захватывает ее лежа на животе; а при поддержке под мышками ножками не перебирает;
  • в конце 7 месяца не делает попыток сесть при поддержке за руку матери;
  • в конце 8 месяца не ползет назад; не может удержать между пальцами пуговицу; при поддержке не стоит;
  • в конце 9 месяца при сидении держит равновесие плохо; не ползет вперед и вокруг оси не поворачивается; не пьет сам из чашечки; не может сдернуть шапку;
  • в конце 10 месяца не пытается принять стоячее положение; не сидит, вытянув ножки; не ползает; не стоит и не двигается при поддержке за опору;
  • в конце 12 месяца не делает шажки, держась за руки родителей; не способен удержать одной рукой 2 маленькие игрушки и не может отдать их взрослому.

педиатруневрологуКак правило, по большей части симптоматика задержки проходит самостоятельно после достижения ребенком определенного возраста. Если отклонения серьезные, то назначаются сосудистые и витаминные препараты, и обязательно массажи. Когда ситуация крайне тяжелая, то используют рефлекторные стимуляции и ноотропы.
Author Info

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий