Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Физиологические показатели четырехмесячного малыша

В современной педиатрической практике существуют два типа таблиц и стандартов – отечественные и международные. Основные параметры, на которых основываются данные стандарты, сводятся к измерению нескольких физических показателей:

  • роста;
  • веса;
  • окружности головы;
  • окружность груди.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: нормальный вес ребенка по возрасту

Показатели эти зависят от роста и веса, которые малыш имел при рождении. Согласно отечественной педиатрической школе, пороговые уровни этих показателей у 4-х месячного ребенка следующие:

  • вес для мальчиков – 6-7,6 кг, для девочек 5,7-7,1 кг, допустимое отклонение до 0,7 кг (при рождении ребенка не в срок);
  • рост у мальчиков составляет 58,7-64,5 см, у девчушек эти показатели составляют 58,5-64 см;
  • окружность головы 39-43,5 см;
  • окружность груди 38,6-44,6 см.


ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь делать новорожденный ребенок к 7 месяцам?

Международные стандарты отличаются от тех, что принятых у нас. Погрешности по половому признаку совпадают, а вот сами показатели международных стандартов имеют отклонение в большую сторону:

  • вес – 6,2-7,6 кг
  • рост – 57,8-68 см;
  • окружность головы – 38,1-44 см;
  • окружность груди 37,3-45,2 см.

Отклонения росто-весовых показателей от нормативов

Младенец 4-х месяцев набирает вес в непосредственной связи с такими факторами, как:

  • рацион;
  • наследственность;
  • течение беременности;
  • физиологическое развитие.

Если роды прошли до срока, малыш может отставать по росто-весовым показателям от нормальных значений. В 4 месяца он может не догнать своих рожденных в срок сверстников и «выровняться» лишь ко 2-му году жизни. То же касается переношенных детей или малышей, которые родились очень крупными по наследственным причинам. Их показатели отличаются от возрастной нормы, правда, в большую сторону.

Такая ситуация не повод для паники

Более значимым в этом случае будет анализ общего состояния крохи, но при изменении весовых показателей в большую или меньшую сторону на 1 кг, следует обратить на это внимание. Оба случая – повод направиться к специалисту и изменить рацион крохи, так как они чреваты:

  • ожирением (увеличение массы тела);
  • рахитом и гипоксией (снижение весовых показателей).

Что сделать, чтобы ребенок развивался правильно

Много полезных советов по развитию можно узнать на приеме у педиатра или от других родителей. Также советуем сделать вместе с четырехмесячным ребенком следующие упражнения.

На развитие зрения:

  • Повесьте яркую цветную игрушку над детской кроваткой, но так, чтобы малыш не мог до нее дотянуться.

  • Дайте ему зеркальце – пусть смотрит на свое отражение и наблюдает за своими движениями.

  • Игра «Кто там?» или «Ку-ку» отлично помогает малышу сформировать представление о постоянстве предметов и их свойств. Он будет в восторге от того, как лицо мамы то появляется, то исчезает!

На развитие моторики и координации:

  • Кладите ребенка на животик. Пусть малыш лежит на животике и поднимает головку и грудь (только надо внимательно за ним наблюдать). Это укрепляет мышцы, с помощью которых он потом будет переворачиваться и садиться.

  • Попробуйте садиться. Пусть малыш сядет с опорой на вас. Так ему будет удобнее тянуться к предметам и хватать их. Но это должно быть секундное действие, малышам не рекомендовано сидеть, пока они сами не научатся садиться

  • Учимся стоять. Поднимите малыша под мышки и поставьте его ножками на опору – это развивает мышцы ножек.

На развитие речи:

  • Читайте ребенку вслух и пойте ему песни.

  • Повторяйте звуки, которые он издает.

  • Реагируйте с радостью и одобрением, когда он будет повторять ваши звуки.

Нормы веса и роста в 4 месяца

Четырехмесячные дети еще не являются особо активными. Они не растрачивают всю получаемую с пищей энергию, поэтому прибавка в весе остается значительной, хоть уже и не такой сильной, как в предыдущие месяцы. Масса тела с момента рождения увеличивается в среднем на 3 килограмма. Рост за месяц становится больше на 2-3 сантиметра.

Нормы параметров тела для девочек 4-х месяцев:

  • рост – 60,0-62,8 см;
  • вес – 5,8-6,6 кг;
  • окружность головы – 39,9-41,4 см;
  • окружность грудной клетки – 39,8-42,1 см.

Каждый месяц грудничок должен проходить плановый осмотр у педиатра.

На приеме участковый врач проверяет соответствие параметров тела установленным нормативам. Антропометрические показатели дают возможность оценить состояние здоровья, развитие малышки.

Например, если окружность грудной клетки меньше нормы, то это говорит о дефиците витамина Д и считается признаком рахита. Слишком большая головка — симптом гидроцефалии. Отклонение веса от нормы может говорить о метаболических нарушениях.

На массу тела и рост девочек влияют такие факторы:

  • тип питания. Дети, которые получают молочную смесь, быстрее набирают вес, чем те, кто употребляет грудное молоко;
  • генетика. Если родители отставали в росте, то у малышки тоже могут быть подобные проблемы;
  • масса тела с которой девочка родилась на свет;
  • срок рождения. Недоношенные дети отстают в росте;
  • количество прогулок и их продолжительность;
  • наличие патологий (эндокринологического, кардиологического, неврологического, сосудистого характера).

Физическое развитие ребенка в 3 месяца

Какие навыки появляются и грудничков в 3 месяца, и как родители могут помочь их развитию?

К третьему месяцу малыши становятся пухлее. Активно образовывается подкожно-жировой слой, так что у крохи появляются щечки и складочки.

У младенца в первую очередь укрепляются верхние мышцы корпуса, поэтому он сначала учится держать головку и управлять ручками. Карапуз уже старается изучать новые предметы, трогая их ручками.

Исчезает часть врожденных рефлексов. Например, поисковый, хоботковый (губки вытягиваются, если дотронуться), и Бабкина (если надавить на ладошку, то у малыша рефлекторно открывается ротик). Но еще активно выражен врожденный навык сосания.    

Развитие и питание по-прежнему взаимосвязаны. Продолжает формироваться пищеварительная система грудничка. Желудок становится шире и порции грудного молока, которое необходимо для насыщения, увеличиваются. Но микрофлора ЖКТ еще недостаточно сформирована, чтобы переварить, что-то кроме материнского молока или адаптированной молочной смеси. Так что прикорм вводить в три месяца нельзя.

У грудничка меняется консистенция стула, он становится более постоянным. Если малыш на естественном вскармливании, то частота стула варьируется от 1 раза в 2-3 дня, до 4-5 раз в день. Если малыш кушает только молочко и не «ходит» 2-3 дня, но при этом активен и стул после такого перерыва  нормальный, то не о чем беспокоиться. Не нужно стимулировать кишечник клизмой или другими средствами.

Физическая активность

В 4 месяца ребенок умеет поворачивать голову, следя за игрушками или лицом взрослого. А в процессе кормления помогают себе ручками, придерживая бутылочку или грудь.

Однако это далеко не все, что должен уметь малыш в четыре месяца.

Перечислим основные навыки крохи:

Захват предметов

Ближе к четырехмесячному возрасту хватательные рефлексы ребенка начинают угасать. Захват предметов начинает носить произвольный характер. То есть если раньше малыш рефлекторно зажимал кулачок, как только что-то прикасалось к его ладошке, то теперь он может удерживать игрушку в руках, когда сам хочет этого.

Произвольность движений является серьезным скачком в развитии младенца и большим шагом на пути к овладению собственным телом.

Сам же процесс хватания представляет собой сложнейшую цепочку нервных импульсов, которая запускается при проявлении интереса крохи к различным предметам.

Первые игры

Физические навыки младенца в этом возрасте не ограничиваются произвольным захватом вещей. Он тянется к игрушкам и хватает предметы одной или двумя ручками. У малыша уже есть любимые погремушки, на которые он реагирует особо активно. Ребенок уже пытается совершать с ними различные действия: стучать о поверхность, разглядывать, пробовать на вкус, ощупывать пальчиками. Все это выступает важным этапом познания. Конечно, координация движений четырехмесячного малыша вкупе с мышцами его кистей развиты еще недостаточно, поэтому продолжительность удерживания предметов является небольшой.

Перевороты

Некоторые дети, ранее овладевшие навыками переворачивания со спинки на живот, учатся возвращаться в исходное положение.

Подобная активность беспокоит родителей и во избежание падения крохи с дивана или кровати, они начинают выкладывать его на пол. Перед младенцем открывается огромная территория для освоения, что стимулирует его к частым переворотам с целью добраться до какого-либо предмета. В положении на спине кроха начинает приподнимать плечики и головку, словно стараясь сесть. Однако подобные попытки едва ли когда-нибудь увенчаются успехом. Ведь как показывает практика, малыши садятся с бочка, опираясь при этом на бедро. Очевидно, что в этом возрасте кроха еще не способен самостоятельно принимать вертикальное положение.

Родителям стоит воздержаться от принудительного присаживания ребенка у опоры, дабы не навредить ему.

Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «Если ребенок здоров, от мамы и папы требуется, лишь создание благоприятных условий для его развития. Если доктора не выявили у младенца каких-либо существенных отклонений (невралгии или проблем с опорно-двигательным аппаратом), то он непременно сядет. И это случится само собой. Родителям необходимо понимать, что процесс сидения не несет для малыша никакой пользы. Напротив, чем позднее появится вертикальная нагрузка на позвоночник, тем крепче ножки и ровнее спинка будут у малыша. Поэтому основная задача родителей по отношению к вопросу сидения ребенка – не помогать».

Подготовка к ползанию

В 4 месяца у младенца появляются определенные задатки к ползанию. Лежа на животе, он приподнимает попу и старается оттолкнуться ножками от поверхности. Некоторые крохи даже начинают передвигаться по-пластунски. При этом деткам куда проще ползать назад, нежели вперед, ведь это требует меньших усилий. Для мотивации крохи к перемещениям стоит использовать его любимые игрушки, расположенные на небольшом расстоянии от малыша.

Как поддерживать развитие ребенка

Для малышей 1 года будут полезны различные занятия и игры.

Книги

Чтение книг для самых маленьких – способствует расширению словарного запаса ребенка. Особенно полезны будут стишки и потешки с движениями. Выполняя их совместно с родителями, малыш сможет подвигаться, а также проиграть различные жизненные ситуации, описанные в книжке.
С годика ребенка уже можно приобщать к сюжетным играм. Они расширят его житейский опыт и обогатят познания об окружающем мире. Общение
Активное вербальное общение – поможет малышу узнать больше новых слов, строить предложения. Полезным будет помогать крохе озвучить его просьбу. Например, малыш показывает на шарик и просит «дай». Можно подсказать ему: «мама, дай шарик!» .Мелкая моторика
Это все те же занятия с мелкими предметами: нанизывание бусин на нитку, лепка из пластилина, пересыпание и перекладывание зерен и пуговиц из одной емкости в другую. Хождение
Стимулируйте ребенка развивать навык хождения. Если малыш уже твердо ходит, можно совершать с ним короткие пешие прогулки, шагать за ручку по лестнице, переступать через небольшие препятствия, обходить лужи и т.д. Когда ребенок еще не делает самостоятельных шагов, а ходит только за руку, можно предложить ему самому подойти к вам за игрушкой 2-3 шага. Иногда для лучшего равновесия в руки малышу дают небольшой мячик. Можно попросить малыша дать вам мячик и отойти на пару шагов. Таким образом, ребенок будет одновременно занят игрой и укрепит навык передвижения. Социализация
Поощряйте общение с другими детьми. Если у малыша есть старшие братья и сестры, приобщайте их по мере возможности к совместным играм. Ребенок должен иметь широкий круг общения. Хорошо, когда кроме родителей и ближайших родственников в него входят близкие друзья мамы и папы, двоюродные братья и сестры, дяди, тети.

Полноценное здоровое развитие ребенка включает в себя не только соответствие физическим и психологическим нормам. Между малышом и родителями должна присутствовать крепкая эмоциональная связь. Эта связь необходима детям как воздух. Она стимулирует развитие их личности, положительных черт характера, создает чувство защищенности и безопасности. Поэтому помимо повседневного ухода за ребенком, игр, прогулок и кормлений следует не забывать об эмоциональной составляющей воспитания. В семьях любящих родителей дети развиваются активнее и часто опережают своих сверстников.

Восприятие окружающего мира

К этому периоду кроха начинает видеть хорошо вдаль. Он способен различать предмет на расстоянии 3-3,5 метров. Ввиду этого, находясь на прогулке, можно брать его на руки, показывать все вокруг, разговаривать и рассказывать о происходящем. Это упражнение можно применять и дома, чтобы кроха изучал окружающую обстановку и тренировал зрение.

С любопытством малыш изучает все вокруг

Важно! Ребенок уже различает лица родителей, радуется, когда видит их. Теперь он начинает улыбаться не просто добрым людям, которые взяли его на руки, а папе и маме особенно

Слух также способствует восприятию внешнего мира. Можно начинать слушать с чадом классическую музыку, читать сказки, петь. Малыш будет улавливать не смысл, а интонацию, окрасу, тембр, голос. Все это он запомнит и пронесет сквозь года – в тяжелые жизненные ситуации он будет слышать голос мамы внутри. Также кроха реагирует на громкий голос родителей, боится и начинает плакать, поэтому не стоит ругаться при нем. Речь становится более певучей, эмоциональной – малыш пытается подражать родителям, издавая бессмысленные слога.

Как рисуют?

В четыре года активно развивается наглядно-образное мышление.

Ребёнок учится воспринимать объёмные предметы и раскладывать их на составляющие детали.

Его восприятие можно понять по рисункам — мелкие детали опущены, но при этом чётко передан общий смысл.

К примеру, домик изображается как квадрат с треугольной крышей, кошка – как круг с двумя треугольниками ушей на овальном туловище и с четырьмя лапами, дерево- коричневый прямоугольник с круглой зелёной шапкой и т. д.

Ребёнок всё ещё не может рисовать ровно и аккуратно, но пытается передавать прямые и штриховать, используя неразрывные линии или спиралеобразные формы.

Внешние и внутренние перемены

В возрасте 4 месяцев малыш становится оживленным как эмоционально, так и физически. Мышцы спины уже довольно крепкие, чтобы попробовать перевернуться, ручками он машет во все стороны и радостно гулит при виде знакомых лиц.

Рефлекторная улыбка новорожденного становится осмысленной и появляется при виде любимых погремушек и приятных ему людей. Рассказывая, что должен уметь делать ребенок 4 месяцев, врачи выделяют несколько пунктов

Принимая во внимание эти данные, родители могут понять, по какому направлению малыш развивается хорошо, а какое необходимо скорректировать

Двигательная активность

Иногда дети стараются сесть из положения лежа, но эта позиция слишком опасна для позвоночника на четвертом месяце жизни. Лучше отвлечь кроху на другие упражнения, например, перевороты, а заодно проверить, способен ли он:

  • самостоятельно держать головку вертикально на руках у мамы или лежа на животе;
  • переворачиваться без помощи взрослого со спины на бочок;
  • находясь на животе, приподниматься, отталкиваясь руками перед собой;
  • махать ручками и ножками в период бодрствования;
  • хлопать в ладоши или складывать ручки вместе;
  • активно реагировать мимикой, движениями рук, ног и головы на совместные действия с родителем — смену памперса, переодевание, купание;
  • реагировать на незнакомца настороженным выражением лица и снижением двигательной активности;
  • стараться дотянуться до ярких игрушек и даже попытаться их взять;
  • держать бутылочку или мамину грудь обеими руками.

Физиология и эмоции

В 4 месяца активно развиваются нервная система, зрение и слух. Младенец показывает, что ему нравится, а что вызывает антипатию. Он может подолгу слушать музыку, предпочитая ритмичные низкие тона и показывая выражением лица переживаемые чувства.

Он способен отвечать улыбкой или смехом на ласковые слова и объятия родителей и делать испуганную гримасу в случае приближения незнакомцев. Если старший ребенок резко заберет у грудничка игрушку, тот может обидеться, показав это мимикой. В наборе чувств присутствуют также страх и разочарование. Все это показывает нормальное развитие сенсорной системы организма. Кроме того, к физиологическим переменам можно отнести следующие способности:

  • появление слез во время плача — правильная работа слезных желез;
  • умение различать цвета и оживление при виде желтых, синих, зеленых и алых оттенков;
  • исчезновение гипертонуса и возможного физиологического косоглазия;
  • слуховая заинтересованность в звуках — покачивание телом в такт музыки, поворот головы на резкий стук или голос незнакомца;
  • усиливается слюноотделение, проходят колики;
  • ускорение роста волос и ногтей.

Общительность — признак здоровья

Новые нейронные соединения в мозге проявляются в осознанных социальных реакциях. Ребенок стремится к общению, ищет глазами маму, гулит и пытается выразить свои эмоции первыми звуками: «а», «бу» «гу», «му», «ма». Некоторые малыши уже начинают произносить «агу».

В этот период очень важно разговаривать с ними, давать открытый эмоциональный отклик и активно поддерживать беседу многократным повторением простых слов, стремясь получить ответ. Помимо этого, малыш в 4 месяца должен уметь:

фиксировать взгляд на собеседнике и следить за проходящими мимо людьми;
реагировать на свое имя и оклик взрослого;
узнавать голос мамы среди других разговаривающих с ним людей;
оживляться при звуках любимой мелодии;
подпевать пению мамы;
привлекать к себе внимание движениями, звуками и криками;
возмущаться при отсутствии реакции взрослого;
улыбаться собственному отражению в зеркале;
«поддерживать» разговор разнообразным гулением;
«разговаривать» в одиночестве или во время пробуждения ночью.

Информацию об окружающем мире малыш получает через вкусовые ощущения, поэтому именно сейчас он стремится засунуть любой новый предмет в ротик. Родителям нужно быть очень внимательными и не оставлять его наедине с мелкими предметами.

Таким образом у него развиваются навыки мелкой моторики, что положительно скажется на его дальнейшем умственном развитии.

Как заниматься с ребенком в 4 месяца

Развивающие игры с ребенком в 4 месяца

Ответь мнеОтдай игрушкуЗеркальцеМобилиРассматриваем фотки и картинкиПоем с малышомПоёёёёт — поёёёёт солоооооовушек!
Поёёёёт — поёёёёт молооооооденький!
Молооооооденький, хорооооошенький!
Хорооооооошенький — пригооооооженький!
Гулююююю, гулююююю, гуууууулечек!
Пооооет-пооооет голубооооочек!
Аааааай-да малееееееесенький!
Аааааай-да радеееееесенький!
Аааааагуууууль, ааааагууууууль,
Аааагулеееесеньки!Ваня, Ваня, где ты был?Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
Я ходил в лесочек.
Что видал?
Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!Куда бежите, ножки?Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.Потешка для умыванияВодичка, водичка,
умой мое личико,
чтобы глазки блестели,
чтобы щечки краснели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок!

Правильные игрушки для малыша в 4 месяца

  • Колокольчик и другие подвесные звучащие игрушки с привязанной к ним ленточкой.
  • Погремушки в виде большого кольца с шариками внутри.
  • Погремушки с подвешенными к ним дополнительными деталями (колечко с ключами, палочка со свисающими шариками).
  • Передвигающиеся игрушки.

Эмоциональное и психическое развитие

После празднования второго дня рождения малыш становится все самостоятельнее, активно познает мир, у него совершенствуются психические и эмоциональные процессы

Забота и внимание родителей все так же важны, но ребенок уже способен довольно долго играть самостоятельно. Он боится незнакомцев, но при этом тянется к другим деткам

Очень важным становится общение. Малыш осознает себя отдельной личностью, начинает активно взаимодействовать с окружающими и протестовать против ограничений, порой довольно резко и даже агрессивно. Взрослым не нужно позволять втягивать себя в споры.

Не представляющие опасности для малыша игры лучше разрешить, даже если после них придется долго убирать — сделаете это вместе, так он научится осознавать последствия сделанного.

У крохи формируется способность гордиться своими успехами и достижениями. Действия все более нацелены на конечный результат. Реальные предметы предпочитаются игрушкам, в играх наблюдается подражение увиденному.

Запретов не должно быть много, но они должны быть четко объясненными, однозначными и незыблемыми. Если запретили что-то, обязательно объясните — почему, не поддавайтесь на провокации, давая «задний ход».

В этом возрасте у ребенка отрабатываются и навыки самообслуживания. Поддерживайте его стремление к самостоятельности и желание порадовать маму с папой. Формируйте ответственность и аккуратность. Привлекайте к совместным делам и занятиям, подробно и терпеливо объясняйте непонятное, поддерживайте кроху, если что-то не получается, и хвалите за достижения.

Точная таблица развития девочки в 3 месяца

Каждый ребенок развивается по — своему. Но для разного возраста врачи разработали приблизительные нормы. Так выглядит точная таблица развития девочки:

ПоказателиНорма
Средние показатели веса4 600-5 200 кг
Средние показатели роста56-58 см
Обхват груди40 см
Обхват головы40 см
Физические навыки
  1. Переворачивается со спины на бок и наоборот.
  2. Тянется за игрушкой.
  3. Может несколько секунд удерживать в руке небольшой предмет.
  4. Несколько секунд держит голову вертикально (в положении лежа на животе).
Зрение, слух
  • поворачивает голову в сторону звука;
  • реагирует на громкий шум или резкие звуки (например, плачем);
  • различает голоса родных;
  • рассматривает свои руки, пытается дотронуться ими до лица;
  • удерживает взгляд на ярком предмете;
  • водит глазками, следя за перемещением игрушки или человека.

Но если развитие девочки несколько не укладывается в такие рамки, то паниковать не стоит. Каждый малыш — индивидуален. Его рост и развитие во многом зависит от генетических факторов. Также немаловажную роль в этом процессе имеет полноценное питание и внешние факторы (например, психоэмоциональная обстановка в семье).

Особенностью 3-месячных девочек является их эмоциональность. Часто это проявляется:

  • громким смехом в ответ на какие-либо действия взрослых, старших детей или животных;
  • бурной реакцией на голос матери;
  • самостоятельное повторение услышанных звуков, складывание их в слоги (гу, га, ба, ма);
  • пение (протягивание звуков).


Из-за такой эмоциональности у малышки не редко возникают страхи. Она может расплакаться, когда ее оставят в одиночестве.

Они даже могут отказаться спать в своей кроватке, постоянно плача и требуя материнского присутствия. Многие девочки плохо переносят громкие крики, резкие звуки. Даже серьезный вид взрослого (особенно мамы) может испугать малышку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий