Развитие ребенка в 11 месяцев

Психологическое развитие ребенка в 11 месяцев

  1. Ребенок начинает понимать, что такое хитрить и манипулировать.

Иногда ребенок капризничает, хнычет, а слез нет совсем. Возможно он просто давит на вас и пытается вами манипулировать, чтобы получить желаемое.

  1. Кивком головы выражает свое отношение к ситуации: да или нет.
  2. Понимает разговоры и просьбы родителей на элементарном уровне: принеси, дай, положи.
  3. В словарном запасе ребенку есть уже несколько слов. Например, «ням-ням».

Скорее всего ребенок будет относить к своему слову «ням-ням» сразу несколько смысловых значений: это и кушать, и любая пища, которую он увидит.

  1. Настойчивость. Вы можете заметить, как ребенок усердно по несколько раз повторяет свою просьбу, пока вы не отреагируете.
  2. Сейчас ребенок уже нуждается в словесной похвале и поощрении. Он будет ждать вашей реакции сделав что-либо, например, собрав башню из кубиков.
  3. Малыш начинает улавливать смысл простых игр. И во время игры будет пытаться развеселить вас, получить вашу улыбку.
  4. Сообразительность. Малыш начинает понимать все больше и глубже. Например, чтобы достать конструктор, он не будет выкладывать по одному предмету, а перевернет всю коробку разом.

Нормы роста и веса для детей 11 месяцев

Рост, см

Вес, кг

Окружность головы, см

МАЛЬЧИКИ

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

ДЕВОЧКИ

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Точный вес ребенка можно узнать с помощью электронных весов для детей.

Еще одно эпохальное изменение в жизни малыша на 11 месяце – он перестает спать дважды за день. Теперь ребенку достаточно одного сна длительностью 2,5 — 3,5 часа. О том, что малыш готов к смене режима, он подскажет тебе сам. Однажды ты увидишь, что он больше не хочет днем идти спать так рано, как раньше (до полудня). Продолжай играть с ним до тех пор, пока появятся признаки усталости, и лишь тогда отправляй в кроватку.

Особо дальновидные мамы уже в этот период начинают постепенно подстраивать режим дня ребенка под принятый в детском саду, куда малышу когда-нибудь предстоит отправиться. Однако, не стоит слишком усердствовать в этом направлении – ребенок еще мал для социального суточного графика, поэтому стоит полагаться на естественные «подсказки» его организма.

Важно точно определить когда малыш готов спать, чтобы не отправлять его напрасно в кроватку до этого времени, но никоим образом не затягивать. Будь внимательной – ведь ребенок, пропустивший время, когда он действительно хотел спать, становится перевозбужденными, и со стороны кажется, что ему вовсе сон не нужен

Этот парадокс детской нервной системы («чем уставшее, тем перевозбужденнее» или «чем больше недоспал, тем труднее уложить») по-прежнему проявляется у ребенка в 11 месяцев.

Питание и уход

Кушает ребёнок уже практически за общим столом. Разница заключается в том, что пища будет более измельчённая, исключены жареные, приправленные блюда и полуфабрикаты.

Смесь и грудное молоко остаются важной частью младенческого рациона. Малыш употребляет их перед сном, ночью, часто после пробуждения

Грудничок, скорее всего, к груди будет прикладываться чаще. Особенно это будет ему необходимо во время болезней и прорезывания зубов.

Даже если у младенца нет зубов, давайте крохе тефтельки, детские печеньки и приготовленные мелко порезанные овощи. Так ребёнок будет развивать навык жевания. Об отсутствии зубов не переживайте. Десны у малыша очень плотные и крепкие для того, чтобы справиться с нетвёрдыми кусочками пищи.

Ребёнку будет полезно и познавательно сидеть за общим столом и трапезничать в компании родных. Таким образом будет прививаться культура питания и правильные пищевые привычки.

Уход за ребёнком включает в себя ежедневные утренние и вечерние процедуры (умывание, чистка зубов), купание, стрижку ногтей и волос. После сна и еды высаживайте малыша на горшок.

Если кроха сопротивляется, выгибается дугой и отказывается садиться на горшок, не настаивайте. Отложите это дело на месяц —  другой.

Как развивать 11 месячного ребёнка

  • стимулируйте развитие малыша методом игры. Не навязывайте ему занятия, которые ещё неинтересны или непонятны. Всегда наблюдайте за ребёнком, отмечайте для себя его любимые занятия;
  • развивайте ребёнка физически. Делайте с ним зарядку, упражняйтесь в плаванье, занимайтесь на фитболе;
  • не увлекайтесь ходунками и прыгунками. Для развития навыка ходьбы лучше использовать игрушки-каталки и собственную коляску. Кроха будет держаться за них ручками, что придаст дополнительную уверенность в собственных силах;
  • при посещении детской площадки не упускайте возможность пообщаться с другими детками;
  • читайте вместе с малышом. Разрешите ему переворачивать странички, рассказывайте, что нарисовано, изобразите, какие звуки издают различные животные;
  • танцуйте с ребёнком;
  • на формирование мелкой моторики большое влияние окажет рисование, лепка, игры с кубиками и пирамидкой.

Для рисования лучше всего подойдут пальчиковые краски. Также крохе будет интересно рисовать на поверхности, припылённой мукой или манкой.

Начинать лепить лучше из мягкого воскового пластилина. Покажите ребёнку простейшие приёмы – как сделать жгутик, шарик, как можно «слепить» целую картину.

Возможно, некоторые занятия покажутся сложными. Но дети, как известно, не перестают развиваться ни на минуту. И то, что покажется неосуществимым сегодня, легко сделается завтра.

Как происходит физическое развитие в 11 месяцев

В 11 месяцев ребенок в весе прибавляет немного – около 400 граммов. Рост его в этот период прибавляется на полтора-два сантиметра. К возрасту 11 месяцев уже заметна разница между физическим развитием детей разных полов. Так, мальчик в среднем весит около 10 килограммов, они выше девочек на 1-2 сантиметра.

В возрасте 11 месяцев каждый конкретный ребенок приобретает свои индивидуальные навыки и умения. Один ребенок способен уже самостоятельно передвигаться, без посторонней помощи, он поднимается и спускается по лестнице, а другой ребенок еще даже не ползает, предпочитает большую часть времени проводить на ручках у взрослых либо сосредоточен на интересной игре в манеже. Такие явления нормальные, поэтому для родителей, которые начинают беспокоиться по поводу развития малыша, ориентиром должны служить только базовые навыки, коими карапуз овладел в своем возрасте.

К таким навыкам и умениям относят:

  1. Умение сидеть самостоятельно и самому садится без поддержки.
  2. Ребенок пытается ползать, вставать и ходить, держась за опору.

В возрасте 11 месяцев ребенок должен уметь ходить с поддержкой мамы, координировать свои движения, дети уже не так часто падают и натыкаются на разные предметы, могут держать игрушку обеими руками, перекладывая ее с одной ручки в другую.

Ребенок в 11 месяцев проявляет активность, любознательность и любопытство, он постоянно в поиске новых впечатлений, исследования мира. Поэтому родителей должно насторожить, если ребенок не пытается слезть с рук или выбраться из кроватки для того, чтобы активно изучать окружающий мир.

Основные навыки

Малыш в одиннадцать месяцев ежедневно совершает новые открытия, познавая окружающий его мир. Кроха настолько любознателен, что стремится всюду залезть (под стул, стол, кровать) и все там посмотреть. Пробует все на вкус и на ощупь, частенько заставляя родителей переживать, не взял ли ребенок чего лишнего в рот. В этом возрасте дети абсолютные непоседы, требующие максимум внимания от мамы, не давая ей ни минуты отдохнуть.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

Список основных навыков:

  • самостоятельно вставать, становиться без поддержки, садиться из любого положения, ходить за руку со взрослым или держась за опору;
  • держать ложку и делать попытки есть с неё, при этом от души обмазываясь содержимым тарелки с головы до ног;
  • указывать пальцем на предметы по просьбе взрослого («покажи, где машинка?»);
  • к некоторым из игрушек иметь особенные предпочтения;
  • произносить простые односложные слова и слоги, обозначать действия звуками;
  • пытаться копировать действия взрослых или старших детей в семье;
  • оборачиваться на обращение к нему по имени.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Сравнивая развитие девочек и развитие мальчиков в 11 месяцев, можно смело утверждать, что психические и физические параметры детей обоих полов находятся в целом на одном уровне. Встречаются мнения, что мальчики позже овладевают умениями ходить и говорить, в отличие от девочек. Иногда это так, но в большей степени процесс развития проходит индивидуально и развитие конкретных навыков зависит от самого ребенка.

Различие между детьми мужского и женского пола на одиннадцатом месяце в основном заключается в активности, поведении со взрослыми, выборе игрушек и т.д.

  • Так, девочки больше времени проводят в размеренном, спокойном состоянии и могут завлечь себя монотонной игрой в кубики как минимум на полчаса.
  • В играх мальчиков больше движения, динамичности, им трудно усидеть на месте. Малыши даже в таком возрасте менее стеснительны, они охотнее своих сверстниц идут на контакт с незнакомыми детьми.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Девятимесячный ребенок еще не может самостоятельно ходить, но уже предпринимает попытки встать на колени, а потом на ножки, используя близлежащие предметы в качестве опоры. Многие малыши делают свои первые, неуверенные шаги при помощи взрослых.

В 9 месяцев большинство детей осваивают так называемый “щипковый захват” — метод, при котором ребенок берет вещь большим и указательным пальцем. С этого момента значительно улучшается мелкая моторика рук. Родителям необходимо быть бдительными: следить, чтобы малыш не тянул в рот и нос детали конструктора, пуговицы, бусины и другие опасные предметы небольшого размера.

В этом возрасте дети начинают внимательно изучать действия окружающих и пытаются им подражать. Мир вокруг становится все интереснее!

Причины легкой умственной отсталости у детей

Причиной любой умственной отсталости является повреждение головного мозга. Самые грубые структурные дефекты проявляют себя в недоразвитии мозга.

Основные причины, обуславливающие развитие умственной отсталости у детей, можно объединить в основные группы:

  • Наследственность (генные и хромосомные заболевания). К этой группе относят: различные синдромы (например, Дауна, Тернера); формы, связанные с наследственным нарушением обменных процессов, неврологическими заболеваниями;
  • Воздействие вредных факторов во время внутриутробного развития: внутриутробные инфекции (например, краснуха, токсоплазмос и др.), интоксикации (прием алкоголя, токсических для плода веществ), гемолитическая болезнь плода и др.;
  • Факторы, воздействие которых имело место быть во время родов или в раннем возрасте (родовые травмы, кислородное голодание, травмы, инфекции);
  • Педагогическая запущенность, возникающая на фоне полноценных возможностей работы мозга, но при отсутствии полноценного воспитания и социализации;
  • Наличие сразу нескольких причин, смешанные состояния.

Алкоголизм беременной, по данным ряда авторов, является самой частой причиной легкой умственной отсталости у детей.

Умственная отсталость у детей младше 3 лет, симптомы и психологические особенности детей с умственной отсталостью

Диагноз умственной отсталости у детей может быть поставлен официально не раньше 7 лет

Однако важно понимать, что есть симптомы легкой умственной отсталости у детей, по которым можно заподозрить её наличие еще в раннем детстве, до 3 лет

Умственная отсталость легкой степени у детей, признаки:

  • Ребенок отстает в моторном развитии: поздно начинает держать голову, садиться, вставать, ходить. У малыша может быть нарушен хватательный рефлекс, а в 1-1,5 года ребенок еще не держит предметы (игрушки, ложку и вилку);
  • Речь отсутствует или появляется с большим опозданием; ребенок имеет трудности в построении фразы, связной речи. В 2-3 года малыш плохо понимает обращенную к нему речь, не может выполнить элементарные инструкции;
  • Легкая умственная отсталость у детей характеризуется неуравновешенностью процессов нервного возбуждения и торможения; Выражается это в чрезмерной импульсивности, несдержанности, возбудимости, раздражительности или, наоборот, вялости и медлительности;
  • Ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, кажется замкнутым в себе; Его эмоционально-волевая сфера «обеднена»;
  • Отсутствует сюжетная игра. Игры примитивны по содержанию, игрушки могут не интересовать ребенка или он использует их не по назначению.

Диагностика легкой умственной отсталости у детей

Диагнoз умственной отсталости основывается на установлении психического дефекта, главное место в котором занимает недоразвитие интеллектуальных и высших психических функций, а также отсутствии признаков прогрессирования недоразвития.

С целью определения степени выраженности психического дефекта и его ведущего звена используются специальные психологические методы оценки интеллекта. Так же проводится нейропсихологическая диагностика, которая помогает не только определить уровень развития высших психических функций ребенка с умственной отсталостью, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности (те сильные стороны, на которые возможно будет опереться в коррекции и лечении умственной отсталости).

Легкую степень умственной отсталости необходимо разграничивать от диагнозов, обусловленных психическими заболеваниями (например, шизофренией) и выраженной педагогической запущенностью.

Общение и игра с 11-месячным малышом

Теперь не только ему интересно с тобой как с собеседником – кроха уже сам может развлечь тебя. Он с удовольствием демонстрирует широкий арсенал пантомим, которые вы с ним разучили (махание ручкой на прощанье, изображение летающих птичек или самолетов, показ частей лица и тела на себе, на маме, на кукле и т. п.). Он стремится вызвать радость на твоем лице. Поэтому щедро вознаграждай все его выступления, да и вообще хвали почаще – это, пожалуй, самый важный совет для мамы 11-месячного малыша.

Получив одобрение, кроха готов бесконечно повторять действие, вызвавшее его. Так ты мотивируешь ребенка учиться у тебя бытовым навыкам и перенимать жизненный опыт. Поэтому после первой самостоятельной попытки игрушечной ложкой накормить куклу и после одобрения со стороны мамы, малыш с удвоенным усердием будет стараться освоить ложку, когда будет есть сам. Аналогично происходит приучение к зубной щетке, снятию тапочек при влезании на диваны, выбрасыванию яблочных огрызков в мусорное ведро и т. п. То есть достаточно хвалить, и малыш будет сам упорно учиться все делать правильно – ведь так приятно получить признание от самого близкого человека.

Таким способом лучше всего постигать необходимые жизненные премудрости – с удовольствием, а не через принуждение. Поэтому еще раз повторимся: хвали почаще, не бойся, в таком возрасте «перехвалить», равно как и «переласкать» ребенка невозможно.

Ребенок в 1 год и 11 месяцев не отличается особой приветливостью к сверстникам – в этом возрасте все дети эгоцентричны, поэтому не способны к крепкой дружбе. Само понятие «дружба» для детей сводится к простому общению и ненавязчивой игре. В это время может развиться чувство симпатии к кому-либо из товарищей. Как правило, у объекта симпатии схожий темперамент и интересы. Настоящая дружба придет только через несколько лет, когда ребенок будет способен к более осмысленному интерактивному общению.

Еще пару недель назад ваш карапуз демонстрировал самостоятельность и отказывался даже пару минут посидеть на руках, а сейчас начинает требовать, чтобы вы его обнимали. Не мог же ребенок в 1 год и 11 месяцев отказаться от самостоятельности? На самом деле, передвижение по квартире, выполнение гигиенических процедур, одевание стало для малыша рутинной обязанностью, а не познанием мира. А ведь ребенку не хочется постоянства, он протестует против принуждения. В таком возрасте карапуз не готов к свалившейся на него самостоятельности, поэтому ожидает от вас защиты и поддержки. Конечно, он в состоянии дойти до своей кроватки и лечь спать, но перед этим ему хочется почувствовать тепло маминых объятий.

Как действовать в таких ситуациях родителям? – найти разумный компромисс. Не переставайте подталкивать чадо к самостоятельным действиям, выделите ему пространство для игр, давайте поручения, а только после этого поощряйте его поцелуями и объятиями. Ребенок поймет, что он является частью вашей жизни и по-прежнему вам близок. Очень скоро он станет физически сильным и выносливым, будет бегать и резвиться, вам еще будет не хватать его просьб посидеть на руках.

Что касается интеллектуального развития ребенка в 1 год и 11 месяцев, чадо начинает общаться с окружающими людьми несложными конструкциями, которые состоят из нескольких слов. Это могут быть просьбы вроде «дай пить» или «хочу гулять». Малыши могут назвать части человеческого тела, имена знакомых людей. В этом возрасте они подобно маленьким попугайчикам будут копировать все услышанное. Вот почему взрослым стоит контролировать речь, которую они произносят, иначе в будущем смогут услышать от карапуза что-то неприятное. Ребенок в 1 год и 11 месяцев вполне может допускать грамматические ошибки: он вполне может сказать вместо «идти гулять» «ходи гулять», но главное, что вы поймете его просьбу. В это время ребенок говорит о себе в третьем лице: к примеру «Катя хочет кушать». Постепенно речь будет более совершенной и выразительной. Малыш сможет произносить более длинные и эмоциональные предложения. В возрасте около трех лет в словарном запасе ребенка будет уже более 300 слов. Пройдет время – и ваша кроха сможет выражать свои мысли и чувства не только набором жестов и несколькими словами, а вполне связным текстом.

Время однокомпонентных пюрешек закончилось. Теперь мама вольна экспериментировать: в списке разрешённых много продуктов, которые теперь можно миксовать, к тому же малыш уже привык к более плотной консистенции блюд. Итак, чем же кормить ребенка в 11 месяцев?

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

У ребенка в 11 месяцев появляется много настоящих дотсижений, которыми родители так гордятся. Давайте посмотрим, что умеет ребенок в 11 месяцев.

Движения рук ребенка становятся более умелыми и ловкими. Формируется “пинцетный захват”: ребенок может брать указательным и большим пальчиками мелкие крошечки

Умеет рвать бумагу (это важное занятие, способствующее развитию мелкой моторики рук; позволяйте малышу под присмотром разрывать ненужные листы)

Ребенок в 11 месяцев может использовать различные движения, чтобы достать интересующий его предмет. Он придерживается за мебель или прутья манежа и подтягивается наверх, чтобы встать. Может опуститься на четвереньки и поползти, чтобы обогнуть препятствие; влезть на стул, чтобы протянуть руку и достать желаемое. Благодаря хорошему мышечному тонусу ребенок может сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, опираясь на опору.

 Ребенок в 11 месяцев открывает для себя увлекательную игру — одной рукой он придерживается за прутья манежа, в другой руке у него игрушка, которой он может стучать о край манежа или бросать ее на пол. Бросание игрушки знакомит ребенка с весом предметов; он учится рассматривать предметы в другом ракурсе.

Ребенок в 11 месяцев уже умеет самостоятельно пить из чашки и есть с ложки. Поощряйте развитие этих навыков у малыша. Пусть обед займет больше времени и после него придется повозиться с уборкой, но совсем скоро ребенок освоит их в совершенстве.

Ребенок в 11 месяцев может сам складывать башенку из кубиков, собирать и разбирать пирамидку из колец с широкими отверстиями. Дайте малышу кубики, покажите, как построить из них башенку, а затем разрушить ее.

В то время как одни малыши продолжают учиться ползать, другие уже начинают ходить. Как правило, дети осваивают навык хождения в период с 9 до 16 месяцев. К году умеют ходить около 50% малышей.

То, в каком возрасте ребенок научится ходить, зависит от трех факторов:

  • мускульной силы;
  • равновесия;
  • темперамента.

Дети со спокойным темпераментом часто не торопятся делать первые шаги, поскольку они более острожны и осмотрительны. К тому же, на начальном этапе ползание оказывается более быстрым способом передвижения, чем ходьба, поэтому они предпочитают совершенствоваться именно в нем.

Кроме того, значение имеет и тип телосложения ребенка. Так, худенькие детки, как правило, осваивают ходьбу раньше.

Однако не следует переоценивать значение того, в какой месяц ребенок научился ходить – это не имеет ничего общего с развитием его умственных или физических способностей.

Читай также: Как научить ребенка ходить самостоятельно: советы родителям

Нейро-психомоторное и психическое развитие

В 11 месяцев малыш уже осознает причинно-следственные связи от элементарных заученных вроде – собачка говорит «гав» коровка говорит «му», до самостоятельных, относительно слов и поступков взрослых.

Многие родители ошибочно полагают, что в этом возрасте карапуз ещё ничего не понимает, поэтому спокойно выясняют перед ними отношения или нецензурно выражаются, совершенно не отдавая себе отчёта, что наносят малышу психологическую травму или пополняют его пассивный словарный запас.

К признакам правильного психомоторного развития ребёнка 11 месяцев относится:

  • Выбор ведущей руки. Уже в этом возрасте можно проследить, левшой или правшой будет кроха. Он всё чаще берет предметы, держит ложку, зубную щётку и т. д. одной и той же рукой.
  • Умение манипулировать. Не самая положительная черта характера, но в той или иной мере прослеживается у всех малышей у этого возраста. Это может быть демонстрационный плач, крик, неделание двигаться с места, чтобы получить желаемое. Главное в этот момент не поддаваться на провокации и показать ребёнку, что его действия не имеют над вами власть.
  • Понимание и исполнение элементарных просьб вроде «дай», «положи» «покажи», «возьми». Чем чаще вы проводите подобные упражнения с ребёнком, тем быстрее он научится ориентироваться в пространстве и окружающих его предметах.
  • Стремление получить положительную оценку. Кроха запоминает, что взрослые воспринимают с улыбкой, смехом или похвальбой и стараются как можно чаще повторять аналогичные действия.
  • Использование простых игровых сюжетов– покачать куклу, покатать машинку и т. д.
  • Активное использование мелкой моторики пальцев. Маленькому исследователю нравится брать мелкие объекты двумя пальчиками, мять что-то в ладонях, осязать предметы руками.

Тест на развитие малыша в 11 месяцев

Узнать, нормально ли проходит развитие у 11-месячного младенца при помощи следующих нехитрых тестов:

  1. Самостоятельное передвижение. Понаблюдайте за тем, какребёнок садится самостоятельно, как сидит, стоит у опоры и ползает на четвереньках.
  2. Способность логически мыслить. Покажите малышу, как строить башенку из кубиков, а затем попросите его повторить ваши действия и поставить несколько кубиков друг на друга. Способность повторять ранее заученные бытовые действия такие как вытирать лицо полотенцем, есть ложкой, надевать ботинки и т. д.

Если вышеперечисленные задачи не вызывают у вашего чада трудностей, то можете быть спокойны – ваш малыш развивается правильно. Если же вы заметили какие-либо отклонения от нормы – покажите ребёнка педиатру. Он поможет скорректировать ситуацию или перенаправит вас к другому врачу, в зависимости от типа проблемы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий