Раннее плавание: учить или нет?

Противопоказания

Но стоит учитывать, что у такого способа оздоровления есть и противопоказания: заболевания в острой стадии, открытые, гнойные раны, кожные инфекции, серьезные нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, печени и почек, кишечные инфекции. Если кроха перенес, например, ОРВИ, занятия плаванием можно возобновлять только через 2 недели после полного выздоровления.

Противопоказанием для раннего плавания является и негативная реакция грудничка на погружение в воду. Если малыш при таких занятиях перевозбуждается, сделайте перерыв и через несколько дней снова повторите попытку. Если реакция осталась прежней, продолжать попытки уже не стоит. Возможно, кроха уже вырос и заниматься ранним плаванием уже поздно, так как плавательный рефлекс сохраняется только до 3 месяцев.

Сколько стоят занятия

По сравнению в другими видами спорта плавание не требует больших финансовых вложений. Основная статья расходов — занятия с тренером, но и они могут быть бесплатными, если отдать ребенка в спортивную школу или СШОР.

Как правило, «профессиональный» набор идет от 7 лет, поэтому до спортшколы есть смысл поводить ребенка в обычный бассейн. Он также может быть бесплатным. Стоимость одного платного занятия с тренером начинается от 500 рублей, абонемента на 8 занятий — от 2000 рублей.

Следующий пункт — экипировка. Вам будет нужно купить:

  • цельный купальник или плавки — от 400 рублей;
  • шапочку — от 200 рублей;
  • очки для плавания — от 500 рублей;
  • обувь для бассейна — от 150 рублей;
  • полотенце — от 200 рублей.

Все, кроме плавательных очков, лучше приобрести в двойном экземпляре. Также маленькому спортсмену понадобится удобная спортивная сумка — стоит такая от 1000 рублей.

Наконец, последний обязательный пункт — выездные соревнования и сборы. Вариация их стоимости очень большая, поскольку зависит от города или страны, сезона и условий секции, где занимается ваш ребенок. В среднем поездка за границу обойдется в 10 000 — 15 000 рублей, но суммы могут быть как меньше, так и больше.

Плавательные очки

Вам требуется приучить ребенка к плавательным очкам. У детей пяти лет это обычно проблем не вызывает, у более младшего возраста на этом этапе могут возникнуть капризы.

Попробуйте пройти этот этап в игровой форме. Восхищайтесь ребенком, когда он в очках. Объясните и покажите, что в них можно веселиться и брызгаться. Показывайте на личном примере.

Сами очки по возможности также лучше выбрать интересной формы или расцветки, но в первую очередь они не должны протекать – о том, как правильно их подобрать, я подробно писал здесь.

Можно, конечно, и вообще без очков обойтись – но тогда вам нужно выбрать такой бассейн, в котором, если находиться под водой с открытыми глазами, в глазах не будет неприятных ощущений (проверьте это сначала на себе).

Выдох

Следующий базовый навык, которым должен владеть ребенок – умение выдыхать в воду, так как в правильном плавании, независимо от стиля, именно таким образом делается выдох.

Академический вариант обучения этому, который используют многие тренеры:

держась руками за бортик бассейна, опустить голову и пускать пузырики носом (можно и ртом, но важно научиться носом). Повторять это несколько минут, пока не надоест;
взять в руки плавательную доску и, держась за нее вытянутыми руками, плыть за счет ног, опуская лицо в воду для выдоха и поднимая для вдоха.. Иные варианты в игровой манере – делать те же самые подпрыгивания и приседания, добавляя выдох под водой

Иные варианты в игровой манере – делать те же самые подпрыгивания и приседания, добавляя выдох под водой.

Выдыхать можно и ртом, хотя лучше научиться делать это носом!

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.
В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна “Москва” И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.
Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.
В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.
Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.
Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.
Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.
Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.
Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания

Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.
Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте

Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.
Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции – радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения – крепкий , здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения – основ нормального развития грудных детей.

Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ: Из чего складывается качество Тренерских Услуг

  • Качество Услуг по обучению плаванию складывается из наличия совокупности следующих необходимых условий:
  • 1. Занятия должны проводиться по научно обоснованной методике (а не по какой-нибудь лже-научной)
  • – и, уж тем более, не по какой-нибудь чьей-то «придумке» из серии «Это мне так голоса в голове нашептали», выдаваемой авторами за Методику обучения умению плавать – например: от «Мевис-1», Фирсова или Левчук, и т.п.
  • * Научно обоснованная методика – это та методика, по которой будущих Тренеров 5 лет учат работать в ВУЗе.
  • 2. Занятия должен проводить , т.е. такой
    Тренер, который:
  • а) сначала, сам когда-то профессионально занимался спортивным плаванием (а не прыжками в воду и не синхронным плаванием, например – хотя у них точно такие же Дипломы!) и достиг в нём результатов уровня КМС / Мастер Спорта,
  • б) потом 5 лет учился в ВУЗе учить умению плавать других по научно обоснованной методике и получил, по итогам полученного обучения, профильную тренерскую квалификацию и подтверждающий её получение Диплом ВУЗа:
  • в) после окончания ВУЗа и получения профильной тренерской квалификации, Тренер много лет отработал по профессии и теперь имеет большой стаж тренерской работы (крайне желателен стаж не менее 10 лет) – причём, имеет его именно на ниве Начального Обучения, а не в Спорте Высоких Достижений, где совершенно другая специфика, т.к. там совершенно другой контингент обучаемых, находящихся на уровне высшего спортивного мастерства – и, соответственно, у Тренеров там совершенно другие задачи, в отличии от Тренеров Начального Обучения, обучающих базовым плавательным навыкам «с нуля» – и до уровня «1-ый взрослый разряд / КМС».
  • Надо понимать, что основным способом обмана людей при предоставлении им тренерских услуг, в связи с тем, что ответственность за это чисто символическая – является Обман на “качестве Тренера”, т.е. когда Клиенту предлагается человек не имеющей профильной квалификации, но, при этом, ему цинично врут, что он будет получать тренерские услуги, якобы, у .
  • * Таких жуликов очень легко распознать, т.к., предлагая людям свои Услуги по Обучению, они никогда заранее не показывают Клиентам «Документы на предлагаемый Товар» (т.е. Тренерские Дипломы – в которых и указана присвоенная квалификация) – так, как это делаем мы в резюме Тренеров, например, чтобы, тем самым, отделить себя от толп аферистов, массово выдающих сейчас себя за наших коллег.
  • Таким образом, если Вам предлагают Услуги, но, при этом, не показывают Тренерский Диплом предлагаемого Преподавателя, то знайте: в 90% случаев – это означает гарантированный обман (Вам предлагается человек не имеющей профильной тренерской квалификации), а в 10% случаев (когда Дипломы есть, но их почему-то не показывают) – это означает просто банальное российское хамство, когда к Клиентам относятся неуважительно, полагая: «Если им так надо убедиться в наличии реальной тренерской квалификации и они не хотят верить нам на слово, то пусть тогда просят показать им тренерские документы – может быть и покажем».
  • Помните, что выбирая тренерские услуги, Вам следует предпочесть те из них, где Вам показывают документы о квалификации предлагаемых Вам Тренеров (т.е. их ВУЗ-овские Дипломы) и в них «всё чисто». И это первым делом!
  • 3. Так же, надо знать и то, что научно обоснованная методика, на этапе начального обучения, не предусматривает никаких иных плавательных средств, кроме плавательной доски – подробнее. А сами занятия (с неумеющими плавать) обязательно должны производиться на “мелком месте”, т.е. там, где обучаемый может уверенно стоять и глубина ему “по грудь” – подробнее.
  • Наличие совокупности выше перечисленных необходимых условий (Методика + обученный работать по ней Специалист + надлежащие условия для занятий) – неизменно даёт максимальный итоговый результат в виде хороших (максимально возможных) плавательных навыков у обучаемых, полученных ими в минимальные сроки.

Ныряй!

Самым ценным элементом первых занятий (от рождения до одного месяца) является “полив”. Техника проведения: в положении “ухвата” левая рука зачерпывает воду (см. фото 4) и одновременно с командой “Ныряй!” поливает на лоб ребенка (см. фото 5). После полива проделайте проводку “восьмеркой” медленно, одобрительно разговаривая с малышом. Если ребенок абсолютно здоров, то занятие заканчивается “холодным пятном”: откройте холодную воду и во время “восьмерки” проведите ребенка в месте “холодного пятна”.

Фото 4Фото 5

Вынув малыша из воды, заверните его в полотенце, отнесите в детскую комнату. Обычные гигиенические процедуры – туалет ушек, носика, складочек тела, особенно в паху, лучше производить здесь. Во время переодевания включите спокойную музыку. Говорите с малышом спокойным, ласковым голосом, еще раз похвалите его за упражнения в вашем домашнем “бассейне” грудничка. Он у вас молодец!

Возможно, то занятие, которое описано выше, полностью получится у вас через 2-3 недели. Это не страшно, торопиться не нужно. На следующем этапе вы научите малыша нырянию и новым упражнениям в воде.

Обучение в бассейне

Существует множество специализированных центров, которые предлагают услуги по квалифицированному обучению грудничковому плаванию в бассейне. Занятия проводятся под пристальным присмотром профессионального инструктора. Они могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Инструктор не только контролирует правильность и последовательность действий родителей, но и помогает выполнить упражнения правильно.

Польза

Посещение бассейна, определенно, несет пользу для новорожденных. Такие занятия положительно влияют на неокрепший организм карапуза и помогают справиться с повышенной нервной возбудимостью. Регулярные водные упражнения отлично тонизируют мышечную ткань грудничка. Водная среда является особой. При плавании в бассейне у новорожденного развивается хорошая координация движений.

Когда начинать плавать

Мнения специалистов насчет возрастных ограничений к плаванию для очень маленьких детей  расходятся. Но большинство считает, что чем раньше родители начнут приучать младенца к плаванию, тем лучше. Поэтому, если пупочная ранка у крохи полностью зажила, можно без страха и сомнений приступить к приучению малыша к водной среде.

Правила

Отправляясь с карапузом в бассейн, нужно подготовить два полотенца и пеленку. Одно будет для родителя, второе для крохи, пеленка застилается на пеленальный столик. На нем будут раздевать, а затем одевать новорожденного.

Температурный режим в бассейне для новорожденных будет таким же, как в домашней ванне от 35 до 36 градусов.

Рекомендуется взять на занятия любимые игрушки, пустышку, бутылочку.

Общая продолжительность занятий длится около получаса. Однако первые дни занятия проводятся до десяти минут. Малыш не должен замерзать в воде. Категорически запрещено оставлять кроху в бассейне на долгое время. Если ребенок недомогает, стоит на некоторое время отказаться от посещения бассейна.

Вещи, которые нужно взять с собой:

  • полотенца;
  • игрушки, пустышку, бутылочку;
  • специальную шапочку для бассейна;
  • специальные подгузники, несколько штук;
  • надувной круг.

Рекомендации

Плавание начинается с того, что один из родителей спускается в бассейн с ребенком. Первые занятие вовсе не нацелены на активное плавание. На начальных этапах основной задачей является приучение малыша к новой обстановке и водной среде. На всех занятиях присутствует опытный инструктор по грудничковому плаванию. Именно он расскажет и покажет родителям, как правильно приучить ребенка к воде и выполнять упражнения.

Обучение плаванию детей в бассейне осуществляется под пристальным контролем инструктора. В частых случаях инструкторы имеют медицинское образование, поэтому учитываются все особенности плавания новорожденных.

Кто может заниматься с малышом?

Для грудного ребенка самый близкий человек и лучший педагог – его мама. Но с ролью тренера при необходимости успешно справляются и папы, а также бабушки и дедушки. Принципиально важным является то, чтобы все занятия проводились одним человеком и ежемесячно осуществлялся их контроль методистом по плаванию. Обычно мама с ребенком приезжают 1 раз в 1-2 недели в бассейн при детской поликлинике, где инструктор контролирует правильность выполнения поддержек, ныряний и т.д. и показывает новые упражнения, которые малыш усваивает дома в течение следующей недели.

Прежде чем вы начнете заниматься с ребенком плаванием, отработайте основные поддержки и перехваты на кукле, вначале на столе, затем в ванне, чтобы движения ваших рук стали плавные, мягкие, уверенные и выполнялись автоматически.

Давайте разберем основные, наиболее часто использующиеся виды ручных поддержек.

Наиболее тяжелая тонущая часть тела ребенка – это голова, поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно под шею и верхнюю часть спины.

  1. Двойная ручная поддержка при плавании на спине: четыре ваших пальца обеих рук лежат у ребенка под спинкой, шеей, головой, большие пальцы – на груди.

  2. Двуручная поддержка при плавании на груди: указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком ребенка (сбоку) и удерживают его за нижнюю челюсть, левая рука удерживает малыша за заднюю поверхность шеи.

  3. Одноручная поддержка «ковшом» при плавании на груди: большой, указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком, остальные – на груди.

  4. Одноручная поддержка «полукольцом» при плавании на спине: большой и указательный пальцы охватывают шею малыша, рука мамы находится чуть сбоку, не мешая грести. При плавании на спине уши ребенка обязательно погружаются в воду. Голова поддерживается так, чтобы затылок, шея и спина лежали в одной плоскости. Закрывать малышу уши или закладывать в них ватные тампоны не нужно, так как если у ребенка никогда не было заболеваний уха и барабанная перепонка не повреждена, то проникновение воды в ухо ему не опасно.

Одноручные поддержки дают возможность ребенку свободной рукой осуществлять гребки. Как только маленький пловец научится правильно грести, вы должны изменить характер поддержек: в положении на спине поддерживайте ребенка только тремя, затем двумя, а потом и одним пальцем под затылок. И помните, что смены поддержек проводятся только при полной остановке ребенка.

Мальчики и девочки

Плавание для детей относится к гендерно нейтральным видам спорта: процент мальчиков и девочек приблизительно равен, поэтому пол не является критерием выбора этой дисциплины. Исключение составляет лишь синхронное плавание — в него берут только девочек.

Куда важнее половой принадлежности характер и личность ребенка, поскольку именно от нее зависит, какой конкретно вид плавания подойдет юному спортсмену. Так, если ваше чадо любит общение, легко находит общий язык с другими детьми и увереннее чувствует себя в команде, ему подойдет водное поло. Если же вы видите в ребенке задатки лидера, а свои достижения он не любит делить с кем-то еще, стоит отдать его в индивидуальное плавание или прыжки в воду. Ваша дочь — артистичная, внимательная и хорошо чувствует свое тело? Ей идеально подойдет красивое и зрелищное синхронное плавание.

Комплекс упражнений для плавания с грудничком

Основной целью плавания является не окунание его в воду, а польза от проделанных процедур. Несмотря на то, что мнения специалистов о раннем плавании неоднозначны, доказано, что водные упражнения полезны малышам.

Существует несколько разновидностей упражнений и поддержек новорожденных при занятиях в воде. Их можно применять по очередности. Папа или мама, которые занимаются с карапузом, определяют, какие из поддержек нравятся крохе больше всего. В процессе проведения упражнений на воде родители должны быть умиротворенными, чтобы беспокойство и волнение не передавалось малышу.

Поддержка под затылок

Это упражнение, с которого начинается раннее плавание. Один из родителей поддерживает новорожденного рукой под затылок, когда тот плывет на спине. Эта поддержка является первой, поэтому, самое главное, ее нужно проводить очень внимательно и ответственно. Перед началом выполнения эту поддержку настойчиво рекомендуется изучить.

Поддержка под подбородок

Также первая поддержка, с которой знакомится кроха на первом этапе плавания. Кроху поддерживают рукой за подбородок, когда он плывет на животике. Поддержка под подбородок тоже требует особого изучения. Изучив две основные поддержки, родители смогу чередовать их и уверенно пользоваться.

Плавание по прямой

Карапуза переворачивают на животик и удерживают в таком положении, придерживая подбородок. На некотором расстоянии от него помещают интересную игрушку, до которой кроха пытается добраться и старается активно грести. Игрушку понемногу отдаляют от маленького пловца, а поддержку уменьшают, давая малышу почувствовать силу воды. Карапуз чувствует, что вода держит его, и ведет себя в ней уже увереннее.

Толчки и повороты

Это упражнение в большинстве случаев нравится всем малышам. Ребенка приближают к стенке и дают ему возможность оттолкнуться. Один из родителей поддерживает его, но старается принимать минимальное участие. Кроха должен самостоятельно почувствовать силу своих отталкиваний и расстояние, на которое он проплывает.

Плескание

Новорожденный расположен на животике. Его держат одной рукой за подбородок, а второй показывают аккуратные плескания: круги на воде, стекание воды по руке. Малышу будет это интересно. Вскоре он сможет освоиться лучше в водной стихии и будет самостоятельно плескаться, не имея страха. Данное упражнение специалисты рекомендуют выполнять до тех пор, пока кроха полностью не привыкнет к воде.

Плывем за игрушкой или догонялки

Упражнение выполняется на животике, малыша аккуратно придерживают под подбородок. Плавающего грудничка учим догонять уплывающую от него игрушку. Родитель показывает жестами и говорит о том, что игрушка уплывает. Ее необходимо догнать. В процессе упражнения скорость плавания игрушки чуть-чуть увеличивают. Малыш изо всех сил пытается ее догнать.

Восьмерка

Данное упражнение выполняется при условии, когда малыш уже освоил технику плавания по прямой. Упражнение может выполняться на спине или животе. Ребенок плавает по форме восьмерки. С каждым занятием размер цифры нужно увеличивать.

Качели

Упражнение, как и многие другие, выполняется в положении, когда грудничок находится на животике, и является начальным этапом нырянию. Ребенка поддерживают за голову таким образом, чтобы она находилась над водой. Карапуза опускают вниз, а затем вверх.

Ныряние

Ныряние младенца под воду является серьезным и ответственным этапом. Многие родители очень волнуются перед тем, как новорожденный будет выполнять процедуру ныряния. Родители бояться, что малыш может захлебнуться под водой. На самом деле, такой страх необоснованный.

При правильной подготовке ребенка к этому этапу, вреда для его здоровья не будет. Ребенок с легкостью задержит дыхание под водой. Ему только нужно напомнить, как это делать. Нырять научить грудничка может каждый родитель, внимательно изучив особенности и правила занятий.

Перед тем как приступить к выполнению упражнения, нужно предупредить малыша о погружении словом «ныряем» и прикрыть ему глаза рукой. У крохи произойдет автоматическая задержка дыхания при погружении в воду с головой.

Такие действия проводятся в течение десяти дней, после поставленную задачу нужно усложнить. Теперь после команды нужно не просто прикрыть глаза крохе, но и слегка брызнуть на личико водой. Первые промежутки времени нахождения новорожденного под водой должны быть около нескольких секунд. Далее с каждым днем время чуть-чуть нужно добавлять.

О нарукавниках и жилетах

Нарукавники и плавательные жилеты – это страховка для того, чтобы более спокойно купаться в отпуске, однако они не имеют никакого отношения к обучению плаванию и, более того, вредят ему.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок именно учился плавать – ни в коем случае не используйте никаких нарукавников и аналогичных средств, поскольку они нарушают баланс тела и не позволяют научиться самому главному – держаться на воде.

При этом у меня у самого сын в три года купался во время нашего отпуска в нарукавниках, так было проще и спокойнее, иначе не получилось бы отдыха. Но это не имело никакого отношения к плаванию, да и задачи такой на тот момент не стояло. На следующий год я отдал сына тренеру в бассейн, там уже пошла учеба – разумеется, без нарукавников.

Польза раннего плавания

Раннее плавание — не купание и не способ вырастить чемпиона по плаванию. Это прежде всего способ оздоровить малышей. Нагрузка на мышцы усиливает кровообращение, за счет чего головной мозг интенсивней обогащается кислородом. Это, в свою очередь, стимулирует созревание коры головного мозга. В результате улучшается регулирующая функция центральной нервной системы.

Кроме того, раннее плавание прекрасная тренировка для мышц. За счет активных плавательных движений они получают симметричную гармоничную нагрузку, укрепляются и развиваются, что помогает нормализовать мышечный тонус и стабилизировать деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем.

Благодаря регулярным занятиям в воде ускоряется развитие хрящевой ткани, своевременно формируются вертлужные впадины тазобедренных суставов. А это — хорошая профилактика дисплазии тазобедренных суставов. Снижается также риск нарушений осанки и развития сколиоза, налаживается работа желудочно-кишечного тракта. Таким образом, раннее плавание — это еще и эффективная профилактика запоров.

Показания для грудничкового плавания

Занятия этим видом спорта показаны практически всем малышам (за исключением небольшой группы пациентов), но некоторым из них они крайне необходимы.

Эти процедуры показаны детям:

  • с гипертонусом (повышенным тонусом мышц). В тёплой воде и комфортной для него среде кроха расслабляется и успокаивается;
  • с гипотонусом (пониженным мышечным тонусом). При этом состоянии малыш чаще всего вялый, малоподвижный. Плавание способствует укреплению мышечной системы и приведению её в тонус;
  • с малой массой тела, то есть рождённым весом менее 2500 граммов. Данные процедуры таким малышам повышают аппетит, улучшают двигательную активность, сон, адаптационные возможности крохи, а также нормализуют работу нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной систем. Такие изменения чаще бывают при задержке внутриутробного развития и недоношенности;
  • с асимметрией мышечного тонуса. Постоянные смены поз, а именно сгибательные и разгибательные движения в конечностях, способствуют расслаблению и напряжению мышечной системы крохи и формируют нужные двигательные ощущения в них;
  • рождённым путём кесарева сечения («кесарятам»). Вода способствует запуску тех механизмов, которые не были запущены в момент рождения и улучшает его адаптацию к окружающей среде;
  • с дисплазией тазобедренных суставов (то есть с врождённой их неполноценностью). Этот вид процедур профилактически действует на суставно-связочный аппарат, а также способствует укреплению суставов, самостоятельному движению в них;

Данная патология встречается у 2 – 4 % всех новорождённых

Важно отметить, что чаще всего этот метод не является основным или заменяющим лечение. Он является дополняющим.

  • с вальгусом, варусом, плоскостопием. Эффект при данных патологиях возникает за счёт укрепления связочного аппарата, мышечной системы;
  • с кривошеей. Чаще всего она установочная, то есть возникает ещё внутриутробно или во время родовой деятельности, но может быть и истинной — возникающей при недоразвитии грудинно-ключично-сосцевидной мышцы или в результате родовой травмы в шейном отделе позвоночного столба. При первом случае таким образом можно расслабить шейные мышцы, а при втором – эта процедура является дополняющей к основному лечению;
  • с детским церебральным параличом (ДЦП). Эта процедура является наиболее для них оптимальной, так как в ней задействованы и руки, и ноги. В результате чего достигается реакция с этих конечностей, движения становятся более скоординированными, ритмичными и согласованными. А также она устраняет болезненные ощущения, улучшает психическое, физического, эмоциональное и неврологическое состояния крохи;

Грудничковое плавание для детей с этой патологией является обязательной и неотъемлемой частью лечения. Данная процедура оказывает благоприятное влияние на сердечно-сосудистую систему, замедляет атрофию мышц, снижает мышечный тонус, закаляет ребёнка, стимулирует сенсорное развитие малыша.

с проблемами со стулом. Этот вид спорта способствует усилению перистальтики кишечника, во время плавания крохи происходит массаж животика, улучшение кровоснабжения и работы внутренних органов.

Советы родителям

Чтобы занятия приносили только пользу, педиатры рекомендуют наблюдать за поведением малыша:

  • плач во время погружения может свидетельствовать о том, что вода холодная;
  • чрезмерная пассивность и вялость могут возникнуть от чрезмерно теплой воды;
  • если вначале младенец хнычет, но быстро затихает и начинает активно барахтаться в воде, то это означает, что подобрана оптимальная температура.

Все действия должны осуществляться в спокойной обстановке и сопровождаться комментариями родителей, чтобы ребенок чувствовал поддержку и не боялся. Во избежание несчастных случаев его нельзя оставлять одного без присмотра (1-2 секунд достаточно для того, чтобы грудничок захлебнулся).

Нельзя заставлять детей плавать, т.к. такие усилия не принесут ожидаемого результата и могут спровоцировать появление психологических проблем. Оптимально начинать занятия через 45-60 минут после кормления – за этот период пища усвоится, но кроха не успеет проголодаться. Не стоит делать упражнения, если грудничок уставший.

Обучение плаванию непременно увенчается успехом, если родители верят в пользу занятий, не боятся проделывать с малышом определенные манипуляции в воде, отличаются терпеливостью и упорством. Это подарит множество положительных эмоций, укрепит физическое и психологическое здоровье, а также усилит доверительные отношения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий