У моего ребенка тугоухость IV степени или глухота, как ему помочь?
Вашему ребенку можно будет помочь, как только ему исполнится годик: в самых тяжелых случаях на помощь приходят кохлеарные импланты.
Кохлеарный имплант – электронный медицинский прибор, внедряемый во внутреннее ухо хирургическим путем
Имплант заменяет поврежденные участки структуры уха или нервной цепи. Прибор имеет и наружную часть, которая выглядит как обычный слуховой аппарат и включает в себя микрофон, речевой процессор и приемник. Кохлеарный имплант показан детям от 1 года и старше, страдающим тугоухостью IV степени или глухотой на оба уха, при отсутствии эффекта от ношения слуховых аппаратов.
Когда надевать слуховой аппарат на ребенка с тугоухостью
Если вы заметили, что ребенок плохо реагирует на звуки, запишитесь в поликлинику, чтобы получить направление к сурдологу, или на прием в наш медицинский центр. Сурдолог проведет аудиологический скрининг (детям до года) или аудиометрию. Подберет слуховой аппарат и настроит его под особенности ребенка. После первичной настройки назначит даты, когда нужно прийти на донастройку и техническое обслуживание слухового аппарата.
Приучайте ребенка носить слуховой аппарат весь день: он должен привыкнуть к разнообразию звуков и сформировать стихийное слушание. Помните, что слуховой аппарат не решит вопросы естественного развития сам по себе. Если вы не станете тренировать слуховое восприятие ребенка, он отстанет в развитии и в будущем не социализируется.
Проверка
Слух малыша проверяют в роддоме, при плановом посещении терапевта или по желанию родителей, если те заметили тревожные симптомы. Нарушение слухового восприятия бывает в форме ослабления (тугоухости) и полной потери (глухоты). Проверка фонематического и музыкального слуха происходит после года и имеет свои особенности.
В роддоме
Слух у большей части детей проверяют в роддоме, в первые сутки после рождения, двумя способами:
- отоакустической эмиссией (ОАЭ). В ухо ребёнка вводят зонд с микрофоном и динамиком, через который подаётся звуковой сигнал. Фиксируют реакцию улитки (части внутреннего уха) на звуки. Обследование проходит за 5 — 8 минут;
- исследованием слуховых потенциалов ствола спинного мозга (КСВП, ССВП, ABR, BAER). На голову ребёнка крепят 4 — 5 электродов, на уши надевают наушники, по которым передаются звуки разной громкости. С помощью специального аппарата определяют электрическую активность нервных волокон. Тест длится 5 — 15 минут.
В конце диагностики врач даёт одно из двух заключений.
- Прошёл. Скорее всего, у ребёнка нет расстройства слухового восприятия. Помните, что дети со слабым снижением слуха могут пройти проверку. К тому же нарушение может развиваться постепенно. Отведите малыша на повторное обследование спустя 2 — 3 месяца.
- Не прошёл. В этом случае назначают повторное исследование через 7 дней: есть вероятность, что амниотическая жидкость в ушном канале блокирует звук, или малыш капризничал во время тестирования. При подозрении на нарушение слуха проводят полную диагностику ABR с разными звуками, длящуюся 40 — 50 минут.
Методы, как проверить слух у новорождённого, не способны выявить нарушение со 100% вероятностью.
У младенцев и детей старше года
Если результат проверки (ОАЭ или ABR) отрицательный или родители подозревают нарушение слуха у малыша, следует обратиться к отоларингологу. ЛОР проверит состояние наружного и среднего уха. Затем подключится сурдолог — врач, специализирующийся на тугоухости.
- Опросит родителей и малыша (по возможности) о симптомах расстройства.
- Осмотрит уши.
- Проведёт аппаратную диагностику:
- ОАЭ и ABR;
- тимпанометрию. В ухе изменяют давление воздуха, фиксируя упругость барабанной перепонки;
- аудиометрию со зрительным подкреплением. Подходит для детей от полугода до двух лет. Перед глазами ребёнка видеоизображение, звук передаётся через наушники. Врач наблюдает за реакцией малыша;
- тест разборчивости речи. Ребёнка старше трёх лет просят повторить звуки, произнесённые с разной громкостью;
- тональная аудиометрия (для старших дошкольников и младших школьников). На голову ребёнка надевают наушники и просят нажать на кнопку или поднять руку, когда он услышит звуки.
Для детей младше 5 — 6 лет не проводят аудиометрию, как для взрослых. Её заменяют комплексом объективных методов (описанных выше).
Методы проверки слуха
Для проверки возможности младенца слышать наблюдают за его ответной реакцией на определенный звук. Новорожденный ребенок в 1 месяц будет реагировать на него:
- активным движением ножек и ручек;
- замиранием в попытке распознать новый для него раздражитель;
- широким открыванием глаз;
- изменением дыхания;
- пробуждением ото сна.
Все методы проверки слуха делятся на три группы и их выбор зависит от возраста человека:
- компьютерное аудиометрическое обследование;
- поведенческое обследование;
- игровая аудиометрия.
Компьютерная диагностика нарушения слуха позволяет наиболее точно определить изменения в организме новорожденного ребенка в первый месяц жизни.
Для исследования чуткости слуха у новорожденных деток от нескольких месяцев и до трех лет жизни целесообразной является методика поведенческой аудиометрии.
При использовании игрового метода можно определить качество слуха у детей от 36 месяцев до пяти лет.
В домашних условиях родители могут контролировать формирование слуха у новорожденных, применяя хорошо разработанные методики, для которых не нужно использовать специальную аппаратуру.
Почему у ребенка могут возникнуть проблемы со слухом?
К факторам риска потери слуха у новорожденных можно отнести генетическую предрасположенность, а также инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности. Ухудшение слуха также может появиться в результате гипоксии плода, недоношенности, низкой массы тела при рождении, родовой травмы и желтухи.
Частыми причинами нарушения слуха у младенцев и детей являются накопление ушной серы, отиты, приём ототоксичных препаратов, а также длительное шумовое воздействие. Врач выявит причину болезни и подберет подходящее лечение. Ребенку могут быть назначены прием специальных препаратов, удаление серных пробок, а также возможна операция на органе слуха при определенных показаниях.
Поведенческая аудиометрия
Безусловно-рефлекторный метод
У детей в возрасте до 7 месяцев состояние слуха проверяют с помощью оценки безусловных рефлексов на звук. В некоторых случаях безусловно-рефлекторную аудиометрию проводят более старшим детям, если другие поведенческие методы исследования слуха (условно-рефлекторную или игровую аудиометрию) провести не удается. Безусловно-рефлекторную аудиометрию проводят, используя генераторы звука, педиатрические ручные аудиометры, бытовые звучащие предметы, «шумные» игрушки (погремушки, барабаны, пищалки).
Рисунок 1. Безусловно-рефлекторная аудиометрия с помощью ручного педиатрического аудиометра PA5 производства Interacoustics, Дания.
В ответ на звуковую стимуляцию медсестра или врач отмечает наличие или отсутствие безусловных рефлексов ребенка на звук, среди них, основные:
- рефлекс Моро — движение подрагивания руками и ногами, ребенок вытягивает руки и ноги, а потом снова подтягивает их к телу
- кохлеопальпебральный рефлекс — сжимание век при закрытых глазах или быстрое смыкание век при открытых глазах
- дыхательный рефлекс — за глубоким вдохом следует 5–10-секундная задержка дыхания, после которой дыхание снова нормализуется
- ауропальпебральный рефлекс Бехтерева — мигание и активность век
- ауропупилярный рефлекс Шурыгина — расширение зрачка
Безусловные рефлексы новорожденных угасают в возрасте примерно 3–5 месяцев и начинают развиваться первые ориентировочные реакции
При проведении безусловно-рефлекторной аудиометрии детям старше 6-7 месяцев обращают внимание на изменение поведения в ответ на акустические сигналы, такие как:
- изменения мимики
- поворот или движение головы
- движение глазами или бровями
- сосательная активность – замирание или усиленное сосание
- изменение дыхания, движение руками и/или ногами.
Методы самостоятельной проверки детского слуха
Чем раньше родители заметят, что у ребёнка есть нарушения в восприятии звуков, тем быстрее слух можно скорректировать, обеспечив малышу нормальное развитие. Кроха быстро догонит своих сверстников и ничем не будет отличаться от других детей.
Младенец, у которого есть проблемы со слухом, плохо осваивает двигательные навыки и не имеет возможности полноценно познавать мир. В результате у него может страдать интеллект.
Способы проверки слуха у младенца
В первый год жизни малыш может реагировать на звук лишь рефлекторными движениями. В домашних условиях для проверки слуха используют метод хлопков «рефлекс Моро» или гороховую пробу метода Калмыковой.
Если громко хлопнуть в ладоши, находясь вне зоны видимости, то нормально слышащий ребёнок обязательно вздрогнет. На этом основан рефлекс Моро. С его помощью любая мама может провести проверку слуха у младенца в домашних условиях. Тест не даёт идеального результата, но позволяет исключить врождённую тугоухость 3 и 4 степени.
Для его проведения грудничка кладём на ровную поверхность в спокойном состоянии. Это может быть кровать, стол или весы.
После этого нужно чувствительно хлопнуть в ладоши в 20-30 см от его уха и посмотреть на реакцию. Если малыш вздрогнул от неожиданности или даже заплакал от испуга, то всё нормально. Если реакции нет, то рекомендуется посоветоваться с врачом.
Для гороховой пробы — метода Калмыковой — в пластиковую бутылку засыпают горох на 30-40% от объёма так, чтобы при резких движениях бутылки раздавался громкий звук. Мама или папа должны выбрать место, где ребёнок их не может увидеть. Примерно через 5 секунд после звучания пластиковой бутылки малыш должен среагировать на звук. Далее горох меняют на любую крупу, чтобы звук был менее громким и повторяют действия.
# | Наполнение | Количество издаваемых децибел |
1 | Бутылочка с горохом | 70-80 дБ |
2 | Бутылочка с гречкой | 50-60 дБ |
3 | Бутылочка с манной крупой | 30-40 дБ |
Для сравнения, детский плач соответствует уровню в 80 дБ, а звук автомобильного гудка 120 дБ. Уровень звука в 200 дБ является смертельным для человека.
При отсутствии возможности проверить слух бутылочками с горохом или крупой, используют обычные погремушки.
Проверять необходимо оба уха, соответственно меняя своё местоположение. При проведении пробы внимательно наблюдают за реакцией малыша. Он может:
- Моргнуть;
- Зажмуриться;
- Вздрогнуть;
- Широко раскрыть глаза;
- Замереть;
- Повернуть голову.
Отсутствие рефлексов свидетельствует о проблемах со слухом. В этом случае необходимо обратиться к врачу.
Речевой тест для детей 2-4 лет
У более старших детей, находящихся в возрасте 2—4 лет, из-за нарушения слуха возникает заметная задержка в развитии речи. Ребёнок плохо говорит, не может правильно повторить слова и не умеет чётко изложить свои мысли. В дальнейшем это серьёзнейшим образом повлияет на его адаптацию в обществе и психологическое состояние. Проверка звуковосприятия в домашних условиях поможет на ранней стадии выявить проблемы малыша.
Многие родители не знают, как проверить слух у ребёнка 3 лет. Это несложно и можно сделать с помощью игры или обычной человеческой речи. Например, трёхлетнему малышу можно предложить угадать, в какой руке игрушка. Для этого обе руки, в одной из которых погремушка, прячут за спину. Нормально слышащий ребёнок ориентируется на звук и легко справляется с заданием.
Проверить слух маленького ребёнка можно и другим способом:
- Несколько любимых игрушек сложить в одном месте.
- Находясь рядом с малышом, шёпотом попросить его принести мячик или куклу.
- Если задание выполнено, тогда нужно отойти немного дальше и снова шёпотом попросить другую игрушку.
- Когда ребёнок не слышит и не выполняет задание, голос следует повысить до обычного, а затем громко повторить просьбу.
По поведению малыша можно определить расстояние, с которого он слышит слова, произнесённые громко и тихо. Чтобы проверить слух у ребёнка в 4 года с помощью речи, можно воспользоваться следующим методом:
- Одно ухо закрывают турундой (марлевым или ватным шариком), чтобы проверить другое.
- Родитель отходит на 6—7 метров в сторону, чтобы малыш не мог его видеть.
- Шёпотом произносит понятное слово и просит ребёнка повторить.
- Если малыш не услышал, тогда нужно подойти на шаг ближе и снова произнести слово.
- Таким образом проверяют звуковосприятие обоих ушей, переставив турунду.
Лучше, если такая проверка будет проходить в игровой форме. Ребёнок должен воспринимать её как увлекательную игру. В этом случае он будет гораздо охотнее повторять слова и не станет капризничать. Для проверки громкой речи (высокочастотных звуков) расстояние увеличивают до 15 метров. Слова произносят громко и чётко. Малыш должен также чётко их повторить.
Фонематический
Фонематический слух — возможность воспринимать человеческую речь и отличать её от других звуков. Способность формируется постепенно к двум годам. До 5 лет ребёнок допускает ошибки в разговоре, однако после речь становится «чистой», звуки произносятся правильно. Отведите малыша к логопеду, если есть грубые нарушения к 4 — 4,5 годам:
- ошибки в произношении фонем л и р (например, говорит «игла» вместо «игра»);
- заменяет или смешивает звуки (т — к, д — г и другое);
- пропускает гласные/согласные, переставляет, проговаривает лишние буквы, смягчает согласные («садь» вместо «сад»);
- заменяет схожие фонемы (з — с, ш — ж, к — г).
Фонематический слух нарушается из-за патологических процессов в коре головного мозга. Слуховое восприятие искажается. Ребёнок воспроизводит звуки такими, какими он их слышит. Поэтому появляются ошибки в звукопроизношении.
https://youtube.com/watch?v=bzokFpYJ8zc
голоса
Рейтинг статьи
Чем помочь ребенку: как улучшить слух
На сегодняшний день медицинские технологии зашли столь далеко, что могут помочь ребенку с любым расстройством слуха. Узнайте, что именно поможет Вашему ребенку.
Правильный выбор слухового аппарата практически полностью нивелирует дисфункцию органа слуха ребенка и обеспечит нормальное развитие навыков речевого общения. Выбор типа слухового аппарата зависит от целого ряда факторов: остроты слуха ребенка, его индивидуальных потребностей (а в старшем возрасте – личных предпочтений), образа жизни и т.д.
- Заушный слуховой аппарат (BTE). Рекомендован для маленьких детей. Слуховой аппарат располагается за ухом, имеет компактный размер и выпускается в разнообразной цветовой гамме. Детские слуховые аппараты помогают как при легкой, так и при тяжелой тугоухости.
- Внутриушной аппарат (ITE). Подходит для самостоятельных подростков от 15 лет. Изготавливается индивидуально в соответствии с анатомическим строением слухового канала. Может использоваться при тугоухости I-III степени.
- Аппарат с внешним ресивером (RIC). Еще один вариант для детей старшего возраста. В этой модели микрофон, как и в заушном слуховом аппарате, помещается внутри корпуса, а ресивер выносится наружу и помещается в слуховой канал. Такой аппарат имеет меньший размер и выглядит эстетичнее. Может использоваться при тугоухости I-III степени.
Сколько необходимо слуховых аппаратов: один или два?При двусторонней потере слуха рекомендуется бинауральное слухопротезирование, т.е. ношение двух слуховых аппаратов.
Метод Калмыковой
Более сложная методика разработана врачом Калмыковой и предполагает использование предметов, которые создают различный по силе звук. Для изготовления анализаторов используют одинаковые банки из пластика, на треть заполненные в каждом доме манкой, гречкой и горохом.
С малышом работают 2 человека – один играет с малышом, показывая ему красивую, ярко раскрашенную игрушку, второй – на расстоянии 10-15 сантиметров трясет банкой с крупой над ухом ребенка. На каждом этапе проверки используют различные банки. Первой используют емкость с манкой, затем с гречкой, в последнюю очередь – с горохом. Между тестами делают минутный перерыв. В каждом периоде развития младенец реагирует на разную интенсивность звука – до 6 месяцев это 70 децибел.
Нормальный ребенок заинтересуется игрушкой, но одновременно будет реагировать на звук банки с гречкой и горохом, если реакция не появится — это должно насторожить родителей.
Как выработать условно-поведенческую реакцию у ребенка
Целесообразно готовить к аудиометрии ребенка, которому уже исполнилось полтора года. Детей младшего возраста обследуют объективным методом – путем регистрации КСВП. При этом проверяют коротколатентные слуховые потенциалы на тональные сигналы. Малыш постарше способен самостоятельно втягиваться в игру и вырабатывать поведенческие реакции.
Первое время играйте втроем: один из родителей берет роль ведущего, второй становится моделью поведения. Задача подготовительного этапа – научить ребенка выполнять какое-либо действие по звуку. Например, вы бросаете мяч в стену. Когда он ударяется, второй родитель хлопает в ладоши и произносит «бум!». Повторяйте действие несколько раз, чтобы ребенок видел его, понимал и копировал. Если у него трудности, вы или партнер помогаете выполнить упражнение: обхватываете ладонями руки ребенка и хлопаете вместе. Чаще малыши активно участвуют в играх, и трудностей с этим этапом не возникает.
Есть несколько общих правил, которые мы не рекомендуем нарушать:
первые занятия начинайте с громких звуков. Следите за реакцией ребенка: если звуки вызывают раздражение или страх, замените их;
находитесь в зоне видимости: сначала показывайте действие, потом сопровождайте его звуком
Это помогает понять причинно-следственные связи;
мягко пресекайте попытки ребенка начать игровое действие без звукового сигнала;
делайте игры разнообразными, чтобы они не наскучили;
меняйтесь местами: важно, чтобы ребенок чувствовал себя главным и мог «управлять» вами.
В кабинете сурдолога не так уютно, как дома, однако в некоторых клиниках разрешают приносить свои игрушки
Какие осложнения беременности могут повлиять на слух ребенка
Потеря слуха может быть вызвана наследственными и ненаследственными генетическими факторами, а также некоторыми осложнениями во время беременности. А именно:
краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;
ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности.
Будьте здоровы!
Читайте о возможностях Диагностического центра по вопросам педиатрии.
Находитесь в поисках клиники, которой можно доверить здоровье своего ребенка? Доверьтесь специалистам клиники ISIDA. Возникли вопросы? Мы с радостью ответим на них, если Вы позвоните в клинику ISIDA по телефонам 0800 60 80 80, +38 (044) 455 88 11. Или задайте нам свой вопрос на нашем сайте и мы обязательно на него ответим.
Куда обращаться при нарушении слуха
Проверкой слуха занимается сурдолог
Он сможет определить, действительно ли есть отклонения, и требуется ли малышу повышенное внимание, тем более, лечение. Сурдолог оценивает, насколько малыш плохо слышит, при необходимости подбирает слуховые аппараты и помогает решить проблемы, которые сопутствуют тугоухости
Также ребенка могут направить к лору. Он диагностирует и лечит заболевания, способные вызвать проблемы со слухом. Чаще всего провоцирующим фактором становится запущенный отит. Однако к повреждениям барабанной перепонки могут привести и мелкие предметы, которые дети способны засунуть в ухо.
Методы проверки слуха
Понять, хорошо ли слышит ребенок, можно, оценив его безусловные рефлексы. В ответ на звуковой раздражитель он должен как-либо отреагировать. Например, пошевелить ручками и ножками или дернуть веками, что заметно, даже если глаза грудничка закрыты. Шум может напугать ребенка, из-за чего расширятся его зрачки.
Ребенок вздрагивает ручками, слыша громкий звук
Обратите внимание! Безусловные рефлексы присутствуют у ребенка с рождения, по мере взросления угасают. В норме они должны исчезнуть к 3-5 месяцу жизни
Малышей постарше, начиная приблизительно с полугода, проверяют, наблюдая за их поведением. Когда дети слышат резкий или незнакомый звук, они начинают крутить головой, двигают глазами, могут замереть или задержать дыхание. Подобная оценка слуха не считается стопроцентной, ведь реакция малыша напрямую зависит от его настроения и самочувствия.
Более достоверную картину отражают проверки с помощью аппаратов. Исследования помогают понять, реагируют ли нервные клетки на звуковой раздражитель, и, соответственно, оценить степень потери слуха. Также с помощью процедур можно узнать, как проходит звук по среднему и внутреннему уху, определить, насколько подвижна барабанная перепонка.
Родители должны понимать, что при малейших подозрениях на то, что малыш плохо слышит, нужно обратиться к врачу. Если у крохи действительно нарушен слух, то ранняя диагностика поможет избежать задержки речевого развития.
Аудиограмма в клинике
Аудиограмма — это график, который наглядно демонстрирует отклонения в восприятии звуков разных частот. Благодаря ему врач может распознать как вид заболевания, так и его степень. Обследование проходят с помощью аудиометра — специального электронного аппарата.
Через наушники подаются звуки разной громкости, интенсивности и частоты. Услышав их, малыш нажимает кнопку, а врач фиксирует результат на графике. При обнаружении проблем сурдолог назначает лечение или дополнительное обследование. В случае необходимости маленького пациента направляют на протезирование, подбирают слуховой аппарат.
Причинами для обращения в сурдологический центр могут служить любые отклонения в звуковосприятии. К ним относятся:
Отсутствие связной речи в возрасте от 1 до 2 лет;
Нарушения в формировании звуковых оборотов;
Игнорирование речи родителей;
Постоянное переспрашивание;
Отсутствие понимания обычной речи на расстоянии менее 7 метров;
Ситуации, при которых малыш обращает внимание на мимику говорящего больше, чем на его слова.
При любом из перечисленных признаков снижения слуха нужно обратиться к врачу. Родителям не стоит стесняться показывать специалисту здорового ребёнка. Лучше быть перестраховщиками, чем пропустить начало серьёзного заболевания.
Снижение слуха – не приговор
Случается так, что окружающие даже не догадываются, что у ребенка есть какие-то особенности развития. Это подтверждается историями наших пациентов.
Одна из таких историй – про девочку с синдромом Тричера Коллинза, которая использовала слуховые аппараты костного проведения. Обучалась она в массовой школе. Однажды ее мама поинтересовалась, можно ли отдать ребенка в музыкальную школу. Врач дал согласие и отметил, что это будет отличным подспорьем для развития слухового внимания. Девочка сдала вступительные экзамены и стала учиться играть на пианино. Спустя 3 года обучения у нее сменилась учительница. Из любопытства педагог спросила, почему девочка все время носит повязку. Выяснилось, что никто не знал о ее особенностях и о том, что она слабослышащая.
Такие истории доказывают, что дети со сниженным слухом ничем не отличаются от здоровых детей. При грамотном подходе их слух и речь развиваются в соответствии с возрастными нормами и никак не выделяют их среди других.
Не упускайте драгоценное время. Пусть у малыша будет то, что ему нужно больше всего: возможность развиваться и любящие, принимающие его родители.
Как приучить ребенка реагировать только на звук
Переходите к этапу, когда ребенок научится ждать звук. Играть можно вдвоем. Вам понадобится ширма — книга или листок бумаги, чтобы скрывать рот от взгляда малыша.
Садитесь за стол напротив ребенка. На столе должны быть орешки и тарелка
Жестом обратите внимание ребенка на свои губы и произнесите череду повторяющихся слогов. Пусть это будет «ла-ла-ла» – слоги должны оставаться неизменными на протяжении всей игры
В момент говорения возьмите рукой ребенка орешек и переложите в тарелку. Повторяйте с разными ритмами и паузами до тех пор, пока малыш не начнет выполнять действие сам. Это нужно, чтобы исключить автоматизм.
Ваша задача – помочь выработать реакцию действием на звук. Как только она появится, усложните игру: произносите звуки, скрыв рот за ширмой. Исключите высокочастотные звуки «с», «ш», «х»: их громкость уменьшается при встрече с препятствием.
Чем общительнее ребенок, тем проще ему на приеме у врача
Как проверить слух у ребенка самостоятельно
Оценку остроты слуха у детей в плановом порядке выполняет врач — сурдолог, но ухудшение или полная потеря слуха могут наступить внезапно, поэтому главная ответственность за выявление нарушений слуха ложится на плечи родителей. Узнайте, как оценить остроту слуха у детей.
Когда ребенок начинает хорошо слышать?
Органы слуха у плода развиваются полностью к 20 неделе беременности, поэтому новорожденный малыш должен вас слышать, различать высоту звука и интонацию
А это значит, что следить за остротой слуха нужно с самого рождения.
Как нам узнать, что у ребенка слабый слух? Симптомы тугоухости зависят от степени сниженности слуха. У ребенка может присутствовать один симптом или все сразу. Типовые признаки нарушений слуха в детском возрасте:
- Новорожденные, малыши до 3-х месяцев Малыш не реагирует на резкие звуки и на тихий голос матери, не интересуется звуковыми игрушками. Отсутствует рефлекс Моро (движение или расширением зрачков в ответ на громкий звук).
- Дети до 3-х лет Ребенок не реагирует на сказанное тихим голосом, пока не увидит говорящего, инстинктивно поворачивается к источнику интересующего его сигнала ухом или приближается к нему, громко и плохо разговаривает, плохо усваивает информацию.
- Дети от 3-х лет Каверкают слова, произнося их без окончаний или пропуская часть букв, часто переспрашивают, пристально всматриваются в лицо собеседника, повышают громкость звука телевизора, плохо усваивают информацию, поданную в звуковом режиме.
- Дети старшего возраста Жалуются, что плохо слышат учителя, делают ошибки в словах, слабо учатся.