Трёхколёсные самокаты после 3-х лет
Самокат – необходимый спортивный инвентарь для развития и досуга ребенка. В 1,5—2 года малыш только знакомится с этим средством передвижения, поэтому наличие «дополнительных» колёс, вполне допустимо. Так ребёнок может научиться уверенно кататься самостоятельно без помощи взрослых. Но в возрасте 3-х лет малыша следует пересаживать на «транспортное средство» классом выше — с двумя колёсами.
Управление двухколёсной модели потребует от карапуза определённой сноровки. Такой самокат более скоростной и манёвренный, поэтому понадобится чуть больше времени, чтобы уловить все нюансы и совладать с равновесием. Без синяков и шишек тоже не обойдётся – и это нормально. Конечно, многие родители стараются уберечь своих чад от ненужных ссадин и слёз, а себя — от необходимости помочь ребёнку овладеть этим навыком. Поэтому большинство малышей так долго не пересаживаются на двухколёсные самокаты и велосипеды.
Умственная отсталость
Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.
Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:
- тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
- в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.
УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.
Различают три степени олигофрении:
- дебильность;
- имбецильность;
- идиотия.
Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.
Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.
Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.
Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.
Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.
После 9 месяцев: построение настоящих взаимоотношений
Страх перед чужими длится от 2 до 8 недель. В течении этого периода ребенок может замкнуться даже от отца. Однако между 8 и 9 месяцами он снова возобновит отношения с папой, но в более зрелом смысле. Степень привязанности ребенка к отцу зависит от того, насколько тот вовлечен в процесс ухода за малышом. Ребенок может узнавать отца и любить играть с ним, но все же нередко он занимает не такую близкую позицию, как мама, поскольку роль добытчика в семье предполагает меньшую занятость в повседневных заботах. Отец становится гораздо более значимым в глазах ребенка по прошествии нескольких месяцев, или даже лет.
Постепенно ребенок устанавливает более тесные отношения с другими членами семьи или близкими друзьями родителей, но привязанность ребенка определяется степенью вовлеченности взрослого. Поведение малыша по отношению к взрослым вне семьи очень сдержанное. Сейчас он четко определяет разницу между близкими родственниками, дружелюбными знакомыми и незнакомцами. Кровное родство не имеет для него значения. Его отношения с соседом могут быть ближе, чем с бабушкой, которая живет далеко.
К концу первого года ребенок умеет ползать, а иногда и ходить, интересуется окружающим миром, храбро проходит несколько метров без мамы и папы, но сразу возвращается под их защиту, как только видит место, несущее потенциальную опасность, а также если он устал или поранился; дружелюбный к знакомым людям даже вне семьи, но не без разбора, каким он был в 4 или 5 месяцев.
Читаем также: Что делать, если папа боится оставаться с ребенком — 7 простых советов
Скачки у детей до года
Если ребенок здоров, его не беспокоят колики, нет намека на то, что прорезываются зубы, но малыш сводит с ума своими капризами, то, скорее всего, это кризис развития, через который проходят все. Дети до 12 месяцев растут вовсе не планомерно, а скачками.
Происходят «рывки» в такие моменты жизни малыша:
- между 1-ой и 3-ей неделей от рождения;
- с 6-ой по 8-ую неделю жизни;
- в 3-месячном возрасте;
- в 6-месячном возрасте;
- в 9-месячном возрасте.
Но не обязательно скачки роста приходятся на один и тот же период у всех детей. Каждый ребенок развивается в своем темпе, поэтому периоды могут сдвигаться. Но, как правило, длится скачок 2-3 дня, хотя у некоторых малышей он может затянуться на 7 дней.
«Рывки» в развитии малыша проявляются так:
- он сильно капризничает и плачет по любому поводу;
- аппетит повышается – он постоянно требует грудь, поэтому маме может показаться, что ее молока не хватает;
- он засыпает только на руках;
- засыпает долго и спит чутко;
- успокоить малыша, если он расплакался, привычным способом не удается;
- он не дает маме заниматься делами, не отходя ни на шаг;
- может закатиться в истерике, увидев в доме незнакомых людей.
В такие периоды маме важно понять ребенка, разговаривать с ним, кормить по первому требованию, успокаивать различными способами и носить на руках. Если к крохе в моменты «рывков» развития отнестись слишком строго, он может потерять веру в себя и родителей, начнет требовать опеки и внимания еще больше
Но потакать капризам не стоит, иначе ребенок будет использовать слезы, чтобы добиться желаемого.
Правильное отношение к ребенку в этот момент поможет предотвратить психические расстройства в будущем.
Формы заболевания
Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению.
- Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.
Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.
Таблица норм прибавки веса и роста
С 70-х годов прошлого века все развитые страны для оценки нормы развития новорожденных детей использовали справочные показатели, принятые ВОЗ. В них указывалось, сколько должен весить новорожденный в разные этапы своей жизни и какова норма прибавки веса и роста по месяцам. Однако считалось, что данные, приведенные в этих рекомендациях, не совсем верны. Поэтому на протяжении практически 30 лет собиралась статистика развития почти 10 тысяч детей из стран с разным климатом и экономическим уровнем.
Исследователи в своих изысканиях обращали внимание на параметры соотношения длины и массы тела, в течение всего периода изучая, сколько весят младенцы при рождении, каковы прибавки роста и набор веса по месяцам. Показатели эти собирались у изучаемых детей до достижения ими возраста 5 лет
На основании этой поистине скрупулезной работы членов ВОЗ была создана таблица норм прибавки веса и роста детей. Она опубликована в 2006 году, и данные в ней делятся по половому признаку, поскольку развитие девочек и мальчиков несколько различается.
Развитие любого грудничка оценивается по этой таблице. Педиатр будет измерять на каждом приеме длину тела вашего новорожденного и его вес, сравнит с данными предыдущего взвешивания и оценит, каким получился набор за период. Доктор обязательно сравнит, сколько должен весить младенец по статистике ВОЗ. В случае несоответствия, врач подскажет, как следует скорректировать режим и объем питания, если вес вашего грудничка далек от нормы.
Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?
Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.
Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.
Как проявляется задержка психического развития?
При ЗПР отстают в развитии:
все формы мышления — сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, мыслительная деятельность понижена;
память — лучше воспринимается наглядный материал, сложно запомнить информацию на слух. Память детей с ЗПР развита плохо – они с трудом запоминают инструкции, им сложно пересказать текст или повторить задание;
восприятие — для переработки информации таким детям нужно намного больше времени, чем их сверстникам
Им тяжело составить представление об окружающем их мире, представить величины (длина, ширина, объём), у них низкий уровень ориентировочно-исследовательской деятельности, пространственное восприятие снижено, они испытывают сложности с формированием целостного образа предмета;
эмоционально-волевая сфера — свойственны инфантильность, эмоциональная нестабильность, возбудимость, сложности с организацией своей деятельности;
внимание — ребёнку сложно сосредоточиться, сконцентрироваться, дослушать вопрос или задание до конца. Он перебивает, начинает отвечать раньше времени, ему трудно усидеть на месте, он слишком «громкий», импульсивный, нетерпеливый, несобранный
На уроках часто отвлекается, воспринимает информацию частично (фрагментарность внимания).
Ребёнку с ЗПР трудно ориентироваться в пространстве, он не сможет отыскать вещь, если изначально не знает, где она лежит, даже если она находится на самом видном месте. Также таким детям трудно определить какой-либо предмет наощупь, запомнить, как он выглядит, и рассказать о нём по памяти.
При ЗПР у детей часто наблюдаются низкая речевая активность, отставание речевого развития (ЗРР, ЗПРР). Их словарный запас беден, не соответствует возрастным нормам, фонематический слух плохо развит, речь не сформирована, высказывания примитивны и нецеленаправленны, они часто путают, пропускают или заменяют в словах звуки и буквы (парафазия).
Когда нужно беспокоиться?
В отличие от педиатра, который видит малыша 10 -15 минут во время осмотра, родители наблюдают ребенка ежедневно, поэтому важно пристально следить за его поведением и настроением. Если ребенок посещает детский садик, обязательно прислушайтесь к замечаниям воспитателей: они могут оказаться очень ценными для своевременного выявления задержки в развитии
Вас должны насторожить следующие сигналы:
- малыш очень пуглив, замкнут в себе, постоянно тревожится, или, наоборот, проявляет агрессию, впадает в истерики, капризничает без видимой причины;
- с трудом переживает разлуку с родителями, особенно матерью, даже если они находятся недалеко, но не рядом;
- избегает игр и занятий, где требуется применить воображение;
- не стремится к общению со сверстниками, не выстраивает зрительного контакта с другими людьми;
- не может выполнять команды, которые состоят из двух действий (например, «возьми игрушку и убери ее на место»);
- не может подолгу концентрироваться на каком-либо занятии (более 5-7 минут);
- скупо выражает свои эмоции, чаще всего ребенок выглядит грустным и подавленным;
- плохо говорит, использует примитивные фразы, не употребляет множественное число, речь может быть представлена лишь отдельными словами;
- не в состоянии построить домик или башню более чем из восьми кубиков;
- у него никак не получается правильно держать карандаш, по сравнению со сверстниками, он плохо рисует;
- не владеет базовыми бытовыми навыками – не может сам раздеться или одеться, помыть руки, умыться, не пользуется столовыми приборами.
Если вы заметили хотя бы три признака из приведенного списка, это уже серьезный повод для беспокойства. Необходимо как можно быстрее показать малыша неврологу, детскому психиатру, психологу, дефектологу. Если кто-то пытается вас переубедить, что все в порядке, мол, перерастет, не слушайте, а ищите хорошего специалиста. Иначе будете сожалеть об упущенном времени.
Когда нужно срочно посетить специалиста?
Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:
- ребенок плохо ест без видимой причины;
- к 1,5 годам не ходит самостоятельно;
- часто падает, неуверенно ходит, ему не удается удержать равновесие при сидении, стоянии или ходьбе;
- не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
- не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
- не играет в подвижные игры.
При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:
- малыш не реагирует на свое имя;
- не обращает никакого внимания на других детей и взрослых, избегает общения с ними, не может выстроить зрительный контакт,
- его поведение и настроение постоянно резко меняются;
- у него осталась младенческая привычка сосать большой палец;
- он не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон.
О том, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи.
Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:
- не слышит и не понимает обращенную речь;
- не произносит простейшие слова, даже из «своего» языка;
- не может составить фразу из двух-трех слов;
- не отвечает на простые вопросы;
- не выражает словесно свои потребности.
Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.
Как проходят скачки роста по неделям до года
Таких скачков до года у ребенка происходит целых 8! До полутора лет он встретится еще с двумя. Все они закономерны и изучены в наше время. Каждый кризис характеризуется важными этапами в развитии малыша.
1 скачок — 5 недель
В этот период ребенок овладевает мимикой и учится улыбаться. Он внимательно рассматривает окружающие его вещи и откликается на прикосновения.
2 скачок — 8-9 недель
Ребенок начинает держать голову, рассматривает свои ручки и ножки. Любопытно рассматривает движущиеся предметы. Уже может держать игрушки. Появляются попытки сделать переворот. Кризисной и тяжелой является 8 неделя. С 9 недели кризис пойдет на спад. Уже на 10 неделю малыш становится спокойней.
3 скачок — 12 недель
Малыш начинает менее резко двигаться — его движения будто становятся плавнее. Он внимательно рассматривает пространство вокруг себя. Постепенно учится управлять своим голосом.
4 скачок — 15-19 недель
Начинает дотягиваться до предметов, находящихся в отдаленном положении. Имитирует новые звуки. Уже умеет совершать перевороты.
5 скачок — 23-26 недель
Ребенок начинает приподнимать корпус, отталкиваясь на вытянутые руки. Повышается его активность. Он начинает осознавать расстояние. Появляются первые попытки ползать.
6 скачок — 29-30 недель
Особенно развиваются тактильные ощущения. Малыша интересуют консистенции и текстура. Он пробует все на вкус и ощупь. Видит различия между предметами и их признаками.
7 скачок — 34-37 неделя
Ребенок пытается перемещать и складывать предметы. Он учится управляться сразу с несколькими вещами. Появляется простейшее понимание причинно-следственных связей.
8 скачок — 51-55 неделя
Ребенку исполняется годик. Он начинает импровизировать — появляется баловство, фантазирование. Ребенок сам учится находить решения в простых задачах. Он уже ходит. Понимает, что от него хотят.
После года до полутора лет вам с ребенком придется столкнуться еще с двумя кризисами — на 60-64 неделе и с 70 по 72 неделю. После предыдущих восьми скачков вы справитесь с ними гораздо легче.
Как быть родителям
Кризисы скачков роста у детей до 1 года доставляют немало дискомфорта его родителям. Постоянный плач и капризы ребенка могут сводить с ума. Главное, что нужно помнить — это скоро закончится. После кризиса наступают безоблачные деньки, в которые ребенок радует маму и папу своими новыми умениями.
В этот период лучше всего отказаться от своих дел и как можно больше дать заботы своему малышу. Пусть он чувствует ваше присутствие и поддержку. А с домашними делами пусть помогут ваши близкие.
Позаботьтесь также о своем отдыхе. Чем спокойнее будете вы, тем легче пройдет для вас этот кризис.
Не отказывайте ребенку в эти периоды быть на руках как можно чаще. Контакт «кожа к коже» очень успокаивает ребенка и заставляет его чувствовать себя в безопасности. Ваше тепло поможет ему пережить спокойней этот кризис.
Разговаривайте с ребенком. Голос мамы действует успокаивающе на малыша. Помогут как чтение сказок, так и исполнение колыбельных. Даже ласковый разговор успокоит ребенка.
Используйте слинг. Держать постоянно ребенка на руках может быть физически изнуряюще. В таких случаях может помочь слинг. Так ребенок будет с мамой, а ваши руки будут свободны.
«Так малыш развивается» — вспоминайте эту фразу, когда становится очень тяжело. Все, что сейчас происходит — часть прекрасного. Ваш ребенок становится смышленее, взрослее, умнее. Вспомните, как взрослые «капризничают» выходя из зоны комфорта. С ребенком происходит похожее. Он проходит большую трансформацию. Постарайтесь войти в положение. Когда вы знаете, отчего все капризы, они воспринимаются проще.
Отдыхайте вместе. Дневной сон можно провести вместе с ребенком, лежа рядом с ним. Такой отдых будет на пользу вам двоим.
Будьте рядом. Это не значит что нужно бросить абсолютно все свои дела из-за ребенка. Берите его с собой — на кухню, в магазин и т.д. Когда малыш видит маму, ему гораздо спокойнее.
Основным пунктом «программы» регулярных медицинских осмотров детей до года является измерение роста и веса ребенка и сравнение этих показателей с табличными
Обратите внимание, что это статистические данные, причем полученные преимущество для детей, вскармливаемых искусственными смесями
Где можно получить помощь?
Микротоковая рефлексотерапия — достижение российских специалистов. Технология разработана сотрудниками самарского терапевтического комплекса «Реацентр».
В «Реацентре» используется комплексный подход к ведению детей с задержками развития.
Цели: воздействовать и на причину заболевания, и на её последствия.
Перед началом лечения выполняется тестирование на программно-аппаратном комплексе «МЭКС» и подбирается индивидуальная программа лечения для каждого маленького пациента.
Ребёнком занимаются врачи разных специальностей и педагоги: неврологи, педиатры, рефлексотерапевты, логопеды, дефектологи и психологи.
Услуга доступна в Екатеринбурге
Для получения первичной бесплатной консультации и проведения комплексного лечения обращайтесь в «Реацентр» в Екатеринбурге:
г. Екатеринбург, ул. Баумана, 28Б, т. (343) 300-12-50
Бесплатный звонок по России: 8-800-2222-602
Веб-ресурс: www.reacenter.ru
Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистами. |
Умеренная и тяжелая степень умственной отсталости
Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает мало развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.
Внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. . Своевременная коррекция позволит детям овладеть такими навыками:
Своевременная коррекция позволит детям овладеть такими навыками:
- Несложные трудовые операции.
- Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
- Ориентация в быту.
- Основы правильного поведения.
В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Во взрослом состоянии признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных интернатах
Отличие ЗПР от умственной отсталости
Дифференциальную диагностику этих двух состояний можно провести с 5-5.5 лет. То есть получается, что до 5 лет врачи (неврологи, психиатры) на практике пишут в заключении «ЗПР», а далее уже выставляется диагноз (помним, что по текущей международной классификации болезней ЗПР не является медицинским диагнозом).
Для того, чтобы достоверно отделить УО от ЗПР, необходимо провести диагностику с помощью детского теста Векслера. Существуют и другие диагностические инструменты, которые помогают «измерить» степень и структуру задержки развития психики, но на текущий момент только по Векслеру есть четкая градация: при УО ребенок набирает менее 69 баллов. При этом оптимально проводить тестирование в возрасте около 8 лет. Как на практике, так и по результатам теста, есть «прослойка» детей, которые имеют достаточно грубую задержку развития на церебрально-органической почве, но тем не менее еще не относятся к категории УО.
Отличия УО от ЗПР на практике:
- Ребенок с УО не имеет познавательного интереса;
- Не переносит усвоенный материал на другой аналогичный;
- После перерыва в занятиях – «как чистый лист», то есть очень плохо усваивается то, что было пройдено, не актуализируется;
- Разница между актуальным уровнем развития и биологическим возрастом – более 2 лет;
- У детей с УО не формируется абстрактное мышление;
- Ребенок с ЗПР даёт лучшую динамику, а также успешно справляется с заданиями из «зоны ближайшего развития» с помощью взрослого;
- Игровая подача материала повышает результат у ребенка с ЗПР, в то время как при УО ребенок соскальзывает с задания в игру;
- Изобразительная деятельность у детей с ЗПР, как правило, развита лучше.
Как быть, если данные младенца далеки от стандартов ВОЗ?
Прежде чем начать переживать из-за того, что ваш малыш не дотягивает до стандартов, которые указывает таблица ВОЗ, или наоборот превышает их, подумайте, каким ростом обладают члены ваших семей. Ведь если нет серьезных патологий — а их, как правило, специалисты видят сразу, — то помните, что рост и вес детей гармонично скоррелированы.
Если малыш хорошо кушает, но данные его измерений и взвешиваний меньше стандартных, то скорей всего он просто маленький и ростом должен пойти в кого-то из низкорослых близких. Так же в большинстве случаев объясняется и небольшой «перебор» длины и веса. Часто слишком активный набор веса у детей, начинающих после полугода ползать, снижается до стандартных показателей, и они в итоге весят столько, сколько указывает таблица ВОЗ в строке нормы.
Не стоит пугаться несоответствия статистике — это всего лишь цифры. Каждый ребенок — это индивидуальность, со своими особенностями роста и развития, которые не загнать в строгие рамки таблиц. Если вы видите, что ваш малыш активен и жизнерадостен, — значит все с ним нормально. А как лучше скорректировать недостаток или переизбыток веса вам подскажет ваш участковый педиатр, если сочтет эти меры необходимыми.
Скачки роста у детей сопровождаются негативными изменениями в настроении и поведении. Чтобы понять, почему ребенок капризничает и плохо спит, нужно знать, когда происходят такие скачки. Тогда становится легче понять малыша и помочь ему.
Что делать?
В первую очередь нужно установить причину отставания – это отправная точка для назначения грамотной терапии и составления индивидуальной коррекционной программы. Для этого вам нужно посетить нескольких детских специалистов.
При возможности отдайте ребенка в коррекционный или дефектологический детский сад. Если отклонение в развитии выявлено в начальной форме, то после 2-3 лет в таком учреждении ребенок может догнать сверстников и пойти вместе с ними в обычную школу. В том случае, когда посещение детсада невозможно, обязательно ходите на занятия к детским специалистам и занимайтесь дома сами по индивидуальной коррекционной программе.
Самое главное в коррекции – не упустить время. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему догнать сверстников, тем хуже окажутся результаты занятий. Статистика показывает, что если, например, малыш не заговорил к пяти годам, то появление речи маловероятно. Поэтому не откладывайте визит к специалисту на неопределенное будущее, а запишитесь на консультацию прямо сегодня. Не жалейте сил и времени на занятия. Благополучие ребенка превыше всего.